Неск. грамот адресованы Новгородскому владыке или в них упомянуто его имя; обычно это грамоты, связанные с владычным судом или содержащие просьбу о заступничестве 672 (1160–1180), 725 (1180–1200), 968 (1_я пол. XIV в.), 756 (2_я пол. XIV в.), 244 (1400–1410)). Целиком сохранилась грамота 963, адресованная Новгородскому архиеп. Симеону (1416–1421), найденная при раскопках Владычного двора в Детинце в слое 1-й четв. XV в. Это челобитная жителей Ошевского погоста (ныне с. Ашево в Псковской обл.) о поставлении попа и освящении престола. Написанная на обеих сторонах большого берестяного листа целая грамота 689 (1360–1380) представляет собой отчет душеприказчика о проведенных им расчетах по завещанию и о подготовке сороковин по умершему. Имя завещателя не названо, однако указанные в тексте суммы весьма значительны, что предполагает высокий ранг покойного. На основе сопоставления текста грамоты и ее даты Янин предположил, что речь в грамоте идет о завещании архиеп. Новгородского свт. Василия Калики, умершего от чумы в 1352 г. Неск. целых грамот XII в. 605, 657, 682, 717) содержат немало подробностей о монастырском быте. Исключительным в их ряду является письмо 605 (1100–1120). Это дружеское послание мон. Ефрема к брату во Христе Исухии. В грамоте содержится одно из первых упоминаний церковного звона на Руси.Три целиком сохранившиеся грамоты 657, 682, 717), датированные 2-й пол. XII в., представляют собой переписку монахинь. Судя по содержанию писем, это были монахини Варварина мон-ря, к-рый находился поблизости от усадеб Людиного конца, где были найдены грамоты. На одной из усадеб Троицкого раскопа в слое 2-й пол. XII в. найден самый большой во всем фонде берестяных грамот комплекс документов (37 экз.), написанных одним почерком. Их автором оказался некий Яким, чье имя обозначено в 2 его письмах 979, 989). Им же написана и рассмотренная выше запись тропаря 977). Неск. грамот Якима представляют собой однотипные короткие записки, в которых указана стоимость различных предметов церковного и монастырского обихода: клобука, водмола (грубого домотканого сукна) для монашеской одежды, «древяного масла» (елея).Он же ведал запасами пергамена. Эти и нек-рые др. грамоты Якима со всей определенностью показывают, что он имел отношение к монастырским делам. Возможно, Яким распоряжался монастырской казной и выдавал определенные суммы на необходимые для мон-ря предметы. Не исключено, что он выступал также в роли квалифицированного писца.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ Берестяная грамота 200. Ученическая запись мальчика Онфима с фрагментом азбуки. XIII в. Берестяная грамота 200. Ученическая запись мальчика Онфима с фрагментом азбуки. XIII в. вид массового письменного источника по истории средневек. Руси, открытый 26 июля 1951 г. при раскопках Новгорода экспедицией под рук. А. В. Арциховского . К концу полевого сезона 2001 г. в Новгороде было обнаружено 917 Б. г., подобные документы найдены при раскопках еще 10 древнерус. городов: 36 - в Ст. Руссе, 19 - в Торжке, 15 - в Смоленске, 8 - во Пскове, 5 - в Твери, 3 - в Звенигороде Галицком (Украина), по 1 - в Витебске и Мстиславле (Белоруссия), Москве и Ст. Рязани. Обязательным условием сохранности Б. г. является повышенная влажность грунта, исключающая его аэрацию. Древнейшая надпись на бересте датируется 1-й пол. XI в., самая поздняя - 2-й пол. XV в., берестяных текстов XI - 1-й трети XIII в. насчитывается свыше 470. Тексты грамот процарапывались на листах бересты железным (реже костяным или бронзовым) заостренным стержнем с лопаточкой на противоположном конце. Подобные стилосы встречаются при раскопках западно- и восточноевроп. городов, где они служили для письма на навощенных дощечках. Судя по находке в Новгороде в 2000 г. в слое нач. XI в. древнейшей слав. Псалтири, написанной на навощенных дощечках и служившей для обучения грамоте, такой способ письма на Руси предшествовал берестяному письму. В XI-XV вв. береста была наиболее доступным и дешевым писчим материалом; внедрение бумаги, получившей массовое распространение на Руси с сер. XV в., привело к исчезновению берестяного письма. На последнем этапе его существования появляются «гибридные» тексты (в Новгороде найдены 2 Б. г. сер. XV в., написанные чернилами), в дальнейшем берестяное письмо местами (больше всего в Сибири) сохраняется до XIX в., но в чернильном варианте. Инструменты для письма на бересте и воске. Новгород. XII–XIV вв.

http://pravenc.ru/text/78140.html

Любопытным подтверждением слов Кирика о том, что эти грамоты «изрезав» мечут и ходят по ним ногами, являются сами находки берестяных грамот. В большинстве случаев они сохранились в поврежденном, порванном виде, иногда в обрывках. Однако среди этой массы находок выделяется группа таких, которые оказались поврежденными не в результате пребывания в течение столетий в земле, среди строительного мусора, а намеренно порезаны или порваны на несколько частей. Мы насчитали не менее 14 грамот, которые были разрезаны поперек или вдоль 18, 26, 36, 48, 50, 62, 83, 102, 123, 129, 151, 164, 166, 191. Куски некоторых из них были брошены в одно место и оказалось возможным их соединить. Адресаты, прежде чем выбросить письма, предусмотрительно уничтожали их. А если под руками не было ножа, то грамоту старались разорвать или, по крайней мере, вырвать имя адресата, как это сделано, например, с грамотой 155. Порезанные, порванные и даже целые грамоты действительно валялись под ногами прохожих и обращали на себя внимание. Из 194 грамот, изданных в настоящее время полностью и с указанием точного места находки, 51 грамота, т. е. свыше четверти, найдена на мостовых Великой, Холопьей или Кузьмодемьянской улиц или рядом с мостовыми. Нужно учитывать, что мостовые в Новгороде подметались и содержались в чистоте и многие остатки грамот были уничтожены вскоре после того, как попали на мостовую. По приведенному выше тексту вопроса Кирика не ясно, что ему ответил Нифонт. Это заставило одного из издателей «Вопрошания» А. С. Павлова выделить из вопроса слова: «Аже кто изрезавъ помечеть, а слова будуть знати» и представить их в качестве ответа Нифонта. Однако трудно в настоящее время судить о первоначальном виде «Вопрошания» и отдельных его вопросов, так как весь памятник еще не изучен. Мы знаем уже несколько его вариантов. Один из них издан С. И. Смирновым и назван им «особой» редакцией. Он содержит интересующий нас вопрос с указанием, что Нифонт на него не ответил («Ти он помолче»), как не отвечал он на некоторые другие вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

- Почему в Новгороде открыли берестяных грамот больше, чем в других городах России? - Одна из причин - в Новгороде хорошо сохраняется вся органика. Дело в том, что город строился на плотной глинистой почве. Поэтому вода не проникала вертикально в землю, а насыщала нарастающий культурный слой. Здесь горожане всегда по грязи ходили. Поэтому стелили мостовые. Так как не было доступа воздуха во влажный слой, следовательно, в нем не могли жить микробы, которые бы уничтожали оказавшиеся по разным причинам в почве берестяные грамоты. Но была и другая причина. Скажем, в почве Пскова тоже все сохраняется хорошо. Но там за время раскопок найдено всего-навсего 15 грамот. Дело в том, что новгородцы были более грамотными людьми. Это определилось очень важным обстоятельством. Новгородские землевладельцы, бояре в силу государственного строя, который существовал, не стремились куда-то уехать из города и поселиться на дальней территории. Потому что каждый из них имел шанс быть избранным на высшие должности. А выборы в Новгороде были ежегодно. Тот, кто уезжал куда-то надолго, – выпадал из политической жизни. А между тем Новгородские имения находились иногда за 300-500 верст от города - где-нибудь на Двине, на Белом море … Следовательно, само землевладение требовало постоянной переписки владельца с управляющим его хозяйства. Он посылал туда распоряжения. Оттуда поступали отчеты старост, крестьянские письма с жалобами на старост… Так что мы по этим письмам изучали не только историю самого города, но и всю Новгородскую государственность. - Даже трудно сказать, где вы чаще находитесь в Москве или Новгороде. Вы себя ощущаете больше москвичем или новгородцем? Берестяные грамоты - В конце января 2004 года, незадолго до своего 75-летия, я приехал по делам в Новгород. Мэр города, узнав о предстоящем юбилее, устроил в честь меня прием. Слушаю, слушаю, как поздравляют, и говорю: мол, каждый человек родится дважды. Для самого человека ничего памятного в этом дне, который записан в паспорте, нет. Он его не может помнить. А второй раз человек рождается, когда до конца определяет свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/4612.html

— А кстати, почему не на бересте? В скандинавских странах березы тоже растут. — Думаю, тут дело просто в сложившейся традиции. На Руси письменность распространилась вместе с принятием христианской веры и культуры. Поэтому основной вид славянского письменного текста — это книга, сшитые листы пергамена. И в некотором смысле лист бересты — подобие пергаменного листа. Особенно если его обрезать по краям, как это часто делалось. У скандинавов же их письменность — руны — возникла гораздо раньше, нежели эти народы приняли Крещение. И как привыкли они издавна вырезать руны на щепках и дощечках, так и продолжили вырезать. Школа князя Ярослава — Насколько я помню, самые ранние берестяные грамоты датированы началом XI века. Закономерный вопрос: откуда в древней Руси взялось столько грамотных людей, если письменность возникла уже после Крещения Руси? — Небольшое уточнение: самые ранние берестяные грамоты датированы тридцатыми годами XI века. То есть между крещением Руси в 988 году и появлением бытовой письменности на бересте — около полувека. Видимо, эти полвека как раз и ушли на то, чтобы сформировалось поколение, для которого письмо — не что-то особенное, а вполне обычное, повседневное дело.  Новгород, 1100–1120 г.  Содержание: Любовное письмо — Откуда же взялось это поколение? Само выросло или его специально выращивали? — Его специально выращивали, и мы даже знаем, как именно. Появление первых берестяных грамот замечательным образом совпадает со свидетельством новгородской летописи, где рассказывается, как князь Ярослав в 1030 году пришел в Новгород и устроил школу. «Собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное». Иногда эту летописную запись подвергают сомнению, но я считаю ее вполне достоверной. Есть, кстати, и подтверждение из «независимых источников». В скандинавской саге об Олафе Трюгвассоне написано, что он посещал школу в Новгороде при Ярославе. Как долго действовала эта школа, мы, к сожалению, судить не можем, но это было, конечно, очень важное культурное предприятие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Помимо музея-заповедника участники проекта - Московский государственный университет, Институт славяноведения РАН, Государственный исторический музей, Институт русского языка РАН и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а также ученые из Голландии, Финляндии, ряда других зарубежных научных центров и университетов. На первом этапе проекта в интернете будут представлены 954 берестяные грамоты, обнаруженных нашей экспедицией в Новгороде, и 40 грамот, найденных на раскопках в Старой Руссе. Сейчас идет пересъемка грамот в цифровом формате. Позднее во всемирной сети появятся берестяные грамоты из Москвы, Пскова, Смоленска, Твери, Торжка, а также из Витебска и Мстиславля (Белоруссия) и Звенигорода (Украина)... В рамках проекта на специальном сайте будут размещены подлинные изображения грамот с так называемыми «прорисями», воспроизводящими тексты на старославянском языке, и с переложениями их содержания на современный русский язык. Изображения берестяных грамот будут сопровождаться комментариями ведущих историков и лингвистов, ссылками на дополнительную информацию. Координирует все работы молодой, энергичный участник нашей экспедиции, филолог Алексей Алексеевич Гиппиус. Я – научный руководитель, консультирую,  советую. Одно из главных достижений проекта - то, что историки и лингвисты сели за один стол, занимаются общим делом. - Сделанного вами, наверное, хватит на пять жизней. Трудно ли быть Валентином Лаврентьевичем Яниным? - Несмотря на проблемы разного рода, особенно в последние годы, которые преодолевала наша экспедиция, радостей очень много. Каждый сезон – это новые и новые открытия берестяных грамот с интересными текстами, подтверждение или опровержение каких-то гипотез… Дискуссия даже с самим собой – это продвижение вперед. Поэтому я постоянно ощущаю движение. Это молодит и дает силы работать дальше. С Валентином Яниным беседовал Николай Головкин Николай Головкин Валентин Янин 5 апреля 2005 г. Рейтинг: 7.4 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/4612.html

Показалъ – значит сказал, дал показания. Данило – редкое для Новгорода XII века окончание, ожидалось бы диалектное Даниле мужского морфологического рода. «Возьми же на него в треть». «Взять в треть» — процедура, известная из берестяных грамот: это взятие долга под 33%, сверх занятого надо отдать еще треть. Но смущает «на него» вместо «на нем». «На нем» значило бы «взять деньги с него», а «на него» нам раньше еще не встречалось. Далее слово въноухъц встретилось нам в именительном падеже. Итак, перед нами персонаж, обозначенный как «внухча», который наделал долгов, а потом сбежал. Последующее влс, видимо, конец от «ко мне не являясь». Ем… — начало императива емли, «бери». Это распоряжение, обращенное к Демьяну. Сказано взять деньги в том числе «на него», то есть в счет долга «внухчи», но не с него самого, поскольку должник скрылся. Нам уже попадалась в берестяных грамотах запутанная финансовая ситуация, в которой должник бежал, причем не просто, а за границу – «в немцы» (этот выход из трудного положения известен из грамоты 44 , где Наум с Леновихтом «побгл во нмьц»). Далее в который раз проявился блестящий талант А.А. Гиппиуса, который смог реконструировать утраченную правую часть грамоты не с точностью до буквы, но с большой вероятностью. Давно говорят, что Алексей Алексеевич лично знает всех этих людей и без труда может установить их взаимоотношения… Олекша должен Демьянку не куну, а больше — куну и столько-то гривен, такое наименование (от меньшего к большему) известно в древнерусской письменности (ср. также немецкий счет вроде einundzwanzig, «один и двадцать»). Решение Гиппиуса: «куну и полторы гривны». Тогда сходится другая часть гипотезы. «Внухча» — образование от слова «внук». Можно допустить, что основа «внук» подверглась усечению и к ней добавились сразу два гипокористических суффикса -х и -ч. Известна подобная операция с суффиксами -х-н: Махно — это Максим, Грихно — Григорий. Отдельно суффикс -х тоже так выступает: сватья — сваха, суффикс -ч был популярен в образовании гипокористик в XX веке: Танча, Генча, Ванча. Далее: Терентий — Терех, Дементий — Демех, Тарасий — Тарах.

http://pravmir.ru/chto-za-vnuhoch-takaya...

Тихон Сысоев КУЛЬТУРА Почему берестяные грамоты стали сенсацией? В 1951 году археологическая экспедиция Артемия Владимировича Арциховского, проводившая раскопки в Новгороде, обнаружила первую берестяную грамоту. И с тех пор их находили во множестве, причем не только в Великом Новгороде. Берестяные грамоты стали исторической сенсацией, поскольку дали возможность узнать обыденную жизнь людей русского Средневековья. Как же изменились наши представления о жизни наших предков? Рассказывает доктор филологических наук Алексей Гиппиус, профессионально специализирующийся на изучении берестяных грамот. Раскрасить контуры — Алексей Алексеевич, как изменило открытие берестяных грамот представления историков о культуре Древней Руси? — Оно значительно их расширило. Благодаря изучению берестяных грамот для нас открылась повседневная жизнь Древней Руси. До того наши знания об этой эпохе базировались на летописях, на таких юридических текстах, как «Русская Правда». Летописи имеют дело с событиями и фигурами «большой» истории, ее герои — князья, знать, высшее духовенство. А как жили обычные люди — горожане, крестьяне, купцы, ремесленники? Косвенно об этом мы могли судить только из юридических текстов, но там ведь фигурируют не конкретные люди, а просто некие социальные функ­ции. Открытие же берестяных грамот дало возможность непосредственно увидеть реальных действующих лиц этой «малой» истории. Те общие контуры, которые у нас были до того, окрашиваются, приобретают конкретные очертания. — А о каких сторонах жизни тогдашних людей мы можем судить по берестяным грамотам?Берестяные грамоты — это письменность практического характера. Древнерусский человек, когда брался за «писало» (это такой заостренный металлический стержень, которым процарапывались буквы на бересте, греки называли его стилос), исходил из какой-то бытовой необходимости. Например, находясь в поездке, отправить письмо родным. Или написать заявление в суд. Или составить какую-то памятку для себя. Поэтому берестяные грамоты знакомят нас прежде всего с прак­тической жизнью той эпохи. Из них мы узнаём принципиально новые вещи об устройстве древнерусской финансовой системы, о древнерусской торговле, о судебной системе — то есть о том, о чем из летописей мы очень мало знаем, летописи таких «мелочей» не касаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В Великом Новгороде отметили 55-летие со дня находки первой берестяной грамоты 28 июля 2006 г. 14:30 26 июля исполнилось 55 лет со дня находки в Новгороде первой берестяной грамоты — события, не только обогатившего новгородскую и отечественную историю, но и ставшего мировой археологической сенсацией XX столетия. За период с 1951 года по сегодняшний день на территории Великого Новгорода найдено 957 берестяных документов, а вместе с находками грамот в других городах новгородской земли (Старая Русса и Торжок), их количество превысило 1000. По мнению историков, берестяные грамоты стали уникальным «мостиком», связавшем летописную историю Новгорода и Руси с археологическими остатками древних новгородских усадеб и именами живших в них новгородцев. Значение грамот еще до конца не оценено, поскольку каждый из текстов содержит в себе нюансы лингвистики и истории древнерусского языка, передает нам информацию об исторических событиях и повседневной жизни новгородцев. Изучение берестяных грамот в последние десятилетия стало одним из наиболее перспективных направлений в отечественной медиевистике и славистике, поскольку это неисчерпаемый и многоаспектный вид исторического источника. Как сообщили НовгородИнформ в пресс-службе администрации Новгородской области, эта дата отмечена в Великом Новгороде рядом мероприятий, среди которых: встреча губернатора Михаила Прусака с представителями новгородской археологической экспедиции в Центре музыкальных древностей; акция «Берестяная грамота» — сбор наказов от новгородцев Президенту РФ — проведенная общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» на Софийской площади; открытие мемориальной доски, посвященной Нине Акуловой, нашедшей первую берестяную грамоту; митинг на улице Великая д.1 у памятного знака, посвященного находке первой берестяной грамоты и т.д. В связи с памятной датой коллектив Новгородской археологической экспедиции (НАЭ) провел публичную презентацию результатов международного научного проекта по созданию электронного каталога берестяных грамот, предполагаемого к размещению в открытом доступе в Интернете. Проект осуществляется на средства фонда ИНТАС и завершается в 2007 году. Основная задача проекта заключается в обеспечении электронными ресурсами процедуры изучения и реставрации берестяных грамот. С этой целью предусматривается создание электронной системы «Средневековые русские документы на бересте», открывающей широкие возможности изучения берестяных текстов, в том числе, посредством размещения на специализированном web-caйme.

http://patriarchia.ru/db/text/128860.htm...

Беременность женщины, несмотря на частоту этого явления, составляла своего рода событие в деревне. Как только беременность становилась заметна, так начинали толковать об этом все и сообщать друг другу, что такая-то сделалась брюхата, «забрюхатела», «понесла», «стала тяжела» или ходит на «сносях». При встрече мужики с ней шутили о ее положении, за глаза втихомолку посмеивались, что она не скоро ходит и неловко поворачивается, а бабы из любопытства частенько забегали к беременной, осведомлялись о ее здоровье, подавали различные советы и нередко предлагали ей «гостинца». Ист.: Попов Г. Народно-бытовая медицина. М., 1903. Берендейка Кожаный ремень через плечо. Такое же название на Руси до XVII в. имела шапка. Береста Верхний, светлый слой березовой коры, широко использовалась в крестьянском быту на подстилку под тесовые кровли, для изготовления берестяных емкостей и корзинок – туесов, пестерей, лукошек и др. Тонкая, плотная, эластичная береста содержала большое количество антисептических веществ, использовалась также для изготовления легкой посуды и даже лодок-берестянок. Берестяные грамоты Памятники древнерусской письменности XI-XV вв., открытые в 1951 и позднее при археологических раскопках в Новгороде. Единичные найдены в Смоленске (1952), во Пскове (1958) и в Витебске (1959). Они различны по величине: одни представляют собой фрагменты из нескольких букв или слов, др. – целые тексты. Берестяные грамоты – ранее неизвестный тип памятников письменности. Они написаны заостренным предметом путем продавливания или процарапывания на внутренней (реже наружной) стороне бересты. До открытия берестяных грамот, кроме столь же древних текстов, написанных чернилами и красками на пергаменте, были известны лишь надписи, нанесенные путем выщербления или продавливания на камне, металле, дереве, штукатурке. Древними памятниками, равными по содержанию берестяным грамотам, наука не располагала вообще. Берестяные грамоты – памятники письменности, удовлетворявшие потребности всех новгородцев от посадника до крестьянина. Среди берестяных грамот имеется частная переписка, официальные документы (завещания, договоры, закладные, документы судопроизводства, распоряжения и т. п.), частные записи, ученические упражнения, детские рисунки с надписями, заклинания и, по-видимому, отрывки из художественных произведений. Авторы берестяных грамот – лица, принадлежавшие к разным социальным группам древнего Новгорода, в т. ч. ремесленники и крестьяне. До открытия берестяных грамот считалось, что грамотными в Древней Руси были лишь духовенство и феодалы. Берестяные грамоты, относящиеся к раннему периоду русской письменности, позволяют сделать вывод, что уже в то время грамотность на Руси была распространена широко, в частности среди женщин. Бес

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010