Под фигурой дельфина является Спаситель среди группы символов, украшающих замечательную бронзовую христианскую лампу IV-ro столетия, открытую недавно около Рима, в Porto. Она имеет форму лодки – что, как мы видели, есть церковь – высокую корму ее венчает монограмматический крест, на вершине которого сидит голубь – эмблема мира. Нижняя оконечность этого орудия искупления, вонзается в голову грифа, держащего в клюве яблоко (древа познания добра и зла) и изображающего змея искусителя. На носу лодки виден дельфин, символ Христа, несущий во рту хлеб 254 (Евхаристию). Тут, без сомнения, представлено, вполне иероглифически, грехопадение наших прародителей, искупление Спасителем и торжество его над демоном. Намерение придать христианский смысл дельфину, проявляется в следующем изображении на агате, украшавшем золотое кольцо, открытое в последнее время в гробнице Адемара, епископа Ангулемского, умершего в 1101-м году. На этом резном камне, не без артистического вкуса и очень живо, представлен дельфин, обвивающийся вокруг копья трезубца, держа во рту предмет, трудно определяемый, по всей вероятности, полипа, соединение, повторяющееся и в других произведениях классического искусства. По мнению G. В. de Rossi, означенный памятник принадлежит к последнему периоду цветущего состояния римского художества, т. е. ко времени Антонинов. Нет ничего странного в том, что подобное кольцо носил на пальце епископ Ангулемский, так как в средние века очень любили украшать античными камеями и резными камнями – невзирая на мифологические сюжеты, представленные на них – дароносицы, переплеты церковных книг, ковчеги, в которых хранили мощи и другие предметы, употребляемые при богослужении. Христианский знак, отмечающий это кольцо, состоит в том, что возле дельфина вырезана, не столь искусною рукою, небольшая рыбка, плывущая по одному с ним направлению. Фигура эта не встречается у язычников в других многочисленных примерах изображения дельфина, обвивающегося кругом якоря, весла или древка трезубца, мотив орнаментации, очень любимый греками и римлянами. Притом, рыба эта, являясь тут, противоречит художественным приемам классического искусства, в котором, произведения подобного рода, имеют постоянно известную полноту и оконченность, так что одна фигура пополняет другую и все части сочинения артистически вяжутся между собою, делаясь взаимно необходимыми. Такой связи мы не видим между дельфином с его трезубцем и рыбой, присоединенной к нему; не без основания можно, потому, предположить, что она была прибавлена впоследствии, как указывает самое положение ее, и, вероятно, новообращенным, желавшим освятить предмет, уже принадлежавший ему, знаком новой веры и пополнить изображение, имевшее значение в христианском символизме, представлением себя под фигурой рыбы возле дельфина, воскрешавшего Спасителя в его памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. Возле кормы на лодке устроен небольшой навес от дождя, «заборница», вроде кузова на нашей дорожной таратайке. Туда можно забраться, лечь на сено и дремать. Я устраиваюсь там, дремлю. Иногда вижу бородатого мужика и блестки от серебряных зверей, а иногда ничего, — какие-то красные огоньки и искры во тьме под навесом. Сказки и белые ночи и вся эта бродячая жизнь запутали даже и холодный, рассудочный, северный день. Я проснулся. Солнце еще над морем, еще не село. И все будто грезится сказка. Высокий берег с больными северными соснами. На песок к берегу с угора сбежала заморская деревушка. Повыше — деревянная церковь, и перед избами много высоких восьмиконечных крестов. На одном кресте я замечаю большую белую птицу. Повыше этого дома, на самой вершине угора, девушки водят хоровод, поют песни, сверкают золотистыми одеждами. Как в сказках, которые я записываю здесь, со слов народа. — Праздник, — говорит Иванушка, — девки на угор вышли, песни поют. — Праздник, праздник! — радуются женки, что ветер донес их вовремя домой. Наверху мелькают девушки своими белыми плечами, золотыми шубейками и высокими повязками. А внизу из моря на желтый берег выползли черные бородатые люди, неподвижные, совсем как эти беломорские тюлени, когда они выходят из воды погреться на берег. Я догадываюсь, — они сшивают сети для ловли дельфинов. Мы приехали не вовремя, в сухую воду. Между нами и песчаным берегом широкая черная, покрытая камнями, лужами и водорослями темная полоса; тут лежат, наклонившись набок, лодки, обнажились рыбные ловушки. Это место отлива, «куйпога». Мы идем по этой куйпоге, утопая по колено в воде и грязи. Множество мальчишек, приподняв рубашонки, что-то нащупывают в воде ногами. Топчутся. Поют песню. — Что вы тут делаете, мальчики? — Топчем камбалку. Достают при мне из воды несколько рыб, почти круглых, с глазами на боку. Поют: Муля, муля, приходи, цело стадо приводи, Либо двух, либо трех, либо целых четырех… “Муля” — какая-то другая, совсем маленькая рыбка, а эту песенку дети выслушали тут на отливе. И сами эти ребятишки, быть может, скатились сюда на отлив с угора, а быть может, море их тут забыло вместе с рыбами.

http://azbyka.ru/fiction/zelenyj-shum-sb...

Катерина 3 октября 2023, 22:17 Для Ирина А. Количество сестер в новой общине постоянно росло, сюда большей частью принимали находившихся в крайней бедности, вдов, сирот, а также страдавших разными недугами. «Батюшка, у вас именно что монастырь», говорили отцу Амвросию. — «А что?» — «Да в какую келью не войдешь — там слепая, там хромая, а тут и вовсе без ног,— поневоле все уединенные». www.optina.ru как видите, на одного-единственного кота у оптинских старцев приходились десятки нуждающихся сестёр по вере. А у ваших единомышленников, боюсь, что наоборот. Катерина 3 октября 2023, 21:29 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море Никого не должно беспокоить то, что по велению Господа бесы погубили две тысячи свиней. В противном случае люди, наблюдавшие за этим, не поверили бы, что из человека вышло такое множество бесов - если бы не огромное количество свиней, которые, убегая от легиона бесов, бросились в погибель.Как мы читаем в Евангелии, две тысячи свиней погибают, чтобы спасена была одна душа… Блж. Иероним Стридонский. Ирина А. 3 октября 2023, 20:56 Я уверен, что живое существо, которое живет — во дворе ли, в доме ли — просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви — сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был — собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, — бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви. Игумен Нектарий (Морозов)( Православие.ру) Ирина А. 3 октября 2023, 20:48 -“Старец Герасим был велик, поэтому у него был лев. А мы малы – у нас кот” – говорил Оптинский старец Нектарий, поглаживая своего усатого любимца.. -«У меня в келье не только птицы, но и все животные, приходящие туда – шакалы, зайцы, ласки, черепахи, ящерицы, змеи, – насыщаются от преизлияния моей любви, насыщаюсь и я, когда насыщаются они, и все вместе, зверие и вси скоти, гад и и птицы пернаты (Пс.148,10) “хвалим, благословим, поклоняемся Господеви”.-Паисий Святогорец -«Животные обоняют запах рая и идут к святым»-Исаак Сирин

http://pravoslavie.ru/155987.html

Телефоны: +7 (921) 292-08-51 Электронная почта: suraobitel@mail.ru Сайт: Сурский Иоанновский женский монастырь Гостевой дом, с. Сура Количество комнат – 4. Один двухместный номер, один восьмиместный номер (с перегородкой), один девятиместный номер (с перегородкой), один восьмиместный номер + диван и телевизор (возможно использовать как конференц-зал). Для туристов может быть организована русская баня и питание в уютном кафе. Оборудованная кухня (микроволновка. Чайник). Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, с. Сура, ул. Кирова, д. 18 Телефоны: +7 (921) 8114203 Сайт: Гостевой дом с. Сура Гостевой дом «ПодМорковые вечера», д. Марково, д. Марково Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, д. Марково Дом паломника «ПодМорковые вечера» расположен в д. Марково близ Иоанновского монастыря в с.Сура Пинежского района, Архангельской области. В доме 3 номера: на 6 мест, на 4 места и на 1 место (полати) + раскладушки. Дополнительные услуги: баня, экскурсии, прокат спортивного инвентаря: лыж, ватрушек, мотособаки, мастер-классы по плетению поясов, приготовлению местных деликатесов: мейвы (мелкая сухая рыбка) и сушёнок (конфеты из репы и моркови), выпечке домашнего хлеба на закваске. Плюс для паломников богословские «посиделки» и трудовое паломничество. Телефоны: + 7 (921) 600-85-77 Электронная почта: myliin@list.ru Сайт: Гостевой дом «ПодМорковые вечера» на сайте информационно-туристского портала Архангельской области Гостевой «Дом в Пекашино», д. Веркола В деревне Верколе Пинежского района — в одной из самых красивых деревень России, в июле 2019 года впервые открыл свои двери гостевой «Дом в Пекашино». Деревенский дом Ставровых 19 века постройки отреставрирован членом Союза архитекторов России Никитиным Владимиром Леонидовичем. Для желающих остановиться в Верколе на продолжительный срок для знакомства с достопримечательностями созданы комфортные условия. Номерной фонд представлен разными категориями номеров. Всего спальных мест 24. Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, д. Веркола, ул. Советская, 19

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Марина 7 ноября 2011, 23:53 Спасибо за смелость. Страшно предположить, что реформа церковнославянского языка будет. А если будет реформа, то будет и раскол. А если будет раскол, то.... Владимир Мельник 7 ноября 2011, 22:25 Дорогой отец Симеон! Спасибо за правильный и глубокий подход к проблеме языка богослужения. Я тоже думал именно о Пушкине. Наталья 7 ноября 2011, 21:55 А вместо " Чего тебе надобно, старче? " Золотая Рыбка спросит: " Что тебе нужно, старый хрыч? " . Не да Бог, чтобы власть над богослужебным языком попала в руки бюрократам от Церкви. Испортить можно всё что угодно и без особого труда. А вот восстановить потом -- уже не получится. Ирина 7 ноября 2011, 18:51 Дорогие братья Сретенского монастыря! Спасибо огромное за Ваш труд! В наши дни так модно изучать языки, все вокруг твердят, что вот мол, без английского никуда...Отчего же старославянским не заняться? Почему и кто выдумывает эти реформы? Те прихожане, которые не праздно ходят на службы и не на " раздачу " , многие учат службы наизусть! Это и голове определенная нагрузка и великий смысл! Ты обращаешься ко Господу теми же словами,которыми обращались святые отцы, что эти молитвы нам оставили! В школах провели реформы, а теперь дети наши в лексиконе коих преобладает " забей " и " не парься " , не стали интеллектуально развитие своих родителей. Простите меня грешную, но кому-то видимо очень хочется денег " поднять " , суть всех наших реформ всем понятна и это скорбно. Направили бы лучше силы на то, чтобы службы поуставнее стали. Я вынуждена с больной спиной ездить на службу туда, где действительно ощущается благодать Божия, и после таких богослужений и правила молитвенные сам выучишь и в словарик заглянешь и псалмам обрадуешься как родным. Статистика показывает, что с каждым годом все большее количество россиян отдыхает на берегах Болгарии, вот и будет нам всем практика. Я лично от старославянского вижу одни только плюсы. Пастыри церкви православной (ортодоксальной), Ваша задача, службами своими влюбить свой же народ в его же исконно русский - такой прекрасный и богатый ЯЗЫК! Надо всем миром молиться, чтобы Господь не попустил очередной " глупости " Храни Вас всех Господи!

http://pravoslavie.ru/49719.html

А Жизнь-от Здоровья-в Любви те Меха!.. Когда Иордан покатится вспять, Тогда Жизнь поглотит и смерти наряд!.. +++Борьба ада с Небом за Душу+++ (от противоположного...) " Безсмертие!а где твоё Орудие? Небо!а где твоя Победа? Меч же Жизни Вечной-Любовь! а сила Любви-Закон! " То есть Закон Божий!Закон Любви!Закон Духа Жизни во Христе Иисусе, особо действующий,раскрывающийся,прославляющийся и утверждающийся в Его Царском Кресте Любви и Его Первосвященнической Чаше Любви! Воистину: " Благодарение Богу,даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! " (1Кор.15:57) . Т.е.победу Мелхиседековым Крестом Любви и Чашей Любви! Потрясающую Викторию Неба над адом, Бога над змием, Святости над грехом, Безсмертия над смертью, Любви над ненавистью, Здоровья над болезнью, Истины над ложью, Добра над злом, Закона над беззаконием, Света над тьмою, Премудрости над безумием, Духа над плотью и Белого Голубя Рая над чёрным раком земли!.. Вселенского Врача Крест и Чаша- Всесовершенное Знамя Победы наша! Аллилуиа!Аминь! Райская Рыбка 2017/07/24, 11:23:13 Сердечная благодарность и земной поклон за всё сказанное. Спаси Бог всех на святой горе Афон подвизающихся! И помоги, Господи, всем нам стать живыми истинными детьми Твоими! Прошу святых молитв. Виктория 2017/07/24, 10:16:26 Любой человек это и грех и загадка великая любовь и зло все в одном...Конечно он может брать на себя и болезни и скорбь и радость. А любвеобильный Господь очищает его благославляя ему самую тяжелую болезнь чтобы его грани души сверкали как золото... ЛЮБОВЬ А. 2017/07/23, 23:10:24 Паисий Святогорец брал на себя рак других людей, исцеляя их десятками. Он сам сформулировал духовный закон: Если хочешь, чтобы по твоим молитвам исцелился человек, то нужно взять на себя его болезнь или ее часть. Александр 2017/07/23, 20:53:02 В иной природе искомое Вселекарство Слава Богу за фильм. Необходимо всё же не забывать,что самой главной причиной рака,впрочем как и всех остальных плотских и душевных болезней и самой смерти является грех!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=2...

По сему можно мистически изображать их в этом виде, и не только их, но и Его Самого, так как и Он был человек. Древнейшие учители церкви любили говорить христианам о таинственном ΙΧΥС-е и изъяснять значение этого слова. В известной песни Климента Александрийского (190 г.) Спаситель Иисус между прочим воспет так: Ловец человеков, Им спасаемых, В волнах неприязненных Моря нечестия Рыбы чистые, Сладкою пищею насыщающий 32 . Тертуллиан (III века) в своем слове о Крещении 33 назвал христиан «рыбочками», pisciculi, по благоговению к Спасителю их, яко Рыбе великой. «Мы – рыбочки, потому что от нашего ΙΧΥС-а – Христа рождаемся в воде (т.е. в Крещении водой), и потому, что можем спастись только тогда, когда останемся в этой воде», т.е. когда сохраним в себе благодать крещения. Св. Григорий Богослов проповедал 34 , что Иисус Христос восхотел сделаться ловцом, дабы из бездны извлечь рыбу, т.е. человека, который плавает в зыбких и опасных водах настоящей жизни. В одном из огласительных поучений св. Кирилла Иерусалимского 35 читается: «О, человек, Иисус поймал тебя удою, но для того, чтобы ты, умерши, возродился в жизнь новую». Блаженный Иероним († 420), рассказавши, как некто Боноз поселился на одном острове в Далмации, дабы тут жить отшельником, присовокупил: «порождение РЫБЫ, которая есть Христос, Боноз, как рыбка, ищет воды, aquosa petit» 36 . Довольствуюсь всеми этими сведениями и замечаю, что таинственный ΙΧΥC любим был христианами наипаче тогда, когда надлежало им скрывать свое вероучение от язычников. По требованию этой скрытности и учители их Климент, Ориген , Тертуллиан , жившие ранее торжества христианства (до 312 г.), только намеками говорили об ΙΧΥС-е, но не высказывали таинственного значения сего слова, а учители, бывшие после равноапостольного Константина, Оптат, Августин, уже рассказывали это значение. И не дивно сие. Опасность миновала, таиться более незачем! На многих древнейших памятниках, найденных в разных катакомбах, видна рыба то с надписью ΙΧΥC, то без нее, а на некоторых и одна эта надпись или Христос с рыбой в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но больше всего лично меня задевает откровенный антипатриотизм российского капитала. Все остальное – производное. Мой знакомый виноторговец запил с горя, когда воротили Крым: у него просел бизнес. Уж как он ругался! Другой весьма состоятельный российский бизнесмен, получая в Кремле награду, в ответном слове первым делом заговорил о любви к своим среднеазиатским пенатам. Оно понятно, арык детства не забываем, но ведь вам, уважаемый, не знак " Золотого хлопкороба " наш президент вручает, а российский орден. Вроде бы ничего страшного, можно обожать свою историческую родину и все силы при том отдавать России, но почему-то сразу вспоминается миллиардный супер-отель, воздвигнутый в солнечной Турции на деньги, выкачанные из московского " Черкизона " . Но хватит, довольно об этом, иначе кровь рязанских пахарей вскипит в моих жилах! Если человек – патриот, пусть и очень состоятельный, он никогда не будет зарабатывать здесь, а вкладывать там, речь, конечно, не о квартирке в Болгарии. Он не позволит своему отпрыску выдрючиваться перед согражданами. У родного очага не гадят. А если позволяет, значит, жить в " этой стране " не собирается. В семье человек, как рыбка в аквариуме, на виду. Когда для него главное – деньги, то всех людей, включая жён и подруг, он рассматривает с точки зрения вложения средств и извлечения прибыли. Для такого семья, хоть обвесь особняк иконами с Петром и Февронией в полный рост, не малая церковь, а надомный релакс-клуб. Иногда с элементами дорогого борделя. Не справился семейный персонал с постельно-детородными и представительскими функциями – можно уволить без выходного пособия, наняв кого-то помоложе и потрепетнее. Благо выросло целое поколение юных особ, нацеленных на рынок дорогих матримониальных услуг. Брачный сервис для состоятельных господ. А уж разводятся рублёвские пары, как собаки кость делят. Никого не стесняются. Но могло ли быть по-другому? Едва ли... Трудно себе представить, чтобы барин винился перед крепостными за то, что зашиб, проносясь на рысаках, зазевавшегося мужика. К нам, увы, снова вернулась та самая классовая спесь, с которой боролась вся отечественная литература, передовые моралисты, диссиденты, возмущавшиеся, что номенклатура катается на черных " Волгах " с колбасой в багажниках и без очереди получает квартиры. Но первое, что потребовали борцы " за нашу и вашу свободу " , когда вернулись, так это квартиры и побольше. Солженицына даже в Серебряном бору поселили, где как раз и расположены дачи тех самых вождей, которым они писали гневно-наставительные письма. Кстати, советская власть по мере сил боролась с зажравшимися соратниками. Карьера функционера, замеченного в откровенно барском отношении к простым людям, могла быстро закончиться.

http://religare.ru/2_109403_1_21.html

И дело в не в рыбе и не в удочках. Дело в том тепле, которым люди делятся друг с другом. В тепле, которое как спасательный круг, вытаскивает нас из бед. Тепле, которое заставляет, закрыв дверь, улыбнуться, сесть за стол, выпить ароматный горячий чай и вспомнить поступки людей, согревающие душу... И мир становится другим: не таким безнадежным, не таким холодным и колючим. Мир вокруг светлеет и теплеет, становится добрым и уютным. И как-то вдруг понимаешь, что Бог помогает нам именно через людей. День 29 марта 2023 года для меня очень тяжелый, это година смерти мужа. Два года, а я все не могу поверить, что его нет в этом мире... Я постоянно говорю с ним, если ловлю рыбу (а рыбачить любил именно он), то мысленно обращаюсь к мужу: «Володя, эта рыбка будет поймана тобой, просто руки мои...». Накануне годины произошло настоящее чудо. Я на полчаса заехала на пирс, просто несколько раз забросить спиннинг. Встала на причале и вдруг рядом увидела Ермогена. Конечно, подошла, мы поздоровались. Я спросила, когда начнётся служба завтра, так как поминаю мужа в церкви. Ермоген сам предложил отслужить литию и назвал время, когда он сможет. Внутри меня словно пронзило: он назвал точное время смерти мужа... На следующий день, 29 марта, я поехала в наш находкинский Казанский собор, который находится на Тобольской сопке, где служит Ермоген... Когда вошла в храм, увидела батюшку в рясе. Я не сразу узнала в нем Ермогена. Кивнув ему головой, пошла в церковную лавку за свечами. А когда вернулась, Ермогена не было... Подошла к женщине, служащей в храме и спросила, где его найти. – Простите, а батюшка Ермоген не мог уйти? Просто мы договаривались... – Что Вы! Если договаривались, он не уйдёт! Вы ведь про монаха Ермогена спрашиваете? Он действительно не ушёл. Прочитал молитву, мы вышли из церкви... На меня смотрели глаза, наполненные добротой, сочувствием. Эти глаза смотрели в душу, он что-то говорил, голос звучал, как волшебный ручей: каждое слово несло успокоение... Когда мы расстались, в моем мире появилось солнышко, небо, облака, пение птиц...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/ko...

Н.В. Понырко, расширяя толкование понятия «стиль» до стиля поведения и мироощущения, считала священника Иоанна Лукьянова и протопопа Аввакума сходными в таких чертах характера, как «грубоватая прямота и смелость, приверженность к национальной культуре», умиление, которое «примешивается у них и к любви, и к жалости, и к благодарности» по отношению к себе, к миру, ко всякой «твари Божией» 113 . Языковое выражение этой черты – широко представленная в художественном тексте категория уменьшительно-ласкательных слов. У Иоанна Лукьянова они характеризуют предметы, лица, явления, так или иначе помогавшие ему в трудном пути. Это грамотки, благодаря которым у паломников был кров и стол, а во время трапезы медок, рыбка и маслице. Духовно близкие Лукьянову люди именуются Корнилтюшка, Галактионушка, старчик, молодчик. Как и в «Житии» Аввакума, в «Хождении» Лукьянова рядом с уменьшительными формами может появляться оценочный эпитет милый, в предложении обычно выступающий как обособленное нераспространенное определение 114 : они, миленькие, нам ради; зело он, миленькой, добр был и т.п. Иногда этот эпитет обретает ироническое значение, например, когда используется применительно к константинопольскому патриарху, отказавшему паломникам в приюте. Стремительный бег прозы Иоанна Лукьянова в наиболее патетических местах прерывается, как у его духовного учителя, краткими восклицаниями: Увы да горе!, Слава Богу-свету!, Етакая любовь огненная!, Все беда! и др. Эти восклицания нарушают плавное течение речи, давая экспрессивно-эмоциональную оценку происходящему. Для языка «Жития» и «Хождения» характерны сочетания коротких вопросительных предложений с восклицательными, содержащими ответы на поставленные вопросы. Подобные синтаксические построения связаны с потребностью изобразить внутренний мир героя, передать состояние его мятущегося духа, все время находящегося в поиске верного решения той или иной жизненной ситуации: А когда мы шли на корабли со арапами, горко было сильно: люди-та что беси видением и делы. А мы, троя нас, что пленники, языка не знаем, а куда нас везут – Бог весть. А хотя бы нас куда и продали – кому нас искать и на ком? Да спаси Бог игумна! Он радел, миленкой, и прыказал нас беречи, так нас хозяин-арап сильно снабдевал и берег (л. 36 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010