св. гражд. законов в практику Карловацкой митрополии было введено расторжение брака и по этой причине, а не потому, что так предписывает disciplina orthodoxae ecclesiae. 2369 §§ 1264–1266 австр. св. гражд. зак. В отношении древнего времени см. Zhishman, Eherecht. S. 792–795 и Zacharia, Geschichte des gr.-rom. Bechts. S. 64 fg. 2371 См. различные бракоразводные решения архиеп. Димитрия Хоматина в рукописи Cod. Monac., gr. 62, приведенных Zhishman’oм в Eherecht. S. 733, 4, S. 736, Anm. 2 и др. Ср. Т. Барсов, О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния. Хр. Чт., 1862 г., I, 729–842. 2373 Тоже предписывает и § 118 австр. св. гражд. зак.: «Wenn die getrennten Ehegatten sich wieder vereinigen vellen, so muss die Vereinigungals eine neue Ehe betrachtet und mit allen zur Schlilssung einie Ehevertrages nach dem Gesetze erforderlichen Feierlichkeiten eingegangen warden». 2375 Правила эти изложены в форме вопросов и ответов и обязательны как для монахов, так и для монахинь. Латинский перевод их в Migne, Patrol. Gr., ed. 1st. ΧIII, 477–662. Cp. в Кормчей гл. 61, 62, 63 и 64 (уп. изд., II 287 и сл.). Большая часть этих правил содержится в номоканоне при Большом требнике. На основании их св. Савва Сербский составил свой устав для монастыря Хиландаря (см. Гласник. срп. уч. друштва. XX, 159–213; XXIV, 171–230). Также на основании этих правил составлены в 1733 г. для сербских монахов в Карловацкой митрополии «монашка правила» митрополита Викентия Иовановича (см. § 29, стр. 156 этой книги), обязательные и для монахов в Буковинско-Далматинской митрополии (см. § 23, стр. 167). Ср. в отношении Сербии прекрасную книгу «Мудрый игуман», изданную в Белграде в 1863 г. с благословения Белградского митрополита. Относительно России см. «Правила благоустройства монашеских братств», утвержденные Св. Синодом в 1853 г. (Барсов, Прилож., стр. CXIII-CXXV), а также «Инструкцию благочинному монастырей» (ib. XLIII-XLVIII). Устав для монахов Афонской горы см. в «Трудах киевск. дух. акад.», 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Белградский вариант пения не упоминается ни в многочисленных нотных записях собирателей серб. песнопений (священников и музыкантов-мирян), ни в работах Мокраняца, к-рый первым начал собирать напевы певцов-сказителей в Белграде и Сербии. Термин «Б. р.» впервые употребил ученик Мокраняца музыковед Косте П. Манойлович (Споменица Стевана Ст. Београд, 1923. С. 169, 174), что, однако, явилось скорее плодом его свободных размышлений и большой преданности своему учителю, чем результатом сравнительного анализа вариантов пения. Впосл. т. зр. Манойловича была воспринята некритически и длительное время господствовала в серб. историографии (ее разделяли П. Конёвич, С. Джурич-Клайн, З. Василевич). Мокраняц, как он пишет в предисловии к Осмогласнику, выбирал и записывал различные варианты традиц. церковного пения, а потом в соответствии со своим муз. вкусом «освобождал их от излишних украшательств и игры голосов». Намерение написать исследование о вариантах серб. пения он так и не осуществил, автографы его записей были утеряны во время первой мировой войны. Сейчас представляется невозможным точно установить, какого характера были изменения, вносившиеся Мокраняцом в оригинальные мелодии при записи. Сразу после выхода из печати Осмогласник в его редакции стал учебником для духовных школ в Сербской митрополии, а после первой мировой войны - и в др. частях Сербской Церкви. Певч. материал из Осмогласника использовался в качестве образца при составлении богослужебных песнопений, не имевших общепринятого напева. В наст. время редакция осмогласных распевов Мокраняца - наиболее распространенный вариант серб. церковного пения, практически его «стандартный» стиль. Неблагоприятная обстановка, в к-рой оказалась Сербская Церковь при новом общественном строе после второй мировой войны, привела к резкому падению интереса к церковному пению и полному исключению его как из общей системы образования, так и из общественной и культурной жизни. В духовных школах пение изучали на основе составленных ранее сборников и устной традиции, однако ему не уделялось должного внимания. Только отдельные епископы, бывш. воспитанники ДС в Сремски-Карловци, выпускники педагогического уч-ща в Сомборе, немногочисленные фрушкогорские иноки и старые певцы сохранили обширные познания о церковных распевах, о карловацком стиле пения и о развитых видах «великого пения». Вслед. недостатка знаний об историческом развитии церковного пения в Сербской Церкви и о наследии Мокраняца как мелографа и редактора было «затемнено» и представление о вариантах серб. церковного пения.

http://pravenc.ru/text/77886.html

   За первые 11 наиболее ярких лет своего существования Богословский институт окончили 133 студента, 52 из них приняли священный сан. В послевоенные годы Богословский институт постепенно стал утрачивать свою русскую ориентацию. В настоящее время преподавание ведется на французском языке, и студенты, и преподаватели принадлежат к разным Церквам. Из русских по происхождению профессоров института наиболее известен в богословской науке протоиерей Борис Бобринский, читающий курс догматического богословия.    Другие духовные школы русской эмиграции по своему вкладу в церковную науку несопоставимы с Парижским богословским институтом, но и они исполняли свою главную миссию — готовить пастырей для окормления лишившейся родины и оказавшейся в рассеянии паствы. Так, в Харбине были открыты духовная семинария и богословский факультет института святого князя Владимира, находившиеся в ведении Карловацкого Синода. В 1922 г. в болгарском городе Станимаке (ныне Асеновград) епископ Дамиан (Говоров) основал пастырскую школу, в которой преподавал епископ Серафим (Соболев), и за первые десять лет было подготовлено около 50 священников. В послевоенные годы единственной пастырской школой Русской Зарубежной Церкви стала Свято-Троицкая семинария в Джорданвиле под Нью-Йорком.    Русские студенты имели также возможность получать духовное образование на богословских факультетах Софийского и Белградского университетов, ведущими профессорами которых стали эмигранты из России, такие крупные ученые, как Н. Н. Глубоковский, М. Э. Поснов — в Софии, А. П. Доброклонский, С. В. Троицкий и Ф. И. Титов — в Белграде. Богословский факультет Белградского университета стал одним из крупных центров русской церковной науки в эмиграции. самой России возможность возобновления духовного образования открылась только на исходе Великой Отечественной войны. В сентябре 1943 г. на встрече со Сталиным митрополиты Сергий, Алексий и Николай просили открыть богословские курсы в нескольких епархиях. Как пишет участник встречи Г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Карловацкий собор закончил свою работу обращением к международной конференции, открывавшейся 10 апреля 1922 года в Генуе. На неё были приглашены представители советской власти во главе с Чичериным (1872–1936). Целью конференции было восстановление торговых сношений между западными державами и Россией. Послание собора, очевидно составленное Митрополитом Антонием, ещё раз показало, как плохо разбирались в политической обстановке руководители русской Церкви. Послание ссылалось на предсказание «величайшего мирового писателя Достоевского, писавшего 50 лет тому назад, что, хотя революция начнётся в России, но её подлинное гнездо будет в Европе». (Дневник писателя). Авторы послания предупреждали Запад о грозившей ему опасности и заканчивали своё обращение следующими словами: «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им оружие в руки... и помогите изгнать большевизм, этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и из всего мира» 3 . Едва ли это обращение было заслушано на конференции. Во всяком случае, никаких практических последствий оно не имело. Великие державы хотели торговать, а не воевать с большевиками. Однако это воззвание было использовано Лениным в его борьбе с Церковью . Оно, вместе с обращением собора к русскому народу, было объявлено советской властью доказательством контрреволюционности Православия. Одно время казалось, что Карловацкий собор нанёс решающий удар по верующим в России, но последующие события показали, что даже самая лояльная Церковь не могла бы избежать гонений. После окончания работы собора многие члены, приходя прощаться с владыкой Вениамином, просили его создать объединение лиц, стоящих за независимость Церкви от политических партий. Владыка обещал подумать об этом. Я загорелся подобной идеей, думая, что такое содружество может помочь Православию, как на родине, так и за рубежом. Но из всех этих разговоров ничего не вышло. Владыка умел вдохновлять, но не организовывать людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

А это отношение было, надо сказать, исключительным: Русская Зарубежная Церковь поддерживала различные расколы, возникавшие под флагами антикоммунизма и антимодернизма, но сербского раскола в Америке не поддержала, поскольку надеялась сохранить те добрые отношения с Сербской Церковью, какие у неё были в промежуток между мировыми войнами. Подобным же образом автор почти ничего не говорит о межправославном отношении к Македонскому расколу, не упоминая о таких серьёзных его ошибках, как вступление в церковное общение с болгарскими раскольниками «патриарха» Пимена и – что, пожалуй, ещё хуже – с группировкой Денисенко на Украине. Все остальные замечания имеют второстепенное значение. На с. 8 Охридская Архиепископия названа епископией, а король Стефан Первовенчанный назван царём. Там же без уточнений именуется Константинополем православная патриархия в Никее. На с. 10 и 12 неверно употреблено слово «епархия» в значении церковного округа. На с. 11 неверно утверждается, что в 1878 г. встал вопрос о восстановлении Сербской Патриархии, в то время как тогда речь шла только об автокефалии Белградской Митрополии. На с. 12 сербский князь назван царём. На с. 14, где речь идёт о 1905 г., поминается Белградо-Карловацкая Митрополия, в то время как в Белграде и Карловцах резидировали Предстоятели двух разных автокефальных сербских Церквей. На с. 60 делается остающаяся неясной дистинкция «поместных» и «краевых» Церквей. По-видимому, имеется в виду различие между национальными Церквами (Сербской, Болгарской и т. д.) и канонически обособившимися частями одной национальной Церкви (Белградская Митрополия, Карловацкая Митрополия, Черногорская Митрополия и т. д.). Но ведь в плане формально-каноническом нет никакой разницы между автокефалиями, принадлежащими к разным этнокультур- —392— ным общностям или к одной. Не зная принятой в Сербской Церкви титулатуры, можно всё же предположить, что соборы и Синоды этой Церкви именуются не Святейшими, как это на каждом шагу делает автор, тем более что он сам непоследователен и изредка именует их Священными (как делаем и мы) или Святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Проданов), Патриарх Сербский. Фотография. Сер. XX в. [серб. Bukehmuje] (Проданов Витомир; 10/23.08.1890, Бачко-Петрово-Село, Сербия - 5.07.1958, Белград), Патриарх Сербский. Начальное образование получил в родном городе. В 1909 г. окончил гимназию в г. Нови-Сад, в 1913 г.- семинарию в г. Сремски-Карловци. Преподавал в школах Бачской обл. 1 июня 1917 г. еп. Георгием (Летичем) назначен делопроизводителем Темишварской епархии . 5 авг. 1917 г. пострижен в монашество в мон-ре Бездин. 12 сент. 1917 г. рукоположен во диакона в кафедральном соборе г. Темишвар (рум. Тимишоара). В 1919 г., после вхождения Темишвара в состав Румынии, вернулся на родину и вступил в клир Бачской епархии. Возведен в сан протодиакона, 1 февр. 1921 г. назначен секретарем совета мон-рей Карловацкой митрополии. В 1923 г. возведен в сан архидиакона. В 1929 г. окончил филос. фак-т Белградского ун-та. 18 нояб. 1929 г. принял священство, 20 нояб. 1929 г. возведен в сан архимандрита. В окт. 1932 г. назначен секретарем Свящ. Синода Сербской Православной Церкви (СПЦ). 21 июня 1936 г. избран викарным епископом Марчанским. Хиротонисан Патриархом Варнавой (Росичем) в кафедральном соборе Белграда. В качестве помощника Патриарха активно выступал против заключения конкордата между Югославским королевством и Ватиканом. В 1938 г. Патриарх Гавриил (Дожич) поручил В. как патриаршему викарию управление Белградско-Карловацкой митрополией. В 1939 г. назначен епископом Злетовско-Струмицким, в 1940 г.- управляющим Охридско-Битольской епархией. Основал Историческое об-во Воеводины, нек-рое время был редактором «Вестника исторического общества». После поражения Югославии от нем. войск в апр. 1941 г. и оккупации Македонии болг. войсками В. был изгнан с кафедры. С 1941 по 1947 г. заменял еп. Николая (Велимировича) на Жичской кафедре. После окончания войны югославские власти не позволили изгнанным архиереям СПЦ возвратиться на свои кафедры на территории Македонии. С 1947 по 1951 г. В. был администратором Сремской епархии и старался спасти от разрушения памятники церковной архитектуры, пострадавшие в годы войны.

http://pravenc.ru/text/158464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Йованович), митр. Карловацкий. Портрет. XVIII в. (Йованович; 1689, Сентендре, близ Будапешта - 6.06.1737, Белград), митр. Карловацкий. Монашество принял в мон-ре Раковац. На церковно-народном Соборе 1726 г. был избран епископом Енопольским и Великоварадским. На соборе, созванном 15 февр. 1731 г., после смерти митр. Карловацкого Моисея (Петровича) , успешно противостоял попыткам имп. комиссара ген. Локателли разделить Белградско-Карловацкую митрополию на 2 епархии. 22 марта 1731 г. был избран на Карловацкую митрополию. 1 нояб. 1733 г. ввел особые дисциплинарные правила для духовенства, вменил приходам в обязанность ведение метрических книг, ввел в мон-рях общежительный устав. В 1736 г. В. предпринял попытку создать Великий духовный суд в Сремски-Карловци и малые духовные суды (или консистории) во всех епархиях. Активно противодействовал пропаганде унии. Заботился о просвещении сербов, при согласии венского двора открыл лат. школы в Белграде, Сремски-Карловци, Осиеке и Дале, пригласив преподавателей из России. Жаловался российской имп. Анне Иоанновне на притеснения сербов австр. властями. В 1735 г. в мон-ре Раковац построил колокольню и часовню во имя свт. Николая. В Белграде планировал возвести соборную церковь, здания школы, народной б-ки и больницы, но из-за материальных трудностей смог начать лишь строительство храма, в к-ром через 2 года был похоронен. В 1749 г. останки В. были перенесены в мон-рь Раковац и положены в часовне свт. Николая. Лит.: Руварац Д. Живот и архиеп. српског и митр. београдског и карловачког//Српски Сион. Нови Сад, 1893. С. 712; Р. Преглед ucmopuje Карловачке мumponoлuje од 1695 до 1919 г.//Српска Православна Црква, 1219-1969: Споменица о аутокефалности. Београд, 1969. С. 225-227; он же. Шабац и шабачка haxuja (дистрикт) од 1683 до 1739 г.//Шабац у прошлости. Шабац, 1970. 1. С. 316-317; Р. Православна Српска Црква. Београд, Kparyjebaц, 1995. С.120-121. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158470.html

Святейший Павел, Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 сентября 1914 — †15 ноября 2009) Святейший Павел (в миру Гойко Стойчевич), 44-й Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 г. (на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи) в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Отец его был серб, а мать — хорватка; оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий Патриарх с детства был слаб здоровьем, поэтому его не привлекали к обычным деревенским работам, а отправили учиться. В 1929 г. Гойко окончил гимназию в Белграде, а затем поступил в Духовную семинарию в Сараево, которую окончил в 1936 г. Продолжил образование в Белградском университете, поступив сразу на медицинский и на богословский факультеты. Первый он оставил после второго курса, а второй окончил перед началом Второй мировой войны. Во время войны будущий Патриарх по приглашению своего школьного друга поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре и стал там послушником. Затем он преподавал детям беженцев Закон Божий в местечке Баня Ковиляча. В это время он заболел туберкулёзом; по прогнозам врачей, жить ему осталось три месяца. Гойко перешёл в монастырь Вуян, где получил от Господа исцеление. После окончания войны он в 1946 г. принял постриг с именем Павел в монастыре Благовещения на Овчаре и тогда же был рукоположен в сан иеродиакона. С 1949 по 1955 г. иеродиакон Павел нёс различные послушания в обители Рача. В 1950/51 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1954 г. рукоположен во иеромонаха. С 1955 по 1957 г. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на богословском факультете Афинского университета. В начале 1957 г. возведён в сан архимандрита, а уже 29 мая 1957 г. был избран и в сентябре хиротонисан во епископа Рашко-Призренского (епархия расположена в Косово и Метохии) в кафедральном соборе Белграда. В своей епархии епископ Павел активно строил новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Часто совершал архипастырские поездки по епархии, служил во всех её приходах. При этом Владыка не оставлял научной работы и преподавательской деятельности; особенно он заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык. В числе его трудов — монография о монастыре святого Иоанникия Девичского. Статьи, которые он публиковал с 1972 г., были в дальнейшем объединены в трёхтомном издании “Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры”, выдержки из которого были опубликованы в русском переводе. Особо следует упомянуть, что епископ Павел занимался редактированием и подготовкой к изданию многих богослужебных книг. В 1988 г. богословский факультет Белградского университета присвоил ему учёную степень доктора богословия honoris causa.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ [серб. Карловачка мumponoлuja], автономная правосл. митрополия, объединявшая в 1708-1920 гг. правосл. сербов и румын на территории Габсбургской империи (с 1804 Австрийской империи, с 1867 Австро-Венгрии). История Православие пришло на земли, на к-рых позже была учреждена К. м., благодаря миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, их учеников и греческих миссионеров. После Великой схизмы (1054) местное население перешло в юрисдикцию Рима, а принадлежность к вост. Православию приобрела национальный характер, т. к. его исповедовали переселявшиеся на эти земли сербы, румыны и греки (см. разделы «Христианство в Венгрии» и «Православие в Венгрии» в ст. Венгрия - ПЭ. Т. 7. С. 553-557, 562-565). Позиции православных были сильнее в южной части Венгрии, которая ранее находилась под властью Византии и Болгарии: напр., в кон. XII в. в Среме действовал латинский и несколько православных монастырей. Венг. кор. Лайош I (1342-1382) оказывал покровительство прозелитизму среди правосл. подданных, серьезным препятствием для к-рого было незнание латыни правосл. населением, поэтому к миссии часто привлекали францисканцев-славян из Боснии. Поддержку Православию в Венгерском гос-ве оказывали с 1219 г. Сербская архиепископия (с 1346 Патриархия) и сербы-переселенцы, среди которых было много священнослужителей, покинувших Сербию после османского завоевания. Переселение сербов. XIX в. Худож. Пайа Йованович (Национальный музей Сербии, Белград) Переселение сербов. XIX в. Худож. Пайа Йованович (Национальный музей Сербии, Белград) Предполагается, что хиландарский мон. Арсений (Богданович), которого возвел в сан игумена свт. Савва I Сербский, в 1225 г. основал в Банате монастырь Месич. Переселенцы охраняли венг. границы, поэтому власти в условиях активной экспансии Османской империи относились к их вероисповеданию толерантно. Верность Православию сохранили и ставшие венгерскими вассалами серб. деспоты Бранковичи , которые опирались на митрополитов Белграда, долгое время объединявших правосл. подданных Венгерского гос-ва. Помощь Белградской кафедре оказывал вел. кн. Московский Василий III, женатый на внучке подданного Венгрии серб. воеводы Стефана Якшича. В нек-рых венг. областях правосл. сербы имели ряд привилегий, напр. в Ковине (Банат) в 1428 г. кор. Сигизмунд разрешил им избирать духовенство.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Викарными епископами Патриарха Сербского избраны протосинкел Иоанн (Чулибрк) с титулом " епископ Липлянский " и архим. Андрей (Чилерджич) с титулом " епископ Ремезиянский " . Собор попросил еп. Захумско-Герцеговинского Григория (Дурича) в качестве заместителя помогать митр. Дабробосанскому Николаю (Мрджа) в исполнении его архипастырского послушания. На американском континенте утверждена епархия Новограчаницко-Средне-Западно-Американская и упразднена митрополия Либертивилльско-Чикагская. При этом монастырь св. Саввы Сербского в г. Либертивилле возле Чикаго получил статус ставропигиального и перешел под прямое управление Патриарха Сербского. Новым местопребыванием кафедры Восточно-Американской епархии определен Нью-Йорк. Также Собор одобрил дополненный текст Статута Канадской епархии и Устав митрополии Австралийско-Новозеландской. Собор отложил вопрос о выделении новых епархий из состава Белградско-Карловацкой архиепископии и Рашско-Призренской епархии до создания необходимых условий. При этом Собор подчеркнул необходимость в восстановлении древней Рашской епархии (которая во время турецкого владычества была присоединена к Призренской) и усиления присутствия Сербской Церкви в южной части Сербии. С целью успешной организации церковной жизни Собор расширил состав постоянной Соборной комиссии по ревизии Устава СПЦ. Ряд решений Собор принял по вопросам церковного просвещения и церковного образования. Так Православному богословскому факультету Белградского университета поручено осуществить перевод творений святых отцов и учителей Церкви с языков оригиналов и их издание с научными комментариями. Новым ректором Карловацкой богословии (семинарии) избран профессор прот. Йован Петкович, а также принято решение вернуть Призренскую богословию в Призрен (во время военного конфликта 90-х г. ХХ в. в Косово и Метохии богословия была переведена в Ниш). Собор выразил надежду на развитие сотрудничества между высшими церковными школами и принял ряд мер для развития образовательно-воспитательной системы в семинариях и включения семинарий, действующих на территории Сербии, в государственную образовательную систему, а также благословил в местах, где имеются необходимые условия, открывать церковные православные гимназии и иные школы.

http://religare.ru/2_86534.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010