расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Холмской епархией» найдены статьи: БЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Холмской епархии ВИРОВСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Холмской епархии ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Холмской ...

Белостокская Основана 13(31)05.1907 Местопребывание – в Супрасльском монастыре близ г. Белосток. Гродненское викариатство. Самостоятельная с 1945 г. Упразднена в 1948 г. Именовалась: Белостокская и Бельская. 03.06.1907 09(22)06.1948 383 После революции епархия отошла в пределы Польского государства, образованного в силу Версальского мирного договора 1918 г. В 1916–1918 гг. – в эвакуации в Москве, проживал в Кафедральном Чудовом монастыре, в Кремле. Затем вернулся в Белосток и а Гродно. Архиепископ с 1923 г. Тогда же выслан из Польши и нашел убежище во Франции. 384 В Польской автокефалии. В 1948 г., в звании архиепископа Белостокского и Бельского, прибыл в Москву, где в Патриархии, от лица Православного епископата, клира и мирян, принес покаяние в самочинной «автокефалии» Польской Церкви, провозглашенной в 20-х гг. вопреки воле Церкви Матери и Ее тогдашнего Главы Святейшего Патриарха Тихона, принят в общение. 09(22)06.1948 Святейшим Патриархом Всероссийским Алексием (Симанским) Православным епархиям в Польше дарована каноническая автокефалия. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем он изливает свою глубокую скорбь на «свое крепости и силы изнеможение», но особенно на «утешающих неполучение, и другов верных оскудение и удаление духовных сынов и добрых приятелей... Свойственницы отчуждишася, продолжает описывать свою горькую участь митрополит, враждотворцы же радостне прескакают семо и овамо, вражды творяще, рати водвизающе врази не смиряются; бесове радуются; человецы смущаются...» 512 . Действительно, весьма тяжелое время выпало на долю последнего периода служения м. Даниила церкви, которое окончательно удалило его со сцены отечественной истории. Во время борьбы двух боярских партий Даниил пристал к кружку князя Ивана Бельского, тем более, что последний много обязан был митрополиту своим спасением от опалы великого князя. Этим поступком, само собою понятно, митрополит вооружил против себя Шуйских, которые действительно «держали гнев» на него и на Бельского 513 . Но выбор сделанный митрополитом оказался неудачным. Партия князя Бельского скоро пала, и Шуйские окончательно восторжествовали. Падение Бельского предзнаменовало собой несчастье и для митрополита. В нем он лишался не только опоры, но своею связью с ним вооружил против себя врагов партии Бельского. Конечно, Даниил хорошо понимал свое критическое положение, но поправить ошибку было уже не в его власти. Он, измученный нравственно, приготовлялся ко всякой случайности. Теперь он думал более о своей пастве и о своей душе. Ожидая с часу на час своего падения, Даниил решился дать последнее слово назидания своей пастве, и в январе 1539 г. разослал свое окружное послание «о смирении и соединении, и согласии, и о любви, и о соблюдении православной веры и закона», в котором он с чувством любвеобильного отца и с убедительностью лучшего проповедника изображает «вину лет сих и времен» и осуждает «несогласия и пререкания, разделения же и распрения» 514 . Василий Васильевич Шуйский хотя и враждовал на м. Даниила, но не осмеливался все таки употребить против него какое-нибудь насилие. За смертью Василия Шуйского власть перешла к его брату Ивану, который оказался более дерзким и страшным тираном, чем каким был его брат 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Подо Ржев немцы подошли с тем оптимизмом, с каким входили в Чехию, где через несколько месяцев боёв на немецких оккупантов уже работали чешские заводы по выпуску военной техники; или во Францию, где в 1940 г. фашисты без труда разгромили шестимиллионную французскую армию. При этом французы имели линию Мажино — самую совершенную линию обороны в истории. Солдаты, воевавшие там, могли переждать обстрелы в подземных кондиционированных убежищах, на передний край их доставляли на электропоездах. Мажино немцы стёрли с лица земли за месяц. Иначе воевалось оккупантам под Смоленском — на Ржевско-Бельской земле — даже при условии, что они заняли самые выгодные позиции, с которых можно было просто обстреливать советские войска. За один месяц сражения в августе 1941 г. немцы потеряли там столько же солдат, сколько за целый год войны в Европе. К середине июля 1941 г. фашистские войска подошли к границе Бельского района, но силами 30-й армии, которая не обладала линией Мажино, а солдаты порой имели одну винтовку на троих, фашисты были остановлены советским сопротивлением на 75 дней (!). Хочется говорить об этих и других героических событиях начала войны, которые часто замалчиваются, уступая место разоблачению героизма и самоотверженности, проявленной народом и армией в страшной войне. Семнадцать месяцев оккупации на территории Бельского, Оленинского и Ржевского районов действовали десятки партизанских отрядов. В одном из них на территории Бельского района сражался знаменитый антифашист Фриц Шменкель. Вот лишь штрихи к биографии нескольких партизан — уроженцев Бельского уезда (ныне Бельского и Оленинского районов).      Озверевшие фашисты загоняли ей раскалённые иглы под ногти, рвали кожу плоскогубцами Веру Поршневу (1917–1941) из Молодого Туда (Оленинский район) помнила моя бабушка, помнят и сегодняшние старожилы. Эта молодая женщина создала в райцентре молодёжную подпольную группу, которая через связных передавала сведения о дислокации вооружённых сил противника. Из-за партизан немцы ежедневно несли материальные и людские потери. Веру всё же поймали. Озверевшие фашисты загоняли ей раскалённые иглы под ногти, рвали кожу плоскогубцами, но она ни в чём не призналась, никого не выдала. Написала матери предсмертную записку: «…За народ умереть не страшно. Передай девушкам, пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалеко!» Оккупанты выжгли ей на спине пятиконечную звезду и расстреляли. Таких героев были сотни в каждом районе. Были и такие, как 80-летний наш прадед, который, когда пришли немцы в его дом, выпрямился во весь свой богатырский рост, и хоть голыми руками, но преградил немцам вход в свой дом, сказал непонятное им русское слово. Варварам ничего не стоило выволочь его из дома и забить прикладами в канаве. Но он остался поверженным победителем! Такими были партизаны и солдаты, участвовавшие в Ржевской битве в самом начале войны — поверженными победителями.

http://pravoslavie.ru/70519.html

Воспитанник церковной школы Рачинского, русской школы живописи, академик Богданов-Бельский не принял Октябрьскую революцию и новую власть, ниспровергавшую тысячелетний христианский уклад жизни и русскую классическую культуру. Особенно он был возмущен тем, что крестьянство, на котором всегда зиждилось благополучие государства, бездумно уничтожалось: раскулачивалось, вынуждено было уходить на заводы и фабрики, оставляя привычный труд на родной земле. После Октябрьского переворота художник еще участвовал в передвижной выставке 1918 года, в Первой государственной выставке искусства 1919 года. Но в 1921 году по приглашению своего друга художника Сергея Виноградова уехал в Ригу, где прожил до 1941 года. И в Риге творчество Богданова-Бельского оказалось востребованным. В декабре 1921 – январе 1922 годов в Художественном музее Риги проходила персональная выставка художника, которую помог организовать директор музея – выпускник Петербургской Академии художеств В.-К.Ю. Пурвит. Среди полусотни произведений Богданова-Бельского были представлены портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и другие картины. Многие работы с выставки «ушли» в личные коллекции. Так, местонахождение большинства из них на сегодняшний день остается неизвестным. Почти каждое лето Н.П. Богданов-Бельский проводил в восточной части Латвии – Латгалии, в имении М. Вощиной, дочери писателя А. Жемчужникова, где были созданы целый цикл картин «Дети Латгалии», пейзажи Латвии и натюрморты. Но и тема трагичной русской истории не оставляла художника, в 1924 году в Риге им написана картина «Бывший защитник Родины». На ней изображен офицер русской армии, который вместе со своим Отечеством и службой государю потерял смысл жизни. Он продает газеты на рижской улице. Сидя под тусклым фонарем, читает последние известия о происходящих в мире событиях, на которые, увы, повлиять уже не может. Н.П. Богданов-Бельский. Бывший защитник Родины. 1924      На первую советскую выставку в Америке в 1924 году Н.П. Богданов-Бельский предоставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище отечественного искусства. Огромный успех русские художники имели и на крупнейшей выставке в Праге в 1928 году. У Богданова-Бельского тогда было куплено девять работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей. В 1929 году на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал был отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украсили страницы периодической печати.

http://pravoslavie.ru/77387.html

Предлагаю консистории распорядиться как о присоединении помянутых 23 мужеского и женского пола лиц к Греко-униатскому исповеданию, так и об исключении их из ведомства Римско-католического духовенства. Литовской Греко-униатской консистории, от 23 октября за 618, о поручении важнейших дел Бельского благочиния вице-благочинному Лопушинскому, по недостатку поспешности со стороны благочинного Костыцевича Замечая по ходу дел недовольной поспешности и деятельности со стороны Бельского благочинного протоиерея Костыцевича в исполнении посылаемых к нему предписаний и полагая, что сему может быть причиною большое число дел по Бельскому благочинию, предлагаю консистории дела, требующие поспешнейшего исполнения, поручать вице-благочинному Францу Лопушинскому, и в сем случае посылать указы прямо на имя его, Лопушинского, который при исполнении таковых указов имеет пользоваться властью наравне с благочинным. О сем распоряжении консистории имеет объявить духовенству Бельского благочиния и уведомить тамошнее гражданское начальство. Литовской Греко-униатской консистории, от 24 октября за 623, о низведении в дьячки священников Высекерского и Говорского, оказавшихся неблагонадёжными В представлении, от 14 сего октября за 8839, консистория доносит мне, что в священниках Бельского благочиния, отрешённых от приходов, Высекерском и Говорском, никакого не оказалось исправления. Посему, равно чтобы не оставлять помянутых Высекерского и Говорского в праздности и тунеядстве на нынешнем их местожительстве в монастырях, предлагаю консистории воспретить им всякое священнодействие и назначить дьячками, Высекерского – к Деревенской церкви Слонимского благочиния, а Говорского – к Сервечской церкви Новогрудского благочиния. С сим вместе поставляю в обязанность консистории донести мне и о священнике Антонии Паньковском, отрешённом, от Новоберезовского прихода. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 27 октября за 624, о неблагонадёжных священниках Белостокской области, упорствующих по внушению Августовского Римского епископа и протоиерея Сосновского

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

636 Борис... сложившийся купно с двема в тайномыслии о убиении его – Ивана IV. Используя ходившие в народе слухи, Тимофеев обвиняет Бориса в смерти Ивана Грозного. Из двух предполагаемых сообщников Бориса Тимофеев называет только одного – Богдана Бельского. Кого называли вторым соучастником Бориса в этом мнимом убийстве – неизвестно. Иван Грозный умер естественной смертью 18 марта 1584г. 637 Возлюблеником неким, глаголемым Богданом Бельским. Богдан Яковлевич Бельский, незнатный дворянин, вероятно, благодаря родству с Малютой Скуратовым, попал ко двору Ивана Грозного, приобрел расположение царя и стал ближайшим к нему лицом, «неотходным хранителем его». После смерти Грозного Бельский, интриговавший против сына Грозного, Федора, был удален из Москвы в Нижний Новгород и жил там в качестве воеводы; но в 90-х годах он опять появляется в Москве, участвует в военных походах и при воцарении Бориса Годунова выступает против него, за что Годунов высылает его из Москвы, поручая ему строить на реке Донце город Борисов (1599–1600). Своим вызывающим поведением здесь Бельский возбуждает гнев Бориса, последний лишает его звания окольничего, подвергает наказанию и отбирает у Бельского все имущество. После смерти Годунова Бельский возвратился в Москву. Здесь он сначала выступает против самозванца, но когда Лжедимитрий вступает в Москву, Бельский с клятвой уверяет народ, что он (самозванец) – истинный царевич Димитрий. Может быть, за это Лжедимитрий наградил Бельского боярством, но царь Василий Шуйский снова удалил Бельского из Москвы, назначив его воеводой в Казань. Здесь в 1611г. Бельский был убит жителями Казани за то, что отказался присягнуть «Тушинскому вору» (С.Ф.Платонов. Очерки по истории смуты. 3-е изд., 1910). 638 Многи некия от сигклит. Сигклит (σνγκλтоς) – слово греческое, им обозначался высший государственный совет при византийских императорах. Тимофеев под сигклитом разумеет «боярскую думу» и заседающих в ней бояр называет «синклитиками». Кто были эти бояре, которые после смерти Грозного «начали творить свою волю» и пренебрегли сыном Грозного, Федором, Тимофеев не указывает, но так как далее он говорит, что все они погибли от Бориса Годунова, то, может быть, он разумеет тех бояр, которые вскоре после воцарения Федора высланы были из Москвы как «возмутители народа», и тех, которых Борис сослал и заточил, продолжая начатую Грозным борьбу с боярством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

«По ту сторону дороги холмы – это всё литовские курганы. Хоронили тут и поляков, и литовцев», – указывала рукой моя бабушка, когда ехали мы на старое кладбище в село Спас, что находилось на границе Ржевского и Бельского уездов, на границе Смоленской и Тверской губерний. Было это лет двадцать назад, и я еще тогда, будучи школьницей, удивилась: как живо народ помнит свою историю – без учебников, без архивов и кинохроник. Дом прадеда. Село Спас-Берёза Бельского уезда Смоленской губернии      Что же это было за государство – Российская империя , в которой жили мои предки? Почему так бездумно была отдана на поругание их вера, разрушена их ладная и достойная жизнь?.. У истории предков мы ищем себе опору и защиту перед мировыми катастрофами: экологическими, военно-политическими и главное – духовными. Крепость города Белого в Смутное время сыграла свою удерживающую роль в защите центральных земель государства. С XVII до начала XX века от Бельской пристани к Рижскому порту ежегодно отправлялись миллионы пудов овса, пеньки, леса и другого товара. Это дало основание легенде о том, что Петр I называл Белый «вторым окном в Европу». Н. П. Богданов-Бельский. В церкви      Летом 1812 года бельчане собрали для действующей армии 1 205 721 рубль (!), из Белого регулярно отправляли для ополчения подводы с сухарями, овсом и сеном, собранными со всего уезда. В бельском ополчении состояли крестьяне, мобилизованные для несения караульной службы в городе Дорогобуж. Возглавлял ополчение генерал-майор Антон Михайлович Рачинский. Бельчане участвовали и в укреплении Шевардинского редута, и в Тарутинском сражении под Малоярославцем, а также в партизанском движении неподалеку от Белого, куда уже подходили французы. Н. П. Богданов-Бельский. 1897 г. В дверях школы На 1897 год население Бельского уезда площадью 11 тыс. квадратных километров составляло 165 тысяч человек. В основном это были крестьяне, проживавшие в 32 волостях уезда. С 1929 год по настоящее время на территории Бельского уезда частично расположены пять районов Смоленской и Тверской областей. Население каждого района в среднем по 15 тысяч человек. Разница в цифрах с прежним уездом несопоставима. Эта убыль населения особенно сильно обозначилась в последние постперестроечные годы, также стала следствием потерь в Великой Отечественной войне. Но началом такого «исчезновения народа» явилась трагедия раскулачивания и раскрестьяниваия 20–30-х годов прошлого столетия.

http://pravoslavie.ru/69536.html

Гваньини (1-е изд. 1578) и М. Стрыйковским (1-е изд. 1582). «Хроника» Бельского и компиляция Гваньини (сочинение Стрыйковского было переведено позже) сыграли большую роль в ознакомлении правосл. читателей (сначала украинско-белорусских, а затем и российских) с историей И. Ч. Через посредство 1-го изд. «Хроники» Бельского краткий рассказ об И. Ч. между 1551 и 1555/56 гг. вошел в состав чеш. статей Хронографа Западнорусской редакции (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 256-257). По объему текста и изложению сведений хронографическая статья совпадает с версией «Хроники» Гаека; о королевском происхождении и об имени отца И. Ч. (Гестимул) известно из собственноручного «тестамента», найденного после его смерти. Предполагают, что полный перевод (очевидно, также с издания 1551) «Хроники» Бельского упоминается в Описи царского архива XVI в. (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 497). К экземпляру 1564 г. восходит перевод, представленный в роскошном (возможно, царском) списке посл. четв. XVI в. (ГИМ. Син. 113; датировка ркп. сер. XVII в. (см. там же) ошибочна), иллюстрированном гравюрами, вырезанными из этого издания. Особенно широкую известность сюжет получил у вост. славян в XVII в. Чешские сказания из «Хроники» Гваньини (в т. ч. и об И. Ч.), восходящие к изданию 1611 г. польск. ее перевода, в России были включены (в качестве гл. 76) в состав «Космографии», известной по списку 1670 г., и послужили главным источником беллетризированной хроники «История вкратце о Бохеме, еже есть о земле Чешъской». Вероятно, на рубеже XVI и XVII вв. (во всяком случае не позднее 1-й четв. XVII в.) на основании перевода статьи из «Хроники» Бельского создается небольшая самостоятельная повесть «О пустыннике Иоанне, королевиче Корвацком». Ранняя история ее бытования связана с летописно-хронографическим сводом «Временник Русский» - в старшем его списке 20-х гг. XVII в. (ГИМ. Чертк. 115(б) - F. Л. 311 об.) текст помещен в дополнениях, в младших (РГАДА. Ф. 201. 46, XVII в.; Архив СПбИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. 513, 1721 г.) включен в состав основного повествования ( Насонов А.

http://pravenc.ru/text/471553.html

Всего важнее был для короля приезд таких знатных беглецов, как князь Семен Бельский и Иван Ляцкий; королю писали, что если он хорошо примет этих беглецов, то многие московские князья и знатные дети боярские последуют их примеру; Сигизмунд послушался и богато наградил Бельского и Ляцкого. Осенью гетман Радзивилл отрядил в Северскую страну киевского воеводу Андрея Немировича и конюшего дворного Василья Чижа; они сожгли Радогощ, но с уроном должны были отступить от Стародуба и Чернигова; такую ж неудачу потерпел и князь Александр Вишневецкий под Смоленском. Встречая сопротивление под городами, литовские воеводы не встречали московских полков в поле. В Москве боялись крымского хана больше, чем Литвы, и рать стояла под Серпуховом; кроме того, мешали сбору и движению войск внутренние смуты, бегство Семена Бельского и Ляцкого, опала Ивана Бельского, Воротынского, Глинского. Только в сентябре, как видно, правительственные отношения определились окончательно и явилась возможность действовать решительнее. Не ранее конца октября московская рать двинулась в Литву: большой полк вели князья Михайло Горбатый-Суздальский и Никита Оболенский; передовой полк – боярин конюший, князь Иван Овчина-Телепнев-Оболенский; из Новгорода вел полки князь Борис Горбатый для соединения с князем Михаилом. В свою очередь московские войска не встретили теперь королевских в поле и безнаказанно опустошили области литовские, не дошедши только 50 или 40 верст до Вильны; с другой стороны, князь Федор Овчина-Телепнев-Оболенский ходил из Стародуба до самого Новгорода литовского. На другой год, узнавши о сильных приготовлениях короля к походу, из Москвы выступила рать: большой полк под начальством князя Василья Васильевича Шуйского и передовой – опять под начальством князя Ивана Телепнева-Оболенского. Эта рать имела целью добыть Мстиславль, а с другой стороны, дворецкий новгородский Бутурлин с псковичами должен был поставить город в Литовской земле, на озере Себеже. Но литовское войско под начальством гетмана Юрия Радзивилла, Андрея Немировича, польского гетмана Тарновского и московского беглеца Семена Бельского вторглось опять в Северскую область, взяло Гомель без сопротивления и осадило Стародуб; здесь воевода князь Федор Телепнев-Оболенский оборонялся мужественно, но литовцы тайно подвели подкоп, взорвали город, и воевода со многими людьми взят был в плен, причем погибло 13000 человек жителей; Почеп был покинут и сожжен самими русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010