Таинство елеосвящения. Историко-динамический очерк Елеосвящение (Соборование) – это одно из семи Таинств, которое, по учению Православной Церкви, служит духовным врачеванием для телесных и духовных недугов, а также дарует больному исцеление тех грехов, в которых он не успел раскаяться, поскольку при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия. Соборование. Фото: azbyka.ru Очевидно, болезни провоцируются человеческой греховной природой. И их источник заключается в грехе. А значит, совершаемое в Таинстве Елеосвящения исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования, таким образом, заключается не только в обретении телесного здравия, но и в приобщении к праведности, миру и радости во Святом Духе (см.: Рим. 14; 17). Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует святой евангелист Матфей, говоря, как Христос послал апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10: 1). При этом апостолы имели прямое указание: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф.10: 8). Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему которого дает в своем послании апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5; 14, 15) . В древней Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов, чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. См. свидетельства Апостольских постановлений, Канонов Ипполита, Барселонского папируса, Евхология Серапиона, Дидахе, а также замечания сщмч. Иринея Лионского, свт. Иоанна Златоуста, Оригена и мн.др. .

http://pravoslavie.ru/52676.html

Хвалим Тебя, Отче невидимый, податель бессмертия, Ты – источник жизни, источник света, источник всякой благодати и всякой истины, человеколюбче и нищелюбче, всех примиряющий и всех к себе через пришествие возлюбленного Сына своего привлекающий, молимся: даруй нам Духа света, дабы мы знали Тебя истинного и Его же послал еси Иисуса Христа, даждь нам Духа святого, дабы мы могли высказать и изъяснить неизреченные твои таинства, да возглаголет в нас Господь Иисус и Святой Дух и да воспоет Тебя через нас, ибо Ты превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имени именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей; Тебе предстоят два честнейшие шестокрылатые серафима, двумя крыльями закрывающие лицо, двумя же ноги, двумя летающие и освящающие; с ним прими и наше освящение говорящих: свят, свят, свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы твоея; полно небо, полна земля величества славы твоея. Господи сил, исполни и жертву сию твоей силы и твоего причащения, ибо Тебе мы принесли эту живую жертву, приношение бескровное; Тебе принесли этот хлеб подобие тела Единородного; хлеб этот есть подобие Святого тела, потому что Господь Иисус Христос в ночь, в которую предан, взял хлеб, преломил и дал ученикам своим говоря: Примите и ядите сие есть Тело мое, еже за вы ломимое в оставление грехов. Поэтому и мы, совершая подобие смерти, принесли хлеб и просим через эту жертву прости всех нас и помилуй, Боже правды. И подобно тому, как хлеб этот посеян был по горам и собранный составил единое (цельное), так и святую церковь свою собери из всякаго народа, из всякой страны, из всякаго града, веси и жилища и сделай ее единою живою кафолическою церковью. Принесли мы и чашу подобие крови, потому что Господь Иисус Христос , взявши чашу по вечери, сказал своим ученикам: Приимите, пийте, сия (чаша) есть новый завет, сия есть кровь моя, за вы изливаемая во оставление грехов. Посему принесли мы и чашу подоби крови, прося: Да приидет Боже правды, святое Твое слово на хлеб этот, чтобы хлеб стал Телом Слова и на чашу эту, чтобы чаша стала истинною кровью и соделай, чтобы все причащающиеся получили жизненное врачевство для исцеления всякой болезни, для умножения всякаго преспеяния и добродетели, но не для осуждения, Боже правды, ни для обличения и стыда, потому что мы призвали Тебя нерожденного через Единородного во святом Духе, да получит милость народ этот, да удостоится преспеяния и да пошлются в спутники народу ангелы для противодействия лукавому и для укрепления церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

κολουθα ες κουρν μανδυτου в Евхологии 1475 года Синайской библ. 980 674 близко подходит к изложенному последованию малой схимы по Евхологию 133 (744). Также, как и там, в Евхологии 980 не имеется особой службы в канун пострига. В самом чине очень сокращена песенная часть. Одни и те же молитвы. Исключение составляешь последняя молитва Κριε Κριε, δναμις τς σωτηρας μν..., которая уцелела в Евхологии 980 от древней просхимы 675 и не была заменена здесь молитвою Κριε Θες μν εςγαγε... из последования великой схимы, как это было сделано в чине малой схимы по Евхологию 133 (744). При отмеченном сходстве с чином в названном Евхологии 133, чин малой схимы в Евхологии 980 имеет и отличия при том – такие, которые заставляют нас вспомнить о чинах, малой схимы в Евхологии 68 и, отчасти, в Евхологии 985. Так, подобно первому, в Евхологии 980 вопрос Ποθες ξωθναι... осложнен добавлением слов о значении малого пострига, как обручения великой и ангельской схимы. Подобно второму, назидание Βλπε τκνον... ограничено несколькими лишь словами. Одежды для малосхимника назначены, по Евхологию 980, те же, какие указаны и в Евхологии 450: χιτν. παλλον, καμηλακιον, ζνη и σανδλια. На литургии новопостриженный приобщается св. Таин, если достоин. Для этого он входит в алтарь. По окончании службы, один кто-либо из братии постригает его, при чем поются Непорочны. Кажется, та или иная практика относительно вторичного пострижения, – т. е. всею ли братией, или одним кем-либо из монахов, – составляет то главное, чем отличаются друг от друга чины пострижения в малую схиму, построенные по типу такового же последования в Евхологии 133 (744) Афоно-Ватопедской библиотеки. XXIX Первое печатное издание последования малой схимы мы имеем в Венецианском Евхологии 1602 года, где это последование нашло себе место на лл. 96–100 под заглавием: κολουθα το μικρο σχματος, τοι το μανδου. Относительно печатного издания последования великой схимы в Евхологии 1602 года мы говорили. Мы указывали, что епископ Максим кифирский, издатель этого последования, воспользовался одним из рукописных текстов той группы чинов великой схимы, к которой принадлежит Евхологий 1566 года Синайской библиотеки 996, и приспособила этот текст к своему изданию 676 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХОЛОГИЙ [греч. Εχολϒιον], собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг. Содержание Е.- молитвы чина Божественной литургии и чинов др. таинств и треб . Наименование «Е.» (распространенное не только в греч. традиции, но и в ряде ориентальных, напр. коптской) обычно также применяется и к сборникам, не содержащим текстов евхаристической литургии (слав. Требник), тогда как сборники, содержащие тексты литургии, но без чинопоследований др. таинств, могут обозначаться как Литургиарий, или Литургикон (слав. Служебник), и т. п. Эквивалентом Е. в лат. традиции является Сакраментарий . Наиболее ранние сохранившиеся Е.- Барселонский папирус (P. Monts. Roca inv. 154b-157b, IV в.) и Серапиона Евхологий (Ath. Laur. 149. Fol. 1-24v, XI в.) - были составлены в IV в. и относятся к егип. традиции (см. ст. Александрийское богослужение ). Древнейшая сохранившаяся рукопись к-польского Е. (см. ст. Византийское богослужение ) - Vat. Barber. 336, кон. VIII в. (содержащиеся здесь чины имеют к-польскую основу, но отражают влияния нек-польских традиций; см. Барберини Евхологий ), палестинского Е. (см. ст. Иерусалимское богослужение ) - Sinait. МГ. 53, VIII-IX вв. (ркп. не опубл. и не исследована). Начиная с IX в. известно множество рукописей визант. Е.; то или иное их количество имеется в каждом заметном собрании греч. рукописей. Особой известностью пользуются к-польские Виссариона Евхологий (Crypt. Γ. β. I, основной текст - ок. 1020 г.) и Стратигия Евхологий (Paris. Coislin. 213, 1027 г.), периферийные (имеющие к-польскую основу, но отражающие нек-польские влияния) Порфирия Успенского Евхологий (РНБ. Греч. 226, X в.), Севастьянова Евхологий (РГБ. Греч. 474, XI в.), целый ряд Е. из б-к Синая (напр., Sinait. gr. 959, XI в.), Гроттаферраты (напр., Crypt. Γ. β. VII, X в.) и др. Слово «Е.» фигурирует и в наименовании одной из древнейших сохранившихся слав. рукописей, Синайского глаголического Евхология (Sinait. slav. 37, X-XI вв.; в первоначальный состав рукописи нек-рые исследователи также предлагают включать глаголические Синайский Служебник и Синайский Миссал ), но это наименование является условным и в самой рукописи не содержится; в последующей слав. традиции термин «Е.» распространен мало, хотя и встречается в некоторых поздних рукописях и изданиях (самоназванием ранних рукописей Служебника - напр., РНБ. О. п. I. 5, 1-я пол.- сер. XIV в.,- также иногда является слав. пер. слова «Е.»:  ); в слав. традиции Е. соответствуют Служебник и Требник .

http://pravenc.ru/text/187952.html

брати –      Зографское, Ассеманиево и Остромирово евангелия, Саввина книга, Супрасльская рукопись, сборник Клоца, Синайская и Погодинская псалтыри, Христинопольский и южнославянские апостолы, Синайский евхологий, Фрейзингенские отрывки (SJS I, 141); братолюбьстви – Супрасльский сборник, Христинопольский (толковый) апостол (SJS 1, 140–141); братолюби – южнославянские списки Апостола (Слепченский, Шишатовацкий, Охридский, Македонский (Струмицкий)) (SJS I, 142); братолюбьць – Христинопольский и Слепченский апостолы (SJS I, 141); братосъмси – Номоканон Мефодия (U, л. 42Ь26) (SJS I, 141); братосътворени – Синайский евхологий (SJS I, 141); братобииство – Супрасльский сборник (SJS I, 141); братобииствьнъ – Канон св. Вячеславу (рус.) (SJS I, 141); братьнь – Супрасльский сборник, паннонское Житие Константина, Зографские листки, Житие Вячеслава (в т.ч. про­ ложное) (по русским спискам) (SJS I, 143); братьскы – Номоканон Мефодия (U, л. 47Ь21) (SJS I, 143); братьство – Супрасльский сборник (SJS I, 143); братчдъ – только Супрасльский сборник (SJS I, 143). В числе производных от основы братр – имеем: братри – Мариинское и Зографское евангелия, сборник Клоца, Синайская и Погодинская псалтыри, Синайский евхологий, Фрейзингенские отрывки (SJS I, 141; Wiehl 1974, 49), глаголическое евангелие Григоровича (Москва, РГБ, ф. 87, No 10) XIII–XIV вв., болгарский патерик Михановича XIII в. (Vindob. slav. 137/152), «Петербургская псалтырь» XIV в. (Miklosich 1862–1865, 43); братролюби – Синайский евхологий (SJS I, 142); братротворни – Синайский евхологий (SJS I, 142); братрьнь – Сборник Клоца, Синайский евхологий, патерик Михановича (SJS 1, 142–143; Miklosich 1862–1865, 43); братрьскъ – хорватско-глаголическая служба Кириллу и Мефодию (SJS 1, 143); братрьство – Синайский евхологий, хорватско-глаголическая служба Кириллу и Мефодию и другие старохорватские глаголические тексты (SJS 1, 143; Miklosich 1862–1865, 43). Из этого сопоставления видно, что производные с основой брат – гораздо более многочисленны и чаще представлены в славянских памятниках, чем слова с основой братр –, что является верным признаком инновационности (продуктивности) первой модели в позднепраславянском языке и архаичности (или диалектном характере) второй.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Как отнестись к этому указанию? Следует ли доверять ему, или, наоборот, надо отвергнуть его, как личный домысл переписчика Евхология 568? Не может быть никакого сомнения в том, что имя св. Антония Великого , как создателя чина пострижения в монашество, употреблено в названном памятнике по недоразумению. Тот, кто составлял заголовок к чину ες σταυροφρον μοναχν в Евхологии 568, знал, по всей вероятности, о существовании тех памятников аскетической письменности, на основании которых обычно выводят заключение о существование чина пострижения в монашество во времена св. Антония Великого . Но автору заголовка в чине ες σταυροφρον μοναχν по Евхологию 568 неизвестно было, что с памятниками аскетической письменности, надписанными именем св. Антония Великого , – вообще должно обращаться весьма осторожно, а в том пункте, где эти памятники говорят о чине пострижения в монашество во времена св. Антония Великого, им и совершенно не следует доверять 640 . Что касается до указания на св. Евфимия Великого и св. Савву Освященного, то во времена этих палестинских подвижников (св. Евфимий скончался в 473 году, а св. Савва – в 532 году) чин пострижения в монашество действительно уже существовал, как показывает запись его в Ареопагитиках которую мы отнесли, к первой половине V века 641 . Но вот вопрос, – дает ли Евхологий 568 какие ни будь твердые ручательства, что содержащейся здесь чин ες σταυροφρον μοναχν совершался во времена св. Евфимия Великого и св. Саввы Освященного в таком именно виде, в каком он представляется по Евхологию 568? Таких ручательств в Евхологии 568 не имеется. В том месте своего исследования, где мы делали попытку по самым литургическим памятникам восстановить τν μοναχικν πκλησιν в описании псевдо-Дионисия, – мы уже обращали внимания на Τξις ες αχμα μοναχο σταυροφρου в Евхологии (274) при разборе чина пострижения в Евхологии XI–XII века Синайской библ. 961. При помощи этого чина мы старались определить расположение молитв в последовании π το μλλοντος λαμβνειν σχμα μοναχικν по Евхологию 961. По нашим соображениям получалось, что последование в Евхологии 961, нося на себе черты глубокой литургической древности, является в отношении к πκλησις’у в Ареопагитиках литургическим произведением уже осложненным крупными добавлениями 642 . Но еще более осложненным является чин ες σχμα μονχο σταυροφρου в Евхологии 73 (274), также как и в Евхологии 568 родственный ему чин ες σταυροφρον μοναχν.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рельефно выраженная в κατχηοι’е мысль о великом постриге, как о втором крещении, подала нам повод предположительно относить к творчеству самого преп. Феодора Студита если, конечно, и не все оглашение полностью, то, по крайней мере, – в наиболее характерном его месте, каковым мы считаем слова оглашения о схиме, как о втором крещении 248 . Однако, какие же могут быть представлены фактические основания для приблизительного, хотя бы, решения вопроса об авторе κατχηοι’а? Оперируя с данными, извлекаемыми из самых памятников чинопоследований пострижения в монашество, мы считаем необходимым привлечь в качестве материала к решению поставленного вопроса следующие литургические документы: Евхологий X–XI в. Московского Румянцевского Музея 447, Евхологий 1027 г. Парижской Национальной (Coislin) библ. 213, Евхологий XI–XII в. Синайской библ. 961, Евхологий XIII в. Иерусалимского монастыря св. Креста (ныне Иерусалимской патриаршей библ.) 100, Евхологий XIV в. Афоно-Ватопедской библ. 133 (744), Евхологий XIV–XV в. Московского Румянц. Муз. 472 и Евхологий XV в. того же Музея 473. Выше мы уже указали на важность Евхология 961 в смысле определения источника пространной редакции оглашения великой схимы (в 474 и 213 249 ). Теперь изложим с большей подробностью свой взгляд на тексты поучений в 961, 474 и 213, присоединив к ним тексты поучений при пострижении в малую схиму по рукописям 100, 133 (744) 250 и 472 251 . Если сравнить текст поучения в 961 с некоторыми строками из κατχηοι’а великой схимы по таким древнейшим его спискам, какие мы имеем в 474 и в сходном с ним 213, то нельзя не заметить внутреннего родства между ними. Вот параллели текстов: 971. Ε ον βολη μοναχς γενσθαι, πρ πντων καθρισον αυτν π παντς μολυσμο σαρκς κα πνεματος, πιτελν γιωσνην ν φβ Θεο, κτσαι ταπεινοφροσνην, δι’ ς κλρονμος γενσ τν αωνων γαθν, πθου τς βιωτικς συνθεας τ θρσος, πακον χε πρς πντας, γγγυστος σο ν τας πιτασσομναις σοι διακοναις, ν τ εχ προσκαρτερικς, ν τας γρυπναις μ κατκνει, ν πειρασμος μ θμει, ν τ νηστε μ κλου, γινσκων, τι δι προσευχς κα νηστεας δε ξιλεσασθαι τ Θε, ν σθενεαις μ λιγωρε, πιτρει δ τος πονηρος λογισμος, τι οκ χει πασασθαι χθρς, ποβλλων σι μνμην το προτρου βου κα μσος πρς τγ νρετον τατην κα γγελικν πολιτεαν σ ον, τκνον, νφε ν πσι, κακοπθησον, καλς στρατιτης Χριστο Ατς γρ Κριος μν κα Θες, πλοσιος ν, δι’ μς πτχευσεν, να μες πλουτσωμεν ν τ βασιλε τν ορανν. Μιμητς γενο το Κυρου, προκπτων ν τας ντολας ατο μρας κα νυκτς.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

B)  практика XV в. (описания и комментарии) PG-155 ­­ SYMEON Thessalonicae ( Симеон Солунский ), Opera, MIGNE PG 155 (греч. – лат.), (см. Διαλογο« ­­ Разговор). APA ­­ его же, Τα απαντα (на новогреч. языке). C)  печатные Евхологии (после XV в.) GOA (в ИСТ: ЕГ) ­­ Goar J., Ευχολογιον sive Rituale Graecorum…, 1-е издание: Париж, 1647, 2-е издание: Венеция, 1730 (Graz, 1960). (по первым венецианским изданиям православного Евхология). ZER (в ИСТ: ЕА) ­­ Ζρβο» Σ., Ευχολογιον το μγα. Venezia, 1862 (издательство:» Αστρ, Афины, 1970) (православное издание). ROM Ευχολογιον το μγα. Roma, 1873 (католическое издание по рукописи BES). PAP Παπαδοπουλο» N., Ευχολογιον το μγα (православное издание: Αποστολικ Διακονα, Σαλβρου. Афины, 1927). 2) Другие рукописные тексты GSE (в ИСТ: ЕС-956 и т. д.) ­­ Греческие синайские Евхологии: напр., GSE-956 и. т. д. (ДМИ), см. также: Е-Пантелеймон, Е-Патмос, Е-Лавра и т. д. ­­ Афонские Евхологии, изданные Дмитриевским (ДМИ или Д2) Gb2, Gb4, Gb7, Gb10, Gb11, Gb14 и т. д.: греческие непатриаршие гроттаферратские Евхологии. V1833…: греческие непатриаршие ватиканские евхологии PAM (в ИСТ: ТП) ­­ Рук.  Патмос гр. 266:  «Типикон» (Синаксарь-Канонарь) Св. Софии КП, IX в. (издание: ДМИ-1, стр. 1). HAG (в ИСТ: ТС) ­­ Рук.  Иерусалим гр. Агиос-Ставрос гр. 40:  «Типикон» (Синаксарь-Канонарь) Св. Софии КП, X в. (издание: Mateos J. OCA, 165–166). DRE (в ИСТ: ТД) ­­ Рук.  Dresden gr.104  ­ «Типикон» Апостол-апракос Св. Софии КП, XI в. (см. ДМИ-ДРЕ) (см. некоторые московские издания на стр. 6) Песненное последование  – ασματικ ακολουθα 89 Песненное последование составляли: а) Шесть ежедневных служб: 89  МОЛ КАК ЕСР:18, 57–113; ИТИ:40. 1) Вечерня и утреня по древней кафедрально-соборной практике; 2) Полунощница, третий, шестой и девятый часы, по апостольскому примеру (см. Деяния Ап.) и по городской монашеской традиции. Пустынная традиция бдений сохранялась неким образом в длинном псалмопении, совершаемом на паперти, в начале вечерни и утрени. б) Две особых службы:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так как молитва эта появляется в первый раз в последовании ες ρχριον ασοφοροντα по Евхологию XIV века Афоно-Ватопедской библ. 133 (744) и в последующие века повторяется множеством чинов над новоначальными, из каковых чинов, по всей вероятности, принимается и в чин ες σχμα μοναχο σταυροφρου, известный по рукописям не ранее XV века 763 , то не будет, кажется, ошибкой думать, что молитва Ες τν ζυγν σου, Δσποτα, τν σωτριον πρσδεξαι, κ. τ. λ., составлена была нарочито для чина на одеяние в рясу и камилавку. По-видимому, для последования ες τ φορσαι τιν ρσον μνον κα καμηλαχιον в Евхологии XV–XVI века Иерусалимской патриаршей библ. 367 составлена и молитва Κριε, Θεο; μν, πατς γαθο δοτρ κα τελειωτς, κ. τ. λ. 764 . В последованиях великой схимы и в приуготовительных к великой схиме чинах этой молитвы мы не встречаем. Вот две молитвы, которые могут быть признаны за составленные нарочито для последования ες ρχριον ρασοφοροντα. VIII Что касается до песнопений, входящих в состав чина над новоначальными, то в большинстве случаев памятники указывают в начале чина тропари покаянные: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, по милуй нас... И ныне: Милосердия двери... Перечисленные тропари, найдя себе место в чине ες ρχριον ασοφοροντα по Евхологию XIV века Афоно-Ватопедской библ. 133 (744), повторяются во множестве списков чина по рукописям ΧV и XVI веков и переходят в печатные издания чина. Но некоторые экземпляры чинов над новоначальными содержать особые тропари, взятые частью из последований великой и малой схимы, а частью составляющие собственность только чинов над новоначальными. Евхологий, напр., XIV–XV века Московского Румянцевского Музея 472, л. 106 об., Евхологий 1475 года Синайской библ. 980, Евхологий Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 344, л. 5, Евхологий XV века Иерусалимской патриаршей библ. 377, и др. указывают тропарь γκλας πατρικς..., поемый на малой и на великой схиме. Но тропарь ς περιπεσν εις τος ληστς κα τετραυματισμνος..., а равно и богородичен Ερχωρον χωρον..., положенные в Евхологии XIV–XV века Московского Румянцевского Музея 472, в Евхология 1475 года Синайской библ. 980 и в Евхологии 1501 года Александрийской патриаршей библ. 455, составляют принадлежность чина над новоначальными, как и богородичен Τ Θεοτκ κτενς νν προσδρμωμεν... в Евхологии XV века Московской Синодальной (б. патр.) библ. 344. л. 5, и богородичен χραντε Θεοτκε... в Евхологии XV века Иерусалимской патриаршей библ. 377.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наш Εχολογιον, если он будет удостоен просвещённого внимания гг. членов Совета Академии и затем напечатан, уже сам по себе составит весьма важное научное приобретение. Обнимая памятники православного богослужения во всей его совокупности за столь длинный период, наш Εχολοιγον будет громадным подспорьем в деле начавшейся разработки вашей науки в пределах нашего отечества. Все собранные нами данные православного богослужения отличаются бесспорным интересом и новизной, но не все имеют одинаковую научную важность. Некоторые из этих данных, по своему научному интересу, заслуживают особенного внимания и достойны упоминания в данном случае. В области целого евхология нельзя пройти молчанием здесь, например, евхологий VIII–IX в. Синайской библиотеки 957, как имеющий самое близкое отношение к известному уже в науке Εχολογιον’у того же времени по списку Барбериновскому (Codex Barberinus S-Marci), изданному Гоаром вполне (Εχολ. Lut. 1647 ап.) и Сваинсоном лишь чины литургий (The greck Liturgies Lond. 1884 г.) и во многом дополняющий упомянутые издания; рукопись X века той же библиотеки 958 за полноту и интерес содержащихся в ней чинов древнейшей богослужебной практики, вышедших совершенно из употребления и потому в других рукописях несколько позднего происхождения, XIII, XIV и т. д. веков не встречающихся и бомбицинный евхологий того же монастыря 973 с определённой датой 1153 года. Последний евхологий, являясь весьма приятным исключением в ряду своих собратий всех известных библиотек 35 и имея неоспоримо важное значение своей датой для прочных научных выводов нашей науки, представляет в то же время научный интерес обилием молитв на различные случаи, между которыми много молитв апокрифического содержания и появлением в столь раннее время весьма сложных чинов и последований с молитвами нередко тоже апокрифического характера. Необходимо здесь указать ещё на бомбицинный евхологий каирской патриаршей библиотеки XIV в. 104 и на рукопись синайской библиотеки XV века 1006, как замечательнейшие сборники чинов и последований, практиковавшихся исключительно только в церкви александрийской, на пергаментную рукопись XIV века бывшей библиотеки монастыря Саввы Освященного (ныне патриаршей иерусалимской) 362 вместе с рукописью каирской патриаршей библиотеки 1407 года 371, как на источники практики великой константинопольской церкви и, наконец, на Архиерейский служебник 1660 года патриаршей иерусалимской библиотеки 151 вместе с упомянутым уже выше сборником 1665 г. свято-гробской константинопольской библиотеки, как на памятники бывшей практики церкви иерусалимской. Нельзя здесь не отметить пергаментный евхологий синайской библиотеки 1426 года 968, который, кроме своего материала и замечательно изящного письма, не лишён и литургического значения по полноте своих чинов, нередко потом повторяемых в других синайских рукописях позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010