Верхняя Теча. Верхтеченский Троицкий женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Бывшая церковь Серафима Саровского Карта и ближайшие объекты Церковь Серафима Саровского находится на территории Введенского женского монастыря, расположенного в селе Верхняя Теча Катайского района Курганской области. Серафимовский храм на монастырской территории появился недавно. Сам Введенский женский монастырь был основан в 1680 г., монашками становились неугодные царской власти ссыльные распространительницы раскола (в качестве примера - княжна Прасковья Юсупова). В середине XVIII в. сюда были перевезены и крестьяне из соседних монастырских деревень, постепенно Заимка стала Верх-Теченским поселением. В 1920 г. монастырь одним из первых пострадал в борьбе новой власти с религией. Монашеский уклад жизни прекратил свое существование. Место обители занял совхоз, просуществовавший до 1995 г. За это время многие монастырские здания подверглись разрушению. Много труда, сил и средств было приложено для восстановления Введенского женского монастыря, открытие которого состоялось 22 февраля 1995 г. Первым был восстановлен величественный храм Николая Чудотворца, в нем идут Богослужения в летнее время. Церковь Серафима Саровского была возведена немного позже, её перестроили из разрушенного игуменского корпуса. Был возведен небольшой храм во имя преподобного Серафима Саровского. Храм Серафима Саровского - небольшая, одноэтажная, она выполняет роль домового теплого храма. Здание под железной крышей, на коньке которой возвышается небольшая главка с крестом, окрашено в белый цвет, что придает нарядность всем его сторонам. Задний фасад украшает лик Серафима Саровского, противоположный - представлен в виде одноярусной колокольни. Оконные проемы в верхнем завершении имеют конусовидные элементы декора, свойственные религиозным молельным домам. 4 августа 2018 года Высокопреосвященнейшим Иосифом, митрополитом Курганским и Белозерским, и Преосвященнейшим Владимиром, епископом Шадринским и Далматовским, освящён переименованный Свято-Троицкий храм. Им сослужили секретарь Архиерейского совета Курганской Митрополии иеромонах Тихон (Тихомиров) и духовенство Шадринской епархии. На богослужении молились сестры монастырской обители, многочисленные паломники и прихожане.

http://sobory.ru/article/?object=11084

Внутренняя площадь вместимости заключает в себе до 25 кв. саж. Потолок подшит досками и подштукатурен, пол деревянный, стены и потолок окрашены масляною краскою. К отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на одну ступень. Иконостас нового устройства, покрашенный в белый цвет, с золочеными карнизами и рамами, состоит из 4 икон, расположенных в один ряд. Ризница помещается в притворной части. Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, за исключением только двух серебряных потиров. Священнических облачений, годных к употреблению 10, в том числе шесть полных приборов – все облачения малоценны. Евангелий богослужебных, в листе, два: одно в бронзовом окладе, посеребренное с финифтями, а другое в таковом же окладе золоченое, два малых Евангелия с верхними бронзовыми досками. До полного круга богослужебных книг недостает месячной минеи, нотного обихода и краткого часослова. В архиве церковном метрические книги хранятся с 1822 г., а исповедные ведомости с 1840 г. Церковь огорожена с трех сторон высоким забором, а с фронта штакетом, покрашенным масляною краскою желтого цвета. В колокольне находится четыре колокола: в 5 пудов, 2 ½, 2 пуд. и в 20 фунтов. Кладбищ в приходе пять; на двух из них устроены часовни, а на Лапичском – кладбищенская церковь во имя Задонского Святителя и Чудотворца Тихона. В состав прихода входят село Лапичи и 8 деревень, самый дальний пункт прихода в 15 верстах. Прихожан числится муж. пола 925 душ, а жен. 945 душ; большинство из них крестьянского сословия, занимаются земледелием и отчасти выделкою леса и сплавом оного в г. Кременчуг. В религиозно-нравственном отношении прихожане находятся в удовлетворительной степени, каждое селение имеет нарочитый праздник, в который ежегодно совершается крестный ход и служатся молебны. По штату при сей церкви положен одноклирный причт, состоящий из настоятеля и псаломщика. Во время составления сего описания настоятельское место было вакантно. Дохода церковного в течение года бывает до 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья и кружечного дохода, пользуется церковным помещением и землею.

http://sobory.ru/article/?object=28459

Вороцевичи. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Первые сведения еще о старом деревянном храме содержатся в ведомости по «предмету обеспечения сельского духовенства на 19 февраля 1861 года по Яновскому благочинию Кобринского уезда». В 1869-1872 годах на центральной площади села Вороцевичи на месте бывшего ветхого деревянного храма была построена каменная Крестовоздвиженская церковь. Её освящение состоялось 26 октября 1872 года преосвященнейшим Владимиром Епископом Белостокским. За приходом была закреплена земля (70 десятин) в урочищах «Росахатец», «Струга», «Глинки», Заящерье», сенокосы вблизи Гуты и лес в округах Климентиново. Одним из первых священников, который проводил богослужение, был Роман Лецевич. В 1920-1930 годах церковь была закрыта. Во время ВОВ церковь была открыта. В 1962 году церковь была вновь закрыта. По длительному ходатайству верующих 1983 году церковь была открыта. C кон. XVII века Вороцевичи принадлежали древнему шляхетскому роду Орда, чьё родовое древо тянется своими корнями к самому Чингисхану. Под Вороцевичами, в имении Красный Двор, в 1807 году в семье маршалка шляхты, инженера-фортификатора Михаила Орды и Юзефины из рода Бутримовичей родился сын, которому дали имя в честь популярного у патриотов Речи Посполитой императора Наполеона. От матери он унаследовал музыкальный дар, от отца - талант художника. На месте усадьбы Красный Двор, после конфискации принадлежавшей российским аристократам Палеологам, от которой война оставила лишь фундаменты, установлен памятный знак. В Крестовоздвиженской церкви, построенной в центре деревни на средства православной общины в 1863-1864 гг. в русско-византийском стиле, бережно хранят подаренную Н. Ордой в 1872 году в день освящения храма икону " Иисус Христос " . Колокольня к основному объему была пристроена в 1882 году. К квадратному в плане основному объёму с восточной стороны примыкает полукруглая апсида, а с западной стороны - небольшая трапезная, соединённая с притвором и колокольней над ним. Кровля церкви покрыта оцинкованным железом. Двухъярусная колокольня завершается восьмигранным шатром, на котором сделаны декоративные маленькие кокошники, увенчанный барабаном с луковичной восьмигранной главкой. Такая же главка на восьмигранном барабане завершает невысокий шатёр основного объёма. Храм и трапезная освещаются вертикальными сдвоенными полуциркульными окнами. В декоре использованы аркатурные пояса, бровки, поребрик, выкрашенные в белый цвет, которые на фоне голубой покраски стен, выглядят особенно эффектно.

http://sobory.ru/article/?object=55073

Вятка (Киров). Моленная Николая Чудотворца. Старообрядческая молельня /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1910. Архитектор:Э.К. Нюквист (?) Адрес: г.Киров (Вятка), ул.Ленина (Вознесенская), д.100 Координаты: 58.596859, 49.682242 Проезд:Общественным транспортом до ост. Филармония, далее 1 квартал на север Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена на усадьбе и на средства купца Дениса Фаддеевича Зонова для общины верующих - старообрядцев поморского толка. Государственная политика не поощряла распространение «старой веры», поэтому молельня, хотя и расположена на одной из главных улиц города, но не вынесена на красную линию её застройки, а сдвинута в глубину квартала. Поморский толк - одно из течений старообрядчества, отвергающее церковно-православную иерархию, таинство священства. Эта особенность вероучения нашла отражение в архитектурно-планировочном решении культовых построек поморцев — их молитвенные здания лишены алтаря (алтарь в христианских храмах - помещение, где священнодействует духовенство). В остальном решение молелен соответствовало канонам русской православной церкви, утвердившимся в ней до церковных реформ, проведённых патриархом Никоном во второй половине XVII века. Прямоугольное в плане здание ориентировано по оси запад-восток. Вход в молельню по традиции устроен с запада, отмечен одноарочной звонницей и фланкирован двухэтажными палатками. Основной объём постройки занимает двухсветный молельный зал с хорами в западной части. Лестница на хоры и звонницу проходит в северной палатке. Некогда фронтон восточной стены и звонницу венчали главки, по периметру крыши шёл ряд парапетных столбиков, нижний ряд окон закрывали металлические ставни, всё здание окрашивалось в белый цвет. В соответствии с религиозными взглядами старообрядцев в декоративном оформлении фасадов преобладают мотивы древнерусского зодчества. Предположительно, автором проекта здания является Э.К. Нюквист.

http://sobory.ru/article/?object=24055

Георгиевская. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская Рубежская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Георгия в деревне Георгиевская местные жители называют Рубежской. Пошло это издавна, так как в этом месте проходила граница между Новгородскими и Ростовскими землями, так называемый «рубеж». О строительстве этого храма существует местное предание. Сначала его хотели строить в месте под названием «Пестрая бабка», но мужики из ближнего села Погост (сейчас это Георгиевская) своим упрямством добились переноса строительства этой церкви к себе. А так бы это сооружение тут не появилось. Вначале отстроили одноэтажную тёплую церковь, она была завершена в 1830 году. Холодную церковь надстроили и освятили в 1834 году. В холодной верхней церкви престол во имя святого Великомученика Георгия, а в тёплой их два: по правую сторону во имя святителей Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских – освящён в 1830 году, а по левую во имя святого Праведного Прокопия Устюженского Чудотворца, освящён в 1840 году. Церковь Георгия имеет тип «корабль». Из ныне оставшихся его частей – алтаря, храма, трапезной, не хватает колокольни, которая в советское время была разобрана до первого яруса. Сейчас это краснокирпичный полуразрушенный четверик под двускатной крышей, входом в который служит высокий арочный проём. Справа к нему пристроен сруб. Трапезная перерыта двускатной кровлей. Здание приподнято на цоколь, Фасад трапезной и алтаря выполнен французским рустом. Расшивка покрашена в розовый цвет. Шесть прямоугольных окон дополняют замковые камни. Под крышей проходит белый карниз. Четверик церкви двухэтажный, с шестью прямоугольными окнами в два ряда по фасаду. Вертикально их разделяют четыре колонны большого ордера. Капители колонн поддерживают антаблемент, состоящий из деревянного архитрава, фриза, украшенного ширинками и карниза. Венчает конструкцию фронтон. На южном фасаде ни антаблемент, ни фронтон не сохранились. Центральное окно северного фасада переделано под дверь. Барочные наличники нижних окон украшены замковым камнем и «ушами». Верхние окна обрамлены простыми наличниками. Куб четверика венчает высокий купол, на нём надстроен глухой барабан с главкой. Купол покрыт железом, сейчас оно частично утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=07096

Грязи. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь, Таволжанская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь возведена в 1845–1848 годах. Выполнена с использованием неоклассических элементов. В основе первоначальной композиции церкви лежит четверик с равными рукавами креста и с круглым световым барабаном. Боковые приделы и прямоугольная апсида оформлены четырехпилястровыми тосканскими портиками. Пластичность фасадам придают треугольные сандрики над арочными проемами окон. Прямоугольные оконные проемы светового барабана имеют рамочные наличники. Невысокая колокольня, имеющая стройные пропорции, выстроена трехъярусной, с изящным завершением в виде купола с маленькой главкой и шпилем на шаре. Главный барабан храма увенчан маковицей. Стены храма оштукатурен и окрашен в белый цвет. Информация с сайта " Храмы России " http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=67010 В 1848 г. в Таволжанке «тщанием прихожан» была построена каменная Казанская церковь. По документам 1876 года, храм был однопрестольным и считался главным. В штате церкви числились: настоятель (Феодор Алексеевич Богданов, священник 2-го разряда, рукоположен в 1857 году) и два псаломщика. Церковным старостой был отставной унтер-офицер Кузнецов (с 1873 года). В селе в это время проживало 1408 душ мужского и 1444 женского пола. В 1893 году в штате церкви числились: священник (Иоанн Иоаннович Романовский, 45 лет, студент, рукоположен 9 марта 1875 года, награжден набедренником), диакон (Иван Димитриевич Цветаев, 28 лет, рукоположен в 1892 году) и два псаломщика (Иван Автономович Андреевский, 55 лет и Антон Иванович Воинов, 56 лет, в должности с 1855 года, вдов). В земской школе обучалось 115 человек, а в школе грамотности 28 девочек. В селе в это время проживал 1821 человек мужского пола. Церковные земли насчитывали 3 десятины. В документах 1911 года отмечено: «Церковь каменная, теплая, построена в 1848 г. Престол один - в честь Казанской иконы Божией Матери». Дворов в селе в это время насчитывалось 700, «душ мужск. пола 2293, женск. 2425, великороссы, земледельцы, низшие служащие железной дороги.

http://sobory.ru/article/?object=11978

Екатеринбург. Домовая церковь Афанасия, патриарха Александрийского при бывшем Уральском горном училище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная, однопрестольная, пристроена к зданию. Построена на средства мещанской вдовы Е. М. Обидняковой. Освящена во имя Афанасия, патриарха Александрийского, 17 января 1891 г. Перестроена и освящена вновь в 1914 г. Закрыта в 1919 г. Снесена в 1960-е гг. На месте церкви сейчас находится Уральский Государственный колледж им. И.И. Ползунова. Сайт Екатеринбургской епархии День святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, Церковь отмечает 31 января. Мало кто знает, что в Екатеринбурге при Уральском горном училище (ныне Горно-металлургический колледж) существовал домовый храм во имя Святителя Афанасия. По словам заведующей Отделом использования и публикации документов Государственного областного архива Ольги Алексеевны Бухаркиной, это было нарядное двухэтажное каменное здание, пристроенное к Уральскому горному училищу со стороны нынешней «Плотинки». Его строительство началось в конце 19 века, на средства мещанской вдовы Евдокии Михайловны Обиняковой. Закончилось — в 1891 году, тогда же и состоялось первое освящение Афанасиевского храма. Мастерская живописи, резьбы и позолоты Ивана Петровича Кожевникова изготовила для храма иконостас «с окраской в белый цвет с тонами и под лак с прозолотой частей». Магазин «бриллиантовых, золотых, серебряных вещей, церковных, медных товаров, зеркал и обоев», что находился в Гостином дворе, поставил для Афанасиевского храма Евангелие чуть меньше полуметра в длину и 30 см в ширину, крытое малиновым бархатом, с серебряными вызолоченными наугольниками. Церковным старостой стал уважаемый купец Иван Андреевич Тимофеев, заботами которого Афанасиевский храм благоукрашался. В начале 20-го века Афанасиевский храм был перестроен, его помещение расширено, к убранству добавлены новые архитектурные детали. Его второе освящение состоялось 90 лет назад, в 1914 году. Ученики-горняки любили свой небольшой храм. В день святителя Афанасия в Уральском горном училище был дополнительный выходной, когда учащиеся отмечали престольный праздник Афанасиевского храма. Богослужения в нем совершал священник, который был у будущих горняков одновременно и учителем Закона Божьего.

http://sobory.ru/article/?object=35986

Извара. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Казанской иконы Божией Матери входит в уникальный, культурный комплекс памятников старины, архитектуры, природы и истории, расположенный в парковой зоне села Извара на территории Музея-усадьбы Н. К. Рериха. Церковь имеет один престол - Казанской иконы Божией Матери. Церковь пристроена к двухэтажному зданию Училищного дома земледельческой колонии. Здание церкви каменное, построено в 1916 - 1917 годах по проекту архитектора И. И. Яковлева и составляет единый ансамбль со зданием училищного дома. Звонница храма имеет единый вход с церковью в виде лестничного марша и заканчивается шпилем с крестом на крыше. Крыша покрыта оцинкованным листовым железом. Снаружи здание оштукатурено и покрашено в белый цвет. Вход в храм расположен в торце здания по отношению к общему сооружению. Оконные проемы здания храма имеют арочную форму разного размера. В 1920-х годах она была закрыта и вновь действует с 1991 года. Информация с сайта petergid.ru Церковь Казанской иконы Божией Матери входит в уникальный, культурный комплекс памятников старины, архитектуры, природы и истории, расположенный в парковой зоне деревни Извара на территории Музея-усадьбы Н. К. Рериха. В 1914-1917 гг. по проекту петербургского архитектора Ивана Ивановича Яковлева в Изваре строится двухэтажное здание Училищного дома Санкт-Петербургской земледельческой колонии под руководством выдающегося педагога М. П. Беклешова. Целью создания этого учебного заведения стала социальная адаптация детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Так как перед учебным днём дети должны были посетить Дом Божий, решено было храм построить в одном здании с учебным корпусом. Стоит сказать, что позднее колония, реорганизованная из Земледельческой в исправительно-трудовую, просуществовала в Изваре до начала 1950-х годов, а в 1974 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе, направленные на создание в ней музея Н. К. Рериха (открыт в 1984 г.).

http://sobory.ru/article/?object=07602

Кищина Слобода. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Кищина Слобода, Борисовского уезда, первого благочиннического округа, расположено при небольшой реке Начке и проселочной дороге из Борисова в село Бродовку. От губернского города Минска находится в 90, а от уездного Борисова, посредством которого пользуется почтовым и железнодорожным сообщением, в 15 верстах. С которого времени здесь учрежден приход, неизвестно. Настоящая приходская Петропавловская церковь в Кищиной Слободе построена в 1863 году на отпущенную правительством сумму, в количестве 4000 рублей. Зданием деревянная, устроена продолговатым крестом, с одним глухим куполом на средине и колокольней во фронтонной части. Дверь одна, окна расположены в два ряда и не снабжены железными решетками, крыша на куполе и колокольне железная, а на самой церкви гонтовая; как крыша, так и стены покрашены масляной краской. Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 30 квадратных сажен, потолок настлан досками и поддерживается восемью деревянными столбами, стены выбелены, пол деревянный, к отоплению церковь не приспособлена. Новый иконостас, покрашенный на белый цвет, с золоченными рамами и резьбою, состоит из девяти икон, расположенных в два яруса. В церковном архиве метрические книги хранятся с 1829, а исповедные списки прихожан с 1846 года; есть также несколько визитных записей. В колокольне помещается четыре колокола: в 3 пуда, 20, 15 и 13 фунтов; погост церковный остается без ограды; кладбищ в приходе 10 и на одном из них, в деревне Острове, устроена кладбищенская церковь. В состав прихода входят следующие селения: Кищина-Слобода, Холхольцы, Остров, Рогатка, Кричин, Заболотье, Вильяново, Задний Мост, Беловин, Тимки, Поплевки, Кобыльщина, Подберезье, Селище и Стрелковки — самая отдаленная деревня находится в семи верстах. Прихожан числится мужского пола 1130, а женского 1220 душ; все прихожане крестьянского соловия, занимаются по преимуществу хлебопашеством, а в зимнее время очень многие, по найму от купцов, занимаются изготовлением разного сорта лесного материала. Религиозно-нравственное состояние прихода находится в весьма неудовлетворительном состоянии, чему много способствует близость к городу Борисову, куда по праздничным дням отправляется значительная часть населения прихода; очень много между прихожанами есть таких, которые в течении года в церкви бывают не более двух раз. Вообще в этом отношений состояние прихода очень неотрадное.

http://sobory.ru/article/?object=36090

Кондратьевское (Ворзогоры). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Ворзогоры в переводе с языка коми означает «нетронутый лес на горах». «Вор» — в переводе «лес». «Ворзо» — нетронутый лес. «На горах», — указал первопроходец. Окончательная форма «Ворзогоры». Датой первого упоминания о Ворзагорах в письменных источниках считается 1559 год. Ворзогорский приход существует с 1578 года. В 1917 г. в Ворзогорах насчитывалось 206 домов, проживало 1200 человек, 551 мужчина и 649 женщин, среди которых не было ни старообрядцев, ни сектантов. Работали две школы, в которых обучались 57 мальчиков и 20 девочек. Пахотной земли в Ворзогорах насчитывалось 180 десятин (196 гектар), и лишь одно хозяйство не занималось сельхозработами. Жители выращивали рожь, ячмень, овес, лен и картофель. По данным Архангельского губернского статистического комитета, в 1898 году в Ворзогорах насчитывалось 6 быков, 300 коров, 20 телят, 184 лошади, 12 жеребят и 1200 овец. 160 человек ловили на продажу навагу, камбалу и корюха. В Ворзогорах было шесть судовладельцев. Они занимались меновой торговлей в Норвегии и в Архангельске, при этом в их команды входило 68 ворзогорцев. Другим значительный доход приносил промысел сельди в прибрежных водах. В 1898 году 129 местных крестьян владели 285 неводами. На обсыхающем во время отлива дне устанавливали 245 рюж. В том году из Ворзогор направлено на продажу 67 возов с сельдями. Лесной охотой промышлял один человек, добывая за сезон только 15 лисиц. В Ворзогорах было три деревянных храма. Пятиглавый храм в честь святителя Николая был построен в 1636 году. Другой пятиглавый Введенский храм был построен в 1793 году, в нем было три престола: в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии, св. Василия Великого, и великомученика Георгия Победоносца. Эти храмы и колокольня были обшиты тесом и окрашены в белый цвет. Внутри стены были покрыты натянутой тканью. Таким образом, и внутри и с наружи эти деревянные храмы были белостенными. Еще один храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был построен на приходском кладбище в 1850 году...

http://sobory.ru/article/?object=15270

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010