Здесь в этой ситуации, на этом примере, я бы хотела показать, что психолог никогда не может подменять священника, он может только помогать священнику. Это специалист, который стоит на более низкой ступеньке, и он решает более низкого уровня задачи. Не низкого, в смысле не значимого, а низкого, в смысле соподчинения и иерархии. То есть, священник как бы смотрит на нас сверху, с горы, он показывает нам путь восхождения, а психолог тот, кто у подножья горы показывает тропинки, по которым надо пониматься, показывает нам лавины, камнепады, сложности, опасности, в общем, иногда даже нас подталкивает вверх, подсаживает и является таким помощником на этом этапе, уровне начала нашего восхождения. Психолог тот, кто доводит нас до такой точки, с которой мы можем начинать нормальный, здоровый, духовный рост. Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Душа должна неустанно трудиться, человек должен неустанно работать. Но мы все время говорим «неустанно» – это значит, что, не замечать свою усталость? Как вообще человеку правильно и грамотно построить расход своих сил, распределение усилий в течение этого небыстрого пути. Все-таки работа над собой и жизнь человека – это не бег на короткую дистанцию, это марафон длиной в жизнь. Есть как бы два очень важных слова – слово «могу» и слово «хочу». Слово «хочу» вообще очень важное. Мы знаем, что есть принуждение, а есть желание. Вот принуждение – это сильный инструмент, чтобы заставить человека что-то сделать, но когда он сам что-то хочет, то он может сделать больше, потому что он может уже не обращать внимания ни на время, ни на сон, еду. Если человек увлечен, он может очень долго над чем-то работать. Принуждение называется «неволя», а желание называется «охота». Так вот русская пословица говорит, что охота пуще неволи, то есть сильнее. Поэтому «хочу» – это на самом деле очень важное слово, очень важно захотеть делать то, что ты делаешь. Но еще одно важное слово – это «могу». Говорят нам все время, что надо делать все через не могу, и в то же время мы понимаем, что когда человек делает что-то через не могу, то результат получается не всегда такой хороший, какой мы ожидаем. И можно сказать так, что в идеале нужно все, что человек делает, делать так, чтобы было и «могу» и «хочу». Чтобы у него было и желание, и возможность. И вот когда у человека получается, что он и делает все с желанием, и не превышает своих возможностей, то получается удовлетворение – удовлетворение своей деятельностью, которое само по себе является очень ценным продуктом. Потому что удовлетворение стимулирует человека к дальнейшей работе, к дальнейшим действиям.

http://academy.foma.ru/category/psiholog...

В этом смысле они важнее, чем «реалистические» произведения, рассказывающие нам о незначительных фактах или исторических случаях или отражающие идеологию, обреченную на устаревание. Реализм часто рассказывает нам о человеческих драмах (если можно так сказать, «о драмах человеческой комедии»), которые могут сравниться с тем, что раскрывает человеческий дух, но не могут их превзойти. С другой стороны, эстетика и реализм не обязательно противостоят друг другу. Они также и дополняют друг друга. Удачно сказанное помогает тому, что сказано; удачно сказанное усиливает то, что сказано. Ничто не достигает лучше наших глубин, чем сильное выражение. Мощь выражения—искусство. Для того чтобы Выражение было сильным, ему необходимо «временное» бессмертие в нашей истории. Выражение-это действительно прекрасно; то, что мы понимаем под прекрасным, часто является академизмом. Начиная с Кроче, «прекрасное» заменяется на экспрессивное. Что более адекватно. Нет прекрасного, есть «выражение». Я наткнулся на строчки, написанные десять дней назад. Десять дней! Это было час назад! Время, замедлившее бег после несчастного случая со мной, теперь трогается снова на полной скорости. 8 сент. 86 Это правда, я ее часто утомляю, бедную малышку. Боже мой, как дорого приходится платить за долгожительство, за жизнь свыше нормальных человеческих возможностей. Будто ты наказан: нервозность, утомление, страх, боли, ревматизм, плохая циркуляция; по утрам — в течение по крайней мере часа с лишним—я не могу ходить, боли в пояснице, хромота, чувствуешь себя побежденным или разбитым, разбитым жизнью. Когда вы молоды, вам желают жить до старости; увы, они не знают, чего желают. Я не могу ходить, выйти, пока бедная Родика не наденет на меня корсет. Но если я хожу подолгу, если я подолгу стою или сижу, у меня затекают ноги. Я забываю обо всем этом и о другом, когда читаю, когда смотрю кино, иногда когда я пишу, но не об этих вещах, а о других. Родика говорит мне, что она занята мной и беспокоится только обо мне: мои письма, мои налоги, секретарша, ремонт квартиры, ремонт в нашем загородном доме; ее беспокоит то, что я пишу, то, что я печатаю; питание; она должна как следует заботиться о моей персоне, в то время как сама страдает от ревматизма, от недомогания.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

С этого момента началась моя вторая, «настоящая» стадия избавления от лишнего веса, и переработка жировых отложений в мышцы. В фитнес-клубе тренер разработал персонально для меня целую программу тренировок, рассчитанную на неделю. Четыре дня в неделю отводилось силовым тренировкам, где «работали» все группы мышц, начиная от груди, рук и спины, заканчивая ногами. Три оставшихся дня исключительно на кардиотренировки, куда входили бег, велосипед, бассейн и турецкая баня. Причём тренировки силовые и кардио чередовались между собой для «отдыха» мышц. Изменилась и диета. Из рациона питания я полностью исключил хлеб, стал смотреть на калорийность продуктов, и стараться убирать нездоровую пищу. День стал начинаться со стакана холодной воды, который необходимо выпивать натощак за 30 минут до завтрака. Напишу об этом подробнее. Употребление воды при диетическом режиме Каждому известно, что человеческий организм на 80 процентов “наполнен” водой. Недостаток последней предвещает множество заболеваний. Употребление воды — жизненная необходимость. Особенная польза воды отмечается при диетическом методе питания и физических нагрузках. Вода способствует ускорению расщепления жировых клеток. Если хотите похудеть, питьевой режим нужно соблюдать неукоснительно. Стакан воды необходим за 30 минут до каждого приема пищи. В среднем для человека норма питьевой чистой воды — 8 стаканов. Оставшиеся от дневной нормы “стаканы”, нужно употреблять в промежутках между основными трапезами. Никакие другие напитки не смогут заменить воду при похудении. Только чистая вода поможет более быстро расправляться с калориями, ускорять обмен веществ, способствовать эффективному очищению организма. С помощью нескольких стаканов воды можно даже обмануть чувство голода! После принятия пищи не рекомендуется употреблять жидкость в течение часа. В противном случае пища будет перевариваться очень долго, т.к. разбавляется желудочный сок. Задержка пищи в организме — лишние жировые отложения. Но вернемся к питанию, которое стало дробным, по следующей схеме:

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-pravoslavn...

Духовный бег на ристалище длиною в жизнь Раз у нас такого свойства состязание, (229) ристалище и путь, где зрителями являются горния тьмы и тысячи святых Ангелов, где Распорядитель – Сам Владыка всего, восседающий на неприступном престоле Своей славы, где, с другой стороны, есть также и соперники из враждебной нам партии, именно хитрые и изобретательные демоны, кои всякими способами стараются уронить нас, подставить нам ногу и погубить, – то насколько же, прошу вас, нам нужно быть внимательными, осмотрительными 512 , осторожными, опытными и закаленными в беге, чтобы не кончить всего дела одним только хорошим началом! Ибо если мы после этого не ринемся еще резвее и мужественнее и дальше, то такое начало само по себе еще не принесет никакой пользы, и победы нельзя достигнуть иначе, если мы не продержимся в состязании до самой смерти, хотя бы срок нашей жизни и затянулся очень долго. Сравним же здесь себя с бегущими на мирских ристалищах и таким путем узнаем, какая у нас с ними разница. Когда кто-нибудь из них отстанет и окажется побежденным, то знакомые с этим делом знают, как после этого печально у них становится лицо, глаза у них опущены вниз, из них текут слезы, они бьют себя и терзают за волосы, стонут, вскрикивают, со скорбью и срамом стоя пред лицем царя посередине ристалища, сложив руки, в то время как на их глазах победителей, при шумных похвалах и приветствиях от всего народа, увенчивают и раздают им награды. Вот и с нами будет нечто наподобие этого в тот день. Разница между мирским и духовным забегом Кто, по словам апостола, подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох ( 2Тим. 4:7 ), те предстанут на небесах пред Всецарем Богом светлыми и ликующими, получат нетленные и неувядаемые венцы правды ( 2Тим. 4:8 ), белые, блистающие паче снега, паче золота и драгоценных камней одежды и множество других прекрасных (230) и разнообразных украшений. Вместе с тем устроено будет страшное и многогласное провозглашение их победителями: их будет приветствовать и восхвалять все ангельское множество небесных Сил, и это не один раз, но вечно и непрерывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вступавшие в тайные религиозные союзы, или гетерии, адепты принимали посвящение и затем проходили ряд ступеней. «Эти степени посвящения, – по словам знатока античных мистерий Е. Г. Рабинович, – являются универсальным признаком всех закрытых коллегий, и хотя число степеней варьируется.., но различаются два главных состояния относительно таинства: предварительно посвященный обычно именуется мист (“тот, чьи уста запечатлены”, “молчун”), полностью посвященный – эпопт (“наблюдатель”, “созерцатель (таинства))”. Во всех степенях требовалось соблюдение разнообразных – порой сложных – правил, касающихся еды, одежды, общения с женщинами и т.д., но главным правилом оставалось соблюдение тайны. Тайна (мифологическая доктрина… союза) заключалась в приобщении к некоему сокровенному знанию, всегда имеющему отношение к загробному блаженству, которое… требовало приложения некоторых специальных усилий и получения некоторой специальной информации – вот этой-то информацией и располагал эпопт» (Е. Г. Рабинович. «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата. – Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985, с. 246). Несравненно популярнее мистериальных культов были общенародные праздники в честь богов – истмийские, пифийские в Дельфах в честь Аполлона, Панафинеи в Афинах, но самыми знаменитыми из них были те, что устраивались в Олимпии на Пелопоннесе в честь Зевса Олимпийского. Эти празднества сопровождались спортивными состязаниями, в которых первоначально участвовали дорийцы, а потом и гимнасты из всех эллинских полисов. Основателем Олимпиад почитали Геракла, родоначальника дорийских царей – гераклидов. Счет Олимпийских игр ведется с 776 г. до Р. Х., когда их стали проводить регулярно – раз в четыре года. Счет по Олимпиадам стал впоследствии основой общегреческого летосчисления. Олимпиады проходили летом, в течение 5 дней. Самым древним состязанием был бег на расстояние одного стадия – стадион, откуда потом пошло название самого ристалища – плошадки для бега, а потом и специально отведенного места для других спортивных соревнований.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После кончины Гефеста царствовал над египтянами его сын по имени Гелиос в течение 4477 дней, что составляет 12лет 3 месяца и 4 дня 937 . Ибо тогда египтяне и все другие народы не знали счета при измерении времени, вместо года использовали для измерения день 938 . Они (Р. 46) изобрели счет в 12 месяцев после того, как у них появился обычай 939 , по которому люди стали данниками царей. Сын Гефеста царь Гелиос был деятельным философом 940 , который узнал от кого-то, что (D. 83) одна богатая и знатная египтянка полюбила кого-то и прелюбодействовала с ним. Услышав об этом, Гелиос стал разыскивать ее, чтобы схватить согласно закону его отца Гефеста, для того чтобы закон не потерял силу. Взяв воинов из своего войска и узнав, что временем прелюбодеяния была ночь, он напал на нее, когда ее мужа не было дома. Он обнаружил ее вместе со спящим мужчиной, который был ее любовником. Тотчас вытащив ее из дома, он для наказания провел ее с позором в процессии по всей стране Египта. И наступило великое воздержание по всей земле Египта. А тот прелюбодей был наказан смертью . Все возблагодарили царя. Поэт Гомер поэтически рассказывает об этом. Он говорит, что Гелиос опозорил Афродиту, которая сошлась ночью с Аресом 941 . Афродитой Гомер назвал страсть к прелюбодеянию, опозоренную царем Гелиосом, а эту подлинную историю, которая описана выше, изложил мудрейший Палефат 942 . После кончины сына Гефеста царя Гелиоса царствовал над египтянами Сосис 943 , после его правления царствовал Осирис 944 , после Осириса царствовал Гор 945 , после Гора правил Фулис 946 , который захватил силой всю землю до океана. Когда он возвращался, он прибыл в страну Африку, в прорицалище, и, совершив жертвоприношение, задал надменный вопрос: «Скажи мне, огнесильный, неложный, блаженный, который направляет эфирный бег, кто (D. 84) до моего царствования смог покорить всех или кто после меня сможет?» Ему был дан такой оракул: «Сначала Бог , потом Слово, и Дух вместе с ними. Все это существует в одном и неделимым сходится в Одно, могущество которого вечно. Смертный, завершающий незаметную жизнь, ступай прочь быстрыми стопами». Как только он вышел из прорицалища, он был убит в Африке своими приближенными, устроившими против него заговор. Эти первые древние царства египтян описал Манефон 947 . В его сочинениях о названиях пяти блуждающих звезд говорится иначе. Так называемая звезда (Р. 47) Крон называлась Сияющей, звезда Зевс – Блестящей, звезда Арес – Огненной, звезда Афродита – Прекраснейшей, звезда Гермес – Сверкающей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Основные положения рассмотренного нами учения блж. Августина о творении мира и времени были обобщены позднее, в VIII веке, большим знатоком и почитателем его творчества – св. Бедой Достопочтенным , который поместил их в самое начало своего трактата «О природе вещей»: «Божественное действие (operatio divina), которое сотворило века (saecula) 62 и управляет ими, различается в четырех смыслах (quadriformi ratione). Во-первых, в замысле Слова Божиего (in Verbi Dei dispensatione) эти века не были созданы, а существуют вечно (aeterna sunt), ведь, по свидетельству апостола (ср. 2Тим.1:9 ), Бог предопределил нас к [Своему] Царству прежде вековых времен (ante tempora saecularia). Во-вторых, мировые элементы (elementa mundi) были сотворены все вместе в бесформенной материи (in materia informi pariter facta sint), в которой Тот, Кто живет вечно (vivit in aeternum), создал все одновременно (creavit omnia simul). В-третьих, эта материя в соответствии с одновременно созданными [в ней] причинами (secundum causas simul creatas) обрела форму небесного и земного творения не сразу (non iam simul), а постепенно, в течение шести первых дней (distinctione sex primorum dierum). В-четвертых, на основании этих семян и первичных причин того же самого творения (ex eiusdem creaturae seminibus et primordialibus causis) совершает свой естественный бег время всех веков (totius saeculi tempus naturali cursu peragitur), когда Отец и Сын и доныне делают (ср. Ин.5:17 ) и когда Бог питает птиц и одевает полевые лилии (ср. Мф.6:26–30 )» 63 . Итак, мы установили, что вечность Бога соприкасается с временным существованием мира не напрямую, а лишь косвенно – во-первых, идеально, через вечные Божественные идеи, и, во-вторых, каузально, через мгновенное совокупное творение основ и причин всех вещей, внедренных в мировую материю вместе с временной последовательностью возникновения всех отдельных вещей. Но Божественная вечность соприкасается с тварным временем не только в самом начале существования мира – при его творении, но также и в его эсхатологическом конце – когда тварное время преобразится и будет поглощено неизменной вечностью 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

После Пасхи 1159 г. предположен был торжественный въезд в Антиохию, который был увенчанием достигнутых Мануилом политических успехов на Востоке. Потребовав от антиохийских вельмож и вассалов заложников в верности и обязав рыцарей и князей участвовать в процессии невооруженными, Мануил достиг наконец удовлетворения всех притязаний, какие заявлялись к Антиохии его отцом и дедом. Весь византийский придворный церемониал применен был к этому торжественному случаю, может быть наиболее эффектному в царствование Мануила. Он был на коне, в царском парадном облачении, со скипетром в руках и со стеммой на голове. Узду его коня и его стремя держали князь Рейнальд и латинские князья и рыцари. У ворот города процессия была встречена патриархом и духовенством, откуда направилась по разукрашенным улицам к соборному храму. В течение восьми дней в Антиохии один за другим следовали блестящие празднества, происходили турниры и давались увеселения для народа. Царь не щадил денег на подарки вельможам и на раздачу народу и принимал личное участие в праздниках 186 . «Заметив, что латинское войско очень гордится своим копьем и хвастает искусством обращаться с ним, царь назначает день для потешного сражения на копьях и, когда настал определенный день... выезжает и сам с веселым видом и с всегдашнею своей улыбкой на обширную равнину, где удобно могли располагаться конные фаланги, разделившись на две половины. Держа поднятое вверх копье и одетый в великолепную хламиду, он ехал на прекрасном и златосбруйном боевом коне, который сгибал шею и подпрыгивал, словно просился на бег и будто спорил с блеском седока» 187 . Раз на охоте король Балдуин упал с коня и сломал себе руку. Произвело большое впечатление, когда Мануил немедленно соскочил с коня и первым подал помощь королю. В мае началось отступление от Антиохии. По-видимому, предстояло начать военные действия против Нур ад-дина, который слишком теснил христианские владения, но здесь все ограничилось переговорами, следствием которых была выдача пленных, большею частью европейцев, содержавшихся в плену со времени второго крестового похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Крепость казалась неприступной: по существовавшим в те годы представлениям о войне для подобного штурма требовались невиданные ресурсы, которых не могло быть у России… Но Суворов переворачивал современные ему представления о войне. В руках Суворова – всего лишь тридцатитысячная армия. Ни о каком численном превосходстве и речи нет. Учитывая мощные укрепления турецкой твердыни и 250 орудий противника, «арифметически» штурм был обречен на провал. Но Суворов, прибыв под Измаил, не теряя времени, приступил к тренировке солдат в условиях, близких к боевым. Офицерам пришлось позабыть порядки прежнего командира Гудовича… Генерал-аншеф скрупулезно изучил донесения разведки по измаильским укреплениям и вскоре уже получил возможность послать туркам ультиматум с характерной припиской – лично от Суворова: «Сераскиру, Старшинам и всему Обществу. Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышления для сдачи и – воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что оставляю вам на рассмотрение» . История запомнила и горделивый, но, как оказалось, излишне самонадеянный ответ Айдос-Мехмет-паши: «Скорее остановится течение Дуная и небо упадет на землю, чем русские возьмут Измаил» . Между тем, русские войска под руководством Суворова уже проводили тщательную подготовку штурма. С появлением Суворова под стенами крепости время как будто ускорило бег – так быстро менялась обстановка. После быстрых и эффективных учений армия поверила в свои силы. Нелегко воевать зимой, да еще и в XVIII веке, когда не только кавалерию, но и артиллерию, и продовольствие, и снаряды тащили на себе лошадки. Военные кампании редко затягивались до серьезных заморозков, зимой война переходила в тихую стадию, и только с весенним солнышком возобновлялись серьезные кровопролитные действия. Но в 1788 году Потёмкин предпринял штурм Очакова в начале декабря. А еще раньше Румянцев не прервал Кольбергскую операцию с наступлением холодов и довел дело до решительной победы. И неприступный Измаил нельзя было оставлять нетронутым до весны. Тут и тактика, и стратегия.

http://pravmir.ru/suvorov-v-etot-den-pre...

– Вы как-то упоминали, что дети иначе воспринимают свою болезнь, чем взрослые. Вы не могли бы рассказать об этом? – Этого, наверное, не объяснить одним примером. У детей, скорее, отсутствует тот трагизм, который придает болезни и смерти взрослый человек: когда взрослому сообщают диагноз, рвутся его социальные связи, ломается представление о будущем. А ребенок чаще всего воспринимает это как часть своей жизни: у меня вот так вот, мы с этим живем; да, жалко, да, грустно, но так сложилось. На взрослом – больше ответственности: за дело, за семью. Поэтому, подводя итог своей жизни, он должен завершить свои дела в каждой сфере своей деятельности. У ребенка этого нет. – Детская болезнь и смерть – наверное, самое тяжелое и страшное, что есть в нашем мире. Сталкиваясь с этим, вы никогда не пытаетесь найти причинно-следственные связи, как-то себе объяснить это, попытаться увидеть промысл Божий в этом? Иначе же, наверное, очень трудно жить… – Мы же не знаем ответа на эти вопросы. У каждого – своя история, и мы не призваны искать в каждой истории причинно-следственные связи. Но мы призваны быть рядом, когда человек ищет ответы на эти вопросы. Каждому Господь отвечает Сам! А вот построить беседу так, чтобы человек этот вопрос адресовал Тому, кто знает все ответы, чтобы он потом смог услышать ответ и принять его – вот в этом и состоит роль пастыря. Наша роль – привести человека к Богу, а Господь Сам отвечает на все вопросы… – Я читала, что, когда умер первый пациент хосписа, некоторым сотрудникам вы дали отгул, чтоб они могли прийти в себя. Это так? – Переживают все. Сила переживаний у каждого своя, в зависимости от близости к ушедшему пациенту или его семье. Потеря человека, пусть давно и тяжело больного, причиняет боль, потому что это расставание, это прекращение сложившихся отношений. Поэтому в хосписе есть традиция: после смерти ребенка зажигается свеча, она горит в течение суток, это дает возможность каждому немножко остановить свой бег, посидеть, подумать, отдать время скорби каждому из ушедших пациентов, вспомнить его. Так у каждого происходит осознание произошедшего, мы отдаем человеку дань памяти и скорби. Не знаю…

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010