Представление о существовании невидимого, избегнувшего завоевания, безгрешного града или даже целой страны, существовало во все века народного угнетения и способствовало впоследствии переработкам этих представлений в легендах о счастливом Беловодском царстве (Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967, с. 239–290). По какому пути могло бы пойти развитие русской литературы в XIII веке, если бы Русь не была захвачена монголо-татарами, отчасти показывает Ипатьевская летопись,– вернее, лежащие в ее основе галицко-волынские произведения XIII века. Монголо-татарское нашествие мало отразилось на положении юго-западной Руси. Она сохранила некоторую самостоятельность, свободу общения с Византией и западными странами. Литературное развитие продолжалось в Галицко-Волынской Руси по предустановленному пути. Путь этот вел к развитию личностного начала в литературе и к появлению обширного связного исторического повествования. То и другое нашло свое выражение в создании жизнеописаний галицких и волынских князей,– жизнеописаний пышных, подробных и в той или иной мере светских. Список Ипатьевской летописи относится к середине XV века. Он был переписан, как предполагал А. Н. Насонов, с летописи, составленной в Турово-Пинском княжестве на основе, с одной стороны, Киевского летописного свода, доведенного до 1200 года, а с другой – своеобразных жизнеописаний галицких и волынских князей. Первая часть Галицко-Волынского раздела Ипатьевской летописи после 1200 года, на котором кончалась Киевская летопись Рюрика Ростиславича, может быть с полным правом названа «Жизнеописанием Даниила Галицкого». Жизнеописание это носит своеобразную, не привычную для предшествующего периода форму связного биографического повествования. Замечательно, что в нем, как отметил еще Н. М. Карамзин , не было обязательной для большинства летописей хронологической канвы, дат описываемых событий. Указания «в лето 6712» или «в лето 6713» и т. д. были вставлены значительно позднее, по-видимому, самим книжником, писавшим Ипатьевский список, так как в другом списке той же Турово-Пинской летописи – Хлебниковском – даты эти отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Церковные документы не везде найдены в должном порядке и исправности. К приведению сего в порядок приняты надлежащие меры. 5) Приходское духовенство, за весьма немногими исключениями, отличается добрым направлением как в умственном, так и в нравственном, отношениях. – Из всех священников, коих я видел при посещении церквей, только один, именно, священник Беловодской Троицкой церкви, В… изобличен был в нетрезвой жизни, и за сие подвергнут должному взысканию. – Из псаломщиков двое, также за нетрезвость, удалены от своих мест. 6) Проповедничеством не все приходские священники отличаются в одинаковой мере, так как не все имеют одинаковое образование, но все, по мере своего образования, с большим или меньшим усердием учат народ истинам веры и христианского благочестия – одни посредством устных или письменных поучений своего сочинения, а другие через чтение с церковной кафедры печатных слов и бесед. При ревизии церквей, мною обращаемо было особенное внимание на письменные поучения приходских священников, и за основательные и назидательные проповеди я тут же объявлял сочинителям свою признательность; в слабых же поучениях указывал авторам недостатки и давал советы и наставления, как избегать тех или других недостатков в поучениях. 7) Большинство псаломщиков, отличаясь исправностью в чтении и пении и отчасти в знании церковного устава, мало имеют сведений в катехизическом учении веры и заповедей Божиих, а ещё менее разумеют смысл священнодействий и церковных обрядов. Посему делано было мною строгое подтверждение Благочинным, чтобы они, согласно своей инструкции, заботились об исправлении этих недостатков. 8) В простом народе немного примечено мною умственного образования, но много усмотрено религиозного чувства, много искреннего усердия к поддержанию и благоукрашению своих приходских храмов. Впрочем это усердие к храмам более или менее условливается урожаями хлеба в полях, так как в здешней стране, при отсутствии в народе всяких других промышленных занятий, хлебопашество составляет исключительный источник народного благосостояния».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Русскому племени досталась громадная равнина, расположенная к востоку от пресловутой нулевой изотермы января, приблизительно совпадающей с западной границей Империи, она же – изотерма –западная граница Евразии – по Льву Гумилеву. К 1900 году государственные границы Российской Империи практически точно совпадали с географическими границами евразийского субконтинента. Равнина эта прорезана сравнительно редкими реками и, в общем, мало орошаема. Зимние холода, при которых земля промерзает на полтора метра в глубь, и многомесячная распутица свойственная северному климату, частая жара летом, с юго-восточными ветрами, сжигающими урожай, накладывали на трудовую деятельность русского народа оковы, неизвестные жителям стран умеренного климата. Рис. 1. Карта Российской Империи 1890 года К этому добавлялось отсутствие доступа к теплым “наружным” морям, служащим в других странах естественным продолжением внутренних дорог. Своим географическим положением русский народ был обречен на вечную борьбу с природой и относительно бедное существование, имеющее мало перспектив на улучшение. Недаром говорят: «Мы построили государство там, где больше никто не живет». Отсюда вечная русская тяга «к солнцу и теплой воде», в таинственное Беловодье, что лежит «восток», сиречь « встречь Солнца». От времен Киевской Руси дошло предание, что сам Равноапостольный Князь Владимир − отправил Русскую дружину искать это Беловодское царство. И ведь нашли они в тот раз Беловодье. Да так оно им по «ндраву» пришлось, что так и остались в дивной стране, отправив вестника к Князю. Может эта тяга и определила основное направление роста России, а вернее основное направление борьбы русского государства за свое существование, за выполнение своей вселенской миссии. Действительно, посмотрим внимательно на карту России. Но взглянем сейчас на нее с полюса. Очевидно, что Великая северная Империя, упираясь тылом во льды Северного океана, правым флангом в полузакрытое Балтийское море и во владения Германии и Австрии, а левым − в малопригодные для плавания части Тихого океана, − имеет не три, как это обыкновенно считается, а всего лишь один фронт в своей войне за государственное бытие.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/29/...

Потому не удивительно встретить пастыря без должной миссионерской и даже библейско-богословской подготовки, который не в состоянии дать определительный ответ не только вопрошающему их лукаво-мудрствующему интеллигенту, но даже полуграмотному мужику, детская вера которого поколеблена сектантской пропагандой... Поучительные в этом отношении данные находим в дневнике Харьковского епархиального миссионера: „4 октября прибыл на благочиннический съезд в Старобельск. Собралось довольно священников. В округе нет ни раскольников, ни сектантов. В виду этого батюшки на первых порах были довольно беспечны. Но стали мы заниматься по программе для съездов, начали обсуждать, кто и как пастырствовал и проповедовал за год, и благодушие у всех исчезло. Оказалось, что библейско-богословская и миссионерская подготовка у священников слаба... 17 сентября прибыл на благочинический съезд в сл. Андреевну. Духовенство очень туго собиралось, начиная с самого благочинного. На заседании выяснилось, что духовенство не овладело ещё теми сведениями, каких требует миссия от современных священников. Мою речь о мерах предупреждения занесения в округ штунды резко перебивали, заявляя, что пастыри не могут осуществить идеал священства при нынешних требованиях от них и при условии современного нищенского существования духовенства. С великим трудом сделали мы нужные постановления. В конце, однако, разъяснилось, что не по лени или небрежности священники ратуют против предъявленных к ним требований, а по сознанию глубокого разлада между их призванием и жизненными условиями, по сознанию своей слабой подготовленности осуществить это призвание... 9 октября благочиннический съезд в Новой Айдари. Обнаружилось, что в округе масса раскольников. В числе их много австрийцев, немало беспоповцев, есть и беглопоповцы. Выяснилось, что никакой миссионерской борьбы с ними священники не ведут. Было ясно также, что и подготовки к этой борьбе батюшки не имеют. Они оправдываются тем, что раскольники народ тихий... 12 октября благочиннический съезд в Беловодске.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1779 году, когда по высочайшему указу открыта Воронежская губерния по новому учреждению, то губерния сия составлена была из 15 городов и уездов, из коих были: 1) Воронеж, 2) Бобров, 3) Павловск, 4) Калитва, 5) Богучар, 6) Беловодск, 7) Купенск, 8) Валуйки, 9) Ливенск, 10) Бирюч, 11) Острогожск, 12) Коротояк, 13) Нижнедевицк, 14) Землянск, 15) Задонск. Сие распоряжение губернии открыто того же 1779 года декабря 13 числа, и с того же времени введен новой образ правления. По четвертой ревизии в сей губернии считалось: Купцов –1.683 Мещан –1.987 Помещичьих – 143.874 Государственных – 126.754 Однодворцев, пахотных солдат и прочих –120.891 Неположенных в подушный оклад – 9.595 Итого мужского пола – 404.784 Обоих полов – 809.600 По новому же высочайше конфирмованному в 1797 году мая 1 дня разделению России на губернии, Воронежская губерния составлена по примеру других из 10 городов, и вследствие того отошли в Украинскую Слободскую губернию 5 округ со своими городами, и именно: 1) Острогожская, 2) Богучарская, 3) Калитвянская, 4) Беловодская, 5) Купенская, и в них всего 151.680 душ ревизских; а в 1797 августа 27 по указу правительствующего сената, в силу конфирмации Его Императорского Величества и еще один город Ливенск упразднен, и губерния ныне состоит из 9 уездов и городов. По последней пятой ревизии в настоящей Воронежской губернии ныне считается: Женск. Дворян Духовных Купцов Цеховых Покупных к фабрикам Приписных к фабрикам Однодворцев 141426 147948 Из крестьян Экономических крестьян Экономических черкас Удельных крестьян Войсковых обывателей Ямщиков Помещичьих крестьян Подданных черкас А всего 337438 349344 Жители в сей губернии большей частью россияне, а некоторая часть украинских малороссиян. Государственных доходов в прошлом 1798 году было 2.141 381 руб. Из оных на ординарное жалованье государственное в Воронежской губернии употреблено 238.444 руб. 46. коп. Прочие ассигнованы в различные места. Грунт земли в Воронежской губернии по правую сторону течения реки Воронежа и Дона наипаче черноземный, а в левой супесь, а по Битюку также чернозем с солонцами. Важнейшие произведения сей губернии есть всякого рода хлеб и скот. Для примера здесь на обороте предлагается исчисление произведений Воронежской губернии в 1797 году, учиненное с означением, сколько из оных употреблено в пользу свою жителями сей губернии и сколько осталось к выпуску оных в другие места. Ведомость натуральных и художественных произведений Воронежской губернии за 1797 год с означением, сколько оных было употреблено на своих жителей, и сколько оных в остатке было

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Крайняя затрудненность получения новых старообрядческих священников и наконец их полное исчезновение постепенно усилили роль нерукоположенных, но руководящих богослужением дьяков, или стариков (отсюда и другое название согласия — стариковское согласие). Отсутствие церковной вертикали привело также к тому, что часовенные стали принимать приходящих к ним от Православия как еретиков третьего чина (конечно, если приходящий крещен трехпогружательно). Следовательно, согласие стало формироваться как беспоповское, хотя у его членов сохранялись (и сохраняются до сих пор) запасные Дары, освященные отцами, которые имели преемственную исправу от священников дониконовского рукоположения. Среди часовенных также, видимо, бытовали и Священные Дары, освященные на Иргизе. Кроме того, на соборе 1913 года ими обсуждалась возможность причащения. Однако в журнале «Уральский старообрядец» в ответе на вопрос редакции, откуда у часовенных запасные Дары, уверенно указывается на священников никифоровской и т.д. исправы. Сохранялись Святые Дары и в известном семействе Лыковых, принадлежащем к часовенному согласию (в настоящее время из них осталась только Агафья). В 1840 году собор часовенных отказался от приема священников (по некоторым данным, в связи с разгромом Иргиза), а на екатеринбургских соборах 1884 и 1887 гг. была отвергнута обсуждавшаяся там возможность принятия белокриницкого священства и закреплена беспоповская практика богослужения (с опущением нерукоположенными старцами часовенных чисто иерейских молитв, с исповедью старцу и т. п.). данному обстоятельству способствовало и то, что из-за скудости священства в среде часовенных стали действовать авантюристы, именующие себя попами так называемого беловодского наставления, чье самозванство рано или поздно раскрывалось. В середине XVIII века в состав урало-сибирских старообрядцев вливаются новые потоки так называемых поляков (как их и по сей день зовут, например, на Алтае), то есть тех староверов, которые возвращались из Польши, с Ветки и продвигались все дальше на восток от Урала. Уже с 1780 гг. беглопоповцы-поляки активно ассимилировались с уральскими и сибирскими часовенными.

http://pravoslavie.ru/2282.html

Он выдал себя за епископа именно древлеправославного, какого старообрядцы всегда сильно желали отыскать; он указывал на такую страну, где „священники, как он выражался, не то чтобы откуда прибегшие, а природные,“ поставленные древлеправославными епископами. Всем этим старообрядцы должны бы остаться довольны. Но вот беда: Аркадий указывает на такую отдаленную древлеправославную страну, о которой простой русский народ не только ничего не знает, но и не слыхал даже никогда! Да и сам Аркадий, как видно, мало слышал об этой стране, так что его обман для старообрядцев легко обнаруживается из самого названия придуманной им отдаленной страны. Он называет ее Беловодьем, Камбайским царством, которое находится в какой-то индейской японии. Ни беловодья, ни камбайского царства нигде на земле нашей нет: это известно всякому, хоть немного знакомому с положением стран света. Индейской японии также нет 1 . Есть два различных государства: Индия и Япония, которые, при том, находятся друг от друга на весьма далеком расстоянии, так что назвать Японию индийскою может только или невежественный обманщик или помешанный умом. Можно для ясности привести такое сравнение. Наша Россия далеко отстоит от Франции и отделяется от нее большим немецким государством. И вот, если бы кто назвал наше отечество – Россию французскою, то он сказал бы тоже самое, что и Аркадий, назвавший Японию индийскою! Япония, правда есть, хотя и не индийская: лежит она за нашею Сибирью. Но в этом японском государстве обитают не христиане, а язычники; и только недавно (года с три тому назад) епископ нашей православной церкви Николай стал распространять среди японцев свет христианского учения... Не взирая на этот грубый обман свой, Аркадий все-таки ус- пел найти себе последователей-старообрядцев (в пределах вятской, пермской и отчасти пензенской губ.), ставит для них попов, а доверчивые старообрядцы принимают этих попов! Таков „древле-православный“ лже-архиерей Аркадий беловодский из небывалой индийской Японии!.. Берегитесь, говорит И.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolni...

В этом огромном пространстве тогда было до 50 городов и крепостей. (Евгений Опис. Воронежской Губ. 17). До 1779 г. т. е. до учреждения Воронежского Наместничества в Воронежской губернии были четыре провинции и 31 приписной город. Провинции были: 1. Воронежская, 2. Елецкая, 3.Шацкая, 4. Тамбовская. К Воронежской провинции были приписаны города: 1. Землянск, 2. Костенск, 3. Коротояк, 4.Ольшанск, 5. Усерд, 6. Верхососенск, 7. Орлов, 8.Усмань, 9. Демшинск, 10. Романов, 11.Сокольск, 12.Набловск, 13. Хоперская крепость и 14. Борисоглебск. К Елецкой провинции относились: 1.Лебедян, 2.Сконин, З.Данков, 4.Ефремов. В Шацкой провинции были города: 1.Наровчат, 2. Троицк, 3. Красная Слобода, 4.Керенск, 5.Кадом, 6. Темников, 7. Касымов, 8. Елатьма. В Тамбовской провинции города: 1. Козлов, 2.Верхний Ломов, 3. Нижний Ломов, 4. Инсар, 5. Доброй, и 6. Ряжск. В 1779 г. по Высочайшему Указу открыта была Воронежская губерния, по новому учреждению Воронежская губерния была составлена из 15 городов с уездами. 1. Воронеж, 2. Бобров, 3. Павловск, 4. Калитва, 5. Богучар, 6. Беловодск, 7. Купянск, 8. Валуйки, 9. Ливенск, 10. Бирючь, 11. Острогожск, 12. Коротояк, 13. Нижнедвицк 14. Землянск и 15. Задонск. В настоящее время Воронежская губерния состоит из 12 уездных городов: 1. Воронежа, 2. Острогожска, 3. Бирюча, 4. Боброва, 5. Богучара, 6. Валуек, 7. Задонска, 8. Землянска, 9. Нижнедвинска, 10. Новохоперска, 11.Павловска и 12. Коротояка. Самый древний по населению уезд Задонский. По западной части его протекает Дон и отделяет Задонский уезд от Орловской губернии и Землянского уезда. В своем течении по Задонскому уезду, Дон принимает в себя только незначительные речки и ручьи, текущие по логам и в сухое время года нередко пересыхающие. С правой стороны, где расположены села Яблоново и Отскочное, в него впадают речки Березовка и Чернавка, на Землянской границе-Богатая Снова. С левой стороны, в северной части уезда Лога Гнилой и Татарской, ниже Лубны, в которую впадает ручей Истобной, близ с. Архангельскаго овраг Пружинки, принимающий в себя овраг Тростяной, близ Патриаршего р. Студенец, ниже Рогожин, Чернавский овраг с р. Черниговкою; реки проходят в Задонск-Тешевка, далее Репец с незначительными притоками и р. Гнилуша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Стр. 820 отсутствует в уездный город вместо Беловодска, бывшего до 1796 г. в Воронежской губернии. При десяти городах с уездами в Слободско-Украинской губернии оказалось восемь заштатных городов; из них г. Колитва поступил из Воронежской губ., а Славянск из упраздненной Екатеринославской. 1138 IV. Екатеринославская губерния прикрыта вместе с Таврической областью. Южная часть бывшей Вознесенской губернии и вся Таврическая область вошли в состав вновь образованной Новороссийской губернии. В нее же включена большая часть Екатеринославской губернии, кроме северных городов, отошедших к Малороссийской губернии. Сам город Екатеринослав, переименованный в Новороссийск, остался губернским городом Новороссийской губернии, разделенной на 12 уездов: Екатеринославский или Новороссийский с управлением в Новороссийске, Елисаветградский – в г. Елисаветграде, Ольгиопольский – в Ольгиополе, хотя присутственные его места остались в зашт. г. Вознесенске, Херсонский – в Херсоне, Тираспольский – в Тирасполе, Перекопский – в Перекопе, Симферопольский – в Симферополе, Павлоградский – в Павлограде, Новомосковский – в Новомосковске, Бахмутский – в Бахмуте, Мариупольский в с. Токмане, до избрания надлежащего места, Ростовский – в крепости Св. Димитрия. К Ростовскому уезду присоединены части земель Черноморского войска, отошедшие к Новороссийской губернии. Присутсвенные места Ростовского уезда остались в Таганроге. Заштатных городов в Новороссийской губернии оказалось более 30. 1139 X. Новая Малороссийская губерния образовалась, главным образом, на территории закрытых по указу 12 декабря 1796 г. Черниговской и Новгород-Северской губерний. К ней, кроме северной части прикрытой Екатеринославской губернии, отошла значительная территория Киевской губернии по левобережью Днепра. Вся обширная территория новой Малороссийской губернии была разделена на двадцать поветовых городов с уездами, помимо г.г. Чернигова. Кроме того, в состав её вошло 15 заштатных городов без поветов или уездов, из них – 5 городов из бывшей Черниговской губернии, 5 – из бывшей Новгород-Северской, 1 (Остер) из Киевской и 4 (Миргород, Градижск, Константиноград и Алексополь) из бывшей Екатеринославской губернии. 1140

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Просвещённый автор сам известнейший в наше время оратор, говорит в своей книге преимущественно об ораторское слове. Он ищет талантов, указывает как воспитывать их, развивать, чтобы и у нас процветало духовное красноречие. Всё это очень хорошо, но пока талантов нет, или их мало, что же нам делать? В столицах, в губернских городах, в кафедральных соборах нужны ораторы; в бедных сельских храмах нужны немудрёные учители веры, Как их воспитать? Как их научить говорить? На этот последний вопрос преосв. Амвросий даёт немало очень ценных практических указаний, пригодных для всякого проповедника. В этом отношении книга его есть единственная в нашей литературе и было бы желательно, чтобы с нею ознакомился непременно каждый, приступающий к делу благовествования. 94 С этой точки зрения мы в печатающихся во множестве проповедях и поучениях видим обильный сырой материал для ума проповедника. Но этот материал он должен самостоятельно перерабатывать, чтобы слово его было живо и действенно. 96 У Никифоровского (стран. 25) ошибочно сказано, что Юрьев, стараниями духовной власти, еще в 1890 г. присоединился. 97 Почему в «Старую Сербию» – это ни из письма, ни из других документов не видно. Очевидно, Аркадий уверял своих последователей, что Беловодского рукоположения есть ещё епископы в Сербии. 98 Из биографии Т. Юрьева-Трифилия видно, что никто иной, как сам-же Трифилий переписывал Аркадию грамоты, а Аркадий только прикладывал печати, выдавая затем грамоты за подлинные. 99 Чтобы судить о том, насколько преступно и как опасно для окружающего населения политическое направление образа мыслей вожаков постнической партии духобор, достаточно вникнуть в те суждения и речи, какие открыто, при беседах между собой и с окружающим населением, ведут духоборы-постники. Вот, например, в каких оскорбительных и крайне анархических выражениях дерзали публично передовые члены постнической партии рассуждать о Священной Особе Государя Императора, о властях, о земле, податях и проч. (фразы эти записаны нами в книжку тогда же на беседе буквально).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010