Самострел – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосою (ложею). При стальном луке тетива самострела делалась из толстой веревки или из воловьих жил, и натянутая спускалась с помощью особого ворота, который назывался коловратом самострельным. Величина самострелов была иногда необыкновенна: у Половецкого хана Кончака «бяху луци тузи самострелнии, одна 50 мужь можашеть напрящи» 729 . Самострелы употреблялись для бросания стрел и камней 730 . При осаде Москвы Тохтамышем (1382 г.) из осажденных «инии самострелы напинающе пущаху», а «Москвитин суконник Адам, приметив единого татарина нарочита и славна, напя (натянул) самострел и испусти напрасно стрелу на него, ею же уязви его в сердце его». В описях упоминуются Русские самострелы Московского и Псковского дела; самострел большой болтовой 731 . В оружейной палате Кириллова-Белоезерского монастыря был «самострел железной с храпами» 732 . Сапоги Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у Русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин. После победы, одержанной князем Владимиром над Болгарами в 985 году, «рече Добрыня Володимеру: соглядах колодник и суть вси в сапозех; сим нам дани не даяти, поидеве искать лапотник» 733 . – Сапоги шили из кожи и сафьяна, с острыми, загнутыми к верху носками, как видно из рисунка при Изборнике Святославовом, где сам князь изображен в зеленых, а сыновья его в красных сапогах. На князе Данииле Галицком, при свидании с Немецкими послами у Пожги, в 1252 г., были «сапози зеленого хза шити золотом» 734 . Впрочем, употреблялись цвета: желтый, черный, и другие. Впоследствии нарядные сапоги стали украшать золотыми и серебряными прошивками, галунами и узорами, унизывать жемчугом, усаживать драгоценными камнями; вместо кожи и сафьяна стали употреблять бархат и атлас. Подошвы сапогов подбивали снизу и обивали с боков гвоздями – железными и серебряными, а каблуки, у нарядных сапогов очень высокие, подбивали такими же скобками. Голенища то срезывали напереди углом к верху, то делали круглыми; носили их либо спущенными до полуикор, либо поднятыми, иногда подвязанными под коленом, а иногда стянутыми еще и под икрами 735 . Сарапат, Сарпат

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Для святых подвижников и угодников Божиих молитва была не временным делом, а составляла их непрерывную настроенность. Постоянное богомыслие и молитвенная настроенность занимали ум святых подвижников, их сердце и волю, сберегая их от греховных состояний. После молитвы самое естественное и нормальное душевное состояние спасающегося христианина есть смирение. В акафистах при характеристике чествуемых святых обычно отмечается эта христианская черта святых угодников. «Радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго» (ик. 4 акафиста Петру, митрополиту [Московскому]). «Радуйся, смирением высокая стяжавый» (ик. 1 акафиста Леонтию Ростовскому). «Радуйся, помыслы гордости и превозношения поправый; радуйся, святое смирение Христово себе усвоивый» (ик. 3 акафиста Арсению Тверскому). «Ты же настоятельский жезл прием, не превознеслся еси толикаго сана высотою, но сугубо во смирении преуспевал еси» (ик. 5 акафиста Кириллу Белоезерскому). «Хотящу преблаженнейшему Алексию, всероссийскому пастырю, от нынешняго века прелестнаго преставитися, призван был еси богоносе Сергие, да приимеши по нем сан святительства, обрученнаго тебе от него возложением креста архиерейска, златом и камением украшеннаго; но ты смиренномудрия любителю, не златоносца себе являя, и толикаго сана недостойна быти вменив, смиренномудренно при кресте иноческаго терпения твоего, судьбы Господни вожделенныя паче злата и камене честна хранити восхотел еси» (конд. 7 первого акафиста Сергию Радонежскому). «Подвигом иночества добре подвизаяся, не мнил еси тя доброе что сотворша, но мнил еси тя непотребна быти и, припадая стопам спостников твоих, слезно молил еси их умолити Пречистую Богородицу, да спасет тя от геены огненныя» (ик. 4 акафиста Ферапонту Можайскому) 327 . Христианское смирение не представляет собой абсолютной приниженности, не есть придавленность, а есть сознание христианином малых сил своих и недостоинства по отношению к такому мерилу, как безгрешный образ Господа Иисуса Христа (см. Мф.5:48 ; Еф.5:1 ; 1Пет.2:17 , 1Пет.2:22 ; 1Ин.2:6 ; 1Ин.3:3 ; Рим.8:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

42. Ведомость, составленная в Монастырем Приказе в сентябре 1721 года, дворовому числу в вотчинах синодальной команды по переписным книгам 186 и 710 годов действовавшим в Камер-коллегии и в Монастырском Приказе, с указанием разностей в них и других и убыли в вотчинах в период от 1701 1721 г. и с обозначением показаний в числе дворов комиссаров камер-коллежских, управлявших вотчинами Из д. за 1821 г. 355 По книгам По книгам Сколько Присланным в книгам Приказа в Монас- Приказ из сравнении с тырский Камер- Монас- книгами Приказ комис- Коллегии тырско продал 1710 г. Камер- камер- Звание Приказа коллегии раздал провициям взято у ямщики камен- Московской Суздальской Володимирской с приписными Мурома и Гороховца до переписи 710 года Юрьевской- Польского Костромской Переяславля- Залесского Переяславля- Рязанского числе и припис- Смолен- ской г. по книг. Тульской Итого в Москов- ской губ. Новгородской не при- Тверской не при- Псковский повет- Луцкой книгам Белоезерской г. 2947 Ярославской Угличской Пошехонской не прис Севской Орловской не прис Архангелого- родской Вологодской Галичской не прис Устюжской против против Воронежской против Елецкой Тамбовской Шацкой Смоленской Вятской Соликамской Казанской Свияжской Пензенской 140 1 / 3 119 1 / 3 Уфимской Белгородской Симбирской Нижегородской Арзамасской Алатырской извес- Тобольской Итого по разным губерниям по книгам 142108 по книгам 186 и 1710 1861 1 / 2 дв., 150978 1 / 3 дв. а по 1710 г. 1830 дворов Сверх вышеписанного дворового числа в Монастырском Приказе значится, что за ним состоит в Олонецком уезде 2456 дворов, – а в ведомостях из Камер-коллегии ничего не упоминается о них, и в Петербургской губернской канцелярии показывалось 2549 дворов, которые ведомы в Адмиралтействе. В Поместном, Военном и Адмиралтейском Приказах также неодинаково показывалось о числе дворов в церковных вотчинах. 43. Ведомость количеству дворов в церковных вотчинах, переданных из Камер- коллегии в синодальное ведение, с означением – по каким переписным книгам по губерниям и провинциям, составленная в синодальной канцелярии в 1733 году. Из дела 1721 года 355 ПО ПЕРЕПИСНЫМ КНИГАМ 186 ГОДА Звание В ведомо- По рек- В ведо- В табелях В ведомостях и провинций рапортах из Камер- рутским мостях провинций коллегии, числится дворов прислан- наборам для ка- по книгам нального объяв- Синод в значится 145656 1 / 2 150599 1 / 2 150599 1 / 2 1721 г. объявлено 153254 1 / 2 Московской 15373 1 / 2 15373 1 / 2 15373 1 / 2 15373 1 / 2 Суздальской

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Возненавидя, господине, всяку власть, влекущую тя на грех; непреложен имей благочестия помысл, и не возвышайся, господине, временною славою к суетному шатанию: мал убо и краток сущий зде живот и с плотию сопряжена смерть. И сия убо помышляя не впадеши в ров гордостный: но бойся господине, Бога, истинного Царя, и блажен будеши: «блажени бо, рече, боящийся Господа». Вспоминай же, господине, надежу будущего века, и царство небесное, радость святых, веселие с Ангелы, надо всеми же зрение пресладкого лица Божия; Той бо воистинну доброта неизреченная, весь сладость и желание и любовь несытная всем любящим Его и творящим пресвятую волю Его. Да слышал есми, господине, князь великий, что смущение велико между тобою и сродники твоими князми суждальскими. Ты, господине, свою правду сказывает, а они свою; а в том, господине, межи вас крестьяном кровопролитие велико чинится. Ино, господине, посмотри того истинно, в чем будет их правда пред тобою, и ты, господине, своим смирением поступи на себе; а в чем будет твоя правда пред ними, и ты, господине, за себе стой по правде. А почнут ти, господине, бити челом и, ты бы, господине, Бога ради, пожаловал их, по их. мере; занеже, господние, тако слышал есмь, что доселе были у тебе в нужи, да от того ся, господине, и возбранили (т. е. начали войну). И ты, господине, Бога ради, покажи к ним свою любовь и жалованье, чтобы не погибли в заблуждении в татарских странах, да тамо бы не скончались. Занеже, господине, ни царство, ни княжение, ни иная кая власть не может нас избавити от нелицемерного суда Божия; а еже, господине, возлюбити ближнего яко себе, и утешити душа скорбящая и озлобленные, много, господине, поможет на страшнем и праведнем суде Христове, понеже пишет апостол Павел, ученик Христов: «аще имам веру горы преставляти, и аще имам раздати все имение свое, любве же не имам, ничтоже польза ми есть». Възлюбленный же пишет Иоан Богослов: аще кто речет, Бога люблю, а брата своего ненавижу, ложь есть. Темже и ты, господине, възлюби Господа Бога от всея души своея; тако возлюби и братию твою и вся крестьяне; и тако, господине, вера твоя к Богу и милостыня твоя к нищим Богом приятна будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3340 . – 12 января. О порядке набора рекрут из раскольников и об обращении их к православию По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по ведению Правительствующего Сената о расположении и наборе по указу Её Императорского Величества за подписанием собственной Её Императорского Величества руки с раскольников вместо прошедших и нынешних наборов с пятидесяти душ по человеку рекрут, да драгунских со ста душ по лошади, и для того об отправлении в жилища их нарочных офицеров с конвоями по инструкциям, о чём-де в Сенатскую Контору ведение, а в Военную Коллегию указы посланы, приказали для надлежащего о том ведома и действительного о отвращении тех выбранных из раскольников рекрут от суеверия и к православию обращения полковым попам исполнения, прописав оное ведение, послать из Святейшего Правительствующего Синода к синодальному члену преосвященному Амвросию, епископу Вологодскому и Белоезерскому, також в Московскую синодального правления Канцелярию и в прочие епархии и в Духовную Дикастерию указы. 3341 . – 15 января. Именной данный Сенату о взыскании доимок за крестьян помещичьих с самих помещиков, а за синодальных, архиерейских и дворцовых вотчин с виновных в допущении доимки; и о наказании приказчиков, старост и выборных за послабление крестьян в платеже подушных денег и других податей 40 Из поданной Нам от Сената краткой ведомости о доимке подушного сбора усмотрено, что оная сочинена из присланных ведомостей только из 119 городов, на которых по исчислению доимки 1 622 908 рублей, а из 94 городов о доимке таких ведомостей и по се время не получено. А понеже всем известно, какая Высочайшая милость к Нашим верным подданным показывана, а именно: в прошлом 1730 году при благополучном вступлении Нашем на Всероссийский престол подушные деньги за майскую треть, а потом 1735 году на первую половину года со всего Государства сложены, всего близ 4 000 000 р., в таком рассуждении, дабы верные Наши подданные платежом исподоволь исправлялись. Однако ж, видя такую Нашего Императорского Величества показуемую к ним Высочайшую милость, о платеже такой доимки нимало не старались и намножили на себя великие суммы, в чём ни кто иной причиною, но вначале знатные персоны, а на них смотря или и наровя им, губернаторы и воеводы и определённые к таким сборам управители, которые послаблением своим к тому неплатежу подали повод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

табар) 873 оружие, похожее на нынешний обыкновенный топор. Острие топора называлось лезом, задняя сторона – тыльем или обухом. По обеим сторонам леза и по обуху делались серебряные и золотые насечки, наводились золотом травы, репьи, мишени. Топор утверждался железной или медной закрепкой с шипом на деревянном или железном топорище, которое поволокалось – или все, или только по середке либо на конце – хзом, сукном, атласом, бархатом и оканчивалось иногда металлическим наконечником. В летописях упоминается о топорах под 1071 годом, при рассказе о появлении двух волхвов или кудесников в Ростовской области: «Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них 3 мужи … сунушася на Яня, един грешися Яня топором. Янь же оборотя топор удари и тыльем». – Подобным образом «сиць бе волхв встал при Глебе Новгороде … Глеб же возма топор под скутом, приде к волхву … вынем топор, ростя и» 874 . – У Бориса Федоровича были топоры Турские – широкие и узкие: «Топор турской широкой; лезь по обе стороны наведен каймы золотом по обе стороны мишени; от мишень наведены по 4 репьи; на обухе и по сторон обуха наведены мишени золотом; закрепка железна; на закрепке шип железной, грановит; от обуха и на концы обнято железом, по середке волочено газом чорным. – Топор турской узкой с обухом; по обе стороны лезу, по обуху мишени и травы наведены золотом в каймах; закрепка железна; на закрепке шип железной грановит; под обухом в топорище гвоздь железной; а закрепки по обе стороны медяны; топорищо железное; на конце рукоядь поволочена газом чорным» 875 . В оружейной палате Кириллова Белоезерского монастыря было «пятдесят один топорик подорожных, новых, все с топорищами крашеными; один в них с пистолью и с обушком» 876 . – Для торжественного приема царем чужестранных послов рындам выдавались особенные, нарядные топоры с золотой и серебряной насечкой. «Подле царя», – пишет Котошихин, – «по обе стороны стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети» 877 . Торлоп

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

На л. 2. изображение Иисуса Христа, в левой руке держащего Евангелие, а правою благословляющего. По сторонам Его представлены два павлина. Изображение Спасителя и другие украшения значительно обветшали. На обороте в фигурных рамах, за которыми на полях изображены павлины и другие птицы, написано золотом предуведомление писца. Великый въ кнзихъ кнзь стославъ. въжделаниемь зло въжделавъ. дьржаливый вдка покръвены размы въ глбин. многостръпътьныхъ сихъ книгъ, прмдраго въ размхъ. повел мн немдрвдию. прмн сътворити ри йнако. набъдща тожьство рлзмъ его. же акы бъела любодльна. съ вско о цвта анию събьравъ акы въ единъ съть. в вельмысавное срце свое. проливдеть акы съть сладъкъ. йзъ стъ свойхъ прдъ болры. на въразмние тхъ мысльмъ. влс йнъ новый птоломй. не врою нъ желание пае. и събора дл многоьстьныйхъ. бжствьныхъ кънигъ всхъ. йниже й сво клти йспълнь. вьню си памть сътвори. еже памти вин въсприти (за неимением далее места, конец подписи дописан на лицевой стороне листа, перед изображением Спасителя). бди дши твой въ отъмьштени вньцемъ въ непрбрьдомый вкъ вкомъ аминъ. В конце рукописи сия подпись повторена, с прибавлением в начале: въ лто. написа диакъ изборьникъ. сь. великм кнзю стослав. Но как в этом прибавлении все слова, начиная с до стослав, так и встречающиеся в самой подписи имя кнзь свтославъ писаны по скобленному; между тем год письма 6581-й означен первоначальною рукою и не потерпел изменения. Отсюда можно было догадываться, что рукопись первоначально была писана не для Святослава. В последствии найден был профессором Шевыревым, между рукописями Кириллова Белоезерского монастыря, список сего Изборника, где первые слова подписи читаются так: великыи въ црехъ симеонъ и все похвалы за любознательность и собирание книг относятся к лицу этого князя Болгарского, известного книголюбца 101 . Отсюда видно, что Русский переписчик 1073 года вполне перенёс в свой список подпись Болгарского списка, заменив только имя Симеона именем Русского князя, для которого списывал. И как великимъ къ кнзхъ в России в 1073 г. был сначала Изяслав, потом изгнавший его Святослав, и имя Святослава, как уже сказано, писано по скобленному, то очень вероятно предположение г. Шевырева, что рукопись первоначально писана была для Изяслава, потом уже досталась она Святославу, который и приказал повторить туже подпись в начале рукописи, где его имя читается не по скобленному, и где изображён он сам со всем своим семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Радуйся, Материю Бога возлюбленный. Радуйся, имени Ея обитель иноков создавый. Радуйся, стаду твоему образ истинный. Радуйся, чадолюбивый отче иноков. Радуйся, иноки твоими любимый, яко отец чадолюбивейший. Радуйся, всех притекающих к тебе исполняяй радости. Радуйся, всем подаяй скорое утешение. Радуйся, любве и мира насадителю. Радуйся, Ферапонте, угодниче Христов и чудотворче. Кондак 9 Радостию возрадовася благоверный князь Андрей, видев твое к нему пришествие и, да не разлучится с тобою, молением умоли тя, близ него создати новую обитель иноков, в нейже бы выну пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Аще бо зело отрицался еси, обаче, не князю точию, но Самому Богу повинуяся, на месте краснем близ града Можайска создал еси храм Пречистыя и новую обитель иноков, имже сам в наставника был еси до конца дней твоих, темже слышиши от всех: Радуйся, благое желание князя благовернаго совершивый мудре. Радуйся, вторыя своея обители иноков во имя Богоматери учредителю. Радуйся, в сию обитель собравый множество спасающихся. Радуйся, насадителю в ней добраго жития. Радуйся, напоивый ю твоими наставлении. Радуйся, возрастивый ю многими слезами твоими. Радуйся, яко многими труды и благими подвиги твоими благоукрасил еси ю. Радуйся, яко молитвами твоими твориши ю чисту невесту Христову. Радуйся, радостно предавый в ней Христу душу твою чистую. Радуйся, телом твоим пребываяй присно в сей обители твоей. Радуйся, из нея сияяй мирови чудесы. Радуйся, Ферапонте, угодниче Христов и чудотворче. Кондак 10 Чистая душа твоя, преподобне, многими подвиги и скорбьми усугубившая своя таланты, принесе к Давшему я Богу, и вниде в радость Господа своего, ныне вопиющи Ему радостно: Аллилуиа. Икос 10 Аще и до конца дней твоих не преставал еси желати возвращения твоего в первую твою обитель, Белоезерскую, но притекл же к первейшей и вожделеннейшей обители небесней, оставил еси в покров и защиту вторыя обители твоея, Лужецкия, святое тело твое, имже хранимии зовем ти: Радуйся, на земли поживый равноангельно. Радуйся, на небеси ликующий со ангелы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, страждущым сострадавый тепле. Радуйся, ко всем благоприветливый. Радуйся, всем ведущым тя прелюбезный. Радуйся, милостыни подававый щедро. Радуйся, Ферапонте, угодниче Христов и чудотворче. Кондак 3 Да не злоба изменит твоего благаго разума, тайно от присных твоих отшел еси во святую обитель блаженнаго Феодора, да тамо свободь мирских сует, поспоеши Богу: Аллилуиа. Икос 3 От Бога наученный о тебе блаженный Феодор уразуме тя, уже искушенна в посте и молитве, радостно прият тя во обитель свою, и в день пришествия твоего к нему облече тя в чин иноческий, со всеми сподвижники своими вопия тебе: Радуйся, вся красная мира презревый. Радуйся, от мира льстиваго излетевый, яко птица от сети. Радуйся, паче Богу, нежели человеком, работати избравый. Радуйся, иночество ради добраго Богу делания приявый. Радуйся, яко уже в мире инок искусен уготовался еси. Радуйся, всего ся Христу, яко чистую жертву, принесый. Радуйся, ради Христа отвергийся себе самаго. Радуйся, Христов Крест подъявый истинно. Радуйся, со Христом быти присно возжелавый. Радуйся, Христа Бога всею душею возлюбивый. Радуйся, Христу Богу возлюбленный. Радуйся, Ферапонте, угодниче Христов и чудотворче. Кондак 4 Старцу, емуже вручен был еси, яко отцу работал еси, исповедая же ему на всяк день грехи твоя, прогонял еси от себе лукавыя помыслы, сего ради с ним чистым сердцем вопиял еси Богу: Аллилуиа. Икос 4 Подвигом иночества добре подвизаяся, не мнил еси тя доброе что сотворша, но мнил тя непотребна быти, и припадая стопам спостников твоих, слезно молил еси их, умолити Пречистую Богородицу, да спасет тя от геенны огненныя. Сие ведяще, вопием ти: Радуйся, слезами покаяния очистивый душу свою. Радуйся, низложивый в себе духа гордыни. Радуйся, научивыйся зрети твоя точию согрешения. Радуйся, не осуждавый ни единаго от согрешавших. Радуйся, братолюбием утишавый прекословия. Радуйся, ко всем в послушании вдавый тя неуклонно. Радуйся, молитвами братии подкрепленный. Радуйся, не на тебе самаго, а на Пречистую Богородицу уповавый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Богородичен: Спаси мя, Мати Божия, Яже мирови Спасение рождшая,/от многообразных ми нахождений,/на Тя бо надежду спасения моего возложих верно, раб Твой. Ин Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь,/воплощся от Девы нам явися,/омраченная просветити, собрати расточенная./Тем Всепетую Богородицу величаем. На горы святых заповедей востек, якоже Моисей древле,/тем Христа зриши ныне яве, яко иже в купине он,/отнюду источаеши нам, яко миро благодатное, животворныя воды исцелений. Мановением Божественным удобряем, Сергие,/страсти всякия бысть непричастен и безстрастием, яко во одежду, облечеся,/тем и ныне пречистому Свету причащаяся, поминай нас, верно блажащих тя. Освященный сосуде Христа Бога нашего,/Ангелом собеседниче и преподобным единокровниче и праведным,/приими сие, иже от недостойных уст приносимое,/испроси от грех моих избавление. Богородичен: Светоносну дверь Тя предзрящи Иезекииль,/Еюже пройде Свет Истинный, Христос Бог наш,/Егоже прилежно моли, Чистая, покаяния ми дверь отверзти, молюся. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Мирскаго веселия яко от скверны уклонился еси,/постом и молитвами плоть увядил,/души своей крепость, преподобне, обновил еси,/славою обогатился еси Небесною, славне,/темже моля не престай о нас Господа. Богородичен: Воистину Тя, Богородице, исповедуем, Владычице,/иже Тобою спасшиися,/и Бога неизреченно родила еси, разоршаго Крестом смерть,/к Себе же привлекши преподобных соборы,/с ними же Тя восхваляем, Дево. На хвалитех стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславное чудо,/преблаженне Сергие,/яко от нетленна источника,/от Тебе источаются преславная чудеса исцелений,/приходящим ти с верою человеком,/бесы прогоняеши и/различныя недуги исцеляеши молитвами,/сшедшеся, любовию память Твою почитаем. О, преславное чудо,/многими леты землею покровено бысть святое тело твое/и забвено бысть на долго время/неизреченными судьбами Божиими,/по сих же убо яве сотвори тебе,/яко светильника вознесе тя/на свещник благотворений человеческому роду,/темже молим тя, преподобне Сергие,/посещай нас, тя почитающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010