К великому счастью, мы не беззащитны против всех козней диавольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Прежде всего, это пост и молитва. Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его… И запретил бесу Иисус, и бес вышел из отрока… Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: по неверию вашему — и затем прибавил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Надежной защитой является и крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий, споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера в Бога для меня непреоборимая стена есть…» Тот же святой отец также поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наши помыслы, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом крестном знамении исчезают». Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него, как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит». Поэтому-то святитель Кирилл Иерусалимский убеждает нас постоянно ограждать себя крестным знамением. «Да изображаем его, — говорит он, — на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем, да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов». В письмах Серафима Святогорца повествуется, что один угодник Божий, пустынник, спросил однажды явившегося ему беса, что для него страшно в христианском роде. «Три случая в нашей жизни, — отвечал бес, — грозны и невыносимы для меня: таинство крещения, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и, наконец, причащение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

" Когда же крестилась " , говорит, " если вы признали меня, то войдите в дом мой и живите у меня " . Смотри, и крещается и принимает апостолов с такою покорностью, с большею, нежели покорность Авраамова. Не указала на какое-нибудь другое свое достоинство, но на то, за которое была спа­сена. Не сказала: " если вы признали меня " великою или благочестивою женщиною, но что? " Верною Господу " . Если верна Господу, то тем более вам, если только вы не сомневаетесь. И не сказала: пребудите у меня, но: " в дом мой " , чтобы показать, что сделала это с великим усердием. Поистине верная жена! А скажи мне, какой это был бес? Писатель говорит: бог Пифон, от места так называемый (Πυθω – собственное имя города, иначе называемого Дельфами и посвя­щенного Аполлону). Видишь ли, что и Аполлон есть бес? Же­лая подвергнуть (апостолов) искушениям и более раздражить (народ), он побуждал (отроковицу) произносить (сказанные слова). 2. О, лукавый и прелукавый! Если ты знал, что они " возвещают нам путь спасения " , то почему ты не вышел добровольно? Но он хотел того же, чего домогался Симон, когда говорил: " дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго " (Деян.8:19). Так и этот делает. Видя, что они пользуются славою, он и теперь притворяется, надеясь, что таким образом останется в теле (отроковицы), когда будет возвещать тоже. Но если от человека " неприятна похвала в устах грешника " (Сир.15:9), то тем более от беса. Если Христос не принимает свидетельства от людей и даже от Иоанна, то тем более от беса. Ведь проповедь не от людей, но от Духа Святого. Итак, (обвинители) неистово кричали, и, думая подей­ствовать криком, говорили: " сии люди возмущают наш город " . Что ты говоришь? Ты веришь бесу: почему же не веришь ему теперь? Он говорит, что они – " рабы Бога Всевышнего " , а ты гово­ришь: " возмущают наш город " ; он говорит: " возвещают нам путь спасения " , а ты говоришь: " проповедуют обычаи, которых нам не следует ни принимать " . Смотри, они не внемлют и бесу, а имеют в виду одно любостяжание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1690...

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить (Мф 9, 32–33 ). Как жаждущие путники в пустыне спешат к единственному найденному источнику воды, так и люди, жаждущие здравия, мудрости, силы, доброты, мира, спешат ко Господу нашему Иисусу Христу, дотоле невиданному единому Источнику всех этих благ. А Источник этот неиссякаем, и никто, придя к Нему, не уходит, не напившись. Только ушли слепые, уже с отверстыми очами и без поводыря, как пришли поводыри человека немого бесноватого и привели ко Господу этого несчастного. Немой бесноватый! Ни разума, чтобы породить слово, ни языка, чтобы его произнести. Господь не спрашивает его о вере, ибо как бесноватый может веровать? И как может немой исповедать веру? Но Господь видит веру приведших его. Вероятно, у Господа был с ними разговор, подобный тому, что был со слепцами, но евангелист, из-за сходства этих разговоров, этих вопросов и ответов, ничего не сообщает. Для ищущих спасения достаточно поучений и в тех словах, что сказаны о слепых. Тем же, кто безвозвратно катится в пропасть, хуля Спасителя и слова спасения, не помогли бы ни все слова, ни все дела Господа нашего Иисуса Христа, сказанные и совершенные за все время Его земной жизни. А если бы все это записать и описать стенографическим способом, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг, — как говорит евангелист (Ин 21, 25). Однако того, что написано, достаточно, чтобы мы веровали в Сына Божия и имели жизнь вечную (см.: Ин 20, 31). Наш евангелист упоминает о сем случае только в двух предложениях, словно мимоходом. Но представьте, какое это событие: изгнать беса из одержимого, исцелить человека от немоты, даровать ему спокойную и разумную речь! Это событие больше любой войны, о которой написано множество книг. Воевать каждый может, а изгнать беса и немые уста исполнить слова не может никто, кроме Бога. Об одном только чуде сем можно было бы написать целые книги, но евангелист упоминает о нем лишь в двух предложениях; наряду с другими причинами еще и потому, что хочет показать многочисленность схожих чудес величайшего Чудотворца всех времен, а также легкость, с коею Господь таковые неслыханные чудеса творил.

http://pravoslavie.ru/36032.html

(Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45). Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. По св. Марку, ученики имели свои споры с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ», увидев Христа, сошедшего с горы, «изумился,» вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О род неверный! (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, по недостатку веры своей не бывших в состоянии исцелить бесноватого, другие — ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому,» и «бес вышел из него.» Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества, и прибавил: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.» На это Господь отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.» Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» то есть со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смеренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от демона. И на вопрос учеников, почему они не смогли изгнать беса, Господь ответил: «За неверие ваше.» Может быть, узнав от отца бесноватого силу, продолжительность и упорство беснования, они усомнились на этот раз в своей силе изгнать беса и потому не могли изгнать его, как начал тонуть Петр, уже пошедший по воде навстречу Господа, но потом, при виде сильного ветра и волн, усомнившийся в возможности дойти до Господа.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Матфей ( Мф.12:22 и дал.), и повествует подробнее, чем св. Лука. Еванг. Лука нечто опускает и изречения Христовы несколько переставляет. Лк.11:14 . И бе изгоня беса, и тóй бе нем: бысть же бесу изшéдшу, проглагóла немый: и дивишася нарóди. (Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.) О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Немота в этом бесноватом была не естественная, а произведенная находящимся в нем бесом. По сказанию еванг. Матфея, бесноватый был не только немым, но и слепым ( Мф.12:22 ). Дивишася народи. По сказанию еванг. Матфея, народ так был поражен чудом исцеления бесноватого глухонемого Иисусом Христом, что восклицал о Целителе: «Не это ли Христос, Сын Давидов?» (ст. 22). Народ мог знать слова прор. Исаии о чудесах во времена явления Мессии: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются и будет славословить язык немого ( Ис.35:5, 6 ). Поэтому так и восклицал народ об Иисусе Христе. Лк.11:15 . Нецыи же от них реша: о веельзевýле князи бесóвстем изгóнит бесы. (Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.) Нецыи (некоторые). По Матфею, это были фарисеи, враги Христовы (о фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.). Фарисеи ненавидели Иисуса Христа за то, что Он обличал их пороки, и завидовали Его славе, так как народ уважал Его более, чем их. Они сами не хотели веровать в Иисуса Христа, старались и о том, чтобы и другие не веровали в Него. Но если не верить, то как же объяснить те чудеса, которые творил Иисус Христос? И вот они придумывают объяснение, – что будто бы Господь творит чудеса силою злого духа, а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и ненависть к Нему. Веельзевул собственно значит хозяин дома, господин нечистот. Веельзевулом называется сатана или князь бесовский, как князь царства злых духов, царства зла, греха, как здесь прямо и говорится. Так народ говорил об Иисусе Христе: Не Мессия ли Он? а фарисеи и книжники в то же время говорили: Он изгоняет бесов силою злого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мы часто говорим, что сила веры зависит от жизни по вере. И это действительно так. Насколько человек будет стараться жить согласно тому, что ему открыто Господом, настолько Господь будет открывать ему большее. А неверному в малом, конечно, никто не доверит большее. Вспоминается чудо, которое совершил преподобный Серафим Саровский, когда исцелил от хромоты Михаила Васильевича Мантурова. Когда тот просит его об исцелении, он спрашивает: «А веруете ли Вы, Ваше боголюбие, в Господа нашего Иисуса Христа? В то, что Он пришел, чтобы разделить с нами все наши страдания, понести на Себе наши немощи, что Он принял Крестную смерть ради этого, и Воскресением Своим показал, как велика Его сила и Его любовь ко всем страждущим в роде человеческом?» Он ведет с ним беседу о том, что, кажется, хорошо известно всем нам. Он как бы ведет его от одной глубины к другой, большей глубине, от того, что он знает, к тому, что он тоже как будто бы знает, но что еще не открылось ему благодатно. И Михаил Васильевич говорит: «Верую». Тогда преподобный говорит: «Так чего же Вы от меня хотите? Я не понимаю, чего Вы от меня хотите». «Я хочу, чтобы я был исцелен». «Так Вы уже здоровы. Если Вы в это веруете, если Вы касаетесь этой жизни, Вы получаете от Господа этот дар Пасхального прикосновения к Вашей душе и к Вашему телу». Всякий, кто жалуется на недостаток веры, всегда должен обращаться ко Христу, прося Его благодати, чтобы пробиться к той жизни, ради которой мы живем на земле и без которой мы не будем живыми в вечности. Для этого существует пост и молитва. Для этого посылаются нам все скорби, все труды, все испытания, для этого Господь попускает диаволу торжествовать в нашей жизни, чтобы мы узнали, что без благодати Христовой мы ничего не сможем. А когда умилосердится над нами Господь, довольно будет нам благодати Его. Мы узнаем, что сила Божия в немощи совершается. И Господь исцеляет этого ребенка. Он говорит: «Душе немой и глухой, выйди из него, и никогда уже не входи в него». Сатана может выйти на время, однако он ни за что не желает терять власти над человеческой душой. И как только предоставляется возможность — возвращается обратно. Но Христос говорит: «И никогда уже не входи в него». Он изгоняет беса так, чтобы тот никогда не смог снова войти в этого человека. Не так, как это делают некоторые знахарки, совершающие исцеления как будто и перед иконами, и с молитвами, но оскверняющие эти молитвы и иконы добавлением магических слов. О них в народе церковном говорят: «Одного беса выгонит, а семь посадит». Христос и те, кто Христов, делают не так: «Выйди и никогда уже не входи».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/le...

Начав отсюда свою речь, он потом переходит к благодатным дарованиям и разрешает возникавший отсюда спор. Прежде всего о гадателях он говорит так: " не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных " . Духовными он называет знамения, потому что они – действия одного Духа, а человеческие усилия нисколько не содействуют к их совершению. Начиная беседовать об этом, он прежде всего, как я сказал, показывает различие между гаданием и пророчеством и говорит так: " знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас " . Смысл слов его следующий: в капищах идольских, когда кто бывал одержим нечистым духом и прорицал, то, как бы ведомый и связанный, был увлекаем духом и нисколько не сознавал того, что говорил. Гадателю свойственно быть в исступлении, терпеть принуждение и насилие, увлекаться и неистовствовать, как бесноватому. А пророк не таков, но он говорит все с трезвой душой и здравым рассудком, зная, что он говорит. Так различай гадателя и пророка еще прежде исполнения (сказанного). И смотри, как (апостол) устраняет при этом всякое подозрение: он призывает в свидетели их самих, знавших это по опыту. Что я, говорит, не лгу, не клевещу и не измышляю на язычников, как враг их, тому свидетели вы сами: знаете, как, будучи язычниками, вы были тогда водимы и увлекаемы. Если же кто станет считать и их, как верующих, (свидетелями) подозрительными, то я докажу вам это и (свидетельствами) внешних (язычников). Послушай Платона, который (в апологии Сократа) говорит так: " прорицатели и гадатели говорят много и хорошо, но сами вовсе не знают того, что говорят " . Послушай и другого поэта, который выражает то же самое. Когда кто-нибудь разными обрядами и волхвованиями вводил в человека беса, тогда этот человек начинал прорицать и прорицая рвать и терзать себя, не будучи в состоянии выносить насилия беса, и таким образом мог растерзать себя и погибнуть: подобным волхвователям он и говорил: " развяжите же, смертный не может более сносить царя бога " ; и еще: " развяжите мне венки, окропите мои ноги чистой водой и изгладьте черты, чтобы я мог идти " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2063...

Наше объяснение некоторое подтверждение находит в тех отношениях между Иисусом Христом – искупителем и Духом Святым – освятителем и людьми, которые существуют даже при обычном течении жизни человеческого рода и Церкви. Дух благодати не действует или слабо действует там, где неверие, или лжеверие, а также и безнравственность препятствуют Его животворной действенности. Например, чудеса совершаются только над теми и среди тех, которые веруют в чудеса. Веру должны иметь, прежде всего, совершители чуда, или те, через кого оно совершается. Так, ученики Иисуса Христа не могли изгнать беса из отрока, бесновавшегося в новолуние. И на вопрос их, почему они не могли изгнать злого духа, Иисус Христос отвечал им: по неверию вашему; и для изгнания беса необходимы молитва и пост, т. е. с верой совершаемое испрошение у Бога благодатной помощи и нравственное бодрствование. А из слов Иисуса Христа, сказанных в этом же случае: О род неверный и развращённый! можно догадываться, что неверие и развращение, мало того, что препятствуют чудесному действованию Божию в человеке, но и служат причинами самой бесноватости: вместо Духа Божия человек становится вместилищем злого духа ( Мф. 17:14–21 ). Совершение чуда ещё более требует веры во вседейственную помощь Божию со стороны тех, над кем чудо совершается. Так, сотник, прося Иисуса Христа исцелить своего больного слугу, сказал Ему: скажи только слово и выздоровеет слуга мой. И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час ( Мф. 8:5–13 ). Так, двум слепцам, взывавшим к Иисусу: помилуй нас! Иисус сказал: веруете ли вы, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда От коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их ( Мф. 9:27–30 ). Так, прокажённый сказал Иисусу Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. От простёр руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него ( Мф. 5:12–13 ). И в настоящее время, например, чудеса при мощах святых и при чудотворных иконах совершаются только над теми, которые веруют, что Бог по молитве святых может исцелить их, или совершить какое иное чудо. Напротив, неверующие, развращённые и нераскаянные в грехах не удостаиваются того, чтобы над ними были совершаемы чудеса, потому что они сами своим образом мыслей и жизни отдалили от себя вседейственного Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Не сказано, что сами они увидели Христа или познали Его, или обратились к Нему, или что они вообще повели с Ним какой бы то ни было разговор. Все это сделали вселившиеся в них бесы. Бесноватые как бы не существуют: они словно два мертвые гроба, которые бесы толкают перед собой и гонят своими бичами. Излечить таких людей значит – воскресить мертвых, и больше того. Ибо мертвый человек есть душа, разлученная от тела. Если душа в руках Божиих, Он может вернуть ее в тело – и тело оживет. Но с этими одержимыми произошло то, что страшнее смерти. Души их украдены и порабощены бесами, их держат в своих руках бесы. Значит, нужно отнять душу человеческую у беса, нужно беса изгнать из человека и вернуть человеку его душу. Поэтому чудо исцеления бесноватых по меньшей мере равно чуду воскрешения умерших, если не больше его. «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас!» – говорят бесы Христу. Значит, они уже знают, что их в конце концов ждет мука. О, если бы грешные люди могли осознать хотя бы это: что и их ждет мука, и не меньшая, чем ожидаемая бесами! Бесы знают, что в конце концов род человеческий, их главная добыча, вырвется из их рук, и они будут низвергнуты в темную бездну, где им останется лишь грызть и поедать друг друга. Великий пророк говорит о князе бесовском, что он будет повержен вне гробницы своей (то есть вне тела одержимых людей), как презренная ветвь, и еще – как попираемый труп (Ис.14:19). А сам Господь свидетельствует: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Увидят это в конце концов и грешники, когда за грехи свои падут вместе с сею молнией в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41). А в то время как бесы со страхом и трепетом умоляли Христа, большое стадо свиней, около двух тысяч, мирно паслось вдали на берегу. И бесы просили Господа: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. Иначе говоря: только не повелевай нам идти в бездну, но пошли хотя бы в свиные тела. Если выгонишь нас! Не говорят из человека, не хотят даже упоминать имени человеческого – настолько оно им ненавистно. Ибо из всех творений во вселенной бесам ничто так не ненавистно, как человек, и никому и ничему они так не завидуют, как человеку. А Господь наш Иисус Христос специально подчеркивает это слово – человек: выйди, дух нечистый, из сего человека! Им же не хочется выходить из человека, они бы с несравненно большим удовольствием остались в людях, вместо того чтобы идти в свиней. К чему им свиньи? Если бесы людей могут сделать свиньями, то что хуже того они могут сделать со свиньями? В остальном же, и когда они входят в свиней или в какую-нибудь другую тварь, их злоба направлена против человека. И через свиней они будут стараться навредить человеку; если не чем иным, то хотя бы тем, что потопят свиней и вызовут у людей гнев на Бога. Поэтому, когда стоит вопрос о пустой бездне, свиньи для них предпочтительнее, чем бездна.

http://pravoslavie.ru/47620.html

Но пока Господь Иисус Христос наставляет перстных – ради их будущности Небесной. И далее мы читаем: Мф.17:21 . «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Прекрасно истолковал этот стих блаженный Августин Иппонский, он пишет, что молитва необходима нам и для избавления от собственного зла. Вслушаемся в слова его наставления: «Итак, в этой главе Господь призвал нас к молитве, когда заметил, что ученики из-за неверия не смогли изгнать этого беса. Призывая нас к молитве, Он заключил: “сей же род изгоняется только молитвою и постом”. Если человек молится так, что он может изгнать чужого беса, то насколько больше нужно молиться, чтобы избавиться от собственной жадности? Насколько больше, чтобы избавиться от собственного пьянства? Насколько больше, чтобы избавиться от тяги к роскоши? Насколько больше, чтобы избавиться от собственной грязи? Настолько велики грехи эти, что если останутся в человеке, то не позволят ему войти в Царство Небесное» 26 . Да! Самый опасный для нас грех – это тот, который поселился в нашем собственном сердце, и не хочет покидать его. Самые опасные бесы – это те, которые хороводят вокруг нас и, как менеджеры, предлагают то один, то другой грех (им хорошо известны наши вкусы и пристрастия); но так же, как и современные менеджеры, они готовы дать всё в кредит, и если, не дай Бог, придется расплачиваться, то они признают только один вид валюты, только один тип кредитной карты – это наша собственная бессмертная душа, которая каждым грехом и духовной оплошностью будет разрываться по живому. Но при этом нельзя забывать, что дьяволу и его менеджерам – агентам нужна твоя и моя душа ЦЕЛИКОМ. И здесь только пост и молитва , молитва и пост, соединяющие разодранные части нашей души у ног Христа Спасителя, могут даровать нам исцеление, преображение и пресуществление из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. Какими грехами отрок привлек бесов к себе и соделался бесноватым, мы не знаем, об этом не говорится в рассматриваемом евангельском отрывке. Но отцы указывают на его собственную вину. Ребенка или молодого человека, особенно в наше время, бесы завлекают всевозможными для них средствами: от компьютерных игр до наркотиков и пива; здесь и фильмы «ужастики», и эротические фотки. Евангелие специально не подсказывает нам, как такой юный человек оказался бесноватым. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» ( Еккл.11:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010