«Но, на самом деле, ему хотелось избавиться от трудов, которые выпали на его долю со времени приезда во Францию, где он не достиг ничего, и где ему так мало повезло». Когда Париж был тесно обложен королевскими войсками, Каэтан выхлопотал себе пропуск для свидания с Пизани, незадолго перед тем приехавшим из Рима. Тогда поговаривали, что Каэтан отправился для переговоров о перемирии, но более сведущие люди уверяли, что его единственной целью было желание узнать, что делается в Риме. Перемена политики папы относительно Франции, без сомнения, тревожила его чрезвычайно. Каэтан так боялся роялистов, что пришлось отрядить небольшую армию для сопровождения его до швейцарской границы. Он оставил во Франции, в качестве вице-легата, Филиппа Сега, епископа Плезанского. Но парламент-Лигист и «Шестнадцать» не захотели признать его вице-легатом на том основании, что папа умер, а Каэтан не вправе назначать себе заместителя. Поэтому, временно, Сега получил титул агента римского двора. Дорогой, Каэтан узнал, что папой избран Урбан VII; по прибытии в Рим он нашел его мертвым, а Григория XIV – на престоле Св. Петра. Говорят, что Урбан VII обещал агентам Союза принять их сторону и предоставить в их распоряжение все сокровища, собранные его предшественником в замке Св. Ангела. Григорий XIV, давно доказавший свою преданность Лиге, обещал давать ей деньги ежемесячно. Поэтому, в Париже служились благодарственные Богу молебны за избрание Григория XIV и за его обещания. Герцог Пармский ушел тогда из Франции. Генрих, преследовавший его до границы Фландрии, возвратился к Парижу. Он окружил город и попытался захватить его, переодев своих солдат крестьянами и нагрузив их мешками с мукой. Хитрость не удалась и Лигисты установили ежегодное празднование мучного дня в память особой милости к ним Провидения, избавившего их от врага. Разлад между партией, состоявшей из «Шестнадцати», испанцев и иезуитов, и партией Майена с каждым днем усиливался, особенно, с тех пор, как герцог отказался восстановить совет Союза и исполнить некоторые требования, изложенные в записках, переданных ему священником Буше от имени «Шестнадцати».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Весной 1800 г. Наполеон Бонапарт начал 2-ю Итальянскую кампанию, в результате которой франц. армия разгромила австр. войска и заняла территорию Сев. и Центр. Италии. По условиям Люневильского мирного договора за Свящ. Римской империей сохранялись Венеция и ее бывшие владения, Пьемонт вновь присоединялся к Франции, под франц. протекторатом восстанавливались Лигурийская и Цизальпинская республики, а также королевство Этрурия вместо герц-ства Пармского. Папская область и Неаполитанское королевство сохранились как независимые гос-ва почти без территориальных потерь. Признание светской власти папы Римского дало Наполеону возможность заключить 15 июля 1801 г. конкордат с Папским престолом. В янв. 1802 г. Цизальпинская республика была переименована в Итальянскую, ее президентом провозглашался Наполеон Бонапарт, который в 1805 г. преобразовал республику в Итальянское королевство. В 1804 г. Наполеон вынудил папу Пия VII совершить путешествие в Париж для участия в его имп. коронации, после к-рой вернулся в Рим. Решение неаполитанского кор. Фердинанда IV присоединиться к т. н. 3-й антифранц. коалиции привело к оккупации Неаполитанского королевства франц. войсками. 30 марта 1806 г. Наполеон передал неаполитанский трон своему брату Жозефу, а 1 авг. 1808 г. провозгласил новым неаполитанским королем маршала И. Мюрата. После того как в 1808 г. французы вновь захватили Рим и повторно ликвидировали светскую власть папы, папа Пий VII отлучил Наполеона от католич. Церкви, за что был депортирован в Савону, где находился под домашним арестом. В итал. гос-вах было сокращено число епископских кафедр, упразднены мон-ри (сначала лишь часть, а в 1810 - все). К 1810 г. вся И., за исключением островов Сардиния и Сицилия, остававшихся опорными базами Савойской и Бурбонской династий благодаря присутствию там англ. и рус. флотов, оказалась под владычеством Франции. Пьемонт, Венецианская республика с ее владениями в Адриатике и ряд территорий Центр. Италии вошли в состав Французской империи в виде департаментов. В И. сформировалась централизованная система управления по французскому образцу. Двукратная ликвидация Папской области и лишение Римского папы светской власти способствовали секуляризации сознания итал. населения. Специальным законом 1806 г. был упразднен феодализм как тип организации социальных отношений, введен в действие франц. гражданский кодекс (т. н. Кодекс Наполеона). Вмешательство французских властей в дела итал. гос-в, массовые призывы итал. молодежи в армию, присоединение к континентальной блокаде способствовали росту антифранц. настроений и появлению разных форм сопротивления.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В день своего избрания К. не подтвердил полномочий гос. секретаря кард. Луиджи Мария Торреджани, удовлетворив т. о. требование кардиналов «союза корон», т. к. его фигура вызывала неприятие королевских дворов Франции и Испании. Новым гос. секретарем К. назначил кард. Ладзаро Опицио Паллавичино, к-рый ранее был нунцием в Неаполитанском королевстве и в Испании, предопределив данным назначением направление политики Папского престола во время своего понтификата. Стремясь наладить испорченные при его предшественнике отношения с большинством католических стран Европы, 12 дек. 1769 г. К. выпустил 1-ю программную энциклику - «Cum summi apostolatus», в которой заявил о намерении достичь мира с властителями католич. держав ради обеспечения их поддержки в борьбе с распространением неверия. Впервые с нач. XIII в. К. отказался издавать ежегодную буллу Великого четверга «In coena Domini», где перечислялись тяжкие грехи, наказывавшиеся отлучением от Церкви, среди к-рых значительное место занимал перечень действий, ущемлявших интересы Папского престола и права Римского епископа как светского суверена. Публикация этой буллы, как правило, встречала недовольство монархов европ. государств, в ряде стран ее было запрещено обнародовать. К. не спешил с упразднением ордена иезуитов, чего ожидали от Папского престола франц. и испан. Бурбоны, ссылаясь на необходимость всесторонней подготовки данного решения и стремясь наладить личную связь с монархами, чтобы достичь наиболее выгодных для католич. Церкви условий. Так, в июне 1769 г. К. удалось добиться от испан. кор. Карла III приостановления действия Прагматической санкции, возобновленной в июне 1768 г. и предписывавшей обязательное королевское визирование документов Папского престола, без к-рого они не могли быть обнародованы в испан. владениях (право regium exequatur). В 1770 г. была открыта нунциатура в Турине, что позволило восстановить дипломатические связи Папского престола с Сардинским королевством. Отношения с герц-ством Парма и Пьяченца, испорченные при папе Клименте XIII, были нормализованы после того, как пармский герц. Фердинанд I в 1771 г. отправил в отставку сторонника идей Просвещения премьер-министра Г. дю Тийо, проводившего антиклерикальную политику и ратовавшего за роспуск ордена иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

того же года И. были постепенно выдворены в Италию. Дипломатические отношения между Папским престолом и Португалией более чем на десятилетие прервались. Во Франции И. вменялось в вину подстрекательство к покушению на кор. Людовика XV (1757). В 1760 г. конфликт обострился в связи с делом о банкротстве главы иезуитской миссии на о-ве Мартиника, кредиторы к-рого требовали от ордена финансового возмещения. Дело передали на рассмотрение в традиционно враждебно настроенный к ордену Парижский парламент, к-рый обвинил членов Об-ва Иисуса в том, что они неподконтрольны королю, т. к. подчиняются иностранной власти папы и генерала, и в авг. 1762 г. запретил деятельность И. во Франции. Кор. Людовик XV предложил сохранить орден при условии, что местные провинции получат викария, не подчиняющегося Риму. На это предложение генерал ордена Лоренцо Риччи, по преданию, ответил: «Sint ut sunt aut non sint» (Пусть будут такими, как есть, или никакими). В 1764 г. И. было предписано отказаться от обета послушания Римскому папе и принести клятву верности французскому королю. И. отказались, и в авг. того же года деятельность ордена была запрещена Парламентом, однако многим членам Об-ва было разрешено остаться во Франции. Испан. власти были недовольны самостоятельностью И. в колониях. Поводом отчасти послужили обвинения И. в подстрекательстве к Мадридскому «шляпному восстанию» (правительство запретило носить широкополые шляпы). После рассмотрения закрытым судом дела об участии И. в антиправительственном восстании в февр. 1767 г. испан. кор. Карл III издал указ о запрете ордена. 1-2 апр. того же года 6 тыс. И. были высланы на кораблях в папские владения, но офиц. мотивов подготовленной в строгом секрете высылки представлено не было. В нояб. И. изгнали из Неаполя, где в это время у власти находился сын кор. Карла III Фердинанд IV. Из заморских территорий Испании И. были изгнаны в 1768 г., в нек-рых миссиях их заменили францисканцы. После конфликта герц. Пармского Фердинанда I, племянника испан.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Росту популярности миноритов в обществе способствовало решение И. П. о предоставлении жертвователям ордена права быть похороненными на францисканских кладбищах (5 апр. 1250 привилегия подтверждена буллой Иннокентия IV «Cum tamquam veri»). Стремясь сгладить противоречия между итал. и заальпийскими провинциями ордена, И. П. ввел правило, согласно к-рому генеральные капитулы должны были проводиться попеременно в Италии и за ее пределами. В 1250 г. минориты получили от Иннокентия IV привилегию, позволяющую министрам орденских провинций преследовать и помещать в тюрьму самовольно покинувших орден братьев, даже если они к тому времени вступили в др. конгрегации. Также И. П. добился права обращаться к светским властям за помощью в поимке отступников и не замедлил им воспользоваться: вскоре после посещения им Англии король Генрих III приказал схватить всех известных беглых францисканцев. И. П. интересовался учением Иоахима Флорского († 1202). Из-за сочувствия иоахимизму И. П. приписывалось авторство соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Вечное Евангелие), в действительности созданного в 1254 г. францисканцем Герардо из Борго-Сан-Доннино и осужденного папской комиссией в Ананьи в 1255 г. (см. «Евангелие вечное» ). В 1257 г. под давлением папы Александра IV И. П. был вынужден оставить пост генерала ордена. Капитул, собравшийся в Риме, 2 февр. 1257 г. избрал новым генералом Бонавентуру (его кандидатура была предложена И. П.). В 1262 г. в Читта-делла-Пьеве по инициативе Бонавентуры был начат процесс против И. П., к-рого обвиняли в приверженности иоахимизму. Бывш. генерала францисканцев приговорили к пожизненному заключению; от наказания его спасло вмешательство кардинала-протектора ордена Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V ), к-рый настоял на том, чтобы И. П. разрешили удалиться в Греччо. В 1288/89 г. И. П. вновь совершил путешествие в Византийскую империю как миссионер и легат папы Александра IV . И. П. внес вклад в развитие францисканской литургии, способствовав созданию «Ordinationes Divini Officii» (Чины Божественной Литургии, также «Ceremoniale Ordinis Minorum vetustissimum»). Чины были утверждены на генеральном капитуле в Риме в 1257 г.

http://pravenc.ru/text/471427.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Известная певица Вера Азикова и пианистка Анастасия Милованова о своих музыкальных проектах, посвященных Царской Семье. Передачу ведет Елена Смирнова 30.05.2023 22:09 Елена Александровна Смирнова «Алапаевские святыни» - так называется проект «Уральского землячества», в рамках которого певица Вера Азикова и пианист Анастасия Милованова осуществляют уникальные программы, включающие любимые музыкальные произведения представителей Семьи Романовых. Кроме того, дуэт много интересных проектов создает с Демидовским фондом. В том числе на фирме «Мелодия» ими выпущен диск «И в музыке их светлый образ возродится...», они участвовали и в концерте-дивертисменте с возрожденной оперой А.Симона «Песнь торжествующей любви», посвященной Великой княгине Елисавете Феодоровне и не звучащей более 100 лет, где Вера исполняла главную роль. В передаче представлены наиболее значимые фрагменты концерта и оперы. Вера Азикова — лирико-колоратурное сопрано, лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Московского Оперного театра им. Н.Сац, выпускница Центра оперного пения им. Г.Вишневской, выпускница аспирантуры Пармской консерватории (Италия). Вера мастерски изготавливает тростевые куклы для спектакля о Цесаревиче! Анастасия Милованова — пианистка, лауреат международных конкурсов, педагог и концертмейстер Моск. муз. школы им. Гнесиных, член Шубертовского общества, зам. ген. дир. Центра поддержки и развития современного искусства им. Алемдара Караманова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2023/05/30/22-0...

Его величественный образ, вылитый из бронзы, вдохновит русскую армию на новые победы, на те победы, к которым она всегда шла уверенно и неудержимо за достойными и истинными вождями. Воздвигаемый монумент будет напоминать всей России об ее великом призвании в судьбе славянских государств и о святом деле, ею самоотверженно исполненном. ПРИЛОЖЕНИЕ Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич Старший, как значится в Его послужном списке, к концу жизни имел следующие звания и знаки отличия: Генерал-Фельдмаршал, Генерал-Адъютант, Генерал-Инспектор по Инженерной части и Кавалерии; Почетный Член Николаевской академии Генерального штаба; Член Государственного Совета и Александровского Комитета о раненых; Почетный Президент Николаевской инженерной академии, Обществ: Московского скакового, Казанского экономического, Моршанского охотников конского бега и Донских частных коннозаводчиков; Почетный Член: Императорских: Русского географического общества, Медико-хирургической академии, С.-Петербургского университета, Академии наук, Михайловской артиллерийской академии, Обществ: Вольно-Экономического, Российского любителей садоводства, Берлинского - акклиматизации животных и растений, Горыгорецкого земледельческого института и Пармской академии наук, Обществ: Попечения о раненых и больных воинах, Императорского Московского сельского хозяйства, Парижского - Покровительства животным, Тамбовского и Козловского охотников конского рысистого бега, Московского охотников конского бега; Член и Попечитель Николаевского училища в Великокняжеской станице войска Донского; Покровитель Обществ: Российского - садоводства, Московского - акклиматизации животных и растений, Московского - Филармонического, Эстляндского - садоводства, Российского - покровительства животным, Сибирского - сельского хозяйства, Данковского - любителей скотоводства, Смоленского - сельского хозяйства, Рязанского - сельского хозяйства, Рижского - покровительства животным, Донского - коннозаводства, Московского - улучшения скотоводства в России, Тамбовского - сельских хозяев и Общества сельского хозяйства юго-восточной России;

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/16/...

Дайте армии ружья, дайте пушки и пулеметы и при этом укрепите в её сердце страх Божий и верность долгу, и армия сделается непобедимой фалангой, за которой граждане и король могут жить спокойно. Но вручите армии оружие и отнимите у неё религию, и вместо защитников вы будете греть змею на своей груди. Разве никогда не видали злодейства позабывшей о Боге солдатчины? Разве не имел армии Людовик XVI, во главе которой стояли бесчисленные верные королю офицеры и в которой немало было верных граждан, и какую пользу принесла ему в критический момент эта армия? Разве не полагались короли Португалии, султаны на Босфоре, императоры Китая на свои войска, и что же? Защитили они своею грудью своих повелителей? Нет, они побросали знамена, стреляли во дворцы, брали в плен своих королей, принуждали их к отречению, а бывало, что и обагряли свое оружие их кровью. Разве все дворцовые революции не были вместе с тем революциями военными? Когда атеизм хоронит совесть, то вместе с ней он кладет в могилу и современное общественное устройство. Ибо, когда, с одной стороны с бурною силою поднимаются волны страстей, а с другой все спасительные плотины подрыты, то не может быть другого следствия, кроме хаотического потопа! Достопочтенное собрание! Уже идет дождь в нашей стране. Уже открыты все шлюзы, но не неба, а ада. Напор воды растет, плотины шатаются. Бейте в набат! Да, я знаю, что поверхностные умы нашего времени составляют благоприятный гороскоп, но я знаю также и то, что величайшая учительница человечества – история кричит карнавалу современности: «На плотины!» «Европа снова почувствует, каковы следствия упадка веры и её дочери, нравственности», писал в 1789 году Иоганн Мюллер. Европа почувствовала это. В 1792 году упала голова Густава III, короля шведского, в 1793 году – Людовика XVI, короля Франции, в следующем году – его жены, в 1801 году погиб от руки убийц Император России Павел I, затем последовала смерть герцога Беррийского, наследника французского престола, потом многочисленные покушения на французского короля Луи-Филиппа, четыре покушения на королеву Англии. В 1850 и 1861 году были покушения на короля Прусского, в 1853 году – на Австрийского императора, в 1854 году кинжал убийцы поразил герцога Пармского, в 1862 году было покушение на жизнь короля Греции, в 1866 году – на жизнь русского Императора, в 1865 году убит президент Соединенных Штатов, в 1867 году стреляли в императора Мексики Макса и произведено было покушение на русского Императора. 1868 год видел убийство короля Сербии, 1869 – покушение на вице-короля Египта, 1870 – на Наполеона III, 1872 – на королеву Англии, в 1875 году пал президент Эквадора Гарцио Морено, в 1877 году – президент Парагвая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В Испании в 1767 г. имущество ордена конфисковали и с немалой жестокостью изгнали 5100 иезуитов. В том же году изгнало их Королевство обеих Сицилий (1400 человек), а на следующий год – герцогство Пармское (170 или более человек). И Сицилии, и Парма находились под владычеством испанских Бурбонов. Полное запрещение Бурбоны обратились к Риму с просьбой запретить весь орден. Папа Климент XIII (1758−1769) не соглашался и защищал иезуитов. На конклаве, по его смерти, обсуждали прежде всего их судьбу. Врагам удалось выдвинуть папу, разделявшего их взгляды. Кардинал Джованни Ганганелли стал Климентом XIV, хотя неизвестно, собрал ли он необходимое число голосов. Однако и он четыре года не делал решительного шага, опасаясь раскола. 21 июля 1773 г. в Бреве он объявил о полном роспуске ордена, ссылаясь на то, что Церкви нужен внутренний мир, на то, что орден уже не приносит пользы и на прочие соображения, «подсказанные нам, – как пишет он, – началами здравомыслия, которые мы сохраним сокровенными в своем сердце». Устав иезуитов осужден не был, и никто из членов ордена не обвинялся ни в ереси, ни в личных проступках. Для Церкви это был тяжкий удар, особенно тяжкий – для школ и миссий. Орден принял приговор с послушанием. Генерал Лоренцо Риччи жил в Риме, в заточении, до самой смерти (1775 г.). Очень многие остались просто священниками. В Германии и в Австрии почти повсюду они остались учителями и нередко продолжали вместе жить. Некоторые присоединились к обществу Сердца Иисусова, основанному в 1794 г., и к пакнаристам, основанным в 1797 (оба организованы по образцу иезуитов). Иезуит Джон Кэрролл стал архиепископом Балтиморским. 23 человека претерпели мученичество во время французской революции и беатифицированы в 1927 г. Восстановление ордена Орден никогда не исчезал полностью. Сохранности его содействовал раздел Польши (1772), 201 польский иезуит попросил убежище у императрицы Екатерины II. Бреве Климента XIV не имело силы в ее владениях, Екатерина не разрешала его прочитать, ибо чтила иезуитов как прекрасных учителей. В Белоруссии они работали на законных основаниях и даже, с одобрения Пия VI и Пия VII, принимали послушников. К году восстановления иезуитов здесь было 337 человек. В Пруссии Фридрих II не разрешал прочитать бреве до 1780 года. В 1804 году Пий VII восстановил орден в королевстве обеих Сицилий, и к 1814 году иезуитов здесь было 199. Кроме того, он разрешил бывшим иезуитам Европы, Англии и США поддерживать связи с белорусскими иезуитами. На большее он не решался, пока не пал Наполеон, и сам он, Пий VII, не был освобожден из плена во Франции. 7 августа 1814 г. в апостолической конституции он отменил прежнее бреве и полностью восстановил орден. Орден с 1814 г. до середины XX века

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Мы живем в такую эпоху, когда к искусству относятся по большей части с точки зрения утилитарной, когда ищут в нем практической пользы, и, не увлекаясь изящной внешностью, оценивают его жизненное значение в истории народа, определяемое той идеей, которую оно выражает. При таком взгляде, внешняя форма, со своей красотой или безобразием, становится на задний план, и произведение оценивается по его прямому отношению ко всему кругу народных понятий и убеждений; потому что большая или меньшая степень изящества или безобразия – есть тоже историческое выражение вкуса народного. Судя по Пармскому рельефу XII–XIII в. и по Углицкой миниатюре XV в., видно, те же представления, хотя и в разные эпохи, занимали и итальянцев, и наших предков; но относительно внешней формы Пармезанцы XIII в. не могли уже удовлетвориться теми миниатюрами, которыми житель Углича в XV в. усердно украшал свою рукопись Псалтири. Как бы ни казались наивны в наше практическое время те идеи, которые нашли себе выражение в этих памятниках искусства; но мы должны уважить эти идеи, как попытки человеческой мысли в самопознании, послужившие одной из тех ступеней, из которых слагается лестница Европейского просвещения. Но обратимся к самым памятникам. Баптистерии или крестильницы принадлежат к древнейшим храмам христианского мира. Иные из них относятся к первым векам торжествующей Церкви, другие строились значительно позднее, в XI, XII, даже XIII столетиях. Особенно богата ими Италия, в которой почти все знаменитые города имели или и доселе еще имеют свои баптистерии. Большей известностью пользуются Флорентийский и Пизанский. В археологическом отношении, по своим скульптурным украшениям, не уступает им баптистерий Пармский, построение которого, как сказано выше, относится к 1196–1283 г., но вообще мало обращал на себя внимание туристов, издавна привыкших навещать Парму только для пресловутых фресок Корреджио, перед художественным великолепием которых исчезали в их глазах скромные рельефы баптистерия. Потому то профессор Пипер оказал услугу истории христианского искусства, распространив сведения об этих рельефах между многочисленными читателями своего Календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010