Апогеем информированности газетного публициста является «сенсационная» новость о том, что Патриарх СПЦ отныне будет носить титул «Архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и Патриарх Сербских и Приморских земель». Если отбросить «Приморские земли», то «новый титул» ничем не отличается от того, который можно даже не будучи в теме, нагуглить в Википедии. Официальный титул предстоятеля СПЦ звучит так: Архиепископ Митрополит Београдско-Карловачки и Српски. Не будем даже переводить. Всё понятно. Видимо, люди, стоящие за попыткой сфабриковать сенсацию, хотели поразить воображение читателей тем, что теперь, якобы, центром СПЦ будет не Белград, а монастырь Печь патриаршия, находящийся на северо-западе края Косово и Метохия. Хотя сама идея, на первый взгляд, неплохая. Хотя и запоздавшая на сотню лет. Эту идею высказывал бывший король Черногории, когда обсуждались различные модели общесербской интеграции. Черногорцы предлагали сделать центром обновлённой и объединённой Церкви именно древний трон Печской Патриархии. Но, увы, конструкторы, фабриковавшие Югославию, менее всего озабочены были тем, чтобы выстроить православную Сербскую Державу. Плоды Югославянских экспериментов сами говорят за себя. Что уж теперь махать кулаками и рассуждать сослагательно. Однако, как нам сообщили источники из Белграда, в данном случае люди, пытавшиеся изменить Устав СПЦ, руководствовались принципиально иной логикой. Речь в данном случае шла о том, чтобы попытаться выстроить вместо централизованной вокруг Белградского Патриархата Сербской Церкви некую конфедерацию региональных митрополий. Т.е. если бы вместо Сербской Православной Церкви получили бы некий «Печьский патриархат», то это позволило бы в дальнейшем рассербить Православную Церковь в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Черногории и «Республике Косова». Мотивация следующая: если Православие не будет ассоциироваться с Сербией, то это, якобы, позволит Церкви развиваться, нести миссию и т.д. Т.е. изменение названия должно было по замыслу энтузиастов перекройки Сербской Церкви происходить в два этапа: вначале к названию " СПЦ " добавляется «Печьский Патриархат», а затем удаляется " СПЦ " .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/09/du...

12 сентября 1920 г. в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор, восстановивший в Сербии патриаршество. Патриархом Сербским был избран Белградский митрополит Димитрий (1920 – 1930). В 1921 г. в Королевстве была принята Конституция, по которой провозглашалось равноправие католичества, православия и ислама . Государство обязывалось всем трем конфессиям оказывать одинаковую материальную помощь. Необходимо сказать о том, что именно Сербия стала приютом для многих русских, эмигрировавших из России после Октябрьской революции. В 1920 – 1930-е гг. русские колонии в Сербии насчитывали до 60 тыс. человек. Правительство и в особенности король Югославии Александр Карагеоргиевич выполняли многолетнюю программу финансовой и организационной поддержки русских, проживающих в Югославии. В этой стране сложилась во многом уникальная ситуация, при которой русская диаспора обладала совершенной и законченной системой учебных заведений, находился центр Русской Церкви в изгнании, проводились Церковные Соборы. В 1921 г. группа русских архиереев в г. Сремские Карловцы составила Церковный Собор. Который учредил Архиерейский Синод во главе с бывшим митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) , поведшим себя и своих последователей по пути раскола с Русской Православной Церковью. Королевство также оказывало им поддержку, а Сербская Православная Церковь брала на себя подвиг посредничества в переговорах с ними. В Югославии в то время находилось 8 русских приходов. По официальным данным, в 1931 г. в Югославии православные составляли 48,7 % населения. В годы Второй Мировой войны Сербская Православная Церковь облегчала участь своего народа и поддерживала его в борьбе с фашизмом. Патриарх Гавриил (1937 – 1950) без колебаний встал на сторону освободительного движения, несмотря на то, что не раз ему суждено было побывать в заключениях и претерпеть пытки от оккупантов. Годы войны для Церкви были самыми тяжелыми. В некоторых местах церкви превращались в тюрьмы и места казни. Гитлеровцы расстреляли входившего в юрисдикцию Сербской Церкви епископа Чешско-Моравского Горазда, митрополита Добробосанского Петра, епископа Горно-Карловацкого Савву и сотни священников Сербской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Отсутствие воли со стороны нашей Матери Церкви Константинопольской, чтобы хоть одно из предложений нашей Церкви (как дискуссия об автокефальности, о праве архиереев голосовать на Соборе, о признании соборов девятого и четырнадцатого веков в качестве всеправославных в сознании и практике Православной Церкви, и некоторые другие, возможно, меньшего значения) было внесено в тематику и повестку дня Собора, как нас обязуют суждения Святого Архиерейского Сабора нашей Церкви, официально сформулированные как два года назад, так и недавно, в конце минувшего мая месяца, вынуждены мы с сожалением — но одновременно и с полным ощущением своей пастырской и, вообще, церковной ответственности — оповестить Вашу дорогую и уважаемую Светлость и Ваш Святой и Священный Синод, что в виду выше изложенного, нашей Церкви тяжело участвовать в созванном Святом и Великом Соборе, и мы предлагаем отложить его на некоторое время для того, чтобы наше собрание на Крите, с Божьей помощью, рассматривалось как предсоборный межправославный совет. Его цель — дополнительная подготовка Собора и улучшение его текстов, начальная фаза целого соборного процесса, который необходимо продолжить в будущем, в следующей фазе, после того, как будут устранены несогласия и будут достигнуты единомыслие и консенсус Церквей. В этом случае, с Божьей помощью, плодом Собора будет свидетельство непорочной веры нашей, ответ о надежде, которая в нас и весть спасения во Христе, направленная всем, и тем, кто вблизи нас, и тем, кто далеко, и ни в коем случае, не дай Бог, прорастание новых нежелательных и тщетных расколов и ложных церквей под предлогом ложно провозглашённой ревности и якобы сохранения Православия. С этим остаёмся на связи Вашей Светлости покорный в Воскресшем Христе брат и сослужитель Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней, Председатель Святого Архиерейского Синода Официальный сайт Сербской Православной Церкви Перевод с сербского Вадима Вязанцева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pismo-serbskoy-pravosl...

Епископ Моравичский Антоний: «Косово боль сербского народа» 3 марта 2008 г. 13:39 17 февраля 2008 г. автономный край в составе Республики Сербия Косово и Метохия провозгласил государственную независимость. Многие государства уже признали Косово независимым, несмотря на то, что сербское сообщество резко отрицательно оценивает албанский сепаратизм, в Белграде и центрах сербской диаспоры в разных странах проходят акции протеста, практически во всех сербских православных храмах во всех уголках мира служатся специальные молебны о спасении косовских сербов. В воскресенье 24 февраля в Москве на сербском подворье, в храме Петра и Павла у Яузских ворот , был также отслужен молебен о спасении народа Косова и Метохии. Мы попросили представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском епископа Моравичского Антония и редактора сайта Православие.ru , преподавателя курса Истории Поместных Церквей Сретенской семинарии, автора статей «Православной энциклопедии» по истории Сербской Православной Церкви иеромонаха Игнатия (Шестакова) прокомментировать позицию Сербской Православной Церкви по поводу независимости Косова. Ваше Преосвященство! Какова позиция Сербской Православной Церкви по проблеме провозглашения косовской независимости? Епископ Моравичский Антоний: Священноначалие Сербской Церкви полностью поддерживает руководство страны по этому вопросу. Целостность границ является важным принципом международного права и его столь грубое нарушение обязательно приведет к серьезным последствиям не только в Сербии и Балканах, но и во всем мире. Косово это священное для любого серба место, это его духовная колыбель. Косово никогда не являлось независимой частью Сербии, а наоборот, на протяжении многих веков ее центром ее неотъемлемой частью. Автономный статус края был во многом искусственным, да и появился он лишь при Иосипе Броз Тито, который крайне негативно относился к сербам и всему сербскому. В городе Печ на Косово с середины XIII века до 1766 года находился центр Сербской Церкви, что отражено и в полном титуле Предстоятеля нашей Церкви «архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский». В Косово и Метохии находятся многочисленные церкви и монастыри, которые являются не только уникальными памятниками архитектуры и искусства (4 из них внесены ЮНЕСКО в список мирового наследия монастыри Дечаны, Грачаница, комплекс Печской Патриархии и церковь Богородицы Левишской), но и святынями сербской истории.

http://patriarchia.ru/db/text/372842.htm...

В сент. 1726 г. выборное собрание бояр и настоятелей мон-рей предложило митр. Белградско-Карловацкому Моисею (Петровичу) 3 кандидатов, из к-рых на утверждение императора он выдвинул настоятеля мон-ря Говора игум. Стефана. Интронизация состоялась в марте 1727 г. в присутствии еп. Тимишоарского Николая (Дмитриевича), делегированного митр. Моисеем, однако из-за занятости митр. Моисея хиротония откладывалась, и Стефан скончался в церкви 20 авг. 1727 г. (есть мнение, что он был отравлен). Выборное собрание в сент. 1727 г. вновь предложило 3 кандидатов, по рекомендации местных австр. властей император 11 мая 1728 г. утвердил кандидатуру настоятеля мон-ря Брынковени игум. Иннокентия. Он был хиротонисан в Белграде митр. Моисеем и поставлен на престол в Рымнике еп. Тимишоарским Николаем (Дмитриевичем). 27 апр. 1729 г. был издан имп. декрет, согласно к-рому следовало детально изучить положение преклоненных и непреклоненных мон-рей (имущество первых должно было перейти в ведение налоговых органов); священники освобождались «от поклона» архиерею, но облагались налогами, как и остальное население; епископ должен был платить 1/3 своих доходов в имперскую казну; генеральному коменданту Трансильвании, исполнявшему обязанности обер-директора Олтении, надлежало следить за численностью православного клира и не допускать прироста числа священников и диаконов. Еп. Иннокентий и 14 настоятелей монастырей направили в кон. 1729 г. имп. двору меморандум-протест; многочисленные меморандумы были направлены также генерал-коменданту Ф. А. фон Валлису в Сибиу. В 1733 г. еп. Иннокентий посетил двор в Вене и вручил жалобы паствы лично. Значительное внимание еп. Иннокентий уделял издательской деятельности епископии, проявлял заботу о православном населении Брашова и Страны Бырсы (Цара-Бырсей), которые по решению генерал-коменданта и обер-директора Олтении К. Тиге 20 янв. 1728 г. были переведены в юрисдикцию Рымникской епископии (см. в ст. Николая святителя церковь в Шкей-Брашове ). Еп. Иннокентий скончался 1 февр. 1735 г., оставив все свое личное имущество мон-рю Гура-Мотрулуй. Из 3 кандидатов, выдвинутых выборным собранием 28 июня 1735 г., по рекомендации генерал-коменданта Валлиса 1 окт. венский двор утвердил настоятеля мон-ря Бистрица игум. Климента (Модорана). Он был хиротонисан в апр. 1737 г. митр. Викентием (Йовановичем) в Белграде и поставлен на престол австр. администрацией Крайовы, т. к. делегированному митрополитом епископу был запрещен въезд в Олтению. Рымникская епископия в составе Унгро-Влахийской митрополии Константинопольского Патриархата (30-е гг. XVIII в.- 1864)

http://pravenc.ru/text/2578355.html

– Ваше Святейшество, что бы вы пожелали нам, верующим, в России и Сербии? – Что я могу пожелать как Патриарх – прежде всего, хранить веру. Не просто хранить, не просто говорить о ней, но жить по вере, ибо именно так мы можем показать ценность и сущность веры – жизнью. И то, что нам необходимо сейчас, – единство православных. К сожалению, проблемы, существующие в мире, не миновали и нас, и у нас в Церкви существуют расколы, и у нас в Сербии, и в какой-то мере в России, в других странах, так что нам необходимо единство, а его отсутствие – это тоже одно из последствий ослабления веры, таким образом, самым необходимым в наше время является единство. Биографическая справка Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, затем окончил гимназию в Чачаке, по окончании гимназии продолжил обучение в духовной семинарии в Призрене и богословском факультете Белградского университета. Молодои иеромонах Иринеи (справа) на интронизации Патриарха Германа в Печскои Патриархии По окончании университета служил в армии, после чего назначен преподавателем Призренской семинарии. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой преподобной Параскевы Сербской, 27 октября того же года, рукоположен во иеромонаха в храме Ружица на Калемегдане. Продолжил образование в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969-м году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем – ректором Призренской семинарии. В 1974-м году избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 года, с 1975 года – епископ Нишский. Патриарх Иринеи. Фото Светланы Луганскои 22 января 2010 года, на заседании Архиерейского Собора в Белграде, в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви, избран на Сербский Патриарший престол.

http://pravoslavie.ru/135530.html

Архив Пн Соболезнование Святейшего Патриарха Сербского Иринея в связи с кончиной архимандрита Кирилла (Павлова) 23 февраля 2017 г. 19:32 В послании, направленном Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Святейший Патриарх Сербский Ириней выразил соболезнование в связи с кончиной архимандрита Кирилла (Павлова). Ваше Святейшество, возлюбленный во Христе Собрат и Сослужитель! От имени Священного Архиерейского Синода, от Своего имени и от имени всей полноты нашей Святой Церкви просим Ваше Святейшество принять наши глубочайшие соболезнования по поводу упокоения архимандрита Кирилла (Павлова), великого старца, монаха, духовника и молитвенника Свято-Троицкой Сергиевой лавры , человека, который был верным свидетелем Бога и духовником блаженно почивших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I , Пимена и Алексия II . Твердо верим, что новопреставленный архимандрит Кирилл, которого Господь призвал в свои теплые объятия, как прекрасный пример христианской доброты, кротости и любви был удостоен Христовым призывом: войди в радость Господина твоего (Мф. 25:21), и за эту радостную встречу со своим и нашим Господом, для которой он готовился всю свою жизнь, приносим свои искренние молитвы Богу и Спасителю нашему. Вашего Святейшества во Христе Собрат и Сослужитель, +Ириней, Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий, Патриарх Сербский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4811221.ht...

А подобная реформа – то есть та «отмена праздничных времен», о которой предупреждал еще святой пророк Божий Даниил, – естественно, «повлечет за собой и “отмену закона” (ср.: Дан 7, 25 ), поскольку изменение Православной Пасхалии означает нарушение неприкосновенности канонов святой Православной Церкви (например, 7-го Апостольского правила, 1-го правила Антиохийского собора, 7-го правила II Вселенского Собора и прочих)». «Календарный вопрос» остается и поныне одним из удобных орудий секулярного мира в апостасийном процессе разрушения общецерковной соборности. В силу этого, безусловно, будет полезным представить здесь по этой, навязываемой Вселенскому Православию проблеме авторитетное мнение двух современных архипастырей – Патриарха Сербского Павла и одного из митрополитов Русской Православной Церкви, Владимира (Икима). Печатаемая в этом Приложении проповедь владыки Владимира представляет тем больший интерес, что в ней напрямую затрагивается история валаамской «календарной смуты». 4 . Из беседы Святейшего Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого ПАВЛА 1. «Неизменность канонов и жизнь современного человека в Церкви» (июнь 1990) «...Священные каноны – это воля Духа Святого, а Дух Святой есть Бог, Который всегда Тот же и не изменяется (Мал з, 6). Он есть Истина, всегда последовательная в Себе. Как истины веры, догматы , суть от Бога и потому неизменны, так и канонические установления и этические правила, которые, собственно, не что иное, как догматы веры, применяемые в жизни верующих. Они могут налагаться только постепенно, в соответствии с возрастом верующих и условиями времени, могут излагаться и обосновываться современным языком, но их суть не может меняться. Установления, принятые для того, чтобы с пользой послужить для определенного времени и условий, но в иное время не отвечающие своему предназначению, могут и должны изменяться и заменяться более эффективными. Замыкаться во что бы то ни стало на них, якобы неизменных... было бы вредным для жизни Церкви, приводило бы к нестроениям, разделениям, расколам... и если новые условия, в которых Церковь окажется, потребуют, Церковь будет способна принимать соответствующие канонические установления... Дух Святой... действует в Церкви и сейчас, и будет действовать до конца времен, и Церковь под Его руководством будет принимать условия и обстоятельства жизни, реагируя на них так же, как и до сих пор».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священники направлялись в основном в Югославию, потому что было известно, что там сложилась спокойная обстановка. Новое государство Югославия представляло собой объединение южных славян по мирному договору 1918 года. Это была страна, восстановившаяся после огромных потерь и страшных боев. Центром её была православная Сербия. Надо ли говорить, до какой степени близкой и дорогой оказалась для русских, оказавшихся на чужбине, Сербская Православная Церковь , впервые в истории объединившаяся. В течение веков она была разделена на различные юрисдикции; не потому, что были какие-то разногласия в самой Церкви, – нет, как раз наоборот: только потому, что Церковь оказалась в разных районах, населённых сербами. Один центр был на юге, в городе Печ – Печская Патриархия; другой центр был в БелградеБелградская митрополия. Всё это были отдельные районы, некоторые были оккупированы турками в течение долгих лет, до самой мировой войны на юге. Югославия походила на лоскутное одеяло. На севере была та часть, которая в течение веков находилась под Австро-Венгрией, была её южной границей. Эта часть, населённая в основном сербами, отошла потом, по Версальскому мирному договору, к Югославии. Там находилась ещё одна, центральная точка Сербской Православной Церкви – знаменитая Карловацкая Патриархия. Там был тоже сербский патриарх, которого другие Православные Церкви, ввиду того что ещё не было окончательного договора с Вселенским Патриархом, считали митрополитом, но сам себя он называл патриархом, местные сербы тоже называли его так же. Он был патриархом всех тех сербов и многих православных других национальностей на территории Австро-Венгрии в южных её частях. Надо сказать, что к сербам австро-венгры относились с уважением по очень простой причине. Когда в 1690 году сербский Печский патриарх Арсений Црноевич вместе со всей своей паствой на лошадях и телегах под давлением турок двинулся на север, между сербами и австро-венгерским правительством был заключён договор о том, что они будут приняты как защитники южной границы Австро-Венгерской империи, и этот договор был в силе до 1918 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Приветствие Святейшего Патриарха Сербского Павла Высокопреосвященнейшему Лавру, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, и всем участникам IV Всезарубежного Собора Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, честные отцы и братия! Имею особую честь приветствовать вас, участников IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви, от имени Святейшего Патриарха Сербского Павла. Как всем известно, Сербская Православная Церковь во время страшных послереволюционных испытаний Русской Церкви и русского православного народа приняла сотни тысяч русских беженцев, между которыми было много епископов, священников и монашествующих. Она также приняла в 20-х годах прошлого столетия высшее церковное управление и в своих канонических границах дала возможность, согласно церковной икономии, организации Архиерейского Собора и Синода Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах во главе с блаженной памяти Митрополитом Антонием (Храповицким). Не считаясь с огромными бедствиями и испытаниями, которые на протяжении ХХ столетия выпали на долю Православной Церкви Сербской (подразумевая и 50 лет коммунистической безбожной власти в Югославии), церковные связи и евхаристическое общение Сербской Церкви как с гонимой и страждущей Московской Патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России, никогда не прерывалась до сегодняшнего дня. Таким образом, по Промыслу Божию, Сербская Церковь – единственная из всех Поместных Церквей православных сохранила, хотя бы опосредованно, глубинные связи непрерывнной Всероссийской Церковной Полноты. Конечно, во-первых, эту полноту сохраняла мученическая кровь новомучеников Российских, чьей священной памятью жило русское церковное зарубежье и чью память сохраняла, а затем, к двухтысячелетию христианства, торжественно прославила Московская Патриархия. Прославление новомучеников во главе со Святейшим Патриархом Тихоном и царственными страстотерпцами, мученическая кровь и голгофское свидетельство которых о Святой Руси чудесным способом возобновило и возобновляет единомыслие и единодушие Всероссийской Церковной Полноты всему миру.

http://pravoslavie.ru/17305.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010