2Тим.4:6 . Ибо я уже приношусь в жертву, умираю не обычною смертью, но как жертвоприношение, – и время разрешения (от жизни) моего 3061 настало, – говорит так потому, что чрез свое приношение он успокаивался от гонений, коим подвергался в течении многих лет. 2Тим.4:7 . Подвигом великим 3062 преследований и всех скорбей я подвизался, и течение (бег) окончил смертью, которая есть конец течения, – и 3063 веру мою 3064 сохранил среди многочисленных гонений, кои поднимались на меня. 2Тим.4:8 . И после всего сохраняется (мне) венец, не по благодати только, но такой, который воздаст мне Господь в оный день. И не только мне даст он по правде (правосудию), но и всем 3065 тем, кои возлю- —352— били день откровения пришествия Его. Ибо хотя то, что здесь (на земле) дается нам, есть дар благодати, но то, что уготовано нам и соблюдается, будет дано по правде (правосудию). 2Тим.4:9–10 . Постарайся ко мне прийти скоро; поскольку по разным причинам я оставлен моими прежними спутниками. Ибо Димас меня оставил, возлюбив (нынешний) век, то есть убежал от преследования, за которое ему соблюдались дары обетования, и пошел он к покою земному, от которого ему нет никакой пользы. Крисп 3066 отправился для учения в Галатию, 3067 а Тит для благовествования в Далматию. 2Тим.4:11 . Лука евангелист (есть) со мною один. 3068 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне благопотребен, не для служения моего, но на служение Духа. 2Тим.4:12 . Тихика же, который служил со мною, я послал посмотреть Ефесян. 2Тим.4:13 . Фелонь и книги кожаные, 3069 кои я, когда мне было откровение в Трояде, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские ( Деян.16:8 сл.), оставил там, – когда придешь, принеси с собою. 2Тим.4:14 . Александр медник много зла мне сделал: воздаст 3070 ему Бог 3071 по делам его, кои совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. 2Тим.4:15 . Коего и ты берегись, говорит; ибо, благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в —353— него и подкрепляющего его, он сильно противился словам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 Повели слонцу недвижимо стати... Богом веленный… – во время битвы с пятью аморрейскими царями у города Гаваона Иисус Навин обратился к Богу с молитвой остановить солнце и луну, дабы завершить сражение в течение дня. Его желание исполнилось (Книга Иисуса Навина, X, 12–14). 13 … мы Израил Новаго Завета … – поэт имеет в виду христиан. 14 Слонца бег чтерма конми поета змышляют … – древнеримская мифология представляла бога солнца Феба обладателем колесницы, запряженной четверкой крылатых коней: Пироем, Эоем, Флегоном и Этоном (см., напр.: Овидий «Метаморфозы», II, 153–155. Ср. также: Тацит. «Германия», 45 и др.). 15 Мелхиседек Авраому хлеб, вино приносит … – в библейской книге Бытия (XIV, 18–20) рассказывается, что Авраам с горсткой храбрецов напал на большое войско месопотамских царей, рассеял его и освободил своего племянника Лота. Навстречу возвращающемуся с победой Аврааму вышел с хлебом и вином Мельхиседек, царь и верховный жрец Салимский, и благословил его. Wierszy na szcliwy powrot cara jego mioci z pod Rygi (Стихи на счастливое возвращение его милости царя из-под Риги) (с. ...) Осада Риги русскими войсками началась 23 августа 1656 г. и продолжалась до начала октября. 2 октября осажденные под командованием рижского губернатора графа Магнуса Делагарди предприняли отчаянную вылазку, нанеся серьезное поражение осаждавшим. Эта неудача, усиленная восстанием местных крестьян, истреблявших русских фуражиров, и слухами о скорой подмоге шведам, заставила царя снять осаду и отступить в Полоцк. Как и «Метры», настоящее стихотворение написано в жанре декламации, однако оно отличается более изысканной формой в духе макаронической (сочетающей несколько языков) поэзии. Прославляя Алексея Михайловича, Симеон явно преувеличивает успехи его военной политики. Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 5–6) печатается впервые. 1 … аки под рукою ... Израиля Моав, агаране и вам, Аммон, Амалик и Тыра граждане … – имеются в виду военные победы израильского царя Саула (вторая половина XI в. до н. э.) над моавитянами в Заиорданье, аммонитянами в горах Галаада (окончательную победу над Аммоном одержал преемник Саула – царь Давид), амаликитянами, населявшими земли между горой Синай и южной границей Ханаана. Тир – не завоеванный израильтянами древний финикийский город-крепость на юго-восточном побережье Средиземного моря. Под «агаранами» подразумеваются мусульмане – потомки Измаила, сына Авраама и его рабыни – египтянки Агарь (Бытие, XVI, 15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Завершилась тактическим поражением Русской армии, но стратегически была победой России, сорвавшей общий план Германии на войну. 18 августа — 26 сентября 1914 Галицийская битва. Одновременно с наступлением в Восточной Пруссии, русские войска предприняли наступление в Галиции против австро-венгерской армии Русские войска заняли почти всю восточную Галицию, почти всю Буковину и осадили Перемышль. 21 — 23 августа 1914 Арденнская операция. С началом Пограничного сражения, противоборствующие войска двигались навстречу друг другу. В результате этого с 21 августа завязались ожесточённые встречные бои. В Арденнах боевые действия происходили между 3-й и 4-й французскими армиями и 4-й и 5-й германскими армиями. Наиболее ожесточённые сражения развернулись в двух оперативных районах: у Лонгви и на реке Семуа. Завершилось победой германской армии и отходом французских войск. 21 августа 1914 Битва при Шарлеруа. Ожесточенные бои развернулись в междуречье Самбры и Мааса у бельгийского города Шарлеруа. Завершилось победой германской армии и отходом французских войск, являлось частью Пограничного сражения 1914 года. 23 августа 1914 Битва при Монсе. Согласно директиве союзного командования, закончив сосредоточение в районе Мобёжа, английская армия, под командованием Джона Френча выдвинулась в направлении Монса. Однако 23 августа 1-я германская армия тоже подошла к этому рубежу и столкнулась здесь со 2-м корпусом англичан (1-й британский корпус так и не успел к сражению). В ходе сражения британский экспедиционный корпус нанёс наступающей германской армии значительные потери, но был вынужден отступить. В течение дня германские части форсировали имевшийся здесь канал и заняли Монс. 5 — 12 сентября 1914 Битва на Марне. Крупное сражение между немецкими и англо-французскими войсками на реке Марна. В результате битвы был сорван стратегический план наступления немецкой армии, ориентированный на быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны. 6 сентября — 15 октября 1914 Бег к морю. Название операций как немецких, так и англо-французских войск на Западном фронте, имевших цель охватить фланги противника.

http://pravmir.ru/pervaja-mirovaja-vojna...

С. сл. I, Слав. 12 авг. и ркп. 298. чит. κατλιπες – оставил Слав. вм. καταλεψας – оставив. Слав, ты – σ лучше греч. «ε – хорошо. Слав: видением, 105. 99. 271 оп. словесы и чит: жизни вечной. —255— Действительно прославились вы, богоносные отцы, ранами и бичеваниями, гонениями и бедствиями, подвизавшись в узах и темницах, оковах и ссылках. Там же. Слав. заточением пострадавше. Преподобные отцы наши, совершившие подвиг мученичества с ревностью и любовью, умолите Бога и Владыку от всякого обмана избавить рабов ваших. Только С. сл. I. Подвиг – δρμον, соб.: течение, бег. Вместо того следующий: Σ Φινες κμιμομενος, ϑεοφρε, λλ σειρομτ ν τ μαχαρ το λγου τν νεφυτον ποτμνεις ϑρησκεαν, ποβουκολν τος βλασφημοντας Χριστν. Ты, Финеесу подражая, богоносный, иным копьем, мечем слова отсекаешь новоявленную веру, отгоняя хулителей Христа. Слав. 12 авг. и ркп. 298. Слав, яко инем копием, мечем – новонасажденную – отревая. Ср. Числ.25:7 . Богородичны В купине, сожигаемой огнем и не сгораемой, предвидел некогда Моисей, Богоматерь Дева, прообраз Твоего богоприятного чрева, принимающего (в себе) Нетленный Огонь. С. I сл., Слав. 12 авг. и греч. ркп. 298. Буквально слав; купину горящу огнем и неопаляему предзряше дрвеле Моисей, Богомати Дево, богоприятну прообразуя (точнее: прообразовавшую богоприятное твое чрево – слав, утробу), приемшую (во греч. ποδεχομνην) Ркп. 298 чит. σο пред γαστρα как и слав. Ты, Богородица, – оружие наше и стена! Ты – защита к тебе прибегающих! Тебя и ныне к ходатайству побуждаем, да избавимся от врагов наших! С. сл. II, греч. печат, авг. и янв., Слав. 21 янв. и типогр. ркп. 99 и 125–128, греч. ркп. 290. 291 и 292. Слав: на молитву предлагаем – ες πρεσβεαν κινομεν. Но ркп. 99: Ты еси —256— дво (125 др. бце) стена наша и оружье, (125 др: оружье наше и стена) ты ecu и (125 др. оп. и) заступление притекающим к тебе, тебе же и ныне вси молимся, да избоудем от враг наших. (125: ты ecu запьница, др. заступьница, – к тебе притекающим. тебе и ныня на млтвоу подвизаем да избавимся от враг наших. Здесь и кончается служба в этих рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Восемь (octo) же из-за перенесения какое у них [ ο=κτ], такое и у нас; так же у них – ε=ννα, у нас – девять (novem), у них – δκα, у нас – десять (decern). (4) Десять же названо по греческой этимологии, потому что связывает и сочетает лежащие ниже числа. Ведь у них δεσμς – связывать или сочетать. Далее, двадцать (viginti) названо так потому, что это дважды возникшее (bis geniti) десять, где вместо буквы В поставлена V. Тридцать (triginta) – потому что возникает (gignantur) от тройной десятки, и так далее до девяноста (nonaginta). (5) Сто (centum) же названо от колеса (canthus), то есть окружности. Двести (ducenti) – от двух сотен, и так далее до тысячи. Тысяча (milia) же – от multitudo (множества), откуда и militia (армия), – это как бы multitia (многие). Отсюда и тысяча, которую греки, изменив букву, называют μυρις 457 . Глава IV. Что числа представляют Значением (ratio) чисел нельзя пренебрегать. Ведь во многих местах Священных Писаний оказывается, что они обладают величайшей таинственностью. Не напрасно ведь в прославлениях Бога сказано: «Ты сотворил все в [соотвествующей] мере и числе, и весе» (Прем. Сол., 11:21). (2) Ведь шестерка, совершенная в своих частях 458 , некоторым значением своего числа показывает совершенство мира. Также и сорок дней, в течение которых постились Моисей и Илия, и сам Господь, невозможно понять без знания числа. (3) В священных писаниях существуют эти и другие числа, значения (figurae) которых могут разрешить только сведущие в науке этого искусства. Также нам дано в некоторой части зависеть от науки чисел, поскольку с ее помощью мы часы [дня и ночи] определяем, поскольку мы бег месяцев рассчитываем, поскольку мы время возвращающегося года 459 узнаем. (4) Число наставляет нас, чтобы мы не путались. Убери число из всех вещей, и все погибнет. Отними у неба [ мира] счет, и все будет охвачено мраком полного неведения, и невозможно будет отличить от прочих животных того, кто не знает способа (ratio) счета. Глава V. О первом разделении [чисел: на] четные и нечетные Числа разделяются на четные и нечетные 460 . Четное число разделяется на четно-четное, четно-нечетное и нечетно-четное. Нечетное число делится на следующие: «первое» и простое, «второе» и составное, «третье» среднее, которое некоторым образом есть «первое» и несоставное, а другим образом – «второе» и составное. (2) Четное (par) число есть такое, которое можно разделить на две равные части, как II, IV, VIII. 461 Нечетное (inpar) же число есть такое, которое разделить на две равные части невозможно, имеющее единицу в середине, из-за которой [оно для такого деления] или слишком мало, или слишком велико, как III, V, VI, IX и прочие 462 . (3) Четно-четное (pariter par) число 463 – такое, которое делится пополам на четные числа до тех пор, пока не появятся неделимая [нацело] единица (unitas), как, например, LXIV, которое имеет половиною XXXII, а оно – XVI, XVI же – VIII, восьмерка – IV, четверка – II, двойка – один, которое едино и неделимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  Большей частью Гора пребывает погруженной в чистых солнечных лучах, и покрытой листвою многих видов деревьев. Еще бы, ведь она богата рощами 1 и пестрыми лугами-творением человеческих рук. И оглашается она звучанием птиц 2 всякого рода; и рои пчел там облетают цветы и наполняют тихим жужжанием воздух, и из всего этого ткется там некий необыкновенный густой пеплос 3 - то есть ковер - наслаждения, не только весною, но во всякий миг и время, так как всегда равно связан красотой круг четырех времен года к равной прелести каждого времени и наслаждению человеческих чувств.   Особенно, когда из глубины рощи и оных дерев утреннее пение соловья 4 совоспевает, так сказать, вместе с одиноко живущими там отшельниками, и сопрославляет Господа. Ибо он (соловей) имеет в груди и некую боговдохновенную кифару и природный природный псалтирий 5, и совершенное стройное звучание трубы, звуки гармоничной музыки 6, которая неожиданно охватывает слушателей. Вместе с тем, место орошается и переполняется многими источниками самоистекающих вод; потоки, извергающиеся здесь и там, рождаются как притоки бесчисленных источников и, тихо и тайно, как бы крадущие бег друг у друга, соединяют свое течение, словно специально (!) и незаметно как бы подобно чувствующим существам, претендующим на некую разумность и благородство поведения. Это раскрывает большую возможность тамошним монахам, чтобы, ведя невозмутимую жизнь, они обрели крылья молитвы в спокойствии (ησυχη) возносили души к Богу, так как Гора предоставляет много природных удобств для безмолвия (ησυχια), желающим шествовать на земле к небесному Гражданству. И подлинно, Гора доставляет все необходимое, преизобильное снабжая необходимым для разнообразного питания во всякое время имея все в своем доме (οικοθεν οικαδε). Несмотря на то, что Гору объемлет широкое море, доставляя ей из этого окружения, большую прелесть, то есть Афон как бы выростает из моря, и море, тем не менее, не позволяет Ему стать островом в собственном смысле, Так, море дает Горе выгоду и окружением воды — и тем, что через перешеек из вытянувшегося наружу по длине равно как и по ширине материка можно доставлять грузы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=20&iid=162...

Таким образом, почти все рекомендации специалистов по питанию надо корректировать, ибо требование принимать пищу в одни и те же часы ведет к постоянной «сытости» крови у будущей мамы, и плоду нет никакой необходимости шевелиться, а значит — развиваться. Чтобы не портились зубы «Сколько детей родила — столько зубов потеряла» — эту истину в старину знали пожилые женщины. Это естественно, так как природа отдает предпочтение новой жизни; и если не хватает материала для скелета малыша, то в дело идут мамины зубы (возможно, что используются и другие костные ткани). Значит, в это время следует добавить в еду материал для костей ребенка. Обычно врачи выписывают глюконат кальция, но надо точно знать, в какой период беременности следует его принимать, а мы пока нигде не нашли об этом сведений. И, во-вторых, глюконат кальция явно неполноценный материал для скелета, это лишь одна его составная часть. Логичнее посоветовать беременной женщине есть куриные косточки, хрящи, холодец и заливные блюда из рыбы. Правда, этот совет противоречит тому сдвигу к вегетарианству, который мы находим у индианок или японок (а он не лишен оснований). К правильному решению, видимо, ближе внимательные и думающие женщины, которые считают, что вегетарианская пища действительно улучшает самочувствие, резко снижает вероятность всяких токсикозов, но что во второй половине беременности, примерно в течение 6–7го месяца, надо погрызть сахарные косточки, хрящики, мелкую рыбку с костями (это может быть жареная килька, салака, рыба в томатном соусе и так далее). Чтобы ребенок родился физиологически зрелым Что надо для рождения идеального (физиологически зрелого) ребенка? Правильное питание позволяет достичь многого, но… только при условии достаточной подвижности матери . А где эта подвижность в городской квартире, при развитом общественном транспорте, при наличии телевизора и тех рекомендаций, что дают медики? Японским врачам хорошо рекомендовать всем будущим мамам плавание — у них много теплых морей и спортивных бассейнов. У нас с плаванием сложнее. Но его можно заменить бегом, а уж где бегать можно найти всегда. Почитайте, как распространен бег у новозеландцев и американцев. Они нашли реальный способ преодолеть гипокинезию (недостаток движения), укрепить свое здоровье, а мы это рекомендуем для блага будущего ребенка. Ради него надо найти и силы, и совсем немного времени.

http://azbyka.ru/zdorovie/pervye-uroki-e...

Смирение не дается легко, но существует своего рода “технология” смирения. Как раскрыл преп. Амвросий , к смирению можно продвигаться по степеням смирения. В отношениях с людьми необходимо поставлять себя на место худшего, и тем самым избежать соблазна гордости. Именно через гордость к нам приходит обольщение, что мы все понимаем правильно и лучше других, что наша роль – быть руководителями других людей, а роль других – соглашаться с нами. Когда же жизнь не подтверждает эти иллюзии, а смирения нет, наступает черед движения по степеням гордости, которая, увы, всегда предваряет падение. В отношении событий нашей жизни нужно памятовать о нашей немощи и греховности, и потому отдавать течение жизни воле Божией. Смирение не есть пассивность – оно есть способ надлежаще выполнить задачи, поставленные перед нами Богом. Несмирение окрашивает простую жизнь в скучные, серые тона, из нее несмиренному человеку хочется убежать туда, где его будут хвалить, где он будет пользоваться влиянием и ощущать себя центром внимания. И жизнь превращается в бег на месте, когда, сколько ни беги, этой цели не достигнуть. А ведь она, эта цель, рядом. Нетленная красота кроткого и смиренного духа, это ли не обитель нашей подлинной жизни? Глава 3. УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ О молитве Оптинские старцы сказали много, сумев охватить своими наставлениями широкий круг вопросов и проблем, с которыми приходится сталкиваться христианину на его молитвенном пути. Универсальная основа молитвенного пути, по учению старцев, — смирение. Поэтому многие их поучения, касающиеся молитвы, прямо или косвенно затрагивают тему смирения. Вместе с тем, смиренному взору открываются и великие горизонты молитвы или степени молитвенных состояний, путь молитвы как все более высокая жизнь души. И эта сторона молитвы также была отчетливо раскрыта старцами. Наконец, молитва – это испытание молящегося, в котором он должен правильно реагировать на специфические трудности, которые неизбежно возникают при молитвенном делании. 3.1. СМИРЕНИЕ — ОСНОВА МОЛИТВЫ»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Дивимся и различию светил по величине, и особенностям блеска, восходу и закату их, всегда неизменно происходящему в одни и те же времена соответственно круговому годовому обращению, соединениям блуждающих светил, подходам ниже идущих и исчезновению верхних, затмениям на земле, возвращениям исчезающих светил, многообразному изменению луны, движению солнца посреди полюсов и тому, как оно, будучи полно собственного света, кругом увенчано лучами и, все объемля светоносной силой, иногда и само затмевается, когда, как говорят, заслоняет его лунное тело, и как, совершая всегда свое течение по воле Уставившего, обращается по предустановленному пути удаления и приближения, само собою производя четыре времени года. Видя это, мы на основании того, что видим, не сомневаемся в бытии явлений, но от разумения сущности причин каждого из сих предметов мы столько же далеки, как если бы и вовсе не узнали явлений при помощи ощущения. Так и о Творце мира, что Он существует, мы знаем, но и не отрицаем, что понятия о существе Его не знаем. А хвалящиеся знанием сего пусть прежде ответят относительно доступного: что такое, по их мнению, небесное тело? Что за орудие, производящее во всем вращательное движение? В чем состоит движение? Кто бы что ни придумал рассудком, непременно размышление, подвигаясь далее, кончит неразрешимым и непостижимым. Ибо если кто-нибудь скажет, что иное подобное по очертанию тело, приспособленное по форме, обнимает собою движение, так что этот бег, всегда наклоняемый, однообразно вращается вокруг себя, необходимо встречая препятствия в этом объемлющем теле к стремлению по прямому направлению; то каким образом объяснить то, что эти тела при беспрерывном трении остаются, не разрушая одно другое? И как происходит движение, когда два однородных тела, хотя и приспособлены одно к форме другого, но одно из них остается неподвижным? Ибо, при неподвижности тела объемлющего, тело, тесно сжатое внутри, конечно, неспособно будет к собственному действованию. А что такое скрепляет прочность этого объемлющего тела так, что оно остается неколебимым, непотрясаемым от того движения, которое к нему прилажено? Если же по любознательности мышления предположить, что есть у него какое-нибудь место (закрепления), сохраняющее его положение твердым, то, конечно, мысль, последовательно идя далее, полюбопытствует относительно основания и этого основания, и потом иного основания для сего (последнего), и иного еще дальнейшего; и, таким образом, исследование, восходя так, прострется в бесконечность и кончит неразрешимым, потому что если напоследок тело полагается в основание всего, то опять спрашивается, что за ним; так что разум никогда не остановится, постоянно допытываясь, что окружает это объемлющее тело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3106...

Владимир Легойда. Позабыты хлопоты, остановлен бег? [«Эта книга ужасна, бездушна, в ней нет ничего живого; и эта мертвая книга уничтожит культуру». Думаете, это про электронную книгу? А вот и нет, это про книгопечатание. Когда настала эпоха Гутенберга, люди, выросшие в мире рукописных книг, говорили, что жизнеспособна только та книга, в которую автор, переписывая, вложил всю душу. К чему это я? Разговоры о том, что «технологии убьют культуру, духовность» и так далее звучат каждый раз после появления какого-то изобретения. Но вот после очередного технического прорыва проходит время — и вновь оказывается, что слухи об их смерти были сильно преувеличены. Техника, еще не ставшая культурой, нередко только добавляет человеку проблем. Вот и «страшная, холодная, бездушная» печатная книга была такой, пока человек не сделал ее частью своей жизни, не пропустил через свою душу, через сердце. Так что же: сегодня, когда мы чуть не каждый месяц слышим о кардинальных прорывах в области искусственного интеллекта, работы нейросетей и т. д. — волноваться не о чем? Полагаю, что повод для беспокойства все же есть — и серьезный. В отличие от предыдущих эпох, наша ставит перед нами особый вопрос. А успеваем ли мы так поработать с техникой, чтобы она стала частью нашей культуры? Хотя, быть может, такая формулировка очень уж оптимистическая, потому что все еще исходит из такого положения дел, где человечество работает с техникой, а не она с ним. Как бы то ни было, вопрос этот самое время задать. И разумеется, не Яндексу]. Фото: Сергей Старуш/Фотобанк Лори//Фома. - – январь 2024. – С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Парсуна номера: 5 лет назад, 7 января 2019 года, отошел ко Господу Николай Николаевич Лисовой, доктор исторических наук, выдающийся ученый и в течение долгих лет — собеседник и друг журнала «Фома». В преддверии памятной даты публикуем фрагменты из разговора с ним в авторской программе Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас». Программа вышла в эфир в сентябре 2018 года.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-249-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010