См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Инга Оболдина , актриса//Фома. - – ноябрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.30-51. Клайв Стейплз Льюис: Настигнутый радостью Беседа с филологом, переводчиком и специалистом по Льюису Николаем Эппле . Беседовала Валерия Посашко . Фото Анны Гальпериной. В материале использованы кадры из фильма «Нарния», предоставленные кинокомпанией «ХХ век фокс»//Фома. - – ноябрь 2013. – С.30-37. – (раздел « Вера »). Имеется биографическая справка « Клайв Стейплз Льюис » (С.33, фотопортрет). разговора о Клайве Стейплзе Льюисе см. в следующем номере журнала «Фома». См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Инга Оболдина , актриса//Фома. - – ноябрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Священник Сергий Круглов . Ябеда-корябеда . Как не впасть в грех осуждения . Фото Джона Бигнелла//Фома. - – ноябрь 2013. –С.38-39. – (раздел « Вера »). in memoriam : Марина Журинская (1941-2013). Силоамская башня и новейшие обстоятельства . Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – ноябрь 2010. - С.40-43. – (раздел « Вера », рубрика «in memoriam»). Публиковалось в «Фоме» в феврале 2010 С.28-31/. См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Инга Оболдина , актриса//Фома. - – ноябрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Толковый словарь: Труд: страдание . Подготовил Юрий Пущаев. Ил.: Индустриальный Детройт. Деталь фрески на стене Института искусств в Детройте. Диего Ривера. 1932-1933//Фома. - – ноябрь 2013. – С.44. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.45. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . В «очень хорошем» аду. 3 ноября Церковь празднует память преподобномученика Неофита (Осипова). Фото Владимира Ештокина и документальное фото, предоставленное автором//Фома. - – ноябрь 2013. – С.46-47. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-127...

«Башня Силоамская»: точно трудно определить, что это была за башня. Силоамский источник протекал при подошве Сионской горы с южной стороны Иерусалима; разделившись на два ручья, он протекал через два резервуара или колодца, из которых один назывался верхним, а другой нижним. Здесь некогда был царский сад, окруженный стеной ( Неем.2:13 ). Оставалась ли эта башня на развалинах этой стены, или это была башня в стене, которой окружена была гора Сионская с этой стороны, по какому случаю упала эта башня, были ли это преступники, заключенные в этой башне, которые были погребены под ее развалинами, или то были рабочие, или богомольцы, пришедшие к этому источнику, считавшемуся священным, – ничего неизвестно. Впрочем, важно не самое событие, а то значение, какое дает ему Спаситель, и то назидание, какое Он из него выводит в предостережение всем. Нет ли и здесь прикровенного указания на разрушение Иерусалима? (ср. Феофил.). Лк.13:6–9 . «И сказал сию притчу»: от беды, постигшей Галилеян, умерщвленных Пилатом, и восемнадцати человек, задавленных упавшей башней, по поводу которых Господь косвенно предсказал беду целому народу, если не покается, взор Господа переносится на это бедствие, ожидающее целый избранный некогда народ, и Он произносит притчу об этом, которой между прочим объясняется и причина долготерпения Божия, не погубляющего пока целый народ так, как погибли Галилеяне и восемнадцать человек. – «Имел в винограднике смоковницу»: необычное дело садить смоковницу в винограднике, но эта необычность допускается в речи Господа по высшему смыслу притчи. Под виноградником разумеется целый мир; под смоковницей же разумеется народ еврейский, одиноко по своему положению и назначению стоявший среди других народов, как бы одинокая смоковница в винограднике.– «Третий год прихожу» и пр.: три года – время достаточное, чтобы дознать, плодовито то дерево или нет. Если и в третий год на ней нет плодов, то, значит, она бесплодна и ее надобно срубить; зачем ей и землю занимать? Можно посадить на месте ее плодовитое дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лк.13:2 . И отвещáв Иисýс речé им: мнитé ли, яко Галилéане сии грешнейши пáче всех Галилéан бяху, яко тáко пострáдаша? Лк.13:3 . Ни, глагóлю вáм: но áще не покáетеся, вси тáкожде погибнете. (Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.) Думаете ли (мните ли) вы и пр. Сообщавшие об избиении галилеян, по всей вероятности, думали, что несчастная смерть их была наказанием от Бога за их особенную пред другими греховность. Иисус Христос не отвергает того, что Бог нередко карает людей бедствиями за грехи, и что убитые галилеяне грешны, но не утверждает и того, что они были грешнее прочих, не пострадавших, и при этом вразумляет, что из чувства любви и сострадания не следует так строго судить о своих ближних, как бы похваляя себя, – что если они сами не пострадали так, значит, они праведнее пострадавших: нет, говорю вам, они нисколько не грешнее вас. И вы сами такие же грешники, как и те, и вы также погибнете, если не покаетесь, т. е. вообще навлечете на себя гнев Божий; в частности, толкователи здесь видят намек со стороны Господа на суд Божий над всем Еврейским народом, который имел совершиться в разрушении Иерусалима и разорении Палестины при Тите в 70 году по Р. Хр. Тогда погибло множество иудеев в Иерусалиме, разрушен был и храм, где приносились жертвы (см. Мф.24 ). Такому объяснению благоприятствует и высказанная Иисусом Христом вслед за тем, притча о бесплодной смоковнице» (Мих.). Лк.13:4 . Или óни осмьнáдесяте, на нихже падé стóлп Силоáмский и поби их, мните ли, яко тии дóлжнейши бяху пáче всех живýщих во Иерусалиме? Лк.13:5 . Ни, глагóлю вáм: но áще не покáетеся, вси тáкожде погибнете. (Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.) При рассказе о погибших галилеянах, Господь припоминает еще случай внезапной погибели, это – умерщвление 18-ти человек упавшею Силоамскою башнею. В этой несчастной смерти так же, как и в погибели галилеян, могли видеть гнев Божий за особенную пред другими греховность убитых. Но из этого обстоятельства Иисус Христос выводит такое же назидание, какое выведено Им из случая погибели галилеян, т. е. что и эти погибшие не грешнее прочих, что и прочие могут быть также наказаны от Бога, если не покаются. Что была за башня Силоамская, по какому случаю она упала и кто были убиты ею – заключенные ли в ней преступники, или рабочие или богомольцы, пришедшие к считавшемуся священным, Силоамскому источнику, где стояла башня, все это неизвестно. Но важно не самое событие, а то назидание, какое выводит из него Господь. (Мих.). Можно думать, что и здесь Господь делает намек на разрушение Иерусалима за отвержение Его, Мессии, иудеями. Притча о бесплодной смоковнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Выражение которых кровь Пилат смешал с жертвами их указывает на то, что описанный у Луки эпизод произошел в то время, когда галилеяне приносили жертвы. Заклание жертвенных животных происходило в храме Иерусалимском. Речь, следовательно, идет о группе паломников из Галилеи, которые пришли в Иерусалим для того, чтобы принести жертвы, и там во время жертвоприношения по каким-то причинам были умерщвлены воинами Пилата. Их кровь смешалась с кровью жертвенных животных. Очевидно, что инцидент произошел незадолго до того, как о нем рассказали Иисусу: история преподнесена Ему как свежая новость. Евангелист ничего не говорит о том, кем были люди, поведавшие Иисусу о происшествии. Судя по упоминанию о том, что они «пришли», вероятно, что они либо были очевидцами события, либо пришли оттуда, где слышали об этой новости от ее очевидцев. Возможно, пришедшие были из числа книжников и фарисеев, которые хотели увидеть, как Иисус отреагирует на новость. Вероятно, от Него ожидали, что Он либо осудит поступок Пилата, либо даст какое-то объяснение произошедшему исходя из общепринятого представления о Божественной справедливости. Иисус, однако, не дает никакой оценки действиям префекта. Что же касается Божественной справедливости, то Он показывает, что она не может измеряться мерками человеческой справедливости, основанной на принципе адекватного воздаяния: между конкретным грехом и конкретным воздаянием нет прямого соответствия (Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. P. 7). От этой мысли, выраженной в форме вопроса, Иисус переходит к главной теме Своей проповеди. Мы помним, что Его проповедь началась с призыва к покаянию (Мф 4:17; Мк 1:15). Рассказ о безвременной гибели галилеян становится для Него поводом, чтобы вновь призвать к покаянию тех, кто остается в живых: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:2–5). Силоамская башня: смерть не настигает только самых грешных

http://foma.ru/besplodnaya-smokovnitsa.h...

Выходит, что Бог не предал их в руки Пилата и не погубил каким-нибудь другим образом по причине их добродетелей. Они ведь не как прочие грешники. Таково бывает у человека фарисейское самомнение, соединенное с осуждением ближнего. Грехи последнего так ясны, так наглядны, что приводят в изумление, как земля не поглотит его. А сам осуждающий? Чист и невинен. У него так и явствуют одни добродетели. И спешит благодарить Бога за них сущий грешник. А происходит это от любви наблюдать за ближним и зорко примечать его падения. Но как он встает после падений, как кается и просит у Бога прощения, то остается неизвестным. Напротив, что касается себя, так человек помнит всякое добро, сделанное им, и легко забывает свои неправды, грехи и беззакония. Они все кажутся ему столь ничтожными, что и грехами называть их нельзя. Так человек и записывает себя в разряд праведных, а ближнего причисляет к грешникам. Постигнет ли последнего какая либо беда, у мнимого праведника сейчас найдется и основание объяснить ее возмездием за грехи. Но вот послушайте, как Господь Иисус Христос разубеждает таковых, мнящих себя быти праведными. Иисус сказал им на это: «думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:2–3 ). Спаситель требует покаяния от мнимых праведников. Значит, Он их почитает не праведными, а грешниками наравне с убитыми галилеянами. Да и наказание Он предвещает одинаковое. При сем Спаситель воспоминает о другом печальном событии, которое, быть может, истолковывалось подобным же образом. Когда-то в Иерусалиме обрушилась силоамская башня. Под своими развалинами она похоронила восемнадцать человек. Рабочие ли это были, или преступники, заключенные в ней, неизвестно. Воспоминая об этом событии, Спаситель и говорит: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Конечно, можно заразиться где угодно и чем угодно, если попустит Бог (особенно, если причащаешься недостойно), и не самыми грешными были люди, на которых упала Силоамская башня. Бог попускал и попускает моры, поветрия и другие бедствия ради вразумления людей, когда они забывали о Вечной Жизни, работали на временную. А сейчас мало того, что многие погрузились в неё, распространяются мерзкие пред Богом пороки, процветает торговля органами далеко не в установленных законом рамках, работает каннибализм, жертвой которого становятся неродившиеся младенцы. Сколько бы ни гадали о происхождении коронавируса, Бог попустил его и Силоамская башня падает на грешников и негрешников. Падение Силоамской башни было строгим предупреждением живым грешникам. Коллективная ответственность получается, ведь в назидание гибнут люди и недостойные такой участи. Вся церковная общественность (сознательно употребляю это слово, потому что многие, пишущие в интернете, называют себя православными, но по сути такими не являются) очень волнуется по поводу святости Святых Даров. Некоторые владыки более разумно и спокойно призывают верующих воздержаться от участия в богослужениях, а клирикам дезинфицировать священные предметы. Всё это делается, дабы не ввести в соблазн неутвердившихся в вере. Но значительная часть епископата, не поддерживает необходимость вытирать лжицу спиртом, хотя бы по бессмысленности этого действия в санитарном смысле. Так, например : «О невозможности заразиться через причастие. Конечно, необходимы меры предосторожности, но в то же время – вот некоторые говорят, что в причастии там можно что-то передать этот вирус… – но на самом деле, даже если говорить со светской точки зрения, мы для причастия употребляем вино, это вино содержит спирт, и поэтому каждое причастие ложечка обеззараживается и все [для причастия обычно используется кагор, средняя степень содержания спирта которого – 16-17%. Перед самим причащением вино еще разбавляется горячей водой]. А как верующие люди мы говорим, что там, где святыня, там никакие болезни не бывают. И две тысячи лет… не было ни одного случая, чтобы кто-то заболел, тем более священнослужители пользуются теми же самыми чашами и лжицами, и такого случая, чтобы батюшка заболел от причастия – ну просто не было» (знаю священников, многие годы бесстрашно служащих в храмах в СИЗО при туберкулезных больницах, и все они живы).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/11/ch...

Обогнув гору Морию, мы находим при соединении ее с горою Сионскою, в ущелье, купальню Силоамскую, куда Спаситель послал умыться слепого от рождения и который здесь прозрел. Дорога туда проложена по крутым ребрам скалы. Этот водоем также ясно обозначен в книге Неемии: «И врата источника созидаше Соломон сын Халезеов… той созда их, и покры их, и постави двери их, и затворы их, и вереи их и стену купели Силоамли к вертограду Цареву и даже до степеней низходящих от града Давидова. По немже созидаше Неемия сын Завухов… даже до вертограда гроба Давидова, и даже до купели устроенныя и даже до Дому сильных» ( Неем 3:15–16 ). Мне кажется, что этот цитат из Неемии не был замечен писавшими о Иерусалиме, он совершенно рисует местность. Мы говорили уже о вершине Сиона, где находится гроб Давидов: скат Сиона был осенен вертоградом; от самой вершины шло крыльцо вниз к дому сильных, передовой страже Царских палат. Число этой стражи определено в Песни Песней: «Шестьдесят сильных окрест его от сильных Израилевых» ( Песн 3:7 ). Поблизости от дому сильных находилась купальня Силоамская, огражденная стенами. Она сохранила еще остатки своего великолепия: на дне глубокого бассейна, образованного параллелограммом, видны еще плиты мраморного помоста и основания нескольких колонн. Этот бассейн находится против небольшой пещеры, где таится самый источник; туда спускаются по двадцати ступеням или более; подземный канал соединяет этот источник с источником Пресвятой Марии или Смоковничным, как мы уже сказали; мне говорили, что арабы силоамские неоднократно проходили из одного в другой; но сообщение это очень трудно. Источник Силоамский был важным пунктом при всех осадах Иерусалима. Здесь, на оконечности горы Сионской, при стенах, окружавших купальню Силоамскую, была башня, о которой сказал Спаситель: «Или вы думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила, были грешнейшими из всех живущих в Иерусалиме?» ( Лк 13:4 ) Выходя из ущелья источника Силоамского, вы видите у подошвы горы Сионской стоящее посреди дороги и возвышенное на площадке большое шелковичное дерево; его вековой пень совсем раздвоился, отчего широкие ветви разметались на две стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Ясно, что мы нашли две причины своевременной и несвоевременной смерти, противоположные между собою: праведность и грех . Посмотрим, не можем ли мы найти также иных причин. Да, находим, именно, – хотя ты и не веришь этому, – то, что Бог может возбудить болезнь или обиды людей. Умирают не только по причине козней человеческих, а и по допущению Божию, подобно тем, на которых упала башня (Силоамская), о которых Иисус говорил: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» ( Лк.13:4 ). А бывает иная причина и своевременной смерти, как исполнилось это на Павле. Не напрасно и не неправедно был долговечен этот праведник: «а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:24 ), иначе он быстро отправился бы ко Христу: он желал оставаться во плоти ради проповеди. Таким образом и пророки по этим же причинам вели долгую жизнь для пользы многих. Вот мы показали уже три причины своевременной и несвоевременной смерти; желаете ли вы также знать и четвертую причину? Авраам обновился от старости к юности, чтобы родить детей. Желаете ли также знать пятую причину, которая несказанна и удивительна? Смерть младенцев, которые были убиты в жестокое правление нечестивого Ирода: они были умерщвлены не по причине праведности или грехов и не были восхищены по причине злобы, но были убиты вследствие жестокости сердца: Ирод убил их по своей злобе. А почему, скажут, погибли во время потопа? Мы скажем: истреблены были по повелению Божию за свои грехи. А почему – младенцы израильские? Почему – первенцы египетские? И те по какой-либо причине. Как те, которые были истреблены в потопе, так и те, которые были убиты Иродом, и те, которые убиты в Египте: все по разным причинам. Так как причины смерти отдельных людей различны, то должно исследовать, каковы они. Во время Ноя – чтобы не распространялось зло, во время Христа – не так; египтяне погибли за грехи отцов, израильтяне же по причине злобы египтян. Но если ты скажешь, почему Он не погубил сразу всех грешников, то я скажу: придет суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лк.13:4 .  Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Лк.13:5 .  Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Не один только случай с галилеянами может поразить ум и сердце. Господь указывает еще, очевидно, совсем недавнее событие, именно, падение Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать человек. Неужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные жители Иерусалима 16 ? Что это была за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной близости к Силоамскому источнику ( ν τ Σιλωμ), который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима. «Все» – опять намек на возможность погибели всего народа. Лк.13:6 .  И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; Лк.13:7 .  и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Лк.13:8 .  Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – Лк.13:9 .  не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но – такой вывод должно сделать из сказанного – скоро его терпение может истощиться, и он ее срубит. «И сказал» – сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около Него ( Лк.12:44 ). «В винограднике... смоковницу». В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает почва, растут смоковницы и яблони (Тренч, с. 295). «Третий год прихожу...» Точнее: «три года прошло уже с тех пор, как стал я приходить» ( τρα τη, φ´ ο). «На что она и землю занимает?» Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. «Занимает» – точнее: вынимает силу из земли – влагу ( καταργε).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Иерусалиме упала Силоамская башня и своим падением убила восемнадцать человек. Указав на сие происшествие, Христос Спаситель извлек из него следующее рассуждение: они осьмнадесяте, на нихже паде столп Силоамский и поби их, мните ли, яко тии должнейши бяху паче всех живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Сей пример ведет к общему заключению, что в общественном бедственном происшествии, для неразумеющих случайном и непонятном, разумеющие и верующие должны видеть прещение суда Божия, которое некоторых поражает, а всем должникам правосудия Божия, то есть грешникам, угрожает, чтобы возбудить их к покаянию и предохранить от дальнейшего наказания и даже погибели. На притчу о смоковнице ( Лк. 13:6–9 ) «Воскресное чтение», 1817 Смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену: и прииде ища плода на ней (ст. 6). Значение сей притчи Спасителя легко понять: смоковница есть человек, а господин винограда – Творец наш. Итак, Творец не напрасно поставил нас в вертограде мира! Он призвал нас к жизни, Он отечески хранит и питает нас для того, чтобы мы возрастали здесь для вечности и принесли плоды во время свое! Плодов ждет от нас Господь и Владыка живота нашего! Пусть же теперь каждый станет пред самим собою, как господин винограда пред смоковницей, и вопросит себя о плодах! Вот уже прошло несколько десятков лет, как мы живем в вертограде Господнем; вот уже приближается то время, когда нам должно будет явиться пред лицо нелицеприятного Судии и дать Ему отчет в своей жизни! Но где плоды наши? Где доказательство того, что мы жили здесь не напрасно – что мы умели ценить благодеяния и милости Господни, так щедро изливаемые на нас? Я, говорит один, я обработал поле, изобрел промысел, упрочил свое благосостояние, приобрел семейство, воспитал детей… Хорошо! Но здесь еще не видно плодов, желанных Господом. Это показывает только, что ты жил и действовал. Но к доброй ли цели направлял свои действия, приобрел ли что для вечности и спасения души своей – еще неизвестно. Итак, подобные действия твои, любезный собрат, суть только листья, которые не останутся до весны вечной, – листья, которые некоторое время будут расти и зеленеть, но потом опадут и увянут на веки!

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010