Через некоторое время архимандрит Тихон был снова вызван на допрос. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Вино­вным себя в предъявленном мне обвинении не признаю». Преподобномученик Кирилл родился в 1873 году в селе Старо-Никольском Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Трофима Вязникова и в крещении был наре­чен Космой. Косма окончил сельскую школу и впоследствии под­визался в Троицком Белопесоцком монастыре и в Вознесенской Давидовой пустыни в Серпуховском уезде Московской губернии. 6 июля 1915 года в Вознесенской Давидовой пустыни он был определен в послушники, а 17 сентября того же года пострижен в монашество с именем Кирилл. С марта по август 1918 года он подвизался в Берлюковой пустыни, а затем – в Белопесоцком мо­настыре, где нес послушание на клиросе. 20 декабря 1918 года епископ Коломенский и Можайский Иоасаф (Каллистов) в Ермолаевской церкви на Садовой улице в Москве рукоположил мо­наха Кирилла во иеродиакона. Впоследствии он был рукополо­жен во иеромонаха. С 1926 года иеромонах Кирилл стал служить священником в храме в Богучарском районе Воронежской обла­сти. В ноябре 1929 года он переехал на родину в село Старо­-Никольское и поселился в доме сестры, зарабатывая на жизнь портняжничеством. 2 февраля 1930 года иеромонах Кирилл был арестован. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Я придерживаюсь монаше­ской жизни. Я как монах твердо исполняю монашеский устав. До гражданской власти я не касаюсь. Власть свое делает, а я свое. Проживая в своем селе, я кроме дома и церкви никуда не хо­дил, этому воспитал меня монастырь. Никаких знакомых я там не имел и ничем не интересовался, другой личной жизни у меня не было, я знал только свой дом и церковь, что меня удовлетворяло. Разговоров о гражданской жизни я ни с кем никогда не касался. Вот если кто-либо принесет сшить что-либо, я кроме цены, двух слов, ничего не говорил. Разговор с ними был лишь иногда, и то лишь исключительно о монастырской жизни. На организацию коллективов я смотрю так: если это нужно для государства, то их нужно создавать. У меня по этому вопросу с крестьянами никаких разговоров и бесед не было, я далек от всего этого, я привык к одинокой жизни».

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

52 В 1907 году больница была перенесена в другой корпус, а именно, где раньше была общая трапеза, а корпус больничный наняли живописчики своими работами. 54 В монастыре во всех рукодельных ведется такой порядок. Сестры летом работают в казну, а зимой в свою пользу, и принимают заказы также для себя. 56 С 1891 года была открыта в лесной даче школа грамоты для мальчиков и девочек вместе, переименованная затем в одно классную; в ней до сего времени было сделано 14 выпусков; мальчики получили льготные свидетельства. Обучается более 50 человек. 57 В деревне, называемой «Соколова Пустынь», отстоящей от скита в 1 ½ версты, показывают на крутой горе столб с крестом и кругом несколько могильных насыпей. Здесь, по местному преданию, был монастырь св. Иоанна Предтечи, именовавшийся Предтеченская пустынь. Лет 200 тому назад монастырь сгорел до основания, братия разошлась; уцелела лишь икона – изображение св. главы Иоанна Крестителя, которая теперь находится в Белопесоцком монастыре. Кругом лес на далеком пространстве принадлежал Предтечевой пустыне, а за упразднением ее, перешел в казну. Вот из этой-то лесной казенной дачи часть перешла Каширскому Никитскому монастырю. 58 Первые послушницы, поселившиеся в скиту, были Агриппина Полякова, Татьяна Симонова и Екатерина Налехова, из коих Полякова и Симонова пострижены в мантию с именами Тавифы и Анфисы, и доныне проживают в обители. Учительницу в монашестве назвали Леонидой. 60 Ближайшие по местному положению деревни: Соколова Пустынь, Сайгатово, Тутвино, Головлинка и Ступино. 61 Через реку Оку имение гг. Глебовых. Несколько раз приезжала в Скит Глебова с семьей; с ними был однажды Булыгин, бывший Московский губернатор. 62 Игумен Иоанникий долгое время прожил в Белопесоцком монастыре, в числе братии; потом ими избран был на настоятельство, обстроил и обновил монастырь и в 1887 году переведен был в Давидову пустынь, которую тоже снова привел в порядок и цветущее состояние. Отсюда был переведен в Задонск в 1896 году, где и скончался в 1903 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 11 (309) , (27) . в этом году (за прошлые годы с 2011-06-21) Происхождение изображения: Загружено 2011-06-21, анонимно. Описание: Икона Божией Матери, именуемая " Утоли моя печали " Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой " Утоли моя печали " , находятся во многих храмах Москвы и других городов. Список иконы Божией Матери, именуемой " Утоли моя печали " имелся и Белопесоцком монастыре. Точное происхождение иконы не известно, но в архивах имеются упоминания об этом образе. В 1933 году после закрытия и разорения Троицкого Белопесоцкого монастыря чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» была спасена верующими и передана в Тихвинский храм села Среднее. Ныне икона находится в храме Тихвинской Божей Матери села Среднее Ступинского района Московской области. В настоящий момент ведутся переговоры о возврате Святыни - Иконы Божей Матери " Утоли моя печали " Свято-Троицкому Белопесоцкому монастырю. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Утоли Моя Печали " .

http://pravicon.com/image-12827

46. Об осмотрительном принятии в монастыри. Государь Император, по представлении Его Императорскому Величеству на Высочайшее благоусмотрение определения Св. Синода по делу о соблазнительном происшествии, бывшем в Белопесоцком монастыре Московской епархии, изволит находить, что соблазн происходит от неосмотрительного принятия в монастырь послушников и от пострижения в монашество людей без достаточного испытания их в твердости обетов и потому Высочайше повелеть соизволил: подтвердить о непременном и строжайшем наблюдении повсеместно, чтобы в монашеское звание обоего пола принимались достаточно испытанные лица и не иначе, как по достижении узаконенных лет, под строгою ответственностью настоятелей и епархиальных начальств. По Высочайшему повелению. Апреля 23 дня 1841 года. 47. О мерах осторожности при принятии в монастыри в число послушников и послушниц и при пострижении их в монашество. Секретными указами Святейшая Синода, от 25-го апреля сего 1841 года, распубликованы по духовному ведомству последовавшие по делу о соблазнительном происшествии в Белопесоцком монастыре Московской епархии, Высочайшие Его Императорского Величества замечания, что соблазн происходит от неосмотрительного принятия в монастыри послушников и от пострижения в монашество людей без достаточного испытания их в твердости обетов, и повеление, чтобы в монашеское звание обоего пола принимать достаточно испытанные лица и не иначе, как по достижении узаконенных лет, под строгою ответственностью настоятелей и епархиальных начальств. Ныне Синодальный член, Преосвященный Филарет, Митрополит Московский, донес Святейшему Синоду, что, вследствие означенного указа, Московское епархиальное начальство сделало настоятелям и настоятельницам монастырей Московской епархии такое предписание, чтобы 1) они ходатайствовали, или изъявляли согласие на принятие в монастыри в число послушников или послушниц только о таких лицах, коих благоПравие, наклонность и благонадежность к монашескому образу жизни дознаны ими не только чрез отзывы сторонних людей и наблюдение монашествующих старцев и стариц, но и чрез личный их непосредственный надзор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В советский период церковь закрывалась на незначительное время, поэтому не подверглась разграблению и не пострадала. В 1929 году Казённова Анастасия Ивановна, член церковного совета, певчая левого хора ездила в Москву с прошением об открытии церкви и прошение было удовлетворено. Благодаря Казённовой Анастасии храм получил второе рождение и более не закрывался, и, по сути, являлся центром церковной жизни Ступинского и Каширского районов в советское время. В настоящее время в церкви ежедневно совершаются богослужения. http://stupinoblag.ru/blagochinie/church/34/ Церковь Тихвинской иконы Божией Матери находится в Ступино у платформы «Белопесоцкий» примерно в трех километрах от древней Троицкой Белопесоцкой обители. Раньше здесь находилось село Среднее, которое исторически относилось к числу монастырских владений. Издавна в Среднем существовала церковь великомученика Димитрия Солунского, а в 1819 году здесь была построена кирпичная церковь в классическом стиле, освященная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В советский период Троицкий монастырь был закрыт, а Тихвинский храм в Белопесоцком оставался действующим и избежал разорения. Одно из первых упоминаний о деревне Средней вблизи Троицкого монастыря, что «на Белых песках», находится в писцовых книгах XVI века в описании Турова стана Каширского уезда: «Да Троетцкие ж деревни: деревня Средняя, на Коровинском колодезе, а в ней во дворе слуга монастырский, во дв. Омельянко Торопов, во дв. Домашней Игумнов, во дв. поп, да 14 дворов крестьянских». Кроме Средней во владении Белопесоцкого монастыря были также слободка Ближняя, где жили рыболов, конюх, пивовар и прочие монастырские слуги, несколько пустошей и деревень, включая деревню Ступино, которая спустя почти пятьсот лет дала имя городу и району. Ф. В. Разумовский в работе «На берегах Оки» так описывал живописную округу Белопесоцкого: «Густой сосновый бор, на фоне которого монастырь виден с Оки и из Каширы, до сих пор сохранил в своем облике черты нетронутости и естественности. В его плотном массиве и сегодня сравнительно немного населенных мест В древности же здесь находилось лишь несколько маленьких монастырских деревень. Среди них была и деревня, а впоследствии село Среднее, в котором в 1819 году построили каменный классицистический храм; но и он, скрытый зеленым массивом, не виден с Оки».

http://sobory.ru/article/?object=08222

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимир Белопесоцкий, прп. - житие Вот уже более 500 лет на Ступинской земле существует тихая Свято-Троицкая обитель и, несмотря на свою незаметность, этот монастырь имеет очень интересную и древнюю историю. «Вся история существования Белопесоцкого монастыря служит примером того, как национальные твердыни силой Святого Духа укрепляли и укрепляют русский народ». 1 Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Игумена русской земли святого преподобного Сергия Радонежского. Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь». 3 Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев – известный русский писатель XIX века повествует: «По сказаниям иноков Белопесоцкого монастыря, что на берегу реки Оки и давнему преданию жителей города Каширы, святой Сергий Радонежский, пешеходствуя от Коломны к Серпухову, остановился отдохнуть и помолиться, и провёл там несколько времени. Это было недалеко от старой Каширы, где ныне село. Его молящегося, и место которое, как говорят, он благословил, подстерегли набожные любопытцы — и там, на песчаном берегу Оки, основалась обитель Белопесоцкая. Она стоит против новой Каширы…» 4 Однако, к сожалению, мы не можем с точностью сказать, что именно преподобный Сергий был первым строителем этой обители. Точная дата основания монастыря до сих пор неизвестна. Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря. Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском СпасоПреображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 – 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки.

http://pravicon.com/info-1990

Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в лике местночтимых святых Саранской епархии в 1999 и 2001 году соответственно были прославлены преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1719-1791) и праведный воин Феодор Ушаков (1745-1817), а в 2000 году в лике местночтимых святых Московской епархии был прославлен преподобный Пимен Угрешский (Мясников; 1810-1880). ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ:       4. Одобрить образец памятной юбилейной настольной медали. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумении Марии (Барановой) об освобождении ее от должности в связи с тяжелым заболеванием. ПОСТАНОВИЛИ: Игумению Марию (Баранову) освободить от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о деятельности Учебного комитета за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Отчет архимандрита Иоанна (Экономцева) , председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, о деятельности Отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева по итогам работы Синодального отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. Справка: Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII сопровождали митрополит Пилусийский Ириней, митрополит Карфагенский Хризостом, епископ Вавилонский Феофилакт, епископ Нилупольский Георгий, архимандрит Каллистрат (Иконному), диакон Нектарий Кондогеоргу. В Москве делегацию Александрийского Патриархата сопровождали епископ Егорьевский Марк , заместитель Председателя ОВЦС, и епископ Киринский Афанасий, Представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/425642.htm...

  ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступивших прошениях от настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря г. Коломны игумена Григория (Щелкунова) и настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря г. Ступино монахини Елеазары (Батаевой) об освобождении их от настоятельской должности по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Григория (Щелкунова) и монахиню Елеазару (Батаеву) от настоятельской должности. 2. Настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря г. Коломны назначить игумена Варлаама (Горбунова), настоятеля Крестовоздвиженской церкви г. Коломны. 3. Настоятельницей Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря г. Ступино назначить монахиню Введенского Владычнего женского монастыря г. Серпухова Агнию (Сударикову) с возложением наперсного креста — по должности.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принесении в г. Москву и епархии Русской Православной Церкви части честных мощей святого благоверного князя Александра Невского. Справка: По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия часть святых мощей святого благоверного князя Александра Невского была доставлена из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в г. Москву для поклонения верующих. 20 сентября, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, ковчег со святыней, сопровождаемой делегацией Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром был доставлен спецрейсом в столичный аэропорт «Внуково-3». В аэропорту святыню встречали епископ Дмитровский Александр , викарий Московской епархии , и представители духовенства московских храмов. В зале аэропорта было совершено молебное пение святому, после чего святыню доставили в Храм Христа Спасителя во время Всенощного Бдения. Богослужение в Храме Христа Спасителя совершал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении викариев Московской епархии архиепископа Истринского Арсения , архиепископа Орехово-Зуевского Алексия , епископов Красногорского Саввы , Дмитровского Александра, Егорьевского Марка и Люберецкого Вениамина , а также благочинных и членов Епархиального совета г. Москвы с сонмом духовенства города.

http://patriarchia.ru/db/text/307292.htm...

• святителя Алексия Московского трех степеней; • преподобного Серафима Саровского трех степеней; • орден Славы и Чести; • медаль преподобного Серафима Саровского первой и второй степени, одобрив представленные образцы. 4. Одобрить образец памятной юбилейной настольной медали. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумении Марии (Барановой) об освобождении ее от должности в связи с тяжелым заболеванием. ПОСТАНОВИЛИ: Игумению Марию (Баранову) освободить от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения, о деятельности Учебного Комитета за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить деятельность Учебного Комитета. СЛУШАЛИ: Отчет архимандрита Иоанна (Экономцева), Председателя отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, о деятельности Отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, протоиерея Владимира Силовьева, по итогам работы Синодального отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить работу Издательского Совета Русской Православной Церкви за 2003 год. СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. СПРАВКА: Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII сопровождали митрополит Пилусийский Ириней, митрополит Карфагенский Хризостом, епископ Вавилонский Феофилакт, епископ Нилупольский Георгий, архимандрит Каллистрат (Иконному), диакон Нектарий Кондогеоргу. В Москве делегацию Александрийского Патриархата сопровождали епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя ОВЦС, и епископ Киринский Афанасий, Представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

А в 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III (1505— 1533 гг.), прекрасно понимавший роль монастырей и лично духовных пастырей в жизни русских людей и всего государства, подчеркнуто почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле. Должное отношение первого лица в государстве к монастырям и духовным авторитетам, а также его личная искренняя преданность православным традициям способствовали расширению влияния духовных центров и учителей на русичей, оберегали их духовное и физическое здоровье, вели к укреплению Русского государства. Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей. Мощные каменные стены монастыря, военная техника, а также сильный дух, геройство и недюжинные военные навыки монахов и насельников монастыря делали его надежным форпостом Русского государства. В конце XVII в. Россия стала мощным и влиятельным государством, его границы удалились к югу, и военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой). Коломенские архиереи сильно сожалели о потере этого монастыря и упрашивали правителей вернуть им Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь вернулся к коломенским архиереям и был в их ведении в 1764—1800 гг., затем он стал, самостоятельным. Но он числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

http://azbyka.ru/palomnik/Белопесоцкий_м...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010