И стряхни они с себя этот мертвенный сон безучастия и беспечности, который овладел ныне большинством их; проникнись они той жалостью к народу, остающемуся без руководства, какая дышит в словах Христа Спасителя ( Мф.9:36 ); пойми они всю силу и злокачественность современных заблуждений; оставь устарелые формы речи, неудобные для потребностей минуты; заговори они живым словом убеждения и любви; подкрепи своё слово примером христианских добродетелей – чтобы они могли сделать для народа! Одно представление об этом значении живого церковного слова, какое дал ему Спаситель наш во своей Церкви, способно привести в восторг ревнителя истины и блага человечества. По нашему времени это представление кажется идеальным; но оно не то идеально мечтательное, какое часто составляют себе люди о различных видах человеческой деятельности и совершенства; оно есть точное изображение обязательной деятельности служителей слова евангельской истины, к которому они должны стремиться всеми силами под опасением, в противном случае, осуждения. Благовествование „необходимая обязанность моя“, говорит Апостол Павел, и „горе мне, если не благовествую“ ( 1Кор.9:16 ). Сюда, к возбуждению и надлежащему направлению этой деятельности служителей Церкви, должны быть обращены все наши усилия и заботы. Мало у нас в духовенстве дарований, это наше несчастие; мало усердия к делу, это наше преступление». Что же добавить к этим вдохновенным словам? Одно разве, что в успехе и развитии живой церковной пастырской проповеди заключается весь центр успеха нашей внутренней миссии, по ограждению верных чад церкви от религиозных заблуждений века сего и по пресечению пропаганды сектантских лжеучений, обольстительная сила которых, повторяем, главным образом, коренится в живом, простом захватывающем слове лжеучителей, им же имя ныне легион. Свящ. И. Фудель Александров Дм. К истории „Славяно-Беловодской иерархии“//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 311–317 Во второй книге приложений к журналу «Миссионерское Обозрение» (стр.362–366) за 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Из этого видно, что чужие клирики, имея при себе ставленные и отпускные от своих епископов грамоты, путешествовали в чужие области или епархии и могли быть допускаемы в сослужение вместе с православными епископами и пресвитерами, которыми, конечно, и были принимаемы. Аркадий-же, хотя и принёс подложные грамоты, но ни кем из православных пастырей, даже и от самих вас, принят не был. Ибо не вы его приняли, а он вас, так-как вы раньше были не его согласия и он вас – одних крестил, других венчал и проч. Значит 33 пр. Св. Ап. не оправдывает вас, а паче обвиняет». В таком духе беседа продолжалась до вечера. Степанов не мог оправдать законности своей иерархии и Перетрухин с К°, торжествуя, удалились. 9-го января. Перетрухин с К° выехал в соседний поселок; но туда часам к 3-м прибыл сын Силкина с укоризной, что Перетрухин уехал, не повидавшись с Аркадием и не окончив, якобы, беседы. «Если вы покажете своего архиепископа, мы сейчас же поедем», – ответил Перетрухин... По согласии Силкина, поехали, но всех к Аркадию не допустили, а только одного Решетова. Но этот упросил его побеседовать с Перетрухиным. Аркадий, наконец, согласился. Аркадий сидел в монашеском одеянии, в клобуке и с панагией (по словам Перетрухина – Аркадию лет 70, – он высокого роста, с длинной седой бородой, глаза у него «пёстрые»). Поздоровавшись, Перетрухин высказал сожаление, что в старообрядчестве – много печальных разделений и раздоров и «к этой нашей печали вы, владыко, приложили новую, называя себя древлеправославным архиепископом. Скажите нам: как ваше имя было в мире?» Аркадий ответил, что – Арсений (ранее же называл себя Антоном). На просьбу Перетрухина показать ему ставленную грамоту, Аркадий ответил, что он не держит её у себя, боясь «никониан»; но – если Перетрухин желает видеть, то у одного казака Царского поселка, В. Дулина, есть копии 98 . Далее Перетрухин стал спрашивать, каким способом можно увериться об индийском благочестии и как пройти к Беловодскому патриарху. Аркадий начал рассказывать, но, заметив, что Решетов записывает, осердился, бросил передавать, говоря: «мне и так надоели эти записки...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы перешли к другим вопросам (старым и новым), которые Ковалёв предлагал мне, строго держась порядка листов Кирилловой книги, тщательно отмеченных им под полкой с посудой. Я не замечаю, чтобы мой собеседник изменил хоть сколько-нибудь свой духовный облик. Правда, он говорит осмысленнее, менее ссылается на Виталию, но остаётся таким же противником поповщины, каким он был и раньше. На моё предложение, высказанное с необходимой осторожностью, что теперь бы, во время поста хорошо бы поговеть, покаяться, Ковалёв отвечал: «по всяк день каюсь, припадаю к Богу. Он видит моё сокрушение». – «Ты это делаешь самочинно, не в ограде церкви, не по заветам св. отец, словом, не так, как указано в прочитанных тобою книгах». «Как меня научили, так и каюсь». – «Эту науку ты недавно прошёл, а раньше признавал священство». Ковалёв упорно молчал. V 15 марта я опять посетил Ковалёва. Он чистил пол «на кругу» (круглая площадка, где сходятся все четыре коридора тюремного замка). Увидев меня, Ковалёв оставил работу и пошёл в свой каземат, куда направился и я. Он, видимо, не хотел беседовать со мной по-старому, и сейчас мне стало понятным почему. «Я скоро ухожу отсюда, – сказал он мне. – Думал было, вышлют с прошлым этапом, во вторник, не выслали; теперь, наверное, уйду». «Куда же ты отправляешься?» – спросил я. «Про это начальство знает; куда поведут, туда и отправлюсь». «Как было бы хорошо, Феодор, если бы ты пришёл туда, куда Бог приведёт тебя, своим человеком. Если бы ты, оставив бредни, которыми напитала тебя Виталия, принял единоверие. Это дало бы тебе возможность посещать храм Божий, молиться в нём, исповедоваться, приобщаться св. тайн. Ты бы оживил себя духовно, а то – сказать правду – ты одичал». «Хто его знает, как там будет. Може, там «согласных» найду… Наши баяли, что в Сибири должны быть «настоящие священники»… (Ковалёв предполагал и не раз высказывал, что его сошлют в Сибирь, «в леса, аль в горы»). Это «баяние» раскольников о «сибирском согласном священстве» – не простой звук. Дело в том, что, кроме беглопоповцев и последователей австрийского священства, есть ещё раскольники, приемлющие так называемую «беловодскую иерархию». Из представителей последней особенно славен самозванец и проходимец Аркадий, сочинивший целое сказание о «Беловодьи» и долго обиравший раскольников. «В далёких странах, за неведомыми морями, есть Камбайско-Индостанско-Индийское царство. Царствует там крал Григорий Владимирович, а святительствует Мелетий, патриарх славяно-беловодский, ост-индейский, юст-индейский, фест-индейский, англо-индейских и японских островов, имеющий рукоположение преемственное от епископа Дионисия, ставленника св. ап. Фомы, проповедовавшего в Индии». Этот-то Мелетий и руковоложил потомка князей Урусовых, каким выдавал себя Аркадий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Неудивительно, что среди такого мрака и умственной смуты вождям раскола полное раздолье: что ни скажут они, во всем верят их последователи на слово, что ни прикажут, во всем повинуются им беспрекословно. К характеристике внутреннего состояния современного раскола и крайнего религиозного невежества в недрах его может служить весьма важное в современном раскольническом мире явление. В последние годы у наших раскольников возникла, было, и силилась утвердиться новая иерархия, наряду с Белокриницким священством. Родоначальником новой лжеиерархии явился самозванец Аркадий, именующий себя архиепископом беловодским, получившим, якобы, поставление в Японии («Ополонском царстве») от какого-то незнающего «никонианских новшеств» патриарха. В сущности же, раскольничий архиерей оказался проходимец Аркадий (киевский уроженец, сын коллежского асессора, Антон Савельев Пикульский). Пользуясь простотою русских раскольников, Аркадий предъявил им ставленническую грамоту от Мелетия, патриарха Славяно-Беловодского и приобрел немалое число последователей, которым поставил и попов 11 . В грамоте делается обращение к русскому Государю и Самодержцу с просьбою об утверждении Аркадия в его звании архиепископа царским повелением, а русским вельможам «составляющим синклит и пребывающим в воинстве, и всему христианскому собранию», делается приглашение представить поставленному вождю их спасения свои души со всяким смирением и послушанием, и служить и повиноваться ему, как самому Владыке Христу. Чиноприем от раскола и православия Беловодский владыка установил чрез миропомазание с требованием проклятия ересей православной Церкви, которая, де учит, «о переселении душ после смерти в птиц и зверей, что солнце стоит, а земля ходит, громы и молнии бывают от некоего, яко же развратно пишут никониане, электричества, и якобы, туча с тучею сходятся, от того бывает гром и молния» и т.п. Как ни кажется невероятен Аркадий и общество, принявшее его, тем не менее, и то и другое – явления действительные: у Аркадия нашлось немало последователей, которые без всякого опасения принимали от него попов и обращались с требами к этим попам!..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sushhest...

При нем оказались грамоты: «мирноотпущенная» и «ставленная», подписанные Беловодским «Кралем» Григорием Владимировичем, патриархом Мелетием, 38 митрополитами, 30 архиепископами, 24 епи­скопами, 38 архимандритами и 27 игуменами. Авантюра мнимого архиепископа, несмотря на всю шаткость её ле­гендарной опоры, имела некоторый успех и создала среди приемлющих священство старообрядцев новый, хотя и не многочисленный, толк последователей славянобеловодской иерархии. Даже доказанное самозванство Аркадия, оказавшегося обер-офицерским сыном Антоном Савельевым Никульским, не подорвало в конец у чтителей «святой старожитности» веры в существование таинственного Беловодья, маршрут в которое попа­дается и в современных нам рукописях, вращающихся в среде раскола. – Таковы легендарные сказания и вы­мыслы, которыми издавна пыталось успокоить себя старо­обрядчество, смущенное отсутствием в нем «древле-благочестивого» епископа. Те, кого не удовлетворяли по­добные фантазии, поддавались мечтам, более близким к действительности: их помыслы направлялись к райской реке Евфрату, в фиваидскую Емакан, сирийскую Антиохию и даже в самый Царьград, бывшую столицу объеретичившихся греков, которой суждено было стать впо­следствии городом утешения и источником благословений для наших старообрядцев. По рассказам последних, в XVIII и XIX столетиях неоднократно снаряжались на восток специальные посольства с поручением – исследовать в названных местах, не имеется ли где такого епископа, от которого могла бы возгореться полным огнем трехчинная иерархия для старообрядческого обще­ства. У известного беллетриста-расколоведа П.И. Мельникова-Печерского (см. его роман «В лесах», ч. 1, гл. XI) есть интересный и художественный рассказ па­ломника Стуколова, дающий понятие о трудностях и бесплодности таких изысканий. Молодого и энергичного по­слушника Лаврентьевой обители, который «как птица из клетки, рвался на волю, чтобы идти, куда глаза гладят» призывает вместе с другими монастырскими трудниками игумен Аркадий и, напомнивши им про оскудение благочестивого священства, про духовный голод, христиан постигший, сообщает им о местах, где вера, по рассказам, соблюдена в целости и чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Следствие что ли наводите; хотите верьте, хотите нет – дело ваше». По словам Перетрухина, Аркадий выбежал даже из комнаты, а его ставленник, поп Ф. Лагашкин, до безобразия раскричался на Решетова – за беспокойство, причинённое Аркадию вопросами и записью. По свидетельству Юрьева, Аркадий терпеть не мог расспросов о том, когда, как и где получил он хиротонию. Когда Аркадий успокоился, Перетрухин с трудом, но добился от него адреса к Беловодскому патриарху: «в г. Левен, Камбайского королевства, патриарху Иоанну». Вышедши к своим спутникам, Перетрухин пересказал всё, что слышал от Аркадия, добавив: «по евангельским словам – епископы «светильники»; они должны светить всем. Но, к нашему и вашему прискорбию, вы стоите здесь другой день, ожидая видеть «светильника», зовомого Аркадием Беловодским, – но этот – ложный светильник – даже и видеть вас не хочет... Кто и когда из истинных иерархов поступал так? По всему видно, что Аркадий не архиепископ, а самозванец, – как некогда был ложным царём в Москве Гришка Отрепьев, или у вас, в Уральской области, Емелька Пугачёв..., так и сей мнимый Аркадий, который в своё оправдание не показал нам и ни одного документа». Затем «депутация» выехала. Приехав в Уральск, Решетов составил письмо в Камбайское царство к патриарху Иоанну, которое, разумеется, на почте, посмеявшись доверию простачков, не приняли. Какова дальнейшая судьба Аркадия, поживем, увидим... Но нельзя не поскорбеть, что на Св. Руси развелись проходимцы – Герасимы, Аркадии и пр., которые, эксплуатируя простой и без того тёмный народ, стараются удержать его в большей темноте... Самарский Епархиальный миссионер Священник Димитрий Александров Скворцов В. О переселенческом движении в Америку среди закавказских „духобор-постников“//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 318–334 О духоборческом вопросе снова говорят в последние месяцы и в обществе, и в печати. Поводом к тому служить начавшееся ещё в прошлом году и продолжающееся доселе добровольное переселение в Америку закавказских духобор, известных под именем «постников».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так неправду говорит он, утверждая, что будто бы «старообрядцы приемлющие священство (какое священство, г. Механиков? – беглое, окружническое, противоокружническое, беловодское?) в течение двух веков (когда и не существовало у них австрийского священства) победоносно несли и несут доселе знамя православия», и что этим они даже «гордились, и гордились по праву». Знамя, поднятое первовождями раскола, Аввакумом, Лазарем, Никитою и проч., было совсем не «знамя православия», а знамя возмущения против православной церкви и отделения от неё, и сами эти знаменоносцы, как напр. Аввакум, проповедывали явные ереси о св. Троице, в чем Аввакума обличал даже «союзник» его дьякон Федор. Потом, увлеченный подражанием современной речи наших интеллигентов, г. Механиков говорит, что мнимым несением знамени православия старообрядцы «гордились и гордятся по праву». Он забыл, что гордиться даже и истинными достоинствами христианину не подобает, ибо довольство наше от Бога ( 2Кор. 3, 5 ), – забыл, что гордость есть смертный грех; да едва ли и не клевещет он на предков, живших за пятьдесят лет доселе, т. е. когда еще не было и в помине нынешней австрийской иерархии старообрядцев, что своим так называемым древлеправославием они «гордились». Потом, неправду говорит Механиков о Белокриницком Уставе, что в нем будто бы допущены только «некоторые погрешности, не имеющие никакого-значения». Если так, то значит никакого значения не имеют и погрешности швецовских сочинений, написанных именно в защиту Устава; а между тем сам же Механиков находит в них злейшие ереси. Несправедливо далее утверждает он, что безпоповщицкие тетради, о которых говорится в Окружном Послании, только «стали было обноситься по старообрядцам». Не одни безпоповщинские тетради, но и безпоповщинские убеждения были усвоены (да и теперь содержатся) весьма многими поповцами, даже архиереями и попами австрийского поставления, что именно и вызвало Ксеноса к составлению Окружного Послания, и он только для того, чтобы не оскорбить поповцев, указал на безпоповские тетради. Как силен был и как силен доседе безпоповщинский дух в старообрядцах, приемлющих австрийское священство, достаточно показывают вызванные Окружным Посланием и доселе продолжающиеся смуты и раздоры в старообрядчестве, появление и существование несомненно зараженных безпоповщинскими учениями противоокружников с их отдельною иерархиею, их сила и значение в расколе, наконец всем известное нерасположение к Окружному Посланию самих именуемых окружников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

устанавливает приблизительную цифру их до 81069 душ обоего пола при 1,104,908 душ обоего пола всего количества населения Томской губ. (в 1882 г.). А прибавив и сектантов Томского края, автор полагает, что численность всего вообще томского расколо-сектантства к 1880 г. должна быть не менее 100,000. Толки в томском расколе – те же, что и всюду, преимуществуют же – поповщина, стариковщина и поморское согласие. От стариковщины автор различает согласие часовенных. Первая, по нему, представляет среднее между поповщиной и беспоповщиной. С последней её сближают требоисправители из простых стариков и старух; поповщинский же её характер сказывается в том, что она не восстаёт против священства вообще, и у заправителей её нередко хранятся в виде сухариков запасные дары. Отличие её от часовенных автор полагает в том, что последние, относясь фанатичнее к православной Церкви, к православным священникам прибегают очень редко, тогда как у стариковщины не считается особенно тяжёлым грехом это обращение; наставники часовенных вводятся в их обязанности через благословение от других наставников, также преемственно получивших оное с Иргиза, Рогожского кладбища и т. под., – у стариковщины этого не требуется. Есть у них некоторые и обрядовые разности. – Руководителями у поповцев служат их лже-епископы и попы. Из первых известны – Савватий, Герасим, Мефодий и теперь здравствующий, и правящий – Антоний; попов насчитывает автор до 30. Беспоповцами руководят разного рода старики й наставники. С особенною подробностью автор говорит о Беловодской иерархии и о неоднократных попытках раскольников прошлого и недавнего времени отыскать «древле-православное священство» то в Беловодье, то в Китае. Характеризуя внутреннюю жизнь томского раскола, автор отмечает сильную настойчивость и удивительную изобретательность раскольников в обережении своей целости и самобытности в виду практиковавшихся против них правительственных мероприятий. Средства, употреблявшиеся раскольниками для этого, были весьма разнообразны: секрет и таинственность, тайники при домах и на пасеках, упорство в непослушании начальственным распоряжениям, самовольное открытие запечатываемых часовен, отстаивание, даже иногда с оружием в руках, сводных браков, многочисленные прошения и ходатайства, подложные указы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Христианское Чтение» за апрель, июнь и июль 1909 г. (Спб.), стр. 603–622 и 982–1014. 3 Памятником уйгурского письма служит манускрипт «Кудатку Билик», написанный в 1439 г. no Р. Хр. Юсуфом из г. Баласагуна в нынешнем Семиречье или Или и изданный учеными А. Вамбери и В. Радловым. 5 См. стр. 84–109, 217–221 и 303–308 «Записок Восточ. Отделения И. Рус. Археол. О-ва», т. I – 1886. 6 О христианах Ср.Азии много сведений дают и арабские писатели. В.В. Бартольд: «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» в т. VIII «Записок Вост.Отд. И.Р. Арх. О-ва» за 1893 г. Спб. 7 «Записки И. Рус. Георграф. О-ва по отделению этнографии», том 28-й, вып. 1. «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство», Г.Т.Хохлова, с предислов. В.Г.Короленко. Спб., 1903. 9 Об этом миссионере см. подробности у P. Y. Saeki в его «The Nestorian Monument in China. London, 1916» (указываемом подробно ниже). Стран. 204–207: «A-lo-pen». 10 «Описание древнего христианского памятника, открытого в Китае 1625 года, с присовокуплением гравированного изображения высеченной на оном Китайско-Сирийской надписи. Спб.,1826». 12 «L’inscription Syro-Chinoise de Si-ngan-fou, monument nestorien élevé en Chine l‘an 781 de notre ère, et découvert en 1625. Paris, 1858». 14 «The Nestorian Monument in China. With an Introductory Note by L. William Gascoyne-Cecil and a Preface by the Prof. А.Н. Sayce. London,1916». 15 «Христианские изыскания в Азии, с известиями о переводе Свящ.Писания на восточные языки. Спб, 1815». 16 В. Г. Тизенгаузен «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Спб., 1884», стр. 498, 529 и 530. 17 Подробности см. у иеромонаха Н.А. Адорацкого в журнале «Православ. Собеседник» за 1885 г. в статье «Исторический очерк католической пропаганды в Китае». 18 «Восточные христианские общества. Краткий очерк их минувшей судьбы и нынешнего состояния. Опыт историко-статистический. Спб., 1869». Стран. 23–36. 19 « Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии. Спб., 1876». Стран. 143–382.       » Читать далее Источник: Несколько слов о распространении христианства в Персии, Месопотамии, Средней Азии, Монголии и Китае : Речь, предназнач. для произнесения на торжеств. годич. собр. Имп. Казан. духов. акад. 8 нояб. 1916 г. орд. проф. Н.Ф. Катановым. - Казань : Центр. тип., 1916. - 20 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/neskol...

ч. неокружниками, часовенными (см. ст. Часовенное согласие ). Есть сведения и о более экзотических направлениях староверия: спасовцах (см. ст. Спасово согласие ), дырниках, последователях «беловодской» иерархии. Часть старообрядческих общин прошла регистрацию в 1900-х гг. В 1909-1911 гг. были зарегистрированы 2 федосеевские общины в Шипицинской вол. Каинского у., община «стариковской секты» (стариковцы) в Касминской вол. Каинского у., 3 поморские общины (2 - в Каинском у., 1 - в Малышевской вол. Барнаульского у.). По более поздним данным, общины поморцев существовали в селах совр. Северного, Болотнинского, Ордынского, Татарского, Куйбышевского, Кыштовского, Новосибирского и др. районов. В 30-х гг. XX в. открытая церковная жизнь поморцев прекратилась вслед. репрессий. 26 окт. 1993 г. в Новосибирске получила регистрацию община Древлеправославной поморской церкви. 21 мая 2006 г. на съезде поморских общин из Новосибирска, Бердска, Красноярска, Бийска, Таштагола, Темиртау, Новокузнецка, Белова, Минусинска был образован Сибирско-Алтайский совет. Формирование сибир. белокриницких обществ, как правило, на базе орг-ций беглопоповцев в Томской губ. активизировалось в 60-80-х гг. XIX в., после образования старообрядческой Тобольской (дек. 1862) и Томской (осень 1885) епископских кафедр. Первыми эти кафедры возглавляли епископы Саватий (Лёвшин) и Мефодий (Екимов). Наиболее крупным белокриницким обществом в регионе во 2-й пол. XIX в. являлось Колыванское (сообщение об учреждении митрополии в Белой Кринице старообрядцы в Колывани получили уже в апр. 1847). Белокриницкая община в Новониколаевске, появившаяся в нач. 90-х гг. XIX в., получила офиц. регистрацию 21 февр. 1907 г. Она распространяла свою деятельность на с. Койновское Бердской вол., с. Бугры Бугринской вол., дер. Пузырёву Ояшинской вол., разъезд Порос и ст. Ояш Сибирской железной дороги. Кроме того, были зарегистрированы общины в с. Черновка (Черновское) Кыштовской вол. Каинского у. и в с. Маслянине Николаевской вол. Барнаульского у.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010