Кириллу новоезерскому, 628. Козме игум. яхромскому (стихиры), 443. Константину с чады муромскому, 611, 619, 624. Корнилию комельскому, 625. Леонтию ростовскому, 268, 269, 313, 548, 551, 558, 559, 562–565, 597, 599, 600, 608, 611, 612, 613, 615–617, 619–621, 623, 626, 629, 630, 644, 646, 762. Макарию калязинскому, 264, 542, 611, 619, 622, 623, 624, 626, 651, 657, 802. Макарию желтоводскому, 301, 461, 625. Максиму Блаженному, 285, 461, 503, 604, 619, 622, 624, 625. Мартиниану белоезерскому, 628. Михаилу и Феодору черниговским, 466–471, 473–476, 478, 479, 597, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 624, 626, 642, 643. Михаилу клопскому, 522, 622–624, 626, 629. Михаилу в. князю тверскому, 619, 625, 626. Михею радонежскому (канон), 662. Никите новгородскому, 341, 624, 629, 692. Никите переяславскому, 461, 562–565, 611, 612, 616–621, 623, 626, 644,646, 801. Николе Кочанову, 623, 624. Никону радонежскому, 31, 268, 283, 339, 499, 503, 604, 622, 624, 626, 647, 654, 659, 662, 699. Нилу столобенскому, 514. Ольге в. княгине, 625. Павлу обнорскому, 315, 522, 622–624, 626, 629. Пафнутию боровскому, 563, 565, 611, 619, 622–624, 627, 649, 791. Петру и Февронии муромским, 618, 619, 623, 624, 626. Петру царевичу ростовскому, 630. Петру митр. киевскому, 263–265, 268–270, 313, 505–513, 597, 598, 605–608, 614, 617–621, 623, 640, 643, 645, 646. Общая, Петру, Алексею и Ионе, 283, 625. Прокопию устюжскому, 619, 623, 624. Роману кн. угличьскому, 628. Савватию соловецкому, 622, 623, 624, 626, 633, 634, 788. Савве вишерскому, 488, 491, 590–594, 596, 623, 624. Савве сторожевскому, 234, 511, 622, 624, 626. Савве крыпецкому (канон), 305. Серапиону новгородскому, 283, 628, 636, 637. Сергию радонежскому, 116, 136, 263, 268, 269, 283, 315, 326, 380, 339, 466–470, 473–479, 568, 579, 583, 585, 597–599, 614, 617–621, 623, 624, 626, 627, 640, 641, 643, 645, 647, 656, 699, 762, 763. Канон общий Сергию и Никону радон., 351, 662. Тропарь первому, 308 и кондак, 363 особенные. Молитва, 698 и мн. др. Сергию обнорскому (стихиры), 443.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Мартину Туровскому, глас 1 Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/молил еси жажду утолити, преподобне Мартине ,/темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба//тебе послужити и недуг исцелити. Перевод: Тяжелой болезнью страдающий и людьми забытый, молил ты об утолении жажды, преподобный Мартин, потому Христос послал с Небес благоверных Бориса и Глеба – послужить тебе и исцелить болезнь. Мартиниану Белоезерскому, глас 2 Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/и провидящу твое доброе произволение,/наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику/Кириллу всеблаженному,/от негоже наставлен бысть на путь спасения,/страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/и непрестанными к Богу молитвами/во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/пастырь и наставник иноком предивен был еси,/и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/со Ангелы светлоликовствуя,/отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/не престай молися Христу Богу//спасти и помиловати души наша. Перевод: Бог с юности, отче, избравший и возлюбивший тебя, и предвидящий твою добрую волю, научил тебя прийти к преподобному Своему угоднику Кириллу всеблаженному, который направил тебя на путь спасения, в страхе Божием и чистоте душевной, в благоговении и непрестанных к Богу молитвах жизненный путь свой ты прошел непорочно, став удивительным пастырем и наставником монахов, и сейчас, с дерзновением предстоя на Небесах Престолу Христову, с ангелами светло торжествуя, отче преподобный, Мартиниан всеблаженный, не переставай молить Христа Бога спасти и помиловать души наши. Мартиниану Палестинскому, глас 8 Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/и, морская вол­нения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси://препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя. Перевод: Пламя искушений слёз потоками погасил ты, блаженный и, морские волнения и зверей движение обуздавший, взывал ты: «Препрославлен Ты, Всесильный, от огня и бури спасший меня».

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Различным болезням или недугам врачи находят различные причины... Но и болезнь не без Божия Промысла бывает, и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Этим утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие наказание, которым Он тело твое бьет, чтобы душа твоя выздоровела и спаслась. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горестна: и всякое наказание горестно, но душе полезно. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо (104, 218-219). Болезнь усиливается от нетерпения (104, 220). Прими в рассуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное утешение и вечное страдание, временное страдание и вечное утешение-и облегчится болезнь твоя. Ничто так не облегчает скорби, как надежда избавления от скорби и получения вечного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и утешению временному, и временному страданию, и настанет или утешение, или страдание вечное. Смерть для каждого есть дверь к Вечности, или блаженной, или неблагопо-лучной, и уже ближе тебе она сегодня, нежели была вчера и третьего дня. А как придет, то и положит конец страданию твоему, и от временного страдания прейдешь к вечной радости. Святитель Тихон Задонский (104, 219-220). Один старец часто болел. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: оставил меня Господь мои и не посетил меня. Отечник (82, 42). Один поселянин просил Кирилла Белоезерского помолиться о его больном друге. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз даже не позволил больному лежать за оградой: " Эта болезнь послана ему в наказание за прелюбодеяние; если обещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще горше пострадает " . Когда переданы были эти слова больному, он устрашился обличения, от чистого сердца исповедал все свои согрешения святому, обещал исправиться и по его молитве исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов. Троицкий Патерик (90, 306).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

В настоящем же месте мы должны заметить, что изъятием духовных и им подвластных по владельческим отношениям лиц из под власти гражданского суда государственных светских учреждений — воевод, приказов и в особенности Монастырского Приказа не был уничтожен самый Монастырский Приказ в 1667 году. Он продолжал свое существование и после. Состав его был прежний,—из светских лиц. В нем заседали думный дворянин или окольничий и два Отношения его к духовному ведомству не прекратились еще окончательно. Судебною властью в церкви он не обладал. Круг его деятельности был ограничен особыми предметами ведения, которыми он занимался и прежде. На нем теперь лежали обязанности взысканий и сборов с церковных вотчин государственных податей и повинностей. Он вел приходорасходные книги по ведомству церкви, насколько этот предмет подлежал ведению государства, и составлял описи церковным имуществам и числу людей и дворов на церковных Чрез него происходила приписка монастырей и пустынь к архиерейским домам и монастырям с соизволения Государя. Для этого Приказ посылал нарочных, которые вместе с духовными властями составляли описи имуществам и лицам приписываемых монастырей и пустынь, один экземпляр описи оставляли за своими руками в монастырях или архиерейских домах, к которым совершалась приписка, a другой представляли в — Распоряжения свои Приказ приводил в силу или грамотами или чрез нарочно им посылаемых от себя и чрез Для взыскания, например, полонных денег Приказ в 1669 году грамотами предписывал белоезерским приставам выслать в город священников, диаконов и причетников с надлежащими — В таком виде и с такою деятельностью Приказ просуществовал 10 лет. В этот период его существования, правда, деятельность его была весьма слаба даже и в пределах, ему указанных. Некоторые монастыри в это время обращались по предметам, подлежащим его ведению, в Приказ Большого Известно уже было, что он не долго будет продолжать свою деятельность. Декабря 19 дня 1677 года Именный указ: «Монастырского Приказа всякие дела с сего числа впредь ведать в Приказе Большого Дворца боярину и дворецкому и оружейному Богдану Матвеевичу с товарищи, a что в том Приказе всякие денежные доимки, и тое денежную доимку ведать, a доимочные деньги выбирать в Приказе новые чети Думному Дьяку Ивану Горохову, a впредь Монастырскому Приказу не быть.» —Но история его и здесь не оканчивается.

http://sedmitza.ru/lib/text/439427/

Шелепуга Шелепуга – (от шлепать=хлопать, бить) бич, плеть (кистень?). «Скоро Алеша каликою наряжается, И взял шелепугу дорожную, Котора была в пятдесят пуд, И взял в запас чингалще булатное. Сверстался Алеша Попович млад Против Тугарина Змеевича, Хлеснул его шелепугою по буйной голове, Разшиб ему буйну голову, И упал Тугарин на сыру зелю» 1031 . Шестепер, Шестопер Шестепер или Шестопер – знак достоинства и военачалия – род булавы, у которой головка сделана в виде перьев стрелы. Эти перья делались глухие и прорезные – золотые, серебряные с позолотой и без позолоты, булатные, стальные, железные, с золотыми наводами, с украшениями из бирюзы и драгоценных камней. По описи 7195 года 1032 , у одного из шестоперов было «перье прорезное, прорезаны орлы, через перо вызолочено и серебрено; наверху корона, на короне четвероглавой орел вызолочен и высеребрен». Черены шестоперов назывались и топорищами; они делались, также, как и перья, золотые, серебряные, булатные, стальные, железные – прорезные, гладкие и граненые, иногда с одним, двумя и четырьмя яблочками (шипками) или с поясками; на гранях наводились или вырезывались узоры, цветы, надписи. Были и деревянные черены, поволоченные бархатом и хзом, перевитые сканным золотом или серебром и просто крашеные. Число перьев у шестоперов было неодинаково: в разных описях Московской Оружейной Палаты находим шестоперы о 6, 7, 8, 9, 11 и 12 перьях; у Бориса Федоровича был «шестепер и топорищо железное о сми перех» 1033 ; в оружейной палате Кириллова Белоезерского монастыря были «два шестопера: один о семи перах, а другой о шти» 1034 . Отсюда видно, что название шестепера, образовавшееся из Перс. шешпер, сперва означало, собственно, шестепер, а потом сделалось общим названием пернатов, без отношения к числу перьев. – В начале XVI столетия шестоперы употреблялись как воинское оружие; в летописи под 7000 годом читаем, что «Москвичи с Тотарами биша поганых немец, … а не саблями светлыми секоша их, но биша их Москвичи и Тотарове аки свиней шестоперы» 1035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Аще кто, господине, выстинну свят и чист сердцем, ино и тем поврежение бывает от тоя тяготы: а нам, господине, еще Всякой страсти повинным, велика спона души от того. Еще, господине, сам сего порассуди: понеже твоея вотчины в сей стране нет, и только ты, господине, поедеш семо, яко вси человецие начнут глаголати: «Кирилла деля токмо поехал». Один инок, Феодот, живший в одной пустыне, услышав о св. подвигах преп. Кирилла, пришел к нему и умолил его принять к себе в сожительство. Сначала он имел нелицемерную любовь к преподобному, но ненавидящий добро диавол, по времени, до такой степени помрачил его ненавистию к св. отцу своему, что он не мог ни видеть отца, ни даже слышать голоса его. Смущаемый помыслами, он замышлял было уже оставить обитель; долго боролся с сим помыслом, никому этого не говоря; но наконец решился идти к молчальнику Игнатию и исповедать ему помысл свой. Старец, утешал брата, увещавал терпеть и крепко стоять в подвиге против врага, говоря: «терпи, брат, Бога ради; ибо мы дали обет Владыке нашему все терпеть, ради Христовой любви. Знай, что этот помысл–от диавола; ибо что ты видишь в отце достойного ненависти? Он – ангел Божий. Говорю тебе: если ты послушаешь лукавого твоего помысла, уйдешь отсюда, то будешь лишь корыстию врагу». Укрепленный несколько старцем,– Феодот обещал было: «подожду еще это лето; быть может переменится ко мне отец». А потом, но малодушию своему, опять начал смущаться тем же помыслом; ибо враг не переставал внушать ему ненависть к святому. Так боролся с помыслом все лето! Жестоко возмущаемый унынием и весьма ослабев, Феодот решился обратиться к самому св. Кириллу и поведать ему свое горе. Входит Феодот в келью Преподобного; увидев его преподобное лицо и устыдясь его святолепных седин, ничего не может сказать; он уже хочет идти вон; но прозорливый старец, удержав его у себя, говорит: «брат Феодот! так как ты сам не хочешь исповедать мне твоих помышлений, то я сам скажу тебе их; и начинает сказывать сам брату все, что тот скрывал в тайне сердца своего. Объятый ужасом, и дивясь прозорливости святого, Феодоте падает к ногам его, просит прощения. Святый же, утешая его, сказал: «не скорби, брат Феодот, все во мне ошибались, почитая меня добрым; ты один познал истину,– считая меня злым и грешным; ибо кто я, грешный и непотребный? Пораженный смирением св. отца и обличаемый совестию, Феодот еще больше стал сокрушаться и, со слезами, исповедовал св. Кириллу грех свой – неправедную ненависть к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Избраннаго от пелен Христовою благодатию/и возлюбленнаго от юности Божиим Духом,/юностный цвет, Савву блаженнаго,/похвальныя венцы, вернии, днесь сплетше/и Божественную главу его венчающе, воззовем:/радуйся, отче, Божие жилище. Величание Величаем тя,/святителю отче Савво,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому, глас 7 От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом,/иже, провидя доброе твое произволение,/научи тя прийти к преподобному угоднику Своему Кириллу всеблаженному,/от негоже наставлен быв на путь спасения,/в страсе Божии и чистоте душевней,/в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах/житие твое непорочно прешел еси,/и ныне со дерзновением предстоя на Небесех престолу Христову,/отче Мартиниане всеблаженне,/не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша. Ин тропарь, глас 2 Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/и провидящу твое доброе произволение,/наставляет тя прийти к преподобному Своему угоднику –/Кириллу всеблаженному,/от негоже наставлен бысть на путь спасения,/страхом Божиим и чистотою душевною, и благоговением,/и непрестанными к Богу молитвами/во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/пастырь и наставник иноком предивен был еси,/и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех/со ангелы светлоликоствуя,/отче преподобне , Мартиниане всеблаженне,/не престай моляся Христу Богу/спасти и помиловати души наша. Кондак, глас 8 Благоизволив, преподобне,/от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/в страсе Божии и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/в подвизех же и злостраданиих тело твое изнурив,/вся добродетели духовныя исправил еси,/и образ хотящим по тебе спастися явился еси./Темже ныне присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение/и житию нашему исправление,/да вси верою вопием ти:/радуйся, преподобне Мартиниане отче наш. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7) Грамотой Святейшего Синода, а по Именному Указу Государя NETPA I, данной 7232, от Р. Х. 1723 года, Октября 21, то же подтверждено, и сверх того велено иметь на мантии внизу две поматы, просто без нашвения с собой сшитые. 8) Грамотой Святейшего Синода 1726 года, Декабря 18, то же подтверждено. 9) Указом Святейшего Синода в 1731 году, Апреля 17, по Именному Повелению, того же 1731 года, Апреля 14, последовавшему, велено отправлять священнодействие во всём подобно Киево-Печерскому Архимандриту. 10) Указом Святейшего Синода 1732 года, Июня 13, по Именному того же года, Июня 10, Повелению дозволено Архимандриту Варлааму для подаяния осеняльных свеч и прочего служения во стихарях из мирских кого и колико человек потребно иметь, и оных в чтецы и певцы посвящать по церковному чиноположению самому Архимандриту Варлааму не в образец другим Архимандритам (смотри ещё выше сего). Статья II. Монастыри Великороссийские I. Cmabponuruaльhыe А)  1 класса 1. Новоспасский Архимандриты издревле отправляли священнослужение с двумя рипидами на ковре и в Епископской шапке (смотри выше стр. 320 PDF-фaйлa); а Именными Указами 1748 года, Апреля 5 и 29 чисел, позволено иметь Архимандриту Гавриилу и того же 1748 года, Сентября 10 и Сентября 23, Архимандриту Мисаилу мантию со скрижалями; а в 1765 году, Января 18, по указу Святейшего Синода, Архимандриту Симону, переведённому из Кирилло-белоезерского монастыря, дозволено священнослужение отправлять, по обычаю того монастыря, с осеняльными свечами, рипидами, и при том по великом выходе принимать дискос и потир в царских вратах. 2. Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый По указу Святейшего Синода 1749 года Октября 23, в силу Именного Высочайшего Указа от 8 Октября того же 1749 года Архимандриту Амвросию (бывшему потом Архиепископу Московскому) и будущим по нём, велено священнослужение исправлять по примеру Архимандрита Киево-Печерской Лавры. 3. Симонов в Москве Архимандриты служение отправляют на коврах, с полицей, с посохом, в шапке и с рипидами; Но грамот на сие не отыскано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пищаль – огнестрельное оружие, подобное нынешнему ружью; она зажигалась пальником или фитилем. Составные части пищалей: деревянный станок с прикладом и железный ствол, прикрепленный к станку или обоймицами, или шурупами. Станок пищали назывался ложею; место в станке, к которому прикреплялся ствол – логалищем; отверстие ствола, в которое всыпалось зелье – устьем; часть, прилегающая к устью – дулом; противоположная дулу – казною; средняя между ними – срединою; отверстие на казне для сообщения зелью огня – запалом; при этом употреблялось огниво с фитилем, которое приводилось в движение спуском. Были еще пищали, у которых были замки с коловоротом или колесом («замок колесной»); а позже явились замки подобные нынешним. Станки пищалей делали яблоновые, ребиновые, черемховые, ясневые, дубовые, кленовые и березовые; украшали их резьбою, наводили краскою, олифили. Стволы стравливали водками, наводили золотом и серебром, гранили, малевали; длина их была неодинакова: у пищалей Кириллово-Белоезерского монастыря показаны стволы от 2 арш. 7½ верш. до 11 вершков невступно. Замки для пищалей употреблялись Русские («замок Руской» или «замок Руской, пружины прямыя; замок, пружина гнутая; замок Руской, пружины гнутыя, с полочкой»), Корельские, Ливонские, Барабанские, Свиские, Шкотцкие. Такие пищали назывались завесными или ручницами; они весились на ремне за спиною ратника 602 . В оружейной палате князей Голицыных между пищалями значатся «две пары венгерок, стволы вороненые, на стволах по три места золочено, замки колесные, ложе с костми и с раковины. – Венгерка ж винтовалная, ствол белой, ложе с костми и с раковины» 603 . – Вооруженные пищалями воины назывались пищальниками: «начаша государю бити челом пищальники Новгородские … пищальники все стали на бой» 604 . – Были еще пищали полковые и затинные; эти орудия принадлежали уже к так называемому наряду, то есть к артиллерии: «воеводы государевы … наряду взяли (у Литовского пана Филона Кмиты, приходившего к Смоленску в 1580 г.) 50 пищалей затинных, да 380 Литовских людей и пищалей 9 пядных, 2 полуторных» 605 . Название пищалей затинными взято от затина, которым, по академическому словарю, называлось «нарочитое место внутри палисада или укрепления, где особенно ставятся огнестрельные орудия для удобнейшего отражения неприятеля». Но Ф. Ф. Ласковский предлагает другое объяснение: он говорит, что «затином в старину назывался также заряд (?), а затинною пищалью ручное огнестрельное оружие, самого большого калибра, из которого стрелок действовал не иначе, как положив его на подставку или вилку… Надобно полагать, – продолжает он, – что это было камерное орудие, самого малого калибра, имевшее особенное помещение для заряда, или затина» 606 . Впрочем, указанная г. Ласковским память в Дополн. к Акт. Историч. т. III. 125 нисколько не подтверждает того, что затином в старину назывался заряд, а дальнейшее объяснение скорее приводит к общепринятому производству слова «затинный». Платно

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Кондак, глас 6: Светоявленный и Божественный в мире столп,/солнца светильник,/Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех,/освящает той верно покланяющихся и взывающих:/Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас. Кондак, глас 6 Свет являющий в мире и божественный столп,/светильник Солнца духовного, Предтеча,/главу светоносную и божественную свою явив концам земли,/освящает с верою поклоняющихся ей и восклицающих:/“Христов Креститель премудрый, спаси всех нас!” 8 ИЮНЯ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА (319) Тропарь, глас 4: Воинствословием истинным, страстотерпче,/Небесного Царя воевода предобрый был еси, Феодоре:/оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/и победил еси демонов полки,/и победоносный явился еси страдалец./Темже тя верою/присно ублажаем. Тропарь, глас 4 Воинской службой истинной/ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, страстотерпец Феодор:/ибо оружием веры вооружился ты премудро,/и истребил демонов полки,/и явился победоносным страдальцем./Потому тебя с верою всегда прославляем. Кондак, глас 2: Мужеством души в веру оболкийся/и глагол Божий, аки копие, в руку взем, врага победил еси,/мучеников превелий Феодоре,/с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. Кондак, глас 2 Мужеством душевным верою вооружившись/и слово Божие, как копье, в руку взяв,/ты победил врага, Феодор, слава мучеников;/с ними не преставай молиться Христу Богу о всех нас. 9 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА, ИГУМЕНА БЕЛОЕЗЕРСКОГО (1427) Тропарь, глас 1: Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/злострастия терние искореняя,/и собрал еси в ней ученик множество,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/не оставил еси, посещая, да вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 1 Как лилия в пустыне, по писанию,/расцвел ты, отче Кирилл,/злых страстей терние искореняя,/и собрал ней множество учеников,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых;/их и до конца, как чадолюбивый отец,/не оставил своим посещением,/дабы все мы возглашали:/“Слава Давшему тебе силу,/слава Увенчавшему тебя,/слава Совершающему через тебя всем исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010