1968год. Псков – В Пскове находят берестяные грамоты? – Находят, но очень мало. Я полагаю, что берестяные грамоты – это локальное новгородское явление. Не думаю, что на бересте писали во всех городах. Показательная вещь – в Новгороде найдено больше тысячи грамот, а во всех остальных городах всего несколько десятков. – Как вы это объясняете? – Я как-то сказал это при новгородских археологах, и они обиделись: «Все просто – в Новгороде писали стилусом по бересте, а в Пскове тоже могли писать по бересте, только чернилами. Псков отличается от Новгорода… Новгород – самый западный, самый европейский город Руси, а Псков – самый русский город Европы». Я сумел объяснить разницу? – Да. – Это слишком разные города, это разная политическая структура, это даже разный менталитет. Псков – это западное пограничье Руси. За счет чего, в первую очередь, богатство в Новгороде? За счет огромных земельных владений. Торговля и ремесло – это уже во-вторых. А Псков – это, в первую очередь, торговля и контрабанда.   До конца практики мои ребята читали «Властелина колец» – Расскажите, как происходит общение археологов в экспедиции, насколько важен психологический климат? – Очень важен. В экспедиции не должно быть конфликтов, они очень мешают работе. Хороший начальник экспедиции умеет конфликты спускать на тормозах. Это сложно, но возможно. Для этого экспедиция должна быть дружная. Почему обычно в экспедиции ездят одни и те же люди по многу лет? Ведь ездят не только археологи, бывает, человек из совсем другой сферы деятельности прилепился к экспедиции и в свой отпуск ездит из года в год. Вокруг этого даже слагают легенды. Но самая сложная часть, и она же самая интересная – общение с практикантами. Когда у тебя в экспедиции 20-40 практикантов, для которых археология – это, в общем, обязаловка, надо что-то придумать, чтобы их как-то сдружить. Потому что приезжают девчонки и мальчишки 17-19 лет – они себя осознают взрослыми, но с другой стороны, они же еще ребятня, вчерашние школьники. Они стесняются показать, что чего-то не знают.

http://pravmir.ru/arheolog-sergey-belets...

А откуда следует вывод, что хотя бы среди городского населения грамотность не была поголовной? Когда мы изучаем берестяные грамоты, то, естественно, пытаемся сравнить их персонажей с историческими фигурами, упоминаемыми летописях. Так вот, есть довольно много случаев, когда мы можем доказать, что человек, про которого написано в берестяной грамоте — это именно тот человек, про которого написано в летописи. А теперь представьте, что все поголовно грамотны, все пишут берестяные письма. В таком случае вероятность такого отождествления была бы ничтожна. Так что объяснить столь высокий процент совпадений «берестяных» персонажей с летописными можно лишь тем, что круг грамотных людей был ограничен. Другое дело, что этот круг не был замкнут, что в него входили люди из разных сословий, и что постепенно он расширялся. Есть еще один важный момент: грамотные люди далеко не всегда писали письма лично, они могли использовать труд писцов (в роли которых нередко священнослужители). Например, есть у нас такой замечательный персонаж берестяных писем, его зовут Петр, и мы отождествляем его с известным по летописи Петром Михалковичем, который выдал свою дочь за князя Мстислава Юрьевича — сына Юрия Долгорукого. Так вот, от этого Петра дошло в общей сложности 17 текстов... написанных разными почерками. Может быть, какие-то он писал и своей рукой, но вообще-то человек такого высокого социального статуса имеет при себе грамотных слуг и диктует им. Будучи сам, вполне вероятно, грамотным. Как Вы думаете, много ли берестяных грамот еще остались нераскопанными? Думаю, что нефть кончится гораздо раньше, чем берестяные грамоты. Если дело и дальше пойдет такими же темпами, как и сейчас, то лет на 500 нам работы хватит. Правда, к тому времени мы сами уже будем фигурами отдаленного прошлого. На заставке: Грамота мальчика Онфима: фрагменты литургических текстов, XIII в. (фрагмент) Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/pochemu-berestyanyie-gram...

Только особо выдающимся студенткам доверяли почетную роль: сыграть Ульяницу в капустнике. Большое количество жителей Новгорода знало, что жила такая девица в Новгороде в XIII веке, разными достоинствами ее наделяли, разные костюмы придумывали и так далее. Таким образом, Ульяница все-таки прожила в ХХ веке несколько десятилетий. Наступили 1990-е годы, и новый поиск решения вместо явно немыслимой Ульяницы оказался довольно решительным. Все это безобразие между к и а было объявлено несуществующим. Решили, что человек что-то пытался нарисовать, зачеркивал, и буквы у него никакой не получилось. Первое а , по этой версии, принадлежит слову ка — это некоторая особая форма предлога ко , которая, действительно, в Новгороде бывает в некоторой особой ситуации (не хочу в это вникать). Можно представить себе ситуацию, при котором ко дает ка в Новгороде, хотя это не акающий говор. Далее после н усматривается буква и , остальные штрихи объявляются ненужными, и читается ка Ани ‘к Анне’. Что Анна пишется через одно н , это совершенно нормально, есть форма Ана , но получилась все равно некоторая натяжка: целый ряд штрихов объявлен случайными, сочетание ка а – уникально, и конечное и тоже не вполне хорошо. Так на свет появилась Анна, но уже, кажется, никто не решался выступать на сцене в ее костюме. Нельзя сказать, что она достигла того же успеха, что и Ульяница: Ульяница несравненно более знаменита. И, наконец, появилась новая фотография этой грамоты, на которой удалось гораздо лучше понять, какие штрихи есть, а каких нет. Оказалось, что после н идут два и — десятеричное и восьмеричное ( ), имя кончается на – ни . А перед двумя а усматриваются безусловные штрихи, образующие омегу: , поверх которой написано м . Итак, м исправлено на или наоборот. Формы этих букв соответствуют тому, как они написаны в других местах грамоты. Однако нормального имени не получается. — То есть он так и не решил, как женщину зовут? ( Смех ). — Но тут, к счастью, мы усмотрели одну маленькую деталь. Над двумя а оказалась вписанная буква л , которую автор пропустил и потом вписал.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

Сначала получается буить, потом оно стягивается в долгое у (как в северных говорах работат, делат), которое уже может быть записано одной буквой, а потом и сокращается. Финальное имыдать (мы его не делим на слова во избежание записи слова им без немыслимых в орфографии XIV века финального ера и отдельного слова ы) отражает произношение и после твердого согласного на стыке слов как ы, что известно и в современном языке. Может быть, финальное дать немножко нас обманывает: если в нем, как в слове твоскии из грамоты 1099, пропущен йот, его можно читать как дайте. Это более просто синтаксически, хотя и «то им и дать» тоже, разумеется, возможно. Теперь мы приближаемся к самым замысловатым грамотам сезона, которые мы разберем последними.   Грамота 1094: «Сначала убил сына моего…» 1094. В ней представлен обратный эффект и →: вместо этимологического и пишется ять. Грамота целая, 6 строк. Фото: http://mitrius.ru челобть волоса гину к ъфо носу и к михал перво оу бле сина мого а ныноцо вам не васлъке и ска а нынь ги не томь пецалтесь а ще на м ене похупатс Это очередное послание к Офоносу: второй адресат назван Михала, это вариант имени Михаил. Имя автора — Волосъ; это не языческий бог Волос-Велес, а народный «полногласный» вариант от христианского имени Власъ, осмысленного как неполногласное под влиянием соотношений типа градъ-городъ. В адресной формуле интерес представляет также форма гину. В XIV веке слово господинъ уже читалось без г-: осподинъ (ср. такое написание, однако для него инерционно использовалась идеограмма ги). На первый взгляд может показаться, что перед ним нет предлога, хотя повтор предлога, особенно в бытовой письменности, был близок к автоматизму. В действительности предлог есть, но замаскирован общим правилом, предписывающим вместо к+г писать просто г . Начало грамоты производит прямо-таки убийственное впечатление. «Сначала убил сына моего…» Кто, не сказано. — А будет? — Зависит от мощи толковательного искусства. Конечно же, убити в древнерусском часто значило не лишить жизни (хотя и такое значение было), а сильно избить, побить. Если в результате побоев человек скончался, говорили убити до смерти. О таком значении ярко свидетельствует берестяная грамота 415 : «Поклон от Фовронии Филиксу с плачем (стандартная формула челобитных). Избил (убиле) меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита (убита есмь)».

http://pravmir.ru/novyie-otkryitiya-akad...

Должник Конища, боран, посак и другие загадки берестяных грамот Традиционная лекция академика Андрея Анатольевича Зализняка о лингвистических итогах археологического сезона-2016 состоялась 10 октября в Московском государственном университете. Какие неожиданные находки таила в себе грамота из одного слова, что за проблемы с Юрием и его матерью возникли у автора московской грамоты и как скучный, на первый взгляд, документ оказался редким-прередким экземпляром? «Правмир» предлагает видео и текстовую версию первой лекции, продолжение следует. Грамоты из Новгорода, Старой Руссы и Москвы Наше традиционное занятие сегодня происходит в нетрадиционном месте. Не знаю, какие будут от этого улучшения или ухудшения — посмотрим. Во всяком случае, действовать будем в том же духе, что и раньше в девятой аудитории. Там было, правда, гораздо теснее, но это была традиция нашего филологического факультета. Меня, кстати, спрашивали, с какого времени начинается эта традиция. И скажу, что первые лекции были далеко не так обставлены: это был замечательный семинар Виктора Марковича Живова, к несчастью, ныне покойного, где начались такие отчеты по результатам текущего филологического сезона. Но мы не очень точно помним, в каком году это было. Как-то вместе с Виктором Марковичем мы пытались это восстановить, но выяснилось, что знаем с точностью плюс-минус один год — либо это 1986-й, либо 1987-й. Так или иначе, 30 лет назад. Как замечают те из вас, кто на этих отчетах бывает, в Новгороде находки неравномерны: бывают «тощие годы» и бывают «тучные годы». Бывают столь «тощие», когда просто вообще нет возможности проводить такую лекцию, поскольку найдено недостаточно. А бывают, наоборот, такие, когда не хватает одной лекции, и мы счастливым образом находимся в такой ситуации, когда приходится дважды встречаться, потому что я за одну лекцию не берусь изложить все интересное, что за год удалось найти. Год этот, правда, нам немножко странно придется считать, поскольку это не просто текущий 2016 год, а действительно отрезок примерно в 365 дней с момента предыдущей лекции, которая состоялась 1 октября прошлого года. Следующую грамоту, которую, естественно, на той лекции не было никакой возможности еще нам знать, нашли на следующий день, 2 октября. И еще одна грамота тоже была найдена до окончания 2015 года.

http://pravmir.ru/22-novyie-gramotyi-nad...

— Варежка ? — Варежка , конечно! Варежка — это варяжская рукавица, «варяжское что-то» называется варежкой, так же, как какой-нибудь электрический поезд — электричка и так далее. — В принципе, в varingr суффикс «тяжелый» и он, в принципе, тоже мог быть ударным… — Как идея для объяснения второго ударения это неплохо. Но первоначальное русское ударение бесспорно было именно таким. Варяжская улица (сейчас она называется Варяжская) в Новгороде уже в младшем изводе Новгородской первой летописи пишется как Вареска , так что естественно считать, что ударение было на первый слог. Вот такое первое свидетельство слова варгъ : первый Варгъ , который появился в чистом виде (хотя он и не варяг, а всего лишь по прозвищу таков) в этой грамоте XIII века. И если это прозвище, то Осипе Вареге — одно лицо, Осип по прозвищу Варяг, и тогда здесь семь персонажей, а не девять, так что очень может быть, что мы не случайно имеем дело с цифрой 7: она обозначает семь каких-то лиц, которые иначе себя повели, чем предыдущие. Две самые простые версии: или они не рассчитались, или, наоборот, они уже полностью рассчитались. А кроме того, получает хорошее объяснение то, откуда окончание – а в идущем перед списком имен «… ила ». — Это двойственное число? — Как же двое, когда семеро? Дело в том, что семь — это существительное женского рода. Это то, что сейчас «семерка». «А вот такая семь» или не заплатила, или, наоборот, заплатила — и потом список этих семерых. Вот такой любопытный момент, вытекающий из грамоты, от которой, вообще говоря, мало чего осталось, но и этого хватает, чтобы нас порадовать. Кстати, конечное – е в этих именах неодинаковое: оно, конечно же, новгородское окончание И. ед. твердого склонения в Нестере , оно новгородское в Вареге , Онисиме , Осипе , но Василе   и Михале — это имена Василь и Михаль , скорее всего, с записью ь как е в силу бытовой системы. Что грамота написана по бытовой системе, видно, например, из Оретеме < Орьтемь > . Мена эта была совершенно регулярной, и с ней связана та иллюзия, что перед нами сплошной ряд новгородских окончаний: это, конечно, преувеличено, но пять имен с этим классическим окончанием налицо.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

В ней автор интересуется: «чи пойдет рать за Волок» 1 октября. ПРАВМИР. Экспедиция Института археологии Российской академии наук нашла фрагмент берестяной грамоты во время раскопок мостовой Воздвиженской улицы в Великом Новгороде. В древности береста была разорвана и сохранилась лишь нижняя часть текста из двух с половиной строк. Текст грамоты изучается. В ней автор задает адресату вопрос: «чи пойдет рать за Волок», а также просит сообщить, остерегаться ли этого военного отряда. Фото: Институт археологии РАН Ученые предполагают, что грамота написана и отправлена из Заволочья, восточной исторической области Новгородской земли, находящейся за «волоками», в бассейне Северной Двины и Онеги, на территории современных Вологодской и Архангельской областей. Предварительно находку датируют третьей четвертью XIV века, поскольку рядом, на территории усадьбы, примыкающей к мостовой, обнаружили печать новгородского посадника Юрия Ивановича, занимавшего этот пост в 1354–1380 годах. Кроме того, во время раскопок обнаружили многочисленные индивидуальные находки XIV–XVI вв. Собрана большая коллекция нательных крестов, перстни, браслеты, амулеты. Также среди находок — западноевропейские товарные пломбы, фрагменты крышек бочек со знаками собственности, шесть вислых свинцовых печатей XIV–XV вв., что свидетельствует о высоком статусе проживавших в этом месте людей, имевших отношение к торговле и властным структурам. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 марта, 2021 18 февраля, 2021 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 20 апреля, 2022 9 февраля, 2022 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 25 марта, 2021 18 февраля, 2021 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-na...

Но государство — это инструмент общества, в принципе, так же, как холодильник — это инструмент Ваш на Вашей кухне, понимаете? Не вы существуете ради холодильника и ради телевизора, кстати говоря, а телевизор и холодильник существуют для вас. Елена Зелинская: Телевизор давайте сегодня не трогать. Андрей Зубов: Но, тем не менее, это так. Понимаете, в отличие от холодильника и телевизора, который можно просто выключить, государство, к сожалению, невозможно выключить, когда оно явно идет не туда, но его можно переизбрать, власть можно переизбрать, в этом смысл демократической государственности. И надо Вам сказать, что демократия так же стара, как само человечество. Вспомним афинскую демократию, вспомним, кстати говоря, англоман, Великую хартию вольности. Елена Зелинская: Вспомним, в конце концов, Великий Новгород. Андрей Зубов: Вспомним Великий Новгород, Псков. Причем это не общие слова. Кстати говоря, историки нашли ведь еще веке потрясающие документы, не только берестяные грамоты. Это псковские и новгородские судные грамоты. То есть это фактически гражданский кодекс — гражданский кодекс Пскова и Новгорода. И мы видим, что это общество свободных людей. Причем интересно, что в Пскове в крестьянской республике чем более беден человек, тем больше у него прав. А в Новгороде, уже в боярской республике, наоборот, более высокие группы имеют больше прав. Но всё равно, когда налагается штраф за одно и то же преступление — с более богатых берут больше. То есть это народные республики, понимаете? Это ясно видно. Там суд, реальный суд, реальный процесс. В Москве уже этого нет, даже b XV beke. Елена Зелинская: Как-то Вы так меня даже и расстроили. Ну, хорошо. В конце концов, в истории каждой страны были какие-то периоды, которые откладывают свой отпечаток. При всем моем англоманстве, на английской цивилизации лежит картофельный голод в Ирландии, рыночные эксперименты в Индии, которые также кончились голодом и голодной смертью просто миллионов людей. Так что в истории каждой страны есть какие-то тяжелые и страшные заблуждения, которые, естественно, отзывались на жизни обычных людей. Но как то, тем не менее, всё преодолевается, и, оставаясь таким родовым пятном где-нибудь на затылке, на голове, на плече, на спине, двигается.

http://pravmir.ru/andrej-zubov-u-nas-odn...

В Государственном историческом музее состоится презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI–XV веков 2 марта 2007 г. 20:57 Москва, 2 марта. 5 марта, в 16.00, в Государственном историческом музее состоится презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI – XV вв. Открывшийся веб-сайт ( http://gramoty.ru ) впервые в полном объеме представляет в сети Интернет ценнейший исторический и лингвистический источник — древнерусские берестяные грамоты XI-XV вв. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В.Арциховского. В настоящее время корпус берестяных грамот насчитывает 1057 документов XI-XV в., происходящих из раскопок 11 древнерусских городов. Основу этого корпуса составляют 962 берестяные грамоты, извлеченные из культурного слоя Великого Новгорода Новгородской археологической экспедицией, хранящиеся в Государственном историческом музее и Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. В основе нового сайта — база данных, включающая фотографии берестяных грамот, их прорисовки, древнерусские тексты, переводы на современный русский язык и основную информацию о документах. Сайт является частью создаваемой системы электронных ресурсов, включающей в себя также цифровой мастер-архив и полифункциональную базу данных, содержащую полную археологическую информацию о документах и текстовый корпус с лингвистической разметкой. Полная версия базы данных по завершении работы над ней будет распространяться на DVD. Разработка веб-сайта и базы данных велась исследовательской группой, действующей в составе Новгородской археологической экспедиции и возглавляемой академиками РАН А. А. Зализняком и В. Л. Яниным. В работе принимали участия специалисты, представляющие Институт славяноведения РАН, Институт русского языка РАН им В. В. Виноградова, Исторический факультет МГУ, Механико-математический факультет МГУ. Цифровая съемка берестяных грамот производилась силами ЗАО «Группа ЭПОС» ( http://www.eposgroup.ru ). Координация работ над проектом осуществлялась канд. филол. наук А. А. Гиппиусом (Институт славяноведения РАН).

http://patriarchia.ru/db/text/206411.htm...

Уже в средневековый период начал появляться интерес к систематизации новгородской церковной истории, нашедший выражение в составлении списков Новгородских владык. Эти списки известны в 2 редакциях: краткой и пространной. Краткая редакция в составе НПЛмл. под 989 г. представляет собой в основном простой перечень имен . Вторая редакция, имеющая черты раннего происхождения, является не менее значимым источником, чем летописание XI–XII вв. ; она оказала влияние на соответствующие статьи летописей НСГ XV в. Остальные источники – памятники эпиграфики, сфрагистики, берестяные грамоты, – носят вспомогательный характер (такой ценный источник, как новгородские уставные грамоты и акты, известны не ранее XII в.).   Иоаким (Аким) Корсунянин Первым новгородским епископом был Иоаким (Аким) Корсунянин , поставление которого и знаменовало учреждение Новгородской епархии. Если буквально понимать сведения начального летописания о Крещении Руси, то Новгородская кафедра появилась практически одновременно с этим великим событием, т. е. в 988/89 или 989/990 г., как одно из его ближайших последствий. В НПЛмл. говорится: «В лето 6497. Крестися Володимир и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы, и попы, и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повелевлещи в Волхово; и поверзъше ужи, влечаху его по калу, биюще жезлеем; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вести в город; сице Перун приплы к берви, и отрину и шистом: “Ты, рече, Перушице, досыти еси пил и ял, а ныне поплови прочь”; и плы со света окошное» . В 1-й подборке статей НК1 и других летописей XV в. НСГ приводится более пространный текст: «В лето 6497. Крестився Володимир, и взя у Фотиа, у Патриарха Царягородского, пръвого митрополита Киеву Леона, а Новуграду архиепископа Акима Корсунянина, а по инеем градом епископы, и попы, и диаконы, иже крестишя всю землю Рускую; и бысть радость всюду. И прииде к Новугороду архиепископ Аким, и требищя разори, и Перуна посече, и повелев влещи и в Влъхов. И повръзавше ужи, влечахуть и по калу, бьющее жезлиемь и пихающее ; и в то время вшелбяше в Перуна бес и нача кричати: “О горе, ох мне, достахся немилостивым сим рукам”. И вринушя его в Влъхов. Он же. пловя сквозе Великыи мост, верже палицу свою на мост, ею же и ныне безумнии убивающеся, утеху творят бесом. И заповеда никому же нигде переяти его; и идее пидблянин рано на реку, хотя горньци вести в град; оли Перун приплыл к берви, и отрину его шестом: “Ты, Перушиче, досыти еси ел и пил, а ныне поплови прочь”. И плы со света окошное» (курсивом выделен дополнительный по отношению к НПЛмл. текст).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010