л. 196. Две молитвы над скверншимся сосудом и брашном. л. 197. Последование бываемо о усопших инокех. л. 225. Погребальник мирский. См. 229 л. 57 об. л. 241 об. Чин понахиде. л. 249. Служба над младенцем умершим. л. 250 об. Две молитвы на Вскресение Христово. По окончании последования погребания мирян припись: Помощью Господа нашего Ис. Христа списася сия книга на имя игумена Сергея рукою грубнаго, худаго, смиренаго в последних инецсх раба Божья Фомы. Честный отче прости, господине, кдеся небрежением написало грубости ради худаго. Не Белопесоцкого ли монастыря игумена Сергия, упомин. в 1532–1548 годах? 227 (996.) Служебник и Требник полууст. разных почерков, исх. XVI или нач. XII века, в четверть, 375 листов. Ркп. со многими, нередко грубыми, ошибками. Из молитв большая часть напечатаны в Потребнике, изд. в Москве 1651 года. л. 1. Литургия Иоанна Златоустог о, первый лист потерян. л. 43. Молитва над кутиою в честь (Святых). л. 44. Молитва над приносимым плодом всякого овоща. л. 44 об. Молитва на благословение гроздиа. л. 45 об.. Молитва над агнцем на Пасху. В Служебнике ,печат. 1602 г., вторая под гл. 10. л. 45 об. Молитва над сыром на Пасху. л. 46. Молитва над артосом. л. 46 об. Молитва над преломлением артусу. л. 46 об. Молитва над цветы и на вербницу. л. 47. Молитва на очищение церкви оскверненей от еретик. л. 47 об. Молитва, егда начнут святити церков от еретик и аще случится нечисто в церкви или пес вскочит. л. 48 об. Благословение и прислание митрополита Киприана, молитва глаголемая во отверзение и во освящение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною како любо смертию. В печат. Требнике 1651 г. первых четырех слов нет. л. 49. Чин мыти мощей Святых, или како воду со креста пити. л. 53 об. Чин, егда случится вскоре велми болному дати причастие. л. 55. Последование причащения святыя воды иже великаго освящения Богоявления. л. 57 об. Чин и молитвы бывающеи на умовение святыя трапезы, бывающаго во св. великий четверток святителем по скончании 3 и 6 часа. л. 60. Служба божественная иже во святых отца нашего Великаго Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

IX. Посещение Никитского монастыря епархиальными архиереями и другими знатными лицами Из летописи монастырской видно, что Никитская женская обитель была посещаема не только одними простыми богомольцами, но в стенах ее нередко можно было видеть посетителей знатных и по своему общественному положению и по личному званию. Многие родовитые соседние помещики, как и Каширские почетные граждане, в числе других посетителей отечественных святынь, издавна считают долгом бывать здесь за Богослужением, особенно в нарочитые дни обительских праздников. He забывали и продолжают выказывать монастырю свое внимание и местные архипастыри. Они не издали только смотрели и радовались ее духовно-нравственному развитию и материальному благопроцветанию, но нередко сами посещали ее и совершали в ней Богослужение, принося с собой слово пастырского утешения инокиням-труженицам, разъясняя им насколько важны подвиги самоотвержения, смирения и послушания. Так, в 1855 г., мая 29-го, преосвященный Димитрий освятил Никитский храм, каковое событие доселе памятно в обители. В 1862 г., 27 и 28 июля, посетил обитель преосвященный Никандр, по случаю открытия общины. Накануне 27 владыка служил всенощную, на другой день – Божественную литургию с молебном на открытие общины (о сем подробнее см. выше глава V). В 1884 г., 8 июля, преосвященный Никандр опять посетил обитель, по случаю возведения общины в общежительный монастырь. В 1886 году высокопреосвященный митрополит Московский Иоанникий, пребывая в Белопесоцком монастыре, пожелал посетить Каширский монастырь; позволение на сие телеграммою было испрошено от своего местного владыки Никандра. Владыка митрополит сначала вошел в храм, где быль встречен духовенством с крестом и краткой литией. Преподав благословение м. игуменьи и всем сестрам, он направился в келью к матушке Макарии, посидел там, пил воду с вареньем и отправился обратно в Белопесоцкий монастырь. Ему очень понравилась высокая, красивая местность Никитской обители, о чем он говорил о. игумену Иоанникию. 62 В 1888 г. Каширский монастырь снова посетил преосвященный Никандр, осмотрел, по указанию настоятельницы Тихоны, место, предназначавшееся для построения нового собора, и благословил его. Это было последнее посещение им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

46 В тихом мирном уголке, в Никитской обители, после сего одновременно закипели работы: землекопная, бутование, цокольная, кирпичная, плотничная, кузнечная, столярная и т. д. С ранней зари и до позднего вечера мать Тихона неотлучно присутствовала на всех работах, наблюдая и всматриваясь в дело. Вместе с тем она посещала все Богослужения, соблюдая уставный порядок. Еще до закладки храма, 20 мая, по вызову преосвященного Никандра, настоятельница должна была ехать в Тулу для посвящения в сан игуменьи, которое и было совершено над ней 21 мая. Владыка, отпуская вновь посвященную игуменью, благословил ее иконой Казанской Царицы Небесной, сказав: «Ваш монастырь открыт был на Казанскую 8 июля, да будет и в соборе вашем престол во имя Казанской Богоматери». Тут игуменья Тихона спросила: «А другие два престола кому посвятить»? Владыка ответил: «У вас под колокольней есть храм во имя Преображения Господня, но он по тесноте неудобен для священнослужения; пусть собор ваш будет во имя Преображения Господня, правый придел в честь Казанской. А левый?», – помолчав немного, владыка сказал: «Левый в честь святителя Тихона Задонского . Его мощи открывались 13 августа 1862 г., а я вашу общину открывал в том же году, только пораньше 27 июля». Как удивительно сбылись слова прозорливого Белопесоцкого старца, когда он, останавливая мать Фомаиду от желания покинуть Каширу, сказал ей, что у вас святая гора Фавор; здесь будет собор, и 500 человек будут славить Господа. По приезде из Тулы игуменья Тихона поехала опять в Озера к своему благотворителю Моргунову, пригласить его на закладку храма. Но он не поехал, и ни разу не был во все время продолжения работ до самого освящения. Хотя щедро жертвовал материалом, давая деньги на уплату по счетам, по которым было уплачено более 50,000 руб., кроме различного материала, как-то: портландцемента, железа, алебастра и пр. Работы шли успешно; на первый год вышли из земли. На следующее лето выложили стены с окнами; в 1891 г. подошли под крышу; в 1892 г. сделали своды и покрыли железом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

иконы: Владимирская – 21 мая, 23 июня и 26 авг., Феодоровская – 14 мар., Гребневская – 28 июля, Донская – 10 авг., Иерусалимская – 12 окт.). О других изображениях см. ниже. 8 июля., 27 нояб., 18 июня, 2 июля., а также в III отд., о монастырях. 39 Снимки с чудотворной иконы «Утоли моя печали», пользующиеся почитанием, находятся в Москве, в приходских храмах: св. Тихона Амафунтского, у Арбатских ворот (почитаемый за самый древний снимок с подлинной чудотворной иконы), пр. Сергия, в Рогожской, Успения Богоматери, в Казачьей, свв. апп. Петра и Павла, в Новой Басманной, и в церкви при Общине «Утоли моя печали», в Лефортове, в г. Шклове (Могилев, губ.), в церкви Воскресения Христова (бывшей монастырской), в Белопесоцком мон., Москов. еп. Весьма чтимая точная копия с этой чудотворной иконы находится в Петербурге, в Вознесенской церкви, на Вознесенском проспекте, близ Екатерининского канала. Икона эта (высотой в 24½ верш., шириной в 19½ верш., украшенная серебряной вызолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вмещающаяся в серебряном киоте, имеющем до 8 пудов весу) помещается по правую сторону алтаря в иконостасе. Она была привезена из Москвы одним из ревнителей построения Вознесенского храма купцом Роговиковым в 1765 г., ко дню освящения в этом храме придела в честь ее. Еженедельно по пятницам после поздней литургии совершается молебствие с пением ей акафиста, при участии детского хора из местного приюта. Многие не только притекают в храм с молитвой пред этой св. иконой, но и принимают ее в свои дома, по преимуществу во время болезней или каких-либо бедствий. Кроме 25 янв., в Вознесенском храме в честь этой св. иконы празднуется еще 25 сент., в память прибытия ее из Москвы в Петербург в 1765 г. 40 Февраль – последний в году месяц у Римлян; он был установлен для жертвоприношений и названо, Февралем, т.е., жертвенным. Сечень – название общее с январем. Лютым он называется по подражанию полякам. Называется он еще Снежень, от снежного времени, и свадьбами, от того, что в это время много их было.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Исправить состояние дел Белопесоцкой обители решил видный деятель Русской Церкви, знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Благотворный почин митрополита Платона сделал своё дело, и монастырь - не чудо ли! - постепенно начал преображаться. Ко второй половине XIX века монастырь на Белых Песках стало не узнать. Сохранилось небольшое свидетельство о внутренней жизни монастыря той поры: " ...В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего, тем более, что в числе братства оставалось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведётся успешно, с выгодою для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка... " В приведённом отрывке речь идёт о времени управления монастырём иеромонахом Иоанникием. Век ХХ начинался для монастыря весьма радужно. Но приход к власти большевиков и развернувшаяся религиозная борьба свели на нет все достижения обители как в деле духовного строительства, так и в деле административно-хозяйственной части. Уже в феврале 1918 года монастырь был упразднён, но ещё пятнадцать лет литургия совершалась в его стенах - один из храмов действовал как приходской. В годы Великой Отечественной войны, когда фашисткие танковые корпуса рвались к Москве, в Белопесоцких стенах разместились части знаменитого кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова. Именно беловцы совместно с другими частями удержали Каширу, не дав гитлеровцам сомкнуть вокруг Москвы правую " клешню " охвата столицы, и перешли в контрнаступление. После закрытия большевиками монастыря Троицкий собор использовался как барак для заключённых. Чуть позднее он превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала " Синяя блуза " . Некоторое время в соборе располагался и пионерский лагерь. После войны вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта, а территорию забетонировали. Слово Божие не произносилось здесь до 1990-х...

http://sobory.ru/article/?object=05725

Судьбы священнослужителей и населъниц Зосимовои пустыни после 1929 года Последними священниками в Зосимовои пустыни, служившими как до революции, так и в годы существования трудовой артели, были иереи Михаил Николаевич Виноградов и Димитрий Ильич Розанов. Кроме старых монастырских священников, в 1920-х годах в храмах Зосимовои пустыни служил Василий Петрович Лукьянов, иеродиакон, служивший ранее в Троице-Сергиевой Лавре. О его монашеском имени, жизни до принятия обетов и о дальнейшей судьбе, к сожалению, ничего не известно. О священномученике Димитрии Розанове, погибшем во время репрессий 1930-х годов, уже сказано выше. Священник Михаил Николаевич Виноградов Священник Михаил Николаевич Виноградов родился в 1873 году, 6 мая, в семье священника села Старая Ситня Серпуховского уезда Белопесоцкой волости. Сначала он обучался в Донском училище 802 , затем в 1895 году окончил Московскую Духовную семинарию. Сухие формуляры говорят, что с 1896 по 1902 год Михаил Николаевич учительствовал в Давидовой пустыни Серпуховского уезда. С 1902 по 1906 год служил в Москве псаломщиком в Елисаветинской церкви на Дорогомиловском кладбище, а с 25 августа 1906 года по 1930 год он, как служитель Божий, совершал священные Таинства и церковные обряды в Троице-Одигитриевском монастыре Зосимова пустынь. Отец Михаил упоминается в списке артели трудовой общины Зосимова пустынь 1920 года (тогда ему исполнилось 46 лет) и в списке лиц, лишенных избирательных прав (от 11 декабря 1928 года), вместе с женой и старшим сыном Валентином Михайловичем. В 1930 году батюшка был переведен служить в храм села Лисинцево Наро-Фоминского района. К этому времени его жена Мария Петровна (45 лет) и младший сын Николай (15 лет) были при нем, а старшие дети Валентин 24 лет, Евгений 22 лет, Михаил 20 лет и Варвара 18 лет «отделены от родителей». Проживал о. Михаил в церковной сторожке, для пропитания семьи держал корову. Он делил свой кров вместе с тремя сестрами из Зосимовой пустыни: Екатериной Соловьевой, Александрой Сафроновой и Матреной Федулаевой. Сестры убирали и сторожили храм, а для хлеба насущного занимались рукоделием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В Кашире будет восстановлен Никитский монастырь Кашира, 2 марта 2018 г.      В подмосковной Кашире будет восстановлен знаменитый Никитский женский монастырь. Об этом сообщил глава городского округа Алексей Спасский, выступая с отчетом перед местными жителями. По его словам, восстановительные работы в храмах обители проведут за счет средств Фонда порушенных святынь, а создание инфраструктуры на прилегающей территории возьмут на себя городской и областной бюджеты, соощает Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви . «К территории монастыря будет обновлена дорога, обустроена смотровая площадка, произведено озеленение», – рассказал Алексей Спасский. Работы планируется закончить к концу июня текущего года. На освящение восстановленной обители ожидают приезда высших иерархов Русской Православной Церкви. Краткая справка Деревянная Никитская церковь на месте будущего монастыря существовала еще в XVII веке. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Федора Руднева, достроен и освящен в 1855 году. В 1843 году на средства Ф.И. Руднева при храме открыта богадельня, которая в 1862 году  преобразована в женскую общину. В 1884 году  община получила статус женского монастыря. При монастыре действовало две школы – церковно-приходская (на 50 девочек) и живописи, – а также больница для сестер (на 5 кроватей). С конца XIX века до 1920-х годов в монастыре жила старица Ольга Ложкина, благодаря которой монастырь стал объектом паломничества. Среди жертвователей на нужды монастыря был и император Николай II. В 1890 году крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игумении с просьбой открыть школу для местных детей. Школу открыли в 1891 году на том месте, где некогда находилась Соколова пустынь  – мужской монастырь, упраздненный в XVIII веке. Один из храмов этой обители посвящен усекновению главы Иоанна Предтечи – такое же посвящение получил и храм при школе, вокруг которого вскоре образовался Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря  на территории нынешней деревни Соколова пустынь. В 1919 году насельницы, боясь закрытия обители, преобразовали ее в артель. Однако в 1920-х годах монастырь всё же был закрыт, Никитская и Преображенская церкви переоборудованы под производственные помещения, верхние ярусы колокольни сломаны. Иоанно-Предтеченский скит был полностью разрушен.

http://pravoslavie.ru/111157.html

После обеда в этот день выезжал я из пустыни для обзора некоторых близ лежащих церквей, как то, в селах: Легтищеве и Талеже и в сельце Нерастанном – имении полковника Аркадия Илар. Беклемишева. 3-го ч. после ранней литургии оставил я Давидову пустынь. По пути к Белопесоцкому монастырю осмотрены были мною церкви в селах: Семеновском-Отраде, Ивановском, Хатуни, Киясовке и Ситне. Семеновское-Отрада – богатое и красивое по местоположению имение графа Орлова-Давыдова. В нем две церкви и два училища мужское и женское. В училищах с усердием и успехом занимаются преподаванием Закона Божия местные священники; я с утешением слушал бойкие и разумные ответы по этому предмету мальчиков и девочек. В церкви села Ситни видел я замечательную по древности икону Нерукотворенного Образа Спасителя, 1680 г. Там же в ризнице хранился вне описи деревянный потир века XVI-ro. В 5 часов пополудни приехал я в Белопесоцкий монастырь по глубокому сыпучему песку. Троицкий Белопесоцкий монастырь основан в конце XV в,. и расположен на левом берегу реки Оки, против г Каширы Тульской губернии. В нем две церкви, братии очень немного, но и те большею частью эпитимисты, т. е. высланные сюда из разных монастырей епархии за нравственные недостатки. Выслушай с вечера всенощную в настоятельских кельях на другой день, 4-го ч., я совершил соборне литургию при довольном стечении богомольцев не только из окрестных селений Московской епархии, но и из соседнего города Каширы. После обеда меня приглашали посетить г. Каширу, но я не мог на это решиться, потому что в то время не было дозволено архиереям, без особого разрешения, шагу делать за пределы епархии; и только в октябре того-же 1865 г. епархиальным архиереям дозволено отучаться из своей епархии по уважительным причинам, на срок не долее 8-ми дней, не испрашивая разрешения, но каждый раз донося Св. Синоду во известие, с объяснением причин отлучки. Вместо г. Каширы я посетил два соседних селения: Середнее и Старую Каширу. В Середнем, осмотрев церковь , я зашел в богадельню, в которой содержатся несколько старух на счет помещицы Е. И. Карповой. В Старой Кашире церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы с двумя приделами – высокая, светлая и благоукрашенная с хорами; сооружена тщанием помещика, лейб-гвардии капитана-поручика В. А. Ильина, умершего в 1811 г. и погребенного в правом приделе храма. – Здесь я встретил 80-ти летнего старца заштатного священника И. Полетаева, сверстника и совоспитанника по Коломенской семинарии Митрополиту Филарету.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Резолюция на консисторском определении о разрешении священнослужения бывшему священнику, находившемуся в запрещении около семи лет: «Строитель доносил еще в прошедшем году. Как вел себя священник в нынешнем – неизвестно» (Резолюции. Т. 4. С. 153–154. 9362). Резолюция на консисторском определении об освобождении пономаря от суда по делу о похищении святого антиминса: «Священник на пономаря не прямое подозрение, а некоторое сомнение изъявил не без основания и не без всяких признаков неблагонамеренности: потому что пономарь был под судом и в поведении не одобрен. Посему священника в сем виновным не почитать» (Резолюции. Т. 4. С. 154. 9363). Письмо действительному статскому советнику А. И. Красовскому: «По воле его светлости, наместника в Царстве Польском, генерал-фельдмаршала князя Ивана Федоровича Варшавскаго (графа Паскевича-Эриванскаго), препровожденный ко мне экземпляр изданной в Варшаве в нынешнем году Истории первобытной христианской церкви у Славян 90 , мною от в[ашего] п[ревосходительст]ва получен. Книга примечательная по отношению к восточной церкви и к истории Славенских племен» (ДЧ. 1879. Ч. 2. 8. С. 461–462). Письмо E. В. Новосильцевой: «Преосвященный Киевский просил было позволения остаться на зиму в Киеве; и сие дозволено ему; однако он передумал и на сих днях ожидается в Петербурге. Я этому рад, и для сотрудничества в делах, и для торжественных служений, потому что мои слова скудны и здоровье непостоянно» (Письма. 1911. С. 210). 22 ноября. Резолюция на прошении запрещенного иеродиакона Белопесоцкого Троицкого монастыря с жалобой на Строителя, который не дает ему денег на одежду и не платит за переплет книг: «Строитель поступает справедливо, что не дает одежды тому, кто имеет ее, а также и за переплет книг платить не следует, ибо за дела послушания братии платы не дается. Прошение сие обнаруживает в просьбе расположение, монашеству несвойственное» (Резолюции. Т. 4. С. 154–155. 9364). Резолюция на выписке из журнала конференции Московской духовной академии с представлением отчета о сочинениях духовных книг за октябрь 1840 года: «Раскольники, к смущению единоверцев, указывают, что в какой-то недавно вышедшей книге двуперстное сложение названо вражескою прелестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

С раннего утра до позднего вечера для городских и деревенских монашествующих были открыты двери дома его, и никогда, никому из них не отказывал он в приеме их на исповедь. Как дети к отцу, так и они к нему шли со своими недоумениями и скорбями. И всякая скорбь их переносилась им как бы личная – так близко воспринимал он к сердцу их беды. И наоборот, они легко переносили свои скорби, ибо в них был посвящен он. Они чувствовали его отеческое отношение к ним, знали его любовь и заботу о монашествующем чине и не боялись его, чувствуя в нем истинного монаха, которому близки и понятны их нужды и нестроения. Посещая существовавшие в его епархии монастыри, он пользовался всяким случаем, чтобы возгревать и укреплять истинно монашеский дух смирения и покорности воле Божией. В женском монастыре «Отрада и Утешение» (Добрынинском) он впервые ввел составленную послушницей этого монастыря Марией и одобренную высшей церковной властью службу всенощного бдения чудотворной местно-чтимой иконе Божией МАТЕРИ «Отрада и Утешение», посетив обитель эту в дни празднования чудотворной иконы (21 июня 1928 г. и 21 января 1929 г.). Особенно торжественно справлял Владыка в Никольском кафедральном соборе, к которому был приписан причт и прихожане закрытого в январе 1929 года Владычного женского монастыря, все престольные праздники этой обители и память всех святых, иконы коих почитались Владычной слободой – св. великомуч. Георгия, св. муч. Иоанна воина, св. праведного Филарета Милостивого. Он же восстановил почитание святыни этой обители, местно-чтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша». По его благословению был составлен сей иконе – одним серпуховским любителем рукописных акафистов – акафист, пока еще не получивший одобрения высшей церковной власти для церковного употребления. Посещение обителей: Белопесоцкого св. Троицкого мужского монастыря, Добрынинского женского монастыря «Отрада и Утешение», бывш. Высоцкого мужского монастыря в Серпухове и монашествующих бывшего женского Владычного монастыря – дало ему возможность, путем терпеливого опроса монашествующих этих монастырей, при неоднократном посещении их на дому, а также бесед с многими верующими города и окрестностей, собрать сведения о всех праведной жизни монашествующих этих монастырей и многих, проживавших около св. обителей блаженных, юродивых и боголюбцах вообще, и составить впоследствии их жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010