Почитаемой святыней Ступинского края является икона Божией Матери «Утоли моя печали». Один из приделов Троицкой церкви в Щапово посвящен этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Старинный список иконы «Утоли моя печали» из Троицкого Белопесоцкого монастыря прославился после 1871 года, когда Московскую губернию охватила эпидемия холеры. Священник Успенской церкви соседнего села Малино Василий Булгаков попросил монастырские власти вынести святыню из обители и пронести к селам Малино и Щапово. Масштабный крестный ход с иконой «Утоли моя печали» из Белопесоцкого монастыря в Малино – а это около 30 километров – в 1871 году стал началом ежегодной традиции, которая совершалась вплоть до революции. В память об избавлении от холеры в этих краях чудотворный образ носили по окрестным селам и деревням каждое лето от Троицына дня до Успения. В 1878 г. стараниями священника Алексия Богоявленского Троицкая церковь была утеплена, но в храме осталась сырость, причинявшая большой вред живописи и церковному имуществу. В 1884 г. в храм был назначен новый настоятель – священник Александр Величкин, который первым делом принялся за ремонт церкви. Его тщанием к 1888 г. была отреставрирована роспись, устроены новые полы, устроен придел святителя Николая Чудотворца. Работы велись на средства благотворителей и прихожан. По свидетельству учителя Щаповской земской школы С. Демокритова, «… храм наш из мрачного и ветхого превратился в благолепно украшенный, и стал не узнаваем». 9 июля 1888 г. состоялось освящение обновленной церкви Живоначальной Троицы 12 священниками во главе с благочинным священником храма Спаса Преображения села Бортниково Георгием Успенским. 4 января 1897 г. в ответ на прошение священника Александра Величкина было получено благословение епископа Калужского Нестора на перестройку и расширение церкви, а также возведение колокольни. 8 мая 1899 г. состоялась торжественная церемония закладки новой теплой церкви с двумя приделами. Спустя полтора года после начала строительных работ, стоимость которых составила 30 тысяч рублей, 19 ноября 1900 г. местным благочинным священником Иоанном Постниковым два вновь построенные алтаря были торжественно освящены в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святителя Николая. Благодарные прихожане преподнесли настоятелю икону Николая Чудотворца. По проекту архитектора Н.Д. Струкова была возведена новая колокольня, на которую подняли 120-пудовый колокол.

http://sobory.ru/article/?object=01033

Троицкий собор сильно постра­дал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кромка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане, монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору. В 1932 году от монастыря началось строительство железнодо­рожного моста. Возводившие его за­ключенные до окончания строитель­ства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которы­ми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конво­ем. Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вы­вели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, да­же порой жгли костры. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй поло­вине XX века вдоль монастырской сте­ны напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. 11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Белопесоцком монастыре городского исто­рико-культурного центра с гостинич­ным комплексом. Разрабо­тали обширную проектно-техническую документацию. В подклете храма предполагалось открыть видео­салон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В конце 1980-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 году возобновлен как женский. После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии. По материалам: http://svtbm.ru/ Комментарии и обсуждение Второй престол - Собора Пресвятой Богородицы

http://sobory.ru/article/?object=02638

В Писцовых книгах сказано: " По государеве цареве и великого князя Ивана Васильевича всея Руси грамоте отмежевано из Коломенского уезду вотчина Живоначальные Троицы Белопесотцкого монастыря полус. Воскресенского с сельцы и с деревнями, даныя кн. Ивана Лапина-Оболенского " . Иван Андреевич Лапин-Оболенский последовал примеру своего деда Петра Васильевича Оболенского - владельца соседнего села Старая Ситня. Тот незадолго до своей кончины в 1510 году, отдал Белопесоцкому монастырю " землицы своей ситенской " . Местные землевладельцы князь Пётр Васильевич Нагой, его сын Андрей Петрович (по прозвищу Лапа) и внук Иван Андреевич Лапин-Оболенский оставили значимый след в русской истории и ситенских окрестностях, в частности. Оболенские - разветвлённый и многочисленный княжеский род, происходивший от Черниговских князей, а именно от святого князя Михаила Черниговского. Его правнук Константин Юрьевич получил в удел калужский город Оболенск, от названия которого и образовалась эта знатная фамилия. Боярин и воевода Пётр Васильевич Оболенский считается основателем ветви рода Нагоевых-Оболенских (от прозвища Нагой). Он участвовал в 1469 году в неудачном походе на Казань, в 1476-1477 годах был под Новгородом, в 1492-1503 годах находился в посольстве, а затем и в походах в Литву. В 1500 году под начальством князя Даниила Щени он сражался в известной Ведрошской битве, закончившейся победой московского войска над литовским гетманом Острожским. Пётр Васильевич скончался в 1510 году. Его сын Андрей Петрович Лапа при нашествии Махмед-Гирея к Оке в 1521 году был одним из воевод в Тарусе. В 1529 году служил воеводой в Кашире, позднее находился среди воевод, отправленных с касимовским правителем Шахом-Али ханом в знаменитый поход на Казань. Из-за прозвища Лапа его часто называли также Оболенским-Лапиным. Владелец села Воскресенское на речке Ситне Иван Андреевич Оболенский-Лапин вошёл во многие книги и статьи, посвящённые периоду феодализма и проблемам местного самоуправления на Руси, благодаря показательному происшествию, которое случилось в 1535 году на землях тогдашнего Каширского уезда (а ныне Ступинского городского округа).

http://sobory.ru/article/?object=09255

Среди молившихся были настоятельница Введенского Владычнего женского монастыря г. Серпухова игумения Алексия (Петрова),  настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря г. Ступино игумения Агния (Сударикова), настоятельница Серафимо-Знаменского скита с. Битягово, Домодедовского района игумения Иннокентия (Попова), учащиеся Кадетской школы г. Люберцы, учащиеся воскресных школ и гимназий Подольской епархии. Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Московской митрополии под управлением священника Сергия Голева и солисты хора духовенства Екатеринбургской митрополии .  Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил клирика Патриаршего подворья храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке диакона Михаила Зуева в сан пресвитера.   Проповедь перед причастием произнес иерей Георгий Харин, клирик кафедрального собора Святой Троицы города Подольска Московской области, доцент кафедры теологии Московского педагогического государственного университета.   По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочитал молитву у мощей святителя Филиппа.  Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .  От лица духовенства и мирян Подольской епархии к Святейшему Владыке со словами благодарности за радость совместной молитвы обратился архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, пожелавший Его Святейшеству доброго здравия и неоскудевающей Божией помощи в Первосвятительском служении.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/5998202.ht...

Ступино. Троицкий Белопесоцкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца под колокольней. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1551 - 1575. В 1794 колокольня надстроена двумя ярусами. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь Координаты: 54.8545, 38.1511 Проезд: От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. Ступино и перед пл. Акри необходимы переезды через ж-д пути Павелецкого направления. Сохраняя юго-восточное направление, от поворота с М4 до монастыря 17 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Предположительно, строительство монастырской крепости началось еще при преподобном Владимире Белопесоцком, основателе обители. По крайней мере, уже XVI веком датиру­ется возведение самой мощной части монастырских укреплений — восточ­ной стены и надвратной Никольской церкви, служившей дозорной башней. В ней обнаружены фортификационные элементы: ниши для сбрасывания за­щитных решеток-герсов, бойницы подошвенного боя, единственный проезд, имеющий коленчатую форму. Именно о Никольской церкви над проездными воротами Павел Алеппский, сопро­вождавший в середине XVII века Пат­риарха Антиохийского Макария в его поездке по России и составивший за­метки об этом путешествии, писал, что она напоминает башню «с высоким ку­полом и навесами вокруг». Согласно описи обители 1627-1629 годов, в мо­настыре было пять башен с бойница­ми, каменная колокольня и стена, на которой стояли одиннадцать пушек и двадцать пищалей. Древние каменные стены с течением времени ветшали и разрушались. Их восстановление было предпринято И.И. и М.И. Раевскими в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=05728

Первой своей обязанностью о. Симеон счел устройство церкви. Все иноки отправляли службу — утреню, часы, вечерню и монашеские правила в часовне, а для присутствия при литургии и принятия Св. Тайн они должны были ходить всякий раз в Петропавловский монастырь. Для старых и больных, особенно при распутице, это было крайне неудобно. Наконец, в 1721 году, по прошению Петропавловского архимандрита Питирима, в ведении которого находились эти пустынные иноки, им разрешено было в месте их поселения поставить церковь. В память того Предтеченского Белопесоцкого монастыря, из которого они вышли, они пожелали освятить этот храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь строили недолго, и через год она была освящена. К освящению храма царица Евдокия Феодоровна (Лопухина, первая супруга императора Петра I) пожертвовала обители иконы Пресвятой Троицы, Владимирскую — Богоматери, и всехвального Иоанна Предтечи. Но вскоре начальство Петропавловской пустыни стало относиться к Белобережской крайне враждебно. Новоустроявшаяся пустынь вызывала к себе сочувствие усердных к вере людей, и у нее образовывались уже мало-помалу некоторые средства к обеспечению нужд братии. Между тем иноки Петропавловского монастыря, выставляя ее положение в самом бедственном виде, стали усиленно хлопотать об ее упразднении. Об этом подано было прошение в Москву, откуда велено было по этому предмету произвести допрос. Эти обстоятельства были чрезвычайно прискорбны для Белобережской братии, и в 1724 г. о. Серапион отправился в Москву. Его целью было, чтоб Белобережская пустынь была признана самостоятельной и независимой от Петропавловской. Но это ходатайство не было удовлетворено духовным приказом, вероятно, потому, что Белобережская братья поселилась на земле Петропавловского монастыря, и к этому же монастырю была приписана и Белопесоцкая пустынь, из которой они вышли. Успех своему делу о. Серапион сумел сыскать в Петербурге, в св. Синоде, в который он перенес свое ходатайство. Возвращаясь в пустынь, он принес икону, с 1831 г. прославленную чудотворениями и теперь составляющую главную святыню обители, для которой воздвигнут величественный пятиглавый храм. То была икона Богоматери, именуемая «Троеручица». По преданию, при выносе иконы из Москвы, ее, как бы в предзнаменование ожидавшей ее славы, провожали колокольным звоном.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Ступино. Троицкий Белопесоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1498. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь Координаты: 54.85445, 38.150979 Проезд: От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в горо ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. Ступино и перед пл. Акри необходимы переезды через ж-д пути Павелецкого направления. Сохраняя юго-восточное направление, от поворота с М4 до монастыря 17 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Белопесоцкий монастырь, 3 класса, общежительный, при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском уезде, на берегу реки Оки, против города Каширы. Основан в конце XV века игуменом Владимиром. В монастыре находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 августа эта святая икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей святая икона начала пользоваться с 1871 года, когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника отца Василия Булгакова, была взята в село Малино, Коломенского уезда (в 25 верстах от монастыря), где по принесении святой иконы прекратилась холера и куда с того времени святая икона ежегодна приносится к 1 августа и остается до 7 августа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан в XV в. Весь XVI в. он служил пограничной крепостью, защищавший от татарских набегов. Каменное строительство развернулось во второй половине XVI в. В 1564 г. был заложен Торицкий собор, а к 1578 г. все здания, кроме келий и двух стан крепости, были каменными. В 1629 г. ограда была деревянной на каменном основании, с 5 боевыми башнями. С 1681 по 1698 гг., когда монастырь был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, был перестроен собор, возведены каменные стены и башни. В 1699 г. указом Петра I монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, с 1764 по 1800  гг. вновь находился в ведении коломенских архиепископов. В советское время монастырь был закрыт, сейчас возрождается. Существующий архитектурный ансамбль включает памятники XVI-XIX вв.

http://sobory.ru/article/?object=05725

Крупных соборов в эпоху первых Романовых в Подмосковье строили мало. Единственным примером может служить 5-главый 4-столпный Успенский собор в Коломне (1672-1682) с отдельно стоящей шатровой колокольней (1692), невысокой, но одной из самых массивных для своего времени. Характерной чертой эпохи является попытка трансформировать древний тип 6-столпного собора в центрическую постройку: снаружи фасады делятся на 4 прясла, как у 6-столпного собора, но внутри 4-столпное пространство организовано т. о., что все 5 куполов освещают интерьер, а главный купол сдвинут от амвона к центру. Архаичен для своего времени 5-главый 2-столпный Вознесенский собор в Давидовой пуст. в с. Нов. Быт Чеховского р-на (1676-1682) с 2-этажной крытой папертью и изначально 2 симметричными приделами с боков (сев. придел разобран, на его месте к собору асимметрично примыкает Никольская ц., 1804). Иногда для соборного строительства применялся бесстолпный тип. Симметричным планом отличается собор Св. Троицы Белопесоцкого монастыря (посл. четв. XVII в.), где 5-главый бесстолпный четверик с позакомарным покрытием и 3-лопастным алтарем окружен с 3 сторон 2-этажным гульбищем на аркадах. Лаконична форма бесстолпного 5-главого Никольского собора в Зарайске (1681, заказ царя Феодора Алексеевича). Архитектура небольших городских и сельских храмов этого периода ориентировалась на крупные 5-главые столпные соборы, интерпретируя их формы в декоративном смысле: над бесстолпным четвериком с горкой кокошников возводилось ложное пятиглавие (чаще все главки были глухими, иногда лишь центральная открывалась в интерьер, реже все 5 делали световыми). Такой тип храмов стал доминирующим, реже строились одноглавые бесстолпные церкви. Для построек, связанных с аристократическим заказом, были характерны сложные многообъемные симметричные композиции с приделами по бокам главного храма. Такой тип развивал композиционные принципы предшествующей, годуновской эпохи, напр., Благовещенская ц. в Павловской Слободе Истринского р-на (1661-1662, мастер Андрей Моисеев, заказчик боярин Б. И. Морозов). Бесстолпный храм с горкой кокошников и декоративным пятиглавием имеет с запада трапезную, что придает объему продольную направленность. С 3 сторон храм и трапезная окружены 2-этажной галереей на аркадах, а с востока к выступающей 3-частной апсиде храма примыкают 2 миниатюрных одноглавых придела-палатки.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 1470 г. угличский кн. Андрей Васильевич установил сюзеренитет над Саввиным Сторожевским мон-рем, а в следующем году его брат дмитровский кн. Юрий Васильевич выдал грамоту Троице-Сергиеву мон-рю на приписной монастырь Троицы в Березниках, провозгласив подсудность игумена князю. Подобным образом поступил Иоанн III в февр. 1473 г. В 1478/79 г. в юрисдикции вел. князя находились московские Спасский, Симонов и подмосковный Николо-Угрешский монастыри. В 1492 г. Иоанн III в грамотах Троице-Сергиеву монастырю на земли в Угличском и Можайском уездах и в г. Бежецкий Верх установил свою судебную власть над обителью. Рузский кн. Иван Борисович установил свою юрисдикцию по отношению к архимандриту Симонова монастыря при выдаче грамот в Рузском у. в 1498 и 1502 гг. В нояб. 1498 г. бывший казанский хан Мухаммед-Эмин выдал грамоту каширскому Троицкому Белопесоцкому мон-рю, в которой установил свою судебную власть над обителью. Вел. кн. Василий III Иоаннович в авг. 1501 г. выдал грамоту Троице-Сергиеву монастырю на владение в Кашине и провозгласил в ней подсудность игумена себе ( Каштанов. 1990. С. 151-159, 161). Стоглавый Собор восстановил подсудность духовенства архиерею (в Москве и в Митрополичьей обл.- митрополиту), за исключением душегубства и разбоя, установил подсудность населения монастырских вотчин настоятелю мон-ря, фактически сохранив внутривотчинный суд, от участия в архиерейском суде были отстранены митрополичьи бояре ( Емченко. 2000. С. 358-361 (главы 67, 68)). По наблюдению Каштанова, вскоре после этого в подтверждение выданных ранее монастырям (в т. ч. и московским) несудимых грамот, как правило, включалось изменение, провозглашавшее подсудность их настоятелей митрополиту, а приказчика - царю или его боярину. Впрочем, 3 уголовных преступления - разбой, душегубство и татьба с поличным - находились в компетенции светского суда ( Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 130-133). На Стоглавом Соборе было высказано недовольство судом десятинников в отношении клириков ( Емченко.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

http://pravenc.ru/text/159098.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010