32. Принцип исторического моделирования и болгарская история//Славяноведение, 2000, 1, 0, 2 а. л. 33. Молодая Россия в эмиграции//Славяноведение, 2000, 4, 1, 2 а. л. 34. Организация Александра Казем-Бека//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2000. М., 2001, 1 а. л. 35.  Искусство русских изографов на балканских землях XVIII-XX вв.//Славянский альманах, М., 2001, 0, 6 а. л. 36.  К истории русской религиозной живописи на Балканах//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2001, М., 2001, 1 а. л. 37.   «Молодая Россия» (к вопросу о русском фашизме)//Славяноведение, 2002, 4, 1,3 а. л. 38.  Опыт истории страны, которой не было (Сербия в 1918-1941 гг.)//Славяноведение, 2002, 5. 1,5 а. л. Также размещена в Интернете. Сайт «Русский архипелаг» www.archipelag.ru/text/343.htm 39.  Младороссы: наброски к портрету в зеркале эпохи//Славянский альманах, М., 2002, 2 а. л. 40.  Государство у Константина Леонтьева (Восток, Россия и славянство)//Трибуна свободной русской мысли. 2002, 3, 1 а. л. 41.  Балканы: один тезис Йозефа Геббельса и одиннадцать моих//Сборник в память В. Г. Карасева. Югославская история в новое и новейшее время. М., 2002, 0,2 а. л. 42.  Русская Сербия//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2002. М., 2002, 1 а. л. Также размещена в Интернете. Также опубликована в «Русской газете в Болгарии» в 3 ч., 36-38. София, 15, 22, 29 сентября 2005 г. 43-51. Баньская, Банялукская, Бачская епархии, Белградская митрополия, Белградско-Карловацкая митрополия, Белградская Патриаршая библиотека, Благовещенский церковный собор, монастырь Боджани, Болгарская Православная Церковь (в соавторстве)//Православная энциклопедия. Т. IV-V, М., 2002, 1 а. л. 52.Среди единоверных братьев (Русская церковь в Югославии 1920-1940-е гг.)//Родина. М.,  2003, 10, 0, 5 а. л. 53.Русская церковь в Болгарии//Славяноведение. 2003, 6, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

Монашка правила. Эти правила составил Белградско-Карловацкий митрополит Викентий Иоанович и, обнародовав их 17 марта 1733 роздал всем подведомственным монастырям 425 . Всех правил 34, которые и теперь обязательны для монастырей в пределах Карловацкой митрополии и вообще в православных епархиях австро-венгерской монархии. После обнародования IX статьи венгерской конституции 1868 года, значение частного источника церковного права в Карловацкой митрополии имеет, прежде всего, так называемый, Первишньи высочайший кральевски рескрипт, утвержденный и изданный 10 августа 1868 года. Он разделен на шесть отделов: 1) о редукции и дотации приходского духовенства, о составе монастырского духовенства и о дотации епископства; 2) об устройстве местных церковных общин, а именно после общих постановлений: а) о местных церковных собраниях, б) о местных церковных советах, в) о систематическом выборе приходских священников и их помощников, г) о выборе диакона и д) о выборе окружного протопресвитера; 3) о сербских школах: а) о народных школах, б) о Карловацкой богословии 426 ; 4) об устройстве консистории и митрополичьего церковного и школьного совета: а) о епархиальной консистории, ее составе и круге действий и б) о митрополичьем церковно-школьном совете, разделяющемся на митрополичью аппелляторию и административно-церковно-школьное управление; 5) об управлении монастырским имуществом и сербско-народными фондами и 6) о конкурсном экзамене на получение места в приходе 427 enapxujâ (епархиальный устав), временное, утвержденное королевским указом 29 мая 1871 г. По этому уставу каждая епархия в области Карловацкой митрополии имеет свой епархиальный суд и свое епархиальное церковное и школьное управление. Установив это (в I статье), устав затем говорит: 1) о епархиальной скупщине, как епархиальном суде; далее о церковном управлении, а именно: 2) о епархиальной консистории, 3) о епархиальном административном совете и 4) о епархиальном школьном совете 428 . Уречьенье устав митрополитско-црквеног и народно-школског cabjema, утвержденное тем же самым указом 29 мая 1871 года. И этот устав тоже временный, пока народный собор не учредит окончательно средние духовно-судебные и церковно- школьные власти в области Карловацкой митрополии. Названный уставь, во-первых, говорит о митрополичьем церковном совете (аппеллятории) и указывает, кто составляет его, каков круг его действий и когда и где он собирается; говорит затем о народно-школьном совете, о его членах и круге действий 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии выступил в столице Сербии 7 октября 2019 г. 10:51 4-8 октября 2019 года в рамках Дней русской культуры Министерство культуры Российской Федерации организовало просветительскую поездку в Сербию Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова. Концерт в нижнем храме главного собора Сербской Церкви во имя святителя Саввы Сербского состоялся при поддержке «Русского дома» в Белграде. На концерте присутствовал первый секретарь Посольства РФ в Республики Сербия Алексей Жуков. Прозвучали духовные песнопения Русской Православной Церкви — расшифровки знаменного распева, произведения на музыку П. Чеснокова, Н. Кедрова, А. Глазунова, С. Рахманинова, Ф. Велижанского; народные и современные отечественные песни — «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», «12 разбойников», «Полюшко-поле» Л. Книппера, «Гляжу в озера» И. Шаферана, «Богатырская сила» А. Пахмутовой; современная обработка традиционной сербской песни «Тамо далеко». Исполнение песнопения петербургского автора В. Фатеева, посвященного благоверному князю Александру Невскому, было посвящено грядущему 800-летию со дня рождения святого князя Саввы. Ведущий вечера председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров приветствовал собравшихся: «Здравствуй, братская православная Сербия! Наш хор впервые здесь. И мы благодарим Бога за возможность быть вместе с вами в самом красивом православном соборе на Балканском полуострове». Хору передали приветствие от имени епископа Ремесианского Стефана, викария Белградско-Карловацкой епархии. В подарок музыкантам иерарх Сербской Православной Церкви передал икону святителя Саввы Сербского. На следующий день хор духовенства молился и пел за Божественной литургией в кафедральном соборе Архангела Михаила в Белграде. Выступление хора было приурочено к торжествам по случаю 800-летия автокефалии Сербской Православной Церкви. Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje, (Нешкович Иван; 14(26). 01.1804, с. Миланджа, близ Иваницы - 20.02(4.03).1873, Карановац (ныне Кралево)), еп. Ужицко-Крушевацкий Сербской Православной Церкви. Образование получил в школе в с. Заблаче близ г. Чачак и в мон-ре Каленич . 26 июля (7 авг.) 1826 г. рукоположен во диакона в Крагуеваце. Время пострижения в монашество неизвестно. В 1831-1833 гг. уже как иеродиакон служил при митр. Сербском Мелетии (Павловиче) . В 1833 г. входил в число сопровождавших в К-поль на хиротонию буд. митр. Сербского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий). В том же году еп. Ужицким Никифором (Максимовичем) рукоположен во иерея. До 1836 г. служил при митр. Петре, затем вернулся в Каленич. Курировал работы по обновлению мон-ря Студеница, после 1844 г. был игуменом Каленича, членом Апелляционной комиссии Белградской епархии, в 1842-1847 гг.- членом епархиальной консистории. 23 окт. (5 нояб.) 1849 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Шабацкого (см. ст. Шабацко-Валевская епархия ). 4(16) апр. 1854 г. по решению Архиерейского Собора переведен на Ужицкую кафедру (см. ст. Жичская епархия ). В родном селе в 1833 г. открыл школу (действовала до 1953), построил в память своих родителей храм св. Саввы Сербского, а также храм св. Симона Монаха в мон-ре Прерадовац. Инициировал реконструкцию монастыря Жича : в 1855-1856 гг. были построены братский и хозяйственные корпуса. Был большим книголюбом, собрал богатую личную библиотеку, дарил ценные рукописи, в т. ч. важные исторические источники, б-кам серб. ученых об-в. 12 янв. 1858 г. был избран членом Общества сербской словесности, а 29 июля 1864 г.- почетным членом Сербского ученого об-ва. Публиковал проповеди, к-рые посвящал не только богословским темам, но и истории Православия в серб. землях, в т. ч. включил в издание как дополнение списки Сербских архиепископов и патриархов с периода средневековья до 1766 г., когда была упразднена Патриархия Белградских и Ужицко-Валевских митрополитов в период подчинения Сербской Церкви К-полю, а также Сербских митрополитов, Шабацких, Ужицких и Тимокских епископов до 1868 г. Сообщения И. об архиереях XIX в. являются важными историческими свидетельствами (в отношении нек-рых персоналий - единственными), потому что многих из них он знал лично и не только сообщал об их возрасте, происхождении и деятельности на кафедрах, но и давал описания их внешности и жизненного пути после ухода с кафедр. При этом он указывал источники, к-рыми располагал, многие из них позже были уничтожены либо утеряны. И. составил автобиографию, описания мон-рей Жича и Каленич. Он писал стихи, многие из к-рых опубликовал в календаре «Таковац» (Белград). В награду от рус. царя Александра II получил панагию. Похоронен в юж. часовне мон-ря Жича.

http://pravenc.ru/text/577980.html

Долгое время Святейший Павел возглавлял Синодальную комиссию по переводу Священного Писания Нового Завета, который был официально одобрен Церковью и издан в 1984 г. Кроме того, епископ Павел был председателем Синодальной богослужебной комиссии, которая готовила к изданию служебник на сербском языке. В ноябре 1990 г. решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Предстоятелем Сербской Церкви, став преемником заболевшего Патриарха Германа. Интронизация Патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 г. в кафедральном соборе Белграда. Период патриаршества Его Святейшества Павла выпал на очень тяжёлое время: распад Югославии, сербско-хорватско-бос­ний­ская война и натовская агрессия в середине 90-х годов, затем волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии; отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая “Черногорская церковь”, наконец, противозаконное насильственное отторжение Косово от Сербии. При всех нелёгких событиях Патриарх поддерживал и утешал свою паству. Патриарх Павел был известен чрезвычайно скромным образом жизни, был доступен и прост в общении, внимателен к клирикам и пастве. Люди искренне любили своего Патриарха; многие считали его современным святым. Велик был его авторитет и во Вселенской Православной Церкви. Патриарх Павел посещал с первосвятительскими визитами не только свою паству в странах бывшей Югославии, но и сербские общины в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе. За время первосвятительского служения Патриарха Павла произошло немало позитивных событий. Был открыт ряд семинарий, был восстановлен богословский факультет Белградского университета, было возобновлено преподавание Закона Божия в школах. В 1992 г. был уврачёван “американский раскол”, возникший в среде сербов США во времена коммунистической Югославии, — своего рода аналог Русской Зарубежной Церкви. Велась большая работа по уврачеванию македонского раскола, и хотя достигнутые в Нише соглашения были затем отвергнуты раскольнической “Македонской православной церковью”, но при активном участии Патриарха в Македонии всё же возникла вновь каноническая Церковь юрисдикции Сербского Патриархата (после того как в 2002 г. перешёл из раскола митрополит Велесский Иоанн и были рукоположены другие архиереи), и таким образом несмотря на сильное противодействие македонских властей и раскольников была возрождена Православная Охридская Архиепископия.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

(Модоран) [румын. Climent Modoran] (ок. 1685, с. Пьетрари-де-Жос, Валахия - 31.01.1753, там же), еп. Рымникский в 1735-1749 гг. В раннем возрасте осиротел, воспитывался в мон-ре Бистрица. Был пострижен в мон-ре Хурези. Поставлен настоятелем мон-ря Половраджи, находившегося под управлением монастыря Хурези. Позднее возглавлял монастырь Бистрица (письменное упоминание о его настоятельстве относится к 1734). 28 июня 1735 г. выборное собрание архиереев и бояр предложило 3 кандидатуры, в т. ч. К., для занятия вакантной Рымникской и Новосеверинской епископии (см. Рымникская архиепископия ), 1 окт. 1735 г. венский двор остановил свой выбор на К. Поскольку Рымникская епископия в период австр. владычества (1718-1739) находилась в юрисдикции серб. Белградско-Карловацкой митрополии, К. был хиротонисан во епископа Рымникского 12 апр. 1737 г. митр. Карловацким Викентием (Йовановичем). В начале управления епархией К. также духовно окормлял верующих Брашова и обл. Цара-Бырсей в Трансильвании (до 1739). В 1737 г. началась австро-тур. война, и осенью того же года австр. войска оставили Олтению. Большую ее часть захватили турки с союзниками татарами. К. был вынужден покинуть резиденцию и искать прибежища в горах Лотру. После подписания 21 сент. 1739 г. в Белграде мирного договора между Австрией и Османской империей и возвращения Олтении в состав Валахии К. вновь занял Рымникскую кафедру, вошедшую в состав Унгро-Влахийской митрополии. Первое, что сделал К., было восстановление кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца (1739-1749), епископской резиденции и адм. помещений, разрушенных во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. Он также построил больницу с ц. Успения Пресв. Богородицы (1745) на территории кладбища епископии. На свои денежные средства при содействии братьев и др. родственников построил на территории совр. жудеца Вылча скит Пэтрунса в с. Бэрбэтешти с церквами вмц. Параскевы (это имя носила мать К.) и свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (1740), скит в с. Пьетрари-де-Жос с ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1742-1743) и скит Колник с ц. Рождества Божией Матери в с. Моштени (1752), возвел церкви в селах Бодешти и Горану (ныне в черте г. Рымнику-Вылча) и др.

http://pravenc.ru/text/1841363.html

После Белградского мира (1739) Олтения вернулась в состав Валахии, а Рымникская епископия - в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. При этом правосл. население Страны Бырсы осталось в ведении Карловацкой митрополии, каноническое пространство к-рой также находилось в пределах Габсбургской монархии. В это время в Н. с. ц. служил сын прот. Василия Грида Евстафий (1721-1767). Первоначально он занимал должность учителя в школе Н. с. ц., 6 сент. 1721 г. в Бухаресте был рукоположен во иерея и служил в Н. с. ц. 24 февр. 1732 г. был назначен «исправником» Брашовского благочиния, что должно было послужить поддержкой престарелому прот. Флоре. В 1742 г. серб. патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) возвел его в сан протоиерея. Стараниями прот. Евстафия был воздвигнут 2-й этаж школы. В своей деятельности он опирался на поддержку валашского и молдав. господарей, также ему удалось добиться покровительства российской имп. Елизаветы Петровны . В 1744 г. он побывал в С.-Петербурге и просил у Елизаветы Петровны заступничества перед австр. имп. Марией Терезией, проводившей униат. политику. Российская императрица обещала помочь и одарила прот. Евстафия б-кой (Напрестольное Евангелие, Воскресное Евангелие, Типикон, Апостол, Требник, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, Толковая Псалтирь, годовой цикл Минеи и Пролога, том сочинений кард. Барония Цезаря, по 10 экз. Ирмология, Служебника, Катехизиса и Букваря; нек-рые из этих книг сохр. в архиве церкви Н. с. ц.), а также разрешила провести в С.-Петербурге и др. российских городах сбор денег в течение 3 месяцев (общая сумма сбора составила 13 тыс. флоринов). На 6-й странице подписного листа рукой императрицы было указано о пожертвовании ею 2500 р.; 200 р. пожаловал вел. кн. Петр Феодорович ( Dragomir. 1920. P. 205; Pervain. 1958. P. 28). На эти средства прот. Евстафий возвел над притвором Н. с. ц. башню с часами, в церкви был установлен новый иконостас и проведены др. работы, были куплены литургическая утварь и облачения. С 1 сент. 1748 г. по инициативе прот. Евстафия при Н. с. ц. стали проводить регистрацию рожденных, крещеных, венчанных и усопших, что впосл. позволило составить довольно точную статистику региона. Т. о., напр., стало известно, что во время посещения Н. с. ц. еп. Дионисием (Новаковичем) в 1761 г. в Шкеях проживали 1763 мужчины и 1893 женщины правосл. вероисповедания и ни одного униата. Однако давление со стороны местных и центральных властей усиливалось, это привело прот. Евстафия к болезни и смерти (3 мая 1767) ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Его именем в Шкеях названа ул. Подул-луй-Грид (Podul lui Grid - Мост Грида).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

член консистории, по своей должности, считался старше всякого другого священника той же степени, на сколько бы последний ни был раньше его рукоположен. Этот обычай перешел и в Черновицкую епархию, хотя там и признается, что «сие не есть законом поставлено» (письмо Черновицкого епископа Евгения. от 11 июня 1860 г. М 67, к Задрскому епископу); на основании тогдашнего применения в этой епархии, он имеет силу и в настоящее время в епархии Далматинской, а согласно одному письму епископа Задрского, от 30 марта 1886 г. 66, он должен иметь полную силу. В Карловацкой митрополии неканоничность в этом отношении прежней практики и неудовольствие, вследствие того, духовенства побудили архиерейский синод обсудить этот вопрос, и синодальным определением, от 6 ноября 1876 г., была восстановлена сила канонов и вообще предписано, что «старшинство между священством определяется степенью, на которой находится известное духовное лицо, временем его рукоположения или хиротесии и властью пастырскою, а относительно членов консистории, что при определении старшинства должность эта «не принимается во внимание и противный этому обычай уничтожается» (см. окружное послание патриарха Прокопия, от 17 февраля 1877 г. 45). Такое же постановление существует и в Белградской митрополии (См. «Ручна кньига» митр. Михаила, стр. 175, 179 я 189. 1006 В новосадской «Беседи» (1869 г. 2–6) есть трактат Мих. Ратковича под заглавием «Степени свештенства», и в нем между прочим говорится, что «игумени предходе npomojepejuмu при богослуженьу» (стр. 40), а «протосингели при богослуженьу предходе протопрезвитерима» (стр. 57). По мнению Ратковича выходит, что духовенство монашествующее должно иметь первенство перед белым духовенством, а потому иеромонах, рукоположенный накануне, был бы старше белого священника, который рукоположен, может быть, уже 30 и более лет. И Dr. T. Vering в своем церковном праве (II Aufl. S. 502) говорит, что в православной церкви монашествующее духовенство имеет иерархическое превосходство перед белым, и в подтверждение этого ссылается на мои " Дocmojahcma».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Слава сербских Богородичных икон идёт из глубокой древности и проходит через все переселения, рации, Проклятые горы сербской истории, чтобы укрепить нас сегодня в Православии, Святосавском и всеславянском чувстве. Прочитаем же некоторые страницы из летописи заступничества Богородицы за сербский народ… В летописи обители Дивша значится: «в лето Господне 1753, месяца сентября в восьмой день, в Нешчине бысть чудо великое и преславное: икона Пресвятой Владычицы Богородицы слёзы источала четыре дня, и число их было равно двенадцати». В летописи карловацкого митрополита Павла Ненадовича говорится: «Прошедшее лето 1754 года преблагой и всемилостивый Господь благословил изобилием пшеницы, винограда и овощей, так что не хватало посуды для урожая, но брали лодки и хранили в них плоды. И тогда иконы Богоматери в Нешчине и в монастыре Дивша точили слёзы из очей, что всещедрый Бог да изведёт на благое завершение». …Мы поговорим более подробно о следующих образах: Бездинском, Белградском, Бочанском, Левишском, Лепавинском, Печском,Савинском, Чайничском, Чокешинском (Чокешинский Покров) и Шиклеушском. Бездинская (Винчанская) икона происходит из Киева и относится к спискам величайшего чудотворного образа Богородицы – Владимирского. В 1727 году её принял в сербском монастыре Винча игумен Паисий. Затем, спасаясь от турок, он перенёс образ в Панчево, после – в Сланкамен, и, наконец, в монастырь Бездин. Патриарх Арсений IV украсил икону драгоценными камнями, в 1745 году на неё был положен драгоценный оклад. Сегодня святыня находится в Епископской резиденции во Вршаце. По благословению Сербского Патриарха празднование Бездинской иконе установлено 2(15) июля. Белградская икона Божией Матери находилась при Стефане Лазаревиче в Соборной церкви Митрополии. Во время нашествия турок на Белград церковь была разрушена, лишь несколько десятилетий назад археологи обнаружили её фундаменты. Образ был перенесён в Царьград, но затем следы его затерялись. Ныне Чудотворный Список иконы Богородицы находится в церкви Ружица , в Белградской цитадели. Это главная святыня Митрополии Белградской.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

2 . В случае полного прекращения сношений с Управляющим общинами Сербии русскому духовенству и пастве в Сербии надлежит по всем вопросам, требующим архиерейской санкции, обращаться к Сербской церковной власти. 3 . В случае полной эвакуации члены и Канцелярия Епископского Совета отбывают из Белграда и функции Совета прекращаются. О чем послать указ Епископскому Совету. 25 августа/7 сентября 1944 г. Белград Подписали: Председатель Архиерейского Синода Митрополит Анастасий За секретаря Правитель Дел Синодальной Канцелярии Граббе С подлинным верно: Исполняющий] Обязанности] Секретаря Епископского Совета Д. Вик[ентий] Фрадынский Печать Русского Епископского Совета в Сербии Архив ОВЦС. Дело «Сербская Православная Церковь ». Папка «1945. Переписка». Л. 86. Машинопись, заверенная копия, подпись заверителя – автограф. 8. Обращение митрополита Скоплянского Иосифа в церковный суд Сербской Православной Церкви по поводу канонического статуса русского прихода в Белграде и письмо епископа Будимлянского Валериана о статусе русского Свято-Троицкого храма 12 сентября 1944 Церковному суду По каноническому праву на одной территории не могут существовать две церковные юрисдикции одной и той же церкви и церковного управления. В Югославии же, а после в Сербии, кроме Сербской Патриархии, ее учреждений и органов, существовал и так называемый русский заграничный Синод, но только как делегация Сербской Патриаршии. Теперь же представители русского заграничного Синода – Архиереи – 7 сентября 1944 года оставили территорию Сербии и уехали заграницу, официально не известив Сербскую Патриаршию письменным актом о своем отбытии. Таким образом, каноническая делегация, которую имел русский заграничный Синод от Сербской Патриаршим, совершенно угасла, но остался русский храм, правда никогда не освященный, для молитв христиан русского происхождения. Необходимо известить Сербскую Патриаршию, кто и чьим именем и на каких основаниях управляет этим храмом. Администратор Белградско-Карловацкой Архиепископии Митрополит Скопски Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010