Позже опубликованы «Медицинские беседы» в двух томах (более 1500 страниц), «О возрождении приходской жизни», «Что является основанием каждой науки», «Доблести русских воинов. Рассказы о подвигах солдат и офицеров в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.». В 1994 году создан телефильм о Владыке Серафиме из цикла «Чада светлой России». Варвара Васильевна выступала с докладами о митрополите Серафиме в Дворянском собрании, в храме Илии Обыденного, в монастырях: Спасо-Бородинском, Серафимо-Дивеевском, Белопесоцком, в Коломне и других местах. Миссионерское служение стало составной частью ее жизни еще с конца 80х годов. На протяжении нескольких лет на квартире Варвары Васильевны проводились православные вечера, в ее уютной синей гостиной с антикварной мебелью, самоваром на столе и с камушком преподобного Серафима, расписанным в живописной мастерской Саровского монастыря. Еженедельно по четвергам собирались здесь люди, приглашенные Варварой Васильевной, чтобы послушать лекции со слайдами старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи, экскурсовода Дома-музея ПД. Корина Вадима Валентиновича Нарциссова, беседы со священниками, церковное пение, магнитофонные записи проповедей отца Всеволода Шпиллера, чтение Варварой Васильевной «Четвертого волхва» Генри Ван-Дейка и многое другое. В последний год перед постригом проводились беседы о митрополите Серафиме. Просветительская деятельность Варвары Васильевны способствовала воцерковлению многих друзей и знакомых из среды интеллигенции. Варвара Васильевна никому не отказывала в общении, совете, помощи. Возила в монастырь великое множество записок на разные требы, а также различные посылки, которые были неподъемными даже для крепкого мужчины. Только помолившись преподобному Серафиму, матушка могла оторвать их от пола и вытащить из вагона в Арзамасе или в Йыхве. Умела общаться с молодежью, которая ценила ее прямоту, сердечность, сильный характер и чувство юмора. Одному юноше Варвара Васильевна в день Ангела подарила прекрасный альбом русских икон с чудесной надписью: «Дорогому Мите на добрую память… Когда тебе плохо, молись: «Боже, милостив буди мне грешному, во всей жизни моей, по исходе моем, по кончине моей не остави меня».

http://pravmir.ru/matushka-serafima-dokt...

Свою значительную помощь при строительстве храма оказал купец Зотик Федор Федорович и купец Шишлов Игнатий Васильевич. В 1900 году с разрешения Московской Духовной консистории была устроена церковная каменная ограда с элементами металлической ковки. В середине 1950-х гг. храм был закрыт, в 1960 г. в полном разорении возвращён верующим. За пять лет, прошедших после закрытия, были уничтожены иконостас и полы, разбиты купола, повреждены кресты. На богослужения собиралось не более 10 человек. В 1962 г. по требованию уполномоченного по делам религии в с. Воскресенки из с. Гребнево Щёлковского района был переведён о. Димитрий Скуцкий. С помощью Божией ему удалось восстановить храм, построить для причта два дома и новую церковную ограду. В настоящее время храм полностью реставрирован. http://stupinoblag.ru/blagochinie/church/29/ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Воскресенки городского округа Ступино находится неподалёку от железнодорожной станции Ситенка Павелецкого направления и отчётлива видна из окон проезжающих мимо электричек. Сохранившийся корпичный Покровский храм с Никольским и Ильинским приделами был построен во второй половине XIX столетия. Интересно, что до революции село относилось к Серпуховскому уезду Московской губернии и называлось несколько иначе - Ильинское-Воскресенское. Этот населённый пункт довольно древний. Есть сведения, что ещё в XVI веке сельцом Ильинским-Воскресенским владели князья Пётр и Андрей Петровичи Оболенские, а в середине того же столетия - Иван Петрович Оболенский по прозвищу Лапа. Церковный историк и священник Николай Скворцов (1861-1917) в работе, посвящённой утраченным храмам Серпуховского уезда, упоминал существовавшую до второй половины XVII века деревянную Никольскую церковь в Тишково Коневского стана Коломенского уезда. Часть этого села с церковью Николая Чудотворца на Ситне в 1578 году, согласно Писцовым книгам, принадлежала Никольскому греческому монастырю в Москве: " Николы чудотворца Старого, что на Москве: полсела Никольского на речке Ситенке, а на нем церковь Николы Чудотворца, древяна, клецки... " Тишково существует и сейчас, находится недалеко от платформы Ситенка по другую сторону железной дороги, в противоположную сторону от храма в селе Воскресенки. Церковь в Тишково после запустения в XVII века так и не возродилась, и впоследствии село стало деревней, относившейся к приходу Покровской церкви села Воскресенского. В середине XVI века князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский отдал две свои вотчины Тишково и Воскресенское Троицкому Белопесоцкому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=09255

Митрополит Ювеналий совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Брусенском монастыре г. Коломны 5 августа 2010 г. 11:43 4 августа 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Успенского Брусенского монастыря. Богослужение в этом храме было совершено впервые за 90 лет. Владыке сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Григорий (Клименко), духовенство Коломенского благочиния. За богослужением пел хор насельниц Ново-Голутвина женского монастыря, под управлением игумении Ксении (Зайцевой). В этот же день настоятельнице Успенского Брусенского монастыря игумении Анастасии (Печенкиной) исполнилось 70 лет. Поздравить матушку Анастасию в Коломну приехали настоятельница Введенского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова) и настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря монахиня Агния (Сударикова). За малым входом митрополит Ювеналий, отмечая усердные труды игумении Анастасии, вручил ей Патриаршую награду — крест с украшениями, а старшему священнику монастыря, духовнику Московской епархии, протоиерею Андрею Рогинцу — медаль «За усердное служение» III степени. За богослужением возносились сугубые прошения Господу о ниспослании дождя и помиловании людей, страдающих от зноя, засухи и пожаров. По окончании Литургии митрополит Ювеналий обратился к собравшимся в храме. Владыка, в частности, сказал: «Сегодня для Коломны, для Московской епархии знаменательный день — мы переступили порог Крестовоздвиженского собора этой святой обители, совершив здесь первую Божественную литургию после 1922 г. Мы благодарим Господа, что Он дает нам эти милости возрождения порушенных и поруганных святынь. Много требовалось усилий, средств, для того чтобы приблизить этот день.

http://patriarchia.ru/db/text/1239249.ht...

Архив Пн Патриарший наместник Московской епархии освятил Преображенский собор и Никитский храм в подмосковной Кашире 26 июня 2018 г. 12:36 24 июня 2018 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения Преображенского собора и Никитского храма в подмосковном городе Кашире и возглавил Божественную литургию в новоосвященном Преображенском соборе. Возрождение храмов бывшего Никитского монастыря осуществилось благодаря деятельности Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Патриаршему наместнику Московской епархии сослужили: епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховский Роман ; епископ Зарайский Константин ; епископ Луховицкий Петр ; секретарь Московского епархиального управления, председатель управляющего совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь протоиерей Михаил Егоров; директор Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский; благочинные церковных округов Московской епархии: Зарайского — протоиерей Петр Спиридонов, Балашихинского — протоиерей Димитрий Мурзюков, Раменского — игумен Никодим (Лунев), Химкинского — протоиерей Артемий Гранкин, Ступинского — протоиерей Евгений Ряполов, Домодедовского — протоиерей Владислав Гусар, Озерского — священник Евгений Кочетков, Каширского — священник Валерий Сосковец, Одинцовского — священник Игорь Нагайцев, Чеховского — священник Константин Александров; настоятель Гуслицкого монастыря игумен Серафим (Голованов); настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов); настоятель Преображенского собора Каширы иеромонах Александр (Волков), а также духовенство Московской областной епархии. За богослужением молились губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель председателя Правительства Московской области М.М. Кузнецов, заместитель председателя Московской областной думы Н.Ю. Чаплин, глава городского округа Кашира А.П. Спасский, глава Одинцовского района А.Р. Иванов, глава городского округа Химки Д.В. Волошин, настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумения Агния (Сударикова), а также прихожане, труженики, жертвователи храма и многочисленные паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/5227893.ht...

Так дружба отца Пимена и по смерти своего друга продолжала оказывать ему услуги, заботясь о благолепии его надгробного памятника. 117 Отец Пимен был посвящен в игумена 16 октября 1853 года. Из не общежительных старше его были: Агапит (Новоспасский; с 1829 года † 1880 года); архимандрит Гедеон (Иосиф-Волоколамский; с 1842 года, жив); архимандрит Евстафий (Симоновский; с 1850 года, жив). 118 Отец Сергий – Крестовый иеромонах Саввинского подворья, духовник отца Пимена, привезший икону от преосвященного Алексия, епископа Можайского (образ преподобных Сергия Радонежского и Саввы Старожевсжого), ныне отец Сергий, архимандрит, настоятель Дмитровского-Борисоглебского монастыря Московской епархии. 119 Это приветствие, написанное на особом листе и поднесенное отцу архимандриту Пимену, подписали все настоятели, именно: 1) Коломенского Троицкого Новоголутвинского монастыря архимандрит Сергий. 2) Вознесенской Давидовской пустыни архимандрит Иосиф. 3) Троицкого Белопесоцкого монастыря игумен Иоанникий. 4) Николаевского Пешношского монастыря игумен Дионисий. 5) Николаевской Берлюковской пустыни игумен Нил. 6) Староголутвина монастыря строитель иеромонах Варлаам. 7) Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря строитель иеромонах Иероним. 8) Екатерининской пустыни строитель иеромонах Арсений. 9) Коломенского Богородице-Рождественского Бобренева монастыря строитель иеромонах Каллист. 120 Речь, поднесенная отцу Пимену, была со следующими подписями: 1) казначей иеромонах Валентин; 2) ризничий иеромонах Вассиан; 3) духовник иеромонах Паисий; 4) иеромонах Досифей; 5) иеромонах Ираклий; 6) иеромонах Иларий; 7) иеродиакон Феодосий; 8) иеродиакон Аркадий; 9) монах Нифонт; 10) послушник Дмитрий Благово. 121 1) Архидиакона Лаврентия (10 августа, день рождения отца Пимена). 2) Преподобного Пимена Великого (27 августа, день тезоименитства). 3) Святителя Петра, митрополита Московского (24 августа, день прежнего тезоименитства). 4) Святителя Николая (в честь которого Угрешская обитель). 5) Преподобного Кирилла Новоезерского (4 февраля; в его обители отец Пимен полагал начало).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Соборник малой в полдесть московской печати 150-го году. Два Служебника в полдесть московской печати: один 193-го году, другой без летонаписания. Житие с чюдесы чюдотворца Николы в полдесть московской печати 202-го году. Два Ермология в полдесть московской печати 165-го и 181-го годов.   Выпись с писцовых книг Коломенского уезду писца Семена Усова да подьячего Ерасима Михайлова 136-го и 137-го годов на церковною николаевскою землю и сенные покосы (Л. 724) ис Помеснаго приказу за приписью дьяка Семена Иполитова 181-го году Даная коломенского архиепископа на церковную никицкою землю и на сенные покосы, что в Коломенском, за ево архиерейскою печатью и за приписью казначея ево иеромонаха Сергия. А иных никаких писем в той пустыне не явилось. А наличных денег в казне нет.   Медные посуды Котел, весу в нем десять фунтов. Противень да три сковоротки черных, весу в них деветь фунтов. Ендова, весу в ней четыре фунта три золотника. А болши того медной посуды, а оловянной ничего в той пустыне нет.   (Л. 724 об.) А что в том монастыре братии и служебников, и то писано ниже сего Строитель иеромонах Тихон, что в мире был на Кошире у церкви Петра митрополита поп Тимофей. Пострижен в Коширском уезде в Соколовой пустыне во 171-м году и был в той пустыне строителем тринатцеть лет. В Николаевской пустыне строителем шестой год. Иеромонах Аврамий, что был в мире Арефей Алексинскаго уезду села Архангельского, сказался церковнаго дьячка сын. Пострижен в той пустыне шестой год. Иеромонах Иосаф, что в мире был Ияков, сказался Коширского уезду села Малахова Николаевской церкви поп Ефремов. Пострижен в Белопесоцком монастыре в 206-м году. В Никольской пустыне живет 6 год. Иеродиякон Макарий, что в мире был Михаил, сказался Суздальского уезду Игнатьев села Щукова церкви Благовещения Богородицы дьячек. Пострижен в той пустыне в 206-м году. (Л. 725) Монах Ефимий, что в мире был Ефпл Тимофеев, сказался города Михайлова салдацкой службы. Пострижен в той пустыне в 202-м году. Монах Моисей, что в мире был Максим, вышеписанного Ефплов сын сказался. Пострижен в той же пустыне в 201-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: Исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012; Шамина И. Н. Архив Троицкого Белопесоцкого монастыря на рубеже XVII–XVIII в.//Комплексный подход в изучении Древней Руси . Сборник материалов Х международной научной конференции. Приложение к журналу «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». М., 2019. С. 232–233; Матисон А. В. «Писано в сих книгах ниже сего имянно по статьям». Опись архива Тверского архиерейского дома стольника Михаила Федоровича Пушкина. 1701–1702 гг.//Исторический архив. 2019. 3. С. 148–187; Матисон А. В. Описи документов монастырей Тверской епархии начала XVIII века//Российская генеалогия. 2022. 12. С. 106–114. Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь bXVI – начале XVIII в.: Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009; Матисон А. В. Архиерейские «поместные» и «оброчные» дети боярские Тверской епархии XVII–XVIII вв.//Российская история. 2021. 2. С. 28–40; Шамина И. Н. Социальный портрет монашествующих Коломенской епархии в конце XVII – начале XVIII в.//Традиционные и новаторские пути изучения социальной истории России XII–XX вв.: Сборник статей в честь Елены Николаевны Швейковской. М., 2021. С. 407–428. См., например: Булыгин И. А. Из истории крестьян вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в конце XVII – начале XVIII в.//Вопросы аграрной истории: материалы научной конференции. Вологда, 1968. С. 415–425; Соколова Н. В. Нижегородские вотчины Амвросиева Дудина монастыря в начале XVIII в. (землевладение, хозяйство, крестьяне, сельская община)//Исторический журнал: научные исследования. 2013. 6(18). С. 550–558; Соколова Н. В. Землевладение Амвросиева Дудина монастыря (XV–XVIII в.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2013 год: земледельцы и землевладельцы российской деревни конца XV – конца ХХ веков: экономическое, социальное и культурное развитие. М., 2014. С. 29–58; Адаменко О. Н. Демографические процессы в монастырских вотчинах Севера России в Х VII – начале XVIII в. (По архиву Спасо-Каменного монастыря)//Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2008. 9. С. 4–7; Башнин Н. В. Организация монастырского хозяйства в Вологодском крае (по монастырским описям конца XVI – первой половины XVIII в.)//Православие в судьбе Урала и России: история и повседневность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010. С. 113–115; Черкасова М. С. О вотчинных частях в монастырских описях XVI–XVIII вв.//Православие в судьбе Урала и России… С. 171–174; и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы игумения Магдалина (Чекулаева) представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца XVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине b XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы: игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го  по  1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев пять лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу. Настоятель Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители — Лужецкая и Бородинская — хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, — преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли — 38 святых — не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос составления Собора новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.

http://patriarchia.ru/db/text/6086179.ht...

В тот же день получил я письмо из Москвы от преосвящ. Игнатия, который писал мне от 2-го числа: «Вчера, 1-го июня утешен был я письмом Вашим, и благодарю за молитвенное о мне воспоминание – 28 мая 773 . В сей день, по обычаю, служил я в Давыдовой пустыне 774 , приехал туда накануне из Белопесоцкого монастыря 775 . Но на другой же день должен был поспешить восвояси так как, за болезнью Преосвящ. Никодима, должен был 30-го мая, в день рождения Петра 1-го, совершить закладку 1-й женской гимназии, близ Страстного монастыря. И экзамены теперь все на мне. Преосвященный Иоанн 776 , Ваш ученик, новый член Синодальной Конторы, поместился в Новоспасском, и мы вместе отпевали достопочтенного о. Агапита, а я служил литургию. Но едва ли Пр. Иоанну не придется переменить помещение, если в Новоспасский настоятелем будет назначен преосвященный, напр. член Конторы – Алексий 777 . Преемником о. Антония по Лавре будет Новоиерусалимский Архим. Леонид 778 , согласно представлению Священно-Архимандрита Лавры. Давно не вижу А. В. Краснопевкова. Виделся только на краткое время в Лавре после погребения Наместника. Родные сестры его хотели жить на даче в Петровском Разумовском. При случае спрошу. Церк.-Общ. Вестник известен своими постоянными нападками на святителей. Ваша статья в Епархиальных Ведомостях написана основательно и убедительно. Странно, что противник думает по своему усмотрению распоряжаться Учительным Известием. Скоро станет, пожалуй, вводить новый чин литургии. За намерение прислать ко мне оттиски усерднейше благодарю. Виллу Вашу желал бы я, и очень желал бы посмотреть. Но теперь я не только Можайский, но исправляю должность и Дмитровского 779 ». 6-го ч. писал мне из села Высочиновки А. Ф. Ковалевский: «Приношу Вам сердечную мою благодарность за присланную Вами книжицу Вашу по поводу статьи «Церковно-Общ. Вестника», и за ту святительскую ревность к защите установлений св. нашей Церкви, которая видится в труде Вашем, и в борьбе с атеистическим направлением, представителем которого является журнал под различными личинами ложно и совсем напрасно именующий себя «Церковно».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Богородицы монастыря близ дер. Левкиево Шаховского р-на (мощи - под руинами монастырского Успенского храма). В XVI в. прославились чудесами и благочестивой жизнью преподобные Владимир Белопесоцкий , основатель Троицкого Белопесоцкого мон-ря (мощи почивают под спудом в главном храме обители), Давид Серпуховской, основатель Вознесенской Давидовой пуст. (похоронен в главном храме обители). В XIX в. подвизался св. прав. Василий Павловопосадский (похоронен в павловопосадском Васильевском мон-ре). В храмах Московской обл. почивают мощи новомучеников и исповедников XX в.: сщмч. Константина Лебедева , Богородского (в Богоявленском соборе в Ногинске), священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова , Верейских (в Казанском храме в Реутове), прп. Рахили (в соборе Спасо-Бородинского мон-ря под спудом), священноисп. Феодосия (Ганицкого) , еп. Коломенского (в Старо-Голутвине мон-ре), преподобноисп. Параскевы (Матиешиной) (в Спасо-Влахернском жен. мон-ре). В Смоленском соборе московского Новодевичьего мон-ря находится чтимый список Смоленской иконы Божией Матери, у сев. стены алтаря Смоленского собора под спудом почивают мощи основательницы и 1-й игумении обители прп. Елены . Архиереи Епископы Сарайские (Сарские): Митрофан (1261-1269), еп. Переяславский и Сарайский (?), Феогност (1269 - упом. в 1291), еп. Переяславский и Сарайский, Исмаил (упом. в 1296-1313/14), Варсонофий (1313/14 - не позднее 1330), Софония (упом. в 1330-1334). Епископы Сарские и Подонские: Афанасий I (июнь 1334-1343), Исаак (30 окт. 1343 - не позднее 1356), Афанасий II (не ранее 1343 - не позднее 1356), Иоанн (1356 - не ранее 1377), Матфей I (1377 (?) - не позднее 1382), Савва (19 янв. 1382 - 9 июля 1403), Тимофей (22 июля 1404 - упом. 22 марта 1416), Иов (упом. в 1441), Вассиан (упом. в 1461 - 8 апр. 1466), Прохор (11 марта 1471 - дек. 1492), Силуан Грек (4 мая 1493 - кон. 1496), Евфимий (Подрез; 18 дек. 1496 - 12 июня 1499), Трифон (Дубина; 14 июля 1499-1507/08), Досифей (Забела; 23 янв. 1508 - 2 февр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010