стыи же Никита възозрелъ на нбо и гла арханглъ: «што видишь, мчнче?» и ре стыи Никита: «вижю венець и сред венца рука гн, а в рц ко голбъ и столпъ гненъ вижю земл и до нбеси», и паки въ дргие гла Михаилъ: «што слышиши, страстотерпче?» и ре стыи Никита: «слышю глаи съ нбси глющь – возвеселитес праведнии г. возыщете га, жива будетъ дша ваша. и азъ глю, бъ ре архистратигъ михаилъ: «не бъ но венець твои». и се рекъ Михаилъ пошолъ невидимо на нбо. арханглу же бывъшю въ стго Никиты никто же нечестивыхъ видлъ. IV. И потом повелел црь привести стго Никиту и розвзати веллъ на чотыфи колы положити лицемъ къ гор и повеллъ безаконный црь привести девицю красную положити на нем, дабы прилепилс тлу ее и сотворилъ грхъ стыихъ хвъ мчнкъ Никита вксилъ зыкъ свои поверглъ на земли. (32) скверна же двица видвши уста полны крови и устрашилас, почала гнушатис, шедши къ оцю и ре: «молю т, црю, снъ твои зыка не имае. предалъ бу своему». V. И слышав то црь повелл скласти велику громаду дровъ, ко девти лакотъ ускладоша нань хврастие сухое и смолу свзавше и положиша на немъ стго Никиту и гнь вожгоша и възнимашес гнь нбса, ко девть сотъ локотъ мчнкъ же хвъ Никита на размъ свои положилъ, почалъ молитис бу гла: «ги, съ нбси призри, посети виноградъ свои и сошли с нба архангла своег». тогда повелнием бжиимъ с нбси арханглъ Михаилъ своимъ скипетромъ назнаменалъ дръ. тогда погаше гнь и быть на немъ трава и на траве лежа стыи Никита поше: «блвенъ грдыи во им гне, бъ гь виса намъ». VI. Видвъ же то црь бывшее чюдо, разгнвалъс вельми, повеллъ Никиту вести на гору высоку и сказавши стремгавь пустити из горы. и сему бывшю цр бы бо стыи Никита никакоже вреженъ. слуги же Максимьновы, што вели его на гору, въвидеввше то сотворилъ стыи Никита. поклонишасъ глюще: «вруемъ и мы въ бъ твои, мчнче хвъ тогда знаменавъ ихъ стый Никита и ре имъ: «блажени имже» пустишасъ безакони и прикрышасъ греси ихъ шедъ ко оцю своему и ре ему: «немлтиве. безаконниче, не видиши ли силы ба моег». и се слышал црь Максимьнъ быхъ ко нмъ, не моглъ вещати ничтоже. VII. Повеллъ Никиту свзати ременемъ сырымъ, дабы не мочи ни двгнутис. и посемъ повеллъ нечтивыи црь принести рожонъ стръ желзным на чотыри грани и повелел увоньзнути мчник въ правое ухо, а вынти лвымъ, углие горщее повеллъ просыпати подъ ноз и жератка насыпати во вста стремьглавъ поставивши.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

  Беседа 55   " На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца " (Иоан.8:48,49)   1. Сильно поборать нужно то, что говорят против Бога, и терпеть то, что говорят против нас. – 2. Опровержение аномеев и ариан. – 3. Должно пользоваться временем, не отлагая своего обращения. – Изображение завистливых и зависти.   1. Злоба бесстыдна и дерзка. Когда бы надобно было устыдиться, тогда она еще более ожесточается. Так было и с иудеями. Им надлежало бы придти в умиление от слов и подивиться дерзновению и последовательности Его беседы; а они, напротив, поносят Его, называют самарянином, утверждают, что Он имеет беса, и говорят: " не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе " ? Когда Он говорил нечто высокое, тогда этим людям, крайне бесчувственным, казалось это безумием. И хотя евангелист выше нигде не заметил, что они называли Его самарянином, но из приведенных слов можно заключать, что они часто это говорили. Говорят: " бес в Тебе " . Но кто имеет беса? Тот ли, кто чтит Бога, или – кто оскорбляет чтущего? Что же Христос, – эта кротость, эта снисходительность? " Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего " , пославшего Меня. Когда надлежало научить их, смирить великую их надменность и наставить не гордиться Авраамом, тогда Он был строг; а когда Ему самому надобно было перенести от них поношение, тогда Он выказывает великую кротость. Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отомщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. " Я не ищу Моей славы " (Иоан.8:50). Это, говорит, сказал Я с тем, чтобы показать, что вам, как человекоубийцам, не прилично называть Бога отцом; значит, Я сказал это ради чести Его, и за Него Я слышу это, за Него вы бесчестите Меня. Но Я нисколько не обращаю внимания на это оскорбление. Вы дадите ответ в своих словах Тому, за Кого Я слышу это ныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. - " Кто от Бога, тот слушает слова Божии " . Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии. - Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского (Лк. 11, 15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. - Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: " во Мне нет беса, но Я чту Отца Моего " . Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: " есть Ищущий и Судящий " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Тогда святой помолился Богу, чтобы и шедшие с ним увидели то же, что он видит, и по молитве его бывшие с ним – Климент пресвитер и Елвоний диакон – также увидели беса на весах торговца, склонявшего на свою сторону проданный товар. Они сказали Вассиану: «Да, отче, подлинно справедливы слова Давида, что «сыны мужей – ложь; если положить их на весы " » ( Пс.61:10 ). Святой подозвал после сего нечестного торговца и спросил, верны ли у него весы. Тот отвечал, что верны, и с клятвою стал уверятъ, что торгует без обмана. Тогда Вассиан показал ему беса, сидящего на весах его, и сказал: «Знай, что за обман твой бес этот сейчас войдет в самого тебя и с мучением исторгнет душу твою от тебя». К счастью, тут несчастный торговец опомнился. Увидев беса, он пришел в трепет и ужас, пал к ногам святого и искренне обещал исправиться. Святой, после сего, сделав ему увещание, отогнал от весов беса и, велев торговцу все нажитое неправдой раздать бедным, продолжал путь свой (Чет. Мин. июня 10). Итак, подлинно истину мы сказали, что обмеривание и обвешивание потому есть мерзость перед Господом, что непосредственно происходят от наущения диавольского и есть дело его рук. А отсюда что же следует? Конечно то, что если это есть дело диавольское, то и нажива от сего никогда впрок не пойдет лживому торговцу. И доказать это последнее тоже нетрудно, ибо стоит только оглянуться нам вокруг себя. Так, не на наших ли глазах то и дело рассыпаются в прах нажитые неправдой дома? И не часто ли, идя мимо иного дома, приходится сказать: но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу! А все от чего? От того, что от Бога неправды не утаишь; и обман людской Он видит, и обманщиков лишает Своих милостей, и наказывает. Но впрочем, наказание для таких людей в этой жизни еще ничего, но вот пусть они подумают о том, что будет им после смерти. О, братие, там уже и подлинно худо им будет! Ибо сказано: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

 Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: " Это говорит Господь " , но: " Я говорю вам " , потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: " знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий " . Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: " замолчи и выйди из него " . Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи? - Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: " замолчи " ; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видишь ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю, но: « знаем » — присоединяя и их к изъявлению согласия на сказанную мысль, что любящим Бога все содействует ко благу. Заметь точность выражений апостольских. Он не сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от искушений; но: « знаем », говорит, т. е. мы уверены, мы убеждены, на самом опыте получили доказательства, «з наем, что любящим Бога, все содействует ко благу ». 2. Какая, думаете вы, сила заключается в этом кратком изречении? « Все », говорит, « все содействует ко благу ». Не указывай мне здесь на приятное, не представляй только покой и безопасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежедневные нападения, и тогда увидишь в точности силу изречения. Чтобы не отвлекать любовь вашу слишком далеко, — если хотите, мы представим немногое из того, что происходило с этим блаженным, и вы увидите силу изречения. Когда он, ходя всюду, сея слово благочестия, исторгая плевелы и стараясь насадить истину в душе каждого, был в одном городе Македонии, как повествует нам блаженный Лука, составивший книгу Деяний, то встретил некоторую служанку, имевшую злого беса и не могшую молчать, но ходившую и хотевшую посредством этого беса сделать апостолов известными везде, и, прогнав его с великою властью, словом и повелением, как бы какого–нибудь негодного раба, избавил ее от злого беса. После этого жителям того города следовало бы смотреть на апостолов как на благодетелей и спасителей и всякого рода почитанием воздать им за, такое благодеяние, а они воздают противным. Послушай, чем они воздают им. « Видя », говорит дееписатель, « что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их » (Деян. 16:19–23). Видите ли крайнее нечестие жителей того города? Видите ли терпение и твердость апостолов? Подождите немного, и вы увидите и Божие человеколюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Видишь ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю, но: «знаем» — присоединяя и их к изъявлению согласия на сказанную мысль, что любя­щим Бога все содействует ко благу. Заметь точность выраже­ний апостольских. Он не сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от искушений; но: «знаем» , говорит, т.е. мы уверены, мы убеждены, на самом опыте получили доказа­тельства, «знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» .    2. Какая, думаете вы, сила заключается в этом кратком изречении? «Все» , говорит, «все содействует ко благу» . Не указы­вай мне здесь на приятное, не представляй только покой и безо­пасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежеднев­ные нападения, и тогда увидишь в точности силу изречения. Чтобы не отвлекать любовь вашу слишком далеко, — если хотите, мы представим немногое из того, что происходило с этим блаженным, и вы увидите силу изречения. Когда он, ходя всюду, сея слово благочестия, исторгая плевелы и стараясь на­садить истину в душе каждого, был в одном городе Македонии, как повествует нам блаженный Лука, составивший книгу Деяний, то встретил некоторую служанку, имевшую злого беса и не могшую молчать, но ходившую и хотевшую посред­ством этого беса сделать апостолов известными везде, и, про­гнав его с великою властью, словом и повелением, как бы какого-нибудь негодного раба, избавил ее от злого беса. После этого жителям того города следовало бы смотреть на апосто­лов как на благодетелей и спасителей и всякого рода почи­танием воздать им за, такое благодеяние, а они воздают про­тивным. Послушай, чем они воздают им. «Видя , — говорит дееписатель, — что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам,... а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян.16:19, 22-23). Ви­дите ли крайнее нечестие жителей того города? Видите ли тер­пение и твердость апостолов? Подождите немного, и вы увидите и Божие человеколюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3308...

Мар Авгена. Сапор же, увидев это, очень возрадовался мыслию и поверил всему, что было ему сказано о святом.    Тогда повелел царь, и привели того сына его, который страдал от беса; и умолял он святого: «Этот сын мой многое время остается в болезни своей; а брата его убил Манес. Теперь прошу, чтобы ты помолился и попросил у Бога, да исцелит Он этого отрока. Ибо я знаю, что все, что ты попросишь у Господа, Он даст тебе». И повелел святой, и приблизили его к нему; когда же он подошел, возопил бес и сказал ему: «Я бог магов; и почему изгоняешь ты меня отсюда, старец, раб Иисуса Назорея, изгоняющий меня со всей земли? И вот, как я думаю, ты гонишь меня из царства Персидского». Святой же спросил его: «Ты кто?» И сатана, стесненный силою молитвы блаженного, начал говорить пред всеми язычниками и иудеями, которые там собрались: «Я тот, кто обольстил Адама в раю; и я же глава и наставник всех волхвов; и маги мне служат; и я — бог их». И все это он говорил устами отрока персидским языком. И удивлялись царь и все вельможи тому, что святой спрашивал его языком сирийским, а тот отвечал ему по-персидски и тот отрок не знал по-сирийски. И одолел святой беса, и он объявил пред заблудшими язычниками всю злобу их, так что посрамил всех магов и иудеев, которые были там. Маги же, услышав эти слова, очень устыдились тем, что слушали беса, свидетельствовавшего об их заблуждениях, и об истине учения Христова; и не могли ничего говорить, ибо видели, что царь очень радовался о всех этих чудесах, которые были совершены рукою святого, и ожидал исцеления своего сына.    Тогда подошел святой и осенил того беса знамением креста и связал его и сказал: «Тебе говорю, нечистый бес, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Который потопил в море легион ваших, выйди из этого человека; и да не будет у тебя более власти над ним». И тотчас тот бес воскликнул громким голосом, будучи изнутри мучим как бы бичами; и сказал он святому: «Куда ты выгоняешь меня из этого малого моего жилища?» И святой сказал ему: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа не говори более».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мк.5:1–5 : Одержимый дважды проклят и нечист: как сосуд, вмещающий нечистых духов, и как обитатель гробниц. Мк.5:6–8 : Знание демонами имени Иисуса намекает на древнюю магическую практику: бесы желают взять власть над Иисусом. Любопытно, что предикат «Бог Всевышний» не характерен для иудеев, но в Писании употребляется всегда только язычниками. Заклинание Богом в устах беса выглядит пародией. Кстати, видно, какой сложный случай одержимости бесами представлял этот человек. Совершенно очевидно, что Иисус не сразу смог исцелить его. В Мк.5:8 сказано, что Иисус сначала применил Свой обычный метод – властный приказ бесу выйти вон. Но на этот раз он не принес успеха. Тогда Иисус спросил имя демона. В то время считалось, что узнав имя беса, человек приобретал над ним какую-то власть. Люди верили, что когда имя беса известно, сила его сломлена. Мк.5:9–13 : Римляне (легион) оккупировали страну и не собирались выселяться. Этому соответствует просьба демонов не выгонять их из страны, позволить жить хотя бы в свиньях. Море – символ бездны. Исцеление одержимого из Гадары (или Герасы) изложено определенно не без злорадства. Ведь демоны, своим именем «Легион» напоминавшие римскую оккупационную власть, несмотря на их попытку смягчить угрожавшую им погибель совсем провалились в бездну! И это было приятно слышать иудейским слушателям этой истории. Кроме того для (первоначально) еврейских рассказчиков и слушателей не могло быть огорчительным, что столь картинно погибли именно свиньи, нечистые животные! Но вся история рассказана вовсе не ради этого «удовольствия». Если мы хотим приблизиться к тому, что могли почувствовать первые слушатели этой истории, мы снова должны обратиться к Библии того времени, нашему Ветхому Завету. Там в конце книги пророка Исаии читаем: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, – к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: «остановись, не подходи ко мне... " " ( Ис 65,1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Мф.17:15.   Множицею бо падает во огнь и множицею в воду …, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же (9, 17—25) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого. Мф.17:16.   И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити . я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Не могли по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов Христа: «о, роде неверный» , — и из слов праведного: «аще что можеши, помози нам» (Мк. 9:22), — и из вопроса Христа приведшему: «аще что можеши веровати» , — и из ответа сего последнего: «верую, Господи: помози моему неверию» (Мк. 9:24). Марк рассказал об этом подробнее. Мф.17:17.   Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный … Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Высказывает такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только Им, но и учениками. «Развращенный» , т. е. коварный, неправильно понимающий. Мф.17:17.   Доколе буду с вами; доколе терплю вам … доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?: негодует и желает смерти, так как по своему недоверию они не исцелимы. Мф.17:17.   Приведите Ми его семо . приведите его ко Мне сюда. Чтобы и Самому не показаться бессильным, изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным. Мф.17:18.   И запрети ему Иисус …, И запретил ему Иисус, т. е. повелел. Марк (9, 25) и Лука (9, 42) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, — бесноватому — быть в здравом уме, а демону — удалиться. Мф.17:18.   И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того . и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010