«С игуменством дается благодать – помощь Божия чувствуется во всем, и понимаешь, что Господь Сам все управляет…» Игумения Магдалина (Чекулаева) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Никитский женский монастырь в Кашире пережил свое второе рождение совсем недавно. 9 июля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об открытии обители и назначении на должность настоятельницы монахини Магдалины (Чекулаевой). Первый раз монастырь был образован на этом месте в 1884 году. Этому событию в течение четырех десятилетий предшествовала деятельность женской общины, окормляемой Оптинскими старцами и иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Бесславным «достижением» советского времени стало устройство в процветавшей Никитской обители чулочно-носочной фабрики и превращение в руины ее главного храма – Спасо-Преображенского собора. С 2016 года Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь проводил в монастырском комплексе масштабные реставрационные работы; в 2018-м они были практически завершены. В недавнюю годовщину начала игуменского послушания матушки Магдалины «Монастырский вестник» попросил настоятельницу рассказать о своем пути в монашество, о сегодняшней жизни, заботах и радостях обители. Корреспондентом портала на этот раз выступил протоиерей и известный православный журналист отец Михаил Дудко. Матушка Магдалина, как у любого нового предприятия, у молодого монастыря и у его руководительницы наверняка есть немало трудностей. С какими заботами Вы столкнулись в начале игуменского пути, как решаете насущные проблемы обители? По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Благотворительным фондом по восстановлению порушенных святынь Московской епархии при содействии губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева в короткий срок были проведены масштабные реставрационные работы храмового комплекса Никитского монастыря, подготовлены условия для богослужений, молитвы. Год назад, при открытии монастыря место проживания сестер было обустроено, однако нелегко было сразу наладить быт. Сестринскую заботу о нас проявила игумения Агния (Сударикова), настоятельница соседнего Троицкого Белопесоцкого монастыря, укрепила мудрым советом, молитвой. Администрация Каширы с готовностью нас поддерживает. Активно подключились и каширяне, которые очень ждали открытия монастыря, поэтому горячо откликнулись: помогали и на кухне, и в уборке храмов…

http://pravoslavie.ru/133663.html

И это великое слово не скажет ли там по праву и основатель известной Белобережской пустыни, схимонах Симеон? Вот краткие сведения о жизни этого подвижника, достаточные, однако, думается, чтоб вызывать к нему искреннее сочувствие. Старец Симеон был сын священника Тульского уезда села Архангельского. Родился он в 1672 году и во св. крещении назван Симеоном. Смерть отца его оставила его малолетним, и для воспитания его взял к себе священник Тульской Успенской церкви Яков Федоров. Здесь местный дьячок обучил его чтению, письму. У этого священника Симеон прожил до совершеннолетия. Уже в возрасте 35-ти лет он женился на вдове Марье Павловой. Поступок этот представляется мало понятным, так как через полгода Симеон уж оставляет жену и начинает странствовать по русским святыням. Вскоре он основался в Николаевском Одрине монастыре, что близ города Карачева Орловской губернии. Здесь постригли его в рясофор с именем Серафима. Недолго побыв здесь, он перешел в Предтеченскую Полбину пустынь (в 9 верстах от г. Брянска Орловской губернии), где его постригли в мантию с именем Серапиона. Отсюда удалился он на уединенное жительство в Брянских лесах. Леса эти представляли тогда из себя в полном смысле слова то, что называется дремучими лесами. Среди этих лесов, в урочище Полбине, на берегах реки Снежита, которым, по белому цвету их, так подходить имя белых берегов , с 1706 г. уединилось несколько монахов из находившегося у города Брянска (где теперь зарецкая слобода) Белопесоцкого Предтеченского монастыря. Понудило их к этому то обстоятельство, что монастырь их, по указу императора Петра I, подлежал преобразованию. Его монахов вместе с монахинями Воскресенского девичьего Брянского монастыря предписано было перевести в Брянский мужской Петропавловский монастырь. Находя совершенно неудобным такое, хоть бы временное, смешение двух монастырей, мужского и женского — большая часть братии удалилась в одну дачу Петропавловского монастыря, лежавшую в 12 верстах от города, в Брянских лесах. К этим-то инокам и присоединился о. Серапион, который сперва подвизался в этой местности уединенно, а затем был избран отшельниками строителем новой, образованной их общежитием, пустыни.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

После обеда в этот день выезжал я из пустыни для обзора некоторых близь лежащих церквей, как то, в селах: Легтищеве и Талеже и в сельце Нерастанном – имении полковника Аркадия Илар. Беклемишева. 3-го ч. после ранней литургии оставил я Давидову пустынь. По пути к Белопесоцкому монастырю осмотрены были мною церкви в селах: Семеновском-Отраде, Ивановском, Хатуни, Киясовке и Ситне. Семеновское-Отрада – богатое и красивое по местоположению имение графа Орлова-Давыдова. В нем две церкви и два училища мужское и женское. В училищах с усердием и успехом занимаются преподаванием Закона Божия местные священники; я с утешением слушал бойкие и разумные ответы по этому предмету мальчиков и девочек. В церкви села Ситни видел я замечательную по древности икону Нерукотворенного Образа Спасителя, 1680 г. Там же в ризнице хранился вне описи деревянный потир века —264— 1865 г. В 5 часов пополудни приехал я в Белопесоцкий монастырь по глубокому сыпучему песку. Троицкий Белопесоцкий монастырь основан в конце XV в. и расположен на левом берегу реки Оки, против г. Каширы Тульской губернии. В нем две церкви, братии очень немного, но и те большею частию эпитимисты, т.е. высланные сюда из разных монастырей епархии за нравственные недостатки. Выслушав с вечера всенощную в настоятельских келлиях, на другой день, 4-го ч., я совершил соборне литургию при довольном стечении богомольцев не только из окрестных селений Московской епархии, но и из соседнего города Каширы. После обеда меня приглашали посетить г. Каширу, но я не мог на это решиться, потому что в то время не было дозволено архиереям, без особого разрешения, шагу делать за пределы епархий; и только в октябре того же 1865 г. епархиальным архиереям дозволено отлучаться из своей епархии по уважительным причинам, на срок не долее 8-ми дней, не испрашивая разрешения, но каждый раз донося Св. Синоду во известие, с объяснением причин отлучки. Вместо г. Каширы я посетил два соседних селения: Середнее и Старую Каширу. В Середнем, осмотрев церковь , я зашел в богадельню, в которой содержатся несколько старух на счет помещицы Е.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К кон. 1939 г. Бобров стал настоятелем одного из двух незакрытых в Киеве храмов - Вознесенской ц. на Байковом кладбище. 15 дек. 1924 г. на территории Киево-Печерской лавры была зарегистрирована обновленческая община, которой были переданы 15 храмов обители. В ее уставе говорилось, что община «имеет целью объединить граждан православного исповедания синодальной ориентации, живущих в гор. Киеве и его предместьях» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2. Д. 605. Л. 5). 17 дек. 1924 г. «митрополит» Иннокентий выступил с воззванием к монашествующим К. е., в котором отмечалось: «15 декабря, после соответствующей подготовки, главная святыня Украины Киево-Печерская лавра перешла в мое ведение; в скором времени за нею последуют и прочие обители, как несколько ранее уже перешли Покровская и Флоровская. Таким образом, вы один за другим уходите из своих храмов, в которых привыкли молиться, лишаетесь своих келий. (…) Лично я никоим образом не могу признать себя причиной такого явления. (…) Всякий здравомыслящий человек согласится, что если я по праву Киевского митрополита считаю себя обязанным иметь в своем ведении все храмы и обители Киевской епархии и вывести их из состояния анархии и избавить от произвола безответственных лиц, то делаю это вполне правильно и законно… Итак, братья и сестры, перестаньте упорствовать, оставьте в сторону вашу политическую игру и покажите, что вам дороги ваши обители; не смущайтесь переходом их в мое ведение и оставайтесь на своих местах» (ГА Черкасской обл. Ф. Р-314. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-1 об.). На призыв митрополита откликнулась лишь небольшая часть братии Киево-Печерской лавры, в основном те, кто находился под влиянием бывш. блюстителя Дальних Пещер архим. Михаила (Чалого). Значительную группу обновленческой монашеской общины Киево-Печерской лавры составили насельники закрытых монастырей др. епархий, в т. ч. архимандриты Киприан (Носов) (бывш. ризничий Белопесоцкого мон-ря Тульской губ.), Кирилл (Парафейник) (бывш. иеромонах Бахчисарайского Успенского мон-ря Таврической епархии); игумены Сергий (Зубрицкий) (бывш.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЯГАНОВ РАФАИЛ СЕРГЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Рафаил Яганов Рафаил Сергеевич Яганов ( 1935 - 2017 ), протоиерей , настоятель Никольского храма села Еганово Ступинского района Московской области Родился 3 сентября 1935 года в городе Краснодаре . В 1958 году окончил историко-филологический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета по специальности " филолог, учитель русского языка и литературы " . По окончании университета трудился на предприятиях Ростовской области, занимался журналистикой. 8 сентября 1972 года женился. С 1974 года работал на реставрации архитектурных памятников и церквей, в частности, на территории Московского Кремля. В 1983 - 1989 годах пел на клиросе в Вознесенского храма села Речицы Раменского района Московской области. 4 декабря 1989 года рукоположен в сан диакона епископом Ижевским и Удмуртским Палладием (Шимановым) в Троицком соборе города Ижевска . 24 июня 1990 года рукоположен в сан священника тем же архиереем в том же храме. 11 июля 1990 года назначен настоятелем Покровского храма села Июльское Воткинского района Удмуртии. 1 октября 1990 года переведен в клир Успенского храма города Ижевска , где прослужил до 28 сентября 1992 года. 27 ноября 1992 года был принят в клир Московскую епархию и назначен в штат Тихвинского храма города Ступино Московской области с поручением пастырского попечения и руководства восстановительными работами Троицкого Белопесоцкого женского монастыря . 14 декабря 1993 года был назначен клириком этого же монастыря. 1 марта 1995 года назначен настоятелем Никольского храма села Еганово , который полностью восстановил из руин. В 2001 году возведен в сан протоиерея . В 2004 году окончил Коломенскую духовную семинарию . Состоял членом Союза журналистов России и активно занимался литературным творчеством. Является автором поэтических сборников, книг и рассказов. Был добрым и искренне любящим пастырем, за что снискал любовь и уважение своих многочисленных духовных чад и духовенства Малинского благочиния .

http://drevo-info.ru/articles/13677310.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Утоли Моя Печали Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Образ Богородицы " УТОЛИ БОЛЕЗНИ " . Вторая половина XIXb. Представленная икона – достаточно редко встречающийся образ, почитавшийся как целительный. Композиционно схожий с иконой «Утоли моя печали», этот извод получил название, основанное на поэтической строке молитвы: " Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли " . Файл 12628.jpg:   Размер: 667x800, 0.53 MPix, 403 Kb. Дата: 2011-05-25, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (331) , (19) . Описание: Икона в окладе " Утоли болезни " . ТЕХНИКА, МАТЕРИАЛЫ: Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера, творёное серебро и золото. Оклад-серебро, чеканка, гравировка. Оклад сборный - средник и венец Марии подлинные, басма - подбор из элементов XVIIb., венец Христа - новодел. РАЗМЕР: 36Х30,5. РЕГИОН: Провинция, возможно район Вологды. ДАТИРОВКА: Середина XVIIIb. Интересно, что на ризе выдавленно неверное название " Блаженное Чрево " . Файл 12631.jpg:   Размер: 858x1000, 0.86 MPix, 223 Kb. Дата: 2011-05-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (229) , (13) . Описание: УТОЛИ БОЛЕЗНИ с приписными свв. Ириной и Евдокией Россия, юго-западные регионы, втор. пол. XIX в. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. 22x136x31 см. Частное собрание Файл 12632.jpg:   Размер: 1155x1328, 1.53 MPix, 329 Kb. Дата: 2011-05-25, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (302) , (20) . Описание: Икона Божией Матери, именуемая " Утоли моя печали " Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в велико[...]

http://pravicon.com/icon-341-photo

Троицко-Белопесоцкого, близ г. Каширы, монастыря ризничий иеромонах Евтихиан являлся (в 1861 или 1862 г.) к Его высокопреосвященству со св. антиминсом, за ветхостью неудобным к употреблению. Владыка велел на столе раскрыть антиминс. Надевая с этой целью эпитрахиль с поручами, ризничий не знал куда девать снятый с головы клобук свой: владыка собственноручно положил его на тот же стол. А как св. антиминс, вынутый из коробки, завернут был в бумагу, он сказал: «следовало бы завернуть в илитон (шелковый плат); а хотя эта бумага и белая, она делается из поношенных (холстяных) одежд и со святыней несообразна». Затем разрешил: ветхий антиминс сдать в кафедральную ризницу и взять новый. Известно, что крещение у несториан совершается правильно, и есть у них таинство миропомазания; поэтому, на основании 5-го правила шестого вселенского Константинопольского собора, к православию несторияне присоединяются не через миропомазание (как лютеране, реформаты, раскольники, рожденные и крещенные в расколе, и вообще лица, не получившие этого таинства от законного священства), а с одним только отрицанием своей ереси. Но был такой случай: искавший присоединения несториянин не знал наверное, был ли он миропомазан, и священник, которому надлежало присоединять его, опасался, в виду неповторяемости миропомазания, совершить над ним, без архиерейского разрешения, это таинство. Митрополит сказал священнику: «лучше дважды (преподать, или принять таинство), чем ни однажды», и велел к православной Церкви присоединить иноверца через миропомазание. + Владыка спросил молодого, родственного священника: сколько у него на первой неделе великого поста было исповедников? – 400 человек. – «Ты один исповедовал»? Священник, смешавшись, отвечал: «один ». – «Если так, возразил владыка, то тебя надо отдать под суд: ты, значит, на каждого употреблял не более минуты, а между ними могли быть и такие, которые давно не говели». Тот поправился, сказав, что ему иеромонах помогал. Священник донес, что один из бывших у него на исповеди 20 лет не говел, и потому сомнительно: может ли такой быть удостоен приобщения св. Таин? Владыка, выслушав, начал ходить по комнате и, подумав, сказал: «Экой ты, братец! Не допустишь, он и 21 год останется без причастия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В Троице-Сергиевой лавре состоялось очередное заседание Синодальной богослужебной комиссии 28 ноября 2019 г. 15:37 28 ноября 2019 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось очередное пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии . В рабочей встрече принял участие член Комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк . Митрополит Константин сообщил членам Комиссии о заседании Священного Синода, состоявшемся 29 октября, на котором утверждены молитвословия, представленные Комиссией: тропарь и кондак священноисповеднику Иоанну Оленевскому (Калинину); тропарь, кондак и молитва священномученику Константину Ростовскому (Верецкому); тропарь, кондак и молитва священномученику Иоанну Державину; тропарь, кондак и молитва священномученику Михаилу Рыбину. Комиссия рассмотрела вопрос о целесообразности переиздания текста Триодей в редакции «Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Синоде» (1907-1917) и сочла возможным научное переиздание этого текста. На заседании были рассмотрены и одобрены тексты служб преподобным Варлааму и Гедеону Серпуховским, священномученику Петру Полянскому, преподобному Владимиру Белопесоцкому, а также тропари и кондаки преподобномученику Никону Беляеву, священномученику Феодосию, епископу Коломенскому и Бронницкому, священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому, священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому, священномученику Константину Некрасову, священномученику Николаю Попову. Одобренные тексты направлены на утверждение Священного Синода. Были рассмотрены замечания, присланные на ранее одобренные службы преподобному Поликарпу Брянскому, преподобному Паисию Святогорцу, Пресвятой Богородице «Всецарица», преподобному Мисаилу Абалкскому, преподобномученицам Анне и Матроне Алексиевским, а также официальные и частные письма, поступившие в адрес Комиссии. Синодальная богослужебная комиссия /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5538643.ht...

Согласно писцовым книгам, к XVII веку в Белопесоцком монастыре существовала теплая каменная Сергиевская церковь с трапезной. Историки предполагают, что она могла являться одним из древнейших храмов Руси, освященных во имя преподобного Сергия. Когда и кем именно она была возведена, неизвестно. Однако, учитывая особенное благоволение Ивана Грозного к Белопесоцкой обители, заметно укрепившей свое материальное поло­жение именно в эпоху его правления, и принимая во внимание строительство первого каменного (неотапливаемого) монастырского храма в 1569 году, мож­но предположить, что строительство теплого трапезного храма состоялось тогда же и соответствовало единой архитектурной программе. В описи 1753 года каменная Сергиевская цер­ковь упоминается как крытая тесом. К началу XIX века этот храм совер­шенно обветшал. В 1802 году, по бла­гословению митрополита Московско­го Платона (Левшина), старая церковь была разобрана, а на ее месте, с сохра­нением древних белокаменных подва­лов, в 1804 году построена новая, о чем свидетельствует дошедший до наших дней мемориальным знак — каменная доска с выбитым памятным текстом. Новый храм, спроектированный в стиле классицизма, с купольной ро­тондой, как и старый, являлся теплым. В 1833 году к нему добавили два но­вых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. При строителе иеромонахе Гедеоне (впоследствии ставшем архимандритом Иосифо-Волоколамской обители) по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) церковь преподобного Сер­гия Радонежского отреставрировали и заново освятили (в 1852 г.). В пору освящения храма строителем монасты­ря уже являлся иеромонах Максим. Сергиевский храм, как и Троицкий собор, сильно пострадал во время на­воднения 1908 года. Вода залила его, поднявшись выше престола на 70 сан­тиметров. День преставления преподобного Сергия Радонежского был для Белопесоцкого монастыря престольным и отмечался с особой торжественностью. Тогда Сергиевская церковь преображалась. Вспоминает очевидец: «В слободе 8 октября отме­чается престольный праздник Сергиев день. После богослужения в монасты­ре священник со служителями храма и иконой Божией Матери обходили каж­дый дом слободы с молебном и водо­святием, а дети в это время с радостью сообщали о торжественной встрече этого шествия».

http://sobory.ru/article/?object=05727

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил Спасский собор в подмосковном Спасо-Влахернском женском монастыре 24 апреля 2014 г. 18:27 22 апреля 2014 года, во вторник Светлой седмицы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения собора в честь образа Спаса Нерукотворного Спасо-Влахернского женского монастыря села Деденево Дмитровского района и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман, благочинный монастырей Московской епархии; благочинный церквей Дмитровского округа протоиерей Афанасий Чорногуз, а также отцы благочинные, настоятели мужских монастырей Московской областной епархии и духовенство Дмитровского и Рогачевского благочиний. За богослужением молились игумении подмосковных женских монастырей: Спасо-Влахернского Александра (Балабанова), Введенского Владычнего в Серпухове Алексия (Петрова) и Свято-Троицкого Белопесоцкого в г. Ступино Агния (Сударикова). По завершении Божественной литургии и пасхального крестного хода митрополит Ювеналий обратился к верующим. Владыка митрополит передал в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского, выполненную древней техникой лицевого шитья, а также вручил высокие Патриаршие награды семье Тягачевых, благотворителей обители. Также митрополичьи награды получили активные труженики и участники восстановления Спасского собора. История Спасо-Влахернского женского монастыря насчитывает чуть более 150 лет, и берет свое начало с дворян Головиных, и принадлежащих их роду святынь, в особенности, чудотворной иконы Божией Матери «Влахернская». Василий Петрович Головин приобрел село Деденево в 1687 году. С этого времени в течение 230 лет поселок принадлежал старшей Спасо-Влахернской (Новоспасской-Деденевской) ветви рода Головиных. В их имении был возведен большой храм в честь Спаса Нерукотворного, сначала деревянный — в 1711 году, а через сто лет на его месте отстроили каменный собор. В последующие годы он постепенно расширялся, достраивались новые приделы и по прошествии времени в Спасском соборе уже размещалось десять престолов. Здесь были собраны редкие святыни, принадлежащие Головиным. К числу храмовых реликвий относились: барельефное изображение Спасителя в Терновом Венце (Беленький Спаситель); часть древа Креста Господня и часть Ризы Господней; привезенная из города Бари (Италия) янтарная икона святителя Николая (подарок княгини Анны Петровны Лопухиной); множество ковчегов с частичками святых мощей; по преданию некоторые иконы были письма Андрея Рублева, в их числе икона Спаса Нерукотворного, икона Божией Матери «Смоленская», икона Божией Матери «Владимирская». Из всех имеющихся у себя особо чтимых святынь дворяне выделяли Влахернскую икону Богородицы. Уезжая на зиму в Москву, Головины забирали икону с собой — в крестовую палату своего московского дома.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010