Сведения о состоянии Ордынской пустыни в прошедшем столетии и первой половине нынешнего весьма скудны. Из дел консистории видно, что в 1739 году был строителем Александр: по резолюции епископа Гедеона (Вишневского), управлявшего смоленскою паствою с 1728 по 1761 год, он был лишен строительства и подвергнут наказанию «за неслужение в высокоторжественные дни 2 ». Строитель Лаврентий известен по надписи на обороте иконы св. Димитрия Ростовского , сохранившейся чрезвычайно хорошо и находящейся в церкви Владимирской Божией Матери. Эта надпись читается так: «1762 г. Октября 30 дня писал сей образ Торопецкий живописец Гавриил Дерябин, по обещанию господина Симеона Степанова сына Жукова в пустынь Ордынку при строителе иеромонахе Лаврентии». Таким образом эта икона писана 10 лет спустя по открытии мощей св. Димитрия Ростовского . Из указов епархиального начальства, хранящихся с 1754 года 3 , видно, что иеромонах Бельской Красногородищенской пустыни, Исаакий, по просьбе тамошнего ктитора Богдана Алексеевича Пенского, 28 октября 1786 года определен строителем Ордынской пустыни, на место строителя Варлаама, но в каком году Варлаам вступил в управление монастырем, кто были предместники его, об этом ничего неизвестно. Имена настоятелей в хронологическом порядке могут быть названы только со времени Исаакия, который управлял обителью до 1803 года. С этого года по 1815 был строителем иеромонах Мельхиседек, а потом Павел по 1816 год, а с половины этого года по 10 апреля 1817 года Тихон. Затем был переведен из Красногородищенской пустыни строитель Владимир, по выражению указа «как бы в вознаграждение за долгое время пречестной жизни в Красногородске, поколику Ордынская преимущественнее ее». Владимир получил увольнение от управления в 1833 г. и в указе от 22 июля было сказано: «По уважению долговременной и беспорочной службы дать приличную келью и доставлять ему от общественной трапезы безбедное пропитание и содержание, а при открытии больничной вакансии, при первом случае, поместить его на оную, да от попечительства назначить ежегодно 20 рублей». После Владимира исправлял должность строителя до 1835 года казначей пустыни Алексей, а за поступлением его в Смоленский архиерейский дом, где он и умер, назначен строителем Тихон, который управлял монастырем до своей смерти в 1841 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ordyns...

Над гробом преподобного Никона поставлена церковь тотчас после причисления его к лику святых (1547–1548 г.). Церковь эта впоследствии была изменена и перестроена. Мощи преподобного Никона покоятся под спудом в земле, а в храме над мощами стоит рака, сделанная и украшенная митрополитом Платоном. Над ракой замечателен образ: явление Никону преподобного Сергия с митрополитами Московскими Петром и Алексием. Событие это следующее. Перед нашествием на Москву татарского Хана Эдигея, преподобный Сергий явился игумену Никону с Петром и Алексием и сообщил ему, что обитель будет сожжена. Преподобный утешил опечаленного Никона пророчеством, которое и сбылось дивно: сожженная обитель – сказал он – вновь создастся и еще больше расширится... Никон взял братию, скрыл ее в безопасном месте, и по сожжении монастыря снова возобновил его, явившись на разоренное место. Событие это, надо вспомнить, молясь у гроба преподобного Никона, перед иконой явления ему преподобного Сергия.... Престол, царские врата, рака преподобного – все из чистого серебра и указывает на важность святыни и на заботы о ней благочестивых ревнителей веры и хранителей старины. Древняя Икона Иерусалимской Божией Матери, украшенная богатой золотой ризой, составляет важную достопримечательность церкви. Пока преподобный Никон строил для мощей преподобного Сергия каменную церковь , мощи пр. Сергия были поставлены в прежней деревянной церкви, но перенесенной на другое место. Ныне это – Духовская церковь , несколько раз перестроенная. В последней раз постройка каменной церкви была совершена по приказанию Царя Ивана Васильевича Грозного в 1554 году и называлась тогда Троицкой. По приказанию этого государя в приделе этой церкви была погребена его родственница – Княгиня Марфа Васильевна Бельская. Кроме царя Грозного, не мало забот к этой церкви было приложено и ревностным митрополитом Платоном. К южной стене Духовской церкви пристроена церковь во имя Святого Филарета Милостивого, иначе называемая Филаретовской. Благочестивый строитель, некто Цуриков, приготовил этой постройкой усыпальницу для знаменитого митрополита Филарета, скончавшегося 19 ноября 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник " Святая Троица " отметили в Курортном округе июня 2022 Троица Святая, Единосущная, Животворящая и Нераздельная великого иконописца Андрея Рублева украсила центр Сестрорецка в праздник Святой Троицы , 12 июня. На Привокзальной площади рядом с инсталляцией, посвященной празднику, после Божественной литургии состоялось построение казаков " Невской сечи " , которых напутствовал духовник, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Гавриил (Коневиченко) . Отец Гавриил отметил, что в Курортном округе уже несколько лет этот день отмечают всенародно: приходят горожане, приезжают гости из других приходов округа. Икона освящает город на реке Сестре и несет миссию просвещения, недаром один из богословов сказал: " Есть " Троица " Рублева, следовательно, есть Бог " . Прохожие подходят к стенду, читают пояснительный текст, узнают редкие факты о жизни великого мастера и запечатленной им Святой Троице. Затем казаки строем направились к храму святых апостолов Петра и Павла , чтобы принять участие в крестном ходе. После Божественной литургии, совершенной благочинным, настоятелем протоиереем Михаилом Петропавловским , состоялось молитвенное шествие к озеру Разливу, где ежегодно происходят народные празднования. Впереди колонны казаки несли огромный венок из березовых веток и цветов - символ " зеленой Пасхи " , как называют в народе праздник Святой Троицы. С берега украшенный цветными лентами венок был спущен на воду под песнопения хора храма апостолов Петра и Павла. Присутствовали председатель Заксобрания Александр Бельский, депутат Заксобрания Александр Ходосок, глава администрации Курортного района Александр Забайкин, другие представители местных органов власти. Благочинный встретил икону Святой Троицы, которая прибыла на лодке с другого берега озера под величание и молитву " Царю Небесный " в исполнении квартета " Валаам " . Образ в свое время был принесена в дар Сестрорецку Троице-Сергиевой лаврой. Отец Михаил отслужил перед ним молебен, поздравил прихожан и гостей с праздником, пожелал, чтобы Дух Святой обновил духовное и телесное естество каждого.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Праздник Святой Троицы всенародно отметили в Сестрорецке июня 2023 По традиции после Божественной литургии у храма Тихвинской иконы Божией Матери состоялся строевой смотр казаков " Невской сечи " . Духовник общины архимандрит Гавриил (Коневиченко) поздравил собратьев с праздником. Центр города в эти дни украсила инсталляция с копией иконы " Святая Троица " Андрея Рублева. Ее смонтировали на прихрамовой территории и посвятили возвращению великого образа в лоно Церкви. Отец Гавриил отметил, что главным событием этого дня стало первое патриаршее богослужение перед святыней в столичном храме Христа Спасителя. " Икона освящает и наш богоспасаемый город, - сказал священник. - Она просвещает народ, недаром один из богословов сказал: " Есть " Троица " Рублева, следовательно, есть Бог " . Казаки маршем прошли по улицам Сестрорецка к храму святых апостолов Петра и Павла , ставший центром народного празднования. Казаченок Кирилл Кульков нес икону Святой Троицы, привезенную со Святой земли из храма, который находится рядом с Мамврийским дубом. Среди молящихся были спикер Заксобрания Александр Бельский, глава районной администрации Александр Забайкин, представители местных органов власти. После Божественной литургии настоятель храма благочинный округа протоиерей Михаил Петропавловский возглавил крестный ход к озеру Разливу. Впереди колонны казаки несли огромный венок из березовых веток и цветов - символ вечной " зеленой Пасхи " , как называют в народе этот праздник. С берега украшенный цветными лентами венок спустили на воду. Благочинный встретил икону Святой Троицы, которая прибыла с другого берега озера на лодке под величание и молитву " Царю Небесный " . Образ особо чтят в Сестрорецке как дар городу от Троице-Сергиевой лавры, где он был написан. Отец Михаил отслужил перед ним молебен, поздравил верующих с праздником, пожелав, чтобы Дух Святой обновил духовное и телесное естество каждого. Затем на берегу озера выступили творческие коллективы. Прозвучали духовные песнопения и народные песни в честь " зеленых Святок " . ИА " Вода живая " , 04.06.23 Поделиться Упоминания в новостях 13 марта 2024 28 февраля 2024 20 января 2024 19 января 2024 5 января 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 4 апреля 2024 26 марта 2024 19 марта 2024 18 марта 2024 3 марта 2024 29 февраля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Кроме земель, монастырю, по писцовым книгам, принадлежали пустоши: «Терешино, Бельского погоста, Скопино, Холмчицы, деревня Терещино со крестьяны повыток и пустошь Терешино в Хмерском погосте». Так обр. после Литовского разоренья монастырь еще раз пострадал «от лихолетья Бироновщины»; хлебные амбары его запечатывались, а иноки убегали. Но между тем монастырь еще владел крестьянами, о чем сохранилась память и до ныне. Жители деревень Посолотина, Овинца и Терешинки несомненно были крестьянами монастырскими до 1764 года, когда вместе с другими многими монастырями, упразднен был и Посолотин монастырь «Новые Печеры». Тогда вероятно, и церковь монастырская стала приходскою. Из пещер монастырских одна еще и доныне сохранилась в церковной ограде, под крутым оврагом, подле которого есть остатки древней каменной колокольни с одною кельею. Под колокольней есть сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся в пещере. В ней, по преданию, явилась в древности Чудотворная икона «Споручицы Богородицы Одигитрии», находящаяся в храме и чтимая в народе. Другая пещера – вверх по реке Черной, в полуверсте от церкви. В ней есть также источник «Федосеев Ключек». Может быть тут подвизался какой-либо инок Феодосий. Вера в целебную силу этих двух источников не уничтожилась и до ныне. Нынешняя церковь деревянная, устроенная, по клировым ведомостям, в 1741 году. Но это показание не верно. Упомянутый выше строитель Феофилакт, в январе 1743 г. просил у Новгородского архиепископа Амвросия разрешения построить, на погорелом месте, вновь деревянную церковь , вместо сгоревшей Никольской; эта то и есть нынешняя Входоиерусалимская церковь, освященная при архиепископе Стефане (см. выпуск 3 стр. 46). В 1822 г. в ней устроены приделы св. Николая и Тихвинской Божией Матери, усердием Лугских помещиков Татищева и Ишкова; антиминсы главного и Тихвинского придела освящены 5-го апреля 1842 г, а в Никольском приделе освящен в 1815 года. Длина храма, без алтаря, 8 саж., ширина 5 саж. и 1 арш., высота 2 саж., в куполе – 3 саж., длина и ширина алтаря 2 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

" Пещера стала храмом " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил великую вечерню в Александро-Невской лавре В праздник  Рождества Христова , 7 января,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великую вечерню в Свято-Троицком соборе  Александро-Невской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители  епископ Кронштадтский Назарий  с братией, епископы Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, иерей Павел Ермошкин, настоятели петербургских храмов и другие священнослужители. Среди молящихся были настоятельницы монастырей города и области, губернатор Александр Беглов, спикер Заксобрания Александр Бельский и другие представители органов власти. Епископ Назарий от братии Александро-Невской лавры и собравшихся приветствовал владыку Варсонофия. " Подражая пастухам и волхвам, пришедшим к яслям Богомладенца, мы собрались сегодня здесь, чтобы поклониться Господу, который воплотился в человека ради нашего приобщения к жизни вечной. Мы воздаем хвалу Богомладенццу Христу, но земная Церковь почитает и своих архипастырей. Благодарю вас, дорогой владыка, что вы уже много лет избираете Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, чтобы совершить здесь богослужения на великие праздники Рождества Христова и Светлой Пасхи " , - сказал владыка Назарий. Он подарил правящему архиерею букет белых роз. Митрополит Варсонофий напомнил слова из великого прокимна: " Кто Бог велий, яко Бог наш " (Пс. 76:12-15). " Кто мог подумать, что из пещеры, в которой родился Младенец Христос - первом христианском храме на земле, вырастут такие святыни, как этот Свято-Троицкий собор, - сказал владыка. - Такие замечательные храмы построены по всей земле в честь Спасителя, Божией Матери и всех святых. В начале третьего тысячелетия мы можем приходить в храмы, где в центре находится икона Младенца Христа. Перед ней сегодня верующие склоняли головы, принося тихие молитвы. Нужно не терять веру, Господь нас укрепит. Если вера будет, все получится. Достоинство человека заключается в вере - если она есть, то человек правильно живет. Господь послал нам и другие достоинства - показал, как родился, пришел в мир - смиренно и кротко. Когда мы рождаемся, нам сразу что-то покупают, и мы постепенно начинаем завладевать землей. А что сделал Христос? Ни клочка земли не имел - ни дома, ни дачи, ни колесницы. И это Бог, у которого могло быть все. Мы же, только научимся ползать по земле, - все начинаем ручками себе заграбастывать. Господь показал, что этого делать не надо. Пришел на землю, чтобы восполнить нашу немощь, помочь нам спасаться. Ведь нам дана жизнь, чтобы помогать друг другу спасаться. Господь проявил любовь, и мы должны брать пример с Него, являть любовь к Богу и ближнему " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) В 1540 г. из Ржева в Москву для поклонения были принесены чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста, их встречали И. с Освященным собором, вел. князь и Боярская дума. Перед этим митрополит соборно рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон (Сказания и повести о святых чудотворных иконах/Предисл.: [архим. Леонид (Кавелин)]//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). На месте сретения чудотворных образов по повелению Иоанна IV был заложен храм, для к-рого вел. князь приказал написать копии икон. Появление святынь в Москве, возможно, было связано с возвращением по просьбе И. вел. князем митрополичьему дому отобранной ранее части Ржевской десятины (АФЗХ. Ч. 3. 58. С. 98). В 1540 г. И. ходатайствовал перед Иоанном IV за кн. И. Ф. Бельского, князь был освобожден и возвращен в Боярскую думу. В 1541 г. по просьбе И. Ф. Бельского И. «печаловался» о брате последнего кн. С. Ф. Бельском, в 1534 г. бежавшем из страны и с 1537 г. находившемся у крымского хана. Ходатайства митрополита вызвали гнев противника Бельских кн. И. В. Шуйского, к-рый «на митрополита и на бъяр учал гнев дръжати и к великому князю не ездити... и промеж бояр велик мятеж бысть» (ПСРЛ. Т. 13. С. 132-133, 136-137). 20 дек. 1540 г. по ходатайству И. и членов Боярской думы вел. князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю св. кн. Димитрия Андреевича Угличского. В дек. 1540 г. по печалованию И. были освобождены из заточения двоюродный брат царя удельный старицкий кн. Владимир Андреевич с матерью кнг. Евфросинией Андреевной. Летом 1541 г., во время нашествия крымского войска на Москву, И. служил молебны в Успенском соборе. На совете в великокняжеских палатах первосвятитель высказался за то, чтобы государь и его брат Юрий оставались в Москве ради их безопасности. По мнению И., малолетние князья не могли собрать войско для защиты столицы, как это делали взрослые государи.

http://pravenc.ru/text/578036.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Бельская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Бельская Чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 году в Московское государство из Италии наследницей последних византийских императоров Софьей Палеолог вместе с Виленской иконой Божией Матери. В 1495 году эти иконы сопровождали великую княгиню Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с великим князем литовским Александром Ягеллоном (впоследствии польским королём). Великая княгиня Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 году храма в замке в данном ей в удел городе Бельске, куда в 1497 или 1498 году была торжественно перенесена Бельская икона. Белорусско-литовские летописи свидетельствуют о том, что, когда в Бельском замке 22 июля 1564 года при участии короля проходил сейм Великого княжества Литовского посвященный государственной и имущественной унии Княжества и Короны, а также обсуждению редакции II Статута Литовского, от иконы сошла огненная молния, спалившая верхний и нижний замок. Происшедшее было воспринято как зна[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-659

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бельская икона Божией Матери (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы), чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 г. в Московское гос-во из Италии наследницей последних визант. императоров Софьей Палеолог вместе с Виленской иконой Божией Матери . В 1495 г. эти иконы сопровождали вел. кнг. Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с вел. кн. литовским Александром Ягеллоном (впосл. польск. кор.). Вел. кнг. Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 г. храма в замке в данном ей в удел г. Бельске, куда в 1497 или 1498 г. была торжественно перенесена Б. и. Белорусско-литов. летописи свидетельствуют о том, что, когда в Бельском замке 22 июля 1564 г. при участии короля проходил сейм ВКЛ, посвященный гос. и имущественной унии Княжества и Короны, а также обсуждению редакции II Статута Литовского, от иконы сошла огненная молния, спалившая верхний и нижний замок. Происшедшее было воспринято как знак немилости и предупреждение о каре Божией за реформирование или отречение от веры предков. Впосл. Бельск не принял участия в заключении Люблинской унии. В наст. время Б. и. находится в г. Бельск-Подляски (Польша). Лит.: Xpohika Mapцiha Бельскага. Варшава, 1764; Mironowicz A. Podlaskie oodki i organizacje prawosawne w XVI i XVII wieku. Biaystok, 1991. S. 104-122; Бельская ikoha Бarapoдзiцы//Над Бугам i Нарваю. 1994. 5. С. 20-22. Е. А. Яскевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77980.html

В день памяти блаженной Ксении Петербургской глава Санкт-Петербургской митрополии совершил Литургию в Смоленском храме Северной столицы 6 февраля 2023 г. 14:43 6 февраля 2023 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , ректор Санкт-Петербургской духовной академии   епископ Петергофский Силуан , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа, настоятель Смоленского храма протоиерей Евгений Шогенов с клиром, наместник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря архимандрит Александр (Арва), иеромонах Димитрий (Самойлов), иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся были председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, игумения София (Силина). Было совершено славление блаженной Ксении Петербургской. Митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью.  Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. В дар Ардатовской епархии была передана икона Ксении Блаженной. Архиереям митрополит подарил панагии, Александру Бельскому — ювелирный образ святой Ксении. Настоятель преподнес правящему архиерею крест и панагию, также с изображением святой. Митрополит Варсонофий и сопровождавшие его лица прошли в часовню блаженной Ксении, где было совершено молебное пение. Храм на Смоленском кладбище был построен по проекту профессора Алексея Иванова. По преданию, блаженная Ксения помогала строителям — по ночам носила кирпичи на леса. 27 октября 1790 года был освящен главный алтарь. В 1940 году храм закрыли. Он был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года . Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6002535.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010