Ю. П. Сергеев Иконография и канон Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства». Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии , богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов. Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания». К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам. Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной. Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью . Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sekrety-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.3 из  5) Глава 1. Белый дом с зелеными ставнями 1 Река Остер Спрыгнув с подножки поезда, мальчик в гимназической тужурке поднял воротник и двинулся по перрону. Моросил мелкий дождь. Сквозь мокрую пелену смутно угадывались: вокзал, большие, оштукатуренные буквы «Нежин» и керосиновый фонарь над дверьми, куда ныряли прибывшие бобруйским поездом пассажиры. На высоких козлах, укрывшись с головой попоной, спал извозчик. Дремала и лошаденка. – До города довезете? – окликнул мальчик. – Тридцать копеек, – пробурчал из-под укрытия сиплый голос. – Дешевле, барич, по вечернему делу никак нельзя. Бросив вперед чемодан, мальчик проворно залез в пролетку и прикрыл ноги кожаным фартуком. Лошадь, с трудом вытаскивая копыта из липкой грязи, побрела по размякшей проселочной дороге. Когда добрались до постоялого двора, хозяева уже спали. Ворча и спотыкаясь, чумазый мальчишка-половой зажег стеариновую свечу и отвел постояльца в свободную комнату. Ложиться было неохота. Не отпускало возбуждение от первого в жизни самостоятельного путешествия. Да, по правде говоря, и простыни на кровати выглядели сомнительно. Миша подошел к окну. Над Нежином пылал закат. На белые оштукатуренные стены одноэтажных домиков падал розовый отсвет, вечерние сады сливались в единое густо-зеленое шелестящее море. Пять золотых куполов собора сверкали в уходящем солнце. Мальчик распахнул окно. Запах осенних листьев, зрелых яблок, влажной травы, мешаясь, охватил его. Закатный луч упал на плывущий над куполами крест, и на мгновение показалось, что он горит – малиновые, алые, пурпурные краски захватили, заиграли на золотой крестовине и слились вдруг в кровавый красный цвет. Спал Миша плохо. Сомнения насчет простыней оправдались полностью: клопы. Утром вчерашний мальчишка объяснил постояльцу, как найти Лицей, и с неожиданным энтузиазмом вызвался проводить. Не будь провожатого, потонуть бы Мише в непросыхаемой луже, той самой, которую воспел в «Мертвых душах» читанный-перечитанный Гоголь. Чумазый Вергилий вовремя ухватил подопечного за рукав и благополучно доставил к речке. На узкой, недвижной ее поверхности, где, перемежаясь с зелеными бликами, быстро мелькали серебристые тени, уткнувшись носом в прибрежные кусты, стояла лодка. В ней, опершись на воткнутое в воду весло, ждал кого-то старик в накинутой на плечи серой хламиде.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Сейчас, вспоминая детские походы на рыбалку, и глядя на современные снасти, понимаешь, что нужен либо энциклопедический справочник, либо толковый специалист для консультаций. Порой кажется, что освоить все это невозможно: удилища кольцевые, безкольцевые, составные, карбоновые и из углепластика, длина от 25 см до 7 м и более, тесты, гибкость и т.д. Чтобы разобраться в лесках, надо практически закончить институт. Дальше изучаем науку о крючках: размер, цвет, сплав, производитель, ловчие - не ловчие...). Разобраться в приманках - это вообще не для слабака: от " химии " , т.е. искусственных приманок, до натуральных: червь дождевой, полосатик, морской японский, китайский, местный, ракушка песчанка, гребешок, мелкая крупная..., креветка, кальмар... Кальмар используется простой, замоченной в свекле, в чесноке, на спирту, в китайской особой приправе...Рыба может поменять вкусовые причуды в течение одной рыбалки: днем ловиться на ракушку, а вечером на заспиртованного морского червя. Это испытано, сами ловили. Теперь бутылочка со спиртом всегда с собой: вдруг понадобится приманку макнуть... В общем, разбирающимся рыбакам я бы вручала особые знаки отличия... Начинающему рыбаку безмерно повезет, если удастся найти хороший магазин снастей с толковым и, важно!, доброжелательным и приветливым продавцом, лучше владельцем. Почему владельцем? Да потому что если надо что-то заказать индивидуально, владелец это может сделать. После долгих метаний по разным торговым точкам, торгующим рыболовными снастями, забрели ( по рекомендации рыбачки Виктории, админа рыбацкой группы НХНЧ 125), магазин " Белый карп " . Название сразу вызвало улыбку. Мне всегда было интересно происхождение названий. Например, город Находка имеет историческое название, связанное со спасением судна, которое в сильнейший туман встало на якорь в неизвестной бухте... История открытия бухты знакома всем находчанам, ей посвящен целый раздел на сайте городской библиотеки города Находка, где опубликована история открытия бухты и названия самого города

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/22/...

Глинское братство на Иверской земле Возрожденная во время Второй мировой войны Глинская Рождество-Богородицкая пустынь стала преемницей и продолжательницей традиций знаменитого Оптинского монастыря. Здесь дивными цветами процвело то духовное предание монашества, которое золотой нитью тянулось от Фиваиды к Афону, от Афона через преподобного Паисия Величковского к Валахии, оттуда – в Россию, в скиты брянских лесов и в Оптину. Это предание называется старчеством. В обителях, хранивших духовную традицию старчества, главным делом считались не внешние подвиги, а отречение своей воли и совершенное послушание старцу. Дерзаем сказать, что старец являлся для монахов тенью Бога на земле; монах должен был принести в жертву то, чем согрешил Адам: волю, которая у нашего праотца склонилась к греху, рассудок, который некогда был обманут змеем, душевные чувства, которые в фантастических образах представили первому человеку, что он может быть независимым от Бога, даже больше – равным Ему. Монах отдает старцу свою волю, и этим исцеляется язва своеволия, которая непрестанно источает гной, отравляющий духовные силы человека; он отказывается верить своему уму, он говорит своим помыслам: «Вы лжете», и так ум его становится свободным от внутренних противоречий, от мысленной борьбы, от фантасмагории образов и может без труда сочетаться со словами молитвы. Ум отдавшего себя в послушание становится световидным. Наша праматерь залюбовалась чудным деревом, она была пленена желанием узнать вкус его плода, очарована своей собственной фантазией и словами демона. Теперь монах приносит в жертву свои чувства и влечения, он не верит им, он говорит себе: «Вы хотите обольстить меня ложным призраком правды. Если я вижу белый цвет, то я не поверю своим глазам, пока старец не скажет, что это белый; если я увижу черный цвет, то не поверю, пока старец не подтвердит это. Есть только два полюса моей жизни: один – это истинное добро, всецелое послушание старцу; второй – это ложь и грех , вера самому себе. Слова старца – свет, в котором отразился вечный небесный свет. Мои помыслы – тьма, в которой отразилась тьма ада».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 110  голосов:  4.2 из  5) Гостиница «Великобритания» В Юзовке я поселился в дешевом номере гостиницы «Великобритания». Это зловонное логово было названо так в честь страны Юза и Балофура – двух британцев, владевших в Донском бассейне огромными заводами и шахтами. Теперь от прошлой Юзовки не осталось следа. На ее месте вырос благоустроенный город. Тогда же это был беспорядочный и грязный поселок, окруженный лачугами и землянками. Скопления этих землянок назывались по-разному: Нахаловка, Собачеевка, Кабыздоховка. Мрачный юмор этих названий лучше всего определял их безрадостный вид. В котловине рядом с поселком дымил тот самый Новороссийский металлургический завод, куда меня прислали налаживать приемку снарядов. Дым шел не только из заводских труб. Дымили самые здания цехов. Дым был желтый, как лисья шерсть, и зловонный, как пригорелое молоко. Неправдоподобно багровое пламя качалось над жерлами доменных печей. С неба сыпалась жирная сажа. Из-за дыма и сажи в Юзовке исчез белый цвет. Все, чему полагалось быть белым, приобретало грязный, серый цвет с желтыми разводами. Серые занавески, наволочки и простыни в гостинице, серые рубахи, наконец, вместо белых серые лошади, кошки и собаки. В Юзовке почти не бывало дождей, и жаркий ветер днем и ночью завивал мусор, штыб и куриный пух. Все улицы и дворы были засыпаны шелухой от подсолнухов. Особенно много ее накапливалось после праздников. Грызть подсолнухи называлось по-местному «лузгать». Лузгало все население. Редко можно было встретить местного жителя без прилипшей к подбородку подсолнечной шелухи. Лузгали виртуозно, особенно женщины, судачившие около калиток. Они лузгали с невероятной быстротой, не поднося семечки ко рту, а подбрасывая их издали ногтем. При этом женщины еще успевали злословить так, как умеют злословить только мещанки на юге, – с наивной наглостью, грязно и зло. Каждая из этих женщин была, конечно, «в своем дворе самая первая». Несмотря на сплетни и лузганье семечек, женщины еще успевали драться. Как только две женщины с звериным визгом вцеплялись друг другу в волосы, тотчас собиралась гогочущая толпа, и драка превращалась в азартную игру – на победительницу ставили по две копейки. Банк держали старожилы-пропойцы. Деньги собирали в рваный картуз.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.7 из  5) Оглавление Часть первая I Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет. Первый был Борис Павлович Райский, второй — Иван Иванович Аянов. У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза менялись, то загорались мыслию, чувством, веселостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже две-три легкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие черные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щеки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили еще молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый. Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на вторую половину жизни, когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. Только рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выражение. Райский одет был в домашнее серенькое пальто, сидел с ногами на диване. Иван Иванович был, напротив, в черном фраке. Белые перчатки и шляпа лежали около него на столе. У него лицо отличалось спокойствием или, скорее, равнодушным ожиданием ко всему, что может около него происходить. Смышленый взгляд, неглупые губы, смугло-желтоватый цвет лица, красиво подстриженные, с сильной проседью, волосы на голове и бакенбардах, умеренные движения, сдержанная речь и безукоризненный костюм — вот его наружный портрет. На лице его можно было прочесть покойную уверенность в себе и понимание других, выглядывавшие из глаз. «Пожил человек, знает жизнь и людей», — скажет о нем наблюдатель, и если не отнесет его к разряду особенных, высших натур, то еще менее к разряду натур наивных.

http://azbyka.ru/fiction/obryv-goncharov...

составитель О.А. Платонов Н Набирка Небольшая корзина для сбора ягод и грибов, изготовленная из луба с берестяным дном или целого пласта березы. Представляла собой круглую в сечении емкость с невысокими прямыми стенками и дужкой. Изготовление лубяной или берестяной набирки не требовало много времени и большого труда, поэтому этим могли заниматься мужчины в свободное от земледельческих работ время. Они обычно снабжали семью нужным количеством такой утвари. Правда, наряду с набирками домашней работы во многих крестьянских семьях на русском Севере имелись и лубяные набирки, изготовленные профессиональными мастерами. Их делали в ремесленных селах, расположены на Северной Двине, и продавали на ярмарках и базарах. Эти невысокие, широкие набирки были украшены росписью. Растительный узор в виде пышной волнистой ветви опоясывал по горизонтали все тулово окрашенной в белый цвет набирки. Ветви, листья, цветы, ягоды вырисовывали черной краской, а затем раскрашивали в красный, зеленый, желтый цвет. В узор включали также маленькие изображения птиц и животных. Ист.: Шангина И. И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПб., 2003. Сс. 423–424. Навки см.: Мавки, русалки. Навозница Народное название 2–3-й недели июня, когда в поля вывозили навоз. Производилось это между весенними и летними полевыми работами. Наволок Пойменный луг, в разлив заносимый илом. Навь В народных представлениях воплощение смерти. В «Повести временных лет» (под 1092) эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». В Древней Руси существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к четвергу пасхальной недели (малорос., белорус. Навский велик-день, Мавський велик-день, Мертвецький велик-день). Нагавицы Старинная русская обувь вроде голенищ, одевавшая часть ноги от колена с наколенками, делалось и то и др. большей частью из различных, часто дорогих, тканей. Нагаика Витая плеть с металлическим грузиком на конце. Использовалась на войне и на охоте. Одним ударом нагайки, напр., глушили или убивали зверя. Нагольный тулуп

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате – душевные срывы подростков и молодых людей, последствия которых бывают самыми разными, а самые страшные итоги, когда от этого страдают и другие люди, мы наблюдаем в ленте новостей Духовный вред от такой «психотерапии» также налицо. Как и компьютерная стрелялка, это празднество вводит в повседневный обиход  нестрашное и обаятельное зло, делает его нормой, чем-то если и не притягательным, то, по крайней мере, привычным, так что вскоре к адским образам ребенок начинает вполне привыкать. А ведь по закону духовного резонанса, с кем поведешься, от того и наберешься: говоря словами праведного псалмопевца Давида, «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» ( Пс.17:25-26 ). Не промолчим и о коммерческой составляющей вопроса. Распространение Хеллоуина за пределами его «культурного ареала» во многом объясняется стремлением различных компаний повысить свою прибыльность. Интерес к празднику активно эксплуатируется современными производителями товаров для детей за пределами европейских стран и Штатов, поскольку там рынок товаров для Хеллоуина перенасыщен. Получается, нужно искать новые рынки сбыта. А для этого популяризировать традицию  – например, в России. Праздник… христианский? Есть те, кто абсолютно уверен: «тыквенный» день вполне себе христианский. Обратимся к истории. Некогда запрещенный и искореняемый языческий праздник не только выжил, но и возродился, к тому же, перекрасился в «белый цвет». В сознании многих добропорядочных американцев он давно ассоциируется с церковным празднованием Дня всех святых, и большинство обывателей и не подозревают, что так называемый «церковный католический праздник» к христианству не имеет никакого отношения. Корни его уходят в дохристианскую эпоху, когда земли Ирландии, Северной Франции и Англии населяли племена кельтов. Их год состоял из лета и зимы, а переход одного сезона в другой ознаменовывался окончанием сбора урожая, отмечался 31 октября и символизировал начало нового года.

http://azbyka.ru/deti/s-chem-prishel-tyk...

Введение Славяне. Русский народ принадлежит, по своему происхождению, к славянскому племени. Славяне, в свою очередь, составляют часть особой ветви человеческого рода, известной под именем арийской, или кавказской. Весь человеческий род, по цвету кожи и другим внешним и внутренним признакам, разделяется на несколько групп, или частей, известных под именем рас. По общепринятому в науке мнению, всех рас человеческого рода пять: арийская, или кавказская, монгольская, негрская, американская и малайская. Люди арийской расы имеют белый цвет кожи и правильные черты лица. Это самая многочисленная ветвь человеческого рода. Принадлежащие к ней народы населяют юго-западную Азию, всю Европу, а также живут и в других частях света. К арийской расе из древних народов принадлежали: индийцы, персы, римляне и греки, а из новых: кельты, немцы, литовцы и славяне. Славяне первоначально жили в Азии и составляли одно целое племя. Они почитали многих богов. За богов они признавали преимущественно окружающие человека явления и предметы видимой природы, как-то: небо, солнце, луну, звезды, гром, молнию, ветер, землю, воду и т.п. Славяне занимались преимущественно земледелием и отчасти скотоводством, звероловством и рыболовством, смотря по тому, какому из этих занятий более всего благоприятствовала местность, где они жили. Славяне отличались любовью к семейной жизни. Они жили преимущественно семьями, которые, с увеличением народонаселения, превращались в роды, а соединение нескольких родов составляло племя. Семьи управлялись своими родоначальниками, а во главе рода стоял старейшина, т.е. старший из родоначальников: племенем управлял начальник, который в разное время и в разных местах носил разные наименования. Славяне отличались почтительностью к родителям и вообще к старшим, честностью и правдивостью. Среди славян было развито также добродушие и гостеприимство. К другим племенам и народам они относились ласково, всех странников принимали с любовью и уважением. Женщина у славян пользовалась уважением, особенно в своей семье. Славянские женщины не принимали особенного участия в общественной жизни. Они исполняли преимущественно домашние работы и смотрели за детьми. Но, в случае смерти детей и при отсутствии мужчин в родстве, женщины-матери становились иногда во главе своих семей и в таком случае пользовались уважением со стороны сыновей. У некоторых славян было распространено многоженство: люди богатые имели у себя по две и более жен. Славянские жены отличались особенной привязанностью к своим мужьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Глава VI Видение первых четырех печатей: явление после снятия первой печати белого коня (1–2), рыжего после второй (3–4), вороного после третьей (5–6) и бледного после четвертой (7–8). Видение душ убиенных за слово Божие, находящихся под жертвенником и одетых в белые одежды (9–11). Изображение картины мирового переворота, имеющего наступить после снятия шестой печати книги (12–17). Откр.6:1 .  И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Видения небесного престола и представшего пред ним Агнца были первыми обнаружениями Божеств. промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений. За ними следует видение снятия печатей книги. Это видение предполагает первые и притом не только по своей внешней связи, но и по внутреннему соотношению. Небо и небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле: в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой стороны. Оставаясь в прежнем положении и прежнем состоянии духа, тайнозритель созерцает, как Агнец снимает первую печать книги и при этом слышит громовой (сильный) голос, который принадлежал одному из четырёх животных, – а какого, Иоанн не указывает. В выражении «иди (пусть идет, совершается) и смотри» нужно видеть безличное обращение, и его смысл можно передать так: пусть совершается то, чему надлежит быть по Божественному предопределению, ты же, Иоанн, смотри и запечатлей в своём уме. Откр.6:2 .  Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. По снятии первой печати Иоанн видит выступающим белого коня и на нем всадника. Самый всадник охарактеризован очень кратко и общими чертами. Тайнозритель во всем видении главное внимание обращает на коней и на цвет их масти, о всадниках же говорит лишь по связи с конями. Посему при изъяснении видений нужно более всего обращать внимание на образы коней и на их масти. Конь есть самый естественный символ движения, войны. Здесь конь белого цвета, следовательно, и под движением нужно разуметь движение духовного, высшего свойства чистое (белое) и по своим целям и по своим средствам. Это движение, очевидно, то, которое произошло на земле вследствие христианской проповеди. А победоносный вид всадника находит себе объяснение в тех успехах, которыми сопровождалась эта христианская проповедь . Всадник управляет конем, так и Иисус Христос управлял апостолами и их преемниками в распространении Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010