Мишка. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово; простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят. Осип. Ну, а простова-то, что у вас есть ?.. Мишка. Щи, каша да пироги. Осип. Давай их, щи, кашу и пироги! ничего, всё будем есть. Ну, понесем чемодан! что, там другой выход есть? Мишка. Есть. (Оба несут чемодан в боковую комнату.) Явление V Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков; за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу, городничий указывает квартальным на полу бумажку — они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах. Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим всё в городе. В других городах мне ничего не показывали. Городничий. В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностию заслужить внимание начальства. Хлестаков. Завтрак был очень хорош. Я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой? Городничий. Нарочно для такого приятного гостя. Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба? Артемий Филипович (подбегая). Лабардан-с. Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? в больнице, что ли? Артемий Филипович. Так точно-с, в богоугодном заведении. Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? там их, кажется, не много. Артемий Филипович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех пор как я принял начальство, может быть вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров, и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком. Городничий. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность здешнего градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, всё идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что даже когда ложишься спать, всё думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно… Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью всё прах и суета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Это - пошлости, потому что так обычно говорят люди, сами не приложившие усилий к серьезному познанию духовного мира; люди, чьи представления о религии создались из ленивого чтения 3-4 случайных книжек. Люди же, всю свою жизнь посвятившие действительному служению Богу (святые), во все века считали иначе. Кротов Я. Папа Римский и Патриарх Московский - еретики?//Куранты. 14.12.94. Самарин Ю. Предисловие к богословским работам Хомякова.// Хомяков А. С. Богословские и церковно-публицистические статьи. - Пг., б.г. С. 13. " Будда, достигнув всяческой старости, восьмидесяти лет от роду, вдруг объелся однажды в жаркий день свининой у знакомого кожевника, а после того не удержался еще и от другого искушения, - искупался в речке, за что и отдал в тот же вечер Богу душу " . - И. Бунин. Освобождение Толстого.//Бунин И. А. Собр. соч. Т.9. - М., 1967. С.106. Франк С. Л. С нами Бог. - Париж, 1964. С.28. Григулевич И. Р. Пророки " новой истины " . - М., 1983. С.102. Там же. С. 94. Урсула Лоренц. Гармония Души и Вселенной.//Европа. N.1, 1994. сс. 28-29. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – Спб., 1997, с. 259. Там же, с. 191. Там же, с. 84. Поймандр 9-10.//Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. – М., 1996, сс. 20–21. Шабуров Н. В. Откровение Гермеса Трисмегиста//Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. – М., 1996, сс. 27. Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. – Спб., 1995, с.125. См. также: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. – М., 1992, кн. 1, с. 225; Соловьев В. С. Гермес Трисмегист//Энциклопедический словарь. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – СПб., б.г., т. XIII, стб 293-296; Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма//Человек как философская проблема: Восток-Запад. – М., 1991, сс. 95 и 103–104. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. - М.,1983, с. 163.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Иногда в молитве появляется сухость, несмотря на то что еще недавно получалось молиться с соединением ума и сердца. Почему происходят такие перемены и как правильно к ним относиться? Ответ. Все зависит от присутствия благодати. Приобретенный навык станет бесплодным и бесполезным, если благодать нас оставит, – то, что вчера получалось легко, сегодня не будет получаться совсем. Это всегда нужно иметь в виду и быть смиренным, помнить, что все от Бога. Благодать может оставить человека из-за разных грехов, в особенности из-за гордости, лени, и даже из-за таких, казалось бы, мелких прегрешений: проспал, объелся, на кого-то рассердился. Когда мы встаем на молитву и чувствуем, что в нас нет того, что было вчера, или, может быть, даже час назад, тогда, конечно, нужно смириться и усердно трудиться. Не получается опускать ум в сердце, что, может быть, получалось вчера вечером, значит, будем собирать его в слова, будем молиться умом, отбрасывая все постороннее. Надо просто молиться как бы в пространство и вообще не думать о том, в каком месте сосредоточиваться. Не получается молиться умом, молись устами. Если ты на правиле, то можно беззвучно шевелить губами. Это также помогает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) разделяет молитву устную и молитву гласную. Это разумное, тонкое разделение. Новоначальным нужно учитывать эти тонкости. Конечно, также помогают и четки. Будешь молиться с сокрушением сердечным, понуждением себя, и благодать вернется. Она может вернуться быстро, а может быть, придется потрудиться. Если вспомнишь грех, который лишил тебя благодати, то даже при мысленном раскаянии благодать может вернуться, в особенности когда откроешь эти помыслы духовнику на исповеди. Заповедь Спасителя о том, что Царство Небесное нудится, относится как раз к тем, у кого молиться не получается. Понуждение необходимо именно тогда, когда нет желания и все дается с трудом. Вопрос. На правиле стараюсь как можно сильнее сосредоточиться, естественно, возникает усталость. Вы рассказывали, что ваш духовник говорил так: «У других есть правило во время правила, а у меня все время правило».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Я просил его хоть рассказать, как он эту неделю воевал, а он отвечал, что ничего интересного за эту неделю не случилось. Фашисты стреляли в него, а он стрелял в ответ, и больше ничего другого не происходило. Но вот однажды у нас в квартире зазвонил телефон. Мама позвала деда, его спрашивал фронтовой друг. Дед взял трубку, обрадовался и стал приглашать друга в гости. Но тот оказался в нашем городе проездом и у него всего пара часов свободного времени, поэтому он просил деда приехать встретиться на вокзал. Дед положил трубку и стал собираться. Мама принялась его отговаривать. Ведь у него обострился радикулит, ему надо лежать. Да куда там. Он не хотел и слушать о том, чтобы остаться дома и не увидеть однополчанина. Мама попросила меня сопроводить деда, а то его где-нибудь прихватит и он самостоятельно шагу ступить не сможет. Я поймал такси, дед доковылял до него и сел с превеликим трудом. Я еле запихнул его на заднее сиденье, на котором он кое-как застыл в полулежащем положении. Доехали нормально. Однако вытащил я деда только с помощью таксиста, сам бы не смог. У входа в вокзал деда уже ждал друг. Подтянутый старик, жилистый, волосы седые, но ежик густой. Он стиснул моего толстого деда в объятьях так крепко, что тот застонал от боли в пояснице. Узнав о радикулите, старик подхватил деда под локоть и довел до буфета. Здесь они заказали бутерброды и водочку. Дед дал мне денег на мороженое, и я отправился за ним к лоточнице на привокзальной площади. Съел в сквере две порции и пошел в буфет. Думал забрать деда, но беседа старых друзей была в самом разгаре. Раскрасневшиеся от выпивки, они предавались фронтовым воспоминаниям. Получив еще денег на мороженое, я отбыл в сквер. А что? Пусть себе беседуют, а я поем мороженое вдоволь. В тот день я его так объелся, что мне чуть не стало плохо. И наверняка стало бы, если однополчанину деда не надо было бы отправляться в дорогу. Он едва не прослушал объявление о прибытии поезда. Схватил чемодан и побежал в припрыжку, дед было хотел поспешить за ним, но, рванувшись, окаменел: дал о себе знать радикулит. Друг же его, пробежав немного, бросил чемодан и схватился за сердце. Я подхватил чемодан и помог ему сесть на поезд, который уже отходил от платформы. Старик на прощанье крикнул мне:

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/03/...

Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в и прочее, и он, схвативши деньги, был уже на улице. Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы, и как ребенок стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте, с зеркалами и цельными стеклами; купил нечаянно в магазине дорогой лорнет, нечаянно накупил тоже бездну всяких галстухов, более нежели было нужно, завил у парикмахера себе локоны, прокатился два раза по городу в карете без всякой причины, объелся без меры конфектов в кондитерской и зашел к ресторану французу, о котором доселе слышал такие же неясные слухи, как о китайском государстве. Там он обедал подбоченившись, бросая довольно гордые взгляды на других и поправляя беспрестанно против зеркала завитые локоны. Там он выпил бутылку шампанского, которое тоже доселе было ему знакомо более по слуху. Вино несколько зашумело в голове, и он вышел на улицу живой, бойкой, по русскому выражению: чорту не брат. Прошелся по тротуару гоголем, наводя на всех лорнет. На мосту заметил он своего прежнего профессора и шмыгнул лихо мимо его, как будто бы не заметив его вовсе, так-что остолбеневший профессор долго еще стоял неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице своем. Все вещи и всё, что ни было: станок, холст, картины, были в тот же вечер перевезены на великолепную квартиру. Он расставил то, что было получше, на видные места, что похуже, забросил в угол, и расхаживал по великолепным комнатам, беспрестанно поглядывая в зеркала. В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. Уже чудились ему крики: „Чартков, Чартков! видали вы картину Чарткова? Какая быстрая кисть у Чарткова! Какой сильный талант у Чарткова!“ Он ходил в восторженном состоянии у себя по комнате — уносился ни весть куда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Тогда ты объелся. А здесь ты упился до беспамятства. В этот день ты гулял с этими людьми. Ты не соблюдал постов! Ел оскверненную язычниками пищу. Ты не молился перед едой. Ел по ночам, прятался от других. Ты помнишь эти рулеты? Люблю сладкое - не твои слова?! Это опять была игра в одни ворота. Я действительно все это делал и многое вспоминал. Каким-то удивительным образом эти синюшные жабоподобные персонажи знали обо мне все!: где, когда и с кем я пил, что я пил и сколько выпил, что и когда я съел, сколько сигарет я выкурил и какие наркотики пробовал. Я соблазнял других на выпивку и сигареты. Они назвали по именам людей, которые заразившись моим дурным примером стали наркоманами, заядлыми курильщиками или алкоголиками. Многие из них уже скончались от этого. Мои посты оказались сплошным лицемерием и фарисейством. Я пресыщался постной пищей и не соблюдал церковный устав. Они напомнили мне даже то, когда в детстве я выковыривал сахарные капли с пряников. У них было записано точное количество леденцов и жвачек, их названия и даже цена, которую я за них заплатил. Была здесь, конечно, и ложь, которую я приметил, но в большинстве своем они действительно обладали правдивыми и детальными данными о моей жизни. Во многом мне помогла исповедь. Ангелы часто противопоставляли грехам мое покаяние. Против этого нельзя было ничего возразить - грех прощался и если больше он не повторялся, то с человека снималась ответственность за него. Но если он повторялся опять, то человек мог ответить и за то, в чем уже прежде раскаивался, так как опять оказался повинным в том же зле. К сожалению, это был как раз мой случай. Демоны наседали все сильнее и сильнее, порываясь забрать меня, как гурмана и их собутыльника. Они приводили мои нераскаянные грехи все снова и снова и требовали ответа. Казалось, та маленькая дверца спасения, через которую только и возможно было убежать, становится для меня все ýже, а надежда спасения все нереальнее. Вы не имеете над ним власти, - сказали Ангелы в ответ. Он не может идти дальше!

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/04/...

Но его уже никто не слушал, и он удалился читать записку да придумывать ответ, поскольку Валерия Мефодьевна сказала, что без ответов не уедет, да никто ее домой без ответов и не пустит. Посылка Васконяну, Хохлаку и Шестакову от стариков Завьяловых. В посылке письмецо, писанное Корнеем Измоденовичем при участии Настасьи Ефимовны. “Государь ты наш Ашот, как по батюшке — не запомнили. Дорогие вы наши Леша и Гриша! Посылаем мы вам подарочек, а также пожелания всем вам доброго здоровьица…” Оно и небольшое было, письмецо-то, но обстоятельное, трогательное, в конце письма сообщалось, что Дора и Шура вернулись домой, на центральную усадьбу, но все равно и от них следуют приветы. К троим этим красноармейцам на свидание никто не приезжал, у всех троих капиталов не велось, и посылка стариков Завьяловых, их доброе письмо заменили ребятам домашние приветы и посылки. Они делились гостинцами с теми, к кому вовсе никто не приезжал, никто ничего не присылал. В других ротах ахали и удивлялись, завидовали товарищам своим, сподобившимся так отличиться и такое внимание завоевать у мирного населения, потрудившись на сельхозработах! Петька Мусиков, шнырявший по базарчику, снова объелся, снова почту гонял. Леха Булдаков на базаре отыскал банду картежников, объегоривал доверчивых простаков-чалдонов. Понимая ситуацию — не за тем ехал человек в такую даль, чтобы всех перецеловать, — дневальные бросились отыскивать ротного и нашли его в помещении для командиров. Он, рожа наодеколоненная, гордыню проявил, характер показал — на восторженное сообщение отреагировал холодно: — Чего раздухарились-то? Как навидаетесь с дорогой начальницей, сюда ее проводите. Валерия Мефодьевна тоже не вдруг-то поспешила к командиру в уединение, пока не обласкала всех своих парнишек, пока не обсказала все о делах совхозных, в особенности подробно о тоскующих зазнобах, с места не сдвинулась. — Ну и панику ты на сибирское войско навела! — поднимаясь навстречу гостье, рассмеялся Щусь. — Я вот всех девчат из Осипова обозом сюда доставлю. Такая ли еще паника будет! — Валерия Мефодьевна обняла Щуся, отступила на шаг, оглядела с ног до головы. — Ты вот один не сохнешь. Совсем бравый кавалер сделался в новой-то амуниции. Есть хочешь?

http://azbyka.ru/fiction/prokljaty-i-ubi...

Кого ж не разогреет такой вечер? . А за ужином опять объелись. Когда вошел Павел Иванович в отведенную комнату для спанья и, ложась в постель, пощупал животик свой: «Барабан! — сказал, — никакой городничий не взойдет!» Надобно же было такому стеченыо обстоятельств: за стеной был кабинет хозяина. Стена была тонкая, и слышалось все, что там ни говорилось. Хозяин заказывал повару, под видом раннего завтрака, на завтрашний день, решительный обед. И как заказывал! У мертвого родился бы аппетит. И губами подсасывал, и причмокивал. Раздавалось только: «Да поджарь, да дай взопреть хорошенько!» А повар приговаривал тоненькой фистулой: «Слушаю-с. Можно-с. Можно-с и такой». — Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого… — Слушаю-с. Можно будет и так. — Да чтобы с одного боку она, понимаешь, — зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал ее во рту — как снег бы растаяла. «Черт побери! — думал Чичиков, ворочаясь. — Просто не даст спать!» — Да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подбавь мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли еще там какого коренья? — Можно будет подпустить брюкву или свеклу звездочкой, — сказал повар. — Подпусти и брюкву и свеклу. А к жаркому ты сделай мне вот какую обкладку… — Пропал совершенно сон! — сказал Чичиков, переворачиваясь на другую сторону, закутал голову в подушки и закрыл себя всего одеялом, чтобы не слышать ничего. Но сквозь одеяло слышалось беспрестанно: «Да поджарь, да подпеки, да дай взопреть хорошенько». Заснул он уже на каком-то индюке. На другой день до того объелись гости, что Платонов уже не мог ехать верхом; жеребец был отправлен с конюхом Петуха. Они сели в коляску. Мордатый пес лениво пошел за коляской: он тоже объелся.

http://azbyka.ru/fiction/mertvye-dushi-n...

«Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания», – советует архиепископ Никон Вологодский. Следуя этому совету, благочестивые верующие вырезают из журнала или газеты священные изображения, чтобы они не были поруганы, а тем более не попали бы в уборную. 1159. Можно ли освящать компьютер, телевизор, радиоприемник и подобные вещи? Не сама вещь является грехом, а как и с какою целью она употребляется: с доброю ли или худою. Можно компьютер использовать для игры и можно печатать Божественные книги. Так и магнитофон: можно записать пляски, скачки и греховные песни, а можно молитвы и духовные песнопения и Божественные наставления. Фотоаппарат можно использовать для разных мирских удовольствий и отвлекать в храме верующих, рассеивая их молитву, а можно с его помощью делать иконы и назидательные наставления. Итак, отсюда понятно, что если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо. 1161. Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать святую воду, просфоры? Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся. 1162. Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым? Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма. 1163. Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного? Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать. 1164. Говорят, что нельзя передавать свечи левой рукой или стучать свечкой по плечу впереди стоящего?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

- Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: " Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся " . То же самое касается и вина. Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ: - Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому " Каберне " - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова " пиво " , а от слова " питье " ) при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка. А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010