Зимой 1567 – 8 г. царь возвратился из неудачного литовского похода. Над Москвой собиралась гроза. Поводом к казням послужили перехваченные правительством грамоты к московским боярам от короля Сигизмунда и гетмана Хоткевича. Грамоты были адресованы князьям Бельскому, Мстиславскому, Воротынскому и конюшему боярину Ивану Петровичу Челяднину. Бояре приглашались оставить государя-тирана и перейти в Литву. Успеха это предложение к измене не имело. Бояре – вероятно, под диктовку царя – составили оскорбительные ответы в Литву, дошедшие до нас. Челяднин пишет королю: «Я уже человек при старости; зрадивши (изменивши) мне государя своего и душу свою зломивши, не много жити; а у тебя будучи, в войсках твоих ходити уже не могу… и машкарством потешать тебя в старости не учен есмы». В письме к гетману он так отзывается о русском государе и своей службе: «А што писал еси, што государь мой хотел надо мною кровопролитство вчинити: ни есть того коли бывало, а ни быти может, што царскому величеству без вины кого карати. Также и того не бывало, што Литве Москва судити». Эти письма не спасли боярина. Не знаем, почему из всех лиц, которым писал Сигизмунд, казнен был один Челяднин. То, что Вольского и других не тронули, говорит об отсутствии заговора. Челяднину царь, может быть мстил за старые грехи: за участие в мятеже против Глинских, 21 год тому назад (предположение Соловьева). Он был уже в преклонных летах и, по словам опричника Штадена, лично знакомого с ним, пользовался репутацией единственного честного судьи в Москве. Один современник-иностранец рассказывает о трагически-шутовской обстановке его убийства. Иван будто бы надел на боярина царскую одежду и венец, посадил на трон и поклонился, величая царем земли Русской. Потом ударил его ножом в сердце. Опричники дорезали старика и выволокли тело из дворца, бросив на площади. Штаден отмечает коротко: «он был убит и брошен у речки Неглинной в навозную яму». Вместе с Челядниным погибла и жена его. Ненависть царя к Челядниным была так велика, что, по единогласным свидетельствам, он перебил их слуг и скот, выжег их усадьбы, стараясь не оставить в них ничего живого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

До времени воссоединения Униатов к Православной Церкви, тела покойников сего исповедания хоронились на Римско-католических кладбищах, где не имелось собственных; и взаимно, тела Римских Католиков хоронились на кладбищах Униатских. Это продолжалось, а отчасти продолжается и после воссоединения, где Римско-католические священники не делают затруднения по духу фанатизма или злонамеренности. В противном случае происходят неприятные распри, порождающие переписку между духовными и гражданскими начальствами. Подобный случай был поводом и бумаги, приложенной при отношении Вашего Сиятельства от 4 минувшего декабря за 8618. Ксёндз Следзяновского костёла в Бельском уезде Лисецкий, приличившйся уже в совращении Православных и находящийся под следствием, запер на ключ кладбища перед приносом к оным тела Православного покойника и сам скрылся, так что Православный народ нашёлся в необходимости разломать ограду. На этот предмет смотрят различно сами епархиальные Римско-католические начальства. Могилёвская консистория по означенному выше делу отвечала, что она не находит себя вправе предписывать о дозволении хоронить тела Православных на Римско-католических кладбищах. Но Виленская консистория, по отношению консистории Литовской, предписала беспрекословно в июле месяце прошлого года о дозволении хоронить Православные тела на Римско-католических кладбищах в г. Свенцянах, пока не откроются там кладбища Православные. Для избежания неприятных столкновений желательно, чтобы Православные обеспечены были собственными кладбищами и не находились в необходимости прибегать к кладбищам Римско-католическим. Но это едва ли возможно вполне совершить. Многие Православные приходы простираются на весьма большие пространства, иногда на целый уезд, и Православные приведены были бы в крайнее затруднение, если бы им пришлось доставлять тела своих покойников на одни кладбища, расстоянием в десять, двадцать и до пятидесяти вёрст. Посему я полагал бы самым полезнейшим: 1) чтобы предписано было местным гражданским начальствам от министерства внутренних дел о безотлагательном устройстве Православных кладбищ, где таковых ещё не имеется; 2) чтобы предписано было от Синода и от Римско-католической коллегии, по крайней мере в пределах Литовской епархии, о взаимном дозволении хоронить тела покойников Православных на кладбищах Римско-католических и покойников Римских Католиков на кладбищах Православных, где не имеется вблизи собственных кладбищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

– Осыпанный в дверях церковных золотом из рук Мстиславского, Борис в короне, с державою и скиптром спешил в Царскую палату занять место Вряжских Князей на троне России, чтобы милостями, щедротами и государственными благодеяниями праздновать сей день великий. Началося с Двора и Синклита: Борис пожаловал Царевича Киргизского, Ураз-Магмета, в Цари Касимовские; Дмитрия Ивановича Годунова в Конюшие, Степана Васильевича Годунова в Дворецкие (на место доброго Григорья Васильевича, который один не радовался возвышению своего рода и в тайной горести умер); Князей Катырева, Черкасского, Трубецкого, Ноготкова и Александра Романова-Юрьева в Бояре; Михайла Романова, Бельского (любимца Иоаннова и своего бывшего друга), Кривого-Салтыкова (также любимца Иоаннова) и четырех Годуновых в Окольничие; многих в стольники и в иные чины. Всем людям служивым, воинским и гражданским он указал выдать двойное жалованье, гостям Московским и другим торговать беспошлинно два года, а земледельцев казенных и самых диких жителей Сибирских освободить от податей на год. К сим милостям чрезвычайным прибавил еще новую для крестьян господских: уставил, сколько им работать и платить господам законно и безобидно. – Обнародовав с престола сии Царские благодеяния, Борис двенадцать дней угощал народ пирами. Казалось, что и Судьба благоприятствовала новому Монарху, ознаменовав начало его державства и вожделенным миром и счастливым успехом оружия, в битве маловажной числом воинов, но достопамятной своими обстоятельствами и следствиями, местом победы, на краю света, и лицом побежденного. Мы оставили Царя-изгнанника Сибирского Кучюма в степи Барабинской, непреклонного к милостивым предложениям Феодоровым, неутомимого в набегах на отнятые у него земли и все еще для нас опасного. Воевода Тарский, Андрей Воейков, выступил (4 Августа 1598) с 397 Козаками, Литовцами и людьми ясашными к берегам Оби, где среди полей, засеянных хлебом и вдали окруженных болотами, гнездился Кучюм с бедными остатками своего Царства, с женами, с детьми, с верными ему Князьями и воинами, числом до пятисот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Это было делом не одного дня или даже года. Советская власть строго следила за интеллектуальным состоянием священнослужителей. Тот, кто имел высшее образование, не мог рассчитывать на что - либо, кроме должности сторожа. Духовные школы последовательно опустошались: к 70 - м годам академический курс составляло меньшее количество богословских дисциплин, нежели курс дореволюционной семинарии. Государственные органы всеми силами стремятся внушить народу мысль о некой " закрытости " , " застарелости " Церкви. Местные уполномоченные даже рассылают циркуляры, запрещающие приходам приглашать для служб архиерея, или кормить обедом духовенство и сотрудников, согласно известной логике " больше двух не собираться " . Саратовский архиепископ регулярно бывает в свете. Он завсегдатай филармонических и консерваторских концертов, оперного театра. Интерес архиепископа к светской культуре внушителен; он вызывает подражания среди духовенства, а интеллигенция Саратова самым серьезным образом интересуется православным вероучением. И это уже не мода: результатом сближения Владыки с интеллигенцией стали, например, исторические романы Б. Дедюхина, его же журнал " Гонец " , издававшийся при поддержке архиепископа; серия вечеров, посвященных Библии в литературе и музыке, автор и создатель которых А.И. Катц часто бывал и консультировался у Владыки. Владыка подает пример терпимости — в кругу его общения значительная часть евреев. Атеисты тогда любили байку об " антисемитизме " православных христиан. В Патриархию идут жалобы, писанные темными людьми под диктовку некоторых церковных активистов. Владыке несколько раз грозят переменой кафедры, и вплоть до начала перестройки он остается невыездным. Впрочем, архиепископ, великий дипломат, великолепно разбивает интриги и провокации. Постепенно светская власть теряет кураж — Владыка последовательно проводит в жизнь принцип неотвратимости наказания. Не добившись правды в Саратове, он, как правило, едет в Москву, в Совет по делам религий. Верхний этаж власти редко отказывает, это закон; и уполномоченному остается только скрежетать зубами. Например, Бельский хотел было запретить входить в контакт с любыми организациями, его, Бельского, минуя…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Зачитал указ об отлучении Абулашвили от Церкви. Народ закричал: " Правильно! " , " Судить его! " Велел комиссии составить опись имущества. Абулашвили пустил слух, что снимет в банке 500 000 рублей и отправит их в Фонд Мира. Напечатал бумагу в банк с сообщением о недействительности подписи Абулашвили. 16 августа . Вторник. Было собрание настоятелей храмов. Рассказал им об Уставе Русской Церкви и о новых правах духовенства. Днем мне принесли акт о передаче ключей и дел от Абулашвили — настоятелю. 21 августа . Воскресенье. Обедня в Духосошественском соборе. После службы говорил проповедь о безобразиях в соборе и о безнравственном поведении старосты Тамары Гордеевой. Народ закричал: " Убрать ее! Освободить от должности! Переизбрать! " Я сказал: " Если кто - нибудь в храме есть, кто поддерживает Гордееву и желает, чтоб она осталась, подойдите ко мне " . Ни один человек не двинулся с места. Продолжались крики: " Убрать " . Сама Гордеева в это время стояла в народе со злым, ненавидящим выражением лица. 26 августа . В Троицком соборе было приходское совещание. Вместо Абулашвили старостой единогласно избрали настоятеля собора протоиерея Всеволода Васильцева. На собрании присутствовали уполномоченный и секретарь райисполкома Гусарова. 1 сентября . Созвонился с уполномоченным Аникеевым. В Саратов приехал сотрудник Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР Кудрявцев Александр Ильич. Приглашают меня. Беседовали около 2 часов о разных приходских делах, об Абулашвили, Бельском, о пожаре в Балашове, об открытии Покровской церкви и т.д. Кудрявцев сказал, что скоро будет письмо Харчева с разъяснениями по поводу новых обстоятельств существования Церкви в СССР. 5 сентября . Уполномоченный Аникеев сказал мне, что в Вольске настоятель о. Александр Ткачев без согласия горисполкома собрал собрание, назначил себя старостой и уволил бухгалтера, которая все время мешала ему. Я позвонил в Вольск. Оказалось, что настоятель был в горисполкоме, чтобы пригласить секретаря, но никого не застал и передал приглашение через машинистку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

138 О числе людей в вежах можно судить по тому, что в пожалованных Воскресенскому монастырю в 192 году в добавок к прежним 2 погостам, в погосте Семиостровском числились 12 веж, людей в них Лопарей 26 человек, а детей и недорослей 26 человек. 139 На 1 пункт сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, не велел тех денег на прошлые и на нынешний на 174 (1666) год править, и о том Указ учинить Думному Дьяку Алмазу Иванову». 140 На 2 пункт сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, не велел тех денег на прошлые на двенадцать лет править, и о том Указ учинить Думному Дворянину Григорью Борисовичу Нащокину». 141 На третью статью сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, не велел с них подвод имать по прежнему своему, Великого Государя Указу и о том послал свою, Государеву, грамоту к Воеводе с прежнего отпуску, и крестьян из тюрьмы освободить». 142 На 4 статью сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, велел на него, Ивана Чамоданова, в том суд дать в Судном Московском Приказе Стольнику Князю Андрею Михайловичу Сонцову-Засекину с товарищи». 143 На последний пункт сей челобитной помета такова: «Указ о том будет впредь» (то есть после сыску). 144 В росписи упоминаются во первых: «кровь и риза Христа Бога нашего в ковчежце серебряном», остальные в бумажках. 145 Мы привели лишь начало этой грамоты, как заключающее в себе данные, которые служат к дополнению исторического очерка Тихоновой Луховской пустыни. Из этого отрывка видно: 1) что Боярин Князь Иван Дмитриевич († 1571 г.) был первым ктитором сей обители в XVI столетии (по кончине Преподобного Тихона в 1492 г.); ибо Луховская волость тогда была дана ему в кормленье; и 2) что, по смерти Бельского, Луховская волость была отдана в кормленье Волошскому Воеводе Богдану Александровичу, и он также является благотворителем Тихоновой пустыни и дарит ей вотчины; известие, встречающееся, кажется, в первые лишь в этом акте, и по тому заслуживающее особого внимания. 146 Упоминаемый здесь Кодошевец родом Турчанин, как оказывается из других актов, был родной племянник незабвенного помощника Святейшего Патриарха Никона в строении, Соборного Воскресенского храма сперва Казначея, а потом Строителя сей обители, старца Сергия Турки или Турчанина, дожившего до глубокой старости и скончавшегося о Господе в 1724 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Яко же и выше рех, какова злая пострадах от юности моея даже и доселе, пространнейшее изобличити. Се убо являет (аще убо и юн еси сих лет, но обаче ведети можеши): егда божиими судьбами отец наш, великий государь Василей, 606 пременив порфиру ангельским пременением, 607 тленное все и мимотекущее земное царство оставил, прииде на небесная во онь век нескончяемый, предстояти царю царем и господину государем, мне же оставшу со единородным братом, святопочившим Георгием, 608 мне убо трею лет сущу, брату же моему лета единаго, родительнице же нашей, благочестивой царице Елене, 609 в сицевых бедне во вдовстве оставше, яко же во пламени отовсюду пребывающи, ово убо от иноплеменных язык от круг преседящих, брани непременительныя приемлюще ото всяких язык, литаонских, 610 и поляков, и Перекопи, Надчитархана, 611 и от нагаи, и от Казани, ово же от вас изменников беды и скорби разными виды приемлюще, яко же подобен тебе, бешеной собаке, князь Семен Бельской да Иван Ляцкой 612 оттекоша в Литву и камо не скакаша бесящеся? И во Царьград, и в Крым, и в Нагаи, и отовсюду на православия рати воздвизающе; и ничто же успеша: Богу заступающу, и пречистые богородицы, и великим чюдотворцом, и родителей наших молитвами и благословением, вся сия яко же Ахитофель совет разсыпася. 613 Тако же потом дядю нашего, князя Ондрея Ивановича, изменники на нас подъяша, 614 и с теми изменники пошел было к Новугороду (и которых хвалиши! доброхотных нам и душу за нас полагающих называешь!) и те в те поры от нас были и отступили, а к дяде нашему ко князю Андрею приложилися, а в головах 615 твой брат, князь Иван княжь Семенов сын, княжь Петрова Лвова Романовича и иные многие. И тако з божиею помощию тот совет не совершися. Ино то ли их доброхотство, которых ты хвалишь? Тако ли душу свою за нас полагают, еже нас хотели погубити, а дядю нашего воцарити? Потом же, изменным обычяем, недругу нашему литовскому почяли отчину нашу отдавати, грады Радогощ, Стародуб, Гомей: 616 и тако ли доброхотствуют? Егда несть во своей земли, кем погубити от земля и славу в прелесть вселити, 617 тогда ко иноплеменным примешаются любовию, точию да погубят безпамятно! 618

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

С другой стороны, каждая из сих последних епархий ограничена пределами одной губернии, имеет приходы более сжатые, удобные к наблюдению. Напротив, 459 приходов Литовской епархии разбросаны на пространстве трёх губерний, и прихожане рассеяны среди Римских Католиков на больших расстояниях от своих священников. Следовательно, требуется от сих священников более труда и более бдительности, нежели по другим епархиям. Естественно, что средства, могущие обеспечить духовенство других епархий, недостаточны для того, чтобы иметь в Литовской епархии священников, соответствующих местным потребностям своими способностями и надёжностью. К несчастью, никоторые из нынешних средств содержания духовенства имеют весьма вредное впечатление на Православных прихожан, особенно там, где они перемешаны между преобладающим Римско-католическим народонаселением. Таково обеспечение духовенства от прихожан квартирами, отоплением и обработкой земли. Тогда как Римские Католики свободны от всякого взноса на эти потребности, расселённые между ними Православные подвергаются на сие взысканию довольно значительному по их состоянию. Отсюда неблагонамеренные внушения и укоризны со стороны иноверцев. Отсюда скорбные чувства и охлаждение к собственной вере воссоединённых к Православию прихожан. Из прописанного выше, кажется, очевидна необходимость: с одной стороны улучшить содержание священников Литовской епархии, с другой освободить или, по крайней мере, облегчить Православных прихожан от означенных выше поборов, особенно в таких местностях, где Римские Католики решительно преобладают над Православными. К местностям сего рода относятся по Литовской епархии все церкви Виленской и Ковенской губернии, а в Гродненской губернии по уздам Гродненскому, Волковыскому, Сокольскому, Белостокскому и Бельскому. Прочие узды сей губернии, то есть Брестский, Кобринский, Пружанский и Слонимский, по сжатому в них Православному населению и по сравнительной малочисленности Римлян, могут быть отнесены к тем же средствам, как и прочие западные епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Кроме того, в Замостье было четыре тысячи шляхты бельского воеводства, шляхтичи воеводств холмского и волынского, составлявшие резерв восемьсот человек постоянной стражи и до тысячи человек мещан, взявших оружие; были там люди разных наций: армяне, шотландцы, немцы, слуги, хоть и годные к бою, не считались в числе военных людей. Пороха было довольно; пушек, за исключением поставленных на местах, оставалось еще большое количество в резерве, а ружей было так много, что, по уверению современника, на каждое окно приходилось по пяти; притом у многих дворян они были трёхствольные. В случае долговременной осады крепость и город не боялись голода: каждый житель обязан был запастись припасами для себя и для поставленного у него на квартире жолнера на полгода, а кто не мог этого сделать, тот был высылаем из города: таким образом в Замостье не было и многолюдства, пагубного во время обложения. Оставшиеся в Замостье написали на сейм, что не могут прибыть в Варшаву по той причине, что должны защищать важный пункт в королевстве. Главным начальником собственно города был Владислав Мышковский, староста гродецкий. Все эти распоряжения были сделаны Вишневецким, которого паны и жолнеры избрали предводителем; он сделал все нужное для защиты крепости и доставил части пилявского ополчения случай стереть с себя стыд бегства. Сам князь уехал в Варшаву с 400 человек. Паны, собравшиеся тогда в Замостье, ненавидели королевича Яна Казимира, которого Хмельницкий хотел видеть королем, и послали на сейм извещение, что если будет идти дело об избрании кого-нибудь из братьев покойного Владислава, то они дают голоса в пользу старшого брата, Карла. Хмельницкий, быть может, узнал об этом и решился держать крепость в осаде, чтоб застращать противников и, если нужно, силою оружия доставить престол Яну Казимиру, стороны которого держался и канцлер Оссолинский. Хмельницкий, приближаясь к Замостью, имел, по сказанию поляков, до 80.000 войска, хотя это число ни в каком случае нельзя принимать за достоверное, тем более, что большая часть ополчения русского вела гайдамацкую войну по окрестностям 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде, а дети его – Даниил и Ян приняли в 1656 году подданство России. Род Рачииских был внесен в VI часть родословной книги Смоленской губернии. Польские отрасли Рачинских внесены в родословную книгу Виленской, Витебской, Волынской, Подольской и Санкт-Петербургской губерний. Антон Михайлович Рачинский (1769–1825), дед Сергея Александровича, женатый на Александре Николаевне Потемкиной, был крестником Павла I. Он обосновался в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области), выстроив здесь барскую усадьбу. Его сын Александр Антонович (1799–1866), отец Сергея Александровича, служил капитаном Муромского полка. Состоявший в свойстве с В.К. Кюхельбекером, он во время пребывания в Петербурге был дружен с А.А. Дельвигом и другими поэтами пушкинского круга и входил в преддекабристскую организацию «Священная артель». По показаниям декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, А.А. Рачинский знал о существовании Южного общества, но членом его не был. Уволенный в 1827 году от службы «по домашним обстоятельствам» в чине майора, он в 1838 и 1841 годах избирался бельским уездным предводителем дворянства. Александр Антонович достроил татевский дом, заложил садово-парковый ансамбль, начал собирание богатейших татевских архивов, библиотеки и коллекции картин русских и европейских художников. Он всячески способствовал развитию местных ремесел и рукоделия, а в 1861 году построил школу для крестьянских детей. Мать Сергея Александровича, Варвара Абрамовна (1810–1891), сестра поэта Е.А. Боратынского, знала несколько иностранных языков, получила блестящее музыкальное образование. Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в Татево. Школьные его годы прошли в университетском городе Дерпт (Тарту). В 20 лет он блестяще окончил физико-математический факультет Московского университета, параллельно занимаясь биологией у профессора К.Ф. Рулье, создателя первой научной школы зоологов-эволюционистов. Продолжал учебу за границей, в Германии (1856–1858), где под руководством Г. Шахта и М. Шлейдена занимался ботаникой, общался с историком-философом Куно Фишером, посоветовавшим ему обратиться к изучению философии, с ученым-естественником и географом Александром Гумбольдтом. Серьезное увлечение историей искусства и музыкой сблизило Рачинского в Веймаре с Ференцем и Листом. Под влиянием знакомства с деятельностью профессора Йенского университета К. Стоя, основателя нескольких учебных заведений, Рачинский пишет свою первую статью на педагогическую тему – «Институт Карла Стоя в Иене», опубликованную в «Русском вестнике» (1857, 9). В эти годы появляются его статьи, заметки, эссе, знакомившие русских читателей с книжными новинками Запада. В Германии Рачинский опубликовал свой перевод на немецкий «Семейной хроники» С.Т. Аксакова (Лейпциг, 1858).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010