В Лк 13:4–5 Господь говорит: « Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ». В Ин 9:1–3 читаем: « И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ». Итак, Господу задают вопрос: в чем причина смерти от случайного несчастья? В чем причина болезни? И Господь отвечает: в самих по себе — ни в чем. Люди, погибшие от падения башни, были не виновнее всех прочих; ни слепорожденный, ни родители его — не причина слепорожденности. Но ретроактивно эти несчастья могут послужить причиной покаяния и «дел Божьих». То есть нечто по видимости бессмысленное осмысляется, тем смысл приобретая в нашем действенном ответе на него. Таким примерно образом строится христианское «богословие чумы», как мы сейчас увидим на примере пяти святоотеческих текстов: 1. Вторжение бессмысленного осмысляется его включением в горизонт предельного смысла: а именно верой в то, что и человеческий мир смыслов, и внечеловеческий мир бессмысленного суть творение и поле действия промысла Бога — Надмирного (сверх)Смысла. 2. Будучи включенным в горизонт предельного смысла, вторжение бессмысленного позволяет переосмыслить мир смыслов до вторжения: возможность покаяния, «перемены ума», переоценки наших прошлых представлений и действий. 3. Вторжение бессмысленного, будучи включенным в горизонт предельного смысла и тем давшее возможность покаяния, переоценки прошлого, дает шанс — в наших ответных практических действиях — на осмысленное созидание будущего — дает возможность для «дел Божьих». Таковы три составляющих «богословия чумы», богословия ковида: которое было ли нами создано? Прошли ли мы проверку на «покаяние» и «дела Божьи»? Или точнее: вообще говоря, «богословие чумы» уже давно создано Отцами Церкви — и, несмотря на огромный временной разрыв между созданием соответствующих текстов (IV в., XIV в., XIX в.) — обладает удивительным единством. И тогда спросим так: смогли ли мы актуализировать это святоотеческое «богословие чумы», применить его к пандемии ковида? После этого затянувшегося предисловия перейдем наконец к наставлениям Отцов.

http://blog.predanie.ru/article/navstrec...

До трагедии в московском метро был катастрофа «Невского экспресса», был пожар в «Хромой лошади»… Однако подавляющее большинство наших сограждан не пользуются высокоскоростными поездами и не посещают ночных клубов. Теперь взрывы в метро показали, что смерть может настичь каждого – молодого и старого, бедного и обеспеченного, москвича и приезжего… Для чего подобного рода страшные события попускаются нам Господом? Давайте вспомним небольшой отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1 – 5). «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Внемлем ли мы этому грозному предупреждению Христа? Или виновными в произошедшем у нас будут исключительного «власти», «кавказцы», «богачи-олигархи», «плохие» сотрудники правоохранительных служб? Кто угодно, но только не мы сами, не все наше общество в целом… В пьянстве, разврате, абортах и в практическом безразличии едва ли не доминирующего большинства наших соотечественников к собственной (временной и вечной) жизни мы тоже будем обвинять кого-то другого? А собственно, почему «будем»? Это уже давно происходит на практике. В подтверждение процитирую вам весьма показательные слова кинешминского священника Димитрия Иванова, не понаслышке знающего народную жизнь самой что ни на есть «глубинки». «Проблема в том, что наш народ не видит себя…. Тут мой друг говорит: «Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков». Он теперь в трансе — живёт под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная. «Ну, да», — отвечаю, — «это печально». А [друг] драматично так: «Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чём не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают — вот и всё. Как же так можно жить-то, батюшка?» А я что… я, конечно, знаю… Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и всё списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих- четвёртых лиц. Цыгане виноваты во всём, мигранты вот ещё. Да, и непременно жиды. И ещё «Единая Россия» … и Ленин. Ну, ещё сергианство и РПЦ МП. Барак Обама — само собой, а вот ответ из книги Бытия: «Жена, которую Ты мне дал….» [согрешила и ввела меня в грех]…. Люди не живут любовью — это значит, что живут ненавистью».

http://pravmir.ru/bog-zhdet-pokayaniya-b...

Другое дело, что здесь неуместным является навешивание ярлыков на конкретных людей, пострадавших в результате этих событий. Вспомним мудрые слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 1-5). Современный человек, к сожалению, живет в состоянии ублаготворенности, мнимой безгрешности и мнимой безопасности. Небывалые технические успехи ХХ века создали у него иллюзию, что он всецело защищен от природы, что он её владыка и повелитель. Более того, человек решил, что он сам себе бог, и Бог ему не нужен. Если человек не слышит тихого голоса Божьего в шелестящих страницах Священного Писания, в тихом голосе священника, дьякона или чтеца в церкви, то Бог начинает разговаривать с ним языком воды, огня и камня. Это напоминание не только жителям пострадавшего региона, это напоминание нам всем о том, что завтра это может прийти на нас: может гореть Москва , а наводнение может смести Санкт-Петербург. Вообще может быть, что угодно и где угодно. Все мы живем под покровом всемогущей десницы Божьей. Если мы жизнью своей плюем на все, то она может нас державно взять за шиворот и крепко встряхнуть. А если мы и тогда окажемся непонятливыми и неисправимыми, то просто вышвырнуть нас с этого пира жизни, который мы в простоте своей почитаем своим. Люди древнего мира и средневековья это понимали прекрасно. Иначе не появилась бы замечательная молитва литии, которая возникла в результате переживания стихийных бедствий и войн. «Еще молимся о еже сохранитися граду сему (или веси сей), и святому храму сему, и всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани: о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны» . Именно наше беззаконие во многом в глубоком онтологическом плане является причиной всех катастроф.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/19/es...

Задумаемся, соответствует ли настроение и поведение тех, кто отвергает все средства борьбы с ковидом, словам Апостола? Есть ли любовь в действиях и настроении тех, кто в штыки встречает все меры, направленные против разгула инфекции, кто не хочет носить маски, кто не желает соблюдать режим самоизоляции, кто поносит последними словами самое надёжное и, по сути единственное средство избавления от всемирной напасти – вакцину, созданную российскими учёными? Первопричина всех грехов – гордость, которая уничтожает любовь. Именно на гордости основывается и нынешнее ковидное безумие. От православных противников прививок мы слышим: «Нас Бог бережёт!» Казалось бы – добродетель доверия Богу. А на самом деле – гордыня, которая всегда прячется за мнимую добродетель. Думая, что Бог именно их убережёт от всеобщего бедствия, такие люди выделяют себя из общего числа людей: « Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Им не служит уроком, что от болезни уже умерло много верующих людей, гораздо более достойных, чем они. Здесь уместней вспомнить слова Иисуса Христа, сказанные в другом случае: « В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-5). Нынешняя пандемия – это повод к покаянию, повод к смирению, а не повод к превозношению над прочими человеками. Пока не поймём, что мы ничуть не лучше любого грешника, нельзя нам рассчитывать на милость Божию! Но пособники ковида всячески выделяют себя из общей массы человечества. Считая себя лучше тех, кто поражён болезнью, они, как всегда в этих случаях бывает, считают остальных хуже себя. Отсюда – сплошное недоверие и, как следствие – осуждение. Но ведь это означает отсутствие любви!

http://ruskline.ru/opp/2021/11/08/ob_ist...

Закрепление в Конституции Франции право на аборт нельзя рассматривать только с точки зрения демографии, миграционного кризиса и прочей статистики. Представьте, что в какой-нибудь стране разрешили убийство. Например, человеку не понравился прохожий, он ударил его топором по голове и привет. А кто-то возмутится: ну как же? Так у нас и народа-то не останется в нашей стране. Убийство – зло первого порядка. Убыль населения – неприятный факт, но уровень его греховности несопоставим с законной санкцией на убийство. В нашей многострадальной России в 1936 году были принята Сталинская Конституция, в которой было прописано много прекрасного. Но уже на следующий год началась кровавая вакханалия: хватали и расстреливали под любым предлогом. Ужас пронзает насквозь при чтении так называемых следственных протоколов, где откровенно об этом говорится. Например, Иван Иваныч сообщил, что его сосед Пётр Петрович плохо говорил о Сталине. Ну всё, привет, тройка ГПУ: расстрелять! Творилось страшное зло, но в законе об этом написано не было. А представьте, если бы в 1936 году был принят такой закон, что можно любого гражданина (если он не понравился) арестовать, расстрелять его и закопать во рву? Вот что сегодня происходит во Франции. Вымирание французов и засилье мигрантов – несопоставимо с тем злом, которое реализуется в результате конституционной санкции на убийство! Во Франции отрекаются от Бога. В России с советских времен в здравоохранении прописано право на медицинские процедуры, в том числе на аборт. Мы страдаем, кусаем локти и ногти. А что произошло во Франции? Они с большой радостью внесли право на аборт в основной закон Французского государства. Но мы должны помнить слова Спасителя: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2-5).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/vo...

И конечно, претензии Вольтера к христианскому Богу сформированы не чем иным, как европейскими христианскими ценностями, согласно которым Бог не просто благ в Своём существе, но и безгранично любит мир, Который Он создал. Харт спорит с христианскими проповедниками фундаменталистского толка, видящими в происходящем кару справедливого Бога или некий особый, неведомый нам замысел, поучительное событие, следствие первородного греха. На взгляд этих людей, невинные страдают не просто так, но это приносит нам всем духовный плод. Все эти ответы не устраивают автора рассматриваемой книги. Бог, Которого показывают такие проповедники и апологеты христианства, есть не что иное, как чистая воля неумолимого факта, управляющего всеми процессами мира, против которой невозможно ничего предпринять. Такое понимание Провидения служит отличным подспорьем для атеизма, считает Харт. В целом данный взгляд может быть обусловлен гностическими тенденциями в христианстве прошлых веков: неумолимый жестокий бог, Демиург, действующий в падшем мире, и человек, заключённый в плен материи, стремящийся освободиться от уз этого мира и вернуться туда, куда призывает его благой бог через эон Христа. Но мысль автора движется к истинному пониманию Евангельской вести, освобождающей от такого насилия божественного произвола: в страдании и смерти нет смысла, нет высшей цели, если рассматривать их сами по себе. Христос не дал ответа на то, почему одних побила башня Силоамская, а других убил Пилат. Пропорции между виной и наказанием, как и между добродетелью и наградой, часто вовсе не заметны или отсутствуют (об этом говорил и Кант). В дальнейшем Харт развивает один из самых громких выпадов не против существования Бога, но против мира, который создал Бог, мира, который как бы нуждается в страдании, чтобы стать благим по итогу истории. Мысли Ивана Карамазова отражают глубинный протест против всех традиционных оправданий зла в этом мире. Если слеза ребёнка необходима в Божественном замысле о конечной гармонии мира, даже если вся тварь будет блаженствовать вечно, такой мир и замысел Бога о нём Иван не может принять.

http://bogoslov.ru/book/6176742

Люди склонны воспринимать чужую беду как «заразную», даже если в случае с раком это явно не так, а страдальцев – как «виновных», которые заслужили плохое отношение. В религиозном контексте это очень быстро приводит к вере в то, что «Бог наказал» этих людей за грехи. Мы не знаем за какие – на вид вроде бы они люди тихие и добропорядочные, – но Бог-то точно знает. Но что говорит Библия ? Иногда земные беды действительно результат неправильного выбора самого человека, или целого сообщества. Как сказано в Евангелии, «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лук.13:1–5 ). Люди выбрали дорогу, ведущую к разрушению, они должны осознать это и свернуть – такими предостережениями полно Священное Писание . Из тяжелых событий надо извлечь уроки – «что мы делали не так?» – и исправить свои пути. Но в этом мире страдание – не обязательно результат личного греха. Младенцы, убитые Иродом, пострадали не за свои грехи – и не за грехи родителей. О слепорожденном Христос говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его» ( Ин.9:3 ). Святой Апостол Павел много страдал душевно и физически. Человек может быть праведником – и тяжко страдать. От враждебности окружающих, от болезней, от различных тяжелых обстоятельств. Мы живем в мире, глубоко поврежденном грехом – и этот мир не является справедливым. В этом мире Христос был распят. В этом мире, как говорит Апостол, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим 3:12–13 ). Справедливость в нём будет восстановлена только после возвращения Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Можно негодовать на владельцев " Хромой Лошади " — про которых было сказано, что " у них нет ни мозгов, ни совести " . Но давайте посмотрим правде в глаза — пренебрегать требованиями благоразумия и безопасности, и рассчитывать на то, что " как-нибудь пронесет " это не черта каких-то отдельных негодных людей — это глубоко укоренившийся худой обычай. Вряд ли стоит говорить, что веселившихся в " Хромой Лошади " постигло наказание свыше за нецеломудренные пляски, да еще и в пост.  Бог ожидает нашего свободного обращения - а если бы мы точно знали, что за неблагочестие нас постигнет немедленная и посюсторонняя кара, вера не была бы актом свободного выбора, и не была бы верой вообще. Благочестие превращалось бы в технику безопасности - не греши, убьет; посты бы соблюдались не из желания почтить Бога, а из желания избежать явной и очевидной беды. Бог не ищет смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив; трагедия в том, что грешники сами ищут своей смерти. Не Бог причинил смерть сгоревшим и задохнувшимся; грехи очень многих людей, беспечность, безответственность, нечестность, увы, ставшие обычной атмосферой нашего общества, в эту ночь нашли своих жертв. Многие вспоминали в эти дни слова Господа о башне Силоамской: " Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лук.13:4,5) " . Люди, веселившиеся в ночном клубе, были не грешнее многих других — да много ли народу у нас вообще помнит о том, что идет пост? Намного ли целомудреннее развлечений в " Хромой лошади " наши обычные телепередачи?  Разве только одни владельцы " Хромой лошади " " договариваются " с пожарниками? Перед всеми нами стоит перспектива оставить наши худые обычаи — или погибнуть. Есть старая мрачная шутка про разговор двух " новых русских " : Почему ты сегодня такой мрачный? Да вот, врач запретил мне водку и селедку! Говорит, что с моей печенью меня это убьет. Да мне тоже запрещал, я ему десять тысяч сунул — он сразу разрешил.

http://radonezh.ru/analytics/khromye-los...

Но не все говорить о себе; не может обойтись без слова любви и утешения и о самом почившем наша братская о Христе любовь к нему, столь сильно и скорбно пораженная его внезапным удалением из среды живых и переселением в область бессмертных духов. Что сие, еже о нем, бысть таинство? Почему именно с ним приключилась та страшная неожиданность, о которой мы только что рассуждали, от которой с болезненным смущением отвращается сердце наше, и о которой сожалеет наша любовь к почившему, столь памятному для нас кроткими и добродушными чертами своего характера, искреннею верою в Христа Спасителя, смиренным благоговением перед святою церковию православною, доброжелательными и незлобивыми отношениями в своим ближним, и многими другими поистине прекрасными и достолюбезными качествами, украшавшими его как человека вообще, и как пастыря духовного в частности? Поистине, не можем мы понять таинственного смысла, совершившегося над собратом нашим события, и потому весь суд о нем предоставим единому милосердному сердцеведцу – Богу. Не можем однако же не припомнить здесь для своего успокоения одного евангельского события. Однажды пришли ко Спасителю некоторые люди и рассказали Ему о Галилеянах, кровь которых внезапно пролита была по жестокосердному распоряжению Пилата. Иисус сказал им на это: не думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам!... Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю, вам! Как же именно учил Господь рассуждать о судьбе сих, так безвременно и внезапно отошедших в вечность людей? Весь суд об этом Господь предоставил себе, а для нас извлек из этих случаев и предложил одно только назидание, чтобы мы грешные были как можно осторожнее и были бы готовы во всякое время испить чашу смерти, дабы предстать неповинными на суд Господень. Но если не покаетесь, учил Господь, все также погибнете ( Лк. 13:1–5 ). Это значить, что мы должны не столько предаваться рассуждениям об участи и судьбе других и осуждением их деяний, сколько должны быть озабочены своею собственною участью, которая может быть и хороша и худа, и блаженна, и плачевна, судя по нашим деяниям и заслугам на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Помимо того, что идёт Специальная военная операция, на фронте гибнут воины, в Белгороде гибнут мирные жители, в том числе и дети (на что обратил внимание в своей реплике известный русский писатель Василий Дворцов, которого ныне некоторые ретивые борцы за толерантность даже призывают привлечь к уголовной ответственности), а тут проходит увеселительное мероприятие в крупном подмосковном центре. Кстати, билеты на концерт довольно дорогие. Причём, как обращали внимание сторонники такой ригористической точки зрения, концерт был рок-группы «Пикник», творчество которой, несмотря на поддержку Специальной военной операции её руководителем Эдмундом Шклярским, у православных вызывает закономерное отторжение, поскольку в символике и творчестве «Пикника» много оккультного, эзотерического, а порой и сатанинского. Всё это наложило отпечаток на эмоциональную реакцию, в том числе и наших читателей. К нам в редакцию приходило много эмоциональных откликов, реплик насчёт того, что теракт произошёл во время Великого поста, что это наказание людям, которые решили развлечься и т.д. Известны случаи негативной оценки тех, кто оказался в этот день в «Крокусе» и со стороны некоторых священнослужителей. Однако такую, порой чрезмерно ригористическую позицию критиковали многие, в том числе и священнослужители, призывавшие к сочувствию, «плакать с плачущими». Словом, оценки среди православных разделились. Причём, у каждой стороны есть своя правда. И тут хотелось бы обратить внимание на оценку духовно опытных священников, которые совершенно справедливо призывали обращать внимание не на грехи людей, которые пошли в Великий пост на концерт сомнительной рок-группы, а на своё духовное состояние. В этом смысле совершенно справедливо нам напоминали Евангельскую историю, когда Господь реагировал на подобного рода случаи, происходившие в Его времена. Речь идёт о галилеянах, которых жестоко были убиты Понтием Пилатом, что кровь их была смешена с кровью жертвенных животных. При этом Спаситель напомнил своим ученикам историю и о Силоамской башне: « В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1-5).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/25/ka...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010