Основателем Троицкой обители на «Белых песках» был игумен Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир был родом из Новгорода, до избрания монашеского пути нес военную службу. Краевед И. П. Солонкин предполагал, что до пострига он мог быть знатоком в строительстве фортификационных сооружений. В 1470-е годы игумен пришел в окрестности Каширы, и основал монастырь рядом с переправой на берегу Оки, которая связывала Москву, Коломну и Серпухов. В 1498 году каширский правитель Магмед-Амин пожаловал игумену Владимиру и Троицкому Белопесоцкому монастырю земли, пашни и лес, расположенные на территории современного города Ступино. Вероятно, деревня Средняя появилась в этих монастырских владениях с 1510-х годов. Игумен Владимир скончался в 1520-х годах и был погребен в Троицком соборе Белопесоцкого монастыря. В упоминавшихся писцовых книгах сказано: «Да у Троицы ж под папертью придел, что лежит начальник и строитель старец Володимер». Вскоре после кончины преподобного Владимира деревянные постройки монастыря были уничтожены крымскими татарами. В середине XVII века деревянные стены и башни были заменены каменными. Архидиакон Павел Алеппский во время путешествия в Москву в свите антиохийского патриарха Макария в середине XVII столетия посещал Троицкую обитель на Оке. Монастырь в то время уже был выстроен из камня и кирпича. Над святыми вратами была устроена высокая как башня Никольская церковь, а главный Троицкий собор, окруженный каменными галереями, венчали три купола с позолоченными крестами. Издавна в Белопесоцкой обители существовала и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Эта церковь, как и общее посвящение обители Живоначальной Троице, указывала на духовную связь между Белопесоцким монастырем на Оке и Троицкой обителью на горе Маковец – в Сергиевом Посаде. Об этой связи сложено немало легенд. Согласно одной из легенд, благоверный князь Дмитрий Донской в 1380 году дал обет Богу поставить церковь вблизи переправы через Оку в случае победы над Мамаем. Можно предположить, что именно церковь в селе Среднем могла стать напоминанием об этом предании и обете святого князя. Первый храм на этом месте был посвящен великомученику Димитрию Солунскому – небесному покровителю Дмитрия Донского. В новой каменной церкви Тихвинской Божией Матери в селе Среднем, построенной в 1819 году на средства поручика Василия Григорьевича Карпова и купца Михея Федоровича Бобкова, в память о прежнем храме был устроен придел Димитрия Солунского. Возможно, по этому приделу Тихвинскую церковь продолжали называть Дмитриевской и дальше. Именно так ее называл Н. Волков в статье о Серпуховском уезде (часть Ступинского района ранее относилась к Серпухову) 1849 года: «У Белопесоцкого село Среднее с церковию во имя Св. Димитрия Солунского – по сторонам Серединного-Оврага».

http://sobory.ru/article/?object=08222

Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены. В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш». В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы. В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение. Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белопесоцкий_м...

До ближайшей церкви в селе Малино было довольно-таки далековато, по сей причине жители села Щапово подали прошение на возведение в селе каменного храма. Разрешение было получено, и ныне существующая кирпичная церковь во имя Пресвятой Троицы была построена на средства владельца села, князя Семёна Фёдоровича Волконского и торжественно освящена в 1765-м году. По мере разрастания села и усиления его значения, возникла необходимость пристроить к основному храму, тёплую трапезную с пределами во имя Святителя Николая Мирликийского и второй предел был пристроен во имя, глубоко почитаемой в тех краях, иконы Божьей Матери «Утоли моя печали». «По сложившейся традиции, с 1871-го года, после крестного хода, совершенного из Белопесоцкого Свято-Троицкого монастыря по окрестностям села Малино, где свирепствовала холера, по принесении Святой иконы Божьей Матери «Утоли Моя Печали» холера прекратилась и с того времени Крестные ходы с Чудотворной иконой совершались ежегодно с 1-го августа по 7-е августа». Эта чудотворная икона до «переворота» 1917 гада находилась в Москве, в церкви Святителя Николая, что на Пупышках. Полагают, что она была принесена в Москву во времена Алексея Михайловича, казаками. В 1760-м году эта Икона явилась в сонном видении одной неизлечимо больной женщине, знатного происхождения, жившей вдали от Москвы. И в видении ей было сказано, чтобы страдалица была привезена в Москву к иконе Божьей Матери в церкви на Пупышках. Когда, уже будучи в Москве в означенной церкви, она не нашла явленной ей в видении Святой Иконы, то местный священник , услышав об этом, приказал принести с колокольни, хранившиеся там, древни иконы. Среди них оказалась и виденная в видении женщиной, икона «Утоли Моя Печали» – женщина сразу же узнала Её. После совершённого пред этой иконой молебна, болящая приложилась к Святому Образу и сразу же получила исцеление. Чудо это совершилось 25-го января 1760-го года. Аминь. Помимо трапезной, с выше означенными пределами, построили, так же, изящную трехъярусную колокольню, с возведённой над третьим ярусом, шатровой крышей с арками переходящими как бы в закомары и слухами по сторонам света. На строительство всего этого чуда ушло всего лишь четыре года – начав строительство в 1896-м году, в 1900-м году храм был торжественно освящён, отражая своё великолепие, в рядом расположенном, огромном пруду. Лепота необычайная, особенно в солнечный день.

http://sobory.ru/article/?object=01033

Поднимаясь все выше и выше в гору к Никитскому монастырю я, поистине, любовался разнообразными, восхитительными видами. Дорога в горе шла разными направлениями, и по временам открывался вид на противоположный берег реки, где на темном фоне соснового бора выделялся заштатный, Троицкий, Белопесоцкий мужской монастырь, очень древний, современник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По преданию, в Белопесоцком монастыре была келья, или лучше сказать, куща преп. Сергия, в коей он отдыхал, проходя от времени до времени по Московскому берегу Оки, посещая обители, устроенные его учениками. Некоторые из них процветают и доселе, как-то: в Серпухове – Высоцкий мужской и Владычный женский; также в Коломне – Голутвин монастырь, в коем сохраняется посох преподобного Сергия. Но многие из тогда бывших монастырей или сгорели, или упразднены и только сохранились местные, устные предания о них. Так, с парохода мне показывали на крутом берегу Оки деревню, под названием «Соколова Пустынь», в 7 верстах от Каширы; там была некогда Предтечева пустынь, в XVIII столетии сгоревшая до основания. Уцелевшая икона главы св. Иоанна Предтечи была перенесена в Белопесоцкий монастырь; туда же переселись и иноки. В настоящее время здесь и храма нет, лишь видна маленькая часовенка, да кругом ее несколько надгробных холмиков, напоминающих о далеком прошлом и почти забытом месте иноческой обители. Зато невдалеке от деревни в лесу, когда-то принадлежавшем пустынному монастырю св. Иоанна Предтечи, в недавнее время возникло целое учреждение, о котором будет сказано ниже, 5 а теперь вернемся к Белопесоцкой обители, попутно сказав о ней несколько слов. Пусть извинит меня читатель за мое частое уклонение от моей прямой цели – описания Никитского монастыря и моего первоначального знакомства с ним. В Белопесоцком монастыре хорошо видны были с парохода два каменных храма и колокольня. Мне передавали пассажиры, что один собор холодный во имя Св. Живоначальной Троицы, другой теплый во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В то время самостоятельно никто, даже благочестивый монах, не мог занять пустующее место. На основание обители требовалось получить разрешение со стороны владельца земли. При игумене Владимире были построены кельи и деревянный храм, освящённый, вероятно, во имя Святой Троицы. На вырубленных братией лесных участках селились выходцы из рязанских земель, к 1507 году вокруг монастыря появились починки... Обитель пользовалась поддержкой великих князей Ивана III и Василия III. Василий Иоаннович заменил выплату монастырской пошлины на оброк в 3 пуда мёда, а в 1522 году по ходатайству монастырского старца Феодосия Ковери (из бояр Ковериных) отменил и оброк. К концу XVI века Белопесоцкий монастырь стал важным оборонительным форпостом южных границ государства. При неоднократных опустошениях Каширы и других окрестных поселений крымскими татарами невстречаются свидетельства о разорении самого монастыря. Царь Иван IV в начале своего похода на Казань в 1552 году остановился в Белопесоцком монастыре, совершил молебен, сделав большой вклад в монастырь, около пятидесяти его насельников присоединились к войску, движущемуся на Казань. Белопесоцкий монастырь быстро и уверенно развивался и укреплял своё положение. Видимо, уже вскоре после основания, он был осмыслен как серьёзный опорный пункт в защите южных рубежей страны. Исследование, возможно, древнейшей из сохранившихся построек обители - Никольской церкви под колокольней - показало, что она изначально задумывалась одновременно и как сторожевая башня, созданная по всем правилам фортификации. О монастыре как крепости свидетельствует и опись обители, проведённая в 1627-1629 годах. Согласно описи, на монастырских стенах было размещено одиннадцать пушек и двадцать пищалей. При случае монастырь мог постоять за себя. Но страдали окружающие земли - разорения монастырских вотчин подрывали основы иноческого хозяйства. Огромный урон хозяйственному положению белопесоцкого братства нанесла Смута начала XVII века. Но река времени продолжала своё течение, всё возвращалось на круги своя.

http://sobory.ru/article/?object=05725

На кафедре Н. активно занимался вотчинными делами: заботился о новооснованных деревнях в своих вотчинах, внимательно следил за состоянием оброчных объектов кафедры. С 1681 по 1700 г. тянулся спор между Н. и властями Троице-Сергиева мон-ря о принадлежности Белопесоцкого во имя Святой Троицы монастыря под Каширой, переданного по грамоте царя Феодора Алексеевича в Коломенскую епархию . В 1700 г. царь Петр I передал мон-рь Троице-Сергиеву мон-рю. В нач. XVIII в. Коломенская епархия стала терять земли: вотчины коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря были переданы во владение гр. Б. П. Шереметева (известно, что последний бывал у Н. и вложил в коломенский Успенский собор свою походную Владимирскую икону Божией Матери). В период архиерейства Н. в Коломне велось большое строительство. В 1682 г. был расширен Успенский собор, при нем была построена каменная колокольня, для к-рой был отлит большой колокол. В 80-х гг. XVII в. выполнена роспись перестроенного кафедрального собора. Был построен каменный архиерейский двор. Конец архиерейства Н. омрачился сильным голодом в Коломне 1703-1704 гг. Во время бедствия Н. щедро распоряжался запасами кафедры для спасения жителей. В 1704 г. коломенский архиерейский дом лишился доходов с ряда оброчных объектов ( Маевский. 2004. С. 124). Н. был похоронен в коломенском Успенском соборе на правой стороне. В XX в. была утрачена надгробная плита Н. с выбитой на ней историей его жизни ( Волков Н. Н. Описание Коломенского у. Московской губ.//Край родной Коломенский: Сб. мат-лов. Коломна, 1995. С. 10). Соч.: Подлинные сказки кирилловского архим. Никиты//Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. 92б. С. 337-338. Ист.:Дворцовые разряды. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 577; ААЭ. Т. 4. 140. С. 189-190; 170. С. 222; 193. С. 246-247; 224. С. 309-310; 247. С. 343; 254. С. 357-358; ДАИ. Т. 10. 15. С. 39; Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и о житии свят. Никона патр. Московскаго и всея России. М., 1871; Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. 91-93. С. 334-340; 99-100. С. 365-378; ОДБМЮ. 1899. Т. 11. 639.VI; 1910. Т. 16. 872.I, 892.I, 898.I, 1163, 1190.I, 1498.II, 1542. I; 1912. Т. 17. 1810.I; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря, 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Не ранее 1447 г. территория К. е., по предположению И. М. Покровского, «успела перейти за Оку и расширилась за счет земель старой Чернигово-Северской области», что стало следствием заключения в 1483 г. московско-рязанского договора. В нач. XVII в. «все пространство от Упы, Осетра до Протвы состояло в Коломенской епархии» ( Покровский. 1897. С. 214-215). В 1622 г. к К. е. от Рязанской епархии были присоединены города Тула, Алексин (в 1625 отмечен как относящийся к Патриаршей обл.), Венёв (Городенск), Дедилов, Епифань и Гремячий. Территория К. е. в юж. части охватывала верховья Оки с городами Орлом и Кромами. События Смутного времени не миновали Коломну. В 1604 г. на борьбу с Лжедмитрием I были мобилизованы дети боярские владычных дворов и монастырские слуги. Согласно «росписи», в войско было привлечено 11 детей боярских Коломенского епископа, монастырские слуги Голутвина (7 чел.) и Белопесоцкого (7 чел.) монастырей (Боярские списки посл. четв. XVI - нач. XVII в. и роспись рус. войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 89). На Соборе 1606 г., созванном из представителей духовенства и бояр для благословения брака Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, Коломенский еп. Иосиф вместе с Казанским митр. сщмч. Ермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрестить Марину. Лжедмитрий ответил репрессиями: митр. Ермоген и еп. Иосиф были высланы в свои епархии. В 1608 г. отряд А. Лисовского-Яновича захватил Коломну, разорил город и увел в плен еп. Иосифа. Наряду с др. пленными архиерей был вскоре освобожден под Москвой войсками царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1610 г. еп. Иосиф не смог помешать присяге жителей Коломны Лжедмитрию II . В 1-й пол. XVII в., после окончания Смуты, был перестроен архиерейский двор в Коломне. О его сооружениях можно судить по частично сохранившимся зданиям в составе более поздних построек коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря и по описанию архидиак. Павла Алеппского , к-рый сопровождал Антиохийского патриарха Макария III , находившегося в Коломне осенью 1654 - зимой 1655 г.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

П. скончался в глубокой старости, прожив 112 лет. Каган высказывала сомнения по поводу свидетельства Жития: «Этот возраст Павла сложился по расчетам автора Ж[ития] из следующих цифр - 50 лет Павел жил в разных монастырях и пустынях, 40 лет в Павло-Обнорском монастыре и 22 лет постригся… получается, что до официального учреждения он (Павлов Обнорский монастырь.- И. Ш.) существовал 25 лет» ( Каган. 1988. С. 314). Перед смертью старец дал ученикам последние наставления о соблюдении монастырского устава. П. был причислен к лику святых на Соборе 1547 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 100), первым из основателей мон-рей в юж. части Вологодского у. Его святость была засвидетельствована многочисленными исцелениями. Фиксировать чудеса начали, судя по всему, при игум. Иларионе, в 1-й трети (?) XVI в. Ко времени настоятельства последнего относится 1-е чудо - о разбойниках, пытавшихся ограбить мон-рь. Подойдя ночью к воротам обители, они обнаружили перед собой пропасть «с исходящим огнем». Предприняв 2-ю попытку, разбойники увидели вооруженное войско, охранявшее мон-рь. В 3-й раз сама обитель показалась им окруженной огнем, после чего они пришли с покаянием к игумену. Чудеса святого повествуют об исцелениях больных и бесноватых, содержат рассказы о наказании монахов, нарушивших монастырский устав, и людей, не верующих в святость П. В Чуде 17 рассказывается об излечении игумена каширского Белопесоцкого во имя Святой Троицы монастыря Симона, уроженца Кубенской вол. (время его настоятельства в справочнике П. М. Строева не указано). Наиболее интересны чудеса 20-26 из Пространной редакции. По мнению А. В. Пигина, с большой вероятностью они были добавлены игум. Протасием. Чудо 20 рассказывает о нападении на Павлов Обнорский мон-рь казанских татар в янв. 1538 г. (ПСРЛ. Т. 26. С. 324). За 4 дня до этого трагического события престарелый монах Ефрем, пребывавший в безмолвии в своей келье 70 лет, увидел во сне святого П. Он предсказал монаху разорение обители и мученическую кончину 3 иноков ( Шамина И. Н. Дионисий, Ефрем, Герасим Исаакий//ПЭ. Т. 15. С. 340-341). Чудо 21 продолжает этот рассказ. В нем повествуется о служителе Иоанне, встретившем татар по пути в мон-рь. Раздев и ранив несчастного трудника, они бросили его замерзать на снегу. Иоанну явился П. и помог добраться до обители.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873, с. Никольское Нижнедевицкого у. Воронежской губ. (ныне Староникольское Хохольского р-на Воронежской обл.) - 2.08.1930, Воронеж), прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из семьи крестьян. Окончил сельскую школу. Был послушником в Белопесоцком во имя Святой Троицы монастыре , а с 6 июля 1915 г.- в Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни Серпуховского у. Московской губ. 17 сент. 1915 г. пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. Впоследствии рукоположен во иерея. С 1926 г. служил священником в храме в Богучарском у. Воронежской губ. В нояб. 1929 г. вернулся в с. Староникольское и поселился в доме сестры; зарабатывал на жизнь портняжничеством. По др. сведениям, нек-рое время был в Акатове во имя свт. Алексия мон-ре в Воронеже, служил в храме с. Семидесятного Гремяченского р-на Центральночерноземной обл. (ныне Хохольского р-на Воронежской обл.). 2 февр. 1930 г. К. был арестован. Вместе с братией Алексиевского монастыря проходил по делу Козловского еп. Алексия (Буя) . Был заключен в воронежскую тюрьму. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. По постановлению Коллегии ОГПУ от 28 июля того же года приговорен к расстрелу. Был казнен на окраине Воронежа вместе с другими осужденными: преподобномучениками архим. Тихоном (Кречковым) и иером. Георгием (Пожаровым) , священномучениками протоиереями Иоанном Стеблиным-Каменским и Александром Архангельским , священниками Сергием Гортинским , Феодором Яковлевым , Георгием Никитиным , мучениками Ефимом Гребенщиковым , Петром Вязниковым и мирянином Марком Тымчишиным. Прославлен юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. под именем Косма, это имя долгое время считалось данным ему при постриге. Арх.: УФСБ РФ по Воронежской обл. Д. П-18205, П-24705. Лит.: Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-х гг.: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя)//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 139; Дамаскин. Кн. 4. С. 287.

http://pravenc.ru/text/2458787.html

По правую сторону от святых врат обители находится великолепное трехэтажное здание. В нем помещаются ризница, библиотека, больница с богадельней и несколько келий. За рекой Нерской, где прежде находилась Успенская церковь , теперь существует церковно-приходская второклассная школа с общежитием. Управляет монастырем игумен. Проезд в Гуслицкую обитель до станции «Куровской» и до платформы Запонорье Московско-Казанской железной дороги, отстоящих от монастыря в 1 версте. Почтовая станция – Ильинский погост – в 11 верстах от обители. Староголутвин монастырь близ Коломны. Общежительная Староголутвина обитель находится в 4 верстах от города Коломны. Расположен монастырь при слиянии рек Москвы и Оки. Возникновение обители относят ко времени княжения Димитрия Донского, который устроил эту обитель по совету тогдашнего светильника благочестия на Руси – прп. Сергия Радонежского. Строителем монастыря был ученик этого преподобного, монах, а впоследствии игумен, Григорий. В обители три каменных храма: во имя прп. Сергия, во имя Богоявления Господня и в честь Введения Богоматери во храм. В Староголутвином монастыре находится древний местночтимый образ прп. Сергия и посох его, оставленный строителю обители Григорию. Ежегодно в обители совершается два торжественных крестных хода: 25 сентября вокруг монастырских стен и в четверг перед Троицыным днем в город Коломину. При этом крестном ходе церковное шествие обходит правую сторону города, а при возвращении в обитель, в день Св. Духа, левую его сторону. При Староголутвином монастыре существуют церковно-приходская школа и богадельня для престарелых иноков. Управляет обителью игумен. Проезд в монастырь до станции «Голутвин» Московско-Казанской жел. дороги, отстоящей от обители в 2 верстах. Троицкий Белопесоцкий монастырь в Серпуховском уезде. Белопесоцкая общежительная обитель находится в 48 верстах от своего уездного города, при слободе Белопесоцкой. Монастырь расположен на левом берегу реки Оки, при впадении в нее реки Кремеченки. Основана Белопесоцкая обитель в конце XV в. игуменом Владимиром. В конце XVII века этот монастырь состоял приписным к Коломенскому архиерейскому дому, а в 1700 году его приписали к Троице-Сергиевой лавре. Самостоятельным стал монастырь лишь с 1764 года. В обители один соборный храм во имя Живоначальной Троицы. Управляет монастырем игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010