17-го ч., во вторник, выехал я из Харькова, в сопровождении Кафедрального Ключаря и прочей свиты, по тракту к заштатному городу Чугуеву, для обозрения церквей. Общие результаты моих наблюдений во время поездок по епархии в течение 1876 г. изложены в отчете Св. Синоду в таком виде: 1) Большая часть храмов, как по наружному виду, так и по внутреннему устройству, вполне соответствуют своему назначению. Церкви ветшающие и утратившие прежнее благолепие, тщанием и усердием прихожан, постепенно исправляются и приводятся в подобающий святыне вид. Мною обращено было особенное внимание на иконную и стенную живопись, и усмотренные в этом отношении недостатки тут же указываемы были приходским священникам и местным Благочинным, с приказанием немедленно исправлять оные. 2) В священных утварях, в ризничных и других богослужебных принадлежностях нигде недостатка мною не усмотрено; только в одной церкви, именно Петропавловской села Лимала, Изюмского уезда, я нашел, к удивлению моему, одну и единственную напрестольную одежду, и притом довольно бедную. Впрочем, это зависело не —382— 1876 г. столько от скудости средств, сколько от недостатка внимания приходского священника и церковного старосты. 3) Церковные библиотеки, большею частью, не достаточны, но при некоторых церквах, как, напр., при соборной Троицкой в г. Волчанске, при Гусаровской Изюмского уезда, и Камянской Старобельского, очень довольно имеется книг духовно-нравственного содержания, и библиотеки находятся в отличном порядке. Об умножении полезных и назидательных книг в церковных библиотеках везде делались мною должные внушения. 4) Церковные документы не везде найдены в должном порядке и исправности. К приведению сего в порядок приняты надлежащие меры. 5) Приходское духовенство, за весьма немногими исключениями, отличается добрым направлением как в умственном, так и в нравственном, отношениях. – Из всех священников, коих я видел при посещении церквей, только один, именно, священник Беловодской Троицкой церкви, В… изобличен был в нетрезвой жизни, и за сие подвергнут должному взысканию. – Из псаломщиков двое, также за нетрезвость, удалены от своих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > В украинских пыточных узников, потерявших сознание, приводят в чувство током 05.04.2016 731 Время на чтение 6 минут «Как меня взяли, так избивали, на протяжении нескольких дней. «Доктор» тоже не совал мне никакой ручки. Видимо, он просто получал кайф от того, что мучил», - рассказал газете ВЗГЛЯД россиянин Олег Хлюпин, обвиненный ранее на Украине в шпионаже. По словам россиянина, в расположении «добровольческих батальонов» он подвергся пыткам. На прошлой неделе ему удалось выйти на свободу. Олег Хлюпин - житель Волгограда, водитель по профессии, захваченный год назад украинскими боевиками по обвинению в шпионаже, на минувшей неделе был освобожден, сообщили ранее « Новости Украины и мира». Напомним, Хлюпин в феврале прошлого года въехал на территорию самопровозглашенной ЛНР. Он собирался через Луганск добраться до Беловодска (луганский город, который контролируется Киевом), чтобы забрать к себе в Россию престарелого отца. По его словам, отец - инвалид I группы, слепой - 100% потери зрения, по сей день остается в Беловодске. В районе Станицы Луганской Хлюпина задержали на блокпосту бойцы одного из «добровольческих батальонов». Сперва Хлюпин содержался в подвалах, в расположении «батальона» - предположительно, «Торнадо». Позднее его все же передали СБУ, которая уже официально обвинила его в сотрудничестве с ГРУ. Как сообщал ранее Первый канал, молодого россиянина, пережившего пытки, побои, издевательства, украинские спецслужбы пытались осудить по явно сфабрикованному делу. Однако в защиту Хлюпина выступал МИД России, ему помогал российский консул в Киеве Алексей Грубый. Дома, в Волгограде, все это время его ждала жена и маленький сын. Месяц назад новым адвокатом по его делу согласился стать Юрий Грабовский. Как писала газета ВЗГЛЯД, адвокат затем пропал, а в конце марта был найден мертвым. Поскольку никаких улик украинским сыщикам так найти и не удалось, а оправдать его они не решились, Хлюпину предложили подписать так называемую угоду - он согласился, что виновен не в преступлении, а лишь в «преступном умысле», после чего 25 марта был освобожден прямо в зале суда. Неизвестные (судя по всему, сотрудники СБУ) вывезли его затем на пограничный КПП и фактически выдворили в Россию.

http://ruskline.ru/opp/2016/aprel/05/v_u...

23 ноября советские войска в ходе контрнаступления окружили немецко-фашистскую группировку под Сталинградом. В «котле» оказались свыше 300 тысяч гитлеровских солдат и офицеров. В течение 70 дней немцы будут отчаянно пытаться разбить кольцо советского окружения, но сделать это им так и не удастся. 25 января И.В.Сталин в Приказе Верховного Главнокомандующего по войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Калининского, Волховского и Ленинградского фронтов подвел итоги двухмесячных наступательных боёв Красной Армии, в результате которых были разгромлены гитлеровские армии на подступах к Сталинграду, прорвана блокада Ленинграда, а также освобождены города – Кантемировка, Беловодск, Морозовский, Миллерово, Старобельск, Котельниково, Зимовники, Элиста, Сальск, Моздок, Нальчик, Минеральные Воды, Пятигорск, Ставрополь, Армавир, Валуйки, Россошь, Острогожск, Великие Луки, Шлиссельбург, Воронеж и многие другие города и тысячи населённых пунктов. В этом же Приказе Верховный Главнокомандующий выдвигает лозунг: «Вперёд, за разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!». 31 января 1943 года командующий группировкой немецких войск в Сталинграде фельдмаршал Ф. фон Паулюс подписал акт о капитуляции. В плен, согласно официальным данным попала 91 тысяча гитлеровцев, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом. 2 февраля – 200-й, последний день Сталинградского побоища. В этот день по всей Германии был объявлен трёхдневный национальный траур, были приспущены государственные флаги. Сталинградская битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. И.В. Сталин, давая оценку этой битве, впоследствии скажет: «Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже Сталинградская битва имела и огромный международный резонанс.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/19/stalin...

День памяти 2/15 сентября.) . (...отзывы профессоров Введенского и Глаголева о докторском сочинении «Религия, ее сущность и происхождение» Т. Буткевича . – Отзывы на сочинение протоиерея, профессора богословия ИХУ Т.И. Буткевича «Религия, ее сущность и происхождение. Обзор философских гипотез» (В 2 т.: Т. 1. Харьков, 1902), представленном на соискание степени доктора богословия, ординарного профессора МДА С.С. Глаголева см.: Журналы... МДА за 1903 г. 1904. С. 6–22; и экстраординарного профессора МДА А.И. Введенского см.: Там же. С. 22–28. Буткевич Тимофей Иванович (21.02.1854–31.12.1925) – протоиерей, доктор богословия, профессор ИХУ. Родился в семье священника с. Большая Рогозянка Харьковского уезда. Окончил Харьковскую ДС (1875), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1879). 19.11.1878 г. рукоположен во иерея к Троицкой церкви слободы Беловодской Старобельского уезда. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в г. Старобельске. 25.09.1882 г. переведен в Харьков, где проходил ряд должностей и зарекомендовал себя серьезными энергичным деятелем. С 1884 г. клирик Успенского кафедрального собора Харькова. В 1884 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (М., 1883). С 10.06.1891 г.ключарь Харьковского кафедрального собора. В 1893 г. возведен в сан протоиерея. Сочетал пастырскую и административную деятельность с научной. Автор многочисленных богословских сочинений. Активно печатался в журнале«Вера и разум». С 12.09.1894 г. профессор богословия в ИХУ. В 1903 г.удостоен степени доктора богословия. Докторское сочинение «Религия, ее сущность и происхождение. Обзор философских гипотез» (Т. 1. Харьков, 1902). В 1906–1917 гг. член Государственного совета. В 1906 г. участвовал в работе Предсоборного Присутствия. С 1908 г. член особого совещания приСв. Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам; с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам при Св. Синоде. До апреля 1917 г. входил в состав Учебного комитета при Св. Синоде. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе. Подробнее о Т.И. Буткевиче см.: Буткевич Тимофей Иванович – протоиерей, доктор богословия/О. Т. Е.//ПЭ. М., 2003. Т. 6.С. 392–393.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Такое откровенное показание было сделано Аркадием, как можно догадываться, в виду опасения, что на сей раз его дело не может кончиться так удачно для него как прежде, и откровенным признанием он надеялся смягчить свою участь. В этом убеждает особенно то обстоятельство, что тут же, при взятии показания, он послал приставу, для препровождения к преосвященнейшему Дионисию, епископу Уфимскому, прошение о принятии его в недра православной церкви. Приводим вполне это «покорнейшее прошение в мире сына коллежского ассесора Антона Савелева Пикульского, у раскольников архиепископа Аркадия»: По убеждению добрых людей и по собственному желанию, прибегаю к стопам вашего преосвященства с покорнейшею просьбою, благоволите принять, ваше преосвященство, в недра православной матери-церкви, долго я странствовал, долго я служил раскольникам и страдал душою и телом, и при наступлении старости я уже не в силах жить той жизнью, которой жил 21 , верьте, искренное (!) и чистосердечное (!) мое раскаяние в грехах, соделанных мною против церкви, и как блудный сын возвращаюсь с истинным (!) раскаянием. Верьте моему чистосердечному возвращению и примите как любвеобильный отец мое возвращение. К сему прошению вышеупомянутый проситель в мире сын коллежского ассесора Антон Савельев Пикульский, у раскольников архиепископ Аркадий. 1892 года месяца января 13 дня. В какой мере «искренно и чистосердечно» было раскаяние Аркадия, его расположение оставить раскол и ложное архиерействование у раскольников, это обнаружилось довольно скоро. Аркадий, как мы сказали, был взят и заключен под стражу 10 января прошлого года; 13-го числа того же месяца написал приведенное прошение на имя Уфимского преосвященного; в июле месяце, по распоряжению товарища прокурора по Белебеевскому уезду выпущен на свободу, «так как принятую против него меру пресечения к уклонению от следствия и суда – содержание под стражею – г. товарищ прокурора нашел чрезмерно строгой и несоответствующею тяжести угрожающего ему наказания». Получив свободу и с нею должную уверенность, что «угрожающее ему наказание» будет никак не тяжелее прежнего, Аркадий, как и следовало ожидать, совсем забыл о своем прошении преосвященному Дионисию, – от «искренного и чистосердечного» раскаяния не осталось и следа; напротив, он по-прежнему пустился архиерейски лицедействовать у раскольников, в ожидании, когда вновь явится пред «милостивым» (но справедливым ли?) судом никонианских судей, нагло объявит себя пред ними архиепископом всея Руси и Сибири и выйдет из суда оправданный ими, или оштрафованный незначительным денежным взысканием, как это было на суде в Самарской и Тверской губерниях...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

От «волка» беловодской породы обратимся к «волку» породы белокриницкой, или австрийской, – от фальшивого архиепископа Аркадия – к фальшивому архиепископу Савватию. По своим личным качествам этот последний не может, конечно, идти в сравнение в первым, – сам по себе он даже более походит на тельца, чем на волка; но он получает в наших глазах значение именно «волка овцехищного», как только возьмем во внимание место его логовища, ибо он притаился, и даже совсем не притаился, а живет и действует свободно и открыто, не в каких-нибудь трущобах Белебеевского, или Бугульминского уезда, а в средоточии православной Руси, в ее древней столице, в самой Москве, справедливо почитаемой сердцем России. На него поэтому обращены взоры всех раскольников австрийской секты, рассеянных по разным концам России; в нем, каков бы он ни был, раскольники видят своего духовного главу, своего владыку, и свобода, которою он пользуется в самой столице, которую, как ни велика она в действительности, сами раскольники в своих интересах еще более увеличивают, называя ее прямо покровительством Верховной власти, – эта свобода придает ему еще большее значение в расколе. А кроме этого, сколько еще вреда причиняет он православной церкви, поставляя и рассылая повсюду лжепопов, большей частью злобных фанатиков раскола, дерзких хулителей и оскорбителей церкви! Вообще, трудно и выразить, сколько зла причиняет православию и православному русскому народу не снисхождение, а прямо потворство власти пребывающему в столичном граде Москве австрийскому «волку», именующемуся «московским архиепископом Савватием»! Впрочем, мы так много говорили уже (и бесплодно) об этом прискорбном явлении, что, повторяя то же и то же, боимся наскучить читателям, хотя желали бы ежеминутно то же и то же трубить трубою, чтобы услышали нас люди, которым должно иметь уши слышати... Но нужна тут могучая, громогласная труба! О, незабвенный владыка Филарет! Восстань из гроба и посмотри, что творится в твоей пастве, как расхищают ее австрийские и иные волки, никем не отгоняемые, рыскающие повсюду на полной свободе, даже охраняемые и поощряемые в их хищнической деятельности! – восстань, и в крепости вознеси глас твой, могучи и властный, чтобы проснулись наконец спящие, усрамились беспечные, чтобы почувствовали хоть немного страха корыстолюбивые, недобросовестные, наглые покровители раскола!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Управляющий канцелярией Св. Синода, Вл. К. Саблер писал 23-го числа в вагоне железной дороги: «Приношу Вам искреннейшее поздравление с Монаршею милостью. Очень жалею, что, проезжая мимо Твери, лишен возможности лично приветствовать Вас. На днях вернулся из Киева и еду на два дня в Москву. Строки эти пишу в вагоне и прошу извинить плохое писание. От всего сердца желаю Вам доброго здоровья. Прошу ваших молитв и благословения». Из Харькова от 18-го числа писал протоиерей Андрей Георг. Щелкунов 306 : «Сегодняшние газеты принесли в Харьков радостную новость; Государь Император Всемилостивейше благоизволил наградить Вас орденом св. Владимира первой степени. Спешу поздравить Вас, незабвенный архипастырь наш, с столь блестящею наградой – справедливым воздаянием за ваши архипастырские труды и добродетели. Да дарует Вам Господь еще и с этою блестящею звездой долго, долго блистать на свещнице Церкви Христовой. Владыка наш с месяц прожил в Крыму, – в Гурзуфе, куда отбывал единственно для отдыха и для поправки своего голоса, на упадок которого нередко, да и справедливо жалуется. Бывает, что, написав проповедь , он сам не произносит ее, а поручает Буткевичу прочитать в церкви. Позавчера, т. е. 16-го числа он возвратился в Харьков. На вокзале, кроме членов консистории и других служебных лиц духовных, встретило его множество народа всякого звания, что видимо тронуло его. Насколько же помог ему Крым, сказать не могу, так как не имел еще случая быть у него. Писал ли я Вам, что наш Владыка принял в свою епархию двух внуков покойного Московского митрополита Иннокентия – Вениаминовых? Оба они служили в военной службе в Питере в гвардии. Старший из них (женатый на дочери известного журналиста Поповицкого 307 ) рукоположен во священника, кажется, покойным Алексием Виленским и священствовал, если не ошибаюсь, в Гродно. Теперь же он переведен в Беловодск, бывший заштатный город, а ныне – село Старобельского уезда. Причиной сего, говорят, плохое здоровье о. Вениаминова, требующее для его поправления южного климата и немирившееся с климатом Гродненским. Младший же Вениаминов явился (в прошлом годе) в Харьков еще в светском виде (но не военном), здесь женился на дочери священника Юшкова (на Песках – под Изюмом) и теперь, вместе с известным Вам о. Николаем Сокольским, священствует 1892 г, в не так давно устроенной на окраине г. Харькова церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Луганська доставила продукти та одяг мешканцям зведення про допомогу 15 вересня 2023 року) 18 вересня 2023 р. 13:11 Луганская епархия доставила 1,7 тонн продуктов и одежды от Синодального отдела по благотворительности жителям Беловодска. 2 тонны помощи направила Сочинская епархия в Ростов-на-Дону. Херсонские православные волонтеры передали продукты, лекарства, средства гигиены пострадавшим мирным жителям. Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 15 сентября 2023 года. Статистика Помощь раненым, медицинская помощь Помощь нуждающимся в зоне конфликта Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 (800) 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  специальной странице сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK , ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6060318...

Схи. Арх. Илиодор 7 апреля 1861 г. Преподобная и многосмиренная мати Варвара! Спасайся о Господе! Известие твое о произведении дяди моего о. Мефодия Лаврского в архимандрита принесло мне душевное удовольствие. Благодарю тебя, св. сестра за это известие, хотя и кажется мне, что ты ошиблась в этом. Об архимандрите Паисии Чурковском извещаю тебе сим, что он от скорби, случившейся ему по случаю ошибочного своего распоряжения по части рыбной ловли, доставшейся обители его после многих трудов и неоднократной его поездки в северную столицу, впал в чахотку, препятствовавшую ему заниматься делами, и, по совету врачей, отправился для лечения своего на теплые воды, кажется, в Беловодск или в другое место, где, не доезжая до оного, по воле Творца, вся строющего на пользу нашу, прекратил жизнь свою в надежде получения вечных благ с миром и безмятежием. Да будет ему от нас вечная память! Молись об нем, сестра. Он часто говорил мне насчет тебя, когда жил в Глинской; быть может, и в Чурке помнил, молился за тебя; так как же не молиться теперь тебе за него? Благодарю тебя за поклон от гордой сестры твоей Серафимы, которая беспрестанно, по-видимому, ищет путей монашеской жизни и оных не находит. Скажи ей, что если она хочет быть монахинею, то пусть твердою ногою станет на пути истинного смирения, без которого все усилия ее к внимательной жизни останутся тщетными. Тебе, сестра, хочется получить одно яблоко от моего саду; приезжай и возьми два, а если пожелаешь, то и пять. Девочку Наталью, которая живет у тебя теперь, хорошо что учишь; она тебе в последующем времени будет благодарна. Учи ее. Я благословляю. Но учи больше всего ее терпению, послушанию и смирению; а сама учись, как побеждать страсти, о которых сказано: «тричастное потопи молюся, да яко в тимпане во умерщвлении телесе...». Прости, сестра, молю Господа, да будет выну в душе твоей мир, тишина и спокойствие. Грешный Илиодор Варвара Ильинична! Вчерашнего числа я получил от тебя письма. Одно чрез Глухов, а другое чрез монаха нашей пустыни Авраамия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Куда девалась большая часть этих древних жителей беломорского прибрежья? Известный фенолог Кастрень, хорошо исследовавший исторические судьбы финнов, говорит, что финская народность по берегам Белого моря слилась с русскою, претворилась в русскую национальность. «Что русские поселились здесь мирно (прибавляет он), приняли в себя народность финскую, а не искореняли ее, то доказывается и нечистотою языка архангелогородцев, наполненного финницизмом, и финским обличием, беспрерывно попадающимся под русскою шляпою». Да и на памяти истории, как беломорские инородцы, мало-помалу русея и обращаясь в русских крестьян, постепенно и медленно усвояли русский язык. В конце XV или в начале XVI столетия, игумен соловецкий Досифей об них писал: «там, близ моря и вокруг острова Соловецкого живущие народы – чудь, лопь и ижера – мало сведующие российского языка». Потому и в купчих и данных грамотах соловецких XV и XVI века язык русский чрезвычайно нечистый, исковерканный непонятными словами и неправильными или своебразными оборотами и сочетаниями слов, чуждыми языку новгородских летописей и актов. В Вотской пятине обитавшие некогда финские племена водь, лопь и ижора также не исчезли, мало-помалу сливались с новгородцами. Новгородцы жили с ними мирно с тех пор, как подчинили их своей власти, допускали туземцев финских в общинные старосты, и таким доверием привлекали их к своей народности, Вотские инородцы, однако, долго, до XVI и даже XVII столетия сохраняли свой тип, свои племенные верования и обычаи: покланялись, как и все финны, деревьям и камням, приносили им в жертву пищу и питье; мертвых клали в лесах по курганам, арбуи давали младенцам имена финские, почему в писцовых книгах часто встречаются между жителями имена все нерусские, чудские Погосты новгородские, и по писцовым книгам XVI века, числились в чуди; села и деревни были еще сплошь и рядом населены чудью. По лесам всюду находились чудские священные камни и деревья: от финских сейдь получил название погост Сейдовский. Точно также в областях, населенных преимущественно новгородцами, среди Веси Беловодской на Белоозере и чуди, жившей на реках Вологде, Сухоне и Юге, долго сохранялись оттенки финской народности, особенно идиотизмы языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010