Берлюковская Николаевская пуст., зашт., в 20 в. от г. Богородска и в 15 в. от ж.-д. ст. Щелково, на бер. р. Вори. Учреждена в 1779 г. митр. Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606 – 1613 г. и получившего свое название оттого, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 г. в числе древних икон чудесно обретен здесь образ – лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При мон. школа. Белопесоцкий , 3 кл., общ., при сл. Белопесоцкой, в Серпуховском y., на бер. р. Оки, против г. Каширы. Основан в конце XV в. игуменом Владимиром. В мон. находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 авг. эта св. икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей св. икона начала пользоваться с 1871 г., когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника о Василия Булгакова, была взята в с. Малино, Коломенского уезда (в 25 в. от мон.) где по принесении св. иконы прекратилась холера и куда с того времени св. икона ежегодно приносится к 1 авг. и остается до 7 августа. Воскресенский Новый Иерусалим , ставропигиальный, 1 кл., Звенигородского y., при зашт. г. Воскресенске в 2½ в. от ж.-д. ст. Новый Иерусалим, в 45 в. от Москвы. Основан патр. Никоном по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова (см. ниже). Еще в 1657 г. патр. Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 г. он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение; но здание было окончено только в 1685 г., при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патр. Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалима есть собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма гроба Господня, возвышающегося слишком на 30 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839). В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря. Ист.: СУРП. 1884. 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

От г. Купреяновой я ничего не слыхал, а слышал сказку совсем другими путями, и притом не одним путем. Мне сказали, что петербургские вести доставил вам князь А. Б. Голицын. Сказав о Савватии, вы мне напомнили, что повествовавшие мне говорили: „кажется, Зосима». Приметно, что речь касалась до Савватия, но произошло сменение имен, которые часто вместе встречаются. Мой же помысл упадал было на Ф. Да дарует Бог , чтобы только доброе было истинно, а осматриваться между тем не худо. Что вы так крепко держитесь за Евгения? – Он сам причиною, что послан в Белопесоцкий; вы его берете, а там нет диакона и мне представляют для сего монаха, который пред сим лишен был комилавки. Скажите, надобно ли определить в Вифанию Евгения и почему? Герасима Антоновича благодарю за любовь. Совестно мне, что он меня утешает, а я не умею утешить его священником к кладбищенской церкви. День Девы да будет вам светел духовно и тих, о чем и для меня умолите Ее. Марта 23-го 1843. 365 Мир вам, о. наместник, и братии. Успенский собор надобно было с начала марта в ясные дни отворять: тогда воздух и при холоде смягчился бы. О Евгении я вас послушался. А о Н. рассудите, было ли бы вам приятно, если бы к вам его перевели, и притом не с замечанием, которое могло бы смирить его, а под именем исправного, и как будто напрасно огорчаемого переведением? Человеколюбиво ли и в отношении к начальнику, заставлять его бить не осужденных и чрез то быть предметом справедливого ропота и жалоб? Как всякого ближнего, так и белопесоцкого строителя, надобно любить, как самого себя. А я видел, как он плачет от подначальных. Не прогневайтесь и рассудите, правду ли я говорю. Мир Господень Марфе Герасимовне! Очень может быть, что самоумервщление и очищение образовали ей орган зрения лучше искусственных орудий дальнозрения. Марта 30-го 1843. 366 Прочитайте, о. наместник, препровождаемое письмо дворника и не умедлите сказать мне ваше мнение. Верить не хочется, но нет довольно убеждения в том, что это клевета. Дворник говорит, что говорит свечник, и что говорили еще прежде не в Петербурге. Если и клевета или преувеличение, но если дворник догадается обратиться к кому-нибудь в Петербурге, ищущие вины могут воспользоваться не к пользе. Кажется, не излишняя будет осторожность переменить эконома, или и обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 февраля 1721 года Указом Синодального казённого приказа было разрешено строительство в Пустыни деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Таким образом, было положено начало церковному строительству в Белобережской (тогда ещё Белопесоцкой) обители. Брянский Петропавловский монастырь, на землях которого находилась Белобережская пустынь, первоначально не препятствовал её становлению, но затем, вероятно увидев в ней конкурента, начал добиваться её закрытия, и в 1724 году пустынь была упразднена. Строитель пустыни отец Серапион (1672—1741), претерпев многочисленные гонения и страдания, сумел в конечном счёте добиться восстановления. Указом императрицы Екатерины I от 6 февраля 1727 года пустынь была восстановлена и Петропавловскому монастырю было указано вернуть её имущество и иноков. В последующие несколько десятилетий Белобережская пустынь находилась под строительским настоятельством. По учреждению 1764 года о монастырских штатах, Белобережская пустынь была предложена к упразднению. Но в 1766 году, по случаю истребления пожаром Яменской пустыни в соседнем Трубчевском уезде, Белобережская пустынь была оставлена на своём содержании. С 1770 по 1775 годы Белобережская пустынь была закрыта, но затем снова восстановлена на правах заштатного монастыря (не получавшего государственной поддержки). В 1777 году Пустынь была вновь лишена самостоятельности и приписана к Брянскому Петропавловскому монастырю. 14 февраля 1779 года Белобережская пустынь переходит в ведение Площанской пустыни. В 1780 году она была вновь упразднена, но стараниями братии и пожертвователей восстановлена и опять отдана во владение другого монастыря. Такая картина переводов пустыни от одного монастыря к другому рисуется до 1787 года, в котором по указу Орловской Консистории, от 20 марта, ей вновь было дано своё управление. При этом Брянскому духовному правлению было предписано как можно строже смотреть за пустынью и ежемесячно проводить её ревизии. Причиной такого строгого распоряжения стали слухи, будто бы эта пустынь принимает беглых, подозрительных, беспаспортных людей и скрывает их. Однако подтверждения этим слухам не нашлось.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

В духовных российских делах Арх. Мин. Иност. Дел среди документов деяний собора 1681–1682 г. по вопросу об открытии новых епархий сохранилась без хронологической даты несколько поврежденная «Роспись городам и монастырям, в котором граде быти епископом и в которых монастырях жити и что за теми монастырями крестьян и бобыльских дворов по переписным книгам 186 (1678) года». По этой росписи предполагалось открыть новые архиерейские кафедры – I, в области великого государя святейшего Иоахима, п. московского и всея России – на Костроме – жить архиерею в Ипатском (3643 крестьян. двора) или Богоявленском (961 дв.) монастыре, в Галиче быть архиерею, жить в Паисиевом монастыре (692 дв.), в Юрьевце-Повольском, в Макарьевском-Унженском монастыре.... (далее документ несколько поврежден)... Тут могли быть записаны епископии: Владимирская, Суздальская и некот. др., в Темникове... в Звенигороде, в Севске... – в Спасском монастыре, в Путивле – в Молчинском монастыре (114 дв.), в Вязьме – в Ивановском монастыре, в Белеве – в Спасо-Преображенском монастыре (200 дв.), на Кашире – в Троицком-Белопесоцком монастыре (191 дв.) и на Ливнах, всего 11–13 архиерейских кафедр. II, в области Корнилия, м. новгородского и великолуцкого к Городецке – в Николаевском Антониеве монастыре (539 дв.), на Олонце – в Александро-Свирском монастыре (201 дв.), на Двине и на Холмогорах – в Сийском монастыре (325 дв.), Пинегу, Кевроль и Пустое Озеро ведать ему, в Каргополе – в Крестном монастыре, что на Усть-Онеге реке (867 дв.); на Ладоге – в Тихвинском монастыре; в Кольском остроге – в Печенгском монастыре,– всего 6 кафедр. III, в области Иоасафа, м. казанского и болгарского – на Чебоксарах – в Троицком монастыре; в Симбирске – в Успенском монастыре; в Свияжске – в Богородицком монастыре; на Уфе – в Успенском монастыре; на Уржуме – в Троицком монастыре; на Осе – в Преображенском монастыре,– 6 кафедр. IV, в области Никифора, м. астраханского и угорского – на Тереке, монастыря нет; на Саратове – в Богородицком монастыре; на Царицыне – в Троицком монастыре – Самару из Казанской епархии приписать, на Черном Яру, на Красном Яру (5) 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В. Грамматин М.В. Созонов И. Миловский От корпорации Черкасского духовного училища: В. Креминский Корпорация духовного училища —54— Г) Пожертвования по подписным листам через настоятелей и настоятельниц монастырей Московской епархии. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Наместника Кафедрального Чудова монастыря, Архимандрита Арсения: От о. Наместника и братии монастыря Наместника Богоявленского монастыря, Иеромонаха Ипполита: От Московского Богоявленского монастыря Настоятеля Златоустого монастыря: От Златоустого монастыря Настоятеля Высоко-Петровского монастыря, Архимандрита Макария: Иеромонах Сергий Иеромонах Митрофан Иеромонах Мартирий Иеродиакон Александр Иеродиакон Пантелеймон Иеромонах Иоанн Иеродиакон Иоасаф Иеромонах N. N. Благочинного Епархиальных монастырей г. Москвы, настоятеля Знаменского монастыря, архимандрита Модеста: Архимандрит Модест с братией Казначея Даниловского монастыря, иеромонаха Геронтия: От Даниловского монастыря Иеромонах Феофан Иеромонах Кассиан Иеромонах Андрий —55— 7. Настоятеля Никольского Единоверческого монастыря, игумена Мины: От Никольского Единоверческого монастыря Настоятеля Ставропигиального Первоклассного Новоспасского монастыря, Архимандрита Макария: От Настоятеля и братии Настоятеля Сретенского монастыря, Архимандрита Афанасия: Архимандрит Афанасий И. д. Настоятеля Донского Ставропигиального монастыря, иеромонаха Александра: Настоятель, Архимандрит Иаков Наместн., Иеромонах Александр Иеромонах Антонин Иеромонах Иона Настоятеля Старо-Голутвина монастыря, Игумена Иоасафа: Настоятель, Игумен Иоасаф Настоятеля Никольского Угрешского монастыря, архимандрита Макария: Архимандрит Макарий Настоятеля Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, игумена Павла: Спасо-Преображенский монастырь Настоятеля Волоколамского Иосифова монастыря, Архимандрита Нифонта: Настоятель, Архимандрит Нифонт —56— 15. Благочинного Общежительных монастырей Московской епархии, Архимандрита Валентина: От настоятеля Вознесенской, Давыдовой пустыни, Архимандрита Валентина (на 1908 и 1909) От Белопесоцкого Троицкого монастыря Управляющего Ставропигиальным Заиконоспасским монастырем, Епископа Евфимия: Епископ Евфимий От казначея Екатерининской пустыни Наместника Саввино-Сторожевского монастыря, Архимандрита Никодима: Ежегодное пожертвование от монастыря Настоятеля и братии Николо-Перервинского монастыря Настоятельницу Вознесенского монастыря, игумению Евгению: От настоятельницы, игумении Евгении Настоятельницу Алексеевского монастыря, игумению Сергию: От настоятельницы, игумении Сергии с сестрами Настоятельницу Новодевичьего монастыря, игумению Леониду: От настоятельницы, Игумении Леониды Настоятельницу Зачатиевского монастыря, игумению Марию: Игумения Мария —57— 23.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К.И. Иванов —44— 4. Настоятеля Покровского и Василия Блаженного Собора, протоиерея И.И Восторгова: Прот. И. Ковалевский Прот. И. Кузнецов В) Пожертвования по подписным листам чрез настоятелей и настоятельниц монастырей Московской Епархии Мужские монастыри: а) г. Москвы 1. Московская Часовня Св. Вм. Пантелеимона Настоятеля Симоновского монастыря Епископа Мисаила: Епископ Мисаил От Наместника Л.Ф. Иером. Рафаил Монах Питирим в) уездные 1. Настоятеля Белопесоцкого монастыря иеромонаха Митрофана: от монастыря Настоятеля Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим, монастыря Епископа Александра: От монастыря Настоятеля Давидовой Пустыни Архимандрита Валентина: От пустыни Настоятеля Дмитровского Борисоглебского монастыря Архимандрита Феодосия: От монастыря От настоятеля —45— 4. Настоятеля Екатерининской Пустыни Игумена Феогноста: От пустыни Настоятеля Коломенского Старо-Голутвина монастыря: От монастыря Настоятеля Троицкого Ново-Голутвина монастыря Архимандрита Алексия: Арх. Алексий Настоятеля Саввино-Сторожевского монастыря Женские монастыри: 1. Настоятельницы Борисоглебского Аносина монастыря Игумении Иоанны: От монастыря Настоятельницы Брусенского монанастыря Игумении Ювеналии: Игум. Ювеналия Казн. М. Филар Настоятельницы Серпуховского Владычного монастыря Игумении Валентины: От Игум. Валентины Настоятельницы Казанского Головинского монастыря Игумении Евгении Игум. Евгения Настоятельницы Покровского-Васильевского монастыря Игумении Алевтины: Игум. Алевтина Настоятельницы Покровского Хотькова Монастыря Игумении Никандры: Игум. Никандра —46— 7. Настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря игумении Ангелины: От игумении с сестрами Настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря игумении Евпраксии: От монастыря Единоверческое благочиние 1. Троицко-Введенской, у Салтыкова моста, церкви протоиерея Г.И. Васютина: От Прот. Г.И. Васютина От причта и церкви Свящ. П.А. Копьев Диакон Г.Е. Егоров Всехсвятской, Единоверческого женского монастыря, церкви священника В.А. Волкова: От причта Г) Пожертвования по подписным листам от духовно-учебных заведений

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Троицк. 1700 (?).] Астраханского Вознесенского: Игум. Сильвестр , 1670, 1671 (1675). – Иоаким , в сент. 1680. – Сергий ; 15 февр. 1790. III, 334. Астраханские четыре. III, 356. Астраханского Благовещенского: Иг-нья Анастасия , 1738 и 39. – Евпраксия , 1840–47. – Аполлинария , 1848–57. – Евгения , 1857–66. III, 412, 614. Болдин. IV, 365. Кизлярский. V, 560. Астраханского Покровского игум. Иннокентий , 1809. VI, 718. Чуркинская пустынь. VI, 1025. Моздокские два. Архим. Никанор Николев произведён 22 авг. 1793 из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. III, 334. Астраханского Троицкого, учреждённого 1568. VI, 455. (То же и Николаевского) в 1700 приписанного к Троицкой Сергиевой Лавре, после упразднённого: Игумены Кирилл , 1568–75. Иосиф , 22 дек. 1588. Феодосий перев. из Тольгского; упом. 1600, а 1602 хирот. в еписк. Астраханского. Иона , в апр. 1606. Иосиф , 1615 (?) сент. 1618. Рафаил упом. с 1620, а 1632 перев. в Соловецкий. Архимандриты Мисаил , в окт. 1635. Варлаам , в дек. 1637. Гермоген , 1645–48. Иосиф 3 мая 1656 хирот. в архиеп. Астраханского. Никифор определён 30 июля 1659; упом. в апр. 1662; упом. отставленным в мае 1671. Пахомий , бывший в сент. 1672. Варсонофий , 1673–77, мая. Сильвестр , 1677–80, сент. Ефрем , в авг. (sic) 1684. После в Иосифове? Сергий , игум., † в язву в исходе 1692. Рувим , в янв. 1693 (1700). Евфимий , 1700. Строители Феофилакт , в февр. 1705. Иона Сальников , в февр. 1706. После в Спасском Казанском. Георгий Дашков , 8 мар. 1706. После в Троицкой Сергиевой Лавре келарь и архимандрит. Севериан Прилуцкий , строитель, 1743. После в Белопесоцком. VII. Епархия Тобольская Тобольская епархия учреждена в 1620 г. Третья из второклассных. I. Архиепископы Сибирские и Тобольские 1. Киприан хирот. 8 сент. 1620 из архим. Новгородского Хутыня монастыря; с 14 нояб. 1624 митр. Сарский. 2. Макарий Кучин хирот. 16 дек. 1624, из игум. Костромского Богоявленского монастыря; † 24 июля 1635. 3. Нектарий Теляшин хирот. 7 февр. 1636, из строителей Нилова Столбенского монастыря; 7 янв. 1640 уволен туда-же на покой; † 15 янв. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, дорогою мы имели разговор о возбужденном в то время Московским Митрополитом Иннокентием (или вернее викарием его, Преосвящ. Леонидом 1661 , при участии Угрешского Архимандрита Пимена 1662 вопросе о монастырских общежитиях, о собрании русских соборов и проч. Тут же Владыка Арсений рассказал мне о следующем случае с покойным Митрополитом Московским Филаретом. Известно, что Митрополит Филарет составил, по поручению Св. Синода, правила относительно избрания Настоятелей в общежительных монастырях. По этим правилам, настоятели должны быть избираемы самими монашествующими из среды братии той же обители. Между тем, вскоре по утверждении этих правил, надобно было избрать настоятеля для общежительного Белопесоцкого монастыря Московской епархии. 1663 Между братией этого монастыря не оказалось достойного кандидата для занятия настоятельской, должности. Митрополит решился назначить в настоятеля благочестивого старца из другого монастыря, именно, из Высоцкого, что в г. Серпухове, и донес о том Св. Синоду. Но из Синода последовал Указ с замечанием Митрополиту за отступление от новых, им же самим составленных, правил избрания Настоятелей в общежительных монастырях. Это, конечно, огорчило старца, и он горько жаловался митрополиту Арсе- —353— 1870 г. нию, когда этот проезжал из Киева чрез Москву для присутствования в Св. Синоде. Но Преосвященный Арсений уверял Московского Владыку, что Синод, получивши донесение его о назначении настоятеля в Белопесоцкий монастырь из Высоцкого, постановил принять это только к сведению, – и обещал, по прибытии в Петербург, навести об этом точную справку. По справке оказалось, что, действительно, постановлено было Св. Синодом то, что сообщал Митрополиту Филарету митрополит Арсений, и что указ с замечанием был делом произвола Синодской Канцелярии. Таковы бывали иногда порядки в нашем верховном церковном судилище! Итак, аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет! Если с старейшим и знаменитейшим иерархом Российской Церкви так поступлено было, чего же ожидать юнейшим архипастырям?…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы.   ЖУРНАЛ N 75 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, представившего кандидатуру архимандрита Романа (Гаврилова) на должность настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области в связи с трагической кончиной ее настоятеля архимандрита Германа (Хапугина) и кандидатуру иеромонаха Августина (Шорникова) на должность настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области и о необходимых назначениях, связанных с развитием монашеской жизни в других монастырях Московской епархии. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Назначить архимандрита Романа (Гаврилова) настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области, освободив его от должности настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области. 3. Настоятелем Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области назначить насельника этой обители иеромонаха Августина (Шорникова) с возведением в сан игумена. 4. Настоятельницей Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря города Ступина Московской области назначить монахиню Елеазару (Батаеву) с возложением наперсного креста по должности. 5. Преобразовать приход Казанского храма села Колычева Егорьевского района Московской области в женский монастырь и назначить монахиню Маргариту (Феоктистову) настоятельницей этой обители с возложением наперсного креста по должности. 6. Освободить игумена Бориса (Петрухина) от должности настоятеля Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря города Можайска и назначить настоятелем этой обители насельника Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области иеромонаха Мефодия (Соколова) с возведением в сан игумена.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010