Муром. Спасский мужской монастырь. Церковь Кирилла Белозерского. Церковь. Действует.   Престолы: Кирилла Белоезерского Год постройки:не ранее 1805. Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская обл., Муромский р-н, г. Муром, ул. Лакина (Спасская), д. 1 Координаты: 55.572532, 42.064754 Проезд:На территории монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви). 7 мая 1807 г. приступили к строительству северной кирпичной ограды с новой надвратной церковью. Старая была разобрана. К середине XIX в. из-за отсутствия средств строительство храма было прекращено. В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его» (т.е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских/Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле. Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг. В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т. е. в том числе и недостроенная церковь - колокольня, так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами – «за теснотою и... за неимением в нем особенной надобности». В 1869 г. в здании надвратной церкви был размещен архив Муромского духовного правления. К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. - покрыты железом. В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, памятник приобрел ныне существующее завершение.

http://sobory.ru/article/?object=09081

Тропарь, гл. 3. Удобрение Христовых страстотерпцев, и очи Христовы Церкве, очи просветите душ наших, Сергие многострадальне, и Вакхе преславне молитеся ко Господу, яко да убежим тмы греховныя: и света явился общницы невечерняго молитвами вашими святии. Кондак, гл. 2. Разум на враги мужески вооруживше, всю тех лесть разрушисте, и победу свыше приимше мученицы всехвальнии, единомысленно вопиюще: добро и красно еже быти с Богом. Ап. ( Евр.11:30–40; 380 зач.; Ев. Лк.21:12–19; 106 зач.). Мучч. пресвитера и диакона, пострадавших за Христа в итальянском г. Тарракинии (ныне Террацына) при имп. Клавдии ΙΙ. За попрание идольских жертв и проповедь о Христе обоих свв. мучеников потопили в море. Но тела их чудесно были вынесены волнами на берег. Ныне мощи св. Кесаре почивают в Риме, в храме Креста Господня, а честная рука его в церкви Святая Святых. Муч. пресвитера. Сын земледельца, он на Ι Всел. Соборе присутствовал в должности чтеца. Поставленный затем в пресвитера, он мученически скончался, убитый арканами во время совершения службы Божьей, в IV в. Муч. Тарсийской. См. 4 мая. Пр. Обнорского, Нуромского, Вологодского. Ученик пр. Сергия Радонежского, он жил некоторое время в обители своего наставника, а потом удалился в Обнорские леса (Вологод. губ.) и там, на реке Нурме «пребысть блаженный един лета довольна, равноангельскую жизнь проводя». Когда молва о строгом отшельнике распространилась по окрестностям и привлекла к нему любителей благочестия, он основал обитель (в 60 верст, от г. Вологды, Грязовец. у.), в которой и подвизался до кончины своей (в 1412 г.). Нетленные мощи его почивают под спудом в его обители (упраздненной в 1764 г. и обращенной в приходскую церковь ). Пр. Печерского послушливого. Он подвизался в Печорской обители ок. ХΙΙΙ в. и в рукописных святцах называется «постником». См. 28 сент. Обретение мощей пр. Мартиниана Белоезерского. См. 12 янв. 8 . Пр. матери нашей Родом из Антиохии, она отличалась редкой красотой и до своего обращения ко Христу была блудницей. Когда Нонн, епископ Илиопольский, в числе других епископов, собравшихся для рассуждения по делам Церкви, сидел при дверях церковных и, как прославившийся духовной опытностью, поучал собравшихся, Пелагия прошла мимо церкви в дорогих одеждах, сопровождаемая толпой юношей и девиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Среди многочисленного сонма свв. подвижников Вологодской страны преподобный Корнилий Комельский занимает одно из первых и самых видных мест, как по строгости жизни, по трудности и высоте своих подвигов, так и по тому огромному влиянию, которое он имел на современников, особенно на иноков: он воспитал множество святых учеников, бывших в свою очередь впоследствии основателями монастырей и распространивших в них его устав – единственный письменный памятник, дошедший: до нас из трудов Вологодских чудотворцев. Разбойнический притон в Комельском лесу, обращенный Корнилием в иноческую обитель, долго служил колыбелью и рассадником иночества и много способствовал утверждению веры и гражданственности в окрестности. Родиной преподобного был Ростов Великий, славная колыбель многих великих мужей Русской церкви. Родители его были люди «благочестивые – Феодор и Варвара, происходившие из весьма знатного рода бояр Крюковых. Дом их процветал, богатством и славою «паче всех во граде Ростове», Отец преподобного известен был и самому «Державному всея России», именем которого ему и повелено было переселиться в царствующий град Москву, где он, вместе с братом своим Лукианом, служил при дворе великой княгини Марии Иоанновны, супруги Василия Васильевича Темного. Вместе с родителями переселился в Москву и отрок Корнилий. Но не к славе и почестям направлены были все помыслы и стремления юного Корнилия, а к иночеству и жизни подвижнической. Когда дядя его Лукиан, достигнув преклонных лет, в монастыре преподобного Кирилла Белоезерского принял иноческое пострижение, его примеру последовал и Корнилий. Двадцати лет от роду он уже принял ангельский образ в Белоезерской обители, начал свои иноческие подвиги под руководством опытного в духовной жизни старца Геннадия. Тяжкими работами он удручал свое тело: «кто бо не знает Кирилловские хлебни»? вопрошает его древний жизнеописатель. И возложил на себя вериги железные. В свободное время подвижник во множестве переписывал священные книги, остававшиеся на долгое время в монастырских храмах свидетелями его подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился в Волоколамске, постригся в Симонове монастыре и был учеником пр. Сергия Радонежского. С преп. Кириллом Белоезерским подвизался на Беле Озере, и там основал Ферапонтову обитель. По просьбе Можайского кн. Андрея Димитриевича построил Можайский Лужецкий монастырь, и в нем скончался в 1426 г. Пролог. Обретение честных мощей преп. Нила Столобенского. В 1667 году, при копании рвов для новой соборной церкви. След. Псалтирь. Память его 7 дек. 28 Преп. Никиты исповедника, еп. Халкидонского. Страдал за иконопочитание от Льва Армянина. Чет. Минея. (Act. SS. 28 maii. Or. Chr. I. col. 603). Есть служба. Св. муч. Еликониды. Из Фессалоники; истязуема была игемонами Перинием и Юстином, в Коринфе: скончалась от меча, в царствование Гордиана и Филиппа (238–244). Чет. Минея из рукописных греческих. (Act SS. maii VI. р. 736). Март. Р. Мес. В. Св. священномуч. Елладия. Пострадал на Востоке. Чет. Минея. (Act SS. maii VI. р. 711). Издатели думают, что он претерпел мучение от персов, или при Иустиниане, когда они взяли Антиохию, или при Ираклии, когда овладели Палестиной. Март. Р. Мес. В. Св. муч. Евтихия, иже в Милитине. Епископ. Пострадал, по одним – в 1-м, по другим – в 3-м веке. Мес. Всех свв. (Act SS. maii VI. р. 734. Or. Chr. I. col. 439, где назван Евпсихием). Св. Игнатия, еп. Ростовского. Был святителем 26 лет; скончался в 1288 г. Чет. Минея. Есть служба. 29 Св. муч. Феодосии, девицы Тирской. Страдала в Кесарии Палестинской от Урбана, при Максимиане в 307 г. После истязаний повержена в море. Чет. Минея от Евсевия, О Палест. мучч. гл. 7. (Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 204. Хр. Чтение 1831. XLI. Act SS. apr. I. 61 sqq.). Мес. B. 3 апр. и 29 мая. Март. Р. 2апр. Пролог воспоминает вторично 2 апр. под именем Феодоры. Есть служба. Св. преподобномуч. Феодосии девицы. Когда по приказанию иконоборческого патриарха Анастасия воины хотели снять икону, бывшую над медными вратами, то преп. Феодосия, с другимн женами, решилась воспрепятствовать сему, ниспровергла лестницу, и с нею – служителя нечестия. За сию ревность Лев Исаврянин приказал мучить ее биением и темницей, от которых и скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 14-й день. Святых новоявленных мученик Круглеца, Нежила, Кумца, во св. крещении нареченных: Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших в Литовской земли в Вильне за православную веру христианскую, 450–456 об. Нач. «Сии беша от града Литовского Вильны, огню и ти служаще.» В 16-й день. Мучение свв. Хионии, Ирины и Агапии, мучившихся в Фессалоникии, л. 458–465 об. Нач. «По пришествии и явлении Господа нашего Иисуса Христа. Елико боле благодети первых, толико больши победа святых.» В той же день Препод. Филимона отшельника, слово полезно зело, л. 466–476. Нач. «Глаголаху о отци Филимоне отшельнице, яко вселися в некую пещеру». Слово св. Филимона о трезвении умном, л. 476–480. Нач. «Рече снятый Филимон, яко прииде ко мне некогда некий старец и вопрошен быв от мене». Слово о терпении св. Филимона, л. 480–482. Нач. «Поведа нам ученик отца Филимона, яко седящу ми некогда близ того». Слово о трезвении св. Филимона, л. 482–488 об. Нач. «Поведа нам брат о святем Филимоне, яко к инем его добродетелем». Поучение св. Филимона, (о хранении сердца и о любви к Богу), л. 488–491. Нач. «Рече святый Филимон: подобает убо прикоснувшемуся ревностному житию». В 17-й день. Житие св. Акакия, бывшего Митрополита в Мелетии, л. 492–515. Нач. «Сего убо Мелетийский град воскорми и великий некако возрасти по роду». Память Преп. Зосимы игумена бывша Соловецкого монастыря, л. 516–523 об. Нач. «Сей Зосима бяше от села великого зовомого езера Онега, области великого Новограда». В 18-й день. Прел. Афанасии чудотворицы, л. 521–527. Нач. «Сия присновоспоминаемая, иже и бессмертию тезоименитая». В 20-й день. Житие Преп. Александра новопросиявшего в Каргопольской стране, сведено вкратце, л. 528–558 об. Нач. «Бысть муж стер северныя страны, от области Белоезерския». В 21-й день. Память св. великомученика Феодора в Пергии Памфилийстей, л. 551 – 559 об. Нач. «В царство Антониново обладающу Феодору Пергиею Памфилийскою». В 22-й день. Житие вкратце и мало от чудес Преп. Феодора Сикеота л. 560–607 об. Нач. «Преподобный отец наш Феодор родися во время Иустиниана царя в Галатстей стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

+ Обретение мощей пр. отца нашего иже на озере Селигере, на острове зовомом Столобное, нового чудотворца, в 1667 г., при копании рвов для каменного собора в его пустыни. См. 7 дек. Утр. (Ев. Мф.11:27–30; 43 зач.; Ап. 2Кор.4:6–15; 176 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Мучч. еодры девицы и воина. Св. Феодора, за нежелание отречься от Христа, была отведена в блудный дом для растления. Св. Дидим, переодевши ее в свою одежду, дал ей возможность уйти оттуда и избежать поругания, за что и был усечен мечом. Св. Феодора после него приняла тот же мученический венец, в 304 г., в Александрии. Пренесение мощей святых трех святителей, митрополитов Киевских и всей России чудотворцев, и в новосозидавшийся в Москве каменный Успенский собор (строение которого было окончено в 1479 г.). Это перенесение св. мощей было, по случаю разборки обветшавшего прежнего (построенного в 1326 г.) Московского Успенского собора, в 1472 г. Откопанные при этом гробы трех святителей Киевских были открыты, и тела их оказались нетленными, так что это было не только перенесение, но и обретение мощей свв. митрополитов (сн. 24 авг.). См. 16 сент., 2 июля, 15 июня. Пр. ерапонта, Белоезерского чудотворца. Родом из Волоколамска (Московской губ.), от дворян Пескочиных, с детства он проявил стремление к благочестивой жизни и к иночеству. По сказанию жизнеописателя его, св. Ферапонт хотя «и не хитр был грамоте», но имел здравый ум и доброе сердце, а потому все более и более утверждал себя в благочестии и, имея 40 лет от роду, без предварительного искуса, был пострижен в Московском Симоновом монастыре, где союзом дружбы он был соединен с пр. Кириллом (см. 9 июня); здесь же он по временам слушал наставления пр. Сергия Радонежского. Вместе с пр. Кириллом Белоезерским он скоро ушел на Белое озеро (Новг. губ.). Некоторое время оба пустынника жили вместе, а затем, по взаимному соглашению, пр. Ферапонт оставил пр. Кирилла и, отошедши к северу верст 17, поселился между двух озер, Бородавским и Паским, на коротком протоке между ними, в глухом лесу, чтобы жить одиноким отшельником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

210 См.: АСС. Дело об акафисте. 1876. 14/632; Дела в СПбДЦК за 1874–1876 гг. [Издания акафиста св. прор. Божию Илии см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 211 См.: АСС. Дела об акафисте: 1877. 22/802; 1868. 42/1362; Дело в СПбДЦК за 1877 г. [Издания акафиста св. вмч. Димитрию, Солунскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 212 См.: АСС. Дело об акафисте. 1878. 7/1374; Дело в СПбДЦК за 1878 г. [Издания акафиста св. равноап. великому князю Владимиру см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 213 См.: АСС. Дело об акафисте. 1878. 10/1377; Дела в СПбДЦК за 1876, 1878 гг. [Издания акафиста свт. Арсению Тверскому, чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 214 См.: АСС. Дело об акафисте. 1878. 32/1399; Дело о службе. 1890. IV отд. 1 стол. 8; Дело в МДЦК за 1877 г. и в СПбДЦК – за 1878 г. [Издания акафиста прп. Даниилу, Переяславскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 215 См.: АСС. Дело об акафисте. 1880. 59/597; Дела в МДЦК за 1878, 1880, 1884 гг. [Издания акафиста свв. бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 217 См.: АСС. Дело об акафисте. 1881. 31/118; Дела в МДЦК за 1872, 1881 гг. [Издания акафиста св. благоверной княгине Евдокии, в инокинях Евфросинии, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 218 См.: АСС. Дело об акафисте. 1881. 15/102; Дела в СПбДЦК за 1874, 1881 гг. [Издания акафиста прп. Ефрему, Новоторжскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 220 АСС. Дело об акафисте. 1881. 162/249; Дела в МДЦК за 1870 г. и в СПбДЦК – за 1879, 1881 гг. [Издания акафиста свтт. Суздальским Феодору и Иоанну см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 221 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 3/78; Дела в СПбДЦК за 1881, 1882 гг. [Издания акафиста св. князю Михаилу Тверскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 222 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 67/142; Дела в СПбДЦК за 1881, 1882 гг. [Издания акафиста прп. Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Феофил, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Феофил диакон и Елладий мирянин, мучч. Ливийские. 8 янв. Феофил, пустынник из Оксиринха, с Иоанном. 2 дек. Феофил новый, муч. Кипр. от Сарацин, в 784 году. 30 янв. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник при Льве Ис. 10 окт. Феофил, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 года. 6 марта. Феофил плачливый, преп. Печерский, ум. ок. 1090, с Марком пещерником. 29 дек. Ферапонт, еп. Кипрский, мученик. 25 мая. (Перенесение мощей его в Царьград, ок. 806 года). Ферапонт, еп. Сардийский, муч. 27 мая. Ферапонт, преп. Белоезерский, ум. 1126. 27 мая. Ферм, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Феспесий, муч. Никейский ок. 312 г. от Антония, с Евстафием и Анатолием. 20 ноября. Фессалоникия, мученица Македонская, с Авктом и Таврионом. 7 ноября. Фивея мученица, с Фафаилом. 5 сентября. Фирс, Левкий и Каллиник, мучч. Вифинские при Декии. 11 дек. Фифаил и Фивея, сестра его, мучч. 5 сентября. Фома, или Дидим, из 12 апп. 6 окт. Фома, патриарх Цареградский, ум. 610. 21 марта. Фома юродивый, преп. Келесирийский, при Иустиниане. 21 апр. Фома, преп. МалеИн.7 июля. Фома Дефуркин, преп. Вифинский 9 в. 10 дек. Фомаида, преподобная Писивийская 4 в. В субб. сырную. Фомаида мученица Александрийская 6 в. 13 апр. 5. Свв. Угодники ненаименованные Праведная Соманитяныня, препокоившая в своем доме Елиссея пророка. В нед. праотец. (под 11 дек.) Евнух Кандакии царицы, крещенный св. Филиппом. 4 янв. Комментарисий некий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией. 5 февр. Подвижница (Аскитрея), дочь Азата, муч. Персид. 341 года. 17 апр. Сестра муч. Фервуфы с рабыней, муч. 341 года. 4 апр. Два воина, мучч. Каппадок., с Лонгином сотником. 16 окт. Два ученика Милия еп., мучч. Персид. в 341 году. 10 ноября. Два мучч. из учеников Дометия Персянина, пострадавшие с ним при Иулиане. 7 авг. Два преподобномучч. от Авенира царя. 23 ноября. Две мучч. девы, скончавшиеся от меча. 15 сент. Синклитикия (именитая жена) и две дочери ее, мучч. Негранские, ок. 522 г. от Дунаана. 24 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: " В лето 6837 ( 1329 ) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий " . По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство прп. Герман в 1393 г. Посему и можно предположить основание монастыря в XIV веке. Почитание и прославление преподобных Издревле было положено начало местному церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых , упоминания в службе " Всем русским святым " , составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: " Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго , ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго , риза преподобническая, на плечах схима " . В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных, встречается в многочисленных списках " Валаамской беседы " , памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало " Беседы " , несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа, Карельских чудотворцев, из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo - Старый Валаам, и на этом острове указан крест. Чрезвычайно широкое распространение " Валаамской беседы " , известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

http://drevo-info.ru/articles/28078.html

Обычно святые подвижники, раздав свое имущество бедным или на храмы и обители, отдавали все свое время, внимание и силы на избранные подвижнические труды. Занятые осуществлением избранного христианского подвига, они не имели уже возможности уделять время и силы на непосредственное благотворение людям; они служили благу ближних другими способами. В подвиге бессребреников нестяжательность соединяется с благотворением и особенно с безмездным врачеванием. Возлюбив ближних, по заповеди Божией, святые бессребреники не щадили своей жизни для их блага, деятельно осуществляя трогательную заповедь Спасителя о милосердии к ближним. Нестяжательные и милостивые, они раздавали свое имущество неимущим; сострадательные и сердобольные, они были чутки и к духовным нуждам ближних. Они несли утешение скорбящим, подкрепление – немощным, поддержку – сиротам и обидимым. Они стремились предварить своей помощью и само возникновение нужд и скорбей; преимущественно же служили ближним подвигом безмездного врачевания, сподобляясь еще от Господа и дара целебных чудотворений. Где были бессильны человеческие средства, там они были мощны молитвой и могущественны силой и помощью Господа Спасителя. Но и этим не ограничивалась их помощь людям. Сохраняя людей от гибели и смерти телесной, святые бессребреники спасали их и от погибели и смерти вечной. Замечательно, что именно этот подвиг христианского благотворения довел до мученической кончины свв. бессребреников Коему и Дамиана, всю жизнь горевших любовью к ближним и всю жизнь отдавших на подвиг безмездного врачевания. Акафисты святым юродивым «Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым сила Божия есть». В некоторых акафистах встречается прославление подвига юродства. «Радуйся, почестей суетных и славы человеческия избегавый; радуйся, юродство Христа ради на ся восприявый, да от всех уничижен будеши. Радуйся, от настоятеля наказуемый, безчестие в почесть себе вменивый» (ик. 4 акафиста Кирилла Белоезерского). «Радуйся, Христа ради нищету вольную избравый; радуйся, юродствовавый пред человеки, да ликовствуеши со ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010