26. Но, ради бога. 27. Вот именно! 28. необходимое условие. 29. Мы нигде и везде. 30. Свобода и независимость — ничего, кроме этого! 31. кое-что из арифметики, кое-что из географии и кое-что из мифологии. 32. поэма любви. 33. О, этот не промахнется, сделает карьеру! 34. здоровый дух в здоровом теле. 35. Узнаю льва по когтям. 36. из столкновения мнений рождается истина. 37. объединимся. 38. все рушится, все разваливается. 39. черт возьми! 40. Поздравляю. 41. образ жизни. 42. г-жа Люберцева, урожденная Пахотнева. 43. Отбрось me, mu, mi, mis, если хочешь просклонять слово дом. 44. Рождаются или создаются. 45. «Пармской фиалки» или «Свежего сена». 46. маменька. 47. Боже всемогущий! Пошли счастье моей милой маме! Сделай слабого ребенка, как я, достойным ее привязанности и сохрани его в добродетели и чистоте. 48. Папа, я знаю, что вы виновник моих дней, но я больше всего люблю маму. 49. одухотворена. 50. святой. 51. материнские чувства. 52. нравственное и религиозное воспитание! 53. «Будьте здоровы, ешьте капусту». 54. Бессмысленное сочетание глагольных форм. (Ред.) 55. И то и се. 56. совсем немножко, вы понимаете? — надо заставить работать воображение! 57. Эсбуке. (Наименование духов. — Ред.) 58. Kein Geruch — без запаха. 59. обо всем понемногу. 60. «О чем может говорить голубой цвет?» 61. небесная лазурь… 62. херувимы, серафимы. 63. «О! это уже слишком!» 64. дорогая мадам! 65. Бедный покинутый ангелочек! 66. но это же гнусно! 67. Береги плечи, ангелочек. 68. настоящее гнездышко колибри. 69. Этим именем на народном языке называются старые девушки, которым не посчастливилось выйти замуж. (Прим. М. Е. Салтыкова-Щедрина.) 70. обязательное условие. 71. тот самый, который. 72. приданое. 73. Прелестно! 74. «Письмена остаются». 75. муж разумный, в красноречии опытный. 76. вторым я. 77. причисленным к посольству. 78. настоящее птичье гнездышко! 79. мой дорогой. 80. «свинтус». 81. Я не один. 82. Извини! 83. чистейшей воды. 84. что они ищут вчерашнего дня. 85. всеобщего голосования.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Статус G. o. к обоим сборникам экстравагант вышеперечисленные комментарии вместе с добавлениями, сделанными в 1521 г. парижским канонистом Жаком Фонтанем к глоссам на «Общие экстраваганты», получили после публикации в офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» 1582 г. С появлением G. o. к тому или иному правовому своду изучение его текста сокращалось и внимание канонистов переключалось на комментирование глоссы, что привело во 2-й пол. XIV-XV в. к стагнации в развитии церковной юриспруденции. Критические издания G. o. к Свящ. Писанию и правовым сводам отсутствуют, их тексты существуют лишь в изданиях XV-XVII вв. Нек-рые из них вышли репринтом во 2-й пол. XX в. В раннепечатных изданиях сводов канонического права в текст G. о. вносились добавления из сочинений др. канонистов, трактовка к-рых тем самым приобретала большое влияние и авторитет. Так, в текст G. о. Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского к Декрету Грациана вставлялись такие добавления, как глоссы из сочинений канонистов Бененказы Сиенского (Бененказы из Ареццо; † 1206, соч. «Casus decretorum»), из «Розария» Гвидо ди Байзио, архидиакона по занимаемой им должности в болонском кафедральном соборе († 1313), а также декреталии позднесредневек. пап и исправления, сделанные для рим. издания «Corpus iuris canonici» 1582 г. комиссией Correctores Romani в соответствии с решениями Тридентского Собора . В тексте ранних изданий Декрета и глоссы до 1582 г. содержатся разночтения, в изданиях до 1500 г. много ошибок в сиглах с именами канонистов. Последнее издание G. о. к Декрету вышло в Лионе в 1671 г., впосл. Декрет публиковался без нее. В раннепечатные издания ординарных глосс Бернарда Пармского к «Liber Extra» и Иоанна Андреа к «Liber Sextus» и «Clementinae» также вставлялись комментарии др. канонистов. В глоссу на декреталии Григория IX вставлялись комментарии из «Новелл» на «Liber Extra» Иоанна Андреа (напр., в изданиях, выпущенных в Венеции в 1489, 1581 и др.). В текст G. о. к декреталиям Бонифация VIII в нек-рых изданиях добавлялись отдельные глоссы из аппарата глосс на «Liber Sextus», созданных Жаном Лемуаном и Гвидо ди Байзио. Глосса Иоанна Андреа на «Clementinae» дополнялась комментариями из созданной в кон. XIV в. «Lectura super Clementinis» Франческо Дзабареллы. Тексты ординарных глосс к декретальным сводам «Liber Extra», «Liber Sextus», «Clementinae», равно как и самих сводов, были подвергнуты изменениям в соответствии с решениями Тридентского Собора для одобренного папой рим. издания 1582 г. и в этой редакции публиковались в кон. XVI-XVII в. Издания «Corpus iuris canonici» XVIII-XIX вв. выходили уже без G. o.

http://pravenc.ru/text/165159.html

– Без паники. Спокойствие. При раненых никаких разговоров, – несколько раз повторял, проходя по палатам, ее дядя. Один раз он увидел ее у окна с руками, прижатыми к горевшему лбу. Елизавета, ты что там куксишься? Смотри у меня! – Но, приблизившись, прибавил вполголоса: – Придешь домой, передай тете, что я остаюсь на ночь в госпитале. Будь мужественна, девочка! Она уже сдавала смену, когда раненый юноша окликнул ее… Отдавал ли он себе отчет в приближавшемся? Когда она подбежала, он улыбнулся и протянул ей флакон с духами. Это была «Пармская фиалка» Coty. Елочка вспыхнула и как-то по-ученически спрятала руки за спину. – Не нужно. Я не ради подарков… Я не хочу… – Сестрица, не отказывайтесь! Прошу вас! Это не плата – сочувствие оплатить невозможно, это только небольшой знак внимания от человека, к которому вы так добры в тяжелое для него время. Опираясь на правую руку, он стал откупоривать флакон левой рукой, желая надушить Елочку, и пролил при этом около трети флакона ей на грудь. Больше она его не видела. В эту ночь она слегла в тифу и сама бредила не хуже его. Она пролежала семь недель, и когда наконец встала, в городе уже распоряжались красные, а госпиталь был раскассирован. Скоро слуха ее коснулось страшное известие о варварской расправе над ранеными офицерами. Уверяли, что в живых будто бы не осталось ни одного человека; называли имена предателей, которые выдавали чекистам фамилии и чины офицеров. Елочка была потрясена; при одной мысли, что и его постигла та же участь, ее охватывала дрожь… Убить безоружного, убить раненого, который не может защищаться, убить слабого, измученного, убить… Лучше было не думать, но мысль ее словно в заколдованном кругу возвращалась все к тому же: ведь ему только что стало лучше, только что стал яснее его взгляд, он в первый раз приподнялся, не меняясь в лице от боли… и вот его могли убить. Выздоровление после тифа осталось в ее памяти как самый тяжелый период в жизни: у нее было сразу две потери – любимый человек и последний оплот Родины! Тогда было навсегда смято в ней что-то свежее, благоухающее. Как будто разом отцвела и поблекла ее юность.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Если она откажется исполнить это требование, участники лиги прибегнут к оружию и лишат ее престола 176 . Такого рода заявления повторялись со стороны Елизаветы не раз. Из донесений французских и испанских посланников их правительствам видно, что почти всякий раз, когда они представляли королеве свои жалобы на то, что Англия оказывает помощь мятежникам, Елизавета обыкновенно ссылалась в оправдание своего образа действий на существование католической лиги для истребления протестантизма 177 . Она ясно понимала и высказывала, что торжество католической лиги где бы то ни было на континенте неизбежно влечет за собой опасность и для Англии 178 . Это мнение было настолько общераспространенным, что его можно было встретить тогда не в дипломатических только документах, но и в произведениях народной литературы. Когда, например, испанские войска, предводимые принцем Александром Пармским, одержали в Нидерландах целый ряд блестящих побед и сломили наконец, в 1585 году, упорное сопротивление осажденного Антверпена, по этому случаю была написана остроумная баллада, в которой Лондону советовалось быть осторожнее и его предостерегали от такой же участи, какую только что испытал Антверпен 179 . Таким образом повсюду господствовала мысль, что самая естественная политика Англии должна состоять в возможно более тесном союзе со всеми протестантами континента. Результатом этой мысли были постоянные сношения протестантов разных стран Европы с правительством Англии. Теснимые своими католическими врагами, они часто обращали взор на королеву Англии, как на свою естественную и подчас единственную опору, а потому к ней посылали в критические минуты свои мольбы о помощи, в ней иногда мечтали видеть центр для объединения доселе разрозненных сил протестантизма. Почти тотчас же по вступлении Елизаветы на престол протестантские князья Германии уже изъявляли свою готовность и желание принять новую английскую королеву в число членов Шмалькальденского союза. В 1568 году пфальцграф Рейнский предлагал Елизавете вступить с протестантскими германскими князьями в оборонительный союз и просил ее оказать им помощь в виде денежной ссуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Венский мирный договор (18 нояб. 1738) закрепил территориальный передел по итогам войны «за польское наследство»: Неаполитанское и Сицилийское королевства были сохранены за испан. Бурбонами, к-рые в обмен передавали Габсбургам Пармское герцогство; притязания Папского престола не были приняты во внимание. При К. удалось нормализовать отношения между Папским престолом и Португалией, к-рые были осложнены многолетним спором по вопросу об обязательном возведении в кардинальское достоинство патриарха Лиссабона. Буллой «Inter praecipuas apostolici» от 17 дек. 1737 г. К. указал на неотъемлемое право Римского понтифика назначать кардиналов по своей воле, но обещал, что возведет в кардинальское достоинство того, кто будет занимать кафедру Лиссабона; при этом право утверждать предлагаемую королем кандидатуру сохранялось за Папским престолом. В подтверждение буллы 20 дек. К. возвел в достоинство кард. Томаша де Алмейду (патриарх Лиссабона с 1716). Буллой «Religiosa christianorum principum» от 8 февр. 1738 г. папа предоставил патриархату Лиссабона право на получение 1/3 церковных доходов в Португалии, к-рые затем могли использоваться португ. королем для гос. нужд. В 1739 г. папский легат в Романье кард. Хулио Альберони, стремясь воспрепятствовать переходу республики Сан-Марино в сферу влияния Свящ. Римской империи, предпринял попытку присоединить ее к Папскому гос-ву. Воспользовавшись неудачной попыткой военного переворота в Сан-Марино, кардинал потребовал, чтобы в разбирательстве приняли участие представители папы Римского, а получив отказ, 17 окт. 1739 г. ввел папскую армию на территорию республики. Однако большинство жителей Сан-Марино отказались принести присягу папе Римскому, направив К. многочисленные прошения о сохранении независимой республики. В янв. 1740 г. папа поручил изучить ситуацию в Сан-Марино комиссии во главе с губернатором Перуджи Э. Энрикесом; 5 февр. по итогам работы комиссии К. приказал войскам покинуть Сан-Марино. Церковная политика Во время понтификата К. произошел заметный спад активности сторонников янсенизма во Франции.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Лишь небольшая часть папских декреталий и др. типов папских грамот вошла в декретальные своды, приобретя значение общецерковного права. Подавляющее большинство осталось актами специального, исключительного права (jus singulare), касавшегося конкретных дел и лиц. Главы (capitula), входившие в состав декретальных сводов, имели разное значение как источники права: помимо составлявших основную массу декреталий, посвященных решению отдельных правовых вопросов и тяжб, присутствовали и относящиеся к церковному законодательству такие типы папских грамот, как обращенные ко всей католич. Церкви nocmahobлehuя-consmimumiones (см., напр.: Liber Extra. X 2. 28. 44; X 2. 14. 5; X 2. 20. 31; X 5. 39. 32), а также декреты папских Соборов XII-XIV вв. Поскольку декреталии не являлись законами по формальным признакам, они не обладали обязывающей силой в отличие от соборных декретов или папских постановлений. Решения и определения, содержавшиеся в декреталиях, могли иногда рассматриваться в качестве правовых прецедентов, однако их использование по аналогии в общем и целом отвергалось канонистами; Д. п. не носило прецедентного характера. Содержание Д. п. составляли правила и определения, сформулированные канонистами на основе текстов глав, получившие признание в университетских кругах и не вызывавшие возражений церковных властей. Эти правила и определения фиксировались в комментариях декреталистов , в частности в ординарных глоссах (см. Glossa ordinaria ) к декретальным сводам. Для «Liber Extra» ординарной была признана глосса Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), для «Liber Sextus» и «Clementinae» - глосса Иоанна Андреа , для «Extravagantes Joannis XXII» - Жеслена де Кассаня. В изд. «Corpus iuris canonici» Э. Фридберга правила и определения, выведенные канонистами из текста декретальных сводов и отраженные в ординарных глоссах к ним, даны мелким шрифтом перед каждой главой (т. н. summaria - резюме). Своды Д. п. использовались в преподавании и судопроизводстве только с ординарными глоссами, их главы заучивались студентами с толкованиями ординарной глоссы и применялись в соответствии с данной трактовкой. Д. п. занимало 2-е место в преподавании канонического права вслед за Декретом Грациана. Канонистов, изучавших Д. п., называли декреталистами. Своды Д. п. были широко распространены, количество списков близко к числу списков Декрета Грациана. К 2005/06 г. известно более 700 списков «Liber Extra», ок. 500 - «Liber Sextus», ок. 380 - «Clementinae», более 400 - новелл Иннокентия IV (ср., напр.: ок. 600 списков Декрета Грациана, 265 - Кодекса Юстиниана). В средние века количество списков было большим: в период Реформации своды Д. п. уничтожались как сборники папского права.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Радость бессонницы Самым неприятным симптомом для благополучия людей, которые боятся потерять время, становится бессонница. Но одна из причин бессонницы – это как раз страх нехватки времени. Отсюда возникает перенапряжение, а в течение дня снова трудно найти несколько минут, для того чтобы прийти в себя. Замкнутый круг. Лично я испытываю колоссальное облегчение в тот момент, когда выключаю телефон в авиа-режим. Я вдруг понимаю, что свободен, возникает какое-то облегчение. И вот такая задержка во времени, приостановка – как подарок неба. Не происходит ничего, ты просто можешь спокойно побыть наедине с собой. Никто тебя не отвлечёт, ничто не помешает этой встрече. И насильственное погружение в состояние сна, все эти трюки с принудительным засыпанием и лекарства – это тоже способ украсть личное время человека. Потому что бессонница тоже может быть паузой такого субъективного времени. Почему это важно? Бессонница – это драгоценные моменты, которые можно использовать с колоссальной пользой для себя. Что делать в промежутке между тремя и пятью часами утра? Самое глупое – это, конечно, проверять список дел на следующий день. Нет, это время можно потратить, например, на чтение книг, в идеале читать какие-то толстые романы. Взять «Войну и мир», или «Пармскую обитель», или другой роман, который тебя погружает в какое-то безграничное пространство, в другое течение жизни, в другой ритм, тем самым позволяя войти в какие-то другие отношения со временем, приобрести это субъективное время… Поэтому проблема совсем не в скоростях, а проблема в том, чтобы умело действовать, чтобы уметь сосредоточиться и располагать своим субъективным временем, потому что в эпоху, когда всё становится срочным и ты не знаешь за что хвататься, эта способность уходит. С другой стороны, нужно спать, детей укладывают, и сам ты себя укладываешь. Иначе не будет сил на следующее утро, ты не будешь перформативным. И поэтому сон – это трата времени, но не бесполезная трата. Другая крайность – это когда ты боишься проспать и сам себе не даёшь спокойно уснуть. Если мне нужно рано вставать по будильнику, я просыпаюсь несколько раз в течение ночи, боясь проспать. Какой-то внутренний будильник во мне тикает и тикает, в результате он не даёт мне времени для того, чтобы выспаться. И здесь внутренний покой и внутренняя пауза заслуживают всякой похвалы.

http://predanie.ru/book/221156-chto-mozh...

Генрих IV достаточно успешно вел военные действия против К. л., одержал ряд побед, в т. ч. при Арке (1589) и при Иври (ныне Иври-ла-Батай) (1590). В апр. 1590 г. король осадил Париж и до сент. держал столицу в голодной блокаде. На улицах города проводились процессии монахов, клириков и студентов, вооруженных аркебузами, они перемежали пение религ. гимнов пальбой в воздух. Лигёры утверждали, что если Париж, этот «новый Иерусалим», сдастся, то падет католич. вера, а с ней и весь мир. В городе царило ощущение наступления новой эпохи - «тысячелетнего царства конца времен»; был введен новый календарь, где отмечались праздники К. л.: «день святых баррикад», «тезоименитство спасителя веры Жака Клемана», «день мучеников Христовых Гизов». Помощь Парижу оказал испанский кор. Филипп II: прибывший из Нидерландов небольшой отряд испанских солдат под командованием Алессандро Фарнезе, герц. Пармского, сумел прорвать осаду столицы. Убийство кор. Генриха III. Эстамп. После 1589 г. Мастер Ф. Хогенберг (Нац. музей замка По) Убийство кор. Генриха III. Эстамп. После 1589 г. Мастер Ф. Хогенберг (Нац. музей замка По) Активисты К. л. требовали создания новой «Огненной палаты» против еретиков и «политиков» (притворных католиков, преследовавших корыстные интересы), выборов короля-католика, к-рый находился бы под контролем Генеральных штатов (они должны были созываться регулярно), сохранения всех прав и привилегий городов и духовенства. Требования парижского Совета Шестнадцати носили более радикальный характер. Заявляя, что статус человека должен определяться не благородством и богатством, но рвением в деле защиты католич. веры, «рьяные» (zelés) настаивали, чтобы те дворяне и магистраты, которые были заинтересованы лишь в наживе, были заменены достойными людьми, доказавшими преданность общему делу. Так, 15 нояб. 1591 г. были схвачены и казнены президент Парижского парламента Б. Бриссон и 2 советника парламента, поддерживавшие К. л., но, по мнению «рьяных», неискренне (см.: Barnavi, Descimon. 1985).

http://pravenc.ru/text/1683911.html

Из чтений, которые предлагались в этих заседаниях, очень скоро составился объемистый сборник, который под редакциею Филимонова был напечатать в большой inquarto, в 1866 г. Я служил свою секретарскую службу усердно, сносился с разными специалистами, прося их о вкладе статей в наш сборник, как, например, с знаменитым ученым и профессором московской духовной академии, что в Троицкой лавре, с Александром Васильевичем Горским, дружбою которого я всегда пользовался до самой его кончины. И сам я для сборника работал прилежно и так много, что не могу понять, как на то у меня хватало времени при срочных занятиях по составлению лекций. Кроме мелких статей, числом около десятка, разнообразного содержания, начиная от затейливого барельефа на наружной стене пармского баптистерия в связи с одною миниатюрою из русской рукописной псалтыри и до кратких выдержек иконописного содержания из жития русских святых, я поместил в сборнике целую монографию страницах на ста об источниках и характере русской иконописи в ее отличии от искусства западного. Когда я воротился в Москву, новый университетский устав был уже обнародован и приведен в действие. Он вполне согласовался с духом времени и обещал в будущем счастливые результаты. Впрочем, о нем так много было говорено и печатано в газетах, что я ничего нового для вас прибавить не умею. Скажу только, что лично для меня он был хорош. Он способствовал успехам в науках, разделив преподавание по нескольким специальностям каждого предмета, и таким образом умножил число преподавателей. Я читал свои лекции спокойно и беспрепятственно, не стесняясь придирчивыми формальностями, без всякого опасения соглядатайной опеки. Что же касается до университетской администрации, которая по новому уставу была вверена совету, состоящему из профессоров всех факультетов под председательством ректора, то она нисколько меня не интересовала. Веяние протоколы, отношения, резолюции и другие канцелярские бумаги были для меня тарабарскою грамотой, и я ни разу не соблазнился административною почестью декана или ректора, вполне довольствуясь званием только профессора, который отвечает сам за себя и ничего другого не хочет знать.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010