Я оставляю в молчании очень многое о прекрасном оном Вашем сочинении, чтоб похвалою моею Вашему Преосвященству не наскучит; ибо чего бы не должен был я сказать, ежели бы все то, что восхищало вздумал я описать! Коль великое и основательное знание! Коликое проницание! Коль ясный порядок! Коликая красота в слоге! Какое везде совершенство! Какая чистота! Но кто же пишет так? Муж, которому семьдесят лет уже совершилось. Дай Бог ! Чтоб в какие лета написал Софокл последнюю свою трагедию в те же самые и Ваше Преосвященство могли еще показать толикие силы вашего ума! Есмь, впрочем, с глубочайшим высокопочитанием и таковою же преданностию. Вашего Преосвященства Нижайший слуга, питомец, и почитатель искренний, Федор Шалл 1780 года, Мая дня. Письмо к нему же Преосвященному, Белоезерского Кирилова монастыря Архимандрита Иоакинфа Карпинского. Преосвященнейшему Архиепископу Евгению, мужу ученейшему, Благодетелю Высокопочтенному, Архимандрит Иоакинф Карлинский Здравия желает. По словам Евангельским, древо познается от плодов, а в сходственность пословицы народной, Сокол по полету; из сочинений же и из разговоров мы обыкновенно судим о разуме людей ученых. Что ж принадлежит до меня, я не сужу творений умов превосходных, а только удивляюсь оным. Однако же, с позволения обоих творцов, которые предыдущие рассуждения написали, могу сказать, что гораздо легче сомнение предложить, нежели оное разрешить: для того довольно одного любопытства, для сего потребна твердость ума каковая в прекрасном оном Вашем рассуждении, где Вы древность историческую с толикою точностию разобрали и изъяснили, повсюду блистает. Почему и признать оное по справедливости должно наилучшим, и своего древа достойным плодом. PS: Желательно знать, как Ваий будет принято сочинение мое о церковных преданиях? ибо уверен совершенно, что читатель, с которым о семь теперь говорю, имеет чистое сердце. Я усердно приемлю советы и наставления людей ученых, и им последовать всегда стараюсь. Хотя и не сказано мне точно о имени Вашем: но знаю заподлинно, что Вы руководствовали меня к сочинению краткой Христианской богословии. И так Вас же прошу всеусердно, чтоб и прибавление к оной, в коем содержится рассуждение о преданиях удостоили Вашего благорассмотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Первый. Мы друг другу будем такими руководителями и взаимно станем себя припамятывать то, что читали мы в Летописях о древней знаменитости и славе нашего города. Третий. Это всё в коротких словах сказать можно; то есть: был некогда славен и знаменит Великий Новгород, а ныне и умалился, и потерял уже свою знаменитость. Первый. Но любопытный исследователь не может останавливаться на такой краткой истине. Он захочет узнать, почему какое место или какой народ были сперва знамениты, а после пришли в упадок?       Третий. Летописи об этом не толкуют нам, а только сказывают, когда что случилось. Первый. Между сими случаями можно заметить и обстоятельные причины возвышения и упадка нашей отчизны. Второй. Общая всех царств, всех городов, всех народов участь возвышаться и упадать. Вавилон, Тир и Сидон, Александрия, Афины, Карфаген, Рим и все знаменитые древние города упали. Должно было упасть и Новгороду посреди судьбы. Первый. Но в каждом из сих городов предшествовали судьбе свои особенные обстоятельства и причины. Потому что, как философы говорят, ничего на свете без причины не бывает. Второй. Скажите ж нам наперед: отчего вообще возникают, возвышаются, процветают и падают народы, царства и города? Первый. Народы, царства и города возникают и возвышаются от размножения себя, или совокупления с другими народами; процветают от торговой промышленности между собою и с соседями и от внутреннего благоустройства; а падают от ослабения всех вышеупомянутых причин. Третий. Но предки наши, как приметно, пришли в сию дикую сторону не так сильны, чтобы могли себе покорить бесчисленные орды древних здешних коренных жителей. А Нестор свидетельствует, что даже сами они долго платили дань Варягам 59 . Первый. Первоначальные Греки и Римляне также небольшим числом людей пришли на новые свои места, и сперва стеснены были от окружавших их тамошних народов; но после взяв над ними преимущество, основали сильные и обширные царства. Тоже сделали и предки наши Новгородские Славяне. Они пришли из Вандалии чрез Полотек сперва к старой Русе, где жила издревле часть племени Руссов; потом сели около Ильменя озера; мало-помалу ознакомились с соседними себе здешними народами, каковы тогда были вышеупомянутые Руссы, Кривичи близ нынешнего Смоленска, Меряне близ нынешнего Ростова, Веси близ нынешнего Белоезерска. Но Северные приморские народы, именовавшиеся вообще Варягами, победили всех их и наложили на них ежегодную дань по белке с семьи, которую все они долго и платили.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

— И напрасно! Нынче день всех святых. А также и твой праздник. Двух Кириллов — Кирилла Александрийского и Кирилла Белоезерского. — У вас, попов, каждый день праздники, — засмеялся Кирюха и поспешил на погост. — Эх! Кирюха-горюха! — покачал головой священник и вошел в храм. Он и так всегда прекрасно исповедовал и читал проповеди, а сегодня и вовсе был в ударе. Сам себе удивлялся, до чего хорошо. Один прихожанин исповедовался ему в том, что не чувствует любви к супруге, что она злит его и все делает не так. — Это, конечно, грех, — отвечал ему отец Александр. — Но я скажу по секрету, сам иной раз до того свою Алевтину ненавижу, просто от самого себя деваться некуда. Но потом подумаю: ведь она — мой точильный камень, я об нее затачиваюсь. И если бы она время от времени не была такая плохая, разве я стал бы такой хороший? Господь дает нам жен подчас строптивых, дабы в нас воспитывались твердость и смирение. Дает нам жен чаще всего совсем непохожих на нас. Вот взять хотя бы меня и мою Алевтину Андреевну. Я худён, строен, подтянут. Она — округла и полновата. Взглянуть на нас со стороны, я — единица, она — ноль. Но вместе мы образуем десяточку. Без меня, без единицы, она была бы ноль. Но я и без нее, без нуля, оставался бы всего лишь единичкой. На проповеди он говорил о смехе и унынии: — Я замечаю, в последнее время многие стали смеяться друг над другом. Иначе говоря, зубоскалить. Один другого и так, и сяк высмеивает. Всякий чрезмерный смех кончается слезами. Даже есть такая народная примета. Смеялся ли наш Спаситель? Написана бездна католических трактатов, доказывающих, что Он не мог смеяться. Это нелепо. Ведь Он жил, как все люди, в человечьем облике, а, стало быть, должен был и смеяться, когда Ему бывало весело. Только представим себе, как он сидит на свадьбе в Канне Галилейской и не смеется, когда все вокруг веселятся и хохочут. Нет, конечно, и Он не сидел человеком в футляре, смеялся. Но то, что Он не зубоскалил и не высмеивал других людей, сие несомненно. Давайте же и мы, дорогие братья и сестры, укрощать в себе этот грех глумливого пересмеивания. Над кем зубоскалишь, таковым сам будешь! Другая же крайность — уныние. Что и говорить, много бед свалилось на наш народ в последнее время. Многие потеряли родных и близких, подчас несущих незаслуженное наказание. Но вспомним Иова многострадального, сколько он претерпел, а все не унывал. Каких детишек вы больше всего любите? Скучных и всегда обиженных? Или же веселых? Конечно, вторых. Бывает, шлепнешь такого по удобному месту, а он только: «Мало попало!» Его лупят, а он хохочет. И таких мы больше обожаем, чем унылых. Так же и Господь! Ну, возлюбленные мои, целуйте крест, с праздником, и ступайте с Богом!

http://azbyka.ru/fiction/pop/

(См. там же указатель к этому обозрению. С. 717 (397)). 2) Служебников – а) пять в Московской Синодальной библиотеке (Савв. С. 251 (375)); б) десять в Новгородской Софийской (Куприан. С. 55, 313–318 (312)); в) три в Румянцевском музеуме (Восток. 604–605 (246)); г) два в Воскресенском монастыре (Амфил. 264, 269 (235)). У г. Срезневского в означенный (1250–1400) период показано пять (указател. 739 (397)). 3) Апостолов – а) два в Московской Синодальной библиотеке (Савв. 156 (375)); б) один в Новгородской Софийской (Куприан. 227 (312)); в) два в Толстовской (Описан. 68, 211 (297)); г) два в библиотеке Царского (Опис. 4 (404)); д) один в Воскресенском монастыре (Амф. 261 (235)); е) один в Кирилле-Белоезерском (Варл. 10 (241)). У г. Срезневского – четыре (указател. 709 (397)). 4) Октоихов – а) два в Московской Синодальной (214 (375)); б) пять в Новгородской Софийской (301–303 (312)); в) четыре в Толстовской (2. 469, 498 (297)); г) один в Воскресенском монастыре (275 (235)). У г. Срезневского – четыре (указател. (397)). 5) Трефологиев, или праздничных Миней,– а) три в Московской Синодальной библиотеке (260 (375)); б) шесть в Новгородской Софийской (290–293, 299, 318 (312)); в) один в Румянцевском музеуме (396 (246)); г) один в Толстовской библиотеке (170 (297)). У г. Срезневского – один (указат. (397)). 6) Псалтирей – а) две в Московской Синодальной (223, 224 (375)); б) две в Новгородской Софийской (54, 55 (312)); в) две в Толстовской (168, 207 (297)); г) две в Румянцевском музеуме (463, 464 (246)); д) одна в Воскресенском монастыре (263 (235)); е) одна в Кирилло-Белозерском (11 (241)); ж) одна в библиотеке Московского исторического общества (Опис. 59 (401)). У г. Срезневского – три (указат. (397)). 7) Уставов церковных – а) пять в Московской Синодальной (262 (375)); б) один в Толстовской (6 (297)); в) один в Румянцевском музеуме (710 (246)); г) один в Воскресенском монастыре (272 (235)). 8) Триодей постных – а) две в Новгородской Софийской библиотеке и две вместе с цветною (319 (312)); б) одна в Румянцевском музеуме (707 (246)); в) три в Воскресенском монастыре (89, 281, 286 (235)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кириаку отшельнику, глас 1 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Кириак: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления. Кириллу, игумену Белоезерскому, глас 1 Яко крин в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/злострастия терние искореняя,/и собрал еси в ней ученик множество,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ихже и до конца яко чадолюбивый отец/не оставил еси посещая, да вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Как лилия в пустыни, по Писанию, расцвел ты, отче Кирилл, терние порочных страстей искореняя, и собрал в ней множество учеников, направляемых страхом Божиим и учением твоим, их же до конца, как любящий своих детей отец, ты не оставил, оказывая им внимание, да все взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления». Кириллу Новоезерскому, глас 8 Божиим Духом подвизаемь,/слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/и безплотное в пустыни житие показал еси,/и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/благодеяния труды уплодоносил еси,/и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/отче наш Кирилле .//Моли Христа Бога, спастися душам нашим. Перевод: Руководимый Божиим духом, слез твоих ливнями ты напоил все иссохшее и явил бесплотное житие в пустыни, благодетельными трудами – неусыпными молитвами из глубины сердца и постом – ты уплодоносил ее и всю вселенную просветил сиянием чудес твоих, отче наш Кирилл. Моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

г. было опубликовано на страницах вологодских губернских ведомостей (52–58, 8), – и опубликовано, если не ошибаемся, целиком. К сожалению, нам не удалось найти полного экземпляра этих ведомостей, а в экземпляре Императорской публичной библиотеки стр. 58–54 нет. Поэтому, мы будем руководиться при знакомстве с «Сведением» рукописью киево-софийской библиотеки 166. – Хотя, как мы сказали, оно появилось в печати только в 1865 г., но им еще в 1857 г. воспользовался П. И. Савваитов для своей статьи «Об учреждении вологодской епархии», сначала печатавшейся в «Вестнике исторического русского географического общества» за 1857 г. и потом без изменений перепечатанной в «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1865 г., 5, стр. 164–169, и 6, стр. 196–201 (их мы и будем цитовать); в последних, кроме того, H. И Суворовым сделаны «Дополнения к статье об учреждении вологодской епархии» (ib., стр. 170–180, 201–210, и 7, стр. 235–241). Правда, г. Савваитов ссылается на рукопись нашего автора, бывшую у него в копии (см. примеч. 16), всего лишь один раз по вопросу о титуляции преосвященных, вологодских в конце XV ст. (ib), но, сравнивая ее с его статьею, можно установить большую зависимость последней от первой. Так, Савваитовым заимствованы у Евгения сведения о тех местностях, которые до учреждения самостоятельной вологодской или пермской епархии были подчинены в иерархическом отношении новгородским и ростовским владыкам (стр. 164, 165 и 167). Самые факты, констатирующие эту подчиненность, чуть ли не на половину теже самые, что и в «историческом сведении», – Савваитов или вновь, или точнее указал лишь те источники, откуда преосв. историк заимствовал эти факты. 195 Далее, – сообщения г. Савваитова о присоединении к вологодской епархии уездов белоезерского и пошехонского, об учреждении епархии великоустюжской и ее пределах (стр. 198–200), о присоединены к вологодской епархии уездов вольского и никольского (стр. 200–201) – весьма близки к сообщениям о том же м. Евгения, что, конечно, может быть объяснено пользованием одними и теми же источниками, именно, разными грамотами и указами, которые Евгений должен еще был розыскивать по вологодским архивам, а Савваитов имел уже готовыми в «Актах археографической экспедиции» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

За Спасоевфимиевым За Арсениевым За Лопотовым За Александровым, что на Куште За Успенским Подолним За Никольским Катромским За Спасовым Печенским За Рябинским За Успенским Песочным За Рождественским Сямским За Ферапонтовым За Кириловым Новоезерским За Троицким Устьшехонским За Заоникиевской Владимирской пустынью За Архангельской пустынью За Дмитриевской Югской пустынью За Николаевской Мокрой пустынью За Спасской Репной пустынью За Ломовской пустынью За Успенской Седмигородской За Богоявленской За Спасским Вожеозерским монастырём За Белоезерским Воскресенским Череповым За Ворониною пустынью Б) За Воскресенским Гороцким девичьим Итого за монастырями: 40.127 Всего за домом Архиерейским и монастырями 46.468 Платёж в экономию 17. Епархия Вятская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом с приписными к нему монастырями и пустынями За Преображенским Пыскорским с приписными За Успенским Трифоновым За Богоявленским, что при городе Слободском, с приписным к нему Екатеринским За Крестовоздвиженским Верхочепецким За Троицким Истобинским За приписными к Богословскому Холуницкому За Вознесенским, что при Соли Камской, с приписной к нему Сыльвенской Воздвиженской пустынью За Верхоязвенской Успенской пустынью За Богословским Чердынским За Шеренской Богородичной пустынью За Успенской Чусовской пустынью За Зосимо-Савватиевской Оханской пустынью Итого за монастырями: 33.948 Всего за домом Архиерейским и монастырями 43.012 Платёж в экономию 18. Епархия Устюжская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Устюжским Архангельским За Троицким Гледенским За Устюжским Ивановским За Знаменским Филипповым За Николаевским Прилуцким За Троицким Телеговым За Троицкой Соезерской пустынью За приписной к дому Архиерейскому Зосимо-Савватиевской пустынью За Никольской Верхоломовской пустынью За Богородицкой Теплогорской пустынью За Дуниловой пустынью За Крестогорской и Тихоновой пустынью За Воздвиженской Симоновой Воломской пустынью За Соли Вычегодской за Введенским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Нет основания предполагать, будто все наши монастыри в монгольский период имели жалованные грамоты от князей на недвижимые имущества. Монастырей этих мы можем насчитать более 180, а грамот — едва около 50, и в числе их по две, по три и более, данных одному и тому же монастырю . Правда, грамоты многих других монастырей могли не дойти до нас, но это не дает нам права утверждать, что такие грамоты действительно существовали и были у всех монастырей. Вероятнее, что жалованные грамоты удостаивались получать только монастыри, почему-либо близкие князьям, находившиеся в их стольных городах и преимущественно известные по святости своих основателей и настоятелей, каковы: Троицкий Сергиев, Кириллов Белоезерский и подобные. Неосновательно также было бы думать, будто имения наших тогдашних монастырей были обширны, многолюдны и приносили им большие, даже огромные доходы. В грамотах предоставлялось монастырям перезывать к себе людей, но многие ли действительно к ним переходили и у них селились — неизвестно; предоставлялось владеть угодиями, землями и населенными вотчинами; но велики ли были эти земли, велико ли в них народонаселение — мы почти не знаем . Может быть, всех доходов, какие получали монастыри с своих крестьян и недвижимых имуществ, едва доставало на содержание монашествующей братии, нередко многочисленной, на поддержание монастырских зданий и храмов. И мы знаем из житий некоторых подвижников того времени, что даже в таких монастырях, как Сергия Радонежского и Кирилла Белоезерского братия, по крайней мере при жизни их, иногда нуждались в самом необходимом . Что ж сказать о других обителях? Нет спора, что впоследствии, по свержении ига монгольского вотчины наших монастырей постепенно умножались и увеличивались и некоторые монастыри достигли значительного богатства, но у нас речь собственно о периоде монгольском . Наконец, немало погрешил бы и тот, кто вздумал бы ставить в укор нашим тогдашним иерархам и монастырям, что они хлопотали о вотчинах и о жалованных грамотах на вотчины.

http://sedmitza.ru/lib/text/435918/

О преподобне и богоносне отче наш Ионо! Ты, куплю житейскую еще совершая и по водам езера Онега плавая бурею на луду водную извержен был еси, и на брезех сих тихое пристанище от волнений житейских обрел еси. Темже и неленостно во трудех, молитвах и слезах Господа ради подвизаяся, куплю духовную добре совершил еси, и купец премудр Царствия Небеснаго явился еси, и ныне во дворех небесных веселишися, духом твоим неотступен от обители Клименицкия пребывая, идеже многотрудное твое тело почиет. Темже и плавающым по водам онежским путь указуеши и от потопления воднаго избавляеши многажды чудесне призывающым тя являяся, и всем скорый помощник и теплый молитвенник бываеши. И ныне к раце мощей твоих смиренно припадающе, прилежно молим тя, угодниче Божий: призри на ны окаянныя и непотребныя, морем грехов потопляемыя, и бурею душетленных страстей волнуемыя, и с кораблем душетленным на луде злых обычаев сокрушаемыя. Буди о нас ходатай ко Господу, к Немуже дерзновение доброе стяжал еси: пролей к Нему теплую молитву твою, да утишит бурю страстей наших, и хладная сердца наша огнем Божественныя любве Своея да согреет, и тако да сподобит нас теплое покаяние ему приносити, останок же дней наших благоугодне пред Ним пожити, труды же и скорби жития сего терпеливно, безропотне и со благодарением понести: егда же приспеет страшный час исхода нашего от сего жития, да поможет нам грозная мытарства воздушная неудержанно миновати, ниже рыкающым мысленным львом душы нашя поглотити да попустит, но бездну грехов наших в мори милосердия Своего да погрузит, и ради Своея неизреченныя любве и милости в роду человеческому нас да помилует, причастники Своего Царствия соделав, и да сподобит тамо наслаждатися Его Божественною любовию, купно с тобою и со всеми святыми, во веки веков. Иуниа 9. Молитвы преподобному Кириллу Белоезерскому Молитва 1, из акафиста О священная главо, преподобне и богоносне отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго зступника нашего: яви велие милосердие твое нам смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твоя о нас ко Господу Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Ему подлежали митрополиты, архиепископы, привилегированные монастырские власти: настоятели, игуменьи и прикащики, все вообще обитатели привилегированных монастырей, монастырские слуги и лица белого духовенства, владевшие вотчинами: соборные протопопы с и духовенство монастырских сел, принадлежавших привилегированным Все эти лица судились чрез Приказ Большого Дворца в исках на них со стороны лиц других ведомств, светских. «А кому будет чего искати на то иск вчинять в Приказе,—так обыкновенно говорится в несудимых грамотах. Но некоторые монастыри находили для себя стеснительным и то, что они, подлежа ответственности в исках на них в Приказе Большого Дворца, сами должны вчинять иски на посторонних в различных приказах, которым ответчики были подсудны. Поэтому они просили государей пожаловать их правом нчинять иски на светских в Приказе же Большого Дворца, где и сами отвечали, и действительно получали это право. Так Суздальского Покровского монастыря игуменье с сестрами при Михаиле Феодоровиче пожаловано «кому будет чего искать на них игуменье с сестрами, и на их монастырских попех, и на слугах, и на крестьянех, или им будет игуменье с сестрами, и их монастырским попом, и служкам и крестьянем, и всяким монастырским людем, на ком всяких чинов на всяких людех искать какого управного дела, и они ищут тех управных дел на всяких людех в том же Приказе Большого Дворца, a в иных приказех во всяких управных делах игуменью с сестрами, и их попов, и слуг и крестьян, кому до них сторонним людем дойдет исковое дело, или будет им игуменье с сестрами дойдет до кого до сторонних дел исковое дело, и их опричь Приказу Большого Дворца не Такие же права даны были Новгородскому Юрьеву, Троицко-Сергиеву, Белоезерскому и некоторым другим Подобная жалованная дана была в 1634 г. Мая 29 дня архиепископу Вологодскому Варлааму, чтобы архиепископским стряпчим, которые живут на Москве и домовым людем и вотчинным крестьяном во всяких исковых делех искать и отвечать в одном Приказе Большого Прежде, чем сформировался при московских государях, Приказ Большого дворца, суд давался подлежащим лицам или самим Государем или дворецким Большого дворца, — «сужу их...

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010