Паисиевская икона – единственное, что история донесла до нас от первого каменного Успенского собора Иосифо-Волоцкой обители. К сожалению, от работы Дионисия почти ничего не осталось из-за многочисленных неумелых поновлений позднейших эпох. Лишь несколько мелких фрагментов и сияющий воздушный фон с исполненными синей темперой надписями свидетельствуют о былом великолепии. По описи 1545 г. 2 икона находилась в позолоченном серебряном окладе, дополненном богатым убором с жемчужной «багряницей» и шитой пеленой с композицией Покрова Богородицы и образами святых. Как гласит пояснительная этикета возле иконы, образ экспонируется в процессе реставрации, так что надежда увидеть ее в близком к первозданному облике все же остается. Еще одна перечисленная в монастырской описи 1545 года икона Дионисия из местного ряда соборного иконостаса — Успения Пресвятой Богородицы — сохранилась в датированной 1590-ми годами реплике. Первоначально список находился в «палатке» Успенского собора над местом погребения Преподобного. Создали его, скорее всего, для торжественного убранства гробницы после установления общерусского почитания святого игумена. Здесь можно увидеть излюбленное Дионисием и учениками его круга двойное изображение пречистой души Божией Матери – в руках Сына Божия и возносящейся на небеса в сияющей мандорле. Из более поздних икон отдельного упоминания заслуживают три. Список Владимирской иконы Божией Матери все из того же местного ряда иконостаса прославился как чудотворный (об этом повествует особое сказание из хронологически третьей редакции жития Преподобного) и удостоился собственного топонимического указания: ныне эта святыня именуется Владимирской Волоколамской. Украшавшие кремлевский оригинал драгоценную корону и низанный жемчугом плат безвестный мастер скопировал красками. В музей из монастыря, как и другие иконы, этот образ попал в середине прошлого века с уже утраченной живописью короны. А жаль! Копия наверняка была точная, ведь изготавливал ее иконописец царских мастерских по заказу опричника Григория Бельского, более известного как Малюта Скуратов (в числе братии монастыря, кстати, в тот момент находился его отец, инок Леонид). Малюта вложил Владимирскую Волоколамскую икону в обитель в 1572 году.

http://e-vestnik.ru/culture/ikonografiya...

Они проводят всевозможные конференции, организуют правосл. чтения, лекции. По всей епархии активно действуют молодежные правосл. братства, нек-рые из них, как, напр., при варшавском приходе р-на Воля, имеют свои печатные издания, используют возможности Интернета. Мон-рь во имя св. жен-миронисиц Марфы и Марии на горе Грабарка. Фотография. Кон. XX в. Мон-рь во имя св. жен-миронисиц Марфы и Марии на горе Грабарка. Фотография. Кон. XX в. История Православия в епархии имеет глубокие корни. В Варшаве, по некоторым данным, в XVI в. существовал Свято-Георгиевский правосл. мон-рь. В XVII в. появилась церковь при российской миссии, где служили монахи из бельских мон-рей. Согласно новейшим исследованиям, непосредственно перед началом первой мировой войны в Варшаве находилось до 60 правосл. церквей и часовен, в их числе св. Александра Невского собор , разрушенный в 20-х гг. XX в. На землях Бельско-Подлясского благочиния, населенных вост. славянами, первые правосл. храмы были возведены в глубокой древности. В самом Бельске существовало неск. приходских церквей и мон-рь св. Николая, здесь активно действовало правосл. братство. Родом из этих мест были мн. правосл. деятели, среди них - Пафнутий (Сегень), первый настоятель Супрасльского мон-ря. В наст. время в городе насчитывается до 10 церквей и часовен, в т. ч. древнейший храм во имя Рождества Пресв. Богородицы. Особо чтимой святыней Бельской земли является чудотворная икона Божией Матери, по преданию подаренная городу вместе со мн. др. правосл. реликвиями вел. московской кнж. Еленой (1476-1512), владевшей городом после смерти мужа, польск. короля Александра. На территории благочиния, в ц. св. Симеона Столпника в Браньске, находится еще одна чудотворная икона Божией Матери, также считающаяся даром московской княжны. В Дрогичине, где в 1253 г. короновали кн. Даниила Галицкого, в 1985 г. правосл. приход торжественно отпраздновал свое 900-летие. В этом городе в разное время было более 10 церквей и мон-рей, из к-рых сохранился только храм св.

http://pravenc.ru/text/150463.html

Церковно-приходская школа при церкви есть. В ней обучаются 35 мальчиков, 11 девочек. Вторая церковно-приходская школа существует при деревне Лютой. В ней обучаются 26 мальчиков и 13 девочек. Третья школа в селе Поцелуево, одноклассная от Министерства народного просвещения. В ней обучается 52 мальчика , 28 девочек. Четвёртая школа при деревне открыта на средства на средства Порховского земства. В ней обучается 38 мальчиков и 4 девочки. Пятая школа при деревне Крутца, открыта на средства Порховского земства. В ней обучается 40 мальчиков и 6 девочек. Часовен в приходе 8, все деревянные, кроме Поцелуевской каменной. По архивным данным известно, что на месте нынешнего каменного храма стояла деревянная церковь, построенная в 15 веке, на землях, принадлежащих Новгородскому Юрьеву мужскому монастырю. По данным протоиерея Василия Смиречанского, с момента увеличения Псковской Епархии в 1777 году, Порховский уезд входит в её состав. Именно в это время начинают появляться упоминания о Михайловском Погосте. http://mihailovpogost.jimdo.com/ Михайлов Погост, церковь Воскресения Христова Михайлов Погост упоминается в писцовой книге Шелонской пятины под 1584-1585 гг. как погост Михайловский Юрьева монастыря: «на погосте храм Святыя Богородицы, а другой храм Воскресения Христова, обе церкви деревянные». Во время нашествия Батория церковь Покрова Пресвятой Богородицы сожгли литовцы. Существующая кирпичная церковь построена в 1860 году на средства церкви и прихожан. Построена она по той причине, что стоявшая здесь деревянная церковь стала ветхой. Престолов в церкви три. Главный престол Воскресения Христова, в правом приделе - Рождества Иоанна Предтечи, в левом - Покрова Пресвятой Богородицы. По художественному исполнению обращали на себя внимание две иконы: «Моление о Чаше» предположительно академика Бруни, и другая икона Божией Матери. В 1900 году впервые после строительства проведен ремонт церкви. На средства Михаила Ивановича Малеренко, крестьянина Иркутской губернии Бельской волости, позолочен крест над храмом.

http://sobory.ru/article/?object=11444

В храме, у правого клироса, находится чтимая икона Тихвинской Божией Матери, принесенная с Афонской горы при основании храма. Риза на ней серебряная, позлащенная, с такими же венцами над Спасителем и Божией Матерью; украшения на главе Богоматери и звезды на Её оплечьи — из стразовых камней. Замечательна также по работе старинная икона Распятия, с ликами Богоматери — с правой стороны и Иоанна Богослова — с левой, вышитыми гарусной шерстью разных цветов на черной материи. Икона эта (как и Тмхвинской Б. М.) — в деревянной раме столярной работы, за стеклом. Она подарена в церковь ктитором и находится в придельномь алтаре, над жертвенником. В д. Вязовах предстоит постройка храма. Из предметов ризницы замечательны: 1) Евангелие напрестольное, в лист, изд. 1791 г., в переплете, обложенном медью и посеребренном; 2) такое же Евангелие, в ½ листа, изд. 1735 г. В архиве находятся: храмозданные и храмосвятные грамоты, копии метрических книг с 1803 г. и исповедные росписи с 1822 г. В библиотеке имеется полный круг богослужебных книг, изд. 1769-1794 г., в досчатых кожаных переплетах; собрание поучений на воскресные и праздничные дни, на церк.-слав. языке, изд. 1781 г.; о истинном христианстве И. Арндта, 1784 г. и проч. Прихожан в 1915 г. в селе Кострице, в деревнях: Алексине, Андреевском, Вязовах, Зубовке, Забегах, Лисьей Пустоши, Нарезках, Пустошке, Репище, Холме, Новой, Осиновке, Березуях, Большом Борятине, Галичкине, Дубровке, Емилианенках, Красной Долине, Вереистой, Сельце Кореневке, Криуше, Пелюховке, Смолькове, Сухоновке, Малом Борятине, Пшенной, Русине, Ходулихе - 334 двора (1025 мужчин, 1044 женщины). С.А. Рачинский с первого года своей школьной дятельности (1876) обратил внимание на состояние прихода. Он посетил школу, устроенную в дер. Пустошке крестьянином Никифором Осиповым, и на следующий год взял всех учеников в свою Татевскую школу, где воспитывал их на свой счет. Двое из них впоследствии сделались священниками, многие учителями. В 1883 г. Рачинский открыл школу в д. Кулаковке, поручив ее учителям из своих учеников; но так как она оказалась не в центре этой местности и все стремились в Татевскую школу, то Рачинский перенес ее в д. Вязоваху, где устроил для неё прекрасное здание на пожертвованной крестьянами земле. При школе была устроена моленная для совершения всенощных в воскресные и праздничные дни и ведения религиозно-нравственных бесед. Часто приезжал сюда для бесед с народом и сам С. Ал. Перед смертью он имел желание устроить в д. Вязовах храм. Сестра его, Варвара Александровна, отводила под церковь 36 дес. земли; построить же церковь обещал Бельский купец Илья Мих. Михайлов. Но С.А. умер — и планы его остались не выполненными.

http://sobory.ru/article/?object=55810

У церковных ворот стояла деревянная часовня. По описи 1910 года: досчатая, высотой 3 арш, длиной и шириной 2,5 арш., с досчатым полом и потолком и 1 полустеклянной дверью. Построена взамен старой, крыта железом. Долгое время, до конца 30-х годов XIX века, настоятелем этого храма был священник Тимофей Протопопов. В 1840-х годах в этой церкви служил священник Стефан Смирягин. В 1868 году в селе Никитье открылось приходское попечительство под председательством штабс-ротмистра Кардо-Сысоева, чье имение находилось по соседству. Спустя три года председателем попечительства стал священник Алексей Некрасов. В задачи попечительства входило оказание помощи церкви, выплата пособий причту и поддержка церковно-приходской школы, открытой в 1879 году священником Алексеем Некрасовым. Постоянным источником средств попечительства служили членские взносы. Кроме того, осуществлялся «сбор в кружку» непосредственно в церкви и по приходу. За период с 1882 года по 1885 год попечительством было собрано 230 рублей 90 копеек. Большая часть этих средств была израсходована на содержание школы. Для церкви было приобретено новое Евангелие от московского фабриканта Ситова, а также устроены «сени над престолом» (СЕВ, 1887, 16, стр.749-751). К 1892 году попечительство состояло из 129 членов под председательством священника Алексея Некрасова. На средства попечительства в 1890 году прихожанами была приобретена икона в киоте святого Александра Невского «...в память чудесного спасения Государя Императора и Его Семейства при крушении поезда» (СЕВ, 1893, стр.128-131). В 1891 году собранные средства попечительства были израсходованы на обновление внутренней росписи и наружной окраски предельного храма. И в начале XX века в селе служил священник Алексий Петрович Некрасов. Родился о. Алексий в селе Воскресенском 19 мая 1847 года. Образование получил в Бельском духовном училище и Смоленской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1869 году был рукоположен в священники села Никитье. Как говорили о нем сослуживцы - «...попал в место «сдаточное» – село бедное» (СЕВ, 1914, стр. 401).

http://sobory.ru/article/?object=26619

Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) В 1540 г. из Ржева в Москву для поклонения были принесены чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста, их встречали И. с Освященным собором, вел. князь и Боярская дума. Перед этим митрополит соборно рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон (Сказания и повести о святых чудотворных иконах/Предисл.: [архим. Леонид (Кавелин)]//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). На месте сретения чудотворных образов по повелению Иоанна IV был заложен храм, для к-рого вел. князь приказал написать копии икон. Появление святынь в Москве, возможно, было связано с возвращением по просьбе И. вел. князем митрополичьему дому отобранной ранее части Ржевской десятины (АФЗХ. Ч. 3. 58. С. 98). В 1540 г. И. ходатайствовал перед Иоанном IV за кн. И. Ф. Бельского, князь был освобожден и возвращен в Боярскую думу. В 1541 г. по просьбе И. Ф. Бельского И. «печаловался» о брате последнего кн. С. Ф. Бельском, в 1534 г. бежавшем из страны и с 1537 г. находившемся у крымского хана. Ходатайства митрополита вызвали гнев противника Бельских кн. И. В. Шуйского, к-рый «на митрополита и на бъяр учал гнев дръжати и к великому князю не ездити... и промеж бояр велик мятеж бысть» (ПСРЛ. Т. 13. С. 132-133, 136-137). 20 дек. 1540 г. по ходатайству И. и членов Боярской думы вел. князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю св. кн. Димитрия Андреевича Угличского. В дек. 1540 г. по печалованию И. были освобождены из заточения двоюродный брат царя удельный старицкий кн. Владимир Андреевич с матерью кнг. Евфросинией Андреевной. Летом 1541 г., во время нашествия крымского войска на Москву, И. служил молебны в Успенском соборе. На совете в великокняжеских палатах первосвятитель высказался за то, чтобы государь и его брат Юрий оставались в Москве ради их безопасности. По мнению И., малолетние князья не могли собрать войско для защиты столицы, как это делали взрослые государи.

http://pravenc.ru/text/578036.html

Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда во время грозы молния ударила в часовню и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Это событие вызвало большой приток богомольцев к иконе, и еще до 1-го официально засвидетельствованного исцеления от нее были случаи выздоровления (напр., расслабленного крестьянина, неск. лет не покидавшего постели). 1-е исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 дек. 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впосл. учился в рисовальной школе Имп. об-ва поощрения художеств). 7 февр. 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина. После посещения часовни в 1893 г. царской семьей началось строительство Скорбященской ц. рядом с часовней по проекту А. И. фон Гогена и А. В. Иванова, завершенное в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где для нее был устроен специальный киот справа от иконостаса. Множество точных списков, сделанных с иконы, находились в храмах С.-Петербурга и С.-Петербургской губ. и в др. местах. Так, местночтимые списки находились в ц. Иоанна Богослова в с. Рохлине Бельского у. Смоленской губ. ( Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 150), в ц. Вознесения в Екатеринбурге (Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 167). Скорбященская ц. была разобрана в 30-х гг. XX в., часовня закрыта (сохр. в перестроенном виде), а икона перенесена в ц. Св. Троицы («Кулич и Пасха»), где находится в наст. время в киоте справа от солеи. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этот образ надлежит именовать «С.-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками» (распоряжение 247 от 2 апр. 1998).

http://pravenc.ru/text/155562.html

Реальное основание древнейшей суздальской иконописи было положено, как везде, росписями церквей и устройством в них иконостасов, после чего в городах и монастырях оставались или устраивались вновь мастерские, и приезжие мастера продолжали работать Деисусы, праздники, чины и т.д. Правда, все это началось несколько позже Новгорода и вначале было слабо и нуждалось в поддержке князей и духовенства, но, по разным причинам, было и пышнее новгородской иконы и, главное, выше по художественному вкусу. Об этом можно достаточно судить и по памятникам архитектуры суздальской, и по тому, что князья здесь «привлекали мастеров из всяких земель», а не довольствовались случайными или собственными кустарными ремеслами, как в Новгороде. Великолепный собор Успения Божией Матери во Владимире, украшенный живописью и иконами в 1160г., был недаром предметом удивления, повторенным Москвой, хотя разорен частью уже в 1177г. и пожаром в 1184г. В 1180–1190-х гг. построена и возобновлена церковь Покрова на Нерли и собор Спаса Преображения в Переславле. Храм Спаса в Переславле расписан был между 1152–1157гг. К тому же времени относится и первоначальный собор Юрьева-Польского. В 1155г. – церковь Бориса и Глеба на Нерли и Богородицы в Ростове, но расписаны в 1187г. В 1196г. – церковь Рождества Божией Матери во Владимире. В 1202г. – храм во имя Успения Божией Матери в Княгинином монастыре во Владимире, в 1207г. – Ризположенский монастырь, в 1213г. – церковь Успения в Ростове и в 1215г. – церковь Преображения в Ярославле. Около 1212г. – Дмитровский собор во Владимире, церковь Рождества Божией Матери («всем исполнением») – в 1222–1225гг. В 1230–1233гг. – церковь Божией Матери в Суздале, некоторые другие церкви, и в 1237г. – притвор Успенского собора во Владимире. Но затем, с татарским нашествием 1237г., это строительство, вызванное к жизни властью и политикой, едва народившееся и не окрепшее, замерло до конца XIV в. Храмы и монастыри были сожжены и разграблены, города и села опустошены, княжии дворы уничтожены; рабочее население угнано и взято в полон, мастера разошлись. Но уже в конце XIV в. Суздаль является своего рода священной обителью, и с 1362г. его Покровский монастырь – убежищем цариц и царевен: Нагих, Шуйских, Сицких, Скопиных, Бельских, Татевых и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Вокруг храма—каменная ограда съ железной решеткой. Из икон храма замечательна икона Черниговской Божией Матери, древнего Византийского стиля, с надписью: " Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы к монастырю Свято-Троицкому, Глебовскому, Черниговскому " . Икона эта пользуется особенным почитанием не только городских, но и окрестных жителей, и ко дню празднования в честь её, 16 апреля, собирается множество молящихся. По преданию, во время одного набега Литвы на Белый, когда в городе не осталось уже ни одного воина, жители вынесли навстречу неприятелю, на Поклонную гору, эту икону. Неприятели, мгновенно пораженные слепотой, пали ниц пред иконой, а затем обратились в бегство. В Соборе есть еще Евангелие, напечатанное в 1688 г., в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, по благословению патр. Иоакима. Кругом Собора, по валу, в 1838 г. устроен сад. Здания, принадлежащие церкви: две деревянные избы с сенями — одна для богадельни, другая для сторожки (в избе для богадельни живет псаломщик); амбар и три повети для дров; деревянный дом с флигелем, завещанный церкви вдовой щтабс-капитана Анной Аристовой. Квартирный доход с дома поступает в пользу церкви. Причт в 1762 г. состоял из священника и дьячка, а в 1767 г. в причте был еще пономарь (в это время церковь не была соборной). В 1774 г. причт состоял из протопопа, священника, двух дьячков и двух пономарей. В настоящее время причт состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков. Невдалеке от Троицкой Соборной церкви находится приписная к ней Петропавловская церковь. В центре Соборного прихода, на Вяземском большаке, находится каменное здание Бельского Духовного училища. Открыто училище при епископе Гедеоне, но оно находилось в плохих условиях до 1849 г., когда на обширном месте, пожертвованном помещиком Александром Львовичем Коленовым, устроено настоящее здание училища. Под одной кровлей с училищем находится каменная училищная теплая церковь во имя св. благоверного Алессандра Невского, устроенная потомственным почетным гражданином Михаилом Феодоровичем Рыбниковым.

http://sobory.ru/article/?object=39466

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010