Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1534  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2585 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Неотразимым острием меча Неотразимым острием меча, Отточенного для последней битвы, Да будет слово краткое молитвы И ясным знаком — тихая свеча. Да будут взоры к ней устремлены В тот недалекий, строгий час возмездья, Когда померкнут в небесах созвездья И свет уйдет из солнца и луны. 1970е гг. Размышление Речи пернатые где? Отлетели в воздух. Где милой Младости цвет? Он увял. Где слава? Ушла невозвратно. Где состава телесного связь? Разшаталась недугом. Где имение? Бог отъял; а иное безстыдной Зависть руке предала. Где отец мой и матерь? Где братьев Седцу святая чета? Сошли до срока во гробы… Благо одно оставалось — родная земля: но из оной, Бурно валы... Молитва о последнем часе Когда смерть посмеется надо мною как та, что смеется последней, и сустав обессилит за суставом - Твоя да будет со мною Сила. Когда мысль в безмыслии утонет, когда воля себя потеряет, когда я имя моё позабуду - Твоё да будет со мною Имя. Когда речам скончанье настанет, и язык, глаголавший много, закоснеет в бессловесности гроба - Твоё да будет со мною Слово.... Сроки страшные близятся «Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат». Под крышей промерзшей пустого жилья Под крышей промерзшей пустого жилья Я мертвенных дней не считаю, Читаю посланья Апостолов я, Слова Псалмопевца читаю. Но звезды синеют, но иней пушист, И каждая встреча чудесней, — А в Библии красный кленовый лист Заложен на Песне Песней. Пахнет гарью Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болотам горит. Даже птицы сегодня не пели И осина уже не дрожит. Стало солнце немилостью Божьей, Дождик с Пасхи полей не кропил. Приходил одноногий прохожий И один на дворе говорил: «Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только...

http://azbyka.ru/fiction/page/111/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Цвет в иконе Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Золотой цвет Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери. Пурпурный цвет Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной. Красный цвет Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни. Белый цвет

http://pravicon.com/text-28

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения , – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков. В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый. В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Что означают цвета облачений священнослужителей

http://azbyka.ru/cvet-oblacheniya

Сувалки. Церковь Александра Невского. Гарнизонная церковь; ныне католическая церковь Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Количество расквартированных в Сувалках российских военнослужащих в 1851 году достигло тысячи, примерно через полвека, в преддверии Первой Мировой войны, оно возросло до почти десяти тысяч. Церковь для русского воинского гарнизона была построена по типичному проекту военного ведомства. По аналогичному проекту были построены гарнизонные церкви в Двинске (Даугавпилсе) http://sobory.ru/article/?object=10050 и Гродно http://sobory.ru/article/?object=03897. По некоторым сведениям, данный проект был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. Конструктивно храм несколько схож с более массовым проектом полковой церкви, разработанным в 1901 г. военным инженером Ф.М. Вержбицким, поэтому последнему иногда также приписывают авторство (предположительно). В пригороде Сувалок для 5-й стрелковой бригады в марте 1904 года состоялась закладка аналогичной церкви. Торжественное освящение храма было совершено 8 сентября 1907 года. Церковь была построена в виде трехнефной базилики. Над алтарём находились пять маленьких главок, а над главным входом возвышалась трехъярусная колокольня с девятью колоколами, отлитыми на заводе в Ярославе. По углам храм был фланкирован четыремя шатровыми завершениями, увенчанными луковичнымии главками с крестами. Со сторону главного входа имелись три входа, каждый с отдельной лестницей. Со стороны боковых фасадов также имелись портики. Внутри свод церкви поддерживали два ряда колонн. Церковь была покрыта цинковым листом, а её стены были окрашены в белый цвет, карнизы были выкрашены в зелёный цвет. Пол сделаны из каменных плит с различным орнаментом. Стены и потолки окрашены в белый цвет масляной краской, а сводчатые декоративные арки выкрашены в коричневый с орнаментом. Церковь в Сувалках имела два алтаря: св. Александра Невского и боковой - Иоанн Предтечи. На месте второго (симметричного) бокового придела была устроена ризница. В храме могли разместиться одновременно две тысячи человек. Общая стоимость строительства церкви составляла 124 000 рублей. Вся стоимость церкви была покрыта государством. Площадь вокруг церкви была облицована камнем и огорожена чугунным забором.

http://sobory.ru/article/?object=44895

В кафедральном соборе Красноярска обнаружена уникальная фреска Красноярск, 10 апреля 2008 г.   В Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска под арочным сводом притвора напротив входа в центральную часть храма была найдена чудом уцелевшая фреска конца 18 – начала 19 в. размером два метра на полтора. Состояние фрески тщательно исследуется экспертами; по предварительным данным для полной реставрации потребуется не менее полугода. По всей видимости, святынька была замазана голубою краскою в богоборческие годы, когда в Соборе располагался сначала художественный музей, а затем мастерская. Изображение Божией Матери с белоснежным Покровом в Ее руках было случайно обнаружено под слоем краски и штукатурки в ходе ведущихся в храме ремонтно-восстановительных работ, сообщает  сайт Красноярской епархии .  Видно был в этом особый Божий Промысел, что именно этот, достаточно небольшой в сравнении с другими, кафедральными, соборами Покровский храм, тот, который с некоторых пор стали называть «жемчужинкой» за его удивительный и трогательный белоснежный наряд, распоряжением правящего архиерея – Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, удостоился чести стать Кафедральным собором новоустроенной 20 июля 1990г. Красноярской епархии, т.к. обширный Богородице-Рождественский собор, построенный именитыми красноярцами по проекту архитектора Константина Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве) и до революции бывший кафедральным для тогда еще Енисейской епархии был взорван в 1936 году. Так и вмещает под свой омофор Покровский собор многочисленную паству за Архиерейскими богослужениями, своей теснотою только еще теснее сплачивая паству.  Были времена когда Покровский собор был перекрашен в яркие красный и зеленые цвета - изначально же, до революции, большинство храмов г. Красноярска имели белый цвет и росписи. Но, уже в те годы, когда гонения на Православную веру были закончены, начались проблемы иного рода. В расположенном в центре города квартале, где воздвижен Собор, стали массово разрушаться невысокие домики вокруг храма – памятники краевой истории, были построены гигантские дома элитной планировки и начато строительство огромного торгового комплекса, громадные здания заслоняли со всех сторон храм Покрова Божией Матери. В связи с этим назрела необходимость восстановить историческую справедливость, и будто Сам Господь подсказал правильный выход. Подойдя к решению этого вопроса творчески, удалось защитить красоту Божиего храма – церкви был возвращен ее первозданный белый цвет – символ чистоты, который позволил этому удивительному старинному храму, ставшему Кафедральным собором, не потеряться на фоне окруживших его зданий. А далее – последовали работы по восстановлению внутреннего убранства храма, еще не до конца вернувшегося к былой красе и величию. 

http://pravoslavie.ru/26358.html

Туровец. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В Архангельской области, Котласском районе есть удивительные уголки, где человек может получить исцеление духовное. Веками стекаются народные ручейки к святым церквям Туровца. На левом берегу Северной Двины, в 25 км от Котласа, в 10 км от поселка Шипицыно есть лесная гора. Здесь, в местечке, по преданию, осенённом присутствием самой Небесной Царицы, есть святой целебный источник, возле которого выстроены две церкви: церковь Успения Божьей Матери и церковь Богоявления Господня. Случались на Туровецкой земле чудеса. Во времена Иоанна Грозного татарские племена черемисов, пришедшие от Казани, хотели разорить святое место и взять чудотворную икону Богородицы Одигитрии. Но Божьим гневом поражены были слепотою и не могли двинуться с места три дня. И просили они прощения у Царицы небесной, дав обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на Туровец. Свято-Богоявленский (деревянный) храм имеет два престола, в честь Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца и Богоявления Господня. Храм построен в 1780 году, в этом же и освящен. В 1912 году церковь с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. При церкви дом для священника и просфорня. В 2008-2009 годах произведен капитальный ремонт храма, заменена электропроводка, окрашены стены в белый цвет, заменена кровля, закреплены водостоки и установлен новый купол с крестом. Свято-Успенский (каменный) храм построен в 1815 году. Престол в честь Успения Божьей Матери. Храм имеет печное и электро отопление. В 2007-2008 произведен капитальный ремонт храма, заново оштукатурены и окрашены стены в белый цвет, заменена кровля и установлен новый купол и крест. По периметру храмов возводится деревянное ограждение. Источник: сайт Архангельской и Холмогорской епархии Первая Богоявленская церковь была построена в 1532 г., просуществовала более 200 лет и была разобрана по ветхости в период между 1743 и 1769 г.г. Ныне существующая церковь поставлена вместо двух деревянных церквей: в честь Богоявления и Николая Чудотворца. В церкви два придела: во имя Богоявления Господня и во имя Николая Чудотворца. В 1960 г. по указанию раисполкома Богоявленская церковь была закрыта и вновь открыта только через 30 лет. В 70-е г.г. XX в. властями высказывалось предложение перенести храм в музей деревянного зодчества Малые Корелы.

http://sobory.ru/article/?object=06439

Туровец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты На левом берегу Северной Двины, в 25 км от Котласа, в 10 км от поселка Шипицыно есть лесная гора. Здесь, в местечке, по преданию, осенённом присутствием самой Небесной Царицы, есть святой целебный источник, возле которого выстроены две церкви: церковь Успения Божьей Матери и церковь Богоявления Господня. Во времена Иоанна Грозного татарские племена черемисов, пришедшие от Казани, хотели разорить святое место и взять чудотворную икону Богородицы Одигитрии. Но Божьим гневом поражены были слепотою и не могли двинуться с места три дня. И просили они прощения у Царицы небесной, дав обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на Туровец. Свято-Богоявленский (деревянный) храм имеет два престола, в честь Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца и Богоявления Господня. Храм построен в 1780 году, в этом же и освящен. В 1912 году церковь с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. При церкви дом для священника и просфорня. В 2008-2009 годах произведен капитальный ремонт храмов, заменена электропроводка, окрашены стены в белый цвет, заменена кровля, закреплены водостоки и установлены новые купола с крестами. Свято-Успенский (каменный) храм построен в 1815 году. Престол в честь Успения Божьей Матери. Храм имеет печное и электро отопление.В 2007-2008 произведен капитальный ремонт храма, заново оштукатурены и окрашены стены в белый цвет, заменена кровля и установлен новый купол и крест. В 2010 году заменена электропроводка. По периметру храмов возведено деревянное ограждение. http://turovez.prihod.ru/istorija_prikhoda Каменная Успенская церковь поставлена вместо 4 деревянных одноименных церквей, сменявших друг друга. Первые упоминания об Успенской церкви относятся к 1600 г. В пожаре 1645 г. церковь сгорела. В 1646 г. выстроена новая церковь, тоже сгоревшая через 40 лет. Затем вскоре была построена ещё одна церковь, просуществовавшая до 1735 г., когда сгорела от удара молнии. Четвертая деревянная церковь во имя Успения Божией Матери была перевезена уже готовой из Устюжской Филипповской пустыни в 1736 г. Эта церковь простояла 72 года и по ветхости была разобрана. В 1808 г. решено было строить каменную церковь, строительство велось до 1815 г. В советское время не закрывалась, лишь в 1937-1942 г.г. не велись службы из-за отсутствия священников.

http://sobory.ru/article/?object=06441

Кожан-Городок. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Местечко Кожан-Городок Пинского уезда расположено при небольшой речке Цне и при военно-коммуникационной дороге, идущей из Мозыря в Пинск. Расстоянием от губернского города в 225 верст, от уездного, где и ближайшая почтовая станция, в 94 верстах и от железной дороги в 126 верстах. О времени построения первой церкви нет никаких данных. Настоящая приходская церковь, находящаяся среди местечка, построена в 1818 г. на средства местного владельца и прихожан. Зданием деревянная, в виде равностороннего креста, с пятью открытыми куполами, гонтовою крышею, двумя входными дверьми и тремя рядами окон, не имеющих решеток. Стены покрашены в белый, а крыша в зеленый цвет; все здание довольно прочное. Внутренняя площадь вместимости заключает в себе 50 кв. саж.; потолок устроен сводами, пол деревянный, стены покрашены. Клиросы устроены на солее, возвышенной на 12 вершк. Двухъярусный иконостас, окрашенный в белый цвет, нового устройства, с пилястрами и золочеными карнизами, рамами и резьбою; в нем 20 икон новейшего письма. Ризница помещается в приделе, у алтаря. К отоплению церковь не приспособлена. Престол в ней один – во имя святителя Николая. Утварью церковь небогата: чувствуется недостаток в лампадах и подсвечниках, недостает сборного блюда, водосвятной чаши, брачных венцов и купели; имеющаяся утварь малоценна, литургийных сосудов вызолоченных имеется два прибора. Ризницею церковь достаточна: из 9 риз четыре новых прибора. Из двух богослужебных Евангелий одно, в лист, Почаевской печати 1771 г., в окладе металлическом по зеленому бархату; другое – Московской печати в металлическом позолоченном окладе по малиновому бархату. Прочих богослужебных книг имеется полный круг. Церковный архив в порядке, в нем метрические записи хранятся с 1816 г. Церковный погост обнесен деревянною оградою. Колокольня устроена отдельно, в ней имеются три колокола, из коих больший весом 5 пудов. В приходе два кладбища и на обоих имеются часовни. Приписная церковь одна в местечке Кожан-Городке.

http://sobory.ru/article/?object=40796

Сноведь. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Вопрос о разрешении строительства церкви при Сноведском железоделательном заводе был поднят его владельцем И.Р. Баташевым. В соответствии с указом Синода в 1791 году такое разрешение было дано с условием увеличения недостающего для открытия прихода числа жителей. Построенная в селе Сноведь церковь освящена в 1800 году. Архитектор не установлен. В церкви имелось два престола: Преображения Господня (главный) и Александра Невского (придельный). Оба престола находились в алтарной части. Приход Спасо-Преображенской церкви входил в состав IV благочинического округа Ардатовского уезда Нижегородской епархии. Церковь закрыта в советское время. Разорение её началось, по словам местных жителей, с 1960-х годов. Тогда были сняты паникадила, вывезена чугунная ограда, окружающая церковь. Архивные источники: ЦИАМ ф. 2199, д. 2131, листы 1, 62; Свиньин П.П. «Заводы, бывшие И.Р. Баташева, а ныне принадлежащие генерал-лейтенанту Д.Д. Шепелеву и его детям» – СПб., 1826 г. С. 71. Спасо-Преображенский храм - одна из старинных церквей Выксунского района. Она была построена в 1800 году неизвестным архитектором на средства владельца Выксунских металлургических заводов Ивана Баташева. Ее деревянное здание построено в стиле так называемого «каменного зодчества»: строение обшито профильной доской и окрашено в белый цвет. В 1930-е гг. храм закрыли, он использовался как овощной склад. В 2007 году распоряжением правительства Нижегородской области Преображенская церковь, практически превращенная в руины, была передана Нижегородской епархии. В 2008 году, при значительной финансовой поддержке ОАО " Объединенная металлургическая компания " (ОМК) и входящего в ее состав ОАО " Выксунский металлургический завод " (ВМЗ) началось возрождение уникальной святыни в селе Сноведь. Здание церкви восстанавливается в соответствии с первоначальным историческим видом. В облицовке цоколя применен оригинальный белый камень, сохранившийся со времени основания храма. Стены сложены из 13-метровых бревен, которые будут обшиты досками и оштукатурены изнутри. Церковь украсят колонны и портики. Восстановительные работы планируется полностью завершить в сентябре 2009 года.

http://sobory.ru/article/?object=05500

Борщево. Церковь Онуфрия Великого. Свято-Онуфриевская церковь Карта и ближайшие объекты Борщевская Онуфриевская церковь д. Борщево была построена на восточной окраине деревни в 1840 году, о чем и упоминается на главном фасаде храма. Средства на строительство храма жертвовали местные крестьяне по инициативе графини Пелагеи Гробовской. Храм внесен в список историко-культурных ценностей РБ (1840 г.). В состав прихода входит кладбищенская часовня в честь св. апостола Фомы с. Борщево. По материалам рфициального сайта Каменецкого благочиния Деревня Борщёво, находящаяся на старинном торгово-транспортно-королевском шляхе, соединявшем в прошлом две столицы Вильно и Краков, впервые упоминается в XV веке в документах короля Казимира как местечко Берестейского повета Великого Княжества Литовского. С 1845 года деревня принадлежала помещикам Грабовским, с 1857 - помещику Карповичу. Здешняя церковь в честь Святого Онуфрия была построена на восточной окраине деревни в 1840 году, о чём упоминается на одном из камней, встроенных в стену на главном фасаде храма. Средства на строительство храма пожертвовали местные крестьяне по инициативе графини Пелагеи Грабовской. Здание храма выполнено в классическом стиле и представляет собой прямоугольный главный объём с притвором-ризалитом и апсидой, накрытый двускатной крышей, на которой возвышается восьмигранный барабан с куполом. Восьмигранная луковичная главка поставлена на двухъярусный восьмигранный барабан (в 2012 году старая главка, окрашенная до этого в жёлтый цвет, была заменена на позолоченную луковицу). Бутовая кладка, " отретушированная " белой штукатуркой дверного и оконных проёмов, лопаток и углов здания, к тому же обработанных рустом, - так проявил себя здесь поздний классицизм. Материал, из которого построена церковь, уникален для этих мест - это местный полевой бутовый камень. Вдобавок кладка декорирована полевым колотым кремнем. Из бутового камня выполнена и ограда. На фоне стен из серых, чёрных и светло-коричневых камней разной формы контрастно смотрятся детали из кирпича, окрашенные в белый цвет. Прямоугольный входной проём и полукруглая люкарна над ним выделена оштукатуренными наличниками. Внутреннее пространство храма тремя парами деревянных столбов распределено на три нефа. Аплтарь от зала для молящихся отделяет деревянный резной иконостас. Над входом консольно выступают хоры.

http://sobory.ru/article/?object=27546

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010