Обращался Сербский Синод к генералу Недичу и с более конкретными протестами и просьбами. Так, в письме от 10 сентября 1941 г. он выразил протест против уничтожения немцами и усташами имущества Белградско-Карловацкой митрополии в Сремских Карловцах, затем протестовал в связи с тяжелым положением сербского духовенства в области Бачка и заключением 200 священников и монахов из фрушкогорских монастырей в лагерь Славонская Пожега. В ноябре 1941 г. Синод передал генералу перепись закрытых в Хорватии храмов, ликвидированных приходов и конфискованного церковного имущества. 24 января 1942 г. Недичу был передан более детальный меморандум о насильственном окатоличивании православного населения в Хорватии, уничтожении церквей и массовых убийствах сербов, где говорилось уже о 380 тыс. жертв. В конце этого документа Синод просил: 1. о признании Сербской Православной Церкви законной и равноправной конфессией в Хорватии; 2. о возвращении конфискованного церковного имущества; 3. об освобождении из заключения сербских епископов и священников и недопущении впредь их арестов; 4. о свободе совершения православных обрядов; 5. о сохранении в неприкосновенности канонов Православной Церкви и сербского церковного устава; 6. о прекращении официальных и неофициальных гонений на православных сербов, их перевода в католичество и о запрещении соответствующей пропаганды. В марте Синод передал Недичу еще один меморандум о положении в Хорватии, а 17 апреля третий и последний в 1942 г., прося защитить православных сербов от преследований. Однако глава сербского правительства ничем помочь не мог, он лишь передавал меморандумы представителю германского МИД в Белграде Феликсу Бенцлеру, от которого получал указания не допускать эти документы за границу [lxvi] . Первоначально обрушившиеся на сербов гонения коснулись и проживавших в Хорватии русских эмигрантов. Усташи отождествляли сербов с православными; если под угрозой уничтожения те переходили в Католическую или униатскую Церкви, то они больше не преследовались. Уже в апреле 1941 г. местные хорватские органы власти все ограничения, касающиеся сербов, распространили и на русских. Правда, 31 мая последовал указ МВД, разъяснявший, «что, хотя русские и православные, они не подлежат ограничениям, относящимся к сербам» [lxvii] . Но на практике эти преследования продолжались еще почти год.

http://bogoslov.ru/article/2842069

Поэтому ему дали такое положение, при котором все есть в изобилии, даны все права в народном самоуправлении, просвещении, экономике и пр., но духовная независимость благодаря этому постепенно исчезла. Карловацкие архиереи были сановниками Венского режима. Они получали ордена Золотого Руна, Марии Терезии и пр., титуловали их Высокопревосходительствами, Действительными Тайными Советниками и Кавалерами (что, между прочим, писалось даже на антиминсах), проживали они в своих фрушкогорских монастырях и в Патриархии в великолепных покоях и гостиных, ходили в муаровых рясах, «реверендах», ели на гербовой посуде, выезжали в каретах, вызывались в Вену или Пешт для высочайшей аудиенции, при наречении в архиереи, говорят, они подписывали какой-то белый бланк бумаги, словом, становились послушнейшими рабами Габсбургского двора. В сущности, все патриархи Бранковичи и Богдановичи потеряли совершенно свой когда-то в истории авторитет печальников своего народа. Разительным поэтому всегда был контраст между карловицкими патриархами, черновицкими митрополитами и прочими австрийскими православными прелатами, живущими в шелку, довольстве и политическом, да и в духовном рабстве с одной стороны, и подневольными, невзрачными с виду архиереями, патриархами и игуменами турецких областей: Греции, Сербии, Болгарии, едва-едва существующими в своих полуразрушенных монастырях и митрополиях, ничего кроме фасоли и кукурузного хлеба не имеющими, очень часто заканчивающими свою исповедническую жизнь повешенными на воротах своей митрополии или посаженными на кол на площади своего города, но духовную свободу свою сохранившими! Возвращаюсь, однако, к повествованию о себе. Первые три дня Страстной седмицы я служил в белградской церкви как второй диакон, а однажды и как первенствующий при архиепископе Анастасии. Служение преждеосвященной Литургии с архиереем – вещь довольно сложная, в дни Страстной особенно усложняющаяся чтением Евангелий, а при таком требовательном архиерее, как архиепископ Анастасий, и совсем трудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Серафим (Иванов Леонид), ЕВ von Chicago-Detroit und Mittelamerika Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1940 году был наместником Почаевской Лавры. Во время Отечественной войны эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. Друг архиепископа Виталия, возглавляющего Карловацкую группировку. Проживает в Соединенных Штатах в Джорджоговском мужском монастыре. Время хиротонии во епископа и название кафедры неизвестны. В 1952 году Иерусалимский Патриарх Тимофей не допустил его к священнодействию в священных местах Святой земли, как карловацкого епископа. Литература: «ЖМП» 1960, 12, стр.68. ФАМ. Er wurde am 1.8.1897 in Kursk geboren; sein Taufname war Leonid. Hier beendete er das Gymnasium, 1915 begann er das Philosophiestudium an der Moskauer Universität. 1916 meldete er sich freiwillig an die Front und wurde bei Kursk verwundet. Während des Bürgerkrieges diente er in der Weißen Armee, dann emigrierte er nach Jugoslawien, wo er zuerst die philosophischen Studien beendete und danach an der Theologischen Fakultät in Belgrad studierte. Dann trat er ins Panteleimon-Kloster auf dem Athos ein, wo er am 1.8.1926 die Mönchsweihe empfing. Er kehrte nach Skoplje zurück und erhielt von M Varnava, dem späteren Patriarchen, die Priesterweihe. 1934 trat er der Iov-Bruderschaft in Ladomirova bei. Bald wurde er die Seele dieser Missionsbruderschaft. Als ihr Gründer, Archim. Vitalij (Maksimenko), Bischof in Amerika wurde, übernahm Vater Serafim die Leitung des Klosters, seit 1935 als Archimandrit. Unter seiner Amtsführung wurden Kloster und Druckerei ausgebaut. Am Ende des Krieges flohen die Brüder in die Schweiz, wo Serafim 1946 von M Anastasij und EB Ieronymos von Detroit am 22.2./13.3· zum Bvon Santiago geweiht wurde. Im Herbst 1946 wanderte er mit seinen Mitbrüdern in die USA aus und übernahm die Leitung des Dreifaltigkeitsklosters in jordanville, wo nun die Zeitung H Pravoslavnaja Rus 1 « wiederbegründet wurde. Im Oktober 1957 wurde er zum Bvon Chicago und Detroit ernannt, 1959 zum EB erhoben; seit 1976 trug er den Titel EB von Chicago-Detroit und Mittelamerika.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где  тогда находился владыка Николай (Велимирович). А 13 марта 1943 года он, вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. После Второй мировой войны он был клириком Белградско-Карловацкой епархии, в  1947 году был переведен в Браничевскую епархию в монастырь Горняк, а через два года – вновь становится клириком Белградско-Карловацкой епархии. Здесь епископ  Виссарион,  викарий  Его  Святейшества,  возводит  его  в  сан  игумена, чтобы по благословению патриарха Гавриила в тот же год направить его настоятелем монастыря Печская Патриархия.   Новому игумену пришлось восстанавливать  разрушенные братские  корпуса. В то время в монастыре находилось больше десяти семей беженцев и партизанский штаб. Из воспоминаний старца Фаддей: «Очень я там намучился, коммунисты задавали много забот и трудностей, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все  преодолели...» Из жития старца Фаддея: «Много лет спустя он рассказывал одному из своих духовных чад, как в то время, из-за трудных обстоятельств и напряженной внутренней борьбы против искушений страхом, унынием  и  многопопечением,  он  пережил  два  тяжелых  нервных  срыва  –  его  била  сильная дрожь, во всем теле была страшная слабость. «Я понял это как предостережение Божие, как знак, что я должен изменить образ жизни, научиться жить, отстраняясь от любой много заботливости, я понял, что все мы излишне беспокоимся о себе, и только когда человек полностью предастся воле Божией, он сможет пережить беззаботный, радостный покой». Шесть последующих лет он нес крест настоятельского служения в Печской Патриархии, уча всех своих ближних, всех приходящих к нему предаваться в руки Божий, «единственному Носителю наших мучений, тревог и слез». В 1955 году по благословению патриарха Викентия и по слабости здоровья старец Фаддей возвращается из Печи в Браничевскую епархию, где  в течение  нескольких месяцев исполняет обязанности приходского священника. В 1956 году его вновь назначают настоятелем монастыря Печская Патриархия, где он остается до 1957 года. И после, в общей сложности, одиннадцать лет, проведенных в Печском монастыре (три года в составе братии и восемь лет как настоятель), он опять возвращается в Белградско-Карловацкую митрополию и оттуда – в Браничевскую епархию, где его назначают настоятелем монастыря Горняк. К этому он получает и два прихода из шести деревень. Смиренным клириком Браничевской епархии он так и оставался до своей блаженной кончины в 2003 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Моисей был назначен лишь коадъютором (помощником) митр. Викентия, а после смерти последнего (23 окт. 1725) был избран митрополитом Белградско-Карловацким при условии, что будет управлять Белградской митрополией лишь в качестве администратора. Но несмотря на эти препятствия, митрополии фактически объединились в Белградско-Карловацкую. Митр. Моисей (Петрович) ввел с 1727 г. на приходах метрические книги крестин, венчаний и отпеваний, добивался увеличения церковных сборов и пожертвований, помогал бедным, заботился об увеличении числа священнослужителей. В 1725 г. он начал строительство резиденции в Белграде, храма и резиденции в Сремски-Карловци, помогал в реставрации храмов и мон-рей. Он оказывал поддержку деятельности рачанской книжной школы, созданной насельниками мон-ря Рача , и намеревался открыть типографию. По его просьбе Синод РПЦ прислал богослужебные книги, ок. 400 Букварей Феофана (Прокоповича) и 70 Грамматик Мелетия (Смотрицкого); часть этих книг была передана сербам, проживавшим на османских землях. В 1726 г. владыка открыл славяно-лат. школу, в которую в 1727 г. пригласил учителя Максима Суворова из России. Усилению русского влияния на сербов в Габсбургской монархии в этот период способствовали как широкое распространение русских книг, так и переводческая деятельность Христофора Жефаровича , Захария Орфелина и иером. Иоанна (Раича) . После смерти митр. Моисея на Белградско-Карловацкую кафедру 22 марта 1731 г. был избран Викентий (Йованович) , к-рому пришлось защищать интересы сербов не только перед габсбургским двором, но и перед Венгерским национальным собранием, стремившимся утвердить свою власть над недавно освобожденными от османского владычества районами. Он провел ревизию (визитацию) Белградско-Карловацкой митрополии, во время к-рой были переписаны духовенство, все храмы и мон-ри, по его заданию протосинкелл Андрей (Йоакимович) разработал план по улучшению положения в митрополии. По приглашению митр. Викентия в славяно-лат. школу прибыл еще один рус.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Господь в самую тяжелую минуту, перед лицом смерти, через своего ангела показал ему путь, каким он должен идти, послушание, которое он должен выполнять, и крест, который он будет нести, – по всей Сербии утешать, укреплять и окормлять сербский народ Евангелием Христовым до своего самого последнего вздоха. Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где тогда находился владыка Николай (Велимирович). По запискам (тогда еще) иеромонаха Василия (Костича), который тоже находился в заключении в Войловице, отец Фаддей попал туда «измученный, весь во вшах». Но, чуть оправившись, 13 марта 1943 года он, вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. Своим «крестным ходом» по нацистским тюрьмам иеромонах Фаддей внес свою лепту в соборное мученичество Сербской Церкви в годы Второй мировой войны. После Второй мировой войны, в 1947 году, митрополит Скопский Иосиф, который в то время замещал высланного из Сербии патриарха Гавриила, переводит иеромонаха Фаддея из Белградско-Карловацкой епархии в Браничевскую, в монастырь Горняк. Но в 1949 году иеромонах Фаддей вновь становится клириком Белградско-Карловацкой архиепископии – епископ Виссарион, викарий Его Святейшества, возводит его в сан настоятеля Белградской Кафедральной церкви, чтобы по благословению патриарха Гавриила в тот же год направить его настоятелем монастыря Печская Патриархия. Новый игумен застал Печь в тяжелом состоянии: братские дома были частично разрушены и заброшены, в монастыре находилось больше десяти семей беженцев и партизанский штаб. «Очень я там намучился, – рассказывал старец, – коммунисты задавали много забот и трудностей, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все преодолели». В годы испытаний в Печской Патриархии из-за многих искушений и бед, внутренних и внешних, он снова начал курить (первый раз это случилось, когда еще до войны он оказался в Печи), хотя при слабости нервов никотин очень вредил ему. Позже, после жестокой борьбы, он смог освободиться от порока курения.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 17.02.1833, с. Шума близ г. Крагуевац - 19.03.1884, г. Заечар), еп. Нишский Сербской Православной Церкви. Род. в семье священника. Окончил школу в с. Павловац близ г. Топола, 2 класса гимназии в г. Крагуевац и Белградскую богословию (семинарию). С 1849 г. работал учителем в школе Павловаца. 15 авг. 1852 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем прихода с. Сепцы, затем переведен в Крагуевац. В 1854 г. овдовел, в 1855 г. лишился единственного ребенка. По собственной просьбе был направлен на обучение в Киев, 23 нояб. 1853 г. по рекомендации митр. Сербского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий) зачислен на высшее отд-ние Киевской Духовной семинарии, по окончании к-рой в 1859 г. поступил в КДА. В 1863 г. окончил КДА со званием действительного студента (постановление Конференции КДА от 2 окт. 1863 г., утверждено Синодом 30 нояб. 1863); тема выпускного соч. «О сущности и характере проповедей апостольских» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 367). Вернулся в Сербию, с осени 1863 г. служил писарем в Белградской консистории. Впосл. занимал преподавательские должности в полугимназии (с 1 дек. 1864) и высшей гимназии (с 26 авг. 1865) в Белграде. С 20 сент. 1868 г. преподавал в Белградской богословии (духовной семинарии) догматическое и пастырское богословие и библейскую герменевтику. 26 окт. 1868 г. возведен в сан протоиерея (стал 1-м священником Сербской Церкви, к-рый получил этот сан как награду без назначения на соответствующую должность). Со 2 нояб. 1868 г. ректор Белградской богословии. В 1862-1869 гг. преподавал катехизис малолетнему серб. кн. Милану Обреновичу (см. в ст. Обреновичи ). 11 дек. 1872 г. (по др. данным, 14 янв. 1873) принял монашеский постриг в мон-ре Раковица, 11 марта 1873 г. возведен в сан архимандрита. В 1883 г. Н. признал законность поставления Сербским митрополитом Феодосия (Мраовича) вместо отстраненного властями митр. Михаила (Йовановича) . 3 апр. 1883 г. был хиротонисан во епископа, 6 апр. назначен управляющим Нишской епархией вместо поддержавшего митр. Михаила еп. Виктора (Чолакова) и временно управляющим Неготинской (Тимокской) епархией.

http://pravenc.ru/text/2565136.html

Якшич Дмитрий (Душан) Николаевич; (1873 – 12 августа 1935). Окончил классическую гимназию в Фиуме, один год учился в Карловацкой богословской школе. В 1893 поступил в Киевскую ДА, где проучился два года, перешел в С.-Петербургскую ДА, которую окончил в 1897, к. б. В 1897/98 два семестра слушал лекции на философском факультете Венского университета. С 16 сентября 1898 – профессор Карловацкой богословской школы. В 1901 рукоположен во священника. 3 мая 1902 допущен к исполнению священнических обязанностей в Николаевской Чернореченской церкви (в Новой Деревне), причем ему повелено было именоваться Димитрием (в память Димитрия Солунского). После принятия 1 августа 1902 года русского подданства, он 23 сентября 1902 был утвержден в своей должности. Участвовал в заседаниях религиозно-философских собраний С 1904 – член Старокатолической комиссии при Св. Синоде, участвовал в международных старокатолических конгрессах. С 17 мая 1906 – второй священник посольской церкви в Вене (с обслуживанием Мерана, Веве и Эмса), 1908 – доктор философии Венского университета. С 16 октября 1910 – священник Успенской церкви на Сенной площади в Петербурге. С 16 декабря 1911 – настоятель миссийской церкви в Дрездене, 20 декабря 1911 награжден саном протоиерея. 17 ноября 1913 – магистр богословия («Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 году под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича. Прага, 1912»). После начала Первой Мировой войны вернулся в Россию. В Петрограде он был законоучителем в 10 четырехклассном женском городском училище на Большой Гребецкой улице. До 1922 года служил в Александро-Невской церкви Дома трудолюбия Петровского общества вспомоществования бедным. С 25 ноября 1918 – 22 октября 1924 – научный сотрудник Публичной библиотеки. Вернулся на родину. Преподаватель Карловацкой богословской школы, затем профессор кафедры сравнительного богословия Белградского университета. Редактор органа Сербской Патриархии – «Гласника». Доктор богословия. В 1931 в Сремских Карловцах издал со своим предисловием и примечаниями «Письма Василия Васильевича Болотова Александру Алексеевичу Кирееву». О. Димитрий бывал у о. Николая Чукова: В своем дневнике о. Николай отметил, что на его именины 17 февраля 1924 года «к чаю» пришел и о. Димитрий (Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 541).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Перич Првослав) Дата рождения: 22 июля 1961 г. Дата хиротонии: 13 июня 1999 г. Дата пострига: 11 апреля 1986 г. Страна: Сербия Биография: Родился 22 июля 1961 г. в городе Бечей (Сербия). Окончил начальную школу в Чаруге, гимназию — в Новом Саде в 1980 г. Изучал археологию на Философском факультете Белградского университета, в 1987 г. окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде. Пострижен в монашество 11 апреля 1986 г. своим духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), впоследствии — епископом Бачским. 23 июня 1986 г. в монастыре Святой Троицы в Мушутиште епископом Рашско-Призренским Павлом (в 1990-2009 гг. — Патриарх Сербский) рукоположен в сан иеродиакона. В 1987-90 гг. обучался в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета. Там же в 2004 г. защитил докторскую диссертацию. 21 ноября 1990 г. рукоположен в сан иеромонаха в монастыре святых Архангелов в Ковилье (Бачская епархия) и тогда же назначен игуменом этой обители. 14 мая 1999 г. решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви избран епископом Егарским, викарием Бачской епархии. Хиротонисан 13 июня 1999 г. Богослужение возглавил Патриарх Сербский Павел. 26 мая 2014 г. Архиерейским Собором СПЦ избран митрополитом Загребско-Люблянским. Настолование, которое совершил Патриарх Сербский Ириней , состоялось 13 июня в кафедральном соборе Преображения Господня в Загребе. 18 февраля 2021 г. Архиерейским Собором СПЦ  избран Патриархом Сербским. Чин интронизации был совершен  19 февраля в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Белграда. 14 октября 2022 г., по традиции, интронизация также прошла в Печской Патриархии (Косово и Метохия), на древнем престоле Сербских Первосвятителей. Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде. Место работы: Сербская Православная Церковь (Предстоятель)   Web-caйm: www.spc.rs на Патриархия.ru Предстоятеля Церкви Кирилу з днем та звернення] Предстоятеля Церкви Кирилу з дня народження та звернення] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5776948...

В нач. ХХ в. положение сербов ухудшали сложные отношения между Австро-Венгрией и Сербским княжеством, к-рое оказывало влияние на австр. сербов, и стремление венг. властей ассимилировать слав. население. Венгерское гос. собрание ввело обязательное изучение венг. языка в школах (1907), а, согласно предписаниям 1913 г., ученики после окончания 4-го класса должны были свободно говорить, писать и читать на венг. языке. Патриарх Лукиан (Богданович) добился в 1910 г. возвращения публичного статуса серб. учительской школе в Пакраце, выделял средства на открытие новых школ и на содержание интернатов для бедных учеников. В 1912 г. венг. власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии. Избрание нового главы К. м. после внезапной смерти патриарха Лукиана (1913) осложнилось началом первой мировой войны. После распада Австро-Венгрии (1918) и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1 дек. 1918) К. м. и все части бывш. Печской патриархии оказались на территории одного гос-ва, поэтому 12 сент. 1920 г. была обновлена единая Сербская Патриархия. На тот момент в К. м. было 7 епархий (Сремско-Карловацкая, Бачская, Будимская, Вршацкая, Горно-Карловацкая, Пакрацкая и Темишварская), ок. 1,2 млн верующих, 27 монастырей, 721 приход и 124 подворья, 777 храмов и 722 священнослужителя. Предстоятели К. м. митр. Исаия (Джакович; 1708); митр. Софроний (Подгоричанин; 1710-1711); митр. Викентий (Попович Хаджилавич; 1713-1725); Моисей (Петрович; митрополит Белградский в 1713-1725, митрополит Белградско-Карловацкий в 1726-1730); митр. Викентий (Йованович; 1731-1737); патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента; 1737-1748); митр. Карловацкий Исаия (Антонович ; 1748-1749); митр. Павел (Ненадович; 1749-1768); митр. Иоанн (Джорджевич; 1769-1773); митр. Викентий (Йованович-Видак; 1774-1780); митр. Моисей (Путник; 1781-1790); митр. Стефан (Стратимирович; 1790-1836); митр. Стефан (Станкович ; 1837-1841); Иосиф (Раячич; митрополит Карловацкий в 1842-1848, патриарх Сербский в 1848-1861); патриарх Самуил (Маширевич ; 1864-1870); Арсений (Стойкович; администратор в 1870-1872); еп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010