Эта грамота относится к категории «списки имен». Цель списка имен, если он лишен контекста, установить сложно. В этот список входят не только имена, но и термины родства: мацеха, жена, мати. Нетривиален вопрос о том, какая строка первая, какая вторая: крест стоит в начале второй строки, однако обычно именно с креста (знака благословения) начинается текст. Не очень понятно, что такое Стш. Может быть, это Стеша – уменьшительное от Стефанида. Поврежденное имя далее читается как М(и)[х]а, оно неплохо известно в берестяных грамотах. Перед нами явно не список имен для поминания: это какой-то коллектив людей, собравшийся ради некоторой цели. Возможно, тут представлено несколько семей: Фома и его жена Стеша, Миха и его мать, Янка и ее мачеха и еще отдельно двое мужчин – Яким и Микула. Одна из возможных целей, для которой могло собраться это равное представительство мужчин и женщин (по 4 человека) – участие в обряде крещения. Но это лишь гипотеза. Отдельное замечательное обстоятельство заключается в том, что двух людей из этого списка мы знаем. Во-первых, Янка – автор берестяной грамоты 731 , обращенной к свахе Ярине: от Янки с Селятой Ярине. Хочет-таки детище твоего (т. е. того, что ты имеешь, что ты предлагаешь). К празднику её хочет. Пожалуйста, срочно будь здесь. А я обещала ему свое согласие [на то, чтобы было], как ты сказала ему давеча: «Придешь — в тот же день сосватаю». А если у тебя там нет повойничка, то купи и пришли. А где мне хлеб, там и тебе’. Речь идёт, конечно же, о согласии сына на предлагаемую Яриной невесту. Интересно, что Янка пишет письмо от лица собственного и своего мужа Селяты, однако далее говорит уже только от себя: муж «исчезает». Во-вторых, знаменитый Яким, написавший не одну, а целых 37 грамот, это абсолютный рекорд для авторов берестяных писем, обладатель очень характерного почерка: записки Якима мы опознаем по шести буквам. И для Янки, и для Якима усадьбы Троицкого раскопа XII века – это их место и время. Лингвистический интерес грамоты заключается в том, что в ней все слова разделены вертикальными черточками. Такой последовательный прием мы встречаем впервые. Чтобы его оценить, напомним, что древнее книжное письмо не использовало словоделения, до его распространения в конце XVI в. оставалось почти полтысячи лет.

http://pravmir.ru/novyie-otkryitiya-akad...

Курсовая конференция прошла в ОРОиК мая 2020 " Курсовая конференция в конце мая традиционно посвящается Дню славянской письменности и культуры , - сказал отец Илия в приветственном слове. - Мы обсудим перспективы развития религиозного образования в культурологическом контексте. Слушатели первых курсов уже ощутили, каково это - не иметь возможности собраться в аудиториях, пообщаться с преподавателями, но, тем не менее, продолжать обученние в онлайн-формате. Но для христианина ничего невозможного нет, и если мы вынуждены находиться в таких условиях, должны благодарить Бога, что у нас хотя бы есть техническая возможность общаться " . Об опыте религиозного образования для мирян в Русской Православной Церкви рассказал преподаватель курсов и проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин . Он начал обзор с времен Древней Руси. Как показывают найденные в 1959 году берестяные грамоты, по крайне мере на Северо-Западе Руси грамотность была распространена достаточно широко. Грамоты в основном носят бытовой характер, религиозная составляющая в них минимальна. В те времена из религиозных книг в ходу были только Псалтирь и Часослов, религиозность передавалась из поколения в поколение как некая традиция, и о богословских вопросах никто не задумывался. Особняком стоит школа Федора Ртищева середины XVII века, в которой обучались в значительной степени крестьяне, низкий люд. Судя по тому, что изучалось в этой школе, богословию там предавалось немаловажное значение. В Синодальный период в епархиальных училищах и семинариях получали образование представители священнического сословия, а никак не миряне. Можно сказать, что религиозное образование как таковое, в виде открытых лекций или гласных собраний, появилось в России довольно поздно. Отец Константин подчеркнул, что современному христианину необходимо повышать религиозное сознание, чтобы быть более ответственным, грамотным, нужным Церкви. Докладчик выразил уверенность, что в будущем духовные школы расширят круг слушателей, включив в их число и не преследующих цель получения священного сана.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Неоязычники и атеисты, которые, напротив, приводят этот рассказ как якобы характерный пример того, что происходило тогда повсеместно на Руси, тем самым сознательно извращают текст, наделяя данное свидетельство прямо противоположным смыслом чем тот, который в нем заложен. Но есть и более убедительное свидетельство против версии о сопротивлении наших предков христианству, которым якобы так дорого было язычество, что лишь угроза жизни вынудила креститься. Это можно было бы заявлять лет шестьдесят назад, когда от домонгольской Руси в распоряжении науки было лишь три текста и все составленные в официальных кругах, которые легко обвинить в предвзятости. Но во второй половине XX века произошло открытие берестяных грамот Древней Руси. Больше всего их нашли в Новгороде, но также и во многих других городах. Из более чем тысячи грамот 450 написаны в домонгольское время – начиная с первой половины XI века (то есть, при жизни очевидцев крещения Руси) и заканчивая первой половиной XIII века. Эти грамоты, в отличие от летописей, написаны самыми обычными людьми, их повседневные заметки, бытовая и личная переписка и т. п. Все эти записки, которые никакая цензура не могла проверить и которые по большей части не предполагалось долго хранить, отражают реальное умонастроение и жизнь наших далеких предков. Берестяная грамота 913 из Новгорода, написана около 1050 года, содержит список главных христианских праздников. Они выложены в открытый доступ, любой желающий может зайти на сайт и прочитать их 32 . И вот что любопытно – среди грамот немало текстов на христианские церковные темы. Но нет вообще ничего языческого . Хотя это обычные люди с обычной перепиской. Никто не пишет: «Сегодня свалили идол Световита, как жалко», или: «Пусть Перун и Велес помогут тебе» или наоборот: «покарают тебя» и т. п. Именно эти грамоты, найденные советскими археологами-атеистами, неопровержимо доказывают добровольное принятие христианства на Руси. Конечно, отдельные старые привычки, вроде обрядов, связанных с погребением, уходили не сразу, но вот собственно «старых богов» наши предки выбросили бесповоротно и даже не вспоминали о них. Среди берестяных грамот есть несколько заговоров, но даже они апеллируют сплошь к христианским реалиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Наряду с базовым Троицким раскопом в течение 3-го этапа постоянно велись археологические исследования на местах буд. строительства. 4. В 1992 г. для координации археологических работ на базе Новгородского музея был создан Центр по организации и обеспечению археологического исследования Новгорода (ЦООАИ). Центр фиксировал заявки и заключал с заказчиками договоры на проведение раскопок, приглашал специалистов, контролировал качество археологических работ. Всего к 2018 г. на территории средневек. части Новгорода было исследовано более 50 участков, попадавших под строительство. В отличие от предыдущего периода, когда охранные раскопки велись за счет бюджетных средств, с 1992 г. все раскопки на местах буд. Строительства осуществлялись за счет застройщика. Каждый из охранных раскопов дает новые материалы по развитию градостроительной структуры Новгорода, его топографии, быту и материальной культуре. На нек-рых раскопах обнаруживаются берестяные грамоты, встречаются уникальные находки. В кон. 90_х гг. XX в. на Троицком раскопе были сделаны 2 важнейших для истории Новгорода открытия. В 1998 г. здесь обнаружен огромный комплекс берестяных документов (ок. 100 экз.), связанных с судопроизводством XII в. Эти грамоты, найденные на т. н. усадьбе «Е» со своеобразной планировкой и застройкой, впервые зафиксировали место заседания «сместного» (совместного) суда князя и посадника и время его образования (по Янину — 1126 г.). В 1999 г. в слоях XI в. на этой же усадьбе было обнаружено 38 деревянных бирок-замков для запечатывания мешков с пушниной, свидетельствующие о сборе податей (налогов) на территории Новгородской земли в XI в. под контролем новгородских бояр. Оба этих открытия свидетельствуют о постепенном ограничении власти князя в Новгороде. Следов., археологические материалы подтверждают сведения о формировании республиканских институтов власти, отличающих Новгород от большинства др. древнерус. центров. Вещевая коллекция, собранная за десятилетия раскопок в Новгороде, характеризует в той или иной степени все сферы жизни и материальную культуру средневек. города: религию, политические институты, сбор дани, ремесло, торговлю, денежно-весовую систему, транспорт, промыслы, вооружение, прикладное искусство, музыкальную культуру, досуг и др. Большинство названных разделов не нашли отражения в письменных источниках и могут быть изучены только с использованием археологического материала.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Итак, я рассказал обо всех грамотах, которые нашли в Новгороде. Последние две грамоты — с Косьмодемьянского раскопа, который по причинам, совершенно огорчительным для нас, начался существенно позже, и не потому что было лень: весь июнь, весь июль и половину августа продолжались бюрократические препирательства, можно или нельзя там копать, и вместо первого июня начали работать с середины августа. Замечательно, конечно, что работы на нем происходят в сентябре и даже в октябре, но ничего хорошего для копающих в этом нет: холодно и сыро. Увы, быт наш таков. Вологодская грамота у нас еще впереди, с ней мы еще помучаемся, а пока я вам продемонстрирую несколько маленьких эпизодов из того, что войдет в новый том берестяных грамот, в раздел поправок к старым грамотам. Они собирались в течение ряда лет, так что это не совсем свежие сведения. Возможно, вы что-то из этого даже слышали в каком-то докладе, так что в таком случае отвечать на вопросы воздержитесь. Почти все эти эпизоды касаются грамот, найденных безумно давно. Интересно, сколько десятилетий могли быть не прочитаны до конца грамоты; это очень поучительная вещь.  Первая грамота, которую я вам предложу — 167 , она найдена в 1955 году. Писать ее целиком я не буду, она достаточно простая, я ее просто прочту и запишу ту часть, которая нас интересует. чолобить   мелника  и з лост[в]иць  к юрью  к оньци форову  чо би  господине попецелилес  -оронами  а н нь  посли  свои  чоловекъ  Юрий Онцифорович — персонаж очень известный, его упоминание датирует грамоту с точностью до десятилетия. ‘Челобитье от мельника из Лоствиц (?) к Юрию Онцифорову. Позаботился бы ты, господин, о… Так что пошли своего человека’ Слово, которое нас интересует, состоит из 8 букв и приходится на небольшой разрыв, который сыграл некоторую роль в его прочтении. Буквы оронами идентифицируются надежно. Проблема в первой букве, которая 60 лет не могла быть прочитана. При плохой сохранности бересты очень сложно отличить штрих от морщины. Линий, которые были под подозрением в том, что они относятся к нашей букве, в соответствующей позиции много, и их больше, чем хотелось бы. Линии проходят так, как на картинке.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

247. Это фрагмент письма ο локальном юридическом конфликте, посланного какому-то достаточно высокому представителю новгородской администрации. Речь идет об ущербе в 40 резан (резана – 1/50 гривны). При этом, однако, сообщение ο взломе, поступившее от некоего обвинителя, оказалось ложным, и автор грамоты требует наказания для обвинителя. Грамота написана на чистом древненовгородском диалекте. Особый интерес для истории русского языка представляют здесь архаичные формы кле – цел и кл – целы, с сохранением исконного к без перехода в ц. 527. Автор письма – по-видимому, воевода, возглавляющий пограничный отряд или гарнизон. Он обращается κ своим домочадцам. 590. Грамота представляет собой военное донесение. Ни автор, ни адресат не названы – очевидно, в целях конспирации. 607/562. Это административное донесение, подобное, в частности, грамоте 247. 238. Грамота чрезвычайно интересна тем, что содержит угрозу вызова на Божий суд, а именно, на испытание водой. Согласно Русской Правде (ст. 22), если иск был не менее полугривны золота, полагалось испытание раскаленным железом, если от полугривны золота до двух гривен серебра – испытание водой, при еще меньшем иске – клятва (так наз. рота). Β грамоте речь идет ο гривне и восьми кунах, т. е. по нормам Русской Правды здесь достаточно роты. Автор мог неточно знать нормы закона или, что более вероятно, просто допустил довольно естественное для угрозы преувеличение. Испытание водой в одних случаях состояло в том, что испытуемый должен был достать голой рукой кольцо со дна сосуда с кипящей водой, в других – в том, что испытуемого, связанного веревкой, бросали в воду (в последнем случае испытуемый признавался невиновным, если шел ко дну, и виновным, если оставался на поверхности). 109. Суть конфликта состоит в том, что рабыня, купленная Микулой для Жизномира, оказалась краденой (или беглой). Предстоит предусмотренный для таких случаев Русской Правдой розыск вора с помощью последовательных очных ставок («сводов»): последний владелец раба указывает продавца, тот – предыдущего продавца и т. д. до «конечного татя», т. е. истинного вора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гораздо меньшее место в грамотах занимают духовные сочинения и молитвы – по-видимому, считалось, что им место в церковных книгах, зато есть заговоры. Самые интересные грамоты Грамоты 199-210 и 331 – прописи и рисунки новгородского мальчика Онфима, который жил в XIII веке. Из грамот известно, что Онфиму было около семи лет, и он только учился писать. Часть грамот – это прописи Онфима, который учился по традиционной древнерусской методике – сначала выписывал слоги, потом – небольшие кусочки молитв из Псалтири, отдельные формулы деловых документов. В свободное на уроках время Онфим рисовал – например, изобразил себя воином. Грамота 752 . Любовное письмо девушки XI века: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я». Берестяная грамота Онфима О чем написано в грамоте 1064? Перед нами – очередной деловой документ . То ли список должников, то ли список свидетелей (как минимум семь человек), присутствовавших при стребовании долга.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 сентября, 2020 9 сентября, 2020 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 18 февраля, 2021 1 октября, 2020 10 сентября, 2020 9 сентября, 2020 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ya-poslal-tebe-beryost...

В Государственном историческом музее прошла презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI - XV вв. Москва, 5 марта 2007 г. Грамота Рубеж XI–XII вв., Новгород 5 марта 2007 года в 16.00 в Государственном историческом музее состоялась презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI - XV вв, сообщает сайт Музеи России . Открывшийся веб-сайт http://gramoty.ru впервые в полном объеме представляет в сети Интернет ценнейший исторический и лингвистический источник - древнерусские берестяные грамоты XI-XV вв. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В.Арциховского. В настоящее время корпус берестяных грамот насчитывает 1057 документов XI-XV в., происходящих из раскопок 11 древнерусских городов. Основу этого корпуса составляют 962 берестяные грамоты, извлеченные из культурного слоя Великого Новгорода Новгородской археологической экспедицией, хранящиеся в Государственном историческом музее и Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. Основу сайта составляет база данных, включающая фотографии берестяных грамот, их прорисовки, древнерусские тексты, переводы на современный русский язык и основную информацию о документах. Сайт является частью создаваемой системы электронных ресурсов, включающей в себя также цифровой мастер-архив и полифункциональную базу данных, содержащую полную археологическую информацию о документах и текстовый корпус с лингвистической разметкой. Полная версия базы данных по завершении работы над ней будет распространяться на DVD. Разработка вебсайта и базы данных велась исследовательской группой, действующей в составе Новгородской археологической экспедиции и возглавляемой академиками РАН А.А.Зализняком и В.Л.Яниным. В работе принимали участия специалисты, представляющие Институт славяноведения РАН, Институт русского языка РАН им В.В.Виноградова, Исторический факльтет МГУ, Механнико-математический факультет МГУ. Цифровая съемка берестяных грамот производилась силами ЗАО " Группа ЭПОС " ( http://www.eposgroup.ru ). Координация работ над проектом осуществлялась канд. филол. наук А.А.Гиппиусом (Институт славяноведения РАН). Сайт создан в рамках международного проекта " Birchbark Documents from Old Rus: Contents and Contexts " , финансируемого фондом INTAS. Партнерами российских исследователй в этом проекты выступали ученые-слависты из университетов Лейдена (Голландия), Кембриджа (Великобритания) и Хельсинки (Финляндия). Сайт открыт на платформе Некомерческого Партнерства " Рукописные памятники Древней Руси " ( http://www.lrc-lib.ru ), созданного Институтом русского языка РАН им. В. В. Виноградова и московским издательством " Языки славянских культур " . 7 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21167.html

В памятниках южнослав. эпиграфики используется 2 варианта начертания  : с острой и округлой серединой. Первым возникло начертание с острой серединой, к-рое являлось преобладающим до кон. XV в. Второй вариант, с увеличенной и округлой серединой ( ), получил распространение в XV в. в Боснии, до этого он был зафиксирован лишь дважды: в Битольской надписи 1017 г. и в надписи 1218 г. в монастыре в Витовнице. Уникальное начертание   в виде дуги с 2 штрихами ( ) засвидетельствовано в Тырновской надписи 1230 г. ( 1974. С. 23). Новгородские берестяные грамоты, в к-рых с XI до сер. XV в.   представлена преимущественно в составе лигатуры  , дают несколько основных вариантов начертания, имеющих разные модификации. В 1-м варианте, распространенном в XI-XII вв., основной контур   близок к открытому кверху полукругу без подъема в средней части. Образующая этот полукруг дуга может быть единой или состоять из 2 частей . С сер. XII до нач. XIV в. встречаются Ш-образные модификации этого варианта . Во 2-м, округлом, варианте, характерном для XI-XIII вв., хотя бы одна из 2 половин буквы представляет собой плавную дугу без излома. Середина, т. е. точка смыкания левой и правой половины,- высокая или несколько пониженная, но не низкая . Отмечена модификация этого варианта с перемычкой . В 3-м, угловатом, варианте каждая из 2 половин имеет внизу излом или даже разрыв между штрихами. В XII-XIII вв. распространены его W-oбpaзhaя модификация, состоящая из прямых , и модификация с широким верхом, т. е. буква расширяется кверху . С кон. XIII до сер. XV в. преобладает модификация с узким верхом, т. е. буква кверху сужается . Во 2-й пол. XIV в. появляется 4-й вариант начертания - угловатый с перемычкой . Как округлые, так и угловатые начертания в XIV в. могут иметь низкую середину . Грамоты дают и уникальные модели буквы, представленные единичными примерами ( Зализняк. 2000. С. 196-199). В скорописи XV в. написание   по сравнению со своими полууставными прототипами менялось незначительно . Среди округлых начертаний возникает начертание с завышенной серединой, почти в 2 раза превосходящей по высоте правую и левую дуги .

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Завершить же эту главу хотелось бы двумя проникновенными стихотворными строчками Н.А. Некрасова: Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал. Два языка Святой Руси Воистину Великий Новгород В 1951 году в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Правда, учёные высказывали порой предположение, ЧТО в древности люди писали на бересте, но никому не приходило в голову заняться их поиском. Традиционно считалось, что чернила, которыми писались документы, просто физически не могут сохраниться по той очевидной причине, что, пролежав в земле не одну сотню лет, попросту растворятся. Однако древние новгородцы, как выяснило, не пользовались для этих целей чернилами, а процарапывали свои письмена острым предметом — писалом. Береста же прекрасно сохранилась во влажной среде. Впрочем, берестяные грамоты стали попадаться не только на территории Великого Новгорода, но и в других русских городах. Одна подобная грамота была найдена даже в Москве, на Красной площади (!). Интересно, что там не производилось никаких раскопок и обнаружили её, по сути, случайно, во время ремонтных работ, чтобы обеспечить проезд военной техники на парад. Учёные, таким образом, делают очень важный вывод о том, что эта письменность была принадлежностью не только древнего Новгорода, как считали поначалу, но была очень распространена по всей Руси. Известно, что официальные документы того времени писались на пергаменте чернилами, но их сохранилось ничтожно мало. Достаточно вспомнить, сколько за это время было войн, пожаров, стихийных бедствий и различных катастроф. А бытовые записочки, которыми в большинстве своём являются новгородские грамоты, удивительным способом до нас всё же дошли. И донесли помимо научной ценности ещё и неуловимый аромат своей эпохи. Они способны передать немало сокровенной информации о людях, написавших их, и о тех, кому были адресованы. Этого, увы, порой невозможно отыскать в многотомных научных фолиантах. Благодаря стараниям наших замечательных учёных — археологов и лингвистов — они теперь известны.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010