По свидетельству кн. о вере (гл. 26), напечатанной при Иосифе патриархе, только 5 патриархов: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский; а Беловодского или Индийского не видится. По свидетельству другой старопечатной книги (Кирилловой) «еще неисполнися 1000 лет от воплощения Христова, проповедуя евангелие мало не во всем мире, наипаче 7 Вселенскими и поместными соборы, сшедшихся Св. Отец, на которых всего мира христианам и народам правда евангельские проповеди утверждена и напечатана» (29 л. об.). – Если, по сказанию Кирилловой книги, на св. соборах истина окончательно запечатлена, то почему же во всех писаниях нигде не видится Беловодского Индейского патриархата? В России, когда устроился патриарший престол, написана целая история» (см. кормч. кн. с 11 л. и далее). Степанов на это заметил: Мы приняли архиепископа Аркадия за истинного пастыря на основании 33 пр. Св. Апостол. В толковании на это правило говорится: «без ставильнаго писания не подобает чуждаго пресвитера приимати. Ставильное же писание сицево есть, котораго града епископ и како имя ему и како имя пресвитеру, и по святым ли правилом поставил его и с миром ли отпустил. Аще же и таковое писание носит, то и тако подобает вопрошати и испытати его и аще без всякаго извета правоверен обрящется – прияти его достойно» (Кормч. л. 8 об.). Архиеп. Аркадий правоверен и имеет как ставильную грамоту от своего патриарха, так равно и отпускную для России, следовательно, наша иерархия законная». Перетрухин основательно заметил, что 33 пр. Св. Ап. не оправдывает ни Аркадия, ни законности выдуманной им Беловодской иерархии. В правиле говорится, чтобы переходящие пресвитеры в другую епархию имели при себе «ставильную грамоту, а равно и отпускную от своего епископа», – не для окончательного их определения в «парахию», а для того, чтобы путешествующего клирика допустить с собой к священнодействию. Поэтому таких клириков и должно испытывать: не еретик ли он? не запрещён ли от священнодействия и, если не окажется за ним никаких причин, тогда допускают его к общению, как и говорит Вальсамон: «посему-то, как кажется, и настоящее правило упомянуло об одном общении, а не упомянуло вместе о священнослужении, так-как тем, которые приносят с собою одни представительные грамоты, не возбраняется принимать участие в церковных собраниях в чужой области».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXVI, 380–1. 384. 389–90. 392–3. 612–13. 607 Козма, кажется, стоял в близких отношениях к аввакумовскому московскому братству. – Мат. для ист. раск. VIII, 101–2. 616 Воронок (1687 г.), Деменка (1691 г.), Клинцы и Радуль (в конце XVII в.), Лужок (1686–90), Зыбкая (1680–90) и др. Там же, стр. 603–9. 639 Опис. раск. соч. II, 182–295. – Чиноприем совершал беглый поп или иеромонах; он читал над новоприходящим «очистительные молитвы», миропомазывал, если прием совершался вторым чином, и давал разрешение на священнодействие (Раск. дел. XVIII в. I, 620), в уверенности, что сообщает ему «воздательную благодать» на совершение таинств (Соч. Ив. Алексеева, стр. 18). 648 По одному известию, её раскольники получили в 1812 году при посредстве французов; оставлена же была она в Москве одним из русских полков. Сами раскольники давали ей происхождение с Иргиза (Тр. Киев. академии, 1881, III, 20–1). 670 Черниговские раскольники писали: «священников, пришедших к нам, приемлем... а затем доносим светскому начальству ко учинению об них, с кем довлеет, выправки, когда, кем рукоположены и не сделали-ль какого преступления...». Тр. Киев. акад. 1881, III, 20 ср. Верховский – Стародубье, I, 68. 688 Верховский – Стародубье, II, 68–72; Субботин – Происх. Белокр. иерарх. стр. 304, прим. 1. М. 1874. 696 О раскольнических архиереях и о соборе 1765 г. – см. Ист. очер. попов. Мельникова, стр. 95–279 (М. 1864); Происхожд. Белокр. иерарх. Субботина, стр. 18–40. 725 Бр. Сл. 1884, I, 421. – К концу жизни Антония († 1881) поставленных им попов насчитывалось более 200. 733 «Окружное» издано Н. Субботиным, с приложением «устава», «омышления» и портрета Ксеноса. М. 1885. 750 В 1856 году алтари Рогожского кладбища велено было запечатать. Впоследствии раскольники сделали было придел для алтаря, но он был снят. 751 Когда (1856 г.) последовало распоряжение о закрытии Рогожских алтарей, тогда же выражена была Высочайшая воля, что на Рогожское попы «не должны быть допускаемы»; но в 1881 году, по случаю присяги на верноподданство, рогожцам удалось провести на кладбище попов (Бр. Сл. 1891, II, 535); затем, по определению собора 1883 г., для Рогожского учрежден особый причт из трех попов и двух диаконов, с жалованием (Бр. Сл. 1883. 7 и 10 стр. 348. 536). 756 Бр. Сл. 1890, II, 651. – Чин приятия в беловодское согласие, проклинает как православную Церковь , обвиняя её не только во всевозможных ересях, но и в атеизме и материализме, так и все раскольнические толки: безпоповщину, беглопоповщину и австрийщину (Хр. Чт. 1890, II, 690). Читать далее Источник: История русского раскола старообрядства/[П.С. Смирнов]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. Гл. упр. уделов, 1895. - 276, 34, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Во главе партии истинных окружников стоит братство Чеснаго Креста. Учредители его, должностные лица и члены – миряне. Протовоокружники управляются также духовным советом, который, в противоположность совету мнимоокружников, состоит исключительно из духовных лиц. Партия противоокружников гораздо малочисленнее и слабее окружнической партии. Партию эту обессиливают, по преимуществу, начавшиеся в ней лет десять тому назад иерархические неустройства и иерархические раздоры из-за обладания московской кафедрой двух противоокружнических лжеархиереев, Иова Замоскворецкого и Иосифа Нижегородского, которые друг друга проклинают и отлучают; приверженцы их называют «иовляне и иосифляне», последние враждуют друг против друга не менее своих достойных владык. 10 Все толки и согласия, на которые подразделяются современные беспоповцы, трудно и перечислить. Здесь всякий, несколько начитанный, старик или старуха легко делаются духовными руководителями в темной и невежественной простонародной секте, образовывают отдельный толк, которому и дают свое имя; так образовались Аароново и Аристово согласия, мельхиседеки, рябиновцы, дарники, немоляки и прочие. 11 У Аркадия ставленных грамот отобрано было две: в одной, более краткой, он значится рукоположенным во епископа славянских городов Тавризия и Турхилика в лето 7355 (от Рождества Христова 1847), а затем в лето 7358 во архиепископа «богоспасаемому граду Боджукорану – японскому острову» и «отпущен со властию архиерейства в Великороссийское государство». Грамота эта подписана «Божиею милостию, смиренным Мелетием, патриархом Славяно-Беловодским, Ост-Индейским, Фест-Индейским, Юст-Индейским и Англо-Индейским и японских островов» и четырьмя митрополитами. В другой же, более пространной грамоте, писанной в царствующем граде камбайского царства Левек, тот же Аркадий значится поставленным сначала в епископа города Асомциона в Парагвае, а потом в архиепископа русской церкви. К титулу же самого Мелетия в этой грамоте прибавляется, что он патриарх «Африки, Америки, и Террафирмы, Парагвая и Зелли-Хили, Магеланской земли, над Патагонами, и Бразилии и Абаснии».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sushhest...

Поэтому, когда шел вопрос об уничтожении «Окружного послания» в 1868 году, Пафнутий, вместо этого послания, предлагал издать новое окружное послание, в котором хотел включить в число запрещенных нечестивых тетрадок, – сверх упомянутых в Илларионовском послании, – еще Соловецкую челобитную, а также и сочинения Павла Васильева и Семена Семенова, в которых проповедывалось прекращение благодати хиротонии в Христовой церкви. Это предложение само собою показывало, что Пафнутий в душе разорвал уже все связи с белокриницким священством. На его сторону скоро перешли другия влиятельныя лица из белокриницкой иерархии. Наместник митрополии Онуфрий сблизился с Пафнутием и по тем же самым причинам порешил порвать свою связь с расколом. К ним присоединились: архидиакон белокриницкой митрополии Филарет, священноинок Иоасаф и иеродиакон Мельхиседек. Все эти видныя лица и были присоединены к православной церкви на началах единоверия в 1865 г. в Москве, где и поселились навсегда. Присоединившиеся составили 8 вопросов, в которых изложили свои понятия о существенных свойствах Христовой церкви и о белокриницком священстве. Эти вопросы были отпечатаны и разосланы влиятельным членам означенной иерархии. Примеру присоединившихся вскоре последовали: протодиакон Антония Шутова Кирилл Семенов и епископ тульский Сергий, несколько лет спустя – Иустин, епископ тульчанский и другия лица из духовенства. Все присоединившиеся расстались с незаконными священными степенями, но звание иноков, на основании правил единоверия, было за ними оставлено. б) То же сознание отсутствия преемственности хиротонии в согласии поповцев, принявших австрийское священство, дало повод явиться епископу-самозванцу, якобы посвященному в «Опоньском царстве». В 1881 году в глазовском уезде вятской губернии появился в среде старообрядцев неизвестный человек, назвавший себя Аркадием, архиепископом беловодским. Он проповедывал, что белокриницкая иерархия, как происшедшая от еретика Амвросия, есть незаконная, безблагодатная, а истинная непрерывающаяся иерархия находится в Японии; по его словам, там существует множество древле-благочестивых монастырей и церквей, в коих служат по «старому», там есть шесть митрополитов и патриарх Мелетий, которым он – Аркадий и рукоположен во архиепископа для российских старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В отделе для народного чтения в семье и школе помещено 18 произведений из жизни и мира раскола и сект (стихотворения, очерки и рассказы). Миссионерских листков издано – 26. Книжки журнала Редакцией составлялись всякий раз с таким разнообразным подбором статей, чтобы в них читатель всегда находил интересующие его сведения о той или другой группе нашего расколо-сектантства. Наибольшее внимание было обращаемо на боевые, прозелитивные наши секты – штунду, толстовство, а также и хлыстовство. Во втором полугодии, в виду прекращения издания противо-раскольничьего журнала «Братское Слово», – Редакция увеличила количество статей по вопросу о расколе. Более значительные статьи по расколу в 1899 году помещены следующие: О мощах святых угодников Божиих, по поводу кощунств и клевет раскольнической газеты: «Слова правды». Чельцова. Раскольнический беспоповщинский съезд. Свящ. К. Попова . По расколо-старообрядческому вопросу, о. Д. Александрова. Нынешнее старообрядчество и сектантство в Преображенском в Москве. К. Сенатова. О перстосложении по Стоглаву. Свяш. мисс. о. Николая Виноградова . Общий взгляд на состояние раскола в истекшем году. М. Чельцова . К истории «славяно-беловодской иерархии». Самарск. м. Д. Александрова. Старообрядческая раскольничья литература, В. Сенатова. Встреча с раскольничьим архиереем о. К. Попова . Беседа с раскольницей о том, насколько должно слушаться и повиноваться родителям в делах веры и спасения. Свящ. о. А. Казанского. Беспоповщинские «отче» и их проделки. Чельцова. Беседа с беспоповским наставником о музыкальных инструментах. о. И. Шалкинского. Московский раскол. Статьи А. В-ва. О значении частных бесед с раскольниками. Свящ. о. К. Попова . Раскольничьи соглядатаи после черниговских торжеств открытия мощей св. Феодосия Углицкого и их наветники, о. Терентия Уколова. Об отношении учения беспоновцев об иерархия и таинствах к учению о гом же рационалистов сектантов. Ф. Арер-ва. Съезд беспоповцев в городе Самаре о. П. Шалкинского. Старообрядческие софизмы N.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если и теперь, еще до признания правительством раскольнических архиереев, так дерзко поступают некоторые из них, пользуясь благо-снисходительностью разных полицеймейстеров и атаманов, то что же было бы, если бы раскольнические архиереи и в самом деле получили от правительства признание во всех архиерейских правах?... Между тем недолго суждено было раскольникам иметь и одного действительно дозволенного правительством епископа: в январе настоящего 1881 года Виссарион измаильский умер. Раскольники озаботились скорейшим назначением ему преемника: избрали именно некоего Анастасия, который на место Силуана поставлен был Виссарионом в архимандриты Кагарлуйского монастыря. Они, очевидно, рассчитывают, что и новый измаильский епископ будет признан правительством; но правительству, напротив, представляется удобный случай исправить, если можно так выразиться, допущенную прежде ошибку. Согласившись на просьбу переходивших в русское подданство раскольников – признать имевшегося у них епископа, правительство не обязывалось, конечно, признавать потом и новых архиереев, каких они пожелают иметь даже из числа коренных русских раскольников, каков именно Анастасий – гусляк по происхождению, любимец и креатура Антония. Во всяком случае, то, что по особым обстоятельствам, в виде исключения, допущено для раскольников измаильских, никак не может быть признано общим правилом и распространено на раскольников всероссийских, в таких исключительных обстоятельствах вовсе не находящихся. 1 Что родоначальники новых иерархий постоянно являются у раскольников и теперь, а с признанием законности раскольнического духовенства стали бы являться еще чаще, вот доказательство. С недавнего времени у них существует некий Аркадий, подписывающийся «архиепископом всея России и Сибири старообряцкой церкви» и утверждающий, что «священную хиротонию имеет на себя; от Славяно-Беловодского, Ост-Индийского, Японского и Англо-Индийских островов патриарха». Об этом говорит сам он в письме к г. Масленикову (в Режице), который знает его и имел случай оказать ему благотворение, встретив его между арестантами в Режицкой тюрьме (письмо Аркадия напечатало в 69 кн. Истины). Очевидно, этот Аркадий не признает Белокриницкой иерархии и, в свою очередь, не признается представителями этой последней, но никак не менее чем они имел бы право на признание от правительства, если бы правительством были признаны белокрипицкие лже- иерархи. Потом явились бы новые Аркадии, поставленные какими-нибудь патриархами Славяно-Черноводскими, Славяпо-Красноводскими и т. д. с такими же точно правами на признание от правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И мы, услыхав о нем, ездили к нему за триста верст от нас, и разговаривали с ним три дня. А в нынешнем текущем 1890 году, прошлого августа, он приезжал к нам, побеседовал с нами один день, и обратно уехал в Перму, где много есть ему последователей, для которых он хиротонисает им своих священников. Жизнь его чудна, как и древних святых постник и воздержник; за требы, крещения и исповедь не берет ничего. Человек он пожилых лет. Про себя сказывает: родился он в 1814 г. И он сказывает, что та страна не последовала Никонову новшеству, и не соединяются с ними: как мы старообрядцы считаем и признаем российскую церковь , так и они, тамошние епископы. Сказывает он, что там, в Беловодии, есть и патриарх благочестивый, именем Мелетий; сказывает и то, что священницы там не то, чтобы откуда прибегли, а тамошние природные, имея рукоположение приемственное от Фомы Апостола. А на вопрос наш: как тот город зовется? Он сказал: город тот Левек, где находится патриарх, а королевство Камбайское, а короля зовут Григорий Владимирович. Приходящих от грекороссийской церкви принимает вторым чином, и нас обещал принять вторым чином, если последуем ему. Недавно мы ездили спрашивать человека деревни Черных Ключей, который послан был нами на окружный суд посмотреть и послушать, что будет говорить и показывать на суде Аркадий, и он рассказывал нам про окружный суд, как судили Аркадия. Когда, – говорит, – дело дошло в обвинении Аркадия, его спросил секретарь окружного суда: Что ты за человек? Аркадий отвечал: я архиепископ. Потом спросил: где ты ставлен? Он отвечал: в Беловодии, в Камбайском королевстве, в городе Левеке. Потом спросили: кто тебя рукополагал? Он отвечал: патриарх Мелетий с митрополиты и архиепископы. Потребовали от него ставленную грамоту и мирноотпускную, и в окружном суде секретарь читал оныя грамоты громогласно, во услышание всем, и эти грамоты, ставленная и мпрноотпускная, не были возвращены Аркадию и остались отобраны Ржевским окружным судом, где и теперь там находятся. И мы, любезный друг, после того в большом сделались сомнении насчет новоявившейся иерархии, потому что не можем увериться и испытать в действительности, есть ли там в Японии, или, как он говорит, в Беловодии, от Апостол проповеданное православие, так как он показывает на весьма дальнейшую страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

На самом деле этот последний – не кто иной, как обер-офицерский сын Антон Савельев Пикульский – арестант и проходимец, лицедей и мошенник. «Архиерействовать» начал в семидесятых годах в Сибири, а потом в северных губерниях, около Петербурга. В 1885 г. он был снова арестован, судим, но, освобождённый из предварительного заключения, бежал к раскольникам. Невольно пришло мне на мысль это «сибирское» беловодское священство, когда Ковалёв так убеждённо высказывал надежду найти в Сибири «согласных попов». Слышал ли он на самом деле о «беловодской иерархии», что возможно допустить, особенно в том периоде, когда Виталия колебалась, к кому пристать, – или это был приём Ковалёва, которым он хотел ответить на мои увещания, сказать трудно. Одно мне было ясно, что Ковалёв всецело поглощён своим путешествием и ещё более целью последнего – Сибирью. При таких условиях нельзя было беседовать: Ковалёв постоянно уклонялся от предмета речи, отвечал нехотя, часто невпопад, или высказывал предположения о своём путешествии и новом местопребывании. Его надежды оправдались: накануне Благовещения он был отправлен в Суздаль. Начальником тюремного замка получена от Владимирского губернатора бумага, что Ковалёв в месте назначения водворён. Из Суздаля Ковалёв попал в Соловецкий монастырь, принял там единоверие, возвращён на родину и живёт ныне в Плавнях. Библиографические заметки Изобличение штундистской богопротивной ереси на основании Священного Писания, Священного Предания и исторических памятников. Протоиерея Иакова Опойченко. Николаев, 1891 г. Оживление в противоштундистской литературе растёт изо дня в день. Не говоря о дружной работе некоторых периодических изданий, с лёгкой руки и доброго начала г. Ушинского у нас появилось уже около десяти отдельных книг против штундизма, каковы: протоиер. Фоменко, Русанова, Богородицкого, Протасова, Рождественского, Склабовского, Троицкого, Леонова и автора, сочинение которого записано в заглавии этой заметки. Само собой понятно, каждый из составителей наложил свою печать на изданное им сочинение, но все книжки о штундизме, как справедливо определяет г. К. 7 , можно подвести под три категории. Именно, книжки о штундизме пишутся: а) или для людей богословски образованных, б) или для руководства тех, которым приходится спорить с штундистами, в) или для тех, наконец, которые, не превосходя штундистов развитием, нуждаются в разъяснении им положительного учения веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

О назначении частных бесед с раскольниками. Пензенск. Епарх. Миссион. Свящ. К. Попова. Июнь, стр. 654–660. Статьи по расколу и сектоведению. О секте “Общества десных” или “Сионской вести”. Проф. Казан. дух. акад. Н. И. Ивановск ого . Январь, стр. 20–28. Апрель, стр. 407–417. О мощах святых угодников Божиих, по поводу кощунств и клевет раскольнической газеты “Слово Правды”. Спб. Епарх. Миссион. М. П. Чельцова. Январь, стр. 36–53. Раскольнический беспоповщинский съезд. Пензенск. Епарх. Миссион. Свящ. К. Попова. Январь, стр. 81–88. По старообрядческому вопросу. Самарск. Епарх. Миссион. Свящ. Д. Александрова. Февраль, стр. 171–192. Секта “Ирвингиан”. Аркадия Виноградова. Февраль, стр. 201–208. Нынешнее старообрядчество и сектантство в Преображенском в Москве. В. Сенатова. Февраль, стр. 214–221. Март, стр. 334–341. К истории “Славяно-Беловодской Иерархии”. Самарск. Епарх. Миссион. Свящ. Д. Александрова. Март, стр. 311–317. Старообрядческая раскольничья литература В. Сенатова. Апрель, стр. 417–423. Май, стр. 523–528. О переселенческом движении в Америку среди кавказских “духобор-постников” (с фототипической группой духоборцев с. Б–ки). В. Скворцова. Март, стр. 318–334. Современная поволжская хлыстовщина (с портретом хлыстовских живых богов). Ив. Смолина. Май, стр. 535–553. Попытки штундистов к упорядочению своего богослужения (Штундовая литургия). Херсон. Епарх. Миссион. М. Кальнева. Май, стр. 553–566. Староскопчество, как секта. В. Скворцова. Июнь, стр. 661–679. Раскольничьи соглядатаи после Черниговских торжеств открытия мощей Св. Феодосия Углицкого и их наветники. Единоверческий Свящ. Терентий Уколов. Июнь, стр. 679–683. Миссионерские запросы и ответы: Имеют ли право земские врачи приглашать в общественные больницы раскольничьего попа для напутствования больных раскольников? Февраль, стр. 269–270. Куда могут быть причисляемы по своей службе епархиальные миссионеры духовного сана и из светских лиц с академическим образованием? В. Скворцова. Февраль, стр. 270–271. Учением о свободе воли не противоречит ли учению о благодатной помощи Божией? Архиман. Порфирий. Апрель, стр. 442–444.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обратимся к тексту «Исторической справки» Павла Виноградова. «Ещё в 1918 году, летом, одновременно с ликвидацией так называемого поповского бунта, возглавлявшегося бывшим епископом Пименом, был поставлен перед совдепом вопрос и о ликвидации собора. Епископ Пимен в то время избрал местом сборища тёмных, контрреволюционных сил города собор. С амвона собора Пимен и прочие иерархи церкви произносили погромные, контрреволюционные речи против власти советов и партии большевиков. С амвона собора епископ призывал жертвовать золото, серебро и другие ценности в пользу белой эмиграции: офицеров и русского казачества, бежавшего из Семиречья в китайские пределы. По собору была пущена кружка с надписью: «Православные, жертвуйте в пользу защитников веры и отечества». И собранные деньги отправлялись в Кульджу, в распоряжение консула временного правительства генерала Люба и его ближайшего соратника ветеринарного врача Воробчука через переодевшихся монашек. Соборный заговор, поставивший себе целью свержение советской власти и уничтожение большевиков, охватил всё духовенство области, гимназистов, гимназисток гор. Алма-Ата, часть буржуазной интеллигенции (Есютин, Триерс, Новопашин и компания, впоследствии расстрелянные). С заговором соборным, как впоследствии выяснилось, имели связь беловодские вожди правоэсеровского восстания и северные части казачества, и первые отряды колчаковских банд, спешивших на помощь «владыке» и всему собору. Епископ Пимен был выслан из Семиреченской области, духовенство было парализовано, трусливая интеллигенция попряталась, контрреволюционная атмосфера в городе разрядилась» 413 . Первые удары по Церкви Декретом Совета Народных Комиссаров 414 от 24 января 1918 года Церковь отделялась от государства. Разговоры на эту тему велись и в буржуазном правительстве Керенского, сторонников отделения было немало в церковной среде. Отныне, акты гражданского состояния должны были вестись исключительно государственными отделами по записи браков и рождений, а не Церковью в метрических книгах. От Церкви отделялась школа, в которой отменялось преподавание Закона Божьего. Граждане, однако, по декрету могли обучаться и обучать религии частным образом. Отделение по декрету сопровождалось также изъятием церковной собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010