Закрыть itemscope itemtype="" > Новомученики и исповедники Ржевско - Торопецкой епархии 27.03.2019 932 Время на чтение 26 минут Епископская кафедра «в великом княжение во Ржеве Володим ерове» была впервые учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года, но на деле образована не была. В 1923-1938 годы существовало Ржевское викариатство Тверской (затем Калининской) епархии. Самостоятельная Ржевская и Торопецкая епархия образовалась только в 2011 году по решению Священного Синода и возглавил епархию Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий (Ульянов Александр Михайлович), в нее вошли земли Андреапольского, Бельского, Жарковского, Западнодвинского, Зубцовского, Нелидовского, Оленинского, Пеновского, Ржевского и Торопецкого районов Тверской области. Территория Ржевской епархии - это многочисленные храмы: старинные, воскресшие к новой жизни и разрушенные, восстанавливающиеся и вновь построенные. Живописный край русской глубинки, святые места намоленные веками, и давшие православному миру и России великих святых. Основание Ржева историческая литература относит к середине XII века, хотя в Новгородской уставной грамоте встречается его упоминание под 1019 годом. Летописи именуют этот город как Ржева Володимирова, Ржевка и Ржов. Многовековые традиции и устои Государства Российского неразрывно связаны с Русской Православной Церковью, объединяющим началом Святой Руси и русским народом - духовным носителем спасительной веры, цементирующей нации, объединяющей и созидающей всю огромную территорию России на протяжении столетий. Неотъемлемой частью русского народа, национального самосознания была Русская Православная Церковь - именно с ее помощью и поддержкой русский народ преодолевал трудности, встававшие за многовековую историю на его пути. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею пишет: « Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ». Об этом же говорит святитель Филарет Московский: « Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин ». Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: « Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить ». XX век принес нашему Отчеству неисчислимые беды: государственные перевороты, две Отечественные войны, одну Гражданскую и две Чеченские компании, а также одну большую битву за Русскую Церковь, которую наш народ с честью, но и с многими потерями, выиграл, явив миру настоящий сонм Новомучеников и Исповедников Российских.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/27/novo...

9 дек. 1878 г. М. возглавил Люблинское викариатство Холмско-Варшавской епархии, учрежденное в 1875 г. для управления перешедшими в Православие приходами бывшей греко-униат. Холмской епархии. Назначение состоялось по ходатайству архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского), к-рый служил инспектором КДА, когда М. обучался на 3-м и 4-м курсах. Для М. как викарного епископа была составлена инструкция, поставленные перед ним задачи заключались «в объединении обеих частей - воссоединенной и древлеправославной, в усилении зависимости воссоединенной части епархии от центрального епархиального управления», все это «нужно было сплотить, объединить, примирить». Прибыл в Холм 12 февр. 1879 г. С присущим ему усердием и «просвещенной энергией» обозревал приходы, изучал историю края. Так, с 27 апр. по 20 мая и с 16 по 13 июня 1880 г. М. посетил воссоединенные приходы Бельского и Влодавского уездов Седлецкой губ., затем Грубешовский и Замостский уезды Люблинской губ. В 1-ю поездку обозрел 58 приходов, во вторую - 20 ( Коржевский. 1880. С. 324-326). Часто совершал торжественные богослужения в уездных городах и селах (Праздник Св. Троицы в г. Беле и пос. Лесне//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1881. 10; 1882. 13, 24). На страницах «Холмско-Варшавского епархиального вестника» регулярно помещались сведения о поездках М. по епархии, печатались слова, произнесенные в храмовые и иные праздники, при освящении и закладке церквей и по другим случаям. 8 сент. 1879 г. М. в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы архиеп. Леонтий (Лебединский) объявил о восстановлении холмского Свято-Богородицкого церковного братства для содействия укреплению Православия, преимущественно среди населения, воссоединившегося с правосл. Церковью. Устав братства, составленный М., 30 окт. 1879 г. утвердил архиеп. Леонтий. В тот же день М. был назначен председателем совета братства, получил золотой знак 1-й степени этого братства. 26 дек. 1879 г., в праздник Собора Пресв. Богородицы, состоялось открытие братства. Составленное М. «Воззвание от Холмского православного Свято-Богородицкого братства» разослали по епархиям и опубликовали в периодике (Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 4. С. 53-54). 15 мая 1882 г. братство было принято под Высочайшее покровительство. Его членами стали министры, губернаторы, правящие иерархи. При открытии братство насчитывало 45 членов, через 10 лет - более 900. Братство издавало «Холмский народный календарь», 1-й выпуск вышел в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Закон, прошедший через законодательные палаты, был утвержден Государем 23 июня в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Епархия, возглавленная еп. Анастасием, ко времени учреждения её в 1205–1223 гг. кн. Даниилом Галицким, с названием Угрусская, имела кафедру в г. Угровске (потом с. Угруск, Люблинской губ.). С перенесением в 1240 г. кафедры в Холм, она стала именоваться, с 1330 г., Холмской и Бельской. Епархия с 1656 по 1675 гг. отпадала в унию. В 1875 г. она стала Люблинским викариатством Холмско-Варшавской епархии. Холмская епархия возстановлена была в 1905 г., когда, после издания закона о веротерпимости, необходимо было охранять православное население края от воинствующего латинства. Предместником владыки Анастасия был архиеп. Евлогий (Георгиевский), переведенный на Волынь, вместо архиепископа Антония (Храповицкого) , возглавившего харьковскую епархию. Вскоре по прибытии владыки Анастасия в Холм грозные тучи нависли над Европой. С началом войны Холмская губерния оказалась вблизи неприятельских границ. В Холме обосновалась ставка главнокомандующего юго-западным фронтом, ген.-адъютанта Н. И. Иванова . С ним, как и с начальником его штаба ген.-лейт. М. В. Алексеевым, установились у владыки близкия отношения. Им обоим, в особенности же набожному ген. Иванову, дорого было находить нравственную опору у всегда спокойного архипастыря-молитвенника, обладавшего к тому же большим государственным кругозором. С ним делился главнокомандующий радостью по поводу неожиданно скорого падения первоклассной австрийской крепости Перемышля, осажденной небольшими силами, под командой ген. Селиванова, как и огорчением, когда пришлось ее оставить. Епископ Анастасий посещал войска. В журнале «Финляндец» 22) командир л. гв. Финляндского полка, барон П. Клодт, описывает Холмскую операцию 1915 г. Эшелоны полка 18 июня стали прибывать в Холм и размещались по окрестным селам. Гвардейский корпус, командуемый ген. В. М. Безобразовым, сосредоточившийся в районе Холма и Люблина, входил в состав 3-й армии, во главе которой стоял ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Тихон посетил 115 приходов, гл. обр. в селах, где жили «упорствующие» униаты: в Холмском, Бельском, Седлецком, Красноставском, Замостском и Белгорайском уездах. Архиерей добивался открытия церковноприходских школ. Как председатель совета Холмского братства, еп. Тихон инициировал издание типографией братства в 1897-1898 гг. миссионерских листков с обличением унии и католичества. Его преемник на кафедре, еп. Герман, в 1900 г. создал в Холме епархиальное жен. уч-ще. В нояб. 1901 г. в одном из крупнейших центров «упорствующих» - г. Седлец (ныне Седльце) - еп. Герман открыл миссионерскую Свято-Леонтиевскую церковь-школу, учрежденную на средства седлецкого братства св. Леонтия Ростовского. 12 янв. 1903 г. во епископа Люблинского был хиротонисан ректор Холмской ДС (1897-1903) архим. Евлогий (Георгиевский), к-рый также много внимания уделял миссионерской деятельности среди холмских униатов. В сент. 1904 г. в здании Холмского братства при братской б-ке была устроена народная читальня, имевшая миссионерскую направленность. В 1904-1905 гг. достраивалось новое здание братства на Даниловой горе в Холме. 1905-1918 гг. В условиях революционных событий в Российской империи число «упорствующих» униатов в зап. губерниях резко возросло. В Люблинской и Седлецкой губерниях к 1905 г. их насчитывалось ок. 90 тыс. чел. После издания 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» началось массовое отпадение жителей края от Православия. К 1905 г. в Люблинской губ. насчитывалось 274 правосл. храма и часовни, из них соборных - 2, приходских - 163, приписных - 71, кладбищенских - 9, крестовых - 2, домовых при казенных и богоугодных заведениях - 7, часовен - 20. В них служили 16 протоиереев и 164 иерея. Действовали Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь, жен. мон-ри: Радочницкий во имя прп. Антония Печерского (в с. Радочница), Леснинский Богородицкий (в с. Лесна (ныне Лесьна-Подляска)), Вировский Всемилостивого Спаса (в с. Виров; ныне Вирув Соколувского повята), Турковицкий Покровский (в с.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Холмской ДС прот. Иоанн Потей, приходившийся дальним родственником униат. митр. Ипатию Потею . О разрыве с унией в числе первых объявил собор духовенства Бельского и Влодавского деканатов 12 янв. 1875 г.; в этот день делегаты от 45 приходов и 26 священников в г. Бела подписали акт о присоединении к Православию. 18 февр. 1875 г. в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства Польши) о своем желании присоединиться к правосл. Церкви заявили руководители униат. Церкви на Холмщине: администратор Холмской епархии прот. Маркелл Попель (см. Маркелл (Попель) , еп.), ректор Холмской ДС прот. Ипполит Криницкий, секретарь Холмской консистории и настоятель Рождество-Богородичного собора прот. Иоанн Гошовский, другие клирики Холмского деканата, подписавшие «Соборный акт холмского духовенства». Воссоединение с Православием 42 униат. приходов и 30 священников имело место 25 марта 1875 г. в г. Янов (ныне Янув-Подляски) Седлецкой губ. Деканальные «соборики» духовенства, принимавшие решения о воссоединении, состоялись 27 апр. в с. Балля-Церковная Сувалкской губ., 13 мая в Грубешове (ныне Хрубешув), 15 мая в Николаевском соборе в г. Замостье (ныне Замосць), последнее собрание прошло в том же храме, в к-ром в 1720 г. проводился Замойский собор. 25 марта 1875 г. делегацию духовенства и мирян Холмской епархии принял в С.-Петербурге имп. Александр II Николаевич . 23 апр. 1875 г. Синод РПЦ принял постановление о воссоединении холмских униатов с правосл. Церковью. Офиц. церемония воссоединения Холмской греко-униат. епархии с правосл. Церковью состоялась в храме св. Варвары в Холме 11 мая 1875 г. В этот день в епархии ежегодно праздновалась память восстановления церковного единства в Холмской Руси. Рождество-Богородичный кафедральный собор в Холме был закрыт в 1874 г. для «переустройства... приспособительно к православному богослужению». Холмская униатская епархия насчитывала на момент своего упразднения 266 приходов, 260 578 верующих, ее клир составляли 240 священников, в т. ч. 40 переселенцев из Галиции (в процессе воссоединения 69 «упорствующих» священников были высланы в Россию, 63 уехали в Галицию).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В соответствии с определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 24 (11) октября 1924 года для Западно-Европейской митрополии было учреждено «викариатство с кафедрой в Праге, но без титула " Епископа Пражского " , в виду наличия в Праге православного Архиепископа, носящего титул Пражского Архиепископа». Синод определил «считать епископа Сергия Бельского первым викарием Западно-Европейской митрополии, а епископа Берлинского - вторым» . Статус первого викария Западно-Европейского митрополичьего округа владыка Сергий сохранил и после прекращения общения между Карловацким Синодом и митрополитом Евлогием. После создания Константинопольским Патриархатом Пражской Архиепископии (в марте 1923 года) возникла проблема канонического статуса русских общин. Как видно из цитированных документов, русские эмигранты в Чехословакии признали полномочия Пражского архиепископа Савватия, но войти в состав его епархии отказались. При этом сам владыка Савватий пытался при поддержке государственных органов включить всю православную диаспору в Чехословакии в свою каноническую юрисдикцию. Это привело к конфликту между архиепископом Савватием и русским приходом. Чтобы урегулировать этот конфликт митрополит Евлогий неоднократно направлял письма в Константинополь - сначала Патриарху Мелетию IV, а позже и Патриарху Григорию VII. Он просил признать за русскими храмами в Чехословакии статус подворий Русской Православной Церкви, но Константинополь отказался это сделать. Первоиерархи Константинопольской Церкви полностью поддерживали архиепископа Савватия в его стремлении подчинить себе русскую диаспору и завладеть русским церковным имуществом в Чехословакии . Напряженность во взаимоотношениях между русским приходом и чешской православной общиной в Праге сохранялась до 1926 года. Однако, несмотря на это, владыка Савватий совершал богослужения в Никольском храме в Праге вместе с русским духовенством, что порой лишь обостряло конфликт. На рубеже 1925-1926 годов ситуация изменилась. Главой чешской православной общины был избран епископ Горазд (Павлик). С этого времени архиепископ Савватий лишился государственной поддержки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

10-18 мая в Орле состоялся епархиальный съезд, к-рый благословил еп. сщмч. Макарий, но в заседаниях к-рого ни он, ни еп. Павел не приняли участия. В числе делегатов съезда был Временный исполнительный комитет орловского объединенного духовенства и мирян в полном составе с «правом решающего голоса для каждого» члена комитета. Съезд обсудил «реакционную» деятельность Орловского и Елецкого архиереев, решил уполномочить орловского комиссара Временного правительства по духовным делам и его заместителя «принять все меры», чтобы ни одно решение этих архиереев не считалось бы законным без подписи комиссара. Кроме того, съезд постановил ходатайствовать перед обер-прокурором о «немедленном удалении» секретаря консистории Пятницкого, неугодного свящ. С. Аракину и его соратникам, и избрал новых членов консистории. В соответствии с постановлением епархиального съезда комитет свящ. С. Аракина получил контроль над «Орловскими ЕВ», после чего издание стало выходить с подзаголовком «Православный церковно-общественный журнал» и под девизом «Свободная Церковь, обновленная на демократических началах соборности». Еп. сщмч. Макарий писал в Синод, что товарищ комиссара по духовным делам со сторонниками свящ. С. Аракина попытался овладеть консисторским архивом с целью изъять документы, касающиеся прошлого этого священника (до революции служил следователем Орловского благочиния). Оппозицию сторонникам свящ. С. Аракина возглавил настоятель орловской Иверской ц. прот. Аркадий Оболенский (1865-1937). В Синод был направлен протест части духовенства против решений съезда, в Петроград выехала делегация сторонников еп. сщмч. Макария во главе с прот. А. Оболенским. 26 мая Синод уволил еп. сщмч. Макария на покой «по собственному желанию» (хотя прошения об увольнении архиерей не подавал). В тот же день Елецкий еп. Павел был переведен на Михайловское викариатство Рязанской епархии, на его место определен Михайловский еп. Амвросий (Смирнов ; впосл. архиепископ). 27 мая по предложению обер-прокурора Львова временное управление Орловской епархией было вверено викарию Холмской епархии Бельскому еп. сщмч. Серафиму (Остроумову) , который проживал в Москве из-за оккупации немцами территории Холмской епархии. Свящ. С. Аракин направил обер-прокурору Львову телеграмму с благодарностью за «содействие в удалении епископов Макария и Павла».

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кишинёвской епархии, учреждено определением Свящ. Синода РПЦ от 20 июля 1990 г. Титулярное, названо по г. Бельцы Молдавской ССР (впосл. Республика Молдова). 1 сент. 1990 г. во епископа Бельского хиротонисан Петр (Пэдурару) , к-рый 5 окт. 1992 г. запрещен в священнослужении. Новых назначений на Б. в. не последовало. Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 10. С. 5; Наречение и хиротония архим. Петра (Пэдурару) во еп. Бельского//Там же. 1991. 9. С. 33-35. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77988.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Холмской епархии, учреждено в 1916 г. Названо по г. Бельску Гродненской губ. (совр. Бельск-Подляски, Польша). 3 апр. 1916 г. во епископа Бельского в Москве хиротонисан Серафим (Остроумов) , к-рый с 21 апр. 1916 г. управлял Холмской епархией , 18 авг. 1917 г. назначен епископом Орловским и Севским. В 1917-1921 гг. Б. в. не замещалось, т. к. территория Холмской епархии сначала была оккупирована нем. войсками, затем включена в состав Польши. 30 апр. 1921 г. во епископа Бельского в Вильно хиротонисан Сергий (Королёв) , в 1922 г. арестован и выслан польск. властями в Чехословакию. После 1922 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 6. С. 66, 116; Акты свт. Тихона. С. 914. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77990.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010