– А вот и еще новость нам привез г. бакалавр, – сказала снова Соничка матери: скоро все благочинные будут служить по выбору самого духовенства сроком от трех до четырех лет... 276 – Вот это прекрасно!.. И какая только умница придумала это?.. Спасибо ему за это... Тогда благочинные будут другими людьми, а то они слишком много выслуживаются пред консисториею, а духовенство свое лишь притесняют... Ничего!., как прокатят друзей любезных на вороных, так будут умны, а то они просто сума сходят... Ведь вот мой-то старый шут был прежде примерный человек и защитник несчастных, а как сделали его благочинным, точно белены объелся, не стал разбирать ни правых, ни виноватых... Эх, разве только не дождусь этого времени, а то сама явлюсь на съезд и попрошу всех накласть ему черняков, чтобы он бросил скорее все эти дрязги да думал о смерти... – Мать! – сказал благочинный жене: – не горячись... И новые благочинные будут не лучше старых, если останутся они в той же зависимости от консистории. – Ну, уж извини, такими дуралеями, как вы, не будут, потому что они будут побаиваться, как бы их не прокатили на вороных... Разве только вот вас, старых шутов, где-нибудь опять выберут... ну, тут толку немного, потому что вы уже привыкли строчить рапорты на всех, да принимать доносы от каждого бездельника... Вот хоть бы ты принял донос на отца Павла и представил его... Неужели у тебя не достало ума вразумить доносчика, или, лучше сказать, кляузника?.. Или у тебя у самого не умирали прихожане без покаяния и ты не хоронил таких?.. Долго еще почтенная матушка попросту распекала своего мужа-благочинного за все его благочиннические замашки, которые никогда ей не нравились. Но слова ее мало действовали на благочинного; за то весть о службе благочинных по выбору произвела на него большое впечатление и заставила призадуматься над тем, как бы и в самом деле его не прокатили на вороных. Вечер вообще прошел не скучно и герои наши не пожалели о том, что остались ночевать... Читать далее Источник: Владиславлев : Повесть из быта семинаристов и духовенства : Т./М. Малеонский=[Прот. Михаил Бурцев]. - Санкт-Петербург : тип. С. Добродеева, 1883-1894./Т. 4. - 1894. - IV, II с., 1 л. фронт. (портр.). (Перед заглавием псевдоним автора - М. Малеонский. Автор установлен по изд.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов... М., 1957. Т.2. С. 175.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

– Ты что, белены объелся, ускакал! – выговаривала она мне, – я и милостыню раздать не успела… Ну, да и то сказать, Христос с ними! Не напасешься на них, дармоедов. Она перекрестилась и спрятала мешочек в большой ридикюль. В ожидании всенощной мы успели перебывать везде: и в церквушках, где всем мощам поклонились (причем матушка, уходя, клала на тарелку самую мелкую монету и спешила скорее отретироваться), и в просвирной, где накупили просвир и сделали на исподней корке последних именные заздравные надписи, и на валу (так назывался бульвар, окружавший монастырскую стену). Там мы встретили щеголеватых монахов, в шелковых рясах и с разноцветными четками, которые они торопливо перебирали. Монахи были большею частью молодые, красивые, видные и, казалось, полные сознанием довольства, среди которого они жили. Агаша, которая сопровождала нас, даже заметила: – Ишь раскормили! один к одному! – Что им делается! пьют да едят, едят да пьют! Ко всенощной да к обедне сходить – вот и вся обуза! – присовокупила, с своей стороны, матушка. Наместником в то время был молодой, красивый и щеголеватый архимандрит. Говорили о нем, что он из древнего княжеского рода, но правда ли это – не знаю. Но что был он великий щеголь – вот это правда, и от него печать щегольства и даже светскости перешла и на простых монахов. Но если первое впечатление, произведенное на меня монастырем, было не особенно приятно, то всенощная служба скоро примирила меня с ним. Переход от наружного света делал храм несколько мрачным, но это было только на первых шагах. Чем больше мы подвигались, тем становилось светлее от множества зажженных лампад и свеч; наконец, когда дошли до раки преподобного, нас охватило целое море света. Пело два хора: на правом клиросе молодые монахи, на левом – старцы. Я в первый раз услышал толковое церковное пение, в первый раз понял… Но в особенности понравилось мне пение старцев. Заунывное, полное старческой скорби, оно до боли волновало сердце… Матушка плакала и тоненьким голоском подпевала: «Ангельский собор удивися»; я тоже чувствовал на глазах слезы. Одна Агаша, стоя сзади, оставалась безучастной; вероятно, думала: «А про персики-то ведь я и позабыла!»

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

Дмитрий Собриевский 11 января 2020, 22:46 После исполнения правила приходит чувство выполненного долга - все чаши и скамьи омыты... В Братьях Карамазовых есть момент, когда Алеша, читая вечернее правило, почувствовал прилив чего-то очень доброго и хорошего и в умилении замолчал. Читал я это давно, но помню свое недоумение: как! ведь каждый благочестивый христианин должен исполнить правило... Много уже и прочитано и пережито на эту тему, но о переходе от молитвенного правила к молитве общецерковной позиции церкви не слышал. Только эта - каждый благочестивый и т.д. Не могу же я быть не благочестивым... игорь ковалев 11 января 2020, 18:17 Иоанна.,,...чётких критериев " живой встречи с Богом " не существует, одни лишь субъективные ощущения. А субъективные ощущения не могут быть объективным критерием чего-либо. " " Восхищён вашим комментарием! Написано чётко,логично и раскрывает всю суть вопроса.Сам тоже имел это ввиду,но так выразить мысль не хватает интеллекта. Наталия Ростова - Игорю Ковалёву 11 января 2020, 17:15 Вот рада за Вас! Хотя может стОит и опечалиться... Вы-то точно знаете и как поступить и как слово своё вставить, что 4 человека по Вашему мнению в корне не правы и не знают истину...А Вы знаете...Христианин должен жить по Заповедям Божьим. Это ясно. А покажите мне хоть одного такого...Хоть одного. Мирянина. Священство я даже не затрагиваю. Если человек знает как ему поступить на все 100 и уверен в своих силах, и у него нет ни малейшего сомнения, значит он либо гордец, либо душевнобольной, либо " белены объелся " , как говорила моя бабушка. Что Вас смущает в моём примере о разводе? Если муж - тиран и бьёт свою жену, то есть смысл уйти от него, пока не убил окончательно. Иоанна_ 11 января 2020, 15:02 Меня тоже насторожила эта фраза, поскольку чётких критериев " живой встречи с Богом " не существует, одни лишь субъективные ощущения. А субъективные ощущения не могут быть объективным критерием чего-либо. Дмитрий Собриевский 11 января 2020, 12:47 " Обязательно нужно молиться. Как? Как лично нам ближе и сподручней. Но, наверное, особенно хорошо, когда после исполненного уже обычного правила, а еще лучше после специально на это время правила избранного, мы обращаемся к Богу... " Не очень понятна конструкция этой фразы. С одной стороны как нам сподручнее, а с другой - правила. Очень хотелось бы узнать о нынешних правил для мирян: кто и когда их ввел и как эти детоводители приводят нас к живому общению с Богом?

http://pravoslavie.ru/126918.html

– Товарищ Костя, и ты здесь? Я вздрогнул. Кто мог меня так радостно окликать? В обращении ко мне слышались радость и неожиданность. – Костя, друг, и ты здесь. А мы то думали, что ты загиб-петров (умер). – Вот так случай, а то мы часто о тебе вспоминали. Действительно была неожиданность. Передо мной стоял Женя Жалмировский, товарищ по харьковской тюрьме, и с ним еще два, мне неизвестных. – Вот тут мои друзья. Знакомьтесь. Могу тебе сказать, ребята на ять, не стукачи (не шпионы от чекистов), не бойся. Ну да ладно, что ты здесь делаешь? А вид у тебя, право, убийственный, словно белены объелся. Видно червонец (десять лет) имеешь. Или болен, может быть? Право, странно. Ты совершенно не тот человек. Вспомни Харьков, второй корпус, как мы там буянили. Или соловецкий- дрын (палка) из тебя прыть вышиб. Да, где ты работаешь? Ну, рассказывай. Он на минуту остановился и оглянулся по сторонам, как будто боялся, чтобы стены не услышали наш разговор... -А я-то работаю на штрафной командировке на Белужьем острове. Трудно брат приходится, шамать дают плохо, что тебе и говорить, поди, сам знаешь. Или ты новичок? Что недавно попал, что ли, что все время молчишь? – А вот что, – он на минуту снова замолчал, потом решительно взмахнул рукою и продолжил: – знаешь что, я хотел бы с тобою кое о чем поговорить. Есть мало дело, я думаю, что ты остался тем, кем и был. Соловки тебя, верно, не изменили, как это делается с другими. Первое, мне нужно знать, где ты работаешь. Это, конечно, очень важно для дела. Он устремил на меня свой взор, и я в его глазах прочел решимость. – Где я работаю? Плохо дело, брат, если оно зависит от работы. Я думаю, что ты не с пустяками пришел. Я помню тебя еще с Харькова как парня решительного и порядочного. Так вот, я, как тебе будет известно, эапретник и потому нигде не работаю. Сижу целыми днями в этой проклятой 14-й роте. Редко даже пускают в сад гулять. Плохо, друг мой. Пища, как и сам знаешь, отвратительная. Даже свинья мало-мальски уважающая себя не станет кушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще бы! Я узнала, что атропин - это белена, растение, от которого люди становятся помешанными. Даже есть присловье: " Что с тобой? Белены, что ли, объелся? " . Врач сказала мне: " Я так и предполагала, что долго Николай Евграфович на этом лекарстве не продержится. Что ж, выпишу другое " . Так начали нам менять один наркотик на другой, и так до самой смерти моего бедного папочки. Мне казалось, что я будто отраву ему даю: успокаиваю боль, но вызываю безумный бред. Не стала я больше любимой дочерью, но превратилась в строгую, неумолимую гувернантку. Мне пришлось отобрать у дедушки перочинный нож, ножницы, лекарства - словом, все, чем он привык сам пользоваться, а теперь мог себе повредить. " Одни часики да нательный крест она мне оставила " , - жаловался дедушка внуку Коленьке. Он ежедневно по вечерам посещал дедушку, ухаживал за ним, как самая нежная сиделка, утешал больного. Коленька говорил мне: - Мамочка, ты не спорь с дедушкой, соглашайся с ним, потерпи, дорогая... Я же отвечала сыну: - Тебе хорошо соглашаться, ты уйдешь к себе, а дедушка с меня спрашивает, на тебя мне указывает, что ты его желания поддерживаешь. А мне тяжело ему постоянно врать, обманывать отца родного. Ведь он был для меня всю жизнь самым близким, как духовник мне был. Как-то Николай Евграфович сказал: - Достань со шкафа мои дневники, где описано мое посещение Англии, я хочу все перечитать. Ну, я в спор с ним: - Ты, папочка, за границей никогда не бывал, и дневников твоих у меня нет... - Что ж, я тебя обманываю? - спрашивает отец. Подобные споры с родным отцом у меня происходили часто, после чего я выходила из себя. Он уже лежал, не поднимая головы, но продолжал просить у меня свои книги, которые собирался раздавать посетителям, как он это делал до болезни. В общем, я дошла до того, что как-то мне самой вызывали " неотложку " , потому что давление поднялось у меня до гипертонического криза. Муж мой Володенька сочувствовал мне. Он отпускал меня в ту осень несколько раз в храм, чтобы я могла исповедоваться и духовно подкрепиться. Иначе бы я не выдержала. Дедушка по вечерам просил больше света и тепла, а мне было душно. Я с удовольствием выходила на улицу, чтобы подышать чистым воздухом и насладиться тишиной морозной звездной ночи. Но это удовольствие было редким, только когда батюшка меня отпускал или Коленька приходил к нам на часик. А то день и ночь - дежурство около тяжелобольного. Он и ночью иногда просил есть, потому что весь высох, превратился в скелет, обтянутый кожей. А я ему есть не давала до утра. Знала, что опять начнутся боли, а утром - бред. Батюшка мой причащал больного тестя, а знакомых мы старались в те дни не принимать - не до гостей было. Незадолго до своей смерти Николай Евграфович сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Какое-то время они шли вместе, но первый христианин не переставал сверять свой путь с дорожной картой, и вскоре он понял свою ошибку и смог вовремя повернуть назад, после чего вышел из широких врат, отыскал врата тесные и пошёл узким путем к спасению. А второй, не имея дорожной карты, не смог вовремя разглядеть ложность и погибельность пространного пути, и поэтому продолжает идти по нему до сих пор, считая его спасительным. И вот эти два христианина начинают разговаривать друг с другом о своих путях (ведь это только в духовном смысле они идут разными путями, а в нашем физическом мире они могут находиться совсем рядом друг с другом – например, могут ходить на службы в один и тот же храм). Тот, кто идёт путём узким, начинает рассказывать своему собеседнику о том, что он видит на своем пути. В том числе рассказывает и то, что за долгие годы движения по нему ему встретился только один-единственный путник, идущий с ним в одном направлении. Но, так как тот шёл быстрее, то он вскоре упустил его из виду. Больше ни разу ни одного человека на этом пути он не видел. А другой ему отвечает на это: «Да ты что? Ты где идёшь? Ты не заблудился, случайно? Да на пути к Богу всегда полно народу, все эти годы я всегда вижу толпы, идущие рядом со мною. Вот и сейчас я в очень многочисленной компании, вместе с нами идут слуги Божии, они нам рассказывают очень душеполезные вещи, нам всем всё это интересно и очень нравится. Здесь радостно, у нас тут у всех любовь. Никаких здесь разбойников нет. Какие капканы? Какие сети? Какие топи? Ты что, белены объелся? А-а, да ты в прелести...» и т.д. Тогда идущий по узкому пути пытается рассказать своему собеседнику и то, что он успел повидать за широкими вратами на пути пространном, когда по ошибке забрёл на него. Он пытается доказать ему, что всё, что он видел на пространном пути, все его ориентиры и направления, не соответствуют дорожной карте пути спасительного, там всё по-другому, не так, как должно быть. На это тот ему отвечает: «А почему я должен тебе верить? Да ты просто помешался на своих картах. Никаких особых карт не нужно. Здесь уже стоят необходимые указатели с инструкциями по прохождению каждого участка пути и даже есть проводники. К тому же у нас у всех есть свой разум и своё сердце – я верю своей интуиции и своей способности рассуждать здраво, а тебе поверить не могу. Кстати, моя интуиция подсказывает мне, что ты в прелести, и я чувствую в тебе какой-то особый гордый дух».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/pr...

Не штука разум, штука деньги. Будет именье, будет и уменье. С богатством ум приходит. Горе деньги нажить, а с деньгами дураку можно жить. У богатого гумна и свинья умна (т. е. сумеет наесться) . Есть рубль, есть и ум. Деньга ум родит. Денег много, да разума нет. Богатый без ума – туло (туловище) без головы. На деньги ума не купишь. За умом – не в рынок. Была бы булава, будет и голова (и наоборот) . Честь ум рождает. В холе да в почете и всяк умен. У богатого мужика – уроди Бог сына дурака (прокормит) . Не дурак, а родом так. От сына дурака не хлебы, а колоба. Дураки да нищие не родом ведутся, а кому Бог даст. Чужие дураки – загляденье каки; а наши дураки – не весть каки. У людей и дураки – вишь ты каки; а наши дураки – невесть каки. Чужой дурак – смех, а свой дурак – стыд. Бывают дураки средней руки, а наши дураки последней руки. И глупый ино молвит слово в лад. Временем и дурак правду скажет. Бес всех умнее, а злой дух (а люди не хвалят). Умная ложь лучше глупой правды. Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит. На доброе дело ума не станет, а на худое станет. На всякую дурость ум найдется. И от ума сходят с ума. И от лишня ума сухота. Держи на уме (т. е. помни), коли есть на чем. От ума сходят с ума, а без ума не сойдешь с ума. От большого ума сходят с ума. Не от безумья с ума сходят. От думки с ума сошел. Его люди (горе, заботы и пр.) с ума свели. Он сошел с ума, да не со своего, а с чужого. Ему не с чего сойти. Это не сойдет с ума: не с чего. Отбили дураку и последнюю память. С ума сошел (спятил), да на разум набрел. Глупому не страшно и с ума сойти. От великого разума с ума сошел. У него на вышке обстоит неблагополучно. Посадить в желтый дом. На седьмую версту (петерб.) . Дурману, белены объелся (одурел, ошалел) . Столбняк нашел (опешил, одурел) . Поутру резвился, а к вечеру взбесился. Бесится, на стену (на лаву) лезет. С умом жить – мучиться, а без ума жить – тешиться. Где умному горе, там глупому веселье. Умный плачет, а глупый скачет. Дураку все смех на уме. Дураку все смешно.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

— Ну то, что Господь даровал победу — это и так весь мир знает, тут объявлять-то, собственно, и нечего, потому что даровал Господь победу, действительно: самую сильную армию мира с коалицией стран-союзников победила Советская армия с союзниками. Священник Илья — это митрополит гор Ливанских. Горы Ливанские — это Палестина, очевидно, где-то там на территории Ливана, где-то ближе, может быть, к Израилю, где-то в тех краях. Митрополит Ливанский Илья является персонажем этих всех событий, о которых вы слышали, читали и говорили. — Здравствуйте, батюшка. С вашей точки зрения как правильно с христианской позиции поступить? — У меня сложная такая ситуация: на работе начальник побил меня. Это государственная служба. Я обращался во все инстанции. — Побейте его в следующий раз. — Я считаю, что это не правильно. Дело в том, что он, воспользовавшись ситуацией... Одним словом — сказали, что этого не было, хотя я взрослый человек, и белены не объелся. — Если он вас будет бить в следующий раз — бейте его смело. Если он поднимет на вас руку — бейте его в ответ в два раза больше, чем он вас. Побейте его крепко. — Во всех инстанциях — прокуратура, милиция — куда я обращался, у него покровители. Сказали, что этого не было. Я не знаю, стоит ли дальше это... — Не стоит. Больше не стоит двигать эту тему — по судам заходитесь. Ну мало ли, кто кого побил — докажи теперь пойди. Вы же побои не снимали, наверное? — Да, конечно, всё это есть... — Лучше всего, конечно, дать сдачи. Когда вас будут бить в следующий раз — бейте в ответ, никого не бойтесь. И пусть снимают побои они потом. — А с точки зрения христианской морали? — Нормально, нормально, какая мораль? Бейте в лоб и не спрашивайте фамилию — это будет нормальная мораль. А что, вас будут бить, а вы будете смотреть и потом в прокуратуру идти? — «Меня побили, меня ударили...» Ну что это такое? Ну побили и побили. Допустим, побили меня: вышел я на улицу мусорное ведро вынести, а меня взяли и побили. Ну что я, в прокуратуру пойду что ли? Ну побили, да и побили.

http://radonezh.ru/text/v-pryamomefire-r...

Сватушка, вот тебе шапка и рукавицы: ночуй, родимый! – Нет, сватушко: всю ночь пропью, а не ночую. Из кута по лавке – шелудяк наголо. Сверчки наперед хозяина перебрались в новый дом. Одолели черти чистое (святое) место. Бейся с ним, как с Литвой (об упрямом) . Дома бесится, а в людях с ума сходит. Не спрашивай: пьет ли, спрашивай, каков во хмелю. Живет на Дону, оставя дома жену. Заря вгонит, заря (другая) выгонит. Ровно белены объелся. Разгул найдет гуляк. Сорока с тыну, а десять на тын. Ходит, как с повальным обыском (т. е. из дому в дом) . Нашего непоседа ни дома, ни у соседа. Спроси в людях, что дома деется. Он сведет дом в орехову скорлупку. Сведет домок в один уголок. Сведет так домок, что не нужен и замок. Так сведем, что домок в охапку снесем. Гулять смолоду – помирать под старость с голоду. Пошел черных кобелей набело перемывать. На собаках шерсть бьет (т. е. баклуши бьет) . Пошел на собак сено косить. Слоном слоняться (т. е. шататься праздно) . Он в комитете по утаптыванию мостовой. Пошел глодать кости на попов двор. Нищих за поводок водит. Поехал в Москву за песнями. Он служит – за козла на конюшне. Отставной козы барабанщик (т. е. козы при медведе) . Не до обедни, когда много бредни. Люди за дело, а мы за безделье. Перековал лемех на свайку. Что мне соха – была б балалайка. Надо б пообедать. – Так хлеба нет! – А кнут есть? – Есть. – Пойдем собак гонять! Без вина – одно горе; с вином – старое одно, да новых два: и пьян и бит (и пьян, и голова болит) . Гол, как сокол, а остер, как бритва. Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил. За дело не мы, за работу не мы; а поесть, поплясать – против нас не сыскать. Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, поди кисель есть. – А где моя большая ложка? Волынка да гудок, собери наш домок. Фома на гудке играть, а Ерема глазами мигать. Плясать смолоду учись, под старость не научишься. Поглазеть, погулять, да мошну повытрясти. Иван в дуду играет, а Марья с голоду умирает. Через низкий тын так и тянет, словно домой.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей: — Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26); ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицею обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся? Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждою на воздаяние сторицею в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа. Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил поселянину блаженный Филарет, наелся ядовитого растения и пал. Это привело в недоумение поселянина и, снова придя к Филарету, он сказал ему: — Господин! согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня праведный Бог получить пользу от вола твоего, ибо он объелся какого-то зелия и издох. Не промолвив ни одного слова, блаженный Филарет быстро привел своего последнего вола и, отдав его поселянину, сказал: — Возьми брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным. Сказал же сие блаженный ради того, чтобы человек тот не отказался принять от него и другого вола. Поселянин же, приняв вола, возвратился в дом свой, удивляясь великому милосердию блаженного мужа. Между тем в доме Филарета скоро все узнали об его поступке. Дети принялись плакать вместе с матерью и говорили: — По истине немилосерден отец наш и не любит детей своих, потому что расточает наше последнее имущество; только и осталось у нас, что два вола, чтобы нам не умереть с голода, и тех отдал он чужому человеку. Видя скорбь и слёзы детей своих, блаженный Филарет обратился к ним с такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010