Толкование, мягко говоря, нелепое. Автор так и не смог определиться, о чём он хочет рассказать читателю: о том, что было «в начале» или о состоянии материи «несколько миллиардов лет назад»? Согласно Священному Писанию, в начале был Бог, а материи не было (Быт. 1, 1; 2 Макк. 7, 28). Библейскую ли картину комментирует о. Александр? Почему он даже не упоминает о Творце всего « видимого и невидимого »? «...ДА БУДЕТ СВЕТ! Вот в пустоте небытия вспыхнуло пламя материи. Космический взрыв неописуемой силы вывел ее из первичного состояния. Из его центра развернулось пространство как исполинская сфера, в ней пронеслись массы раскаленного вещества, с каждой секундой увеличивая скорость своего полета. Это произошло несколько миллиардов лет назад...» Вообще-то, по Библии, над первоначально созданной землёй была тьма и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1, 2). В описании о. Александра Меня нет ни земли, ни Святого Духа. Только «взрыв неописуемой силы»... Зато материи до взрыва приписано наличие какого-то «первичного состояния». Таким образом, речь идёт явно не о сотворении из ничего , а о создании из первичного вещества. «...Галактики, звезды, планеты, наша Земля... Сотни миллионов лет проносилась она по предначертанному пути в мipoboм пространстве, совершая свой неустанный бег вокруг Солнца. Миллионы лет она была безжизненным камнем, затерявшимся в пустынях космоса. Но ее ждала необычайная судьба - стать островом Жизни и очагом Разума...» Опять неувязка с Книгой Бытия. Солнце появилось на четвёртый день (Быт. 1, 6), то есть после создания нашей планеты. Земля никак не могла три дня «совершать свой неустанный бег» вокруг несуществующего (не созданного пока ещё) небесного тела - тем более, не могла она делать это в течение «сотен миллионов лет». Но главное отличие заключается в том, что, согласно Библии, прежде создания Солнца и Луны Земля не была «безжизненным камнем», на ней уже цвели и плодоносили все зелёные растения (Быт. 1, 11). Святитель Василий Великий: «Всему предшествовали небо и земля; после них сотворён свет, различены ночь и день; потом опять твердь и явление суши; потом вода совокуплена в постоянное и определённое собрание; земля исполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны ещё не было, дабы неведущие Бога не именовали солнце начальником и отцом света, и не почитали его зиждителем земных произрастаний» с. 87].

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/29/...

Суббота издревле чтилась как седьмой день по создании мира, когда Господь почил от дел творения, освятил и благословил день. Будучи последним днем седмицы, суббота указует на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому в этот день Церковью вспоминаются все преподобные, мученики и все святые, достигшие вечного блаженного покоя, и совершается служба за умерших. Тропарь всем святым, Глас 2й Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имуще ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите/спастися, молимся, душам нашим. + Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии… В основе – слова апостола Павла: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним, что течение – это бег); а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его ( 2 Тим.4:6-8 ). О усопших, глас тот же Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости;/никтоже бо безгрешен, токмо Ты,/могий и преставленным дати покоя. Елика – сколько. Тропари, кондаки, величания и задостойники двунадесятых праздников Двунадесятые праздники имеют огромное значение в духовной жизни христианина: со всей Церковью мы переживаем величие празднуемого события, всю его полноту — прежде всего в богослужебной жизни Церкви, но также и в неотделимой от нее нашей внутренней и внешней жизни. Это не может не сказаться на основе духовной жизни православного человека — на келейном молитвенном правиле. Тропарь и кондак праздника непременно должны включаться вутренние и вечерние молитвы; часто молитвы перед трапезой заменяются тропарем, а после трапезы — кондаком праздника. По прямому указанию молитвослова тропарь праздника читается в составе Правила ко Святому Причащению. И, конечно же, не возбраняется на келейном правиле по столь естественному порыву души воспевать величание празднику.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

173 «Скоротечец на всём протяжении своего поприща, непрестанно стремится вперёд, потому что, сколько бы ни скор был его начальный бег, остановясь прежде конца поприща, он не получил бы награды» ( Филарет Московский , свт. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 623). 174 До публичного опровержения, на совести Александра Эткинда остаётся приписка Свенцицкому «радикальной идеи, согласно которой мука и грех, и в частности сексуальный грех, есть единственный путь к спасению». 175 «...Прорывающиеся акты осуждения часто разоряют весь строй внутренний... Очень не любит этого Господь. Осуждение от самодовольства рождается и самодовольство питает. То и другое показывает, что самость жива и жирна» ( Феофан Затворник , свт. Указ. соч. 557). 176 Во всяком случае, в «Трёх разговорах...» Антихрист проявлял величайшее воздержание, был аскетом и филантропом (Соловьёв В. Сочинения в 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 740). 177 НЗ. 1911. 19. Июль. С. 12–13. Подпись: Далёкий Друг. Мечников Илья Ильич (1845–1916) – биолог, физиолог и патолог, лауреат Нобелевской премии (1908), сторонник позитивизма. В кн. «Этюды о природе человека» (М., 1961. С. 18–19) писал: «...только положительное знание способно вывести человечество на верный путь... отрешение от животности нужно сдать в архив». Общество астраханских врачей в честь его приезда провело 19 мая 1911 торжественное заседание (изложение доклада: ЦМ. 1911. 25 мая. 111); на последующем банкете, помимо закусок и напитков, подавались суп-пюре из шампиньонов, разварные осетры, жаркое из индейки, рябчика, куропатки, разные пирожки, мороженое и ананасы. 178 Ср.: «Каждый... испытал при смерти близких, дорогих людей, ощущение чего-то бессмысленного, нелепого» (Трубецкой. С. Собр. соч. М., 1908. Т. 2. С. 349). 180 По данным начальника Саратовского губернского жандармского управления от 7 сентября 1911, «Вячеслав Платонович Платонов, проживающий в течение последних двух месяцев, без определённых занятий, в квартире священника Краснова, на хуторе Ново-Никольском, близ г. Царицына, ранее состоял сотрудником газеты «Царицынская мысль». Сведений компрометирующих его политическую благонадёжность в делах вверенного мне Управления не имеется. Наблюдение за Платоновым установлено» (ГАРФ. ДП-ОО. 1911. Д. 56, т. 1, ч. 3, л. 296).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

4:3 . Демагоги, которые говорили людям то, что они хотели услышать, в греко-римском обществе были обычным явлением среди политиков, публичных ораторов и философов. В Ветхом Завете к этой категории относятся лжепророки (пророки, которые говорили людям то, что они хотели услышать, обычно были ложными пророками; ср.: Иер. 6:14; 8:11 ; Иез. 13:10,16 ; Мих. 3:5 ; см. также коммент. к Лк. 6:26 ). «Льстить слуху» означает говорить то, что желали услышать люди, т. е. только то, что приятно слушать; Лукиан описывает таким образом людей, которым нравится слушать клевету. 4:4,5. Термин, переведенный как «басни», обычно использовался для обозначения вымысла; см. коммент. к 1Тим. 1:4 . 4:6. О жертве жизни (о жертвах-возлияниях) см. в коммент. к Флп. 2:17 . (В некоторых еврейских текстах, в частности, в 4 Мак., примирительное [искупительное], а следовательно, в определенном смысле и жертвенное значение приписывается смертям мучеников. Во многих современных иудейских течениях страдания могут искупить вину, а мученики – отвратить гнев Божий от народа в целом. Но об этом ли идет здесь речь, не ясно.) 4:7 . Павел приводит (в оригинале) образ атлетических соревнований, возможно, борьбы на арене; моралисты обычно использовали такую метафору для описания борьбы во имя добродетели (см. коммент. к 1Тим. 6:12 ). Выражение «течение совершил» буквально означает: «бег моей жизни завершился» – это снова метафора спортивных соревнований. «Веру сохранил» – это греческий речевой оборот, отражающий верность, лояльность, он аналогичен еврейскому выражению, обозначающему верность завету-договору с Богом, или, в ряде случаев, сохранение истинной веры (в оригинале слово «вера» – с определенным артиклем). 4:8 . «Венец» – ссылка на венок, которым награждали победителя спортивных соревнований в греческих играх (4:7). 4:9–18 Старые знакомые Некоторые друзья сохранили верность, с другими Павел вынужден был расстаться; но Бог остается верным до конца (4:17,18). 4:9. См. коммент к 4:21. Верный друг всегда стремился навестить своего умирающего друга перед смертью, и этот принцип распространяется и на сына, даже приемного (1:2). (Обычно своих отцов хоронили сыновья, но официальные власти могли передать тело Павла Тимофею.) Для Павла было особенно важно, чтобы Тимофей повидался с ним перед его смертью; как, например, друзья Сократа провели с ним последние минуты его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

• Душа любого человека мистически, таинственно ищет благодати, отдохновения, покоя, высвобождения от пут внутренней душевной тяготы, греха. Но принципиальное отличие христианина от обывателя состоит в том, что мы ищем благодати сознательно и знаем, что ее возможно стяжать только через духовный подвиг и труд. Это для нас прежде всего: соборная и домашняя молитва, покаяние, чтение духовной литературы, беседы с духовником, пост, полнота участия в Божественной литургии в воскресные и праздничные дни. Наш же обыватель вообще не знает и не чувствует этой жизни и надеется прийти к полноте познания и благодати только через клубную (в широком смысле) жизнь: лекции, общение с интересными людьми, чтение хороших книг, участие в различных обществах, туризм, смотрение интересных передач по телевизору, бег трусцой, писание стихов, хобби и пр. Все это, взятое отдельно, само по себе не несет ничего дурного. И христианин не должен быть чужд всех этих занятий и увлечений. Но в данном случае я говорю о способе существования – собственно церковном и клубном. Второй путь проверен многими и совершенно безнадежен для подлинно духовного возрождения. Первый – также проверен многими. И пусть нам будут свидетелями сотни тысяч святых, которые пошли нелицемерно за Христом до конца и не постыдились. Преподобный Серафим Саровский пишет, что целью жизни христианина является стяжание благодати Духа Святаго. Насколько же сам он был облагодатствован Богом – узнаете, прочитав его житие. Прочитал об английском клубе здорового питания. Создатель клуба подчеркивает, что она предлагает не новую диету, а иной способ жизни. Надо встречаться в клубе и обсуждать, с каким маслом кто и как перемешивал лук и что чувствовал, когда поел с таким луком котлетку, и насколько похудел – в течение недели, месяца, года. Подобная клубная жизнь – это подмена духовной жизни, жизни соборной, церковной. Вместо тот, чтобы возрождать душу и готовить ее к вечности, эти люди служат собственной плоти. Совершенно необходимо умеренно и правильно питаться, но это ужасно, если собственная плоть становится идолом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Для казни над ними, говорит он, применены были всевозможные издевательства. Покрыв их шку­рами диких животных, их отдавали на съедение бродячим собакам или пригвождали к крестам; бросали в огонь и сжи­гали после сумерек в виде ночной иллюминации. Нерон предложил для этих зрелищ свои собственные сады и устроил конный бег на колеснице, сам смешиваясь с чернью, в одежде всадника, или разъезжая посреди нее. Отсюда, как ни виновны были жертвы и как ни заслуживали самых худших наказаний, к ним начало проявляться чувство сострадания, так как народ сознавал, что они приносились в жерт­ву не ради общественного блага, а лишь с целью удовлетво­рить дикую кровожадность единичного человека». Там, где теперь вздымается громадный храм ап. Петра, некогда были са­ды Нерона. В эти ужасные дни они были запружены торжеству­ющими толпами народа, среди которого в своем легкомысленном унижении скакал император, а по всем сторонам невин­ные люди медленною смертью умирали на позорных крестах. Вдоль аллей этих садов в темные осенние ночи горели ужас­ные факелы, под которыми почва чернела и багровела от потоков дымящейся крови: каждым из этих живых факелов был мученик –христианин в своем огненном одеянии. В тоже время в находившемся амфитеатре, в виду 22,000 зри­телей, голодные собаки растерзывали на куски некоторых из лучших и чистейших мужей и жен, с гнусною изобретательностью закутанных в шкуры медведей или волков! Так Нерон крестил в крове мучеников город, которому предстояло в течение веков быть столицей целой половины мира! По улицам Рима между тем все еще громко раздавался яростный крик черни, требовавшей преследования христиан. «Ко львам христиан!» –этот крик сделался как бы девизом уличной черни со времени великого пожара. Поэтому и суд над апостолом не мог откладываться надолго. Но нужно иметь в виду, что не смотря на возбужденность страстей, римский суд сохранял свое строгое беспристрастие, каким он прославился по всему миру и какое не раз испытывал и ап. Павел. Разбирательство его дела должно было совершиться по всем правилам римского судопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

«Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного» (прп. Антоний Великий ). Лишь путем преодоления искушений и соблазнов в христианине умножается опытность и духовная сила. Сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушении людей – каждой человеческой души. Одним из типичных видов мысленных искушений является беспокойство за обеспечение себя и своих ближних, недовольство своим материальным положением; одним из мысленных искушений является сожаление: «Как жаль, что так получилось». Так же ловит нас лукавый бесплодными самоукорениями: «Зачем я сделал так?» В житейских делах самоукорение вредно. Если мы ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без Промысла Божия, чтобы смирить нас. Даже премудрый Соломон не считал, что способности человека могут влиять на житейские дела. Он пишет: «Обратился я и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случаи для всех их» ( Еккл.9:11 ). Итак, все зависит от Бога. Мы забываем в делах сначала внимательно помолиться Богу. Есть и еще случай, когда мы искушаемся и когда надо быть очень внимательным к себе. Это совершение какого-либо доброго дела. Диавол в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается на нет свести результаты нашего дела, испортить его каким-нибудь проступком невоздержания. Иногда мы желаем потщеславиться, а иногда осуждаем того, кому даем. Игумения Арсения: «Ко всякому доброму чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о грехах – отчаяние, к любви – сладострастие, к отречению от мира – холодность к людям. Только при молитве именем Господа Иисуса Христа, произносимым с верою, этот яд отделяется». Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви – вражда или неприязнь к кому-либо из окружающих, часто близких и ранее любимых. Нужно делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своем состоянии является часто достаточным, чтобы искушение прошло. Духи тьмы боятся своего обнаружения и уходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Иллюзия пространственно-временного движения может достигаться не только путем прямых указаний на количество пройденных верст и затраченное на это время, но и эпическим способом – через повествование о событиях, в которых герои принимают участие. Смена путевых впечатлений, описание достопримечательностей, рассказ о дорожных происшествиях и встречах – все это создает эффект долготы и протяженности действия. Таким образом, в произведениях путевой литературы существуют две ведущие системы фиксации времени: во-первых, прямые авторские указания хронологического порядка; во-вторых, опосредованное представление о временной длительности и последовательности событий. Обе системы, как правило, выступают в едином комплексе, что создает устойчивую хронотопическую структуру произведения. Для путевой литературы обязательны фиксация начала и конца путешествия, строгий порядок в изложении событий, в точности соответствующий хронологии и маршруту реально совершенного хождения, отсутствие временной обратимости, непоследовательности. Путевые записки Иоанна Лукьянова состоят из трех больших хронологических отрезков: время движения к Святой земле, время пребывания в Иерусалиме и его окрестностях, время обратной дороги на родину. Каждый из названных временных отрезков имеет свою динамику. Течение времени ускоряется от первого ко второму и от второго к третьему фрагменту «Хождения», что, с одной стороны, связано со стремлением человека быстрее достичь цели, с другой стороны – с притуплением чувства новизны впечатлений, вследствие чего паломник перестает фиксировать мелкие или уже описанные ранее подробности путешествия, а это ведет к временным стяжениям и ускорению темпа повествования. Описание пребывания в Иерусалиме лишено календарных дат, время как бы замедляет свой бег, застывает и переходит в категорию вечного там, где речь идет о памятниках библейской истории и христианской культуры. «Хождение» Лукьянова – это литературно оформленный дневник, поэтому в произведении существуют две временные структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, их святость не остается скрытой от подвижников, обладающих даром рассуждения или получивших о ней откровение . Однако следует подчеркнуть, что, когда юродивые вступают на путь симуляции безумия, они представляют собой уже не новичков в духовной жизни, но подвижников, которые достигли высокого уровня духовного совершенства и за спиной у которых долгая аскетическая жизнь. «Пасущиеся», о которых пишет Евагрий, возвращаются в мир, получив «бесстрастие посредством добродетели» . Марк Александрийский провел восемь лет в монастыре . Антиох также провел много лет в монастыре, а последние три года — в усиленном подвижничестве . Преподобный Симеон отшельничествовал в пустыне Мертвого моря со своим сподвижником Иоанном в течение тридцати одного года. Автор его жития подчеркивает: «…он вышел в мир не неопытным мужем, еще нуждающимся в наставнике… но мужественно и правильно пройдя путь благородной брани, увидев себя одетым в броню Духа, получив власть наступать на змей и скорпионов ( Лк 10, 19 ), погасив разжжение плоти росой Духа Святого, презрев сласти и славу мира, смирением стяжав бесстрастие, как бы верхнюю и нижнюю одежду… лишь тогда он вышел из пустыни в мир точно на единоборство с диаволом» . Автор жития преподобного Саввы Нового отмечает, что он «не просто и без приготовления решился предпринять это дело, но принял на себя юродство, сначала хорошо “обучив” всякий член и всякое чувство, чтобы не дать возобладать худшему над лучшим, и вышел, таким образом, с должной предосторожностью для осмеяния изобретателя злобы»; «он сперва хорошо уврачевал душевную болезнь воздержанием и смиренномудрием… и только тогда решился на этот новый бег и борьбу» . Бесстрастие Бесстрастие — необходимое условие к восприятию подвига юродства, оно венчает аскетическую жизнь и состоит в том, чтобы быть свободным от всякой страсти. Не стяжавший бесстрастие подвергается опасности избрать этот подвигло гордости и вынести из него гордость, а не смирение. Кроме того, как подчеркивает сподвижник Симеона Иоанн , не имея бесстрастия, избравший юродство может быть смущен своими собственными поступками, словами или же теми ситуациями, в которые он будет попадать.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Любуясь картиною местности, вспомнил я поэтическую легенду, о слиянии Оки и Волги, которую в детстве слышал на том же месте и удержал в своем воображении. Говорят, что в первые дни мироздания, когда еще только устремились воды в пустынный бег свой, как жизненные жилы пробужденной земли, Волга и Ока, с равными силами, потекли на предстоящее им поприще и хотели помириться быстротою бега. Три дня бежали они по беспредельной равнине, не уступая в течении одна другой; но в третью ночь, утомленная Ока, на краткое время задремала под навесом утесов, проснулась и вот пред нею уже разостлалась ее соперница, бурными волнами примкнув к самым утесам и преградив ей дальнейший путь. С бешенством бросилась в нее отчаянная Ока и потонула в ее холодных объятиях, но еще не скоро слились ее бледные волны с Волжскою синевою и досель отличаются они от вод ее соперницы: так украсило народное предание разноцветное их течение при самом устье. Вечером того же дня, после воскресной всенощной, посетил я Епископа Нижегородского Иакова и насладился духовною беседою сего доброго пастыря, который оставил по себе благую память во время долгого им управлению епархиею Саратовскою. Он сам милостиво предложил мне, посетить на другой день свою любимую Печерскую обитель и прочие монастыри Нижнего, несмотря на предстоявший ему труд соборного служения. На следующее утро совершалась память Макария Желтоводского, который искони осенил покровом своим знаменитую ярмарку. Она началась под стенами его обители, когда, в избежание частых насилий, Великий Князь Василий Иоаннович, отец Грозного, запретил купцам Русским ездить на летнее торжище в Казань; и после перенесения ярмарки в Нижний продолжают, по давнему, освященному временем преданию, прибегать к его молитвам, собирающиеся со всех стран света на это великолепное торжище. В благословенном отечестве нашем, каждому месту как бы предназначен свой угодник Божий, дабы освятить его и осенить молитвами, не престающими и по блаженной кончине. Сей Преподобный Макарий, называемый Унженским и Желтоводским, по двум им основанным обителям, был родом из Нижнего и одним из первых пострижеников Святителя Дионисия Суздальского , который основал обитель Печерскую наподобие Лавры Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010