Пасхалники – безпоповщинский толк, явившийся в Черниговской губ. Учение его состоит в следующем: Господь Иисус Христос родился в 5500 г. от сотворения мира, а антихрист в 5508 г. и постоянно переменяет времена и закон, переменил празднование нового года (с 1 сентября на 1 января) и Пасхалию. Пасху нужно праздновать 23 марта, а Рождество Христово за 8 дней до января, т. е. 23 декабря. Церковь Христова – это люди верующие, и потому священство не нужно. Из икон следует почитать только вылитые из меди с изображением Спасителя, Богородицы и праздников, а остальным поклоняться не следует. Повиноваться властям не следует, потому что они не от Бога. Телеграф, железные дороги и т. п. – измышление антихриста. Средники учат, что в летосчислении православной Церкви убавлено 8 лет и перепутаны дни недели: нынешняя среда была прежде воскресением, а потому нужно праздновать в среду. Так они и поступают: среду считают за воскресение и празднуют в ней первый день Пасхи, а воскресение, по их счету четверг, проводят как будни. Поповщинские согласия в старообрядчестве Поповцы – это общее название тех раскольников, которые, учат, что истинная Церковь Христова может существовать без епископов с одними священниками, что благодать хиротонии может на время перейти к еретикам, что таинство священства может не совершаться, что священное миро можно заменить простым деревянным маслом и т. д. Поповцы разделяются на беглопоповцев и приемлющих австрийское или белокриницкое священство и беловодских. Поповцы, приемлющие белокриницкое или австрийское священство – это самый распространенный опасный и вредный для православия толк. Последователи его находятся в большинстве епархий Европейской России; в Сибири и за границей. Толк этот имеет трехчинную иерархию, ведущую свое начало от беглого греческого митрополита Амвросия, и все таинства, хотя и незаконные. Молитвенные здания последователей его по своему внутреннему устройству и богатству украшений совершенно сходны с православными храмами; их священнослужители облачаются в такие же священные одежды, как наши, стараются истово отправлять церковные службы и пользуются полною свободой не только при совершении богослужения, но и при переездах по России с целью утверждения своих единомышленников в вере и совращения православных в раскол. Толк этот основан (в 1846 г.) в Австрии, в селении Белая Криница, отчего и носит нынешнее название.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

После австрийской в расколе появилась еще иерархия так называемая «славяно-беловодская». Происхождение её стоит в связи с давними старообрядческими рассказами о «древлеправославных» архиереях. Так как Церковь без епископа быть не может, то значит есть православные епископы: такое заключение, в существе дела верное, было слишком заманчиво для старообрядцев, чтобы не принять его. В конце XVII века, несомненно, было убеждение, что где-нибудь есть православные архиереи, 752 именно где-нибудь далеко – на Востоке, и только не умели сказать – где именно. Во второй половине XVIII века в раскольнических общинах читалось рукописное путешествие безпоповщинского инока Марка, из скита Топозерского, что в губернии Архангельской. Ходил-де этот старец в Сибирь, добрался до Китая, перешел степь Гоби и дошел до Японии – до «Опоньского государства», что стоит на океане-море, называемом «Беловодие». Искав «с великим старанием православного священства», Марк обрел его в Японии: там видел он 179 церквей «асирского языка» и до сорока церквей русских. Тамошние христиане имеют патриарха «православного», антиохийского поставления, и четырех митрополитов: у русских митрополит и епископы «асирского поставления». Россияне удалились сюда во время «изменения благочестия». Приходящих из России там принимают первым чином. Как ни нелепы были выдумки автора «маршрута», раскольники, чтобы успокоить свою совесть, поверили им, тем более что они подогревались неоднократными заверениями последующего времени. В 1807 году о беловодских старообрядческих епископах подавал в министерство записку поселянин Томской губернии Бобылев, а в сороковых годах многие из жителей Бухтарминского края бежали в китайские пределы для поселения в загадочном Беловодье. Слепая вера старообрядцев в существование «Опоньского» патриарха не могла не натолкнуть искателей наживы на мысль о возможности извлечь свою выгоду из людского невежества. И действительно, в XVIII и XIX веках бывали случаи, когда разные проходимцы сказывались попами, ходившими за посвящением в «Опоньское» царство, показывали ставленные грамоты от небывалых архиереев и... собирали деньги с старообрядцев за исправление треб. 753 Представитель нынешней беловодской иерархии – «смиренный Аркадий» сделал шаг вперед по пути такого самозванства: он объявил себя рукоположенным в Беловодье в «архиепископа всея Русии и Сибири».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Сказка, сочиненная Аркадием, недолга. Есть в далеких странах, за неведомыми морями, «Камбайско-Индостанско-Индийское царство: там «первопрестольный» град Левек, а в нем царствует царь и краль Григорий Владимирович. Есть там и святитель, Мелетий по имени, патриарх Славяно-беловодский, Ост-индейский, Юст-индейский, Фест-индейский, Англо-индейских и Японских островов, имеющий рукоположение преемственное от епископа Дионисия. Когда апостолы отправлялись на проповедь, то апостолу Фоме пал жребий идти, между прочим, и к индианам. В Индии апостол «поставил» первым епископом сего Дионисия. Ныне беловодская иерархия, как дерево из сего корня, раскинулась едва не по всему лицу земному: митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены. И прибыли однажды из «Московского царства» в Левек князья и бояре: они рассказали о бедственном положении в России старообрядцев и молили патриарха поставить в «Московию» епископа. Мелетий и краль уважили просьбу: в епископа был рукоположен потомок князей Урусовых, с именем Аркадия. В руках Аркадия есть грамоты: «мирноотпущенныя» и «ставленная», подписанная, кроме краля и патриарха, 38 митрополитами, 30 архиепископами, 24 епископами, 38 архимандритами и 27 игуменами. При возвращении в Россию, с Аркадием пришли еще четыре митрополита. В архангельских лесах они построили монастырь и утвердили там свою кафедру, но не на долго: по распоряжению царя Николая Павловича, монастырь был разорен, насельники побиты и сам Аркадий взят в заточение. Все это было в пятидесятых годах. Освободившись, Аркадий стал «первосвященствовать» по разным местам у старообрядцев. – Сказка Аркадия имеет вариации, но суть её всякий раз одна и та же, – что Аркадий получил в Беловодье «древлеправославную» хиротонию. «Смиренный» Аркадии есть никто иной, как Антон Савельев Пикульский, обер-офицерский сын, из православной семьи; имеет лет 65 от роду. В 1858 году ходил в арестантском халате. «Архиерействовать» начал не позже половины семидесятых годов, – первоначально в Сибири и в северо-восточном, прикамском, районе европейской России, а затем отчасти в губерниях около Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

– те поморцы, которые молятся за царя и поют тропарь: «Спаси, Господа люди Твоя» так, как он напечатан в патриарших книгах. Поморцы-брачники – или полубрачные даниловцы –это те, которые вступают в брак без венчания церковного. Поповцы – это общее название тех раскольников, которые учат, что истинная Церковь Христова может существовать без епископов с одними священниками; что благодать хиротонии может перейти на время к еретикам, что таинство священства может не совершаться, что священное миро можно заменить простым деревянным маслом и т.д. Поповцы разделяются на беглопоповцев и приемлющих австрийское или белокриницкое священство и беловодских. Поповцы, приемлющие австрийское или белокриницкое священство – это самый распространенный, опасный и вредный для православия толк. Последователи его составляют 23 общего количества всех раскольников и находятся в большинстве епархий Европейской России, в Сибири и за границей. Толк этот имеет трехчинную иерархию, ведущую свое начало от беглого греческого митрополита Амвросия, и все таинства, хотя и незаконные. Молитвенные здания последователей его по своему внутреннему устройству и богатству украшений совершенно сходны с православными храмами; их священнослужители облачаются в такие же священные одежды, как наши, стараются истово отправлять церковные службы и пользуются полною свободою не только при совершении богослужения, но и при переездах по России с целью утверждения своих единомышленников в вере и совращения православных в раскол. Толк этот основан (в 1846 г.) в Австрии, в селении Белая Криница, отчего и носит нынешнее название. Он разделяется на две главных части: окружников и противоокружников, первые подразделяются на искренних и мнимых окружников, а вторые – на иовлевцев и иосифлян, смотря по тому, какому своему архиерею они следуют: Иову или Иосифу. Окружники – это те из «австрийцев», которые приемлют Окружное послание, написанное дьяконовцем Иларионом Егоровым Кабановым или Ксеносом и изданное от лица «австрийских» епископов в 1862 г. В нем высказаны суждения, очень близкие к учению православной Церкви, а именно: истинное священство и жертва пребудут до скончания века; это священство находится в великороссийской и греческой Церкви; под именем Иисус разумеется Христос, Сын Божий; четвероконечный крест есть образ креста Христова и т.д. Противоокружники

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Эти поиски, продолжавшиеся с нач. XVIII в., долгое время приводили лишь к появлению многочисленных лжеепископов-авантюристов, начиная с Епифания, Афиногена и Анфима в XVIII в. и кончая Аркадием «Беловодским» в XIX в. Но на сей раз поиски архиерея закончились учреждением в 1846-1847 гг. Белокриницкой иерархии , к к-рой на всей России постепенно отошла значительная часть беглопоповщины. Павел Тульский. Портрет. Худож. И. Болотников. 1796 г. Однако далеко не все старообрядцы-поповцы признали Белокриницкую иерархию, часть поповцев по-прежнему предпочитала принимать беглых из правосл. Церкви иереев. После того как последний старообрядческий священник на Рогожском кладбище Ястребов подчинился поставленному в Белой Кринице архиерею, Б. из разных мест страны стали обращаться к свящ. Павлу († 1862) из Тулы, отчего их даже называли тульским согласием. Последователями Павла Тульского были беглые священники, принятые им в старообрядчество через миропомазание: Димитрий, Петр Щепетев, Петр Ремизов, Борис. Преемниками Димитрия Московского старообрядческий источник называет священников Иоанна, Михаила Сергиевского и Иоанна Люцернова, к-рый содержался в заключении в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре, затем тайно жил и отправлял требы в Саратове и Самаре, а также в др. местах поселения старообрядцев. Преемником Михаила Сергиевского был священноинок Макарий (Иванов) из Керженского мон-ря, к-рый жил в Городце, Н. Новгороде, Балакове (ныне Саратовская обл.). Макарий присоединил к старообрядчеству священников Александра Плавтова, Никанора и Алексея Смирнова, а также принял иером. Максима (Горева) из Вологодской епархии в Городецкую моленную, но весьма быстро последний переселился в Москву, где служил в домовой ц. вмц. Екатерины, принадлежавшей видному деятелю староверия купцу М. Ф. Ясашнову . Максим (Горев) принял свящ. Александра Успенского для общины в Городце, затем Александр перебрался в Сибирь. Среди последователей Максима (Горева) были священники Петр Никольский, Пафнутий Беляков и Никола, поставленный в Лужки. Петр Никольский принял в старообрядчество Павла Князевского, к-рый в нач. XX в. священствовал в Пензе. Свящ. Георгий из Вольска поставил свящ. Петра в Николаевск (ныне Пугачёв Саратовской обл.), позднее Петр служил в Самаре. В 1895 г. в г. Новозыбкове Алексей Смирнов принял свящ. Григория Карабиновича, к-рый в 1897 г. был приглашен в донскую станицу Константиновскую, где освятил храм Богоявления Господня и священствовал до 1905 г., затем переселился в Москву. Григорий Карабинович подготовил первый учебник для старообрядцев по Закону Божию. К нач. XX в. наряду с вышеназванными беглопоповскими священниками были известны Георгий Гумилевский, Василий, Филипп Петрин, Сергий в Москве, Андрей Дмитриевский.

http://pravenc.ru/text/77768.html

помещена статья г. Юдина «Искание истового благочестия» (очерк современного раскола Оренбургского края), в которой между прочим сообщаются сведения об Аркадии, основателе беловодской иерархии. Помимо этого сообщения, а равно и известной статьи Никифоровского «к истории Славяно-Беловодской иерархии», сведения об Аркадии содержатся в составленной К. Перетрухиным статье: «о самозванце Аркадии, выдающем себя за архиепископа. Экспедиция к нему от уральских старообрядцев и подложные документы его» (отпечат. на гектографе), а равно в письме и биографии, написанной по нашей просьбе, бывшего лже-иеромонаха именуемой Славяно-Беловодской иерархии – Трифилия, в мире кр. Самарской губ., Бугурусланского уезда, села Русского Кандыбы Тимофея Устинова Юрьева. На основании этих источников, а главным образом – последних двух, вот-что можем сообщить об Аркадии. В настоящее время Аркадий проживает на Силкине хуторе, Уральской области, в 170 верстах от г. Уральска. Аркадий – это некто Антон Савелиев Пикульский, обер-офицерский сын из крестьян Киевской губ. В 1858 г. в партии арестантов он был отправлен в Динабургскую крепость. В 70-х годах он является уже в Сибири и именует себя архиепископом, имея подложные грамоты от имени сказочных – индийского патриарха Мелетия и царя Григория Владимировича, затем в Вятской губ. и т. д. В Сибири и Вятской губ. Аркадий в число своих последователей вербует старообрядцев австрийского толка и «перерукополагает» австрийских лже-иереев, чем немало смутил он тогда бывшего Московского лже-епископа Антония, который в 1881 г., раздобыв копии с грамот Аркадия, поручил служившему тогда в канцелярии его А. Швецову составить разбор их. «Тетрадка ли обличительная (составленная Швецовым), пишет Никифоровский, возымела своё действие, или вообще обстоятельства сложились не в пользу Аркадия, только в 1881 г. дела «владыки» пошли плохо... Он странствует по внутренним губерниям России, выдавая себя то за протоиерея, то за архимандрита единоверческих церквей, то за архимандрита раскольнического, то за архиепископа...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как доказательство своего рукоположения, Аркадий показывал ставленную грамоту, в конце коей находилась подпись и печать Мелетия, патриарха беловодского. Все эти нелепые рассказы не имели бы никакого смысла, если бы старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, не сознавали сами двухсотлетнего перерыва хиротонии, да и самые попытки выдумывать подобные рассказы едва ли были бы возможны. Между тем мнимый архиепископ беловодский успел привлечь на свою сторону многих старообрядцев и даже одного, поставленного Антонием, попа Кузьму, которого снова рукоположил во священника. Антоний Шутов был очень озабочен появлением опасного самозванца, и секретарь его, Онисим Швецов полученную с грамот копию подверг критическому разбору, в коем доказывал, что патриарх беловодский и шесть японских митрополитов составляют чистый вымысел Аркадия. Содержащая критический разбор тетрадь была оттиснута на гектографе во множестве экземпляров, которую Антоний и постарался распространить между поповцами в вятской губернии и в сибирском крае. Таким образом, возражение против законности белокриницкой иерархии в том, что она не имеет апостольского преемства, высказывалось не только православными обличителями, но и с другой стороны. Остатки беглопоповства Не смотря на чрезвычайное распространение австрийского священства, прежняя беглопоповщина и до настоящего времени не уничтожилась, а продолжает существовать в довольно заметном еще количестве её последователей. Это также служит знаком того, что белокриницкая иерархия, и по взгляду самих старообрядцев, не есть истинная и законная. На самых первых порах появления белокриницкой иерархии главным противником оной из беглых попов был тульский поп Павел. Пока он был жив, Тула и служила центральным местом, куда стекались неприемлющие австрийского священства поповцы из разных губерний. Они получили даже и название старообрядцев «по тульскому согласию». До своей смерти, последовавшей в начале 1802 г., Павел принял в сущем сане белого попа Дмитрия Беляева из калужской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Друг этот, приславший нам копию его письма, конечно, откроет ему глаза, обличит обман Аркадия; но что, если бы не было этого друга, или не захотели бы беспоповцы обратиться к нему с своими недоумениями? И кто поручится, что нет и еще подобных старообрядческих (даже не старообрядческих) обществ в глуши наших деревень, так же заинтересованных Аркадием, но не имеющих друзей, которые разоблачили бы пред ними обман самозванца? Нисколько не мудрено поэтому, что в расколе может явиться новая иерархия, сильная соперница Австрийской... Об Австрийской иерархии нам болезновать нечего; но все эти раскольнические иерархии, существующие и действующие среди русского народа, какой они колючий терн для православной российской иерархии... О, пастыри церкви Христовой! Усильте исполнение вашего великого долга – просвещать светом истинной веры темный народ, окруженный и расхищаемый Австрийскими и Опоньскими волками, Белокриницкими и Беловодскими (не говорим уже о полчищах немецких штундистов), и обратите внимание на то, чем особенно разные Аркадии располагают к себе этот простодушный народ: «жизнь его свята, как древних воздержников... за требы, крещения и исповедь не берет ничего», – было бы сказано, конечно, и за браки, если б Аркадий совершал браки. 22 О бегстве Геннадия за границу и первоначальных его подвигах там, см. «Летопись» 1885 г. (Братск. Сл. т. 1, стр. 571). 23 Потом в «Церковных Ведомостях» за 1889 г. 24) была напечатана краткая заметка об этом Аркадии. Для ознакомления с его грамотой, приводим из нее титул, с которым подписался под нею мнимый патриарх Мелетий: «Божиею милостию Мелетий патриарх Славянобеловодский, Индостанский, Индийский, Комбайский, Японский, Англо-Индийский, Африки, Америки, Ост-Индии п Фест-Индии и Юст-Индии, и Террафирмы, и Парагвая, и земли Хили, н Магелланския земли, над Патагонами, и Бразилии и Абаснии». 24 Любопытно, что этого царя он внес даже в свою ставленную грамоту, хотя ставленных архиерейских грамот, как известно, и древлеправославные цари не подписывали. За патриаршей подписью следует: «Божиею милостию мы Григорий Владимирович, царь н краль Камбайскаго царства, Индии и Магеланския земли». Читать далее Источник: Субботин Н.И. Летопись происходящих в расколе событий за 1890 год. - М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1891. - 139 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Аркадий, конечно, ни адреса, ни других указаний не дал. Тем не менее в пределах Уральской области нашлись простачки частью из раскольников беглопоповцев, частью из австрийцев, кои приняли Аркадия. – Последнее обстоятельство сильно встревожило покойного лже-епископа Уральского Виктора, который, вместе с своим «советом» вызвал известного апологета Перетрухина в г. Уральск с специальной целью: видеться и беседовать с Аркадием. Вместе с купцом Феодором Климовым Решетовым Перетрухин отправился сначала в Соболевскую станицу, где к ним присоединились еще несколько лиц разных толков: австрийцы Соболевской станицы, лже-иерей Павел Ларин, попечитель Григорий Соболев, казаки – Кондратий Хрущев, Яков Тимофеев, Аким Ефимов; беспоповцы – Филимон Хрущев, Моисей Рассказчиков и Кузьма Логгинов. Побывали, они прежде всего, в Сергиевском посёлке у ставленника Аркадия, попа Флора Як. Лагашкина. 8-го января прибыли в Силкин хутор, где, обычно, пребывает Аркадий в доме казака Степана Никитина. Отдохнув, пошли к Аркадию, но, по словам хозяина дома – Силина, Аркадия дома не оказалось (хотя он был дома), и от беседы с ними отказался. Но потом через казака Даниила Колвертонова (племянник Силкину, у которого жил Аркадий) Перетрухину с К° удалось завести беседу в доме Силкина. Речь завели сначала об австрийском священстве, а затем перешли к рассмотрению законности Аркадиева священства. Перетрухину возражал казак Никифор Степанов. На требование Перетрухина – показать происхождение Беловодской иерархии и оправдать своего мнимого архиепископа, – Степанов сказал: «нам чего оправдывать? Всем (?) известно, что наш архиеписк. Аркадий получил священство в Беловолии, что в Индии, от патриарха Мелетия... Там имеется много древлеблагочестивых митрополитов и епископов. А Индия, по свидетельству святцев (6 окт.), получила проповедь от Св. Ап. Фомы... С тех пор там благочестие и сохраняется нерушимо... Там и получил хиротонию наш архиепископ.» Перетрухин заметил, что Индия не так далека, чтобы не знать, что там нет и не было никогда патриаршества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богатство и полнота материала, заключающегося в этом сочинении, обусловливались особенно счастливыми, исключительными обстоятельствами, которыми было вызвано его появление. Некоторыми обратившимися из австрийского раскола в Православие лицами был вывезен из Белой Криницы весь архив митрополии, состоящий большей частью из подлинных документов и потому имеющий большую научную важность, и предоставлен в распоряжение автора рассматриваемого исследования. Московская Духовная Академия удостоила автора учёной степени доктора богословия, а по отзыву профессора Нильского ему была присуждена Уваровская премия. В 1899 году автор напечатал второй выпуск «Истории», обнимающий период времени с 1847 по 1854 год, когда умер инок Павел, стараниями которого добыто белокриницкое священство. В сочинении М.Я.Монастырёва «Исторический очерк австрийского священства после Амвросия» (1878 год) довольно подробно описаны более важные эпизоды дальнейшей истории австрийского раскола, хотя в общем оно не представляет особенной ценности. Затем по истории местного раскола следует указать две обширные магистерские диссертации: Н.С.Соколова «Раскол в Саратовском крае» (1888 год) и М.И.Лилеева «Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII–XVIII века» (1895 год). Обе представляют опыты исследования преимущественно по неизданным материалам, но первое – труд более законченный, так как обнимает историю саратовской поповщины до 50-х годов XIX столетия. Впрочем, за собранный автором материал и сочинение Лилеева на Макарьевском конкурсе удостоено – и справедливо – почётного отзыва. «Раскол в Саратовском крае» – диссертация Санкт-Петербургской Духовной Академии, а «Раскол на Ветке и в Стародубье» – диссертация Нежинского института князя Безбородко. Не можем не назвать ещё: обстоятельную статью профессора Н.И.Субботина «К истории Рогожского кладбища» («Прибавления к творениям святых отцев», 1882) и брошюру И.Т.Никифоровского «К истории славяно-беловодской иерархии» (1891 год). д) По истории мероприятий против раскола накопилось печатного материала весьма немало и в вышеназванном премированном руководстве он собрал и изложил с полнотой, конечно, сколько позволяли рамки последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010