Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРАЧКИ Бáрачки Ненад (25.11.1878, с. Боджани, обл. Бачка, Австро-Венгрия - 23.05.1939, Сомбор, Югославия), свящ. Сербской Православной Церкви, проф., регент, исполнитель и автор церковных песнопений. Начал обучаться в мон-ре Ковиль, в 1898-1900 гг. учился в гимназии в Сремски-Карловци и в Слушаке, под Риекой (Хорватия), одновременно был певчим и регентом в серб. церкви в Риеке. В 1904 г. окончил ДС в Сремски-Карловци, в 1922 г.- философский фак-т Белградского ун-та. В 1904 г. в Темешваре (совр. Тимишоара, Румыния) рукоположен во пресвитера, в 1936 г. возведен в сан протоиерея. С 1907 г. член Матицы Сербской , с 1927 г.- братства св. Саввы. В 1904-1914 гг. приходской священник Темешварской епархии Карловацкой митрополии. До упразднения автономии этой митрополии был членом епархиального адм. комитета в Темешваре. В 1914-1918 гг. священник в различных частях австро-венг. армии. После окончания первой мировой войны возвратился на свой приход в Сириге, где организовал народное собрание и встретил серб. армию, занявшую этот район. Участвовал в Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. В 1920-1930 гг. преподавал Закон Божий, пение и регентское искусство в муж. педагогическом уч-ще в Сомборе. В 1931-1933 гг. служил духовником в Хоргоше (Бачская епархия), где построил новую церковь в сербско-визант. стиле. Б. произнес большое количество проповедей, часть из к-рых была опубликована в серб. календарях и журналах («Бранково коло», «Браник», «Привредник», «Српски Сион», «Вестник Српске Цркве», «Гласник српске nampujapшuje», «Духовна стража»). Написал монографию по истории своего прихода св. Георгия в Бегей (ныне Румыния). Изучал церковное пение; издал ряд нотных сборников по традиц. серб. церковному пению, литургию «русского распева» для 2 детских голосов. Сделал гармонизацию монодических церковных песнопений серб. распева для церковных и ученических хоров. Обширный рукописный архив Б. в наст. время хранится в Музыковедческом ин-те Сербской академии наук и искусств в Белграде.

http://pravenc.ru/text/77520.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ РАСПЕВ [белградский напев], выделяемый нек-рыми музыковедами вид традиц. серб. церковного пения, получивший в редакции С. Мокраняца общенациональное распространение. Богослужебное пение Сербской Православной Церкви было и в значительной степени остается основанным на устной традиции. В XVIII-XIX вв. его стали включать в учебные программы различных светских и духовных школ, первоначально на территории Австрийской империи, а впосл. и в княжестве Сербия. Церковное пение ревностно культивировалось в мон-рях Фрушка-Горы и в Сремски-Карловци, центре правосл. Карловацкой митрополии, и среди всех правосл. верующих в Австрийской империи. Главными учебными заведениями, в к-рых систематически преподавалось церковное пение, были ДС (1794) и гимназия в Сремски-Карловци, педагогическое уч-ще в Сомборе (1778), Сербская правосл. великая гимназия в Нови-Саде (1810) и Белградская ДС (1836). Здесь учились буд. священники, церковные певчие, учителя пения, чтецы и пономари. В XIX в. получили распространение названия «сербское народно-церковное пение», «карловацкое пение», несмотря на то что единая богослужебная практика и единый напев были распространены только в Печском Патриархате (упразднен в 1766) и во вновь основанной Сербской митрополии (1831). В нач. XX в. подобные напевы были отмечены в Косово и Метохии не только у правосл. сербов, но и у мусульман, к-рые сохраняли семейное предание о своем происхождении «от рода святого Саввы». Первые нотные записи серб. народного церковного пения были сделаны в 40-х гг. XIX в., первый крупный сборник - как результат работы с большим числом певчих в Сремски-Карловци - составил К. Станкович в 1854-1857 гг. Бóльшую часть своих записей он гармонизовал по образцу рус. обиходной практики и частично опубликовал в Вене в 1862-1864 гг., среди них - «Хвалите Господа» и «Аллилуия» с примечанием «так поют в Белграде» (Православно црквено у србског народа у ноте написао Kophuлuje Беч, 1862. Београд, 1994р. С. 10, 25).

http://pravenc.ru/text/77886.html

был официально признан главой епархии. Согласно мирному соглашению, заключенному в г. Пожареваце 21 июля 1718 г., к Габсбургской империи отошел весь Банат с Темешваром (Темишваром, Тимишоарой), а местные Темишварская и Вршацкая епархии в 1720 г. перешли под управление Белградской митрополии (см. Белградско-Карловацкая митрополия ) во главе с митр. Моисеем ( Петровичем; 1713-1730). После Пожаревацкого мира Темишварская епархия занимала территорию от Дуная на юге до р. Марош (венг., румын. Муреш, серб. Мориш) на севере и от р. Тиса на западе до границ Вршацкой епархии на востоке. Границы епархии до 70-х гг. XVIII в. неоднократно менялись в зависимости от изменений адм. деления внутри Габсбургской монархии: так, по условиям Белградского мира (1739) граница между гос-вом Габсбургов и Османской империей прошла вдоль рек Сава и Дунай, а Темишварская епархия полностью вошла в состав Карловацкой митрополии. Во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. были сожжены епископская резиденция и соборная церковь в Темешваре. Еп. Николай (Димитриевич; 1722-1744) стремился получить от властей помощь для устранения нанесенного вреда. Еп. Георгий (Попович; 1745-1757) возвел новые соборный храм и резиденцию (1745-1752). При митр. Софронии (Кириловиче; 1781-1786) была введена Консисториальная система (1782), важное внимание стало уделяться соблюдению церковной дисциплины и поведению священства. Его преемник, управлявший Темишварской епархией с 1786 г. митр. Петр (Петрович; † 1800), воспитанник митр. Карловацкого Павла (Ненадовича), получивший образование в Зап. Европе, считается самым выдающимся Темишварским иерархом. Он был советником при Иллирийской императорской канцелярии в 1791/92 г., а после ее упразднения в 1792 г. стал представителем сербов при Венгерской императорской канцелярии, где его секретарем служил буд. видный сербский мыслитель Савва Текелий (1761-1842). Еп. Петр открывал школы, в т. ч. в 1800 г. основал в Темишваре курс для священства, собрал богатую б-ку, возвел 2 колокольни при соборном храме, западное и часть юж.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Архив Пн Состоялась первая интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея 25 января 2010 г. 11:33 В соответствии с Уставом Сербской Православной Церкви чин интронизации новоизбранного Святейшего Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого и Патриарха Сербского Иринея был совершен по окончании соборной архиерейской Литургии 23 января 2010 года — на следующий день после состоявшегося избрания — в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Ириней в сослужении архиереев и клириков Сербской Православной Церкви . В Божественной литургии принял участие и находившийся в сербской столице епископ Кливлендский Петр , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви . В числе сослужащих был также представитель Московского Патриархата, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев. По отпусте Божественной литургии митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , избранный после кончины Святейшего Патриарха Павла Местоблюстителем Патриаршего престола, вручил Святейшему Патриарху Иринею знаки Патриаршего достоинства — панагию святителя Саввы Сербского, жезл Архиепископа Крушедолского и Митрополита Карловацского Максима (XVIII век), и возложил на него белый клобук. В своем слове владыка Афилохий напомнил о жизни, подвигах и жертвенном служении предшествующих сербских Первосвятителей. Митрополит Амфилохий пожелал Его Святейшеству быть достойным наследником святого Саввы Сербского и других его святых и почитаемых предшественников. В своем слове Святейший Патриарх Ириней подчеркнул, что день Патриаршей интронизации — великий день как для него лично, так и для Сербской Православной Церкви и сербского народа: Сербский Патриарх всегда представлял перед Богом и историей полноту жизни своего народа, разделяя его судьбу — его трагедии и его радости. Патриарх признался, что «его сердце дрожит как лист на ветру при мысли о том, является ли он достойным такого высокого звания, такой почести и ответственности».

http://patriarchia.ru/db/text/1048830.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Николе [Серб. (Николе-Рудничко), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен близ с. Доня-Шаторня Шумадийского окр. (Сербия). Предположительно был основан во время правления серб. деспота св. Стефана Лазаревича . Согласно ктиторской слав. записи 1425 г., сохранившейся на мраморной плите над порталом храма и выполненной искусным каллиграфическим почерком, обитель построил местный правитель Никола Дорьенович; к.-л. др. сведения о нем или его семье не сохранились. На территории обители не обнаружено средневек. могил, поэтому скорее всего ее возникновение не связано с созданием семейного некрополя. После османского завоевания серб. земель Н. упоминается в различных документах 1476/78, 1516, 1525 гг. и 40-х гг. XVI в. О монашеской жизни в этот период свидетельствуют и надписи, вырезанные на каменных блоках сев. фасада храма. Несмотря на частые разорения османскими отрядами, монахи не покидали обитель. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-ре переписывали книги, делали печати и обучали буд. священников. В 1-й пол. XVII в., судя по фрескам, в храме перестроили верхнюю зону, заменили кровельное покрытие, повторно расписали наос и нартекс. В XVIII в., во время австр. оккупации этих земель, мон-рь продолжал действовать: в описи 1735 г. он упоминается как мон-рь Шаторня с приходом, окормлявшим села Лесковац и Трешневица (ныне Горня-Трешневица). В тот период он относился к Валевской епархии Белградско-Карловацкой митрополии . Когда в 1739 г. эти земли вновь были завоеваны Османской империей, монастырь вошел в состав Белградской митрополии. Незадолго до первого серб. восстания, в 1803 г., Н. был сожжен по указанию Сали-аги; после этого пожара прекратила деятельность школа, в к-рой 2 монаха обучали ок. 40 учеников. Вскоре после ремонта (1811) обитель вновь пострадала от нападения османского отряда. Во времена правления Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ) храм покрыли гонтом и возвели большой жилой корпус. В 1817 г. над зап. частью храма поставили 2-ярусную квадратную башню в стиле средневек. пиргов, в которой позже устроили звонницу. В 1836 г. обитель закрыли, храм стал приходским. В период правления князей Милоша Обреновича (1817-1839) и Александра Карагеоргиевича (1842-1858) в Н. проведены ремонтные работы, в 1850 г. поверх ранних фресок храм вновь расписали Живко Павлович и Илия Стойчевич из Пожареваца.

http://pravenc.ru/text/2566198.html

Все же визит архиепископа Алексия принес некоторые плоды: два иерарха Североамериканской митрополии, епископ Бруклинский Макарий (Ильинский) и архиепископ Аляскинский Алексий (Пантелеев) согласились перейти в ведение Московского Патриархата. 479 Кроме них в состав Московского экзархата к тому времени входили еще епископ Феодор (Текучёв), рукоположенный во епископа Аргентинского в конце 1943 г., но проживавший в США, а также архиепископ Адам (Филипповский), перешедший в Московскую Патриархию еще в 1930-е гг. Тогда же этот иерарх был лишен сана, однако в конце войны был восстановлен. В подчинении этого архипастыря находились карпато-русские приходы. Вскоре число архиереев Московской Патриархии пополнилось и за счет епископа Антония (Васильева), в 1947 г. рукоположенного на Сан-Францисскую кафедру. 480 Что касается Североамериканской митрополии, то отношения между ней и московской церковной властью к концу 1945 г. оставались неопределенными. Присоединение к Московскому Патриархату клириков в Югославии Все сказанное выше показывает, что присоединение зарубежных архиереев повсюду шло достаточно мирно. Чин покаяния либо не проводился, либо осуществлялся тайно. Исключением стала только община в Югославии. Покидая эту страну, Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ на имя оставшегося в стране духовенства. Согласно документу, старейшему из клириков, протоиерею Иоанну Сокалю, вменялось в обязанность управлять русскими приходами в Югославии на правах благочинного и возглавлять Епископский совет. В случае прекращения почтовых связей с Синодом русскому духовенству в Сербии предписывалось обращаться к местной церковной власти. 481 Фактически паства РПЦЗ в Югославии (11 церковных общин, 2 монастыря, 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и около 3000 мирян) 482 оказалась предоставлена сама себе. Такое положение не устраивало ни Сербскую Церковь , ни русских священников, оставшихся без определенного канонического статуса. Уже 12 сентября церковный суд Белградско-Карловацкой архиепископии обратился к протоиерею Иоанну Сокалю с просьбой определить свой статус, что подразумевало подчинение Сербской Патриархии. 483 А потому на общем собрании Епископского и церковно-приходского совета 18 сентября было решено обратиться к Архиерейскому Синоду Сербской Церкви с просьбой о принятии русских приходов. 484

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Там же. С. 7.    Там же. С. 8.    Там же. С. 10.    Там же. С. 11.    Там же. С. 15. Устройство высшего управления православных поместных церквей...    Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь    Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора — Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 23 епархиальных архиереев.    Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора — митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 23 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Архиерейский собор Сербской Православной Церкви избрал Патриарха Сербского 18.02.2021 18:21:52 БЕЛГРАД Архиерейский собор Сербской Православной Церкви избрал 46-го Патриарха Сербского, им стал митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, передает корреспондент РИА " Новости " . Выборы архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого и патриарха Сербского состоялись 18 февраля в нижней церкви (крипте), посвященной святому князю Лазарю Косовскому, в крупнейшем в регионе православном храме святого Саввы Сербского в центре Белграда. Там же похоронен предыдущий Патриарх Ириней, который скончался от последствий COVID-19 20 ноября. Утром 18 февраля свыше 40 архиереев совместно отслужили торжественную литургию. Архиерейский собор начался в полдень (14.00 мск). После избрания церковнослужители торжественно сопроводили владыку Порфирия из храма. Присутствующие приветствовали нового Патриарха под звон колоколов. Нового Предстоятеля Сербской Церкви ожидает интронизация в соборном храме архангела Михаила в Белграде, после чего он официально займет свой пост. По сербской церковной традиции сначала епископы, архиепископы и митрополиты выбрали из своих рядов трех наиболее достойных кандидатов. Претендовать на патриарший престол могли лишь те, кто принял постриг не менее 20 лет назад и не менее 5 лет носит сан архиерея. Общим голосованием выбрали троих кандидатов, которые должны были набрать больше половины из голосов всех присутствующих. Затем их имена в конвертах были положены в Евангелие, откуда один из конвертов " вслепую " извлек старейший монах одного из монастырей. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/02/18/arhiereysk...

Михаил (Йованович ; 1859-1881, 1889-1898), выпускник КДА, был последним серб. митрополитом, законность пребывания к-рого на митрополичьем престоле была подтверждена К-польской Патриархией: в 1879 г., по завершении русско-тур. войны, одним из результатов к-рой стало провозглашение независимости Сербского гос-ва, К-поль признал автокефалию Б. м. С деятельностью митр. Михаила, русофила и церковного писателя, связаны мн. страницы истории Сербской Церкви: открытие новых духовных школ для обучения священников и учителей, формирование различных фондов по материальному обеспечению вдов и сирот священников, по защите Православия, борьба против конкордата с Ватиканом, оказание материальной поддержки священству и мон-рям. Выступив против закона о таксах (1881) за рукоположение в церковный сан, за монашеский постриг, митр. Михаил дал формальный повод проавстрийски настроенному кн. Милошу Обреновичу для своей отставки. После смещения митрополит на долгие годы покинул страну. С 1884 г. он жил нек-рое время в Киево-Печерской лавре, много ездил по России. Исполнять обязанности Белградского митрополита был назначен еп. Неготинский Моисей. 31 дек. 1882 г. был принят новый закон, по к-рому права епископов значительно ограничивались: отныне выборы митрополита проводил специальный орган, в к-рый входили члены Архиерейского Собора, председатель совета министров, министр просвещения и церковных дел, председатель кассационного суда и 5 членов Скупщины. Министр просвещения и церковных дел имел право контроля за деятельностью Архиерейского собора. Назначения епископов на адм. должности внутри Церкви также должны были получать его одобрение. Серб. архиереи, не желая подчиняться новому закону, подали в отставку. 20 марта 1883 г., несмотря на протесты еп. Моисея и ряда др. епископов, были проведены выборы митрополита. Новым главой Сербской Церкви стал архим. Феодосий (Мраович; 1883-1889), хиротония к-рого была проведена с помощью Патриарха Карловацкого Германа (Анджелича; 1882-1888). На освободившиеся епископские кафедры светскими властями были поставлены: в Нишскую епархию - Нестор (Попович; до 1884), в Шабацкую - Самуил († 25 марта 1886); в Жичскую - Корнелий († 4 мая 1886). Позже правительство по экономическим причинам упразднило Шабацкую (восстановлена в 1898) и Неготинскую епархии, присоединив их к Белградской.

http://pravenc.ru/text/77878.html

Постоянно действующим органом управления Грузинской Церкви является Патриархия, в состав которой входят хорепископ Католикоса-Патриарха, а также секретарь Католикоса, канцелярия и архив. При Патриархии также состоят: Отдел иностранных дел, Служба информации, Финансово-экономический совет, Отдел миссии и евангелизации, Отдел взаимодействия с вооружёнными силами и правоохранительными органами, Отдел взаимодействия с заключёнными, Архитектурный отдел, Отдел поиска и охраны святынь, Отдел изучения неправославных религиозных направлений, Учебный комитет, Издательский отдел, радио Грузинской Патриархии «Иверия», паломническая служба, молодёжный центр «Дзлеваи» («Преодоление»). Отделы и службы Патриархии возглавляют как епископы, так и пресвитеры и миряне. 36.3. Сербская Православная Церковь 338 Глава Сербской Церкви имеет титул архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее пяти лет управляющих епархией. Патриархом становится один из трёх кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под председательством старейшего члена собора – митрополита или епископа, причём, на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе и Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора – митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного или двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдаётся старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010