Признавая и допуская, что между Царём Иваном Васильевичем Грозным и святителем Филиппом были недопонимание и конфликты, которые бывают и между святыми людьми, мы в тоже время должны сделать вывод, что Царь Иван Васильевич Грозный и опричник Малюта Скуратов не виновны в смерти митрополита Филиппа, что особенно подтверждается наказанием Царём лиц, действительно виновных в гонениях на митрополита Филиппа. III . Образы Царя Иоанна Васильевича и боярина Григория Скуратова Бельского в Священном Предании Церкви Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов) как один из руководителей опричнины проявил себя мужественно и верно: он принял героическую смерть при штурме ливонской крепости Пайда во главе опричных отрядов 1 Января 1573 года . А большая часть опричного войска положила свои жизни, защищая Россию и Москву от нового нашествия крымских татар и османов ещё в великой битве при Молодях в июле–августе 1572 года. В Священном Предании Православной Церкви есть еще одно благочестивое свидетельство, подтвержденное многовековой Церковной традицией. В начале 1572 года по заказу Григория Лукьяновича был сделан список Владимирской иконы Божьей Матери, который он из своего имения в Больших Вяземах передал в Иосифо-Волоцкий монастырь . И пока слуги Малюты Скуратова переносили икону в монастырь крестным ходом, от этой иконы начались чудеса еще до ее прибытия в монастырь . По своем прибытии в монастырь, эта дарственная икона, названная впоследствии Волоколамской иконой Божией Матери (день памяти 3/16 марта), стала одной из главных святынь Иосифо-Волоцкого монастыря и остаётся ею на протяжении трех с половиной веков наряду с гробницей преподобного Иосифа Волоцкого, основателя монастыря. И ныне эта икона является святыней монастыря, хотя её оригинал и пребывает еще в светском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, расположенном в Москве, на территории Андроникова монастыря. В 2017 году по ходатайству наместника монастыря архимандрита Сергия (Воронкова) и братии обители эта икона была препровождена для поклонения в монастырь, где оставалась на протяжении недели . Надеемся, что со временем Волоколамская икона Божией Матери будет возвращена в Иосифо-Волоцкий монастырь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

В храме, у правого клироса, находится чтимая икона Тихвинской Божией Матери, принесенная с Афонской горы при основании храма. Риза на ней серебряная, позлащенная, с такими же венцами над Спасителем и Божией Матерью; украшения на главе Богоматери и звезды на Её оплечьи — из стразовых камней. Замечательна также по работе старинная икона Распятия, с ликами Богоматери — с правой стороны и Иоанна Богослова — с левой, вышитыми гарусной шерстью разных цветов на черной материи. Икона эта (как и Тмхвинской Б. М.) — в деревянной раме столярной работы, за стеклом. Она подарена в церковь ктитором и находится в придельномь алтаре, над жертвенником. В д. Вязовах предстоит постройка храма. Из предметов ризницы замечательны: 1) Евангелие напрестольное, в лист, изд. 1791 г., в переплете, обложенном медью и посеребренном; 2) такое же Евангелие, в ½ листа, изд. 1735 г. В архиве находятся: храмозданные и храмосвятные грамоты, копии метрических книг с 1803 г. и исповедные росписи с 1822 г. В библиотеке имеется полный круг богослужебных книг, изд. 1769-1794 г., в досчатых кожаных переплетах; собрание поучений на воскресные и праздничные дни, на церк.-слав. языке, изд. 1781 г.; о истинном христианстве И. Арндта, 1784 г. и проч. Прихожан в 1915 г. в селе Кострице, в деревнях: Алексине, Андреевском, Вязовах, Зубовке, Забегах, Лисьей Пустоши, Нарезках, Пустошке, Репище, Холме, Новой, Осиновке, Березуях, Большом Борятине, Галичкине, Дубровке, Емилианенках, Красной Долине, Вереистой, Сельце Кореневке, Криуше, Пелюховке, Смолькове, Сухоновке, Малом Борятине, Пшенной, Русине, Ходулихе - 334 двора (1025 мужчин, 1044 женщины). С.А. Рачинский с первого года своей школьной дятельности (1876) обратил внимание на состояние прихода. Он посетил школу, устроенную в дер. Пустошке крестьянином Никифором Осиповым, и на следующий год взял всех учеников в свою Татевскую школу, где воспитывал их на свой счет. Двое из них впоследствии сделались священниками, многие учителями. В 1883 г. Рачинский открыл школу в д. Кулаковке, поручив ее учителям из своих учеников; но так как она оказалась не в центре этой местности и все стремились в Татевскую школу, то Рачинский перенес ее в д. Вязоваху, где устроил для неё прекрасное здание на пожертвованной крестьянами земле. При школе была устроена моленная для совершения всенощных в воскресные и праздничные дни и ведения религиозно-нравственных бесед. Часто приезжал сюда для бесед с народом и сам С. Ал. Перед смертью он имел желание устроить в д. Вязовах храм. Сестра его, Варвара Александровна, отводила под церковь 36 дес. земли; построить же церковь обещал Бельский купец Илья Мих. Михайлов. Но С.А. умер — и планы его остались не выполненными.

http://sobory.ru/article/?object=55810

Первое упоминание об иконе относится к 1572 г.: в «Записной книге» Иосифо-Волоколамского мон-ря отмечен вклад Малюты Скуратова - «Образ местный большой Пречистые Богородицы Владимирские», а также его «обещание» воздвигнуть в обители ц. в честь сретения Владимирской иконы, на сооружение к-рой им были пожертвованы деньги и получена благословенная грамота митр. Кирилла (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 395. Л. 168-169 об.). В 70-х гг. XVI в. (вероятно, между 1573 и 1575, до 1584) игум. Евфимием (Турковым) было составлено сказание о местночтимой святыне, озаглавленное «О принесении иконы Пречистыа Богородицы Владимеръскыа, и чюдо святого о диаке Петре». Оно было включено в 3-ю редакцию Жития прп. Иосифа Волоцкого после 11 его чудес как 12-е чудо (древнейший список находится в сборнике 80-х гг. XVI в. из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде - РНБ. Соф. 451/1. Л. 119-128 об.). В сказании говорится о знатном вельможе Григории (Малюте Скуратове), давшем обет воздвигнуть в Иосифо-Волоколамском мон-ре ц. в честь сретения Владимирской иконы и до начала ее строительства пославшем в мон-рь В. и., украшенную драгоценным окладом с изображением на полях, по указанию Григория, митрополитов Петра и Ионы. 2 марта 1572 г. с крестным ходом икона была принесена в мон-рь. Несший ее слуга Григория Петр имел «бесовские помышления» и «хульные помыслы», за что был наказан: при внесении иконы в Успенскую ц. он ударился головой о железную дверь; исцелен благодаря соборному молебну перед новой чудотворной В. и. Икона была заказана и вложена в Иосифо-Волоколамский мон-рь как храмовый образ для «обещанной» надвратной церкви накануне ухода Малюты Скуратова на Ливонскую войну. При осаде замка Вайсенштайн (ныне г. Пайде, Эстония) Малюта был убит (1 янв. 1573), и Сретенскую ц. построил его племянник Богдан Бельский (но не над въездными воротами, а близ северо-зап. угла Успенского собора). Принесенная в мон-рь икона была поставлена у царских врат Успенского собора, здесь она оставалась и после возведения Сретенской ц.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Архив Пн В день памяти блаженной Ксении Петербургской митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий совершил Литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери Северной столицы 6 февраля 2024 г. 16:56 6 февраля 2024 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга епископ Кронштадтский Вениамин , епископ Амурский и Чегдомынский Николай , епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа Санкт-Петербургской епархии , настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Шогенов, клирики храма и приглашенное духовенство. В храме присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, главный врач санкт-петербургской детской больницы 2 святой Марии Магдалины Автандил Микава, начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. Богослужебные песнопения исполнили хор храма под управлением Полины Фоменко и смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением Раисы Гундяевой. Митрополит Варсонофий произнес проповедь. Владыка подарил сослужившим архиереям, губернатору и председателю Заксобрания Санкт-Петербурга иконы блаженной Ксении. В дар храму была передана икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К участникам богослужения также обратился Александр Беглов. Иерей Борис Казаков и его супруга Ирина, воспитывающие пятерых детей, были награждены знаком благоверных князя Ярослава и княгини Анны за многодетство. Медали апостола Петра были удостоены сотрудники прихода Елена Сысоева и Валентин Белоконь. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону блаженной Ксении Петербургской.

http://patriarchia.ru/db/text/6101084.ht...

Паисиевская икона – единственное, что история донесла до нас от первого каменного Успенского собора Иосифо-Волоцкой обители. К сожалению, от работы Дионисия почти ничего не осталось из-за многочисленных неумелых поновлений позднейших эпох. Лишь несколько мелких фрагментов и сияющий воздушный фон с исполненными синей темперой надписями свидетельствуют о былом великолепии. По описи 1545 г. 2 икона находилась в позолоченном серебряном окладе, дополненном богатым убором с жемчужной «багряницей» и шитой пеленой с композицией Покрова Богородицы и образами святых. Как гласит пояснительная этикета возле иконы, образ экспонируется в процессе реставрации, так что надежда увидеть ее в близком к первозданному облике все же остается. Еще одна перечисленная в монастырской описи 1545 года икона Дионисия из местного ряда соборного иконостаса — Успения Пресвятой Богородицы — сохранилась в датированной 1590-ми годами реплике. Первоначально список находился в «палатке» Успенского собора над местом погребения Преподобного. Создали его, скорее всего, для торжественного убранства гробницы после установления общерусского почитания святого игумена. Здесь можно увидеть излюбленное Дионисием и учениками его круга двойное изображение пречистой души Божией Матери – в руках Сына Божия и возносящейся на небеса в сияющей мандорле. Из более поздних икон отдельного упоминания заслуживают три. Список Владимирской иконы Божией Матери все из того же местного ряда иконостаса прославился как чудотворный (об этом повествует особое сказание из хронологически третьей редакции жития Преподобного) и удостоился собственного топонимического указания: ныне эта святыня именуется Владимирской Волоколамской. Украшавшие кремлевский оригинал драгоценную корону и низанный жемчугом плат безвестный мастер скопировал красками. В музей из монастыря, как и другие иконы, этот образ попал в середине прошлого века с уже утраченной живописью короны. А жаль! Копия наверняка была точная, ведь изготавливал ее иконописец царских мастерских по заказу опричника Григория Бельского, более известного как Малюта Скуратов (в числе братии монастыря, кстати, в тот момент находился его отец, инок Леонид). Малюта вложил Владимирскую Волоколамскую икону в обитель в 1572 году.

http://e-vestnik.ru/reports/ikonografiya...

Никола-Немощенка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1851. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Смоленская обл., Холм-Жирковский район, дер. Никола-Немощенка Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью По преданию, на месте села Никола-Немощёнка Бельского уезда Смоленской губ. находился монастырь, устроенный шайкой разбойников, пришедших с награбленным добром с Волги. Как говорит предание, вскоре после основания монастыря пришёл ещё один из этой шайки разбойников, который принёс с собой икону Святителя Николая, находящуюся в храме доселе, и небольшой колокол с надписью, что этот колокол ранее принадлежал Макарьевскому монастырю, что на р. Унже Костромской губ. Некогда в селе был храм во имя Святителя Николая, на что указывает название села. Между тем, уже в 1691 г. такого храма в селе уже не было. Второй (после Никольского) деревянный храм, во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1691 г. дьяконом Никифором Феодоровичем Румянцевым. Этот храм упоминается в 1774 и 1780 годах. Третий, также деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1794 г. на средства секунд-майора Стефана Михайловича Нахимова. Колокольни при этом храме не было, и колокола висели на столбах. Эта церковь сгорела. Нынешний каменный храм, во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1851 г. усердием коллежского секретяря Николая Матвеевича Нахимова. Тёплый придел во имя Иоанна Предтечи был устроен на средства местного священника Иоанна Михайловича Смирягина в 1883 г. и освящён 5 Ноября 1885 г. Особо чтимой в храме является икона Святителя Николая. Приход храма состоит из священника и псаломщика. Согласно воспоминаниям старожилов, храм был разрушен в ходе боёв в годы Великой Отечественной войны. Источник: Редковъ Н.Н. Историко-статистическое onucahie церквей и приходовъ Смоленской enapxiu. Выпускъ 1-й. Бeльckiй уездъ. Смоленскъ, 1915. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58019

Торопец. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Церковь Всех Святых – кладбищенская (на кладбище «Востань»), построена в 1794 г. на средства горожан. При храме была построена деревянная сторожка, а кладбище было обнесено решетчатою оградою с каменными столбами. В 1895 г. ограда была возобновлена на собственные средства церковного старосты, торопецкого купца Иоанна Васильевича Туфанова. На колокольне висело 5 колоколов. С 1892 г. была приписана к расположенной неподалеку церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Земли под кладбищем и церковью было 220 сажен. Торопчане называли эту землю – землей мира. Ведь здесь хоронили торопчан всех вероисповеданий: с правой стороны – православных; с левой – лютеран и католиков; а за храмом – иудеев. На окруженном оградой кладбище сохранились многочисленные старинные захоронения именитых жителей города Торопца, в том числев: купцы Абакановы, статский советник Карпов, протоиерей Леонид Просовецкий. Служба в храме по просьбе горожан совершалась и в местные праздники. В «четверток по пятидесятнице» вокруг кладбища совершался крестный ход. 1 августа икона Всех Святых выносилась для водоосвящения на «кладезь близ церкви». В неделю Всех Святых в храм приносили крестным ходом святыню города Торопца – чудотворную Корсунскую икону Божией Матери. В годы советской власти только в храме Всех Святых, единственном в Торопце, продолжали совершаться богослужения. А с 1962 г. храм Всех Святых был единственным действующим храмом не только в Торопецком районе, но и в пяти ближайших районах: Андреапольском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском и Бельском. Храм Всех Святых сохранил для потомков не только местный список чудотворной Корсунской иконы Божией Матери 1780 года, но и многие другие святыни Торопецкого уезда, которые, порой рискуя своей жизнью, приносили сюда торопчане в годы богоборческой власти. Чтимые иконы: иконы Божией Матери «Корсунская», икона преподобного Исаакия Торопчанина, затворника Печерского с частицей мощей, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России с частицей мантии.

http://sobory.ru/article/?object=04370

21. Предисловие//Полное собрание русских летописей. Том тридцать четвёртый (Постниковский, Пискарёвский, Московский и Бельский летописцы). - Москва: Издательство «Наука», 1978. - С. (3) - 7. 22. Священник Димитрий Булгаковский. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от неё чудеса. С 5-ю рисунками. - Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Гоппе, 1896. - 39 с.: ил. 23. Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись святейшего патриарха Гермогена. С предисловием Академика А.И. Соболевского/Издание Московской Церковной Комиссии по устройству чествования исторических событий 1612, 1613 и 1812 годов. - Москва: Синодальная Типография, 1912. - 8 с., (1), 69 л. 24. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. - Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. - XXXVI, 507 с. - (Серия «Литургическая библиотека»). 25. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Издан Советом Казанской Духовной Академии к IV Высочайше разрешённому археологическому Съезду в Казани/С предисловием Е.А. Малова. - Казань: Типография Императорского университета, 1877. - 88 с. 26. [Строев П.М.] Библиологический словарь и черновые к нему материалы П.М. Строева (приведены в порядок и изданы под редакциею академика А.Ф. Бычкова)//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. - Том XXIX. - 4. - Санкт-Петербург («Санктпетербург»): Типография Императорской Академии Наук, 1882. - 531 с. 27. Творения Святейшего Гермогена Патриарха Московского и всея России. С приложением чина поставления в Патриарха/Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. - Москва: Печатня А.И. Снегирёвой, 1912. - VI, 110 с., 2 л. 28. Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери//Православная энциклопедия/Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Том XXIX (К - Каменац). Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. - С. 196 - 247. 29. Чугреева Н.Н. О Явленной Казанской иконе и «ватиканском» списке//Дом Бурганова. Пространство культуры. (Научно-аналитический журнал). - 2013. - 3. - С. 8 - 25.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

Из других источников, упоминающих о чудотворной иконе Почаевской, следует указать: а) Сказание ο Почаевской Успенской Лавре архимандрита Амвросия, составленное на основании документов, хранящихся в лаврском архиве, добросовестное и богатое историческими данными исследование, составленное почтеннейшим учёным автором в бытность его наместником лавры Почаевской; б) Слова Божией Матери; в) Дни богослужения православной церкви, Прот. Григ. Дебольского, и г) народные песни, воспеваемые в Почаеве и вообще на Волыни каликами-кобзарями и т. п. Празднование чудотворной иконы Почаевской Божией Матери совершается в православной Церкви 8-го сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы. 1 О разных православных иконах, а теперь. католических или униатских святынях, мы находим несколько замечательных указаний в сочинении о Холмской иконе Божией Матери известного ревнителя унии в XVII веке, холмского униатского епископа Иакова Суши, который об этом, между прочим, говорит следующее: «Хорошо известно польскому народу, что часть Божественного Древа Креста Господня, которая по величине больше той, какая находятся в Риме, во время войны Русских с Поляками, взята была последними из Киева и перенесена была в Люблин к отцам Доминиканского ордена. Из Львова также перенес в Краков Казимир Великий, польский король, Божественный Крест, единственный в своем роде и драгоценный по своим украшениям (et portione singularem et ornatu praetiosam») «Опровергнувши затем ходившую молву, будто Ченстоховская икона Божией Матери получена была около 800 года от Карла Великого каким-то русским князем Львом, основателем Львова, Суша продолжает: эта святейшая и знаменитейшая между другими, по своим чудесам, икона первоначально находилась в Бельске; этому городу посвящена она была русским князем. Владимиром, который получил её от греческих императоров вместе с другими приданными дарами (за царевной Анной). Затем эта икона из Бельска взята была Поляками и перенесена на Ченстоховскую гору, где она остается и до сих пор…. Я не буду упоминать о чудотворных иконах Пресвятой Девы, отнятых (demptis) католиками у Русских в. Бельне (Остробрамская), Минске, Гродно, Дермане, Жировицах; – скажу, что Смоленск, Новогрудок, Пинск славятся древом Креста Господня, мощами Иоанна Крестителя, Василия Великого , мученика Феодора и других. святых» – (Phenix terciatio redivivus, sive imago longe vetustissima Virginis Matris Cheimensis gloria graciarum et miraculorum illustrata 1684 I an. Zamosci typis). – Сравн. тагже «Холмский Грекоунитский календарь на 1867 г. Варшава» (стр. 88–89).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Реальное основание древнейшей суздальской иконописи было положено, как везде, росписями церквей и устройством в них иконостасов, после чего в городах и монастырях оставались или устраивались вновь мастерские, и приезжие мастера продолжали работать Деисусы, праздники, чины и т.д. Правда, все это началось несколько позже Новгорода и вначале было слабо и нуждалось в поддержке князей и духовенства, но, по разным причинам, было и пышнее новгородской иконы и, главное, выше по художественному вкусу. Об этом можно достаточно судить и по памятникам архитектуры суздальской, и по тому, что князья здесь «привлекали мастеров из всяких земель», а не довольствовались случайными или собственными кустарными ремеслами, как в Новгороде. Великолепный собор Успения Божией Матери во Владимире, украшенный живописью и иконами в 1160г., был недаром предметом удивления, повторенным Москвой, хотя разорен частью уже в 1177г. и пожаром в 1184г. В 1180–1190-х гг. построена и возобновлена церковь Покрова на Нерли и собор Спаса Преображения в Переславле. Храм Спаса в Переславле расписан был между 1152–1157гг. К тому же времени относится и первоначальный собор Юрьева-Польского. В 1155г. – церковь Бориса и Глеба на Нерли и Богородицы в Ростове, но расписаны в 1187г. В 1196г. – церковь Рождества Божией Матери во Владимире. В 1202г. – храм во имя Успения Божией Матери в Княгинином монастыре во Владимире, в 1207г. – Ризположенский монастырь, в 1213г. – церковь Успения в Ростове и в 1215г. – церковь Преображения в Ярославле. Около 1212г. – Дмитровский собор во Владимире, церковь Рождества Божией Матери («всем исполнением») – в 1222–1225гг. В 1230–1233гг. – церковь Божией Матери в Суздале, некоторые другие церкви, и в 1237г. – притвор Успенского собора во Владимире. Но затем, с татарским нашествием 1237г., это строительство, вызванное к жизни властью и политикой, едва народившееся и не окрепшее, замерло до конца XIV в. Храмы и монастыри были сожжены и разграблены, города и села опустошены, княжии дворы уничтожены; рабочее население угнано и взято в полон, мастера разошлись. Но уже в конце XIV в. Суздаль является своего рода священной обителью, и с 1362г. его Покровский монастырь – убежищем цариц и царевен: Нагих, Шуйских, Сицких, Скопиных, Бельских, Татевых и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010