В этом, пожалуй, самая главная особенность проповедей отца Александра. В сопричастности, сопереживании и сострадании думам и бедам каждого из нас и есть уникальность его проповедей. И потому к нему тянулись люди, к нему шли люди — на свет его сочувствия, тепла и понимания, на свет его уверенного, умного и доброго слова, полного любви к Богу и человеку. Протоиерей Александр Борисов. НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО ГОДА 14 сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день именуется началом индикта, началом церковного года. В течение многих веков Новый год в нашей стране начинался именно с этого дня. Потом был введен Новый год по западному образцу — с 1 января. И во многих странах Новый год начинается по–разному. В Азии есть свой Новый год, который справляется поздней осенью. Это все человеческие сроки, человеческие даты, наши земные отсчеты, составленные так, как удобно нам. Однако эти знаки, эти вехи напоминают нам о том, что хотели обозначить люди, — какой бы год ни начинался, церковный или гражданский, восточный или западный, — а люди всегда хотели отметить стремительный бег времени. И Священное Писание постоянно напоминает нам о том, какое значение имеет в жизни человека время. Мы в него погружены, как тело в быстро несущуюся реку! Время необратимо, его нельзя повернуть вспять. Время неостановимо, каждую долю секунды оно продолжает нестись вперед. Вся наша жизнь погружена во время и от времени зависит. Только Господь находится над временем, над этим потоком, в Своем бесконечном царстве света. У Бога «тысяча лет как один день и один день как тысяча лет» . Между тем для нас с вами иногда минута и час могут длиться, а годы иногда пролетают совершенно незаметно. Мы с вами рабы времени и освободиться от него не можем. Тем не менее, раз воля Божия жить нам в этом времени, мы должны помнить, что именно в нем проходит вся наша жизнь и совершаются все наши дела. Сегодня так совпало, что церковное новолетие пришлось на воскресный день, когда полагается читать евангельскую притчу о талантах. Притчу о том, как уехал господин, раздав деньги своим слугам, и вернулся, ожидая, что эти слуги умножат его богатство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Греческое слово «агон», переведенное здесь как «подвиг», означает «состязание на арене». Апостол Павел пишет, что он хорошо провел состязание, благополучно провел свой бой, т. е. сделал все, что мог, для проповеди христианства. Выражение «течение совершил» в греческой речи использовалось для обозначения завершения бега на какую-либо дистанцию. Павел смело утверждает, что он завершил свой бег. «Венец правды» – тоже образ из мира спорта. Как известно, главным призом в спортивных Олимпийских играх был лавровый венок. Им короновали победителя. Носить лавровый венок – это было величайшей честью, которой мог удостоиться спортсмен. Но Павел подчеркивает, что такой венец готовится не только ему, «но и всем, возлюбившим явление Его». Как это понять? «Явление Его» – это Второе Пришествие Христово . «Возлюбившие явление Его» – все те верующие, кто деятельно ждет Второго Пришествия, упражняясь в исполнении заповедей Божиих. Что говорится о спорте в официальных церковных документах? В « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви » говорится следующее: « Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий ». Как понять выражение: В здоровом теле здоровый дух? Выражение часто трактуют ошибочно: будто бы здоровье тела само по себе ведёт к душевному здоровью. Это цитата из одной из сатир Ювенала, первоначальный смысл которой заключался в обращении к богам с просьбой ниспослать здоровому телу здоровый дух. Подробнее см.

http://azbyka.ru/sport

Конечно, записанное и напечатанное слово не передает тембр голоса, интонации, выражение лица и чувства проповедника. Те, кому выпало счастье быть прихожанами Сретенской церкви в подмосковной Новой Деревне, несомненно, узнают и как бы услышат незабываемую ритмику и эмоциональность речи ее замечательного проповедника. Те же, кто вместе с этой книгой для себя только открывают слово о христианстве и имя протоиерея Александра Меня, должны помнить, что читаемые сейчас проповеди произносились в храме и были обращены батюшкой к каждому — глаза в глаза — к каждому, пришедшему в церковь, к каждому конкретно, к каждому лично. В этом, пожалуй, самая главная особенность проповедей отца Александра. В сопричастности, сопереживании и сострадании думам и бедам каждого из нас и есть уникальность его проповедей. И потому к нему тянулись люди, к нему шли люди — на свет его сочувствия, тепла и понимания, на свет его уверенного, умного и доброго слова, полного любви к Богу и человеку. Священник Александр Борисов За помощь в работе над книгой общество “Культурное возрождение” имени Александра Меня благодарит С. Греч, С.Домбровскую, Н.Еремину, Л. Муранову, Н.Серивлю, Т.Яковлеву 1 сентября/14 сентября Начало церковного года (начало Индикта) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день именуется началом индикта, началом церковного года. В течение многих веков Новый год в нашей стране начинался именно с этого дня. Потом был введен Новый год по западному образцу — с 1 января. И во многих странах Новый год начинается по-разному. В Азии есть свой Новый год, который справляется поздней осенью. Это все человеческие сроки, человеческие даты, наши земные отсчеты, составленные так, как удобно нам. Однако эти знаки, эти вехи напоминают нам о том, что хотели обозначить люди, — какой бы год ни начинался, церковный или гражданский, восточный или западный, — а люди всегда хотели отметить стремительный бег времени. И — Священное Писание постоянно нам напоминает о том, какое значение имеет в жизни человека время.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Кто из сколько-нибудь внимательных верных не знает имени св. Иоанна Златоустог о? Почти каждый день в течение целого года дивное творение его – Божественная литургия освящает верных, они молятся составленными им молитвами, а в светлую ночь Христова Воскресения кто не переживал минуты великого духовного восторга, слушая его пасхальное огласительное слово? Кто из верных, вкусивши хоть раз от сладости бесконечно назидательных и в высшей степени художественных его творений, не влекся бы к ним снова с непреодолимой силой? Перед кем не стоит проникший хоть раз в сознание чудный образ его св. жизни и его скорбной, но блаженной кончины? И что более дивным представляется нам в Иоанне: его жизнь или его творения? Этот вопрос так и нельзя было бы разрешить, если бы жизнь и творения Златоуста не представляли бы одного целого, не образовывали бы единой целостной личности, в которой творения не отделимы от жизни и жизнь от творений. Св. Иоанн Златоуст продолжает жить в своих творениях, а не только на небе, равно как его творения обязаны своим происхождением его святой жизни и ее исключительному делу – спасению ближних. Итак, поистине дивны и его жизнь и его творения. Благоговейное изумление возбуждает в нас жизнь св. Иоанна Златоуста . От первого сознательного движения и до последнего вздоха она вся посвящена Богу. Нет в ней пробелов и пропусков, нет отступлений назад и уклонений в сторону. Как стрела, выпущенная из лука и прямо несущаяся к своей цели, так и некраткая жизнь св. Иоанна есть один стремительный бег к почести вышнего звания. Крепко держал кормило своего жизненного корабля св. Иоанн, всегда направляя его в тихую пристань небесного царствия, и никакие обманчивые миражи не заставили его усомниться в достоинстве своей цели, ее исключительной ценности и превосходству перед всеми другими жизненными целями и соблазниться трудностью пути к ней, исполненного многих скорбей и лишений. Даже тогда, когда наставленный по заботам своей редкой и удивительной матери Анфусы, имя которой никогда не может быть умолчано, когда речь идет о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Кто из сколько-нибудь внимательных верных не знает имени св. Иоанна Златоустого? Почти каждый день в течение целого года дивное творение его –Божественная литургия – освящает верных, они молятся составленными им молитвами, а в светлую ночь Христова Воскресения кто не переживал минуты великого духовного восторга, слушая его пасхальное огласительное слово? Кто из верных, вкусивши хоть раз от сладости бесконечно назидательных и в высшей степени художественных его творений, не влекся бы к ним снова с непреодолимою силою? Перед кем не стоит проникший хоть раз в сознание чудный образ его святой жизни и его скорбной, но блаженной кончины? И что более дивным представляется нам в Иоанне, его жизнь или его творения? Этот вопрос так и нельзя было бы разрешить, если бы жизнь и творения Златоуста не представляли бы одного целого, не образовывали бы единой целостной личности, в которой творения неотделимы от жизни и жизнь от творений. Св. Иоанн Златоуст продолжает жить в своих творениях, а не только на небе, равно как его творения обязаны своим происхождением его святой жизни и ее исключительному делу – спасению ближних. Итак, поистине дивны и его жизнь, и его творения. Благоговейное изумление возбуждает в нас жизнь св. Иоанна Златоуста. От первого сознательного движения и до последнего вздоха она вся посвящена Богу. Нет в ней пробелов и пропусков, нет отступлений назад и уклонений в сторону. Как стрела, выпущенная из лука и прямо несущаяся к своей цели, так и некраткая жизнь св. Иоанна есть один стремительный бег к почести вышнего звания. Крепко держал кормило своего жизненного корабля св. Иоанн, всегда направляя его в тихую пристань Небесного Царствия, и никакие обманчивые миражи не заставили его усомниться в достоинстве своей цели, ее исключительной ценности и превосходству перед всеми другими жизненными целями и соблазниться трудностью пути к ней, исполненного многих скорбей и лишений. Даже тогда, когда наставленный по заботам своей редкой и удивительной матери Анфусы, имя которой никогда не может быть умолчено, когда речь идет о св.

http://pravoslavie.ru/50016.html

Ряд пастырей рекомендуют своим пасомым избегать занятий экстремальными видами спорта, обосновывая это тем, что рисковать жизнью ради забавы – не только глупость, но и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт часто привлекает людей с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, и может привести к несчастному случаю. Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона. Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла: « Всё мне позволительно, но не всё полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » ( 1Кор.6:12 ). Мы не должны гробить своё здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Мы не должны делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу. Почему святые первых веков христианства отрицательно относились к спорту? Святые Древней Церкви осуждали античный и римский спорт, потому что спортивные игры в то время были частью языческого культа конкретных богов (например, Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские игры). Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Спортсмены умилостивляли идолов и благодарили их за победу. Что сказано на тему спорта в Священном Писании? Почти ничего. Однако заметим, что апостол Павел использует несколько выражений и образов из спортивной жизни. Наставляя адресатов своего послания в Христовом учении, он обращается к примерам спортивных состязаний, упоминая, в частности, бег и спортивные бои: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» ( 1Кор.9:26 ). В другом месте он также пишет: « Подвигом добрым я подвизался, течение (путь) совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его » ( 2Тим.4:7-8 ).

http://azbyka.ru/sport

Так, патриарх Мар Шимун в 848 г. принужден был оставить свою резиденцию и, в течение нескольких месяцев, скрываться в городе Мосуле. До своего бегства в Мосул, Мар Шимун так изобразил бедствия несториан в письме к Баджеру: «да будет вам известно, что Гаккари эмир, Измаил паша, хан Бег и татарский хан Ага соединились против нас, и в великий праздник Успения сделали нечаянное нападение на нашу землю, увели весьма много стад, принадлежащих Мемек-Измаилу и другим жителям нашим, умертвили много мужчин, женщин и детей, отрезали им уши и отослали их к Бедр-Хану Бегу. Кроме того мы знаем, что они готовятся вторично напасть, причем они намерены жечь, убивать и, если возможно, совершенно истребить всех христиан, которые обитают в горах. Из этого вы можете видеть, что постигшее Иова постигает и нас; наши сыновья и дочери убиты острием меча; наши стада, табуны и имения сделались добычею врагов 5 . Наши дома сделались вертепами неверных. Мы – сироты, нет у нас отцов, наши матери живут вдовами, ваши выи под игом, трудимся, и не знаем, и не имеем отдыха. Видно, отцы наши согрешили, а мы несем неправды их; рабы правят нами, и некому освободить нас от них. Наши начальники повешены, и лица наших старейших опозорены, они уже отстали от ворот 6 . Прошли для нас радостные дни, и наше веселье заменилось печалью. Венец спал с голов наших. Горе нам грешным! Сердце наше огрубело, и очи наши смежились, потому что гора Сион наш в Тийяре опустошена». В пример страшного варварства мусульман можно привести следующее событие, совершенное во время второго набега курдов, которого особенно опасался патриарх, как бы предчувствуя погибель своей матери. Престарелая мать патриарха подверглась мучениям, и, после страшных и гнусных жестокостей, курды рассекли ее тело на две части и бросили его в ущелье, приговаривая: «ступай, уведомь своего сына, что и его ожидает такая же участь» 7 . Не забудем, что так поступают с несторианами в той стране, которая составляет главное место их жительства. В других странах не так много несториан, но и там повсюду слышны тяжкие стоны этих жалких христиан 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Другая сложность состоит в том, что поддержание основного обмена (1 ккал в час на 1 кг массы человека) подразумевает полную неподвижность, то есть ни моргать, ни вздыхать, ни чихать лишний раз не рекомендуется. Ведь шевеление даже мизинчиком «сжигает» в топках мышц несколько лишних калорий. Вы можете представить человека, неподвижно возлежащего на подушке из мха и не реагирующего ни на бурю, ни на близкий рев медведя, ни на занудливый писк комара над ухом? Лично я – нет. Так что давайте плюсовать в общую сумму энергозатрат и спринтерский рывок от медвежьего рыка, и ежеминутное хлопанье себя по щекам и лбу, и даже раздраженные вскрики: «Кровопийцы проклятущие! Кыш! Заели совсем!», и еще многое, многое другое. Если перечисленные работы трудно поддаются числовому выражению, то о многом другом можно сказать более определенно. Например, ходьба в течение часа по ровной дороге со скоростью 4 км/ч требует 200 ккал, со скоростью 5 км/ч – уже 300 ккал. Бег со скоростью 8 км/ч – 600 ккал. Бег на лыжах – до 720 ккал. При ходьбе в среднем темпе с рюкзаком весом 15 кг за плечами расходуется энергии в пять раз больше, чем в состоянии покоя. А при ходьбе на лыжах налегке со скоростью 10 км/ч – уже в десять раз больше! Кроме того, значительно снижают продолжительность безопасного голодания различные заболевания, повышенная эмоциональность, страх и прочие физические и душевные состояния, усиливающие обмен веществ в организме человека. Поэтому, как ни крути, а ответ задачки не сходится по меньшей мере на 20—25 дней. Увы! Правда, и здесь могут быть свои варианты. Например, люди пожилого возраста легче и дольше переносят отсутствие пищи, так как у них понижен уровень обмена веществ. И, наоборот, у молодого, растущего организма энергозатраты в сравнении с усредненными показателями повышены на 15—20%. Основной обмен у детей может достигать 1,15 ккал в час на один килограмм массы. Женщины переносят голодание легче мужчин. Показательна в этом отношении печальная статистика блокадного Ленинграда. Как известно, первыми от голода умирали мальчики от 14 до 18 лет, потом молодые мужчины, потом девочки, женщины. Дольше всех оставались живыми люди самых старших возрастов. Для поддержания жизни им требовалось совсем немного еды…

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

— Да и в отношении русских совершались преступления, то есть поле деятельности у Вас обширное было, весь глобус. — И поэтому режим у меня был бешеный: в течение рабочего дня от 60 до 70 только боевых звонков было. «Боевой» звонок — это когда мне звонят, скажем, из нашего посольства в Южно-Африканской республике и просят проверить какого-то человека или еще что-то. Я держу трубку, по другой трубке связываюсь с подчиненными (а у меня было порядка четырехсот подчиненных), передаю приказ найти такого человека, это делается сразу, и я тут же по телефону отвечаю на запрос. Это боевые звонки. Несколько контрольных карточек с красной полосой, то есть на уровне министра, и я должен подготовить соответствующие документы и в течение дня отправить. Боевой режим. — Но как же все-таки произошло, что перспективный ученый, криминалист, полковник МВД Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер превратился в «отца Андрея»? Чтобы так кардинально изменить жизнь… — Это можно сравнить с рождением ребенка. С одной стороны, случилось как будто «вдруг». Как в роддоме женщина мучается, напрягается и «вдруг» рожает. А с другой стороны, рождению ребенка предшествовал длительный период каких-то событий. У меня как-то так сложилось, что с детства была жажда истины, если хотите. Пусть даже она была облечена в форму официальной идеологии, марксизма-ленинизма. Я ведь прочитал не только те труды Маркса и Энгельса, которые обычно изучаются в институтах, но и многие другие. Особенно ранние работы Маркса. Сначала я шел в русле официальной идеологии, но при этом очень любил математику и философию. Тейяр де Шарден сыграл роль, Станислав Лем и другие такого рода философы. И я стал искать причину, смысл нашего существования, но, правда, в рамках рассудочной человеческой деятельности. Стал создавать гигантскую теорию, которая хотя бы для меня объясняла все, что происходит в мире. Да, появилась огромная эрудиция, но, сами понимаете, чтобы все это системно изучать, надо вариться в соответствующей среде. А поскольку я в основном все самостоятельно изучал, то была в этом и доля поверхностного, это был нескончаемый бег к горизонту.

http://pravoslavie.ru/95463.html

  Большей частью Гора пребывает погруженной в чистых солнечных лучах, и покрытой листвою многих видов деревьев. Еще бы, ведь она богата рощами 1 и пестрыми лугами-творением человеческих рук. И оглашается она звучанием птиц 2 всякого рода; и рои пчел там облетают цветы и наполняют тихим жужжанием воздух, и из всего этого ткется там некий необыкновенный густой пеплос 3 - то есть ковер - наслаждения, не только весною, но во всякий миг и время, так как всегда равно связан красотой круг четырех времен года к равной прелести каждого времени и наслаждению человеческих чувств.   Особенно, когда из глубины рощи и оных дерев утреннее пение соловья 4 совоспевает, так сказать, вместе с одиноко живущими там отшельниками, и сопрославляет Господа. Ибо он (соловей) имеет в груди и некую боговдохновенную кифару и природный природный псалтирий 5, и совершенное стройное звучание трубы, звуки гармоничной музыки 6, которая неожиданно охватывает слушателей. Вместе с тем, место орошается и переполняется многими источниками самоистекающих вод; потоки, извергающиеся здесь и там, рождаются как притоки бесчисленных источников и, тихо и тайно, как бы крадущие бег друг у друга, соединяют свое течение, словно специально (!) и незаметно как бы подобно чувствующим существам, претендующим на некую разумность и благородство поведения. Это раскрывает большую возможность тамошним монахам, чтобы, ведя невозмутимую жизнь, они обрели крылья молитвы в спокойствии (ησυχη) возносили души к Богу, так как Гора предоставляет много природных удобств для безмолвия (ησυχια), желающим шествовать на земле к небесному Гражданству. И подлинно, Гора доставляет все необходимое, преизобильное снабжая необходимым для разнообразного питания во всякое время имея все в своем доме (οικοθεν οικαδε). Несмотря на то, что Гору объемлет широкое море, доставляя ей из этого окружения, большую прелесть, то есть Афон как бы выростает из моря, и море, тем не менее, не позволяет Ему стать островом в собственном смысле, Так, море дает Горе выгоду и окружением воды — и тем, что через перешеек из вытянувшегося наружу по длине равно как и по ширине материка можно доставлять грузы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1624

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010