Монастырь немноголюден, управляет им игумен. Гжатский Калочский монастырь в Гжатском уезде. Обитель третьеклассная и необщежительная. Расположена она при речке Калоче, в 25 верстах от города Можайска и в 60 в. – от своего уездного города Гжатска. Основанный в начале XV столетия, этот монастырь в 1617 г. был разорен литовцами, с 1724 года считался приписным к Московскому Новоспасскому монастырю и лишь с 1726 года стал самостоятельным. В обители находится, между прочим, чудотворная икона Богоматери Колочская, празднование которой совершается ежегодно 9 июля. Управляет монастырем архимандрит. Красногородищенская Введенская пустынь в Бельском уезде. Эта заштатная необщежительная пустынь расположена при озере Лосминском. Стоит она на высокой горе, у подножия которой струится река Шелоба, в 20 верстах от своего уездного города и в полуверсте от почтовой станции «Демяха». Год основания пустыни не известен, но уже в 1732 году она упоминается и, стало быть, существовала. Теперь в ней два храма: Введенский соборный и Преображенский, с приделом во имя иконы Богоматери «Одигитрия». В пустыни хранится древний список со Смоленской иконы Божией Матери, каковой образ с 26 июля по 1 сентября пребывает в городе Белом. Управляет обителью игумен. Ордынская Поречская пустынь в Поречском уезде. Эта заштатная общежительная обитель расположена на берегу речки Межи, при впадении в нее речки Ордынки, и отстоит в 100 верстах от своего уездного города. Время основания пустыни определить точно нельзя. По преданию, поселение иноков в Ордынском лесу относится к половине XV века. В настоящее время в пустыни три храма: 1) двухэтажный, вверху во имя Владимирской иконы Богоматери и внизу – в честь Сошествия Св. Духа; 2) соборный во имя Софии Премудрости Божией, и 3) во имя Св. Николая Чудотворца. Управляет пустынью игумен. Предтеченский Ордынский скит при Ордынской Поречской пустыни. Скит основан игуменом пустыни Палладием в 1857 г., в одной версте от обители. Храм в скиту один, но двухэтажный: вверху во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Среди вкладчиков И. В. м. были лица из ближайшего окружения московских самодержцев: В. А. и И. И. Челяднины, В. Ю. и И. Ю. Шигона-Поджогины, дьяки Путила Михайлов, Никита Фуников, А. и В. Щелкаловы. Особенно тесные узы связывали обитель с Бельскими и Годуновыми. Мон-рь служил родовой усыпальницей Бельских. Малюта Скуратов передал И. В. м. в качестве вкладов 1,5 тыс. р. В 1572 г. по его заказу был изготовлен список Владимирской иконы Божией Матери из московского Успенского собора и 2 марта доставлен в И. В. м. ( Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери в Иосифо-Волоколамском монастыре//ПЭ. Т. 9. С. 30). В 1571/72 г. Скуратов-Бельский передал И. В. м. денег и предметов на сумму 1,3 тыс. р. и обещал воздвигнуть на свои средства церковь (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 395. Л. 168-169 об.). Б. Я. и Б. С. Бельские пожертвовали монастырю ок. 1,4 тыс. р. Многократно делали вклады в И. В. м. Борис Годунов и его родственники Г. В., С. В. и И. В. Годуновы. Монастырь служил родовой усыпальницей вкладчиков из среды волоцких вотчинников князей Оболенских, Голениных, Ельчаниновых, Кутузовых, Мижуевых, Лыковых, Полевых, Ракитиных, Ржевских, Хворостининых, Хованских ( Чернов. 2008). Большую сумму (ок. 5 тыс. р.) среди денежных вкладов в И. В. м. составляли вклады церковных иерархов, в основном пострижеников обители. Наиболее значительные вклады сделали еп. Рязанский Леонид (1240 р.), архиеп. Ростовский Вассиан (Санин) (730 р.), митр. Даниил (590 р.), архиепископы Полоцкий Трифон (Ступишин) (500 р.), Казанские Гурий (150 р.), Тихон (100 р.), Лаврентий (230 р.), Иеремия (100 р.), еп. Крутицкий Нифонт (94 р.), митр. Макарий (100 р.), настоятель Пафнутиева Боровского мон-ря игум. Варлаам (700 р.) и др. Нек-рые насельники передали мон-рю вклады на сумму свыше 8 тыс. р. Богатства И. В. м. были настолько велики, что немецкий авантюрист Генрих Штаден в проекте по завоеванию России предлагал ограбление обители ( Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002. С. 30). В XVII в. политическое и культурное значение И.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Длина собора, со стенами и папертью, 35 саж., ширина против купола 20 саж., в малом поперечнике 16; ширина купола 8, высота храма, с куполом 29 саж., высота колоколен 22 сажени. В соборе достопримечательны: 1) Иконостас из белого итальянского мрамора. Вокруг местных образов – красный сибирский агат; нижний цоколь клиросов – из синего итальянского мрамора; перила клиросов бронзовые, вызолоченные. Иконы в иконостасе – работы лучших художников. Так, направо от царских врат, икона Воскресения Христова, а на лево – Вознесения Божией Матери; над иконостасом – лики Господа Саваофа, писаны на меди профессором Акимовым; шесть икон на царских вратах писаны, также на меди, профессором Меттенлейтером; над южными вратами – Спаситель – Ван-Дика († 1641), над северными – Богоматерь с Предвечным Младенцем – кисти Куверчино. На правом клиросе средняя икона Богоматери с Предвечным Младенцем и верхняя – Спасителя, приемлющего поругание, и на левом – Богоматери, а над Нею – воскресения Лазаря, писаны художником венецианской школы Бассано. 2) Множество икон, расположенных по восточной стене храма. Таковы суть: Воскресение Христово – Рубенса. За левым клиросом, Снятие со креста, приписываемая Рубенсу и Введение во храм Пресвятой Богородицы, копия с картины Петра Теста, сделанная русским художником Дрождиным. Вверху, над северными дверями, помещены изображения: Воскресения Господня – Григория Угрюмова, пророков Давида и Малахии – Бельского, Аггея и Захарии – Дрождина, Тайной Вечери – копия Пустынина с Павла Веронезского, Спасителя, изгоняющего торжников – Воинова «копия с Моисея Валентина (французской школы), отречение Петра – копия того же Воинова с оригинала Моисея – Валентина. По сторонам южных боковых дверей, на одной – Василий Великий возбраняет Валенту св. причащение, на другой – св. Амвросий возбраняет Феодосию вход во храм. Первая картина писана греком Георгием Скливою, вторая – художником Бельским. Над южными дверями – Преображение Господне – Мошкова, пророки: Даниил, Иеремия, Исаия и Михей – Уткина. Тут же находятся картины событий из жизни св. Александра Невского, именно: вход св. Князя во Псков, видение Пелгуя – Уткина, и Невская битва – Георгия Скливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Важно отметить существование особого и сильного художественного стиля, господствовавшего на широком пространстве срединной Европы от Галича и Волыни – через Киев и Суздальскую область – до Поволжья и Великих Болгар, в силу поднявшейся на север торговли с Востоком. От Галицко-Волынского летописца под 1259г. известно, что Галицкий князь Даниил, так богато и художественно украшавший церкви, им построенные в Холме, во имя Иоанна Златоуста , Космы и Дамиана, Божией Матери, соединил у себя мастеров «из немцев» и из татар (т.е. персов, мастеров всякой «кузни»), заказывал «стоянье... на четырех головах человецских, изваяно от некоего хитреца» по стенам храмов, и двери, «изрыте неким хытречем Авдьем», «прилепы от всех шаров (цветов) и злата», но по иконному украшению ограничивался исключительно греческими образцами. «Оукраси же иконы, еже принесе ис Кыева, каменьем драгым и бисером златым: Спаса и Пр. Богородице, иже емоу сестра Федора и вда, из монастыря Федора иконы же принесе, изо Оуроучего (Овруча) Оустретенье, от отца его, дивоу подобны, яже погореша в церкви святого Ивана, один Михаил остася чюдных тех икон». В эту древнейшую эпоху в России, в XII–XIII вв., строительством выделялись именно следующие церковные епархии: Владимиро-Волынская и Галичская, Новгородская, Ростовская, Полоцкая, Смоленская, Рязанская, Владимиро-Суздальская. После Даниила Галицкого особенной любовью к храмостроительству отличался князь Владимир Василькович Волынский († в 1287г.); описав его тяжкую болезнь, сведшую его в могилу и побудившую его раздать все имущество церквам, монастырям и бедным, летописец перечисляет почти с одинаковыми подробностями, храмы, князем построенные или украшенные и одаренные утварью, священными книгами в Каменце, Бельске, церковь святого Дмитрия во Владимире-Волынском, соборы Перемышля, Чернигова, Луцка, Бреста. Из икон упоминаются только местные («наместные») Спаса и Богородицы, окованные золотом или писанные «на золоте», т.е. на золотом фоне, или даже прямо «иконы кованые», т.е. покрытые чеканными ризами, подобно Петру и Павлу в Новгородской Софии. Затем идут: служебные сосуды из серебра, Евангелия окованные, с финифтяными образами Спаса, Деисуса с цатами и «финифтью», т.е. перегородчатой эмалью, «чюдныя виденьем», между ними «Бориса и Глеба» (как на Мстиславском Евангелии); на иконе вмч. Георгия была выложена гривна златая с жемчугом, на иконе Богоматери – монисто с драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Положение Е. И. стало особенно трудным, когда к 1512 г. наметилось новое обострение русско-литов. отношений. Наиболее подробный рассказ о последнем периоде ее жизни сохранился в хронике историографа ордена бернардинцев Я. Коморовского. По его словам, в 1512 г. Е. И. встретилась в Бельске с возвращавшимися в Москву рус. послами и сообщила им о желании вернуться в Россию. Она намеревалась приехать в Браслав, куда Василий III должен был прислать войско для защиты Е. И., ее казны и владений. Собравшись в Браслав, Е. И. предложила бернардинцам прислать ей казну, хранившуюся в 14 сундуках в мон-ре бернардинцев в Вильно. О планах Е. И. стало известно королю от ее приближенных, бернардинцам было приказано не отдавать казну. По сведениям, поступившим в Москву, первые сановники гос-ва, воеводы виленский и трокский, вместе с главой двора Е. И. Яновичем задержали Е. И. после службы в виленском Успенском соборе и насильно отвезли ее в Троки. Затем Е. И. была отправлена в одно из своих владений - Бирштаны. В 1512 г. кор. Сигизмунд I начал жаловать людей и земли во владениях Е. И., предписывая ей офиц. закрепить их собственность. Вел. кн. Василий III резко протестовал против таких действий по отношению к сестре, но король все отрицал. В ответе он утверждал, что паны только просили Е. И. не ездить в Браслав, заботясь о ее безопасности. Вероятно, одним из следствий протеста стало то, что Е. И. все же получила возможность в нач. 1513 г. поехать в Браслав. Осенью 1512 г. началась новая русско-литов. война, и тогда в Вильно было принято решение избавиться от Е. И. По сведениям, поступившим в Москву, в Браслав был послан человек с «лютым зельем», к-рое приближенные дали ей «в меду испити». Коморовский также сообщает, что Е. И. отравили. Она была похоронена в виленском Успенском соборе, ее отпевал Киевский митр. Иосиф (Солтан) . В соборе сохранялась икона Божией Матери, к-рой вел. кн. Иоанн III благословил дочь, затем образ был перенесен в виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь . На позолоченном окладе помещено изображение женщины в кокошнике, возможно, это портрет Е. И.

http://pravenc.ru/text/189757.html

Бабушка Сулим Давида, Наталья Мячеславовна:  Радость в душе, что у нас есть такой храм. Получила большое удовольствие. Теперь и у нас есть возможность приложиться к иерусалимским святыням. Рассказы экскурсовода Галины очень интересные, выражаю огромную благодарность.Спасибо огромное организаторам, что пригласили на такую интересную и познавательную экскурсию.  Сулим Давид: Мы посетили Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятель этого храма Архимандрит Мелхиседек. Строительство храма началось в 2008 году. Храм - памятник всем российским воинам. Храм необычно поделен на две части. Первый нижний Храм посвящен Михаилу - Архангелу. Верхний Храм посвящен всем земным воинам. В нижнем Храме воссозданы очень точные копии Кувуклии, Голгофы, Камня помазания, места Рождества Христова в Вифлееме, часовни Божией Матери, тюрьмы, в которой находился Иисус перед казнью. Верхний Храм почти весь украшен мозаичными фресками. Мозаика выполнена в византийском стиле. Храм очень красивый и величественный, такого больше нигде нет!!!  Калинина Таисия:  Сегодня у нас была экскурсия. Мы поехали в Покровский Храм. Сначала мы пошли в пещеру где родился Христос. Потом мы подошли к распятию Спасителя. Дальше нам показывали Святой камень, где Христа заворачивали в плащаницу. И наконец нас отвели в самое святое место во Вселенной - это пещера, где Воскрес Христос. Она называется Кувуклия. Эти святыни находятся в нижнем Храме.Затем нас отвели в верхний Храм. Там было еще красивее, чем внизу. Почти все иконы выложены мозаикой. Мне больше всего понравилась икона Иисуса Христа над Алтарем. Храм очень высокий, как будто стремится в небеса.  Бельская Анна:  Мы с классом в мае поехали в Храм Пресвятой Богородицы в Ясенево. Нам показывали мозаичные иконы, Кувуклию, кувшин с превращенной в вино водой, темницу, где сидел Господь, деньги Иуды, царскую опочивальню Воскресения Христа. Мне очень понравилось!!!  Фадеева Мария:  Мне очень понравилась экскурсия в Покровский Храм. Там очень красивые узоры, там было все из мозаики. Нам очень много рассказали. А малые купола синего цвета, украшенные звездами, говорят о том, что Храм посвящен Богородице. Нижний придел храма - в честь Архангела Михаила. Храм украшен в византийской мозаикой, которая изумляет своей красотой. В нижнем Храме находятся точные копии святынь Иерусалима - Вифлиемская звезда, Гроб Господень и другие. Храм очень красивый. Там каждый из нас может прикоснуться к святыням Святой Земли. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/788...

Архив Пн Грабарка — гора Крестов 16 августа 2012 г. 17:00 С 16 по 19 августа 2012 года состоится визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу. 19 августа, в праздник Преображения Господня, Предстоятели Русской и Польской Церквей совершат Божественную литургию в одном из самых почитаемых православными мест Польши — на горе Грабарке. Польша считается одной из образцовых католических стран. В центре каждого города возвышается костел, где в воскресенье яблоку негде упасть, апочти на каждом перекрестке путешественнику попадается крест или небольшая часовенка. Многолюдные паломничества организуются в Ченстохову, где хранится почитаемая икона Божией Матери, в Гнезно, где погребен просветитель пруссов мученик Адальберт, и в другие места. Но свои, не менее почитаемые святыни, есть вПольше и у православных. Главной из них напротяжении веков остается святая гора Грабарка, которую благодаря древней традиции также именуют «горой Крестов». Первое упоминание об этом месте, расположенном неподалеку от города Семятыче на востоке Польши, относится к самому началу XVIII века. По преданию, во время повальной эпидемии чумы одному местному крестьянину было явлено взять крест и идти на Грабарку с теми, кто еще может идти. Люди с крестами поднялись на гору. И… спаслись. Тогда и родилась паломническая традиция приносить на святую гору крест с молитвой об исцелении иблагополучии. Особенное паломничество совершается здесь в праздник Преображения Господня, 19 августа. Тысячи людей, большинство из которых — молодежь, приходят на Грабарку из других городов Польши. Свой пеший путь паломники совершают несколько дней, а заканчивают его у храма Преображения Господня, который многие трижды обходят на коленях, после чего каждый устанавливает на горе свой крест. Несут сюда и маленькие крестики, и огромные тяжелые кресты. Никто незнает, сколько их на Грабарке. Говорят, в свое время сбились, насчитав семь тысяч. В конце Второй мировой войны, когда Польша обрела свои нынешние границы, оказалось, что в стране нет ни одного православного женского монастыря. И вот в 1947 году по благословению архиепископа Белостокского и Бельского Тимофея первые сестры во главе с игуменией Марией селятся близ святого места — горы Грабарки. Монастырь получил имя учениц Господа Иисуса Христа — святых Марфы и Марии.

http://patriarchia.ru/db/text/2347662.ht...

В 1946 году в лавру из московского Новодевичьего монастыря были переведены духовная семинария и академия. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действуют регентская и иконописная школы. Заочно при академии и семинарии получают образование клирики Русской православной церкви из разных епархий. В лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков) , Макарий (Невский) , Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен Иван Сергеевич Аксаков (умер в 1886 году). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (умер в 1891 году), В.В. Розанов (умер в 1919 году) и другие известные деятели русской культуры. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице – это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека – здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV–XVII bb., и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год – около 10 000), исторические документы. Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи святых Никона, Сергия (Михея) Радонежских, святого Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека , икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублева (ныне в Третьяковской галерее, в Москве) – привлекали тысячи паломников со всех концов России. В скиту, основанном при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1844 году и сильно пострадавшем в годы Советской власти, есть Пещерное отделение. Пещеры были выкопаны блаженным схимонахом Филиппом, в народе называемым Филиппушкой, с послушниками. Впоследствии Пещерное отделение стало центром московского старчества, во многом благодаря старцу иеромонаху Варнаве, прожившему в пещерах 47 лет и прославившемуся прозорливостью и чудотворениями как при жизни, так и после смерти. Мощи старца Варнавы покоятся в наземном соборе в честь Черниговской Божией Матери. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Лопухина Е. В. Благословение преподобного Сергия кнюзю Дмитрию Донскому: икона В. П. Гурьянова и крест из Киевского церковно-археологического музея//IX Международная конференция. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Духовное служение Отечеству. 16-17 октября 2014 г. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 2014. С. 38-40. Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944. С. 19. Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери " Одигитрия " . Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты//ИМЛИ РАН, ОИДР. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 114. «Сказание о брани благоврнаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским»//Памятники Куликовского цикла. 183, 191. Ср.: Там же. С. 248, 291. ПСРЛ. Т. 11: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1897. С. 46-69. Лицевой летописный свод царя Ивана Грозного: Русь (1381-1388 гг. от Р. Х.), кн.9. М.: О-во любителей древней письменности, б. г. С. 347-551. Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). Ч. 2. С. 371-384. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. Т. I. М.: Наука, 1952. С. 65-66 74). ПСРЛ. Т. 12: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1901. С. 68-69. Гурьянов В.П. Икона явления Божией Матери преподобному Сергию. М., 1907. Зимин А. А. Витязь на распутье. Феодальная война в России: XV век. М., 1991. С. 119, 121. ПСРЛ. Т. 12. С. 190-191. Макарий (Веретенников), архим., Э. П. Р. Иоасаф (Скрипицын, † 27. 07. 1555), свт. Православная энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 148-152. Любопытно, что в XVII в. данная история была переосмыслена. Так, составитель «Пискаревского летописца» в статье за 1584 г. к сообщению о смерти Ивана Грозного присовокупляет рассказ о его чудесном появлении на свет: «...А пред рождением его, царя Ивана, отец его князь велики Василей Иванович всеа Русии по обещанию своему для бездетства пошел пеш к Троице в Сергиев монастырь молитися с великою княгинею Еленою. И как будет великая княгини близ манастыря, межу рощею под манастырем, и тут видит: к себе встречю идет чернец прямо к ней, никем взбраним; и прииде близ ея, и кинул в нея младенцем. И она от страху его паде, и тут предстоящия ужаснулися. И приде князь велики и повеле нести ея на руках в манастырь; и сташа молебны пети и воду святити; а она на многа время безгласна лежаща и проглагола о ведении. И прииде на Москву, зача великого князя Ивана и роди в лета 7038-го». - ПСРЛ. Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М.: Наука, 1978. С. 194.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Вокруг храма—каменная ограда съ железной решеткой. Из икон храма замечательна икона Черниговской Божией Матери, древнего Византийского стиля, с надписью: " Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы к монастырю Свято-Троицкому, Глебовскому, Черниговскому " . Икона эта пользуется особенным почитанием не только городских, но и окрестных жителей, и ко дню празднования в честь её, 16 апреля, собирается множество молящихся. По преданию, во время одного набега Литвы на Белый, когда в городе не осталось уже ни одного воина, жители вынесли навстречу неприятелю, на Поклонную гору, эту икону. Неприятели, мгновенно пораженные слепотой, пали ниц пред иконой, а затем обратились в бегство. В Соборе есть еще Евангелие, напечатанное в 1688 г., в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, по благословению патр. Иоакима. Кругом Собора, по валу, в 1838 г. устроен сад. Здания, принадлежащие церкви: две деревянные избы с сенями — одна для богадельни, другая для сторожки (в избе для богадельни живет псаломщик); амбар и три повети для дров; деревянный дом с флигелем, завещанный церкви вдовой щтабс-капитана Анной Аристовой. Квартирный доход с дома поступает в пользу церкви. Причт в 1762 г. состоял из священника и дьячка, а в 1767 г. в причте был еще пономарь (в это время церковь не была соборной). В 1774 г. причт состоял из протопопа, священника, двух дьячков и двух пономарей. В настоящее время причт состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков. Невдалеке от Троицкой Соборной церкви находится приписная к ней Петропавловская церковь. В центре Соборного прихода, на Вяземском большаке, находится каменное здание Бельского Духовного училища. Открыто училище при епископе Гедеоне, но оно находилось в плохих условиях до 1849 г., когда на обширном месте, пожертвованном помещиком Александром Львовичем Коленовым, устроено настоящее здание училища. Под одной кровлей с училищем находится каменная училищная теплая церковь во имя св. благоверного Алессандра Невского, устроенная потомственным почетным гражданином Михаилом Феодоровичем Рыбниковым.

http://sobory.ru/article/?object=39466

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010