«Главному мастеру» современных раскольнических писаний, Онисиму Васильевичу Швецову, на некоторое время по крайней мере, положены препятствия к составлению оных, печатанию и повсюдному распространению; за то другой мастер, или подмастерье сих дел, г. Перетрухин, секретарь московского Савватия и любимец Арсентия Морозова, продолжает беспрепятственно писать, печатать и распространять свои, подобные швецовским, сочинения против церкви и в защиту фальшивого раскольнического священства. Недавно он составил и спешно распространяет новое такое сочинение под заглавием «Врачество духовное». В предисловии к этому «Врачеству», которое послужит совсем не к исцелению недугующих расколом, а к вящему усилению их болезни, Перетрухин говорит: «Сию малую (в действительности не очень малую) книжицу потщахся составити для уяснения истины. Ибо (?) две суть заповеди, показанные во святом Евангелие, и в сей книжице две также главы имеется, да чтущий узрит, яко беседословие прострох не от своего умышления, но от святого писания о святей соборней и апостольстей церкви». Трудно доискаться какого-нибудь смысла в этом наборе слов; понятно и справедливо в них только то, что «книжица» состоит из двух глав, каковые действительно и обретаются в ней. В первой говорится «о вечности трехчинного священства, где оное находилось у старообрядцев в течение ста осмидесяти лет» (т.-е. в то время, когда именно у старообрядцев не существовало «трехчинного» священства); вторая имеет заглавие: «доказательства о небытии личностию епископства в старообрядчестве» (на что и доказательств никаких не требовалось, так как и без них всем известно, что епископа у старообрядцев не было в течение 180 лет). В новой книге Перетрухина, очевидно, повторяются все те же, большей частью у Швецова заимствованные, попытки оправдать именуемую старообрядческую церковь в лишении епископства, которые приводил он и в своем «Мече». Излагать и рассматривать содержание перетрухинского «Врачевства» здесь не у места; мы упоминаем об нем только затем, чтобы показать, как усердно стараются Швецовы и Перетрухины распространять свои измышления в защиту раскола с его фальшивой иерархией, повторяя их на разные лады все в новых и новых сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Не раз приходилось нам упоминать о проходимце Аркадии, выдающем себя за архиепископа всея Руси и Сибири, поставленного небывалым патриархом Славяно-Беловодским, Ост-Индийским и проч. и проч. Антон Савельев Пикульский, сын выслужившегося из крестьян (Киевской губ.) коллежского советника, значит принадлежащий (как и сам показал однажды) «К привилегированному сословию», сделавшись бродягой и назвавшись Аркадием, стал выдавать себя в разных местах, смотря по обстоятельствам, то единоверческим протоиереем, то единоверческим архимандритом, и наконец объявил себя древлеправолавным архиепископом, поставленным в Камбайском царстве от Мелетия патриарха Славяно-Беловодского. Ловкий проходимец, в совершенстве изучивший характер наших несчастных раскольников, при своем невежестве и наследственном страхе всего «никонианского», готовых верить самым невероятным и нелепейшим сказкам о существовании где-то в неведомых странах древлеправославного архиерейства, непричастного никоновским новопременениям, Арскадий не ошибся в своих расчетах, – начал приобретать последователей среди раскольников, поверивших и обрадовавшихся явлению якобы «истинно-древлеправославного» архиепископа, поставленного даже «древлеправославным» патриархом, – начал ставить для них попов и дьяконов, и таким образом явился в расколе основателем новой иерархии, соперником австрийских лже-иерархов, которых прямо называл незаконными. И вот наш темный, несчастный раскол, в одной своей половине «духовно» руководимый простыми мужиками, под именем наставников и отцов, в другой – окормляется не только великороссийскими беглыми попами, не только ложной иерархией, получившей начало от беглого, самоосужденного не только великороссийскими беглыми попами, не только ложной иерархией, получившей начало от беглого, самоосужденного греческого митрополита, но еще и иерархией от самозванца, не получившего никакого поставления!.. Дерзкие поступки Аркадия не укрылись, конечно, от правительства: он был арестован и одновременно предан суду в Тверской губернии, где первый раз обнаружилось его самозванство, и Пермской, которую он избрал в главное место своей собственно лже-архиерейской деятельности. В 1886 и 1887 гг. рассматривалось его дело отделениями Окружного суда в г. Бугульме и в г. Осташкове: и там и здесь присудили – выпустить Аркадия на свободу, подвергнув незначительному денежному взысканию 19 . Выйдя на свободу, он продолжал ставить попов и дьяконов раскольникам. Об этих лжепопах возникали дела; но сам Аркадий умел оставться в безвестности, и только лишь в прошлом году удалось взять его снова в пределах Уфимской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

сослало Амвросия и закрыло Бело-Криницкий монастырь. Его-то имел в виду Герцен, когда в своих воспоминаниях о Бакунине писал: «в начале мая 1848 г. Бакунин витийствовал в Богемии, окруженный староверческими монахами, чехами, кроатами, демократами...» Позднее Алимпий выступил защитником Окружного Послания, даже напечатал его за границей. В шестидесятых годах он неоднократно приезжал в Москву по поводу споров между окружниками и противуокружниками, неизменно отстаивая сторону первых. Затем, слухи о нем совсем запали, и вот он умер, забытый раскольниками, для которых совершил не мало отважных подвигов. А между тем Алимпий очень любил похвалиться этими подвигами и был неравнодушен к тому, что их недостаточно, по его мнению, ценили. Он хлопотал об известности, по крайней мере такой же, какою пользовался Павел. Когда в 1874 г. явилась «История Белокриницкой иерархии» с портретами Амвросия и Павла, Алимпий прислал нам собственный фотографический портрет большого размера, конечно, в том рассчете, что им будет украшен следующий том истории. Портрет этот хранится у нас доселе. Теперь, по смерти Алимпия, из участников и очевидцев событий по учреждению Белокриницкой иерархии остается один о. Онуфрий, бывший потом наместником Белокриницкой иерархии, ныне мирно доживающий свой век в Москве, в Никольском единоверческом монастыре... Учредители Белокриницкой иерархии сходят со сцены, быв свидетелями, как на их глазах, в течении с небольшим сорока лет, эта учрежденная ими иерархия раскололась на части и как разделившиеся раскольнические иерархи обличают друг друга в еретичестве и предают друг друга отлучениям и проклятиям. А между тем легко может случиться, что в расколе возникнет и еще новая иерархия, с Белокриницкою не имеющая ничего общего, ведущая начало не от беглеца Амвросия, а от самозванца Аркадия. Давно мы слышали об этом Аркадии, именующем себя архиепископом Беловодским, получившим якобы поставление в Японии (в «Опоньском царстве», по легендарным раскольническим сказаниям, которыми, как видно, и воспользовался этот проходимец), от какого-то «древлеправославного», не знающего никоновских новоприменений, патриарха: имели даже копию его ставленной грамоты, подписанную и этим мнимым патриархом и великим множеством митрополитов, архиепископов и епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И он не ошибся. Противуокружники, как мы сказали уже, охотно раскупают его книгу. Кстати, – вот что писал вам о Карловиче из-за границы, в конце июля нынешнего года, человек, хорошо знающий дело: «Жид-раскольник Карлович проживает в настоящее время в г. Радоуцах. Его гешефт идет повидимому хорошо. Так как он своим последним сочинением стал на сторону противуокружников, то они, как и мнимые окружники, стали присылать ему время от времени порядочные суммы. Так недавно получил он из Румынии несколько сот франков, присланных, конечно, от российских противуокружников чрез формосского противуокружнического попа, единственного их представителя за границей. Среди здешних раскольников Карлович не пользуется уважением: они хорошо понимают, что его старообрядчение не что иное, как комедия, разыгрываемая им ради гешефта с тою бессовестностию и наглостию, которая свойственна по преимуществу жидам». Помянем еще об одном раскольническом деятеле недавнего прошлого. 31-го марта сего 1890 года в Белой-Кринице окончил жизнь пользующийся своего рода известностию и даже знаменитостию в новейшей истории раскола, сотрудник Павла в учреждении Австрийской иерархии, разделявший все его странствия и приключения, пресловутый инок Алимпий Милорадов, – и, примечательно, российские старообрядцы не обратили на это событие никакого внимания. О заслугах Алимпия для белокриницкой иерархии никто из них и не вспомнил по случаю его смерти. Ни торжественных поминовений, ни панихид, ни сорокоустов не было на Рогожском кладбище и у «владыки» Саватия. Это должно быть не Морозов! А инок Алимпий, несомненно, своего рода знаменитость в расколе; его заслонял только собою ближайший его сотрудник – Павел, человек тонкий, хитрый и лукавый, стяжавший поэтому великую авторитетность среди раскольников. Алимпий же отличался больше отважностью, страстию к приключениям и разгульной жизнию. Он ораторствовал даже, вместе с Бакуниным, на революционных сходках в Праге, когда Австрийское правительство, по требованию Российского, в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Русская Православная Церковь имеет в Республике А. 3 благочиния (Горно-Алтайское, Акташское и Онгудайское), входящие в юрисдикцию Барнаульской и Алтайской епархии ; 20 приходов, из к-рых 9 приписных. Окружной благочинный служит в ц. Преображения Господня в Горно-Алтайске. Кроме Горно-Алтайска правосл. приходы имеются в селах Онгудай, Акташ, Чемал, Майма, Бирюля, Усть-Кокса, Усть-Кан, Шебалино, Паспаул, Александровка, Усть-Муны, Чоя, Артыбаш, Турочак, Кебезень, Усть-Улаган, Балыктуюль, Ко и Балыкча. В 3 последних приходах (Улаганский р-н) все прихожане - алтайцы, на богослужениях в этих приходах используется значительное число молитвословий на алтайском языке. Среди коренного населения Горного Алтая в XIX - нач. XX в. Православие распространялось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии , центральный стан к-рой находился в Улале (совр. Горно-Алтайск). Старообрядчество. Общины старообрядцев в Республике А. почти все принадлежат к часовенному согласию, общины немногочисленны: в Горно-Алтайске и селах В. Уймоне, Мульте, Замульте, Гагарке (Уймонская долина). Старообрядцы, преимущественно заводские и крепостные крестьяне, переселялись в различные р-ны Сибири в XVIII в., в т. ч. на Горный Алтай (в «камень»), где получили прозвание «каменщиков». Горный Алтай - ущелья верхнего течения Бухтармы и ее притоков, верховья Катуни - ассоциировался в народном сознании с Беловодьем (см. Беловодская иерархия ) - легендарной страной, где процветала старая вера. Католичество. В 2000 г. существовала католич. община в с. Иогач Турочакского р-на (зарегистрирована 13 сент. 1999). Протестантизм и сектантство. В 2000 г. существовали протестант. орг-ции, появившиеся на территории республики в 90-х гг. XX в.: евангельская община «Благодать», орг-ция пятидесятников «Новая жизнь» (Горно-Алтайск), 2 общины адвентистов седьмого дня (Горно-Алтайск и с. Озеро-Куреево Турочакского р-на), община Свидетелей Иеговы (Горно-Алтайск). Ислам. В республике 2 мусульм. орг-ции: религ. объединение с. Тобелер Кош-Агачского р-на (зарегистрировано в дек. 2000, относится к Духовному управлению мусульман азиатской части России) и община мусульман в Горно-Алтайске (зарегистрирована в марте 2000).

http://pravenc.ru/text/115082.html

Широкое распространение списков «Путешественника» и слухов о Б. стимулировали попытки поисков этой земли, прежде всего со стороны алтайских крестьян, неск. коллективных побегов в Б. с Алтая, в к-рых принимали участие как беспоповцы, так и поповцы, имели место в 1826-1897 гг. Легенда активно распространялась также в Пермской, Оренбургской, Нижегородской губерниях. В 1898 г. на поиски Б. отправилась группа уральских казаков, побывавших на Ближ. Востоке, на Цейлоне, в Сингапуре, Китае, Японии. Скандальную известность в 70-90-х гг. XIX в. получила деятельность Аркадия Беловодского - авантюриста, выдававшего себя за епископа «беловодского поставления», к-рый действовал на Урале и в губерниях Сев. и Центр. России: рукополагал священников, полемизировал с представителями Белокриницкой иерархии. Периодом наиболее активной жизни беловодской легенды следует считать 50-80-е гг. XIX в., в кон. XIX - нач. XX в. легенда постепенно стала приобретать фольклорный характер. Ист.: Публикации «Путешественника» - Чистов К. В. Легенда о Беловодье//Тр. Карельского фил. АН СССР. Петрозаводск, 1962. Т. 35. С. 116-181; Лобанов В. Ф. Новый список «Путешественника» инока Михаила//Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 208-211; Сморгунова Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной//История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы науч. конф., посвящ. 2000-летию христианства, 23-25 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С. 211-219. Лит.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967. С. 239-290; Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977. С. 219-225; Покровский Н. Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в лит-ре последних лет//Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX-XX вв.: Бахрушинские чтения 1980 г. Новосиб., 1980. С. 115-133; Мамсик Т. С. Беловодцы и Беловодье: по материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг.//Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосиб., 1982. С. 135-164; она же. Крестьянское движение в Сибири, 2-я четв. XIX в. Новосиб., 1987. С. 178-205; Рерих Н. Беловодье// он же. Листы из дневника. М., 2000. Т. 2. С. 25-31; Белобородов С. А. Славяно-беловодская иерархия (мат-лы для истории затянувшейся мистификации)//Сибирь на перекрестке мировых религий. Новосиб., 2002 (в печати).

http://pravenc.ru/text/77924.html

– это те раскольники, которые учат, что для совершения треб и богослужения можно принимать в свое общество священников, бежавших от православной Церкви, лишь бы они согласились подвергнуться особому чиноприему, служить по старопечатным книгам и соблюдать «старые» обряды. Беглопоповщина появилась в конце столетия. Первые общины ее жили в пределах нижегородских, донских, черниговских и в Польше; в настоящее же время последователи ее очень многочисленны в Донской, Курской, Черниговской, Нижегородской и Пермской губерниях. В пунктах учения беглопоповцы не согласны между собой и потому делятся на перемазанцев, диаконцев и лужковцев. «Беловодские» Поповщинский толк, появившийся в 1881 году в Вятской губерн., Глаз. уезда. Основатель толка, Антоний Пукульский (обер-офиц. сын), проповедовал, что белокриницкая иерархия, как ведущая свое начало от еретического митрополита Амвросия, незаконна и безблагодатна и что истинная непрерывно-апостольская иерархия находится в «Опоньском царстве» (Япония), где, по его словам, существует множество древле православных церквей и монастырей под управлением 6 митрополитов и патриарха «беловодского» – Мелетия, от коего он, Пукульский, будто бы и получил хиротонию в архиепископа беловодского, быв при храме переименован в Аркадия. В доказательство своего мнимого рукоположения мифическим патриархом беловодским Мелетием, Аркадий показывал ставленную грамоту с подписью и печатью якобы беловодского патриарха. Самозванец, понаставив в разных местах своих попов, и основал особый толк. Толк «беловодских», незначительный (держится преимущественно по Уралу) численно, весьма слаб и в самозащите. За последнее время он заметно тяготеет к австрийщине. Белоризцы – секта не столько раскольнического, сколько рационалистически-сектантского направления. Последователи ее называются так потому что носят белые рубахи и белые льняные пояса. Учение их представляет собою смесь различных воззрений: подобно большинству безпоповцев, они отрицают брак и моление за царя; подобно нетовцам, говорят, что теперь нет ни в чем благодати; подобно сектантам – рационалистам, утверждают, что иерархия не нужна, так как всякий сам себе архиерей и священник; гражданскую власть отвергают, говоря, что всяк сам себе царь, и все люди равны пред Богом, что один глава над всеми – Иисус Христос; денег в руки не берут, паспортов тоже. Секта белоризцев появилась во второй половине XIX столетия во Владимирской губ. Горшкова секта

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Дикость и нелепость этой грамоты, как и всех рассказов Аркадия об его поставлении в Японии, в каком-то вымышленном Беловодском царстве, а по другому документу «в царствующем граде Левеке Камбайского царства», так очевидны для человека с здравым смыслом и имеющего некоторые географические и исторические познания, что мы совсем не придавали значения появлению этого Аркадия, в котором следует признать или помешанного, или (и это вернее) проходимца и обманщика, – мы только когда-то мимоходом упомянули об нем в наших летописях 23 ). Сами раскольнические власти, принадлежащие к Австрийской иерархии, только на первый раз смутились известиями об основателе новой иерархии в расколе – Аркадии Беловодском, а потом, издав обличительную против него грамоту, повидимому, совершенно успокоились. Однакоже Аркадий не бездействует, и простота российских старообряцев так велика, что у него может явиться (да и есть уже) не малое число преданных последователей, которым он поставил несколько попов, а затем поставит со временем и епископа, или нескольких епископов. И вот начало новой иерархии, пред которою притом Австрийская должна оказаться совершенно несостоятельной, – иерархия, учрежденная не от ереси принятым беглым митрополитом, а архиепископом, получившим якобы поставление от «древлеправославного» патриарха (какого именно желательно было отыскать при учреждении Белокриницкой митрополии), имущего непресекаемое преемство от дониконовских древлеправославных архипастырей. Для этой иерархии не понадобятся хитросплетения, придуманные Швецовым и Перетрухиным для оправдания Австрийской, – ее правильность и законность очевидна будет для каждого старообрядца: нужно только увериться, или поверить, что Аркадий действительно поставлен в Японии «древлеправославным» патриархом. И что, если поверят? А есть уже поверившие и есть расположенные верить. У нас перед глазами письмо одного старообрядца Пензенской губернии, писанное на Дон к его другу, в октябре нынешнего года: в нем идет речь именно об Аркадии, и оно-то навело нас на эти мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

На окружников и противоокружников. Какие из раскольников приемлющих австрийское священство, называются окружниками ? Те, которые приемлют Окружное послание, написанное дьяконовцем Иларионом Егоровым Кабановым и изданное от лица «австрийских» епископов в 1862 г. В нем высказаны суждения, очень близкие к учению православной Церкви, а именно, что истинное священство и бескровная жертва пребудет до скончания века; что это священство находится в великороссийской и греческой Церкви, а стало быть, и у них старообрядцев, потому что заимствовано ими от греков; что под именем Иисуса православная Церковь верует в Сына Божия, а не антихриста; что крест четвероконечный есть образ креста Христова и т. д. Таким содержанием Окружное послание вызвало между приемлющими австрийское священство сильные волнения и раздоры, не прекращающиеся до настоящего времени, повело к разделению толка на две части и подорвало все основы старообрядчества. Какие из раскольников, приемлющих австрийское священство, называются противоокружниками ? Те, которые отвергают Окружное послание, смотрят на православную Церковь глазами беспоповцев и восстают против приношения положенной в Служебниках просфоры за царя. Кто такие поповцы, управляемые уставщиками , или часовенные ? Те из поповцев, которые, за скудостию священников, дозволяют уставщикам крестить детей, исповедовать и причащать больных какими-то запасными дарами, сводить браки по благословению родителей, – вообще приняли все, кроме перекрещивания, беспоповщинские мнения. Беловодская иерархия Что такое Беловодская иерархия? Беловодская иерархия – это та иерархия, которая, по мнению раскольников, существует в «Опоньском царстве», в так называемом Беловодье. Когда и как она появилась у нас в России? Она появилась у нас в России во второй половине 19 столетия, но происхождение ее стоит в связи с теми раскольническими рассказами о «древнеправославном» архиерействе, которые существовали еще в 17 веке. В конце 17 века среди раскольников было твердое убеждение, что где-то на востоке есть православные архиереи, а во второй половине 18 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Больше всего их в Московской губ. с её знаменитыми Гуслицами (в 80 вер. от неё), откуда, главным образом, набираются попы, в Саратовской, Самарской, Нижегородской, Оренбургской, Донской, Калужской, Черниговской, Кишинёвской и некоторых других губерниях. 3. Беловодская иерархия Во второй половине XIX ст. в расколе, кроме австрийской иерархии, появилась ещё новая иерархия, Беловодская. Происхождение её стоит в тесной связи с раскольническими рассказами о «древлеправославных» епископах, якобы существующих в неких местах. В конце XVII в. у раскольников было твёрдое убеждение, что где-то на востоке есть православные архиереи, а во второй половине ΧVΙΙΙ ст. появилось и распространилось. сочинение беспоповца Марка топозерскаго (Топозеро-раскольнический скит в Архангельской губ.) «Путешественник, сиречь маршрут в «Опоньское царство», в котором рассказывается, что в Японии – «Опоньском царстве», что стоит на океане море, называемом Беловодие, существует благочестивая церковь , с патриархом антиохийского поставления, митрополитами и епископами «асирского поставления». В том же XVIII и XIX столетиях некоторые проходимцы уже выдавали себя за попов, поставленных в Опоньском царстве, а в 70-х годах последнего столетия обер-офицерский сын из православной семьи, Антон Савельев Никульский, назвавшись «смиренным Аркадием», объявил себя рукоположенным в Беловодье в «архиепископа всея России и Сибири». В доказательство справедливости своих слов Аркадий указал на «ставленную гранату», подписанную Беловодским патриархом Мелетием, королем «камбайско-индостанско-индийскаго» царства Григорием Владимировичем, 38 митрополитами, 30 архиепископами. 24 епископами, носящими титулы всех почти известных городов, 38 архимандритами и 27 игуменами монастырей, также разделённых по материкам и островам различных частей света. В первое время он архиерействовал в Сибири и в северо-восточном, прикамском районе Европейской России, а затем отчасти в губерниях, расположенных около Петербурга. Около 1879–1880 г. Аркадий имел в Сибири значительное число последователей: рукоположил несколько попов и «переставил, т. е. вновь рукоположил 2 попов австрийского поставления. Затем он распространял своё учение в губерниях Вятской, Пермской и Самарской. В 1885 г. был арестован и по приговору Окружного суда в г. Бугульме, Самарской, губ., был присуждён к 100 рублей штрафа за присвоение «не принадлежащего ему звания архиепископа всея Руси и Сибири». После избавления «от уз», главной резиденцией Аркадия служила Пермская губ., в особенности дер. Першаты, и село Крым-Сарай Самарской, губ., откуда он ездил и в другие губернии для поставления попов, освящения церквей, часовен и т. д., но в 1902 г. умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010