Касаясь обвинений в клевете на «ученое монашество» со стороны его критиков, Глубоковский признавал бесспорным, что «ни у кого из светских деятелей духовного просвещения нет даже самомалейшей принципиальной вражды к монашеству, как подвигу христианского устроения своего спасения», попутно заметив, что «не пришло еще время писать правдивую историю нашего педагогического монашества, а кое о чем и совсем нельзя говорить» 2386 . По его мнению, «вся причина существующих обострений заключается в несомненных ненормальностях положения вещей, когда и ныне всю Русскую Церковь желают сделать чисто монашескою», в доказательство он приводил мнение одного из представителей «ученого монашества» о том, что «не следует допускать ни одного светского сюртучника на службу в патриаршее или епархиальное управление. Главную силу в Церкви должны иметь монашеский дух и дисциплина» 2387 . Ссылаясь на отзывы епархиальных архиереев, поданные при обсуждении церковной реформы, на статьи в газетах и прочие источники, Глубоковский указывал и на другие факты, подтверждающие его мысль: при пострижении даже вдовых священников провозглашают, что лишь теперь они «начинают жить истинно христианскою жизнью», представители «ученого монашества» «резко бичуют «реформаторствующих иереев» (...), за «пресвитерианское движение» (...), а стремящихся к церковному соучастию мирян титулуют «разрушителями» (...) и видят у них «диавольские ухищрения» (...), школы же духовные, вплоть до Академий (...) мечтают превратить в чисто монашеские институты» и пр. 2388 После всех переживаний и потрясений, смотря на прошлое сквозь «мрачный туман ядовитых революционных завес» 2389 , уже накануне ухода из жизни, Глубоковский записал воспоминания о другой академии – Петербургской, которой отдал почти 30 лет жизни. Они были написаны в иной тональности и по другому поводу: – к юбилею архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого и Патриарха Сербского Святейшего Варнавы, в 1901−1905 гг. бывшего воспитанником С.-Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Патриарх Павел Сербский: Быть человеком и среди нéлюдей Бог нас посылает, чтобы мы своей жизнью и верой привлекли бы и волков, дабы и они, если желают, стали бы овцами Христовыми. Но во всяком случае, важнее всего, чтобы мы сами не стали волками. 13 ноября, 2012 Бог нас посылает, чтобы мы своей жизнью и верой привлекли бы и волков, дабы и они, если желают, стали бы овцами Христовыми. Но во всяком случае, важнее всего, чтобы мы сами не стали волками. 15 ноября исполняется три года со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Павла Сербского. Публикуем фрагменты вышедшей в издательстве Свято-Тихоновского университета книги Йована Янича «Будьте людьми». Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и патриарх Сербский господин Павел часто, особенно перед Рождеством и Пасхой, бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны местных и иностранных средств массовой информации. Ибо слова главы Сербской Православной Церкви не только вызывали огромный отклик, но и задавали некий особый, торжественный тон. Большое количество письменных просьб такого рода поступило по поводу 2000-летия христианства и вступления в новый век и в новое тысячелетие. По Божьей милости мне выпало счастье, что Его Святейшество решил в честь этого великого юбилея дать интервью для НИНа. Интервью было опубликовано в рождественском номере этого самого влиятельного сербского еженедельника. – 2000 лет со дня Рождества Господа нашего Иису­са Христа – где мы и каковы мы сейчас как люди, насколько мы далеки от христианского первоисточника? – 2000 лет, конечно, огромный период. Однако, по слову Христову, чем дальше будем мы приближаться к концу света, а к нему мы движемся неуклонно, тем все тяжелее и тяжелее будет для христианства. Говорит Он: услышите вы войны и вести о войнах, по всему миру будут войны, земля будет сотрясаться, будут голод и повальные болезни. И что умножится беззаконие, охладеет любовь у многих христиан, и восстанет один на другого, и предаст один другого. И дальше говорит, что любовь ослабеет и дойдет до предательства между самими христианами. Но тот, кто претерпит до конца, тот спасется.

http://pravmir.ru/patriarx-pavel-serbski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порядок избрания и титул Предстоятеля Сербской Православной Церкви будут изменены 09.03.2018 556 Новое официальное название Сербской Православной Церкви будет звучать как «Сербская Православнамя Церковь — Печская Патриархия». Об этом во вторник, 6 марта 2018 года, сообщило издание b92 со ссылкой на ежедневную Белградскую газету «Вечерние новости», сообщает Седмица.ru. Наиболее важные изменения в уставе касаются процедуры избрания Патриарха Сербского. Согласно сообщению газеты, процедура избрания Сербского Патриарха будет существенно упрощена. Отныне она не будет включать в себя прежнюю практику проведения «апостольского жребия», когда выбирался и открывался один из трех конвертов, содержащих имена кандидатов. В соответствии с новыми правилами, Предстоятель Сербской Православной Церкви будет избираться тайным голосованием. Избранным будет считаться иерарх, за которого проголосует большинство в две трети голосов епископов. Проект новой церковной конституции предполагает, что Патриархи будут избираться в Печской Патриархии. Кроме того, как возможные места проведения выборов Предстоятеля Сербской Православной Церкви указаны Белград и Сремски Карловцы. Важным новшеством станет и то, что избранный кандидат в Патриархи будет называться «Архиепископом Печским, митрополитом Белградским и Карловацким и Патриархом Сербских и Приморских земель». Кроме того, согласно новому Уставу Сербской Православной Церкви, существующие 13 ее епархий станут митрополиями. Новая редакция конституции Сербской Православной Церкви, скорее всего, будет принята на собрании высшего органа церковного управления — Освященном Соборе, который состоится в середине мая этого года. Работа над новой редакцией церковного устава началась в 2012 году с создания комиссии по пересмотру существующей Конституции Сербской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Изменения в официальном названии Сербской Православной Церкви объясняются стремлением укрепить связь с ее историческим центром — Печской Патриархией, а также с Косово и Метохией как важнейшей частью ее юрисдикции.

http://ruskline.ru/politnews/2018/mart/9...

Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. 28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого Патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал Патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Отделы и службы Патриархии возглавляют как епископы, так и пресвитеры, и миряне. 32.6.Сербская Церковь Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее пяти лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных святым Архиерейским Собором. Избрание патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на патриарший престол заседает под председательством старейшего члена Собора – митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора – митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием. Патриарх как верховный глава Сербской Православной Церкви обладает теми правами, которые усваиваются ему канонами. Он представляет Сербскую Церковь перед другими автокефальными Церквами и перед государственной властью, лично или через своих представителей возглавляет хиротонии епископов, освящает миро, награждает архиереев титулами и отличиями, управляет зарубежными общинами и миссиями там, где нет сербских епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В царском государственном архиве, благодаря влиянию и вмешательству Саввы Владиславича, архивные материалы, касающиеся сербов, выделили в отдельный раздел под названием " Сербские дела " . До этого времени архивные документы по вопросам Сербии содержались в разделах " Греческие дела " , а порой и " Турецкие дела " Только после этого в донную область пришла определенная ясность. Близость Саввы Владиславича с Петром Первым и российской императорской семьей способствовала тому, что для сербов открылись двери российских государственных и духовных учреждений, там их стали с удовольствием принимать, выслушивать и стараться помочь Митрополит белградско-карловацкий Моисий Петрович, сталкнувшись с сильным давлением со стороны Габсбургской монархии и Римско-католической церкви, которые, в свою очередь, не выбирали средства, чтобы обратить православных сербов, проживавших на территории Австро-Венгрии в униатство, в 1718 году тайно, с помощью российского консула в Вене направил Петру Первому просьбу прислать ему русских учителей и русские книги " Мы не просим богатства, нежели помощь в просвещении и учении, оружии душ наших, дабы могли мы противостоять тем, кто нас угнетает " , среди прочего говорилось в письме, адресованном Петру Первому Вскоре из России прибыл учитель Максим Терентьевич Суворов, 400 букварей, 100 славянских грамматик, а также значительная сумма денег С тех пор к сербам стали приезжать русские учителя, а сербские молодые люди из Австро-Венгерской и Османской империй получили возможность получать образование в России, откуда они возвращались на родину, распространяя русофильство и славянские идеи И в последние часы своей жизни Савва Владиславич думал о сербском народе: в завещании наследнику, племяннику Моисию Ивановичу Владиславичу, граф завещал " отправить в сербские земли три сундука славянских книг: первый – в монастырь в Херцег-Новом (где находились монахи, бежавшие из монастыря Тврдош недалеко от Требине), второй – в монастырь Житомислич на реке Неретва в Герцеговине, а третий – церкви в Топле в Боке Которской. В сундуках находилась серебряная церковная утварь, кадило и крест за упокой его души. Эти предметы были сделаны в Москве, лично по заказу графа Саввы Владиславича, из чистого серебра. И сегодня они хранятся в этих сербских церквях "

http://pravoslavie.ru/37603.html

10 Троицкий Сергей Викторович (1878–1972 гг.) – ведущий кантонист того времени. Окончил СПб археологический институт (1900) и параллельно СПб ДА (1901). В 1913 защитил магистерскую диссертацию по каноническому праву, был чиновником особых поручений при Св.Синоде, преподавал каноническое право в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище, в 1919 году – в Новороссийском ун-те. Был членом Всероссийского Поместного и Всеукраинского Соборов 1917–1918. В 1920 эмигрировал в Югославию, где преподавал канонику; с 1920 профессор Белградского ун-та, с 1948 сотрудник Сербской академии наук. Читал курс церковного права в Свято-Сергиевском Православном богословском ин-те в Париже. Живя за рубежом, всегда оставался членом Русской Православной Церкви и вел активную борьбу против «карловацкого» раскола. Неоднократно посещал Советский Союз и консультировал священноначалие РПЦ МП. В 1947–1948 был профессором МДА, членом ОВЦС, работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». На заседании 18 декабря 1961 года ученый совет МДА присудил профессору С.В. Троицкому ученую степень доктора церковного права. Скончался в Белграде. 11 «Узнал от митрополита Вениамина, что окончательно отпали как Анастасиевцы 6 человек: архиепископ Виталий (Максименко) , архиепископ Иоасаф (Скородумов), епископ Иероним (Чернов), архиепископ Тихон (Троицкий), архиепископ Феодосий (Самойлович) Южно-Американский, епископ Вениамин (Гаршин), уехавший в Японию. 12 Кедровские – жена и дети обновленческого «епископа» Иоанна Кедровского (†1934); архиепископ Алексий (Сергеев) – предыдущий «посол» Московской Патриархии (прибыл в сентябре 1945 года и пробыл в Америке до марта 1946 года). 13 П.П. Зубов – один из авторов «Запискипяти профессоров», которые высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке. (Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. 15 В августе 1930 года Синод Константинопольской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал Афинагора архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. С 1948 до кончины в 1972 году Афинагор I (Спиру) – Константинопольский Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

и приглашенные ВЦУЗ и епархиальными архиереями. Среди участников Собрания были 12 русских архиереев: митр. Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Кишинёвский Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Предстоятель РПЦЗ), Полтавский Феофан (Быстров) , епископы Севастопольский Вениамин (Федченков), Белгородский Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ), Челябинский Гавриил (Чепур ; впосл. архиепископ), Царицынский Дамиан (Говоров ; впосл. архиепископ), Лубненский Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ), Курский Феофан (Гаврилов ; впосл. архиепископ), Черноморский Сергий (Петров ; впосл. архиепископ), Сумской Митрофан (Абрамов) , Александровский Михаил (Космодемьянский); в заседаниях участвовал и серб. еп. Максимилиан (Хайдин). Участниками Собрания стали мн. известные церковные, политические, общественные и военные деятели эмиграции. Однако не все делегаты смогли прибыть в Сремски-Карловци. Всего на Русском Зарубежном Собрании присутствовало 103 чел., в т. ч. 23 священнослужителя и 67 мирян. 45% делегатов были выбраны от церковных общин, остальные являлись членами Собрания по положению и назначению. Первое общее заседание Собрания (22 нояб.) открылось приветственной речью митр. Антония, в к-рой он призвал «все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь За границей». Были зачитаны поступившие в адрес Собрания приветствия от серб. и болг. иерархов, от рус. военных соединений, отдельных церковных общин, рус. студентов Белградского ун-та и др. В свою очередь Собрание одобрило проекты приветственных телеграмм в адрес патриарха Московского Тихона и патриарха Сербского Димитрия, короля и руководителей высших органов власти Королевства сербов, хорватов и словенцев, вдовствующей российской имп. Марии Феодоровны , командующего русской армией ген. Врангеля. При оглашении списка прибывших на Собрание делегатов один из руководителей Высшего монархического совета А.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК II патриарх Печский (1765-1766), последний предстоятель Печской Патриархии перед ее упразднением. Взошел на Печский Патриарший престол по решению Синода К-польской Патриархии. Его предшественник, сосланный на Кипр Василий (Бркич-Йованович) , в ряде источников называется последним Печским патриархом-славянином, поэтому К. по традиции считается греком. Однако нек-рые источники сообщают о происхождении К. из Тырнова, а еп. Ужицкий Иоанникий (Нешкович) в «Списке архиепископов и патриархов Сербских» упоминает «хаджи Каллиника II из Паланки в Сербии» (вероятно, имеется в виду г. Бела-Паланка или г. Бачка-Паланка), поэтому вопрос о его национальности остается открытым. Наименование К. «хаджи» в неск. источниках указывает, что он совершил паломничество на Св. землю. К. прибыл в Печ 17 марта 1765 г. С кон. XVII в. Печская Патриархия фактически управлялась из К-поля, что вызвало частую смену ее предстоятелей и иерархов на кафедрах, обострение противостояния между иерархами греческого и славянского происхождения и прекращение поступления финансовой помощи из Карловацкой митрополии. Когда Печ не смог оплатить свой долг наследникам грека из К-поля Й. Спатариса, К-польская Патриархия предложила погасить эти обязательства при условии, что К. уйдет в отставку, а Печская Патриархия будет упразднена. В сент. 1766 г. К. подал султану Османской империи Мустафе III (1757-1774) и К-польскому патриарху Самуилу (1764-1768; 1773-1774) прошение об отставке и об упразднении Печской Патриархии и присоединении ее епархий к Вселенской Патриархии. Прошение подписали еще 7 печских иерархов: еп. Нишский и Бела-Цркванский Гавриил, митр. Белградский Иеремия , митр. Ужицко-Валевский Митрофан, митр. Дабро-Босанский Серафим , митр. Скопский Константин, митр. Самоковский Неофит и Гавриил Кюстендилский - все они, кроме Серафима Дабро-Босанского, были греками. В прошении нет подписей митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , митр. Герцеговинского Стефана и митр. Рашского Гавриила. 11 (22) сент. 1766 г. был издан султанский ферман об упразднении Печской Патриархии и отставке К. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/1320053.html

Печская Патриархия Вместе с тем на исторических примерах из жизни сербского народа и его древних храмов и монастырей мы хотим показать, что Косово не было сломлено ни в те трудные времена, ни сейчас, но остается сербским, несмотря ни на что... Действуют старинные обители, собирая вокруг себя многих и многих людей и из Сербии, и из других стран. Все они приезжают сюда, чтобы поклониться мощам сербских подвижников и святителей и увидеть эту уникальную красоту, островок настоящей христианской Европы – «страны святых чудес», по меткому выражению русского славянофила, поэта А.С. Хомякова. – Изображения каких именно памятников можно увидеть на выставке? – Мы постарались представить фрагменты фресок наиболее известных памятников сербского церковного зодчества, которые внесены в список наследия ЮНЕСКО. Фотографии монастыря Печской Патриархии занимают у нас два больших стенда. Это вообще уникальная обитель, ранее ее даже называли лаврой. По своему духовному и общенациональному значению в жизни сербского народа Печская Патриархия очень напоминает роль, которую играл знаменитый Чудов монастырь Московского Кремля в русской истории и государственной жизни. Напомню также, что Печская Патриархия упоминается в полном титуле Сербского Патриарха, который звучит так: Святейший Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский. Один из храмов обители в честь Святых апостолов основал в XIII веке архиепископ Арсений I, последователь и преемник святителя Саввы Сербского. На протяжении всех последующих веков монастырь оставался важнейшим центром церковной и народной жизни. Даже в тяжелые времена османского ига именно вокруг Печской Патриархии сплачивался сербский народ, что помогало ему выжить и духовно сохраниться как исторической соборной личности. – В названии выставки звучит слово «порушенные», то есть там можно увидеть и фотографии именно пострадавших святынь? Христос с мечом в руках. Фреска. Высокие Дечаны, XIV век – Очень многие фрески тех монастырей, которые мы показываем на больших фотографиях нашей выставки, несут на себе печать времени, в том числе – следы разрушений, сделанных в разные исторические периоды, включая и переломное время рубежа XX–XXI веков, тем более что фестиваль «Сербское утешение русскому сердцу» хронологически охватывает преимущественно события ХХ века.

http://pravoslavie.ru/148778.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010